Меню

Укажите неверные утверждения глагол изменяется по наклонениям



Укажите неверное утверждение: Выберите один ответ: a. В изъявительном наклонении глаголы изменяются только по лицам и числам. b. Один и тот же глагол можно употребить в форме изъявительного, условного или повелительного наклонения c. Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. d. Глагол имеет три наклонения: изъявительное, повелительное, условное.

a) В изъявительном наклонении глаголы изменяются только по лицам и числам

(по лицам — в наст. и буд. вр.;
по РОДАМ — в ед ч. прош. вр.)

Предложения с обособленным обстоятельством:

(12) Эгль поднял голову, уронив яхту, — так неожиданно прозвучал взволнованный голосок Ассоль.

(13) Старик с минуту разглядывал её, улыбаясь и медленно пропуская бороду в большой, жилистой горсти.

(15) Её тёмные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч.

(16) Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки.

(17) – Клянусь Гриммами и Андерсеном, — сказал Эгль, посматривая то на девочку, то на яхту.

я свободен как стольная воля
вижу там на небе Свинцовые облака
у меня Воздушные волосы
на том дереве -Бархатные листья
я вижу Туманный намёк
у тебя Каменное сердце

Источник

Название работы Контрольно- измерительный материал (промежуточный тест по теме «Глагол» для 6 класса)
тест по русскому языку (6 класс) по теме

Представленный контрольно-измерительный материал по русскому языку предназначен для учащихся 6 классов после изучения темы «Глагол». Промежуточный тест поможет учителю выявить уровень обученности учащихся по этой теме.

Скачать:

Вложение Размер
kontrolno-izmeritelnye_testy_po_glagolu_dlya_6_klassa.docx 21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Ко Данилова Л. Е. МОУСОШ №2 г. Копейск

Контрольно- измерительный материал

Русский язык 6 класс (к учебнику Т. А. Ладыженской, Н.Т. Баранова,

Л. А. Тростенцовой и др. 2013.)

Раздел «Морфология и орфография. Культура речи»

Промежуточный тест по теме «Глагол» для 6 класса

Инструкция по выполнению работы

На выполнение теста по русскому языку даётся 40 минут.

Она включает 33 задания (А1–А33). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним баллом.

А1. Какие из приведённых ниже характеристик не относятся к глаголу?
а) изменяются по лицам, числам и падежам;
б) бывают совершенного и несовершенного вида;
в) в прошедшем времени изменяются по числам и родам;
г) изменяются по временам.

А2. Глагол – часть речи, которая обозначает:

г) признак по действию.

А3. Укажите неверное утверждение:

а) Глагол – часть речи, которая обозначает действие.

б) Глаголы изменяются по временам.

в) В настоящем времени глаголы изменяются по числам и родам.

г) Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

А4. Укажите верное утверждение: «Глаголы в изъявительном наклонении …»

а) обозначают действие, желаемое или возможное при определенном условии.

б) обозначают действие, которое кто-то заставляет или просит выполнить.

в) обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить на самом деле.

г) обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица.

А5. Укажи ряд, в котором все глаголы совершенного вида.

а) читать, просматривать, разыграть;

б) смеяться, высмеять, поймать;

в) разыграть, прочитать, передать;
г) схватить, разыскивать, дышать.

А6. Укажи ряд, в котором все глаголы совершенного вида.

а) шагнуть, толкать, мелькать;

б) капнуть, зевать, включить;

в) прогуляться, расступиться, выкрикнуть;
г) вздыхать, кивать, признать.

А7. Какой глагол относится ко второму спряжению:

А8. Какой глагол относится ко второму спряжению:

в) боронить;
г) лететь.

А9. Какая из форм не является формой будущего времени?

в) хочу спать ;
г) буду читать.

А10. Какая из форм не является формой прошедшего времени?

А11. Укажи ряд разноспрягаемых глаголов.

в) хотеть, бежать;

г) дать, говорить.

А12. Укажи ряд разноспрягаемых глаголов.

б) хотеть, терпеть;

г) дать, зависеть.

А13. Укажите предложение с переходным глаголом.

а) Люблю родную сторону во всём её наряде скромном.

б) Мужество рождается в борьбе.

в) На окне стояли цветы.

г) Он обезумел от страха.

А14. Укажите предложение с непереходным глаголом.

а) Насыпали моряки хлебных крошек и семечек на палубу.

б) Подбирают перепёлочки крошки и семечки.

в) Тёма тихо повернул ключ.

г) Он подошёл к дому.

А15. Укажите возвратный глагол:

А16. Укажите возвратный глагол:

А17. В каком предложении глагол обозначает действие, которое происходило, происходит или будет происходить на самом деле:

а) Вся в блестках струится река.

б) На заре ты ее не буди. (А. Фет)

в) Был бы здоров — сразу бы добежал.

г) Напишите родителям письмо.

А18. В каком предложении глагол обозначает действие, желаемое или возможное при определенном условии:

а) Понял Иван Федорович, что нужна книга, по которой люди учились бы грамоте.

б) Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала. (А. Плещеев)

в) Уехать на поезде можно в любой уголок страны.

г) Не убивайте голубей!

Их оперенье белоснежно;

Их воркование так нежно. (М. Лохвицкая)

А19. Какая из форм глаголов является формой изъявительного наклонения?

А20. Какая из форм глаголов является формой изъявительного наклонения?

А21. Найди предложение с безличным глаголом.

а) Потемнело в чистом поле.

б) Пуганая ворона куста боится.

в) Не пылит дорога, не дрожат кусты.

г) Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

А22. Найди предложение с безличным глаголом.

а) В углу кто-то похрапывал.

б) В саду от ветра что-то посвистывало, трещало и выло.

в) Мне нездоровится.

г) В лесу затрещало дерево.

А23. В каком глаголе ь не пишется?

А24. В каком глаголе ь не пишется?

а) Немедленно отреж.

б) Немедленно отреж..те!

в) Ему не спит..ся.

г) Присяд..те, пожалуйста.

А25 . На месте какой цифры в слове нужно написать мягкий знак?

Карандаш в пенале мает(1)ся,

Но зато он не ломает(2)ся.

Он там должен находит(3)ся.

Он на уроке пригодит(4)ся!

А26. На месте какой цифры в слове нужно писать мягкий знак?

На доброе слово не надо скупит(1)ся.

Сказать это слово – что дать напит(2)ся.

Со словом обидным нельзя торопит(3)ся,

Чтоб завтра себя самого не стыдит(4)ся.

А27. На месте каких цифр в слове нужно писать мягкий знак?

Тропинка, тропинка, что прячеш(1)ся ты?

Зачем ты уходиш(2) тайком под кусты?

То вдруг пропадёш(3), то ныряеш(4) в овраг.

Скажи мне, тропинка, ты друг или враг?

А28. На месте каких цифр в слове нужно писать мягкий знак?

Что ж ты грустиш(1), обезьянка?

Ничего не еш(2) и не пьёш(3).

Ты ведь не иностранка,

Ты ведь меня поймёш(4)…

А29. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

а) Когда напиш..те сочинение, проверьте его.

б) Высуш..те промокшие ботинки.

в) Вы мне помож..те?

г) Вы буд..те выходить на следующей остановке?

А30. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

а) Прежде всего выбер..те из текста необходимые цитаты.

б) Когда вы отыщ..те нужное слово, составьте с ним предложение.

в) Если вы его окликн..те, то он не отзовется.

г) Вы смож..те с ним поговорить завтра.

А31. Укажите пример с нарушением речевой нормы:

А32. Укажите пример с нарушением речевой нормы:

А33. В каком ряду во всех глаголах пропущена одна и та же буква?

а) обслед..вать, разбрас..вать, почувств..вать;

б) разд..ваться, попроб..вать, использ..вать;

в) бесед..вать, совет..вать, подбадр..вать;

г) испыт..вать, уклад..вать, рассказ..вать.

Название работы промежуточный тест по теме «Глагол» для 6 класса контрольно-

Фамилия, имя, отчество Данилова Любовь Евгеньевна

Должность учитель русского языка и литературы

Название учреждения МОУСОШ №2 Копейского городского округа Челябинской обл.

Название предмета, класс русский язык, 6 класс

Список литературы учебник Т. А. Ладыженской, Н.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и

и др. Москва «Просвещение», 2013.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме «Глагол» 5 класс.

Тест промежуточного контроля по теме «Глагол»6 класс Спецификацияконтрольных измерительныхматериалов теста Контрольно- измерительный материал Русский язык 6 класс(к учебнику Т.А.Л.

Тест промежуточного контроля по теме «Глагол»6 класс Спецификацияконтрольных измерительныхматериалов теста.

Итоговый тест по теме «Глагол» для обучающихся 6 класса.

Тест содержит задания на проверку усвоения пятиклассниками материала по теме «Глагол».

Разработан в соответствии с ФГОС.

Тестовые задания предназначены для проверки уровня подготовки учащихся в 5 классе по теме «Глагол» (УМК Львовых).

Источник

Тест по теме «Глагол»

1. Укажите неверное утверждение.

1) Глагол может обозначать состояние предмета или лица.
2) Глаголы изменяются по наклонениям.
3) В форме любого наклонения глаголы спрягаются.
4) Вид – постоянный признак глагола.
5) В предложении глагол может быть дополнением.

Укажите номера пар слов, где неверно указан инфинитив, от которого образована форма 3-го лица глагола.

1) увядают — увянуть
2) решают — решать
3) замолчит — замолкать
4) покупают — покупать
5) застрянет — застрять
6) отзовется — отзываться
7) приберегут — приберечь
8) постигнут — постигать
9) загибаются — загибаться
10) надеются — надеяться.

С чем можно согласиться?

Если глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?, то он

1) совершенного вида
2) в неопределенной форме
3) несовершенного вида

Верно ли утверждение?

Если в форме настоящего времени 3-го лица единственного числа УВИДИТ, то в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа — УВИДИЛ?

1) верно
2) неверно

Верно ли утверждение?

Если глаголы сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога, то они являются непереходными.

1) верно
2) неверно

6. Определите, в какой строке находился глагол со следующими морфологическими признаками: переходн., сов. в., 2-е л., ед. ч., разноспряг.

1) Тебя жалеть я не умею.
2) И крест свой бережно несу…
3) Какому хочешь чародею
4) Отдай разбойную красу! (А. Блок.)

7. С какими утверждениями можно согласиться?

1) Глаголы изменяются по временам.
2) Глаголы изменяются по лицам.
3) Глаголы изменяются по видам.
4) Глаголы в настоящем времени изменяются по родам и числам.

8. Какие глаголы обладают категорией рода?

1) глаголы настоящего времени

2) возвратные глаголы

3) глаголы неопределенной формы

4) глаголы прошедшего времени

5) глаголы будущего времени

9. От каких глаголов можно образовать только одну форму причастий?

10. Какое определение верно?

1) Глагол — часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
2) Глагол — член предложения, который обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
3) Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

Номер материала: ДБ-458607

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Наклонение глаголов в русском языке: изъявительное, повелительное и условное наклонение

Наклонение глагола — это непостоянный грамматический признак глагола, обозначающая его модальность . Простыми словами, наклонение показывает, какое действие обозначает глагол — реальное, возможное или то, о котором кого-то просят.

В русском языке глаголы могут употребляться в трех наклонениях: изъявительном ( я приду ), условном ( я бы пришел ) и повелительном ( приходи поскорее ).

Глагол — часть речи, обозначающая действие. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? Примеры глаголов: работать, писать, стоять, размышлять, пригождаться .

Изъявительное, условное и повелительное наклонение. Примеры предложений

Глаголы изменяются по наклонениям в зависимости от того, о каких действиях мы говорим.

Изъявительное наклонение обозначает действия, которые происходили, происходят или будут происходить.

Примеры изъявительного наклонения:
Из дома вышел человек .
Мы гостим у бабушки.
З автра вся семья пойдет в зоопарк .

Условное наклонение (оно же сослагательное ) обозначает действие, которое может произойти при некоторых условиях. К глаголу при этом добавляется частица бы .

Примеры сослагательного наклонения:
Пришел бы ты к нам в гости, мы бы тебя чаем угостили .
Я был бы счастлив получить эту работу .
Это не доставило бы мне удовольствия.

Повелительное наклонение обозначает действие, к которому пытаются призвать собеседника.

Примеры повелительного наклонения:
Помогите!
Лучше замолчи.
Присаживайтесь , пожалуйста .

Изъявительное наклонение. Индикатив

Глаголы в изъявительном наклонении обозначает действия, которые по-настоящему происходили, происходят или будут происходить.

Глаголы в форме изъявительного наклонения изменяются по временам, числам и лицам.

Настоящее время: я читаю, ты идешь, мы рассуждаем.

Прошедшее время: я читал, ты шел, мы рассуждали.

Будущее время: я буду читать, ты пойдешь, мы будем рассуждать.

В настоящем и в будущем времени глаголы спрягаются — изменяются по лицам и числам.

Неопределенная форма глагола: ходить
1 лицо, единственное число: я хожу
1 лицо, множественное число: мы ходим
2 лицо, единственное число: ты ходишь
2 лицо, множественное число: вы ходите
3 лицо, единственное число: он, она, оно ходит
3 лицо, множественное число: они ходят

В прошедшем времени глаголы изменяются только по родам и числам.

Мужской род: мальчик думал
Женский род: девочка думала
Средний род: собрание думало
Множественное число: люди думали

Глаголы в форме прошедшего времени не имеют лица. Я думал, ты думал, он думал — во всех лицах используется одна и та же форма.

Условное наклонение. Субъюнктив

Глаголы в условном наклонении обозначают действия, которые могут произойти при каких-то условиях. При этом глагол ставится в прошедшее время, к нему добавляется частица бы : сходил бы, подумал бы, подарил бы .

В условном наклонении глаголы изменяются по родам и числам точно так же, как и глаголы прошедшего времени. При этом глаголы в форме условного наклонения не имеют времени и лица.

Мужской род: папа обрадовался бы
Женский род: мама обрадовалась бы
Средний род: общество обрадовалось бы
Множественное число: родители обрадовались бы

Частица бы с глаголом пишется раздельно. Она может стоять перед глаголом, после глагола или может быть отделена другими словами.
Услышав такое, я бы задумался.
Услышав такое, я задумался бы.
Я бы, услышав такое, задумался.

Повелительное наклонение. Императив

Глаголы в повелительном наклонении обозначают призыв к действию — просьбу, пожелание, приказ, побуждение, запрет.
Примеры: сходи, принеси, подай, работай, послушайте, придумайте, не смейте.

Повелительное наклонение не имеет форм времени. В повелительном наклонении глагол имеет форму второго лица, которая изменяется по числам.

Единственное число: читай, пиши, думай
Множественное число: читайте, пишите, думайте

Возвратные глаголы в повелительном наклонении имеют на конце -ся (-сь): задумайся — задумайтесь ; причешись — причешитесь ; задумайся — задумайтесь .

Также побуждение к действию может выражаться формой третьего лица настоящего или будущего времени с частицами пусть или да :
Да будет свет!
Пусть он подойдет.
Да здравствует революция !
Пускай она поплачет.

Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения. Правописание повелительных глаголов

Если форма повелительного наклонения оканчивается на согласную, то после нее пишется мягкий знак: сядь, брось, плачь, оставь .

Мягкий знак сохраняется перед окончанием -ся и -те: сядьте, бросьте, плачьте, оставьте .

Исключение: ляг, лягте .

Как узнать, в форме какого наклонения употребляются глаголы

В упражнениях по русскому языку нередко встречается вопрос «в каких формах употребляются глаголы повелительного наклонения (в повелительном наклонении)?» или задание «укажите наклонение глаголов». Как это сделать?

Если речь идет о действии при определенных условиях, если есть частица бы — это условное наклонение .

Если звучит призыв к действию, побуждение или запрет — это повелительное наклонение .

В остальных случаях перед нами изъявительное наклонение — речь идет о действии в прошлом, настоящем или будущем.

Пример 1: наклонение глагола «напишу»
Напишу — изъявительное наклонение. Описывается будущее действие.
Написал бы — условное (сослагательное) наклонение. Описывается возможное действие.
Напиши — повелительное наклонение. Звучит просьба совершить действие.

Пример 2: наклонение глагола знай
Знай — повелительное наклонение.
Знает, знал, будет знать — изъявительное наклонение.
Знал бы — условное (сослагательное) наклонение

Переносное значение наклонений

В русском языке формы наклонений могут употребляться в переносном значении, свойственном другому наклонению.

Например, форма повелительного наклонения «скажи» — в виде изъявительного наклонения: Раз он ему и скажи: «Вижу, Азамат, что тебе больно понравилась эта лошадь» (М. Ю. Лермонтов). В этом случае « он ему и скажи» равнозначно форме « он ему и сказал» .

Также повелительное наклонение может употребляться в роли условного: Не будь вас, я бы загрустил. ( не будь вас = если бы вас не было ).

Форма изъявительного наклонения может употребляться в значении повелительного: Эй ты, быстро подошел сюда! (пошел отсюда = иди отсюда)

Форма условного наклонения может иметь значение повелительного: Шли бы вы куда подальше ! ( шли бы вы = идите вы )

Источник

Читайте также:  Употребление несовершенного вида глаголами совершенного вида