Меню

Тся ться в глаголах пример



ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Правило тся и ться в глаголах – основные моменты

Чтобы понять, пишется ли в окончании глагола мягкий знак или нет, достаточно задать к слову вопрос. Если это инфинитив, то он отвечает на вопрос что делать? или что сделать?, и мягкий знак перед -ся точно нужно ставить. Это будет означать, что глагол стоит в неопределенной форме

Например:

Если же глагол отвечает на другие вопросы, а именно, что делает?

Например:

На самом деле с -тся и -ться в глаголах все не так просто, как может показаться. Так, есть предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся довольно трудно. Чаще всего в таком случае он пишется без мягкого знака. Например: Учись – всегда пригодится!

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Основная трудность заключается в том, чтобы всегда мысленно задавать к глаголу вопрос – это действительно сложнее, чем кажется, а значит, легко ошибиться.

Вторая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или снова-таки для двух глаголов сразу от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Простой пример:

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать у учащихся затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению и упорному выполнению упражнений.

Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Фактически этот суффикс легко заменить на слово “себя”, так что в случае сомнения можно перепроверить себя и таким способом, разделив глагол на два слова. Так, слово учиться легко разделить: учить себя, очевидно, что речь идет об инфинитиве, то есть мягкий знак нужен.

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это глагол в третьем лице единственного или множественного числа, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть. Если это инфинитив, то он необходим. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

Источник

«Тся» и «ться» в глаголах: правило и примеры

Удивительно, но правописание «тся» и «ться» в глаголах у многих вызывает трудности. Причем ошибки, сделанные в этих окончаниях, бросаются в глаза. Надеемся, наша статья поможет вам их избегать.

Правило «ться», «тся» в глаголах изучается по учебной программе средней школы. Оно очень простое.

Мысленно поставьте вопрос перед проверяемым словом. Если мягкий знак есть в вопросе, то он есть и в глаголе.

Примеры: «На небе стали (что делать) появляться тучи» или «Утром надо (что сделать) умыться». В первом и во втором случае в задаваемых вопросах мягкий знак есть. Следовательно, он должен присутствовать и в окончаниях слов «умыться», «появляться». Мягкий знак не ставится в словах, которым задаются вопросы «что делает» и «что сделает». Например: «Земля скоро (что сделает) покроется зеленой травой» или «Мама (что делает) учится готовить». В этих вопросах мягкий знак отсутствует, следовательно, его не должно быть в словах «покроется» и «учится».

Но есть и нюансы. В правилах русского языка указано, что основой предложения или ее главными членами являются подлежащее или сказуемое в начальной форме. Однако часто, особенно в разговорной речи, встречаются предложения без подлежащего или без сказуемого. Как быть в этом случае, ведь без подлежащего нельзя поставить вопрос и определиться с правильностью написания окончания «тся» или «ться» в глаголе? Особые трудности возникают при написании слов, обозначающих действие в третьем лице единственного числа. Например: «Трудиться – всегда пригодится». В данном примере словом, обозначающим действие в третьем лице, является «пригодится», то есть речь идет о человеке, который не участвует в разговоре и никак не определен. Глагол в данном случае носит обобщенный характер, без обращения к кому-либо конкретно.
В такой ситуации надо просто запомнить правило: если невозможно поставить вопрос перед глаголом единственного числа третьего лица, то мягкий знак не употребляется.

Иногда, в предложениях встречаются два слова подряд, обозначающие действие. Например: «Школьник старается учиться». Многие допускают ошибку, так как задают один вопрос к двум словам: «старается» и «учиться». Например, вопрос «что делает» предполагает в данной ситуации в обоих случаях написать окончание «тся», но это будет неправильно. Надо быть внимательнее и не торопиться. К одному слову задается вопрос «что делает» — «старается», а ко второму «что делать» — учиться.

Грамматика русского языка очень сложна и тем отличается от большинства европейских языков. Чтобы правильно и грамотно писать, надо знать правила, а так же больше читать художественной литературы.

Источник

ТЬСЯ или ТСЯ в глаголах?

ТЬСЯ или ТСЯ в глаголах?

Чтобы определить – писать глагол с -тся или -ться, спросите себя, на какой вопрос отвечает этот глагол – «что делать?» или «что делает?». Если в вопросе есть мягкий знак, значит он есть и в глаголе.
https://tsya.ru/mnemonic.html

Редакция Lampa
#Теория#Русский язык#Орфография#Тся и ться
Для того чтобы правильно писать слова на -тся и -ться, надо выучить всего одно правило, из которого нет исключений.
Если глагол стоит в форме 3-го лица единственного или множественного числа, то пишется -тся.
Наш кот просыпается от любого шороха.Летучие мыши просыпаются ночью.
Если глагол стоит в неопределенной форме (инфинитиве), то пишется -ться.
Не люблю просыпаться в 5 утра под резкий звон будильника.
Как определить, в какой форме употреблен глагол: в форме 3-го лица единственного числа или в неопределенной форме? Глагол в форме 3-го лица единственного числа отвечает на вопросы «Что делает? Что сделает?». Перед глаголом можно подставить местоимение он (или она, оно).
Он (что сделает?) извинится перед вами.
Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?».
Я бы очень хотел (что сделать?) извиниться.
.
Особую трудность могут вызывать безличные глаголы и личные глаголы в безличном значении, потому что к ним трудно задать вопрос и нельзя подставить местоимение.Ему сегодня здорово достанется.На территории парка запрещается кормить лебедей и белок.В обоих примерах глагол стоит в форме 3-го лица, поэтому пишется -тся.
Правило про -тся и -ться можно не только запомнить, но и понять. Глаголы в 3-м лице единственного и множественного числа пишутся без мягкого знака на конце: занимает, занимают. Глаголы в неопределенной форме пишутся с мягким знаком: занимать. В этих словах никто не допускает ошибок. Добавление постфикса -ся ничего не меняет. Получаем: занимается, занимаются, но заниматься. Глаголы в форме 3-го лица пишутся без мягкого знака независимо от того, заканчиваются они на -ся или нет. Точно так же глаголы в неопределенной форме пишутся с мягким знаком независимо от присутствия постфикса -ся.
Ошибки в словах на-тся и -ться встречаются настолько часто, что этой теме даже посвящен отдельный сайт tsya.ru. Если вам хочется еще объяснений и примеров, то вам туда.
И проверочный тесты с правильными ответами!
https://lampa.io/p/tsya-i-t-s-fceb87ca7353445bbc35be04f8735fb7

Читайте также:  Разработка уроков по русскому языку глагол с презентацией

«Правило тся и ться в глаголах – основные моменты

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это глагол в третьем лице единственного или множественного числа, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть. Если это инфинитив, то он необходим. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты»

Источник

ТСЯ и ТЬСЯ

Для того чтобы правильно писать слова на -тся и -ться , надо выучить всего одно правило, из которого нет исключений.

Если глагол стоит в форме 3-го лица единственного или множественного числа, то пишется -тся .

Наш кот просыпается от любого шороха.
Летучие мыши просыпаются ночью.

Если глагол стоит в неопределенной форме (инфинитиве), то пишется -ться .

Не люблю просыпаться в 5 утра под резкий звон будильника.

Как определить, в какой форме употреблен глагол: в форме 3-го лица единственного числа или в неопределенной форме? Глагол в форме 3-го лица единственного числа отвечает на вопросы «Что делает? Что сделает?». Перед глаголом можно подставить местоимение он (или она , оно ).

Он (что сделает?) извинится перед вами.

Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?».

Я бы очень хотел (что сделать?) извиниться.

Выберите правильный вариант написания выделенного слова.

Я сделаю вам предложение, от которого невозможно отказат…ся .

Если ты подаришь ей только букет из трех ромашек, она может и обидет…ся .

Этот щенок останет…ся жить у нас.

Особую трудность могут вызывать безличные глаголы и личные глаголы в безличном значении, потому что к ним трудно задать вопрос и нельзя подставить местоимение.
Ему сегодня здорово достанется.
На территории парка запрещается кормить лебедей и белок.
В обоих примерах глагол стоит в форме 3-го лица, поэтому пишется — тся .

Почему всё устроено именно так?

Правило про -тся и -ться можно не только запомнить, но и понять. Глаголы в 3-м лице единственного и множественного числа пишутся без мягкого знака на конце: занимает , занимают . Глаголы в неопределенной форме пишутся с мягким знаком: занимать . В этих словах никто не допускает ошибок. Добавление постфикса -ся ничего не меняет. Получаем: занимается , занимаются , но заниматься . Глаголы в форме 3-го лица пишутся без мягкого знака независимо от того, заканчиваются они на — ся или нет. Точно так же глаголы в неопределенной форме пишутся с мягким знаком независимо от присутствия постфикса — ся .

Ещё упражнения

Выберите правильный вариант написания выделенного слова или слов.

Цирковое представление начинает…ся в 2 часа дня.

Источник

Орфограммы. № 23. -ТЬСЯ — , -ТЬСЯ- в глаголах.

Орфограммы.

№ 23. -ТЬСЯ — , -ТЬСЯ- в глаголах.

ПРАВИЛО.

-ТЬСЯ-.

Ь знак пишется в неопределённой форме глагола, отвечающей на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ ? (то есть в вопросе есть Ь знака): писать (что делать?), поинтересоваться (что сделать?)

-ТСЯ-.

Ь знак НЕ пишется в формах глагола, отвечающих на вопросы

ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? (в вопросе НЕТ Ь знака): пишет (что делает?), поинтересуется (что сделает?)

ПРИМЕРЫ.

Пример № 1.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Зима недаром злит?ся.

Зима недаром злится.

Зима (что делает? – нет в вопросе Ь) злится .

Пример № 2.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Она решила собрат?ся в дорогу.

Она решила собраться в дорогу.

Она решила (что сделать?) собраться.

Пример № 3.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Любишь ката..ся – люби и саночки возить.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Любишь (что делать?) кататься.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Правописание -тся и ться
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Разработка урока «Правописание -тся и -ться»

Скачать:

Вложение Размер
разработка урока 30.78 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет : русский язык

Учебник : «Русский язык». 5 класс. Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов – М.: Просвещение, 2014.

Название раздела : Морфология.

Тема урока : «Правописание -тся и -ться в глаголах».

Цели урока : Закрепить и систематизировать знания о правописании – тся и –ться в глаголах; вырабатывать умения находить условия выбора правописаний – тся и –ться в глаголах; способствовать развитию интереса учащихся к предмету.

— обучающие – закрепить знания в области морфологии, обучить различным приемам работы с учебной и дополнительной литературой; овладеть основными видами ответов;

— развивающие – развить речь, мышление, развить навыки выполнения операций анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов;

— воспитательные – воспитать нравственные и эстетические представления, способность следовать нормам поведения, потребности личности, мировоззрение.

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Оборудование, техническое оснащение : компьютер, проектор, экран, учебник, тетрадь, задания для работы в парах, индивидуальные задания.

— Проявление творческого отношения к процессу обучения;

— Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

— находить условия выбора правописаний – тся и –ться в глаголах;

— перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

— обобщать полученную информацию;

— давать оценку своим действиям, оценивать результат;

-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

— работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;

— формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

— оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

— сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;

— адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

I. Организационный момент. Повторение изученного материала

— Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Парта у меня в порядке:
И учебник, и тетрадки.
Сяду прямо не согнусь, За работу я возьмусь!

— Давайте вспомним о глаголе.

Глаголы отвечают на вопросы…

В предложении глагол чаще всего является.

— Давайте вспомним одну из самых важных орфограмм «слитное, раздельное написание НЕ с глаголами». Выполните задание на листочках

Распределите ЦИФРЫ (слова) на 2 колонки:

1.(не)мог, 2.(не)волить, 3.(не)сверкает, 4.(не)взлюбить, 5.(не)годовать, 6.(не)встречаем, 7.(не)цветёт, 8.(не)доумеваю, 9.(не)выходим, 10.(не)здоровится, 11.(не)навижу, 12.(не)белеют, 13.(не)включаю, 14.(не)выполнил.

Пиши РАЗДЕЛЬНО (8) СЛИТНО (6)

1, 3, 6, 7, 9, 12, 13, 14 2, 4, 5, 8, 10, 11

— Проверим, правильно ли выполнили задание. Поменяйтесь листочками, отметьте кол-во ошибок зеленой ручкой. Слайд № 3

Не с глаголами пиши раздельно. Исключения: ненавидит, негодовать, недоумевать, невзлюбить, недослышать, нездоровится, неволить .

— Посмотрите на глаголы-исключения. Есть ли здесь глаголы Н.Ф. Слайд № 4

— На какие вопросы отвечают глаголы в н.ф.?

— Почему она так названа?

— Приведите примеры из задания.

— Какие окончания имеют глаголы н.ф.?

II. Мотивация познавательной деятельности.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа

— Составить схемы предложений, устно дать характеристику предложений

Голубым хрусталем загорается на заре Венера, и туман начинает клубиться над водой.

Мы смотрим, как поднимается огромное белое солнце.

У доски работают два человека, три человека работают индивидуально по карточкам, остальные в тетрадях.

— Что общего в этих предложениях?

— Запишем грамматические основы предложений, ставим вопрос от существительного к глаголу, или от глагола к глаголу, вставляем пропущенные буквы, выделяем окончания.

Работа у доски и в тетрадях.

Венера (что делает?) загораеТ…СЯ

Начинает (что делать?) клубиТ…СЯ

Солнце (что делает?) поднимаеТ…СЯ

От чего зависит написание –ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах?

— Вывод 1: Выбор написания зависит от вопроса. Помни, вопрос твой помощник.

Если в вопросе есть Ь , то у глагола пишется – ТЬСЯ

Примеры пословиц: «Друг за друга держаться –ничего не бояться»

Если в вопросе нет Ь , то у глагола пишется – ТСЯ

Примеры пословиц: «Всякая птица своим пером красуется»

III. Сообщение темы

— Давайте попробуем определить тему нашего урока.

«Правописание –ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах».

— Сформулируем цель нашего урока

— Повторить правила условия выбора правописаний –тся и -ться;

— Тренироваться в умении находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос;

— Узнать все возможные способы написания – ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах;

— Правильно произносить и писать глаголы на –тся, -ться.

— На уроке вы должны быть внимательными и находчивыми, любознательными и усидчивыми. Тогда у вас всё получится, и вы найдёте ответы на многие вопросы.

V. Организация восприятия и осмысления новой информации

— Могут ли слова, которые произносятся одинаково быть разные в написании? От чего это зависит? Попробуем разобраться.

— Хоть в глаголах ЦА мы слышим, никогда так не напишем.

— Алгоритм определения ТСЯ, ТЬСЯ

Слайд № 15 Распределительный диктант в тетрадях

— Распределите слова одинаково звучащие, на две колонки

Собрание переносится, болит переносица; чистая водица, не стоит с ним церемониться; вулкан курится, белая курица; острая спица, ему не спится.

Проверим! Слайд № 16

Правило ТСЯ, ТЬСЯ Слайд № 17, 18

— Закрепим изученную орфограмму

Проверим! Слайд № 20

VIII. Закрепление. Слайд № 21

— Когда в глаголах на –ТЬСЯ, -ТСЯ пишется Ь?

IX. Домашнее задание

X. Рефлексия. Подведение итогов

— Какие цели ставили на уроке?

— Удалось решить поставленные цели?

— Какие получили результаты?

— Что на уроке хорошо получилось?

Пришло время оценить свои знания и умения.

«5» — Я всё понял(а) и могу объяснить
другому.
«4» — Я понял(а), но не могу объяснить
другому.
«3» — Я не понял(а) ничего. (Учащиеся оценивают свои знания и умения).

XII. Итог урока. Слайд № 24

Распределите ЦИФРЫ (слова) на 2 колонки:

1. (не) мог, 2. (не) волить, 3. (не) сверкает, 4. (не) взлюбить, 5. (не) годовать,

6. (не) встречаем, 7. (не) цветёт, 8. (не) доумеваю, 9. (не) выходим,

10. (не) здоровится, 11. (не) навижу, 12. (не) белеют, 13. (не) включаю, 14. (не) выполнил.

Распределите ЦИФРЫ (слова) на 2 колонки:

1. (не) мог, 2. (не) волить, 3. (не) сверкает, 4. (не) взлюбить, 5. (не) годовать,

6. (не) встречаем, 7. (не) цветёт, 8. (не) доумеваю, 9. (не) выходим,

10. (не) здоровится, 11. (не) навижу, 12. (не) белеют, 13. (не) включаю, 14. (не) выполнил.

Распределите ЦИФРЫ (слова) на 2 колонки:

1. (не) мог, 2. (не) волить, 3. (не) сверкает, 4. (не) взлюбить, 5. (не) годовать,

6. (не) встречаем, 7. (не) цветёт, 8. (не) доумеваю, 9. (не) выходим,

10. (не) здоровится, 11. (не) навижу, 12. (не) белеют, 13. (не) включаю, 14. (не) выполнил.

Распределите ЦИФРЫ (слова) на 2 колонки:

1. (не) мог, 2. (не) волить, 3. (не) сверкает, 4. (не) взлюбить, 5. (не) годовать,

6. (не) встречаем, 7. (не) цветёт, 8. (не) доумеваю, 9. (не) выходим,

10. (не) здоровится, 11. (не) навижу, 12. (не) белеют, 13. (не) включаю, 14. (не) выполнил.

Не с глаголами пиши раздельно. Исключения: ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, недослышать, нездоровится, неволить.

У глаголов в н.ф. пишется – ТЬСЯ с Ь

У глаголов 3л пишется – ТСЯ без Ь

Слайд № 10. Составим алгоритм нашего правила

☺ Если глаголы отвечают на вопрос что делает? что сделает?, это глаголы 3л , значит -ТСЯ пишется без мягкого знака.

☺ Если глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать?, это глаголы н.ф. , значит -ТЬСЯ пишется с мягким знаком.

Что сделает? -3 л — — ТСЯ

Что делать? н.ф. Ь — ТЬСЯ

VI. Первичное усвоение знаний.

Сейчас мы потренируемся в написании глаголов на -ться и-тся. У вас на столе листы с заданиями .

Работа в тетради . -ТЬСЯ или –ТСЯ?

Поставить вопрос к глаголу, после глагола записать – 3л или н.ф.

Слайд №11. (проверка)

Проверка. Учащиеся объясняют постановку мягкого знака, объясняют некоторые пословицы.

С каким предметом мы сравнивали пословицы? Почему?

2. Прочитайте историю, описанную в рассказе Упражнения 3 .

Слайд № 12. У Пети сломался велосипед. Что с ним делать, с велосипедом, если он не едет и всё! И так его Петя вертел, и эдак – не крутятся колёса, вот беда! Пришёл дедушка, взял велосипед, что-то подкрутил, что-то подтянул – и велосипед поехал!

Какую пословицу можно подобрать к этому рассказу?

Дело мастера боится.

Записать пословицу в тетради, сделать синтаксический разбор.

VII. Физкультминутка Вы работали старательно, слушали внимательно. Слайд № 14. Выполним действия.

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

И опять начать трудиться.

Запишите глаголы на – ться, которые запомнили.

Слайд №15 . (Проверка)

Потянуться, посмеяться, покружиться, покачаться,

поклониться, распрямиться, трудиться.

VIII. Первичная проверка понимания

Где цемент машиной возят,
Где копают и стучат,
Где дают всем-всем на входе
Шапку против кирпича?

Упражнение 4 .Самостоятельная работа с самопроверкой. Мы прямо сейчас попробуем себя в роли строителя. Ребята, представьте себе, что вы построили большой двухквартирный дом. Ваша задача поселить в дом жителей. А жители непростые.

У них большие семьи. Вам нужно, чтобы всё семейство поселилось в дом. Смотрим внимательно на экран!

На доске –ТСЯ -ТЬСЯ

Работа в тетради, в парах Показ слайда №16

Трус и тени своей боит…ся.

Кто хочет учит…ся, тот учит…ся хорошо.

Кто стремит…ся приобрести знания, тот не боит..ся трудностей.

Мастером нельзя родит…ся, мастерству нужно учит…ся

Солнце садит..ся, надо домой торопит…ся.

Вам нужно в одну квартиру “поселить” глаголы вместе со словом от которого задаем вопрос на –тся, а в другую – глаголы на –ться. Что для этого нужно правильно уметь делать?

Слайд № 17 (проверка) Поменялись тетрадками. Если глагол записан верно, рядом ставим +, если неверно -.

Трус (что делает?) боится хочет (что делать?) учиться

Тот (что делает?) учится нельзя (что сделать?) родиться

Кто (что делает?) стремится нужно (что делать?) учиться

Тот (что делает?) не боится надо (что делать?) торопиться

Солнце (что делает?) садится

Найдите Упражнение 5.

Дифференцированные задания (3- х уровней). Слайд №17

  1. — Если вы усвоили тему, чувствуете себя уверенно, хотите проверить свои знания.

Замени словосочетания одним словом. Запиши глаголы в н.ф. и в форме 3л ед.ч.

Проявлять стремление стремиться – стремится

  1. Если поняли тему и стремитесь закрепить изученное.

Запишите пословицу, обозначая изученную орфограмму.

  1. Не потрудит…ся, так и хлеба не добит…ся.
  2. Как шьет…ся, так и носит…ся.
  3. Кто много знает, с того много и спрашивает…ся.
  4. Дело мастера боит…ся.
  5. С тобой разговорит…ся, что меду напит…ся
  1. Если не совсем усвоили тему и сомневаетесь в своих силах.

Запишите пословицу, обозначая изученную орфограмму.

( что сделать?) Не потрудит…ся, так и хлеба (что сделать) не добит…ся.

Как (что делает?) шьет…ся, так и (что делает?) носит…ся.

Кто много знает, с того много и (что делает ?) спрашивает…ся.

Дело мастера (что делает?) боит…ся.
С тобой (что сделать?) разговорит…ся, что меду (что сделать?) напит…ся.

VIII. Закрепление. Слайд №18

Когда в глаголах на –ТЬСЯ, -ТСЯ пишется Ь?

IX. Домашнее задание

X. Рефлексия. Подведение итогов

— Какие цели ставили на уроке?

— Удалось решить поставленные цели?

— Какие получили результаты?

— Что на уроке хорошо получилось?

Пришло время оценить свои знания и умения.

«5» — Я всё понял(а) и могу объяснить
другому.
«4» — Я понял(а), но не могу объяснить
другому.
«3» — Я не понял(а) ничего. (Учащиеся оценивают свои знания и умения).

Источник