Меню

Укажите глагол 1 спряжения брить



Спряжение глаголов «брить», «стелить». 4-й класс

Класс: 4

1. Закрепить умения пользоваться алгоритмом различения глаголов I и II спряжения по глагольному суффиксу для правописания безударных личных окончаний глаголов; узнать, как спрягаются глаголы брить, стелить;

2. Содействовать развитию устной и письменной речи учащихся, обогащению их словарного запаса, способствовать развитию у школьников высоко уровня познавательной активности и положительной мотивации учения, навыков делового сотрудничества;

3. Создать условия для воспитания у учащихся доброжелательности, трудолюбия, взаимовыручки.

Оборудование: 4 кейса (папки с заданиями), презентация “Спряжение глаголов брить, стелить”.

I. Организационный момент

Урок русского языка. Работать будем в группах. Протяните друг другу руки и пожелайте удачи. (Слайд № 1. Презентация)

II. Сообщение темы и целей урока

У каждой группы есть кейс с заданиями и оценочный лист.

— Расшифруйте название темы урока: (Слайд № 2)

Проверка:

— Тема урока: Спряжение глаголов. (Слайд № 3)

— Оцените работу группы на оценочных листах.

— Что такое спряжение глаголов? (Это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам)

— Для чего нужно определять спряжение? (Чтобы правильно писать личные окончания глаголов)

— Давайте вспомним алгоритм различения глаголов I и II спряжения, составленный нами на уроках информатики. (Слайд № 4)

— Когда нельзя воспользоваться алгоритмом? (При написании глаголов: гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а потом смотреть, вертеть, ненавидеть и терпеть.)

— В чем особенность этих глаголов? (Несмотря на то, что у 4 глаголов глагольный суффикс а, а у 7-суффикс е, они относятся к глаголам II спряжения.) (Слайд № 5)

— А есть еще “особенные” глаголы? Выполняя 2 задания, мы узнаем об этом.

III. Открытие нового знания

Задание №2. (Слайд №6)

— Используя алгоритм, допишите личные окончания глаголов.

— Сравните глаголы по их морфологическим признакам и найдите лишний глагол.

— Для начала распределите обязанности каждого члена группы по плану: (Слайд № 7)

План работы группы:

  • пишу начальную форму глагола;
  • выделяю глагольный суффикс и определяю спряжение;
  • пишу безударную гласную в окончании глагола, выделяю окончание;
  • определяю время глагола;
  • определяю лицо глагола;
  • определяю число глагола;
  • проверяю правильность выполнения задания.
  • (Встаньте те, кто выполняет №1, №2 и т.д.)

    1 группа. (Слайд № 8)

    Задержим, наладите, полюбите – глаголы будущего времени, II спр., мн. ч.

    Задержим – “лишний”, т.к. глагол исключения 1-го лица.

    Кушаешь, срежешь, замерзнешь – глаголы I спр., 2 лица, ед. ч.

    Кушаешь — “лишний”, т. к. глагол настоящего времени, остальные – будущего времени.

    Побелим, видим, бре/ите – глаголы настоящего времени.

    Бре/ите — “лишний”, т.к. глагол 2-го лица, спряжение….(выслушивается мнение учащихся по возникшей проблеме)

    Они грохочут, они пляшут, они стелю/ят – глаголы настоящего времени, 3 лица, мн. ч.

    Они стелю/ят — “лишний”, т. к. спряжение…. (выслушивается мнение учащихся по возникшей проблеме)

    Читайте также:  Спряжение глагола хочу в русском языке

    — Оцените работу группы на оценочных листах.

    Вывод: Тема урока: “Спряжение глаголов брить и стелить”.

    Цель урока: узнать, как спрягаются глаголы брить и стелить. (Слайд №9)

    Задание №3. (Слайд №10)

    3-е задание (1 и 2 группы)

    — Понаблюдайте, как спрягается глагол брить. Прочитайте на стр. 91 мнение Миши и продолжите ход его рассуждений.

    3-е задание (3 и 4 группы)

    — Понаблюдайте, как спрягается глагол стелить. Прочитайте объяснение Евдокии Васильевны и дополните его. Стр. 91- 92.

    Проверка. (Слайд №10,11,12)

    1 группа. — Как спрягается глагол брить?

    2 группа. — Докажите, что глагол брить относится к I спряжению.

    (Глагол брить относится к глаголам Iспряжения, так как у него в начальной форме нет глагольного суффикса)

    3 группа. — Как спрягается глагол стелить?

    4 группа. — Докажите, что глагол стелить относится к I спряжению.

    (Глагол стелить имеет другую форму стлать, а в глаголе стлать глагольный суффикс а, следовательно, это значит, что глагол I спряжения.)

    Вывод: Как спрягаются глаголы брить и стелить? (Cтр. 92)

    — Прочитайте, какой вывод сделали Петя и Миша. (Слайд №13)

    Ф — Значит в ОБЕИХ глаголах будем писать букву Е? — спросил Петя.

    — Букву Е! — кивнул Миша и рассмеялся.

    — Ну что же ты Петр, наступаешь на одни и те же грабли? — расстроилась Евдокия Васильевна.

    — Почему смеялся Миша, и расстроилась Евдокия Васильевна, что она хотела сказать. (Обсудите)

    “Наступить на одни и те же грабли” — повторять свои ошибки.

    — Нужно было сказать: “Значит в ОБОИХ глаголах будем писать букву Е, так как с существительными м. и ср. рода употребляется слово оба, а глагол – слово м. рода”.

    — Итак, к какому спряжению относятся глаголы: БРИТЬ И СТЕЛИТЬ?

    IV. Закрепление пройденного материала

    — Молодцы ребята. Отлично работаете, теперь попробуйте применить свои знания в творческой работе, выполнив задание №4: (Слайд №14)

    — Откройте обратный словарь на -ить.

    1. Найдите подчеркнутые слова.
    2. Дополните текст загадки подходящими по смыслу глаголами, поставив их в форму 3-го лица, ед. числа.
    1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
    (Ходит) он по свету,
    (Бродит) по лесам,
    (Ездит) он в карете,
    (Дарит) чудеса.
    (Варит) борщ и кашу
    И капусту (солит).
    Фартук всегда (носит).
    Вкусно всех он (кормит).
    Он с природой (дружит).
    Верно, он ей (служит),
    (Лечит) всех животных,
    (Сторожит) леса!
    Плотник (строит),
    Шофер (водит) машины.
    А кто же (бреет) бороды,
    пожалуйста, скажите!

    — Читаем по группам, все отгадывают.

    — Глаголы, какого спряжения вы употребили? (Все глаголы II спряжения, так как в н.ф. у них глагольный суффикс и. Кроме глагола брить, т.к. глагол I спряжения.)

    — Оцените последнее задание.

    — Что узнали нового?

    — Кому скажем “спасибо”? (Слайд №15)

    — Выставите итоговую оценку.

    — Какая группа сработала на оценку “5”?

    — Итак, 1 группа, 2 группа, 3 группа, 4группа

    Читайте также:  Глаголы будущего и прошедшего в единственного числа

    1 страница – Оценочный лист.

    1 задание 2 задание 3з адание 4 задание Итоговая оценка

    2 страница – Задание № 1: “Расшифруйте название темы урока”.

    3 страница – Задание №2:

    1. Используя алгоритм, допишите личные окончания глагола.
    2. Сравните глаголы по их морфологическим признакам и найдите лишний.
    1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
    задерж..м,

    полюб…те куша…шь,

    замерзн…шь бел…м,

    бре…те они грохоч…т,

    они стел…т

    Алгоритм различения глаголов I и II спряжения. (Приложение)

    4 страница — План работы группы:

    • пиши начальную форму;
    • выделяю глагольный суффикс и определяю спряжение;
    • пишу безударную гласную в окончании глагола, выделяю окончание;
    • определяю время глагола;
    • определяю лицо глагола;
    • определяю число глагола;
    • проверяю правильность выполнения задания.

    5 страница – Задание № 3 (1 и 2 группы)

    Понаблюдайте, как спрягается глагол брить. Прочитайте в учебнике на стр. 91 мнение Миши и продолжите ход его рассуждений.

    Задание № 3 (3 и 4 группы)

    Понаблюдайте, как спрягается глагол стелить. Прочитайте в учебнике на стр. 91- 92 объяснение Евдокии Васильевны и дополните его.

    6 страница – Задание №4

    1. Откройте обратный словарь на -ить.
    2. Найдите, подчеркнутые слова.
    3. Допишите текст загадки подходящими по смыслу глаголами, поставив их в форму 3-го лица ед. ч.

    Источник

    Тест с ответами на тему: «Спряжение глаголов»

    1. Что такое спряжение?
    1) изменение имен по падежам
    2) изменение глаголов по лицам и числам+
    3) изменение глаголов по временам

    2. Найдите глагол I спряжения:
    1) вертеться
    2) доверять+
    3) клеить

    3.Выберите глагол, который является “третьим лишним”.
    1) се..л
    2) кле..л+
    3) ве..л

    4. Обозначьте глагол II спряжения:
    1) стрелять
    2) постелить
    3) построить +

    5. В каком слове пишется буква Е?
    1 )задерж..шься
    2) выгляд..шь
    3) прос..шь
    4) сфотографиру..шься+

    6. Отметьте глагол I спряжения:
    1) задержать
    2) искать +
    3) перегнать

    7.Какая буква должна стоять в следующем слове:
    Агрономы бор..тся с вредителями.
    1) я
    2) ю+

    8. Какое спряжение у глагола?
    Осы жалят.
    1) I спряжение
    2) II спряжение+
    3) разноспрягаемый глагол

    9. Какой глагол является «третьим лишним»?
    1) се..л
    2) кле..л
    3) ве..л+

    10. Выберите глагол II спряжения:
    1) дышать+
    2) шагать
    3) думать

    11. Найдите разноспрягаемый глагол.
    1) бежать+
    2) гнать
    3) мчаться

    12. Какой из данных глаголов является разноспрягаемым?
    1) бежать+
    2) гнать
    3) мчаться

    13. Укажите глагол II спряжения:
    1) подслушать
    2) маячить+
    3) разрушать

    14. Обозначьте глагол II спряжения:
    1) тревожить+
    2) каяться
    3) замазать

    15. Отметьте глагол I спряжения:
    1) дежурить
    2) бороться+
    3) потерпеть

    16. Выберите глагол II спряжения:
    1) надеяться
    2) разрезать
    3) ссориться +

    17. Выберите глагол I спряжения:
    1) перевозить
    2) готовить
    3) побрить

    18. Где пишется буква И?
    1) выгор..шь+
    2) мел..шь
    3) дремл..шь
    4) бре..шь

    19. Сколько слов из данных относится к I спряжению. Напишите числом.
    Кле..т, ненавид..т, плач..т, но..т, смотр..т, се..т, приоткрыва..т.
    Ответ: 4

    20. Какое из данных утверждений верное?
    1) Спрягаются только глаголы в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени.+
    2) Спрягаются только глаголы в изъявительном наклонении в прошедшем, настоящем и будущем времени.
    3) Спрягаются все глаголы в русском языке.

    Источник

    Спряжение глагола

    Что такое спряжение глагола

    Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего и будущего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи. В русском языке существует два основных типа спряжения – I и II спряжение глаголов. Cпряжение глагола определяется двумя способами:

    • По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
    • Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).

    Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям

    Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно поставить глагол в форму 3 лица множественного числа. Если слышим -ут (-ют) – это I спряжение; слышим -ат (-ят) – это II спряжение. И в соответствии с типом спряжения следует писать окончания. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.

    Лицо Глаголы 1 спряжения Глаголы 2 спряжения
    Ед. число Мн. число Примеры глаголов 1 спряжения Ед. число Мн. число Примеры глаголов 2 спряжения
    1-е -у (-ю) -ем рисую, сошью, расту
    рисуем, сошьем, растем
    -у(-ю) -им приготовлю, куплю, держу
    приготовим, купим, держим
    2-е -ешь -ете рисуешь, сошьешь, растешь
    рисуете, сошьете, растете
    -ишь -ите приготовишь, купишь, держишь
    приготовите, купите, держите
    3-е -ет -ут (-ют) рисует, сошьет, растет
    рисуют, сошьют, растут
    -ит -ат (-ят) приготовит, купит, держит
    приготовят, купят, держат

    Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями

    Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо глагол поставить в форму инфинитива (неопределенной формы) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.

    Глаголы первого спряжения представлены:

    • глаголами, в неопределенной форме оканчивающимися на -еть (кроме семи глаголов исключений 2 спряжения);
    • глаголами, оканчивающимися на -ать (кроме четырех глаголов исключений, относящихся ко II спряжению);
    • тремя глаголами исключениями, оканчивающимися на -ить (зиждиться, стелить, брить);
    • всеми глаголами, оканчивающимися на -оть, -ёть, -уть, -ють, -ыть и др. (обуть, полоть, смолоть).

    Глаголы второго спряжения представлены:

    • глаголами, в неопределенной форме оканчивающимися на -ить (все кроме трех глаголов исключений 1 спряжения);
    • семью глаголами исключениям. оканчивающимися на -еть (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть);
    • четырьмя глаголами исключениями, оканчивающимися на -ать (дышать, слышать, гнать, держать).

    Разноспрягаемые глаголы

    Глаголами исключениями 1 и 2 спряжения являются разноспрягаемые глаголы (хотеть, чтить бежать и производные от них), которые при спряжении имеют окончания то I, то II спряжения. Кроме того, существуют глаголы с особой системой окончаний (есть, дать и производные). Они не относятся ни к одному из спряжений в русском языке и также являются глаголами-исключениями.

    Источник