Меню

Укажите имена прилагательные в таком порядке обозначающие цвет



Цвета радуги

Разбор слов цвета радуги

Прилагательные белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий… Все они представляют собой в настоящее время совершенно условные немотивированные наимено вания и является корневыми. Но с этимологической точки зрения эти названия цвета предстают перед нами в ином свете. В момент своего возникновения это были мотивированные слова, все они были образованы суффиксальным способом. Почти все указанные прилагательные являются также и сверстниками. Исключение составляет лишь слово красный, цветовом значении сравнительно недавнее. Остальные возникли давно и известны во всех славянских языках.

Все разбираемые слова принадлежат к исконному лексическому фонду русского языка. Это следует отметить потому, что среди цветовых прилагательных в нашей речи немало иноязычных (ср. хотя бы заимствованные из французского языка слова бежевый, палевый, оранжевый, лиловый, фиолетовый, пунцовый, бордовый).

Разберем наши „цветные» слова по порядку . Прила гательное белый едва ли не самое старое. Это общеславянское слово индоевропейского характера, образованное от индоевропейского bha „светить, блестеть, сиять» с помощью суффикса l (ср. латышск. bals „бледный», греч. phalos „белый» и т.п).

Выделить в этом слове суффикс (только в этимологическом плане, конечно) позволяют такие однокорневые образования других индоевропейских языков, которые содержат иные суффиксы, вроде греч. phanos „светлый, яркий», древнеирландск. ban „белый», или являются корневыми (в качестве примера можно привести древнеинд. bhas „сияние, блеск», где s представляет собой окончание).

Таким образом, первоначально слово белый имело значение „блестящий, светящийся».

Из его далеких родственников, пришедших к нам из греческого языка, следует отметить слова фонарь (из средне-греч. phanarion, являющегося суффиксальным производным от древнегреч. phanos „свет, блеск») и фантазия (из древнегреч. phantasia „видение, призрак»).

По образному характеру к слову белый примыкает прилагательное синий, которое в момент своего рождения тоже значило „блестящий, сияющий». Это общеславянское слово образовано было с помощью суффикса n от той же основы (si), что и глагол сиять. Родство слов синий и сиять несомненно. Весьма возможно, что однокорневыми по отношению к прилагательному синий (а значит, и глаголу сиять) являются также и сло ва сивый и сизый, представляющие собой в таком случае производные посредством суффиксов v и z.

Прилагательные зеленый и желтый тесно связаны меж ду собой не только тем, что они обозначают смежные цвета спектра. Их объединяют также и кровные узы родства.

Ведь эти общеславянские слова являются однокорневыми и отличаются друг от друга лишь суффиксами, посредством которых они были образованы.

Слово зеленый (из зеленый) — производное с помощью суффикса ен от той же основы (zel), что и диалектное зель „трава, зелень», греч. chloe „трава», нем. gelb „желтый» и т. д. Ту же основу, но с перегласовкой е/о (ср. везу — воз, несу —- ноша и т. д.) мы наблюдаем в словах злак (из zolkъ) и золото (из zolto) с этимологическими суффиксами k и t (ср. содержащие те же суффиксы родственные слова: диалектное жолкнуть и желтый).

Слово желтый (из жьлтыи) образовано с помощью суффикса от той же основы (жьл

Древние формы zel и gil- образуют одну и ту же непроизводную основу и отличаются между собой лишь фонетически: качеством начального гортанного согласного (ср. подобное явление в лит. город и диал. зород „ограда») и перегласовкой е/i. Значение этих форм первоначально не было дифференцировано, что ярко проявилось в словах зеленый и золото (буквально „желтое»).

Читайте также:  Русский язык новая тема имя прилагательное

Так весьма своеобразно (в обозначении их словами одного корня) отразилась в языке близость зеленого и желтого цвета.

Особняком по отношению ко всем разобранным цветовым обозначениям стоит слово красный. И не только потому, что, как уже отмечалось, оно довольно молодое. Дело в том, что оно свойственно в данном значении только русскому языку. В других славянских языках для обозначения красного цвета до сих пор пользуются старыми названиями, образованными от основы черв (ср. укр. червоний, болг. червен, польск. czerwony и т. д.). Последнее объясняется тем, что в общеславянскую эпоху из червей (особого вида) приготовляли красную краску.

В качестве цветового имени собственно русское прилагательное красный возникло на основе общеславянского красный ( го с помощью суффикса ьн от слова краса „украшение». В первоначальном значении слово красный свободно употребляется и сейчас во всех других славянских языках, кроме русского. В нашем языке оно в своем исходном значении встречается лишь во фразеологических оборотах типа долг платежом красен, ради красного словца, красная цена, красная рыба, красная девица, на миру и смерть красна и т. д.

Своеобразно и слово черный. Оно отличается от других общеславянских цветовых обозначений прежде всего тем, что (несмотря на его былую производность) признак, положенный в его основу, не удается установить даже с помощью глубокого этимологического анализа. Да и древний суффикс н в его основе виден, кажется, лишь на фоне балтийских соответствий, вроде литовск. Kirsna „черная» (название реки), древнепрусск. kirsnan „черный».

Статья на тему Цвета радуги

Источник

Пушкин сделал!

готовые домашние задания

Home » русский язык » Число имён прилагательных (упр 110-123) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Число имён прилагательных (упр 110-123) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

110

Прочитайте. Допишите окончания имён прилагательных. Определите тип текста.

мн.ч.
На сухих су чк ах любят сидеть щу рки. Лазоревые грудки,
мн.ч. мн.ч. мн.ч.
жёлтые горлы ш ки, з о л о тистые спинки. И красные, как
рубины, гл а за!

  • Определите число имён прилагательных. Подберите к выделенным словам синонимы.

Лазоревые — голубые, небесные.
Жёлтые — золотые, охристые.
Золотистые — жёлтые, солнечные.
Красные — алые, багряные.

  • Подчеркните изученные орфограммы.

111

  • Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Укажите род имён прилагательных.

м.р.
Праздничн[ый] день — праздничн[ые] дни.
ж.р.
Шоссейн[ая] дорога — шоссейн[ые] дороги.
с.р.
Интересн[ое] дело — интересн[ые] дела.
м.р.
Утрен[ий] ветерок — утренн[ие] ветерки.

  • Запишите данные словосочетания во множественном числе. Выделите окончания имён прилагательных.

112

  • Прочитайте. Составьте из данных слов предложение. Запишите его.

ед.ч. мн.ч.
Над речной водой пролетали тоненькие стрекозы с
мн.ч. мн.ч.
чудесными тёмно-синими крылышками.

  • Укажите число имён прилагательных.
  • Подчеркните имена прилагательные, которые не изменяются по родам. Примечание — по родам изменяются прилагательные только в единственном числе.

113

  • Поработайте в парах: рассмотрите рисунок. Подберите к каждому слову–названию предмета имя прилагательное. Запишите словосочетания.

Кепка спортивная, сапоги резиновые, мяч баскетбольный, ножницы стальные, коньки новые, армейские штаны.

Читайте также:  Образовать краткую форму прилагательных каменный

114

  • Прочитайте. Допишите окончания имён прилагательных.

м.р. м.р.
Весёлый взгляд — грустный взгляд.
Трудные задачи — лёгкие задачи.
ж.р. ж.р.
Жётская мебель — мягкая мебель.
Высокие здания — низкие здания.
ж.р. ж.р.
Ранняя весна — поздняя весна.
с.р. с.р.
Домашнее животное — дикое животное.
с.р. с.р.
Кислое яблоко — сладкое яблоко.

  • Запишите рядом с каждым словосочетанием словосочетание, состоящее из этого же имени существительного и противоположного по смыслу имени прилагательного.
  • Укажите род имён прилагательных в единственном числе.

115

  • Прочитайте. Замените имена существительные из скобок однокоренными именами прилагательными и запишите их в нужной форме.

Пройдёт зима холодн[ая].
Настанут дни веснн[ие].
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушист[ые].

  • Выделите окончания имён прилагательных.

116

  • Прочитайте сложные предложения. Где пропущены запятые? Поставьте их.

ед.ч.
1. Мартовское солнце светило ярко, и сквозь оконное
мн.ч.
стекло падали на стол горячие лучи. (А. Чехов.)
ед.ч. ед.ч. мн.ч.
2. Весенний, светлый день клонился к вечеру, небольшие
мн.ч.
розовые тучки стояли высоко в ясном небе. (И. Тургенев)
ед.ч.
3. Вытаяла возле бора тропинка сухая, и рядом с ней шумит ручей. (М. Пришвин)

  • Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях.

Солнце — подлежащее, светило — сказуемое; лучи — подлежащее, падали — сказуемое.

День — подлежащее, склонился — сказуемое; тучки — подлежащее, стояли — сказуемое.

Тропинка — подлежащее, вытаяла — сказуемое; ручей — подлежащее, шумит — сказуемое.

  • Подчеркните волнистой линией имена прилагательные, у которых нельзя определить род. Укажите над ними число.
  • Укажите число других имён прилагательных. Объясните, как определить их род.

Род имени прилагательного определяется по имени существительному, к которому оно относится.

117

Как-то раз с большого клёна
И.п. (какой?) И.п.
Оторвался лист зелён[ый]
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Р.п. (какого?) Р.п.
Закружилась голова у зелён[ого] листа…
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Д.п. (какому?) Д.п.
Шмыг — к зелён[ому] листу.
В.п. (какой?) В.п.
Лапой — хвать зелён[ый] лист,
Дескать, поиграем.
«Не хочу», — парашютист
Головой качает…
Т.п. (каким?) Т.п.
Ветер вмиг с листом зелён[ым]
Над землёй взметнулся снова.
Но шалун — листок устал
И ко мне в тетрадь упал.
Я пишу в саду под клёном
П.п. (каком?) П.п.
Стих о листике зелён[ом].

  • Поработайте в парах:
    1. Укажите падеж имени существительного в каждом выделенном словосочетании.
    2. Определите падеж имени прилагательного зелёный по падежу имени существительного. Укажите падеж имени прилагательного.
    3. Устно поставьте вопрос от имени существительного лист к имени прилагательному зелёный. Выделите окончания имён прилагательных.

118

  • Просклоняйте каждое слово в словосочетаниях молодая сосна и голубой песец. Выделите в словах окончания.

И. п. что? сосн[а] (какая?) молод[ая]
Р. п. чего? сосн[ы] (какой?) молод[ой]
Д. п. чему? сосн[е] (какой?) молод[ой]
В. п. что? сосн[у] (какую?) молод[ую]
Т. п. чем? сосн[ой] (какой?) молод[ой]
П. п. о чём? о сосн[е] (какой?) молод[ой]

И. п. кто? песец[ ] (какой?) голуб[ой]
Р. п. кого? песц[а] (какого?) голуб[ого]
Д. п. кому? песц[у] (какому?) голуб[ому]
В. п. кого? песц[а ](какого?) голуб[ую]
Т. п. кем? песц[ом] (каким?) голуб[ым]
П. п. о ком? о песц[е] (каком?) голуб[ом]

Читайте также:  Взгляд в имени прилагательном

119

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

И.п.
1. Небо голубое весело глядит.
Р.п.
2. Росы напился соловей с кленового листа.
В.п. Р.п.
3. Я принёс с собой ароматный кусочек сосновой смолы.
П.п. И.п.
4. На трухлявом пеньке грелась маленькая ящерица.

  • Определите падеж имени прилагательного в любом предложении по падежу имени существительного.

120

  • Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст.

Утро после дождя

И.п. ед.ч. И.п. мн.ч.
Раннее утро. Вот крохотные круглые б и серинки
лежат на траве, в чашечках цветов, на листьях. Они
Т.п. мн.ч.
играют на солнце разноцветными лучами, и кажется,
будто рассыпаны в траве мал е нькие осколки хруст а ля .

  • Что с чем сравнивается? Подчеркните понравившиеся вам сравнения.

В тексте роса сравнивается с крохотными круглыми бисеринками и маленькими осколками хрусталя.

  • Укажите падеж и число выделенных имён прилагательных.
  • Найдите в тексте синонимы. Выпишите их вместе с теми именами существительными, к которым они относятся.

Крохотные бисеринки — маленькие осколки.

121

Прочитайте.

В чаще сказочного музыкального леса стоял волшебный дом. В нём жили весёлые подружки-нотки. У каждой был свой любимый цвет. Нота ДО любила всё красное , РЕ — оранжевое , МИ — жёлтое , ФА — зелёное , СОЛЬ — голубое , ЛЯ — синее , СИ — фиолетовое . Ноты нарисовали семь картинок.

Из журнала «Мурзилка»

  • Подчеркните имена прилагательные, обозначающие цвет. Подберите к каждому из них синоним из словаря синонимов учебника.

Красный — алый, оранжевый — апельсиновый, жёлтый — золотой, зелёный — травяной, голубой — небесный, синий — васильковый, фиолетовый — лиловый.

  • Как вы думаете, какие картинки нарисовали ноты? Что они могли на них изобразить?

ДО нарисовала красный помидор. РЕ нарисовала оранжевую репку. МИ нарисовала жёлтую мимозу. ФА нарисовала зелёную фасоль. СОЛЬ нарисовала голубое море. ЛЯ нарисовала синюю кляксу. СИ нарисовала фиолетовую веточку сирени.

122

Выпишите любое из выделенных имён прилагательных в упр.121 и определите его грамматические признаки.

Музыкального — прил.
Н. ф. — музыкальный. М.р., ед.ч., Р.п., втор. чл.

Волшебный — прил.
Н. ф. — волшебный. М.р., ед.ч., И.п., втор. чл.

Весёлые — прил.
Н. ф. — весёлый. Мн.ч., И.п., втор. чл.

123

Прочитайте.

Рикки-Тикки-Тави был мангуст. И хвост, и мех у него были
ж.р.
как у маленькой кошки, а голова и все повадки, как у ласочки. Глаза у него были розовые, а кончик его
м.р. м.р.
беспокойного носа тоже был розовый. Рикки мог почесать,
ж.р.
где вздумается, всё равно какой лапкой: передней ли,
ж.р. м.р.
задней ли. И его боевой клич, когда он мчался в высоких травах, был: рикки-тикки-тикки-чк!

  • Найдите в тексте и прочитайте описание мангуста.
  • Подчеркните имена прилагательные. Укажите род имён прилагательных в единственном числе.
  • Выпишите из текста словосочетания с именами прилагательными в родительном падеже.

Источник