Меню

умеет ли он изменять существительные по числам



Проверьте, умеет ли ребенок изменять существительные по числам.

Проверьте, умеет ли ребенок изменять существительные по числам.

ГОТОВИМ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ — Б. С. Волков

И если в начале школьного обучения Надя начнет учиться успешно благодаря накопленным знаниям, то позже обнаружится формальность

таких знаний. По мере усложнения материала, необходимости его ло­гической обработки у Нади станут возникать трудности, недовольство «незаслуженной» оценкой учителя. Родители, не понимая того, что они в свое время не сформировали у Нади необходимый уровень как мыш­ления, так и других психических процессов, кроме речи как таковой, станут винить во всем учителя.

Ситуация. Учительница 1 класса на уроке показала кубик и стала задавать вопросы: «Какого цвета кубик?», «Из чего он сделан?», «Для чего он может использоваться?» и т. д. Затем она показала совочек и предложила игру: «Кто больше назовет свойств данного предмета?»

Какую иель преследовала учительница, предлагая эти вопросы?

Решение. Учительница учила детей видеть в предмете много разных свойств. Дети поймут, что в каждом предмете множество разных свойств, научатся их видеть и смогут потом сравнивать предметы по наличию или отсутствию общих свойств.

Задание. Проверьте, умеет ли ребенок изменять существительные по числам.

Скажите ему: «Я назову тебе один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу: “игрушка”, а ты должен сказать: “игрушки”». Затем назовите 11 существительных в единственном числе: стол, карандаш, окно, ухо, город, флаг, сестра, брат, дом, огород, ребенок. Результаты можно считать хорошими, если отвечающий допустит не более двух ошибок.

Проверьте внимание ребенка, продиктовав ему три предложения типа «Маша пошла гулять после того, как закончила рисовать». Каждое пред­ложение произнесите медленно и четко. После того как вы будете увере­ны, что ребенок хорошо его расслышал, задайте вопрос: «Что Маша де­лала раньше: гуляла или рисовала?» Отметьте, сколько раз ребенок ответил правильно.

Источник

Открытый урок по логопедии: «Изменение имён существительных по числам»

Составила и провела:

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет существительное заданного рода.

Посмотрите на доску. У меня записаны предложения. Прочитаем их. А теперь давайте найдем и назовем все существительные. На какие вопросы отвечают имена существительные?

На крышах тают сосульки.

На ветке берёзы распустился первый листочек.

А теперь еще раз внимательно послушайте эти слова и подумайте, на какие две группы их можно разделить? (Крыши, сосульки, ручьи, ветка, береза, листочек) Запишем эти слова на доске в два столбика.

Какой вывод можно сделать? (Имена существительные изменяются по падежам. И могут иметь формы единственного и множественного числа)

Итак, чем мы будем сегодня заниматься? (Мы будем учиться изменять существительные по числам)

Посмотрите, у меня есть еще одно предложение. Прочитайте его.

Насекомые проснулась от долгого сна.

Кто заметил, что здесь не так? Как нужно изменить предложение? А теперь скажите, для чего нам нужно изучать эту тему? (Для того, чтобы правильно согласовывать слова между собой в устной речи и на письме)

IV. Закрепление темы. Тренировочные упражнения.

1. Посмотрите на доску. Выпишите из предложенных слов только слова в единственном числе. (береза, грачи, сосулька, ручей, ветки, скворечник)

Проверка: один читает, остальные проверяют.

2. А теперь я буду диктовать вам слова, а вы слушайте внимательно: нужно записать только слова во множественном числе. (крыши, почка, листочек, ручьи, облака, скворец)

Проверка: Самопроверка по доске.

3. Игра с мячом «Один- много». Если я назову слово единственного числа- вы мне слово множественного числа, если множественного- вы единственного. Будьте внимательны. ( грач, облака, сосульки, скворец, почка, ручей, скворечники, береза)

4. Продолжаем игру, но теперь уже самостоятельно в тетрадях. У вас на карточках написаны слова единственного и множественного числа. Вы их должны записать в два столбика, изменив единственное число на множественное и наоборот. Например у меня слово «листочек». Оно стоит в единственном числе. Я ставлю его во множественное число- «листочки»- и записываю в столбик множественного числа. Приступаем к выполнению задания. (Слова на карточках: ручьи, скворец, почки, насекомое)

Проверка: один читает, остальные проверяют.

5. Физкультурная минутка. Я буду называть слова. Если назову имя существительное единственного числа, вы поднимете руки вверх, если множественного числа- вперёд, а если другая часть речи- присядете.

(Сосулька, скворцы, таять, облако, листочки, скворечник, зеленый, звенит, насекомые, ручей) Тихонечко сели на свои места.

6. Посмотрите на доску. У меня таблица. Скажите, сколько предметов в первой колонке? (по одному). А в последней? (несколько). Правильно. А посередине написаны слова. Прочитайте их и скажите, к какой части речи они относятся? Правильно, это глаголы. Сейчас мы будем составлять словосочетания сначала со словами из первой колонки, а потом из последней. Над существительными укажем число.

Сосулька таять сосульки

Листочек распускаться листочки

Грач прилететь грачи

Ручей журчать ручьи

7. Ребята, кто заметил, слова какого времени года нам сегодня постоянно встречаются? Правильно. И нам Лесовичок прислал письмо, в котором он рассказывает о том, как у них в лесу наступила весна. Только мне кажется что-то в этом письме не так. Давайте разберемся. Здравствуйте, ребята. В нашем лесу наступила весна. Запели птица. Белоствольные берёзки проснулась ото сна. Между корнями деревьев журчат ручей. На ветках набухли почка, а кое-где уже распустились первый листочки. Приезжайте на прогулку по нашему весеннему лесу!

Да, ребята. Почему же Лесовичок сделал так много ошибок? Что он не умеет делать? (изменять существительные по числам и согласовывать слова между собой) Поэтому вечером мы напишем ему ответное письмо и пригласим к нам учиться, чтобы больше никогда не допускать ошибок. Согласны?

Скажите, чем мы занимались на уроке? Для чего нужно уметь правильно изменять слова по числам? Молодцы. Урок окончен.

Читайте также:  определи склонение существительных отгадок

Источник

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Раздел. Имя существительное.

Тема. Число имён существительных

научиться различать имена существительные единственного и множественного числа.

узнать, какие имена существительные имеют только единственное число, какие – только множественное число;

научиться изменять имена существительные по числам.

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?

Имена существительные изменяются по числам. При изменении имен существительных по числам меняется и его окончание.

Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет.

Имя существительное во множественном числе обозначает два и более предметов.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • какие имена существительные имеют только единственное число, какие – только множественное число;
  • определять число имен существительных;
  • изменять имена существительные по числам;
  • различать имена существительные единственного и множественного числа.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим картинки. Прочитаем подписи. Сравним их.

Как видно, на картинках изображен либо один предмет, либо несколько (много) предметов.

Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет: шкаф, стол, мальчик.

Имя существительное во множественном числе обозначает два и более предметов: дома, шкафы, мальчики.

Имена существительные изменяются по числам. При изменении имен существительных по числам меняется и его окончание.

В единственном числе, как правило, существительные имеют окончания: нулевое, -о, -а, -я, -е; во множественном числе окончания –ы, -и-, -а, -ья.

У числа существительных есть одна особенность: не все существительные могут изменяться по числам. Существительные вещественные (молоко, масло, курица, чай, творог, сметана, шёлк, бархат, сатин, шерсть); собирательные (человечество, юношество, студенчество), отвлечённые (нежность, красота, белизна, терпение, развитие), собственные (Москва, Санкт – Петербург) не изменяются по числам. Все эти существительные имеют форму только единственного числа.

Есть существительные, которые имеют форму только множественного числа (не имеют форму единственного числа): брюки, каникулы, обои, носилки, вилы, весы, кудри.

Агния Львовна Барто рассказывала: «В детстве, когда я научилась читать, мне подарили стихи К. Бальмонта. На первой странице я прочла: «У Бальмонта есть свой читатель».

— У него всего один читатель? Так мало! – посетовала Бальмонту маленькая Барто.

Маленькая Агния Львовна Барто не поняла особенность значения единственного числа существительного читатель. В этом случае подразумевается многочисленный читатель.

Укажите существительное в форме единственного числа.

Укажите существительные в форме множественного числа.

Измени существительное мальчик по числам.

Укажите имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа.

Очки, шофёр, молоко, рисунок, газета.

Укажите имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа.

Источник

Урок русского языка на тему «Изменение имен существительных по числам». 3-й класс

Класс: 3

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование понятия “единственное и множественное число” имен существительных, умения выделять его признаки; развитие умений определять число и изменять существительные по числам.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Личностные УУД:

  • развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  • оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • развивать умение высказывать своё предположение;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

  • развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  • представлять информацию в виде схемы;
  • выявлять сущность, особенности объектов;
  • на основе анализа объектов делать выводы;
  • обобщать и классифицировать по признакам;
  • находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

  • развивать умение слушать и понимать других;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной форме.

Технологии обучения:

  • здоровьесберегающая технология, технология оценки образовательных достижений, технология уровневой дифференциации.

Основные понятия:

  • единственное и множественное число имен существительных
  • непостоянный признак имени существительного.

Ресурсы:

  • учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс, 2013.
  • компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, выполненная в программе Power Point;
  • карточки для составления схемы на доске: “Изменение существительных по числам”, “единственное число”, “ед.ч.”, “множественное число”, “мн.ч”, “один предмет”, “много предметов”, “всегда единственное число”, “всегда множественное число”;
  • карточки с заданиями необходимого и повышенного уровней;
  • орфоэпический словарь, словарь ударений;
  • плакат с изображенными “станциями” и надписями “хорошо”, “интересно”, “скучно”, “не понятно”;
  • картинки с изображением поезда на каждого учащегося.

Организация пространства:

  • фронтальная, индивидуальная.

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь. (СЛАЙД 1)

Сегодня на уроке русского языка мы отправимся в увлекательное путешествие в страну Морфологию – удивительную страну, в которой живут части речи. Морфология – это наука, которая изучает части речи. Поэтому страна, в которой живут части речи, и названа Морфологией. (СЛАЙД 2)

II. Актуализация знаний. Формулирование темы и цели урока

  • Вспомните, что необходимо для путешествия? (Необходимо взять с собой багаж и приобрести билет.) (СЛАЙД 3)
  • Давайте заглянем в чемодан. (СЛАЙД 4) Там лежат слова, но они перепутались. Прочитайте их. (Флаг, страна, поля, флаги, поле, страны.)
  • Какой частью речи они являются? (Слова являются именами существительными.)
  • Разделите данные имена существительные на две группы.
  • На какие группы разделите слова? (Единственное и множественное число.)
  • Какие имена существительные можно отнести к первой группе? (К первой группе можно отнести имена существительные флаг, страна, поле.) (СЛАЙД 5)
  • Почему именно эти имена существительные вы объединили в одну группу? (Каждое из этих имен существительных обозначает один предмет.)
  • Имена существительные, обозначающие один предмет, находятся в единственном числе.
  • Какие имена существительные вошли во вторую группу? (Во вторую группу вошли имена существительные флаги, страны, поля.)
  • По какому признаку объединили эти слова во вторую группу? (Каждое из этих существительных обозначает несколько предметов.)
  • Имена существительные, обозначающие несколько предметов, находятся во множественном числе.
  • Прочитайте слова парами. (Флаг – флаги, страна – страны, поле – поля.)
  • Как в данном случае изменяются имена существительные? (Имена существительные изменяются по числам.)
  • Вспомните. Имена существительные изменяются по числам. Они могут употребляться в форме единственного или множественного числа. Это второй грамматический признак имен существительных.
  • Предположите, о чем будем говорить на уроке, чему будем учиться? (СЛАЙД 6)
  • Какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. (СЛАЙД 7)
  • Как изменяются имена существительные?
  • В каком числе употребляются имена существительные?
  • Что обозначают имена существительные в единственном числе?
  • Что обозначают имена существительные во множественном числе?
  • Что изменяется в имени существительном при изменении его числа?
  • Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Читайте также:  о.высотская стишок существительное - школа

III. Словарная работа

  • Багаж с нужными знаниями собран, нужно взять билет. Приобретем его. Стоимость билетика – ваши знания. Чтобы его получить, нужно правильно выполнить задание.
  • Определите слова по их лексическому значению.
  • Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожной станции. (Вокзал)
  • Пассажирская платформа на железнодорожной станции. (Перрон)
  • Упакованные вещи, которые берет с собой пассажир в дорогу. (Багаж)
  • Человек, который совершает поездку на поезде или ином виде транспорта. (Пассажир)
  • Коробка прямоугольной формы из кожи, используемая для перевозки вещей с откидной крышкой и ручкой. (Чемодан)
  • Документ, удостоверяющий право пользования чем-нибудь за плату – разовый или на определенный срок. (Билет)
  • Транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям. (Вагон)
  • Обратите внимание, как пишется слово вагон. Подберите к нему однокоренные слова. (Вагончик; вагонетка — небольшой вагон для перевозки грузов на узкоколейных дорогах; вагонетчик — рабочий, ведущий вагонетку; вагонный.) (СЛАЙД 15)
  • Вспомните, какие слова вы назвали. (Вокзал, перрон, багаж, пассажир, чемодан, билет, вагон.) (СЛАЙД 16)
  • Запишите по памяти эти слова, поставьте ударение, подчеркните букву, написание которой нужно запомнить.
  • Кто желает выполнить это задание за доской? (Один ученик работает за доской.)
  • Проверьте себя. (СЛАЙД 18)
  • Оцените свою работу. Поставьте отметку на полях за этот вид работы. (Ученик у доски оценивает себя вслух.)

IV. Изучение материала

У всех есть билеты?

Ребята, кто догадался, на чем мы отправимся в страну Морфологию? (На поезде.) (СЛАЙД 19)

Отправляемся на перрон. (СЛАЙД 20)

Внимание! Внимание! Поезд в город ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ отправляется с первого перрона, поезд в город ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ отправляется со второго перрона, поезд в город ГЛАГОЛ отправляется с третьего перрона.

Давайте определим, в какой город нам сегодня нужно попасть. А для этого отгадайте загадку.

Спроси меня: кто? или что это?
Я дам названье всем предметам
И обозначу все явленья, —
Необходим я для ученья.

Правильно. Это имя существительное. Значит, мы отправляемся в город ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

Внимание! Пассажиры, следующие в город ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, займите свои места. Поезд отправляется. (СЛАЙД №21)

Наш поезд набирает ход. Посмотрите, справа лес. (СЛАЙД №22)

Назовите существительные мужского рода. Понаблюдаем, как образуется множественное число имен существительных мужского рода.

Прочитайте слова. (Лес, куст, лось.) (СЛАЙД 23)

Какой частью речи они являются? (Имена существительные.)

Что общего у этих слов? (Обозначают один предмет, мужского рода.)

Имена существительные, обозначающие один предмет, находятся в единственном числе. Обратите внимание на обозначение “ед.ч.”

Назовите много этих предметов. (Леса, кусты, лоси.)

Имена существительные, обозначающие много предметов, находятся во множественном числе. Обратите внимание на обозначение “мн.ч.”

Чем отличаются слова? (Слова отличаются окончаниями.)

С помощью каких окончаний образуется множественное число имен существительных? (С помощью окончаний -а, -и, -ы.)

Сделайте вывод: какие окончания могут быть у существительных мужского рода во множественном числе? (У существительных мужского рода во множественном числе окончания -а, -и, -ы.)

Обратите внимание, слева видна река. (СЛАЙД 24)

Назовите имена существительные женского рода. Понаблюдаем, как образуется множественное число имен существительных женского рода.

Прочитайте слова. (Река, лодка, рыба.) (СЛАЙД 25)

Какой частью речи они являются? (Имена существительные.)

Что общего у этих слов? (Существительные женского рода, обозначают один предмет.)

Образуйте форму множественного числа. (Реки, лодки, рыбы.)

Чем отличаются слова? (Окончаниями.)

С помощью каких окончаний образуется форма множественного числа у существительных женского рода? (С помощью окончаний –и, -ы.)

Сделайте вывод: какие окончания могут быть у существительных женского рода во множественном числе? (У существительных женского рода во множественном числе окончания –и, -ы.)

Наш поезд мчится дальше. Что видно из окна? (СЛАЙД 26)

Назовите имена существительные среднего рода.

Прочитайте слова. (Поле, озеро, облако.)

Какой частью речи они являются? (Имена существительные.)

Что общего у этих слов? (Имена существительные среднего рода, называют один предмет.)

Образуйте форму множественного числа. (Поля, озера, облака.)

Чем отличаются слова? (Окончаниями.)

С помощью каких окончаний образуется форма множественного числа у существительных среднего рода? (С помощью окончания –а, -я.)

Сделайте вывод: какие окончания могут быть у существительных среднего рода во множественном числе? (У существительных среднего рода во множественном числе окончания –а, -я.)

Что мы сейчас делали? (Наблюдали, как образуется форма множественного числа имен существительных.)

Давайте обобщим наши наблюдения. (СЛАЙД 28)

Как образуется форма множественного числа имен существительных? (Изменением окончаний.)

Читайте также:  разбор имен существительных слово листья

Ребята, в русском языке встречаются необычные существительные. В чем их секрет? Давайте узнаем.

Рассмотрите картинки, назовите предметы. (Молоко, мёд, мука.) (СЛАЙД 29)

Поставьте данные существительные в форму множественного числа. (Не получается.)

Что заметили? (У этих слов нет формы множественного числа.)

Имена существительные “молоко”, “мед”, “мука” всегда в единственном числе.

Приведите свои примеры таких имен существительных.

Рассмотрим другой пример.

Назовите предметы. (Очки, шахматы, ножницы.) (СЛАЙД 30)

Поставьте данные существительные в форму единственного числа. (Не получается.)

Что вы заметили? (У этих слов нет формы единственного числа.)

Имена существительные “шахматы”, “очки”, “ножницы” всегда во множественном числе.

Делаем вывод: в русском языке встречаются существительные, которые не изменяются по числам. Они могут стоять только в единственном или только во множественном числе.

С этими существительным вы познакомитесь поближе в старших классах.

Обобщите наши рассуждения по плану. (СЛАЙД 31)

  1. Как изменяются имена существительные? (Имена существительные изменяются по числам.)
  2. В каком числе они употребляются? (Они употребляются в единственном и множественном числе.)
  3. Что обозначают имена существительные в единственном числе? (Существительные в единственном числе обозначают один предмет)
  4. Что обозначают имена существительные во множественном числе? (Существительные во множественном числе обозначают несколько предметов.)
  5. Что изменяется в имени существительном при изменении его числа? (При изменении существительного по числам в нем меняется окончание.)

Предположите, какую схему можно составить к нашей теме? (Схема составляется из карточек на доске.) (СЛАЙД 32)

Возникли ли у вас затруднения при составлении схемы?

Откройте учебник, страница 34, прочитайте про себя правило.

Что можете сказать? (Вывод сделали правильно.)

Число имен существительных – это постоянный или непостоянный признак?

Почему? (Число имен существительных – это непостоянный признак, потому что имя существительное может быть в форме единственного или множественного числа.)

Ребята, кто узнал сегодня что-то новое об имени существительном?

Внимание! Осталось еще немного времени, и мы прибудем в город ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. А чтобы нам не было скучно в пути, давайте проведем физкультминутку. (СЛАЙД 33)

Я буду называть имена существительные единственного и множественного числа. Если произнесу существительное в единственном числе, вы поднимаете руки вверх. Если услышите существительное во множественном числе, руки вперед.

Слова: дом, дома, город, города, улицы, улица, тюльпаны, тюльпан, загадка, загадки, ребенок, дети.

V. Закрепление материала. Развитие умений

Внимание! Наш поезд прибывает на станцию “ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ”! (СЛАЙД 34)

Выполним задания. Предположите, чему будем учиться, выполняя эти задания? (Будем учиться определять число имен существительных.) (СЛАЙД 35)

В первом задании два уровня сложности. Выберите тот, с которым сможете справиться. (Приложение 1)

Поднимите руку, кто выполнил задание необходимого (повышенного) уровня.

Проверьте себя. (СЛАЙДЫ 36, 37, 38, 39)

Где возникли затруднения?

Оцените свою работу. На полях поставьте отметку. (Двое учащихся выполняют упражнения у доски, вслух оценивают себя.)

Какое умение развивали при выполнении этого задания? (Умение определять число имен существительных.)

Обратите внимание на правильную постановку ударения в некоторых существительных, стоящих в форме множественного числа. (СЛАЙД №40)

Говорите правильно: торт – торты, шофёр – шофёры, директор – директора.

Чтобы узнать, как правильно произносится слово, можно обратиться за помощью к орфоэпическому словарю или словарю ударений. (СЛАЙД 41)

Какие орфограммы подчеркнули?

Какие орфограммы можно проверить, изменив форму числа? Приведите примеры.

Изменение имен существительных по числам – это один из способов проверки безударной гласной в корне слова и парной согласной в конце слова.

Во втором задании так же два уровня сложности. Выберите для себя необходимый или повышенный уровень. (Приложение 2)

Проверьте свою работу. (СЛАЙДЫ 42, 43, 44, 45)

Где возникли затруднения?

Оцените себя, поставьте на полях отметку. (Двое учащихся с места оценивают себя вслух)

Какое умение развивали при выполнении этого задания?

Выполните один из разборов, указанных в ваших текстах.

Проверьте свою работу. (Проверка с доской)

Завершается наше путешествие, нужно приобрести обратный билет. (СЛАЙД 46) Цена билета – ваши знания по новой теме. Для этого нужно выполнить небольшой тест по теме “Изменение имен существительных по числам”.

Укажите имя существительное в форме единственного числа (СЛАЙД 47):

1) город; 2) метели; 3)морозы; 4) окна.

Укажите имя существительное в форме множественного числа (СЛАЙД 48):

1) парта; 2) ключ; 3) лампа; 4) воробьи.

Укажите существительное, которое употребляется только во множественном числе (СЛАЙД49):

1) ручьи; 2) муравьи; 3) ножницы; 4) листья.

Укажите существительное, которое употребляется только в единственном числе (СЛАЙД 50):

1) колесо; 2) торт; 3) лед; 4) сено.

Во множественном числе не бывает окончания (СЛАЙД 51):

Проверьте свои ответы. Я называю правильные варианты ответов, если у вас неверный ответ, нужно сесть. (СЛАЙД 52)

Что мы узнали на уроке? (На уроке узнали, что имена существительные изменяются по числам. Существует две формы числа: единственное и множественное.)

VII. Домашнее задание

Внимание! Пассажиры, просим занять свои места. Поезд отправляется.

Ну а пока поезд набирает ход, послушайте и выберите для себя задание, которое вы выполните дома. (СЛАЙД 53)

Упр. 1, с. 40 (выписать в столбик имена существительные во множественном числе, рядом запишите эти существительные в единственном числе)

Составить рассказ о числе имен существительных с опорой на схему, подобрать и записать примеры.

Придумать сказку об изменении имен существительных по числам.

Отправьте свой вагончик к той станции, которая наиболее точно характеризует сегодняшний урок: хорошо, интересно, скучно, не понятно. (СЛАЙД 54)

Спасибо за работу на уроке. Вы молодцы! (СЛАЙД 55)

Литература.

  1. Бакулина, Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс [Текст]: библиотека учителя начальной школы / Г. А. Бакулина. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – С. 148–158.
  2. Видеоуроки. Русский язык. 2, 3, 4 класс. Инфоурок. DVD.

Источник