Меню

ценность имени существительное в речевой коммуникации



Слова в коммуникации

Слова нужны в коммуникации для того, чтобы при обсуждении чего-либо или кого-либо его как-то называть, именовать. Каждое используемое слово имеет свое звучание, буквенную оболочку, индивидуальное лексическое (смысл слова) и типичное грамматическое (признаки слова как части речи) значение. Например, [клат] — клад’, его индивидуальное лексическое значение — «зарытые или спрятанные деньги или ценности»; грамматическое значение слова «клад» — имя существительное мужского рода, первого склонения, в единственном числе, в именительном падеже.

Слово как единица языка

Слова представляют собой основную и самую подвижную часть языка. Основное назначение слов в языке — служить именами, названиями предметов, живых существ, процессов, признаков, свойств, действий и т.п. (дерево, дом, река, хлеб, автомобиль, бабочка, динамичность, красивый, бежать, смотреть и пр.). Эта связь с тем или иным явлением действительности называется лексическим значением слова. В лингвистике раздел о значении слов представлен лексикологией, а слова как единицы называют лексемами. Обозначая предмет, процесс, признак, свойство и т.д., тем самым слово выполняет свою основную функцию — номинативную или назывную [1J.

Так как мы живем в постоянно меняющемся мире, логично было бы предположить, что всякий раз, когда в жизни народа появляется какая-либо новая реалия, в языке должно появляться слово, ее обозначающее. Однако это не так. Очень часто язык решает задачу наименования новых реалий не путем создания новых слов или заимствования их из других языков, но путем придания уже существующим словам новых значений. Так, например, слово нос первоначально обозначало только часть лица, позднее оно приобрело значение передняя часть корабля. Слово бумага первоначально обозначало только материал для письма, позднее же приобрело в разговорной речи значение документ.

Но мы можем обратить внимание и на появление новых слов в языке. Этот процесс постоянный, так было всегда, особенно бурно он протекает в годы реформ, перестроек и революций. В лексике, использующейся в русском языке в начале XXI в., широко присутствуют слова банкомат, мобильник, ноутбук, риэлтор, интернет, гастарбайтер, онлайн, франшиза и много др., которых не было в конце XX в. Это влияние глобализации и информационной революции, так язык реагирует на происходящие изменения в обществе.

Большинство слов любого языка многозначно. Многозначность позволяет говорящим экономно расходовать средства языка: если бы каждое слово имело только одно значение, количество слов в языке увеличилось бы во много раз.

Из общего числа значений многозначного слова выделяется одно основное значение и одно или несколько переносных. Чтобы лучше понять разницу между прямым и переносным значением, рассмотрим значения слова стол:

  • • предмет мебели, представляющий собой, как правило, горизонтальную доску на ножках;
  • • угощения, яства (у них был богатый стол);
  • • компания людей, сидящих за столом <от нашего стола — вашему столу).

Основным здесь является, конечно же, первое значение. Остальные два сформировались в результате переносного употребления слова.

Следовательно, слово называет не только отдельно взятые предметы, явления, но и целые классы явлений, обладающих общими характерными признаками. В этом случае мы говорим, что слово обозначает понятие и выполняет, таким образом, обобщающую функцию.

Следует иметь в виду, что в языке существует несколько групп слов, которые не называют понятий, но очень значимы, особенно в процессе общения. К ним относятся: 1) междометия: ай, ах, ох, ого, ух и пр., которые лишь выражают всевозможные оттенки чувств говорящего, не называя самих этих чувств; 2) служебные слова: предлоги (из, на, о, от); союзы (и, но, или и пр.) и частицы (только, лишь, ведь и т.п.); 3) местоимения я, он, тот, этот, какой, сколько и т.д., которые лишь указывают на предметы, признаки, количества, но не называют их; 4) имена собственные: Алексей, Татьяна, Иванов, Ва- сильевка, Демидово и т.п. [1 ]. Имя Алексей, например, может носить множество людей, но это вовсе не значит, что эти люди обладают какими-либо общими признаками, по одному имени Алексей можно сказать лишь, что это лицо мужского пола, но неизвестно, какой именно он: молодой или старый, худой или полный, невысокий или рослый, интеллектуал или глупец, невзрачный или красавец.

Кроме названия отдельных предметов, явлений и обозначения понятий слово может выражать также отношение говорящего к названному объекту: положительную или отрицательную оценку, разнообразные оттенки эмоций. Например, демагогия, чиновник. Они могут встречаться в разных сочетаниях с другими словами, которые будут недвусмысленно свидетельствовать о том, что эти слова указывают на положительное или отрицательное отношение говорящих к названным явлениям.

Читайте также:  определи и напиши падеж над существительным со значением действия

Оценка может быть разной и проявляться по-разному в языке. Слова могут представлять собой названия явлений как хорошего и плохого с общепризнанной в данном языковом коллективе точки зрения: добро — зло; хороший — плохой; человечный — жестокий; альтруист — эгоист; герой — трус и т.п.

Источник

Методика изучения имени существительного

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет, выражает это значение в формах рода, числа и падежа. В лингвистике понятие предметности рассматривается обобщенно. Это названия конкретных предметов (ваза, стол), лиц, живых существ (ученик, девочка), растений (берёза, колокольчик), веществ (серебро, соль), географические названия (Волга, Сочи), явления природы (гроза, ветер), качества и свойства в отвлечении от носителя (темнота, синева), состояние (радость, грусть), действие в отвлечении от субъекта (полёт, ходьба). В начальных классах происходит практическое знакомство учащихся с разнообразием семантики имен существительных.

При изучении данной части речи школьники усваивают важный синтаксический признак существительных — их способность присоединять имена прилагательные и глаголы и сочетаться с ними по способу согласования (страшный рассказ, вечерняя прогулка и др.).

Задачи изучения имени существительного сформулированы Т. Г. Рамзаевой. Таковыми являются:

  • 1) формирование грамматического понятия «имя существительное»;
  • 2) овладение умением различать по вопросу одушевленные и неодушевленные имена существительные;
  • 3) формирование умения писать с большой буквы фамилии, имена и отчества людей, клички животных, географические названия;
  • 4) ознакомление с родом имен существительных, употребление Ь у существительных с шипящими на конце;
  • 5) развитие умения изменять имена существительные по числам, распознавать число;
  • 6) выработка навыка правописания падежных окончаний имен существительных (кроме существительных па -ия, -ий, -ие, а также кроме творительного падежа существительных с основой на шипящие и Ц: свечой, плащом, огурцом);
  • 7) обогащение словаря новыми именами существительными и развитие навыков употребления их в речи;
  • 8) развитие логического мышления учащихся (овладение операциями анализа, сравнения слов, обобщения и др.).

М. Р. Львов выделяет ступени работы над понятием «имя существительное».

Первая ступень предполагает первоначальное знакомство школьников с основным семантическим признаком имени существительного — предметностью, имеющей обобщенный и абстрактный характер (например, слова мороз, краснота, бег не воспринимаются ребенком как конкретные предметы). Для наблюдения существенных признаков данной части речи рекомендуется использовать конкретный языковой материал. В механизме осознания общего грамматического значения имени существительного значимую роль играют вопросы: сначала вопросы именительного падежа, в дальнейшем — вопросы косвенных падежей. Механизм задавания вопросов расширяется, становится универсальным.

На второй ступени осознание учащимися отличительных признаков данной части речи происходит на основе перехода от морфологии к синтактическим отношениям, связям внутри предложения. Умение ставить вопросы к словам требует, как минимум, знакомства с главными членами предложения. Школьники осознают функцию имени существительного в речевой конструкции, передающей мысль говорящего.

Третья ступень связана с изучением рода имен существительных.

Па четвертой ступени осуществляется ознакомление с изменением формы имени существительного (изменением по числам и падежам).

При изучении рода имен существительных необходимо учитывать структурно-семантические и грамматические особенности данной категории, которая занимает центральное место в грамматической системе имени существительного. Категория рода является главным средством выражения предметности. В процессе ознакомления с родом школьники осваивают структурно-семантические особенности сочетаний имени существительного с согласуемыми с ним прилагательными и глаголами.

Категорию рода в единственном числе имеют изменяемые и неизменяемые слова. Во множественном числе имена существительные не обладают этой категорией. Собственно морфологическим средством выражения родовых различий являются окончания. Каждый род располагает своей системой окончаний. У младших школьников возникают трудности при распознавании рода существительных по данному признаку, так как в русском языке много слов с безударными окончаниями. Кроме того, у существительных разного рода могут быть одинаковые окончания. В практике начального обучения род имен существительных определяется с помощью замены имен существительных личными местоимениями он, она, оно, путем подстановки притяжательных местоимений мой, моя, мое.

Для ознакомления младших школьников с данной грамматической категорией подбираются три имени существительных (например, пенал, книга, яблоко). Учащимся предлагается составить мини-текст по вопросам учителя с именем существительным пенал. При чтении составленного текста учащиеся обнаруживают в нем ошибку — повторение в каждом предложении одного и того же имени существительного. Детям предлагается отредактировать текст. В процессе редактирования школьники предлагают заменить имя существительное в одном из предложений словом он. В результате наблюдения учащиеся делают вывод, что имя существительное пенал можно заменить словом он. Далее школьникам предлагается речевая ситуация, предполагающая употребление в высказываниях детей притяжательного местоимения мой: «Представь, что этот пенал принадлежит тебе. Как ты об этом скажешь? (Пенал мой.)».

Читайте также:  имя существительные на суффикс чик щик

Делается обобщение, вводится термин «имя существительное мужского рода». Также происходит знакомство с именами существительными женского и среднего рода.

На начальном этапе работы с категорией рода имен существительных Т. Г. Рамзаева рекомендует в качестве языкового материала использовать слова в именительном падеже. Затем можно предлагать учащимся тексты, в которых существительные употреблены в косвенных падежах. При изучении данной категории целесообразно предлагать для наблюдения имена существительные, распознавание рода которых вызывает у них затруднения (карамель, тюль, медаль, помидор и др.).

Для выражения родовых значений в лингвистике выделяются также лексические, словообразовательные и синтаксические средства. Так, категория рода выражена лексически в некоторых названиях людей и животных (мальчик — девочка, петух — курица). Словообразовательные средства имеют место лишь в названиях людей и животных (пианист — пианистка, медведь — медведица, заяц — зайчиха). К синтаксическим средствам относятся формы согласования (холодный ветер, холодная погода, холодное утро). В связи с этим необходимо осуществлять практическое знакомство учащихся и с данными средствами.

Ознакомление с изменением имен существительных по числам происходит с учетом основных признаков данной словоизменительной категории, которая выражается в противопоставлении соотносительных форм единственного и множественного числа, значения единичности (множественности) предметов (город — города, облако — облака, страна — страны). Основным средством выражения числа являются окончания.

При изучении этой темы в качестве языкового материала используется имя существительное в форме единственного и множественного числа. Например, книга — книги. Учащимся предлагается определить, сколько предметов обозначает существительное книга. (Один предмет.) После этого дастся определение понятию «имя существительное единственного числа». Аналогично происходит знакомство с формой множественного числа. В результате учащиеся делают вывод, что имя существительное изменяется по числам.

Далее проводится наблюдение над изменением окончания при изменении имени существительного по числам. Школьникам предлагается выделить окончания имени существительного в единственном и множественном числе и определить, что происходит с окончанием при изменении имени существительного по числам. Дети приходят к выводу, что при изменении имени существительного по числам окончание изменяется.

В русском языке не все имена существительные изменяются по числам. Программой по русскому языку предусмотрено знакомство с именами существительными, которые употребляются только в единственном или во множественном числе (сахар, ножницы).

Ознакомление с понятием «склонение», изучение падежей осуществляется с учетом следующих положений. Падеж в лингвистике определяется как словоизменительная категория, выражающая отношение обозначаемого существительным предмета к другим предметам, действиям, признакам. Усвоение категории падежа зависит от понимания связи слов в предложении, поэтому работу над падежами следует начинать после того, как учащиеся научатся выделять в предложении слова, связанные но смыслу и грамматически.

При изучении данной грамматической категории школьники получают теоретические сведения о склонении имен существительных, особенностях каждого падежа. Эти знания позволяют учащимся усвоить механизмы включения имей существительных в речевые конструкции — словосочетания, предложения, текст. Кроме того, учащиеся получают теоретическую основу для проверки правописания безударных падежных окончаний.

В начальных классах склонение рассматривается как изменение окончаний имен существительных по вопросам, которые выражают различные отношения имени существительного с другими словами. Ознакомление школьников с понятием «склонение» рекомендуется осуществлять на основе функционального подхода, позволяющего учащимся осознать функции всех падежных форм в выражении мысли.

Для наблюдения используется текст, в ходе анализа которого школьники замечают, что в каждом предложении повторяется одно и то же имя существительное. Детям предлагается установить связь этого имени существительного в каждом предложении с другим словом. Учащиеся последовательно читают предложения, задают вопрос к имени существительному. Так происходит знакомство с падежными вопросами.

Далее проводится наблюдение над изменением имени существительного и его окончаний в сочетании с разными словами, что позволяет учащимся сделать вывод: изменение окончаний существительного по вопросам называется изменением по падежам. Затем осуществляется знакомство школьников с названием каждого падежа, падежными вопросами, дается определение понятия «склонение».

Сознательное употребление имени существительного в определенном падеже предполагает наличие у детей умения отличать один падеж от другого. В процессе изучения падежей школьники усваивают признаки каждого падежа — вопросы, предлоги, окончания, синтаксическую функцию. Вопросы, предлоги и окончания разных падежей могут совпадать, что приводит к возникновению у учащихся трудностей в определении падежа. Поэтому распознавание падежей должно производиться по совокупности признаков.

Читайте также:  когда пишется е или и в падежных окончаниях существительных

Падежные вопросы при определении значения падежей играют второстепенную роль, но их использование на основе языковой интуиции безошибочно. Т. Г. Рамзаева отмечает, что при формировании умения использовать вопросы для распознавания падежей необходимо обеспечить знание учащимися падежных вопросов, владение умением задавать вопрос к существительному от того слова, к которому оно относится. С этой целью рекомендуется сравнивать вопросы всех падежей, выделять сходные вопросы, а также вопросы, свойственные только одному падежу. В процессе наблюдения над падежными вопросами следует обращать внимание учащихся и на смысловые вопросы. Так, например, вопрос «Где?» нельзя использовать для распознавания падежей, так как на этот вопрос отвечают родительный, дательный, творительный и предложный падежи.

Показателем падежной формы слова в предложении является также предлог. В связи с этим в процессе изучения падежей необходима специальная работа над предлогами. Результаты наблюдений над употреблением предлогов с определенным падежом рекомендуется обобщать в виде таблицы «Падежи и предлоги». Т. Г. Рамзаева считает, что предлоги целесообразно в таблице помещать перед вопросами, так как в речевой практике они всегда предшествуют существительному, отвечающему на тот или иной вопрос.

Т. Г. Рамзаева указывает на нецелесообразность механического запоминания учащимися предлогов, которые употребляются только с одним падежом (например, предлоги до, от, без, из, для, около употребляются с родительным падежом; предлог к — с дательным; про, через — с винительным; над — с творительным; о, об, при — с предложным). Для осознанного усвоения школьниками предлогов той или иной падежной формы рекомендуется сопоставить все представленные в таблице предлоги, выделить среди них такие, которые употребляются только с одним падежом. Кроме того, необходимо чаще предлагать учащимся склонять имена существительные с такими предлогами.

С целью повышения эффективности формирования умения определять падеж имени существительного учащиеся должны овладеть следующей последовательностью действий:

  • 1) установить связь слов в предложении и найти то слово, от которого зависит имя существительное;
  • 2) по вопросу и предлогу определить падеж.

Сложным для усвоения является теоретический материал о типах склонения имен существительных. Т. Г. Рамзаева считает, что для активизации познавательной деятельности учащихся и более прочного усвоения данного материала необходимо так организовать процесс изучения типов склонения существительных, чтобы учащиеся самостоятельно выявили признаки, по которым имена существительные делятся на три склонения.

М. Р. Львов определяет два подхода к изучению трех склонений имен существительных: исследовательский и догматический. В соответствии с исследовательским подходом школьникам предлагается ряд имен существительных: страна, земля, папа, дядя, стол, окно, степь. Из данного ряда слов учащиеся выделяют существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я, затем письменно склоняют данные имена существительные, выделяют окончания и устанавливают, что эти имена существительные в каждом падеже имеют одинаковые окончания.

Аналогично проводится работа над именами существительными мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е, а также над существительными женского рода с нулевым окончанием (с мягким знаком на конце). Далее школьникам предлагается сравнить окончания всех существительных в каждом падеже. В процессе сравнения дети приходят к выводу о том, что все имена существительные можно разделить на три группы, так как каждая группа существительных в каждом падеже имеет одинаковые окончания. Таким образом, наблюдение над окончаниями имен существительных позволяет учащимся осознать, по какому признаку в русском языке выделяются имена существительные 1, 2, и 3 склонения. После этого школьники определяют признаки имен существительных каждой группы (род и окончания). Достоинство исследовательского подхода заключается в том, что склонение существительных предстает как система.

Догматический подход предполагает последовательное ознакомление с именами существительными трех склонений. Заметим, наблюдение над склонением каждой группы имен существительных тоже включает элементы исследования.

Для усвоения детьми типов склонения существительных рекомендуется использовать грамматический разбор, который требует доказательства принадлежности имени существительного к тому или иному типу склонения (например, имя существительное дорога склонения, так как оно женского рода и имеет окончание -а).

На основе умений распознавать падежи и типы склонения имен существительных происходит формирование навыка правописания падежных окончаний. Для эффективного использования грамматических знаний при решении орфографических задач Т. Г. Рамзаева рекомендует соблюдать следующую последовательность действий:

  • 1) задать вопрос к существительному от слова, с которым оно связано в предложении;
  • 2) но вопросу и предлогу определить падеж существительного;
  • 3) определить склонение имени существительного.

Источник