Меню

У каких глаголов нет предлогов



Правописание приставок и предлогов Где приставка, где предлог? Кто бы мне решить помог? Правил тех совсем немного: У глагола нет предлога. Значит, прилетел, — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемdobrinoscool.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Правописание приставок и предлогов Где приставка, где предлог? Кто бы мне решить помог? Правил тех совсем немного: У глагола нет предлога. Значит, прилетел,» — Транскрипт:

1 Правописание приставок и предлогов Где приставка, где предлог? Кто бы мне решить помог? Правил тех совсем немного: У глагола нет предлога. Значит, прилетел, пошёл, Улыбнулся и увёл, Засолил, замел, загнать- Буду слитно я писать. Как с другими быть словами? После ПО мы слово вставим: По высокому столбу, По братишкиному лбу, По дороге, по колено… По – предлог. Пишу раздельно. Не вставляются слова –

2 Слитно я пишу тогда. Постовой, постройка, порох, Полевой, погода, полог. По – часть слова! По – предлог! Вот и выучил урок!

3 Где слитно, где раздельно? Я правило бубня (под ) нос, в альбоме рисовал (под) нос. Задали (О)лесе рассказать (о)лесе. Экая (до)сада, не дошла (до)сада.

4 Задания для умников и умниц С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? ( с глаголами) Как изменится смысл предложения «Берега заросли», если впереди поставить предлог у? Из каких предлогов можно составить название домашнего животного? (к, о, за)

5 Правописание предлогов и приставок. Цели и задачи урока Научить писать приставки и предлоги. Развивать умение различать приставку и предлог и правильно писать со словами. Формирование чувства уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников.

6 Источники О.Е. Жиренко, Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина методическая книга «Учим русский язык с увлечением» М.:5 за знания,2005г

Источник

Предлоги

Предлог — это служебная часть речи, которая может обозначать отношение между действием и объектом (рисовать в альбоме), объектом и объектом (пирожок с повидлом) или признаком и объектом (приготовленный на вечер). Предлоги не изменяются и не являются членами предложения.

Предлоги ставятся перед словами, изменяемыми по падежам, и служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях. Связывая самостоятельные слова друг с другом, предлоги вместе с окончаниями самостоятельных слов выражают различные смысловые значения. Например:

штаны лежат на стул е, под стул ом, около стул а, у стул а
(предлоги на, под, около, у указывают на пространственное значение).

Примечание: предлоги передают те или иные значения не сами по себе, а только вместе с падежными окончаниями слов.

Предлоги никогда не ставятся перед глаголами.

В русском языке есть только четыре предлога, которые могут стоять как перед словом, так и после него:

наперекор судьбе – судьбе наперекор,

навстречу счастью – счастью навстречу,

вопреки всему – всему вопреки,

ради смеха – смеха ради.

Предлоги не являются самостоятельными членами предложения, но они входят в состав тех членов предложения, к которым они относятся:

На поляне росли красные цветочки.

Предлог на входит в состав обстоятельства на поляне.

Если предлоги имеют одинаковое значение, их называют предлогами-синонимами:

возле дома, у дома, около дома.

Если же у двух предлогов значения противоположны, их называют предлогами-антонимами:

в город – из города, перед домом – за домом.

Разряды предлогов

По значению предлоги делятся на разряды:

    Пространственные (указывают на место): в, перед, на, между, из-за, под, напротив, около, вокруг, у, к, над и др.

пойти в кино, сидеть напротив окна, гулять около дома.

с утра до вечера, уснуть после обеда, работать через день.

умереть от голода, простыл из-за дождя, грустил вследствие утраты.

поехал ради сестры, копил на мотоцикл, встретились для разговора.

играть с азартом, говорить по душам, читать без запинок.

говорить об оценках, забыть о проблеме, занятие по химии.

Один и тот же предлог может выражать разные значения. Так, предлог НА может передавать пространственные, временные и целевые значения:

поставить на стол, опоздать на час, купить на память.

Производные и непроизводные

По происхождению предлоги делятся на две группы: непроизводные (первообразные) и производные (непервообразные).

Непроизводные предлоги — это предлоги, которые в современном русском языке не связывают по образованию с другими частями речи. Большинство непроизводных предлогов состоит из одной, двух или трёх букв и не имеет определённого значения:

Читайте также:  Спряжение глагола клеить 1 или 2

без, в (во), до, на, под, у, к, с, над, от (ото), по, при.

Предлоги близ, вместо, вне, вопреки, кроме, перед, среди, сквозь, через, между (меж) относятся к непроизводным, так как в современном русском языке нет наречий, от которых они могли бы быть образованы.

Производные предлоги — это предлоги, образованные от самостоятельных частей речи, которые утрачивают своё лексическое значение и морфологические признаки:

    Наречные предлоги — это предлоги, образованные от наречий:

напротив, около, вокруг, возле, вдоль.

Отымённые предлоги — это предлоги, образованные от имён существительных:

насчёт, в течение, по поводу, вследствие.

Глагольные предлоги — это предлоги, образованные от глаголов (деепричастий):

включая, несмотря на, начиная с, благодаря, спустя.

Большинство непроизводных предлогов являются многозначными: так, перед имеет пространственное значение — припарковался перед домом и временное — заболел перед отпуском. Производные предлоги в большинстве однозначны: так, напротив имеет только значение места — напротив дома, напротив окна.

Чтобы отличить производные предлоги от слов других частей речи и от сочетания слов, надо помнить что:

    Предлог можно включить в состав падежного вопроса:

сидеть (около чего?) около реки,

обойти (вокруг чего?) вокруг дома,

остановиться (перед чем?) перед дорогой.

Производные предлоги часто можно заменить синонимичными непроизводными предлогами:

вдоль = по, вследствие = из-за, насчёт = о, вместо = за, рядом = у, внутри = в, несмотря на = вопреки.

Наречные предлоги имеют при себе поясняющее слово (существительное или местоимение), наречия поясняющих слов не имеют:

Вокруг меня было грязно (предлог) – Вокруг было грязно (наречие).

Автобус проехал мимо остановки (предлог) – Автобус проехал мимо (наречие).

Простые, составные и сложные

По составу предлоги делятся на простые, составные и сложные.

    Простые предлоги — это предлоги, состоящие из одного слова:

на, около, под, вблизи.

Составные предлоги — это предлоги, состоящие из нескольких слов:

в связи с, в смысле, в отличие.

Все составные предлоги являются производными.
Сложные предлоги — это предлоги, состоящие из двух простых предлогов, которые пишутся через дефис:

Правописание предлогов

Предлоги употребляются только со словами, которые изменяются по падежам, и пишутся с ними раздельно:

спать на кровати, добавить к трём, стоять между ними.

Предлоги необходимо отличать от приставок, которые пишутся слитно со словами, к которым они относятся. Чтобы отличить предлог от приставки надо запомнить что:

    Предлоги не употребляются с глаголами — у глаголов бывают только приставки:

на писал, по гуляю, за думали.

После предлога всегда можно поставить падежный вопрос:

бабочка села на (что?) цветок,

гуляли вдали от (чего?) дома.

Между предлогом и словом, к которому он относится, можно вставить ещё какое-нибудь слово (местоимение или прилагательное):

бабочка села на синий цветок,

гуляли вдали от моего дома.

После приставки к остальной части слова нельзя поставить падежный вопрос и между приставкой и корнем никакого слова вставить нельзя:

свернуть в проулок, почувствовать сладкий привкус.

В предлогах в течени е, в продолжени е, вследстви е, в заключени е, в завершени е, наподоби е, в отличи е от на конце пишется Е.

Предлоги в течение и в продолжение имеют значение времени, они являются синонимичными и могут заменять друг друга:

в течение дня – в продолжение дня.

Примечание: у существительных течение, продолжение, следствие в предложном падеже пишется окончание И:

в течении реки, в следствии по делу, в продолжении книги.

Раздельное, слитное и дефисное написание предлогов не подчиняется никаким правилам, поэтому правильное написание предлогов надо запомнить или проверять по орфографическому словарю.

Написание предлогов

слитно раздельно через дефис
ввиду, взамен, вместо, внутри, вроде, вслед, вследствие, вопреки, навстречу, наподобие, наперекор, напротив, насчёт, невзирая на, несмотря на, посередине (посредине), посредством, сверх, сбоку от в виде, в деле, в заключение, в меру, в области, в отличие, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в соответствии, в течение, в целях, во имя, за исключением, за счёт, по мере, по поводу, по причине, под видом из-за,
из-под,
по-над,
по-под

Примечание: выражение иметь в виду пишется в три слова.

Предлог несмотря на пишется слитно, а деепричастие, от которого он образован (не смотря) — раздельно. Чтобы отличить предлог от деепричастия стоит запомнить, что предлог несмотря на можно заменить предлогом вопреки, а деепричастие не смотря можно заменить деепричастием не глядя:

Читайте также:  Глагол вернуться в настоящем времени

несмотря на неприятности – вопреки неприятностям,

не смотря в глаза – не глядя в глаза.

Предлоги падежей

Предлоги употребляются только со словами, стоящими в косвенным падежах, с именительном падежом предлоги не употребляются.

Предлоги вместе со словами самостоятельных частей речи составляют предложно-падежную форму:

возле реки, по реке, через реку, над рекой.

Большинство предлогов употребляется только с каким-нибудь одним падежом. Некоторые предлоги употребляются с двумя падежами и только два предлога (с и по) употребляются с тремя падежами:

Источник

Урок русского языка по теме «Общее понятие о предлоге». 2-й класс. УМШ «Школа России»

Класс: 2

Тема урока: “Общее понятие о предлоге”.

Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи урока:

  • Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
  • Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
  • Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
  • Оборудование: мультимедийные слайды; учебники “Русский язык. 2 класс.” Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; сигнальные карты.

    Контингент участников: — учащиеся 2-го класса (9 лет).

    Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.

    Тип урока: урок получения новых знаний.

  • Словарная работа.
  • Постановка учебной цели урока (проблемный вопрос).
  • Поэтапное изучение нового материала.
  • Первичное закрепление. Отработка навыков применения теоретических знаний на практике.
  • Вторичное закрепление. Самостоятельное выполнение практических заданий (работа по группам).
  • Проверка и оценивание самостоятельной работы.
  • Подведение итогов урока.
  • Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация знаний учащихся.

    Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая. Слайд 1.

    а). Орфографическая зарядка.

    • Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (Цепочкой).
    • Какие орфограммы встретились в словах?

    б). Разделить слова на группы.

    • Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?
    • Сколько будет групп? Какие? Слайд 2.
    • Запишите слова в три группы самостоятельно: 1 ряд – имена существительные, 2 ряд – имена прилагательные, 3 ряд – глаголы.

    (Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде). Слайд 3.

    • Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
    • Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
    • Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
    • Покажите сигналами, кто выполнил это задание без ошибок.
    • Какое слово оказалось лишнее? Почему? Слайд 4.
    • Кто знает, как можно назвать слово под?
    • Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

    Но мы не говорили о них подробно.

    • Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

    III. Работа над новым материалом.

    2. Выполнение упражнения №83, стр. 54 учебника. Слайд 5.

    • Отвечая на вопросы, вы использовали слова: на, под, за, к. Как они называются?
    • Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других. Слайд 6.

    Таблица 6.

    • Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?
    • Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются. Слайд 7.

    Таблица 8.

    • А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

    3. Работа с текстом.

    Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду.

    Весело детям ….. зимнее время …. улице. Слайд 8.

    • Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
    • Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?
    • Давайте вставим предлоги.

    Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.

    • Установилась ли связь слов в предложениях?
    • Какую роль предлоги выполняют в русском языке?
    • Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи. Слайд 9.

    Таблица 9

    • Обозначьте в предложениях части речи. (Цепочкой).
    • Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?
    • Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются. Слайд 10.

    Таблица 10

    Таблица 11 Таблица 13 Таблица 14

    (Схемы употребления предлогов с другими частями речи).

    Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

    • Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно. Слайд 11.

    Таблица 11

    • Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например:

    за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево. Слайд 12.

    Таблица 7 Таблица 1

    4. Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

    • Списать текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставить подходящие по смыслу слова. Объяснить написание предлогов. Слайд 13.

    Пришла весна (в) лес. Набухли почки (на) деревьях. Оживает (под) снегом молодая травка.

    Запись предложений по рядам, каждый ряд — по одному предложению.

    5. Составление алгоритма темы урока. Слайд 14.

    1). Предлог – служебная часть речи.

    2). Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

    3). Предлоги служат для связи слов в предложении.

    4). Перед глаголами предлоги не употребляются.

    5). Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

    6). Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)

    6. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

    1 группа. (3 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).

    Упражнение 87 стр. 56 учебника.

    • Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги. Слайд 15.

    У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

    2 группа. (6 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).

    • Объединить пары слов с помощью предлогов. Слайд 16.

    Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)

    3 группа. (4 человека, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).

    • Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь. Слайд 17.

    Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.

    (Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.) Слайды 18-20.

    IV. Итог урока.

    У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.


      Выбери верное утверждение.

    А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
    Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.


    Перед какой частью речи не бывает предлогов?

    А. Перед именем существительным.
    Б. Перед именем прилагательным.
    В. Перед глаголом.


    Как пишутся слова:

    (с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?
    А. Раздельно.
    Б. Слитно.


    Укажите номера, в которых допущена ошибка.

    А. по танцевал
    Б. за школой
    В. на писать

  • В каких предложениях есть предлоги?
    А.
    У берлоги вырос холмик желтой глины.
    Б. Летят на землю белые хлопья снега.
    В. Потускнела зелень елок.
  • Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно? Слайд 22.

    V. Домашнее задание.

      Стр. 55 – выучить правило.
    1. Раскрасить рисунок и составить по нему рассказ о приключениях котёнка, используя данные предлоги. Слайд 23.

    Таблица 3

    VI. Рефлексия.

    Сегодня первый день весны. Весной природа просыпается, оживает. С приходом весны появляются первые весенние цветы – подснежники. И мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. У вас на партах лежат подснежники. Возьмите один из них и прикрепите на нашу поляну. Если вам урок понравился, у вас хорошее настроение – прикрепите цветок, который уже распустился, если что-то не понравилось, что-то не поняли – прикрепите цветок, который распустился наполовину, если урок вам не понравился совсем, у вас плохое настроение – прикрепите цветок, который еще не распустился совсем.

    Таблица 5 Таблица 4

    Источник