Меню

Укажи спряжение глаголов с безударными личными окончаниями



Библиотека

Безударные личные окончания глаголов

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Безударные личные окончания глаголов

Написание безударных окончаний глаголов зависит от того, к какому спряжению (первому или второму) принадлежит слово.

Ко II СПРЯЖЕНИЮ относятся все глаголы, в неопределенной форме оканчивающиеся на –ИТЬ (например: ЛЕПИТЬ, ЧИСТИТЬ, МАСТЕРИТЬ), а также 11 глаголов-исключений, из которых четыре оканчиваются на –АТЬ (ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СЛЫШАТЬ) и 7 оканчиваются на –ЕТЬ (ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ).
Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов II спряжения пишутся буквы И, А, Я (-ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят). Например: зависИшь, зависИт, зависИте, зависЯт.

К I СПРЯЖЕНИЮ относятся остальные глаголы, то есть те, неопределенная форма которых оканчивается не на –ИТЬ (а на –ОТЬ, -УТЬ, -ЕТЬ, -АТЬ, -ТИ и т. д.), а также три глагола-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.

Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов I спряжения пишутся буквы Е, У, Ю (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют). Например: лепечЕшь, лепечЕт, лепечЕте, лепечУт.

Обратите внимание: в русском языке есть небольшая группа глаголов, которые имеют окончания и первого, и второго спряжения вперемешку. Например, глагол ХОТЕТЬ в ед. числе имеет окончания первого спряжения (хочЕшь, хочЕт), а во множ. числе – второго (хотИм, хотИте, хотЯт). Такие глаголы называются разноспрягаемыми, и написание окончаний в них нужно проверять по словарю или запоминать. К этой группе относятся слова: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ДАТЬ, ЕСТЬ, БРЕЗЖИТЬ.

1. Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдерж _ т испытания года… (Л. Толстой)

2. Так гений радостно трепещ _ т,
Свое величье познаёт,
Когда пред ним гремит и блещ _ т
Иного гения полёт. (Н. Языков)

3. Страшно стан _ т, а тут, – точно как будто заслыш _ шь кого-то, – чей-то голос, как будто кто-то шепч _ т… (Ф. Достоевский)

4. Вникн _ м во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. (А. Пушкин)

5. Одича _ шь, зна _ те, буд _ шь все время жить взаперти. (Н. Гоголь)

6. Они скоро знакомятся, и не успе _ шь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». (Н. Гоголь)

7. Ах, я часто бываю неосторожна, но не думала, что вы слова мои прим _ те за колкую шутку. (Ф. Достоевский)

8. Ты вид _ шь ли, я его давно знаю, и Машеньку, твою золовку, люблю. (Л. Толстой)

9. Золовки – колотовки, ну а уж эта мухи не обид _ т. (Л. Толстой)

10. Пусть безумствует море и хлещ _ т,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещ _ т,
Ни один не свернет паруса. (Н. Гумилев)

11. Посылаю тебе, Постум, эти книги.
Что в столице? Мягко стел _ т? Спать не жестко?
Как там Цезарь… (И. Бродский)

12. И пышный пир как будто дремл _ т,
Безмолвны гости, хор молчит. (А. Пушкин)

13. Трата и труд, вечные приспешники доблести,
Бор _ тся за скрытый в опасностях подвиг.
За кем успех – тот и мудр в мнении людском. (Пиндар)

14. Он чувствовал, что его занятия происход _ т независимо от дела, что они не цепляют за дело и не заставляют его двигаться. (Л. Толстой)

15. – С Безуховой водиться я не люблю и не посоветую; ну, да уж если обещала, поезжай, рассе _ шься, – прибавила она, обращаясь к Наташе. (Л. Толстой)

16. Исполнив таким образом высший закон, ты обрящ _ шь следы древнего, утраченного тобой величества. (Л. Толстой)

17. Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерп _ шь, и хорошо, что ед _ шь. Чистое дело марш! (Л. Толстой)

18. И все они борются и страда _ т, и мучают, и порт _ т свою душу, свою вечную душу, для достижения благ, которым срок есть мгновенье. (Л. Толстой)

19. У нас растворили окошко; солнышко свет _ т, птички чирикают, воздух дыш _ т весенними ароматами, и вся природа оживля _ тся – ну, и остальное там все было тоже соответственное… (Ф. Достоевский)

20. Человек оскорбил вас, и вы убили его, и вы говорите, что вы не зна _ те Бога, и что вы ненавид _ те свою жизнь. (Л. Толстой)

Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Источник

Спряжение глагола

Что такое спряжение глагола

Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего и будущего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи. В русском языке существует два основных типа спряжения – I и II спряжение глаголов. Cпряжение глагола определяется двумя способами:

  • По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
  • Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).

Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям

Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно поставить глагол в форму 3 лица множественного числа. Если слышим -ут (-ют) – это I спряжение; слышим -ат (-ят) – это II спряжение. И в соответствии с типом спряжения следует писать окончания. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.

Лицо Глаголы 1 спряжения Глаголы 2 спряжения
Ед. число Мн. число Примеры глаголов 1 спряжения Ед. число Мн. число Примеры глаголов 2 спряжения
1-е -у (-ю) -ем рисую, сошью, расту
рисуем, сошьем, растем
-у(-ю) -им приготовлю, куплю, держу
приготовим, купим, держим
2-е -ешь -ете рисуешь, сошьешь, растешь
рисуете, сошьете, растете
-ишь -ите приготовишь, купишь, держишь
приготовите, купите, держите
3-е -ет -ут (-ют) рисует, сошьет, растет
рисуют, сошьют, растут
-ит -ат (-ят) приготовит, купит, держит
приготовят, купят, держат

Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями

Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо глагол поставить в форму инфинитива (неопределенной формы) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.

Глаголы первого спряжения представлены:

  • глаголами, в неопределенной форме оканчивающимися на -еть (кроме семи глаголов исключений 2 спряжения);
  • глаголами, оканчивающимися на -ать (кроме четырех глаголов исключений, относящихся ко II спряжению);
  • тремя глаголами исключениями, оканчивающимися на -ить (зиждиться, стелить, брить);
  • всеми глаголами, оканчивающимися на -оть, -ёть, -уть, -ють, -ыть и др. (обуть, полоть, смолоть).

Глаголы второго спряжения представлены:

  • глаголами, в неопределенной форме оканчивающимися на -ить (все кроме трех глаголов исключений 1 спряжения);
  • семью глаголами исключениям. оканчивающимися на -еть (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть);
  • четырьмя глаголами исключениями, оканчивающимися на -ать (дышать, слышать, гнать, держать).

Разноспрягаемые глаголы

Глаголами исключениями 1 и 2 спряжения являются разноспрягаемые глаголы (хотеть, чтить бежать и производные от них), которые при спряжении имеют окончания то I, то II спряжения. Кроме того, существуют глаголы с особой системой окончаний (есть, дать и производные). Они не относятся ни к одному из спряжений в русском языке и также являются глаголами-исключениями.

Источник

Спряжение глаголов с безударным личным окончанием

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: сформулировать умение определять спряжение глагола с безударным личным окончанием, составить схему-алгоритм определения спряжения глагола.

  • обобщить знания учащихся о способах определения спряжения глагола;
  • закрепить умения учащихся определять вид, число и лицо глагола;
  • сформировать алгоритм определения спряжения глагола по неопределенной форме и по форме глагола 3 лица множественного числа;
  • развивать умение различать глаголы 1-го и 2-го спряжения, различать глаголы-исключения;
  • развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление, устную речь;
  • развивать умение работать в паре, формулировать выводы, доказывать свою точку зрения;
  • воспитывать в учащихся уважение к одноклассникам, дружелюбие, терпимость.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, ЦОР (презентация Microsoft Office Power Point), путевые листы, с заданиями для каждого ученика (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3), карточки с алгоритмами (Приложение 4), учебник русского языка для 5-го класса авторы Т.А Ладыженская, М.Т. Баранов и др.

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. (Слайды 1–2)

Орешек знаний тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Наш девиз “Хочу все знать”

Сегодня у нас необыкновенный урок, урок – путешествие. Мы за знаниями отправляемся в замечательную страну. Отгадайте в какую?

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады
И хлеб в полях растет.

Учащиеся: Это глаголы.

Учитель: Действительно эта страна называется Глаголия . (Слайд 4)

Здесь есть необыкновенные города с замечательными жителями, о которых мы говорили на прошлых уроках. Вот город Виды, разделенный на два района Совершенный и Несовершенный. А дальше расположены маленькие городки со своими микрорайонами: город Лицо с 1, 2, 3-мя микрорайонами, город Число с Единственным и Множественным микрорайонами, которые очень дружны с городами Глаголии, город Время со своими Прошедшим, Настоящим, Будущим микрорайонами. В прошедшем микрорайоне находится квартал Роды.

А вот и город, в который мы сегодня с вами направимся – это город Спряженск.

Итак, прежде чем нам отправиться в путешествие, мы должны отметить дату отправки и куда направляемся. Открыли тетради, записали число, классная работа, тему урока “Спряжение глаголов с безударным личным окончанием”.

Чтобы путешествие было приятным, интересным и познавательным нужно повторить все, что мы знаем об этой стране. У всех у вас на парте путевой лист, который мы во время путешествия должны заполнить. Счастливого пути!

2. Актуализация знаний. (Слайды 5–6)

1) Восстановите “слепой” текст пропущенными словами.

(Ученики “вспоминают”, что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию до изучения нового материала. Сначала ребята заполняют самостоятельно на путевом листе, а потом проверяется по слайдам.)

(Учащиеся отвечают, при несогласии остальные ученики высказывают свою точку зрения.)

После ответа ребят учитель открывает правильный ответ на слайде.

а) Часть речи, которая обозначает …(действие предмета) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? что делал? что будут делать?) называется глаголом.
б) Не с глаголами пишется … (раздельно).
в) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы… (что делать?, что сделать?)
г) Глаголы в неопределенной форме имеют окончания …. (ть, ти, нулевое окончание в глаголах на чь).
д) Глаголы изменяются в прошедшем времени по …(по числам), а в…(единственном) числе по … (родам). В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по . (числам и лицам).
е) В предложении глагол обычно бывает …(сказуемым) и согласуется с … (подлежащим).
е) Спряжение – это … (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).

2) На доске схема. Что нужно написать вместо знаков вопроса? Если ответите правильно, то мы попадем в город Спряженск. (Слайд 7)

? -ем(ем)
-ешь(-ешь)
-ете(ете)
-ет (ет)
-ут(ют)
? -им
-ишь
-ите
-ит
-ат(ят)

Ребята отвечают на вопрос и выясняют, какие окончания имеют глаголы 1-го спряжения и глаголы 2-го спряжения.

3. Работа со словарем. Учащиеся работают по толковому словарю и выясняют значения слов (Слайд 8).

На слайде 8 открывается лексические значения этих слов, чтобы ребята зрительно запомнили значения и написания слов.

Учитель: А теперь я хочу пригласить вас на экскурсию. Но экскурсия эта не совсем обычная. Она поможет нам лучше познакомиться с городом, который мог бы существовать в вымышленной стране Глаголия. И нам нужен гид.
Вопрос: Кто такой гид?
– Что же такое экскурсия? …..
Гид – человек, сопровождающий туристов и знакомящий их с местностью, с местными достопримечательностями.
Экскурсия – это поездка, посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью.
– С какой же целью мы совершим экскурсию?
(Мы совершим экскурсию с образовательной целью).
– Да, ведь наша цель – во время экскурсии привести в систему все то, что мы уже знаем о правилах и законах тех жителей, которые населяют этот город и узнать что– то новое.

4. Первая остановка “Орфографическо-повторительная”. (Слайд 9–11)

(Орфографическая минутка с повторением темы “Спряжение глагола”, пройденного в начальных классах.)

Учитель: Дорогие ребята, на этой остановке вам нужно будет обратиться к карточке № 2, которые у вас на партах и выполнить задания. Это поможет нам вспомнить о том, какие жители есть в городе Спряженске и в каком они микрорайоне живут.

а) Карточка № 2 с дифференцированными заданиями.

Потренируйтесь в определении спряжения глаголов. Не забудьте выделить окончания.

Учащиеся работают на карточках по группам.

Задание для 1-й группы. Е(е) или и в окончаниях глаголов. (Слайд 9)

1-й вариант
вед..шь
скольз..т
шурш..м
нес..те
клад..т
молч..шь
крич..т
зов..м
ль..те
пь..т
2-й вариант
сто..шь
по..т
жд..м
вез..те
благодар..т
говор..шь
бер..т
плыв..м
жив..те
ль..т

Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов? Почему?

Задание для 2-й группы. (Слайд 10)

Образуйте от глаголов форму настоящего времени 3-го лица единственного числа. Выделите окончания и определите спряжение.

Строить –
Клеить –
Таять –
Лелеять –
Брить –
Стелить –
Бороться –
Жалить –

Какие глаголы – исключения вам встретились?

Задание для 3-й группы. (Слайд 11)

Определите спряжения и выпишите словосочетания в 2 столбика глаголы с окончаниями 1-го спряжения и 2-го спряжения. Выделите окончания.

Распил..т дрова, слыш..тся звук, наслажда..тся природой, верт..т колесо, заявля..т о мире, приближа..тся к станции, пряч..тся в камышах, стро..т дом, дун..т на огонь.

Какие глаголы – исключения вам встретились? Какие еще глаголы – исключения 2-го спряжения вы знаете?
В качестве проверки учащиеся могут поменяться маршрутными – листами своей группы и связывают их с образцом на доске.

Вывод: Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию:
1-е спряжение – ешь, ет, ем, ете (ут), ешь, ет, ем, ете (ют)
2-е спряжение – ишь, ит, им, ите, ат (ят)

5. Остановка “Теоретическая”. Изучение нового материала. (Слайд 12–15)

(Ребята отвечают на вопросы учителя – гида. Знакомятся с правилом на стр. 267,составляют коллективно на доске схему – алгоритм по параграфам 119, 120. После этого учитель раздает готовый алгоритм учащимся.)

а) Решение проблемного вопроса.

Учитель – гид. Как правильно сориентироваться в 1 и 2 микрорайонах города Спряженска?

Учащиеся: Нужно больше узнать об отличиях микрорайонов города и составить схему.

Гид: Как же определить спряжение глагола с безударным личным окончанием? (Учащиеся выдвигают свои гипотезы по проблемному вопросу.) (Слайд 12)

(При доказательстве можно воспользоваться примерами из карточки.)

Учитель – гид: Как проверить верность наших выводов?

Учащиеся: Надо обратиться к научной информации.

б) работа с учебником

Учитель – гид: Чтобы до конца решить нашу проблему обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 267. Прочитайте правило.

в) Составление алгоритма. (Слайд 13)

– А теперь составим схему города Спряженска.

(Учащиеся вместе с учителем составляют алгоритм определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием.)

– Какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени?

Учащиеся: Надо определить спряжение глагола. Для этого нужно определить ударное или безударное окончание глагола.

– Если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется спряжение?

Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию:
1-е спряжение – ешь, ет, ем, ете (ут), ешь, ет, ем, ете (ют)
2-е спряжение – ишь, ит, им, ите, ат (ят)

– А если окончание безударное? Давайте продолжим составление алгоритма.

а) поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на глагольный суффикс.
б) Если глагольный суффикс и – 2-е спряжение. Все остальные – а, – у, – е, – о – 1-е спряжение.

Учащиеся: Определить спряжение глагола мы можем и по 3 лицу множественного числа.

Ставим глагол в 3 лицо множественного числа:
если окончание – ут, – ют – 1-е спряжение, то пишем – е
если окончание – ат, – ят – 2-е спряжение, то пишем – и.

Учитель: Используя алгоритм, рассуждайте так. Образец рассуждения. (Слайд 15)

5. Остановка “Здоровье”. Проводится физкультминутка. Путешествие утомляет, пора подумать об отдыхе. (Слайд 16)

Это легкая забава –
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно –
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.(Ходьба на месте)

7. Остановка “Закрепление” Давайте потренируемся в правильном ориентировании по 1 и 2 микрорайону Спряженска. (Слайд 17)

Ребята выполняют упражнение и делают выводы.

а) Упражнение 680, 681.

Учитель: Какие выводы по этим упражнениям вы можете сделать?

  • видовая пара глаголов относится к одному спряжению, если образование вида произошло без суффикса: писать – написать, обедать – пообедать. (Упр. 680)
  • глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные. (упр.681)

Учитель: Какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени?

Учащиеся: Надо определить спряжение глагола. Для этого посмотрите на наш алгоритм:

а) поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на глагольный суффикс.
б) Если глагольный суффикс и – II спряжение. Все остальные – а, – у, – е, – о – I спряжение.

Учащиеся: Определить спряжение глагола мы можем и по 3 лицу множественного числа.

Ставим глагол в 3 лицо множественного числа:
если окончание – ут, – ют – 1-е спряжение, то пишем – е
если окончание – ат, – ят – 2-е спряжение, то пишем – и.

Коллективная проверка индивидуальной работы.

б) Карточка № 3. Задание выполняют устно. (Слайд 18)

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы – орфограммы.

Найдите лишнее слово. Определите, по какому признаку оно лишнее.

  1. Сберегу, терплю, слушаю, увлеку (терплю – 2-е спр.)
  2. Собира..м, вскоч..м, натира..м, замерза..м (вскочим – окончание -им, сов.в.)
  3. Он слыш..т, обид..т, стро..т, верт..т. (строит – не исключение)

8. Самостоятельная работа. (Слайд 19)

Найдите продолжение пословиц и соедините. Вставьте пропущенные буквы – орфограммы, раскройте скобки.

1. Работа и муча..т, 1. а от труда здорове..т.
2. Кто труд люб..т 2. (не) выруб..шь топором.
3. Человек от лени боле..т, 3. долго спать (не) буд..т.
4. Напиш..шь пером, 4. и корм..т, и уч..т.
5. Всякая работа 5. мастера хвал..т

Запишите последнее предложение– пословицу. Выполните ее синтаксический разбор.

В каких пословицах речь идет о труде?

Учитель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мне думается, вы сегодня эффективно поработали, и, конечно, мы будем продолжать дальше наши путешествия, потому что с малого открытия начинается большое.

9. Итог урока. (Слайд 20)

Какова была тема урока?
А проблема?
Что нового о глаголе вы сегодня узнали?
Для чего мы учимся определять спряжение глагола?
Выставление оценок. Учащиеся сдают маршрутные листы.

10. Рефлексия. (Слайд 21)

Кому стало легче определять окончание глаголов?
Кто остался на том же уровне что и в начале урока?
Теперь вы можете пользоваться любым из двух способов определения спряжения глагола.

11. Домашнее задание. (Слайд 21)

Правило стр. 267, упр. 682.

Дополнительное задание № 5. (Слайд 22)

Источник

Читайте также:  Что такое начальная форма глагола дарит