Меню

Употребление форм имен существительных и имен прилагательных в речи



Урок русского языка на тему «Употребление имён прилагательных в речи»

ГБОУ СОШ с. Сиделькино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области

Употребление имен прилагательных в речи

Автор: Федотова И. Ф.

Тип урока: обобщение изученного.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.

обучающая: обобщить знания по заданной теме; обучать правильному и обоснованному подбору синонимов; формировать умения находить прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы; учить использовать прилагательные при описании природы; работать над орфографической зоркостью; продолжать работу по анализу текста;

развивающая: развитие творческих способностей учащихся, монологической и диалогической речи, развивать память, наблюдательность, познавательный интерес к предмету; развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал, делать выводы;

воспитывающая: воспитывать у учащихся интерес к предмету, воспитывать чувства прекрасного; содействовать эстетическому воспитанию учащихся (оформление работ, единый орфографический режим).

1. Организационный момент .

-Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда за работу!

Удачи желаю я вам! (мотивация настроения- лесенка)

Отгадайте, о какой части речи говорится в загадке:

Я — часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет —

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить.

— Что же такое прилагательное ? Что вспомнили по стихотворению о нём?

( согласуется с сущ.)

художественный текст становится интереснее, красивее

– Определите тему урока.

– Откройте тетради, запишите число, тему урока.

2. Работа по теме урока .

– Сегодня мы продолжим изучение темы, но особое внимание обратим на употребление прилагательных в разных стилях речи. Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие строчки:

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск”
К. Паустовский.

– Как вы понимаете слова К. Паустовского? (В нашем языке многие слова обладают свойством воздействовать, влиять на чувства и мысли людей, а некоторые слова особенно, потому что в них содержится образность.)

– Для чего нужны прилагательные в речи? (Делают нашу речь более яркой, точной, выразительной.)

Прежде чем двинуться в путь, давайте вспомним, что такое имя прилагательное.

Что обозначает имя прилагательное?

На какие вопросы отвечает?

Какими постоянными морфологическими признаками обладает?

Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.

Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род? (если слово стоит во множественном числе).

Какова роль в предложении полных прилагательных? (определение).

4. Работа с текстом. Выявление роли прилагательных в тексте.

Мы живём в гармонии с природой. Художники, писатели, поэты, любуясь , рисуют красоту природы, выражая своё отношение к увиденному, свои чувства, своё настроение.

-Можно ли обойтись без прилагательных?

— Зачем нужны прилагательные? ( делают речь богаче, текст ярче, понятнее, интереснее) слайд 3

В … ….. день выйдешь, бывало, в лес на лыжах.

Над ….. тропинками ……..арками согнулись под тяжестью инея стволы ….. берез.

…… . шапками …… снега покрыты …… ветви сосен и елей.

Учитель читает текст . Понравился ли вам текст? Можно ли его назвать ярким? Какой части речи не хватает в нём?

Карточки с текстом раздать каждому в группе. Вставить слова вместо пропусков.

1 группа: в помощь слова для справок в нужной форме

(тихий, зимний, лесными, кружевными, высоких, тяжёлыми, белого, тёмно-зелёные, красив)

2 группа: слова для справок в начальной форме

(тихий, зимний, лесной, кружевной, высокий, тяжёлый, белый, тёмно-зелёный, красив)

3 группа – самостоятельно

Проверка по группам( ребята зачитывают полученный текст)

. У 1и2 группы получился текст известного писателя Г. Скребицкого.

-Как изменился текст? ( Действительно, текст стал ярче, интересней, красивей)

1 группа:- Какими членами пр-я будут являться прилагательные в тексте? Подчеркнуть ( памятка)

Вывод: Чаще всего прилагательные являются ……., в последнем пр-ии- ………. т.к. краткая форма каков?

2 группа: С какой частью речи согласуются прилагательные?

Привести примеры из текста

Вывод: Прилагательное согласуется с …… в …., …. ……….

Первый привал – разряды имен прилагательных.

Ребята, перед вами текст. Первое задание прочитать и озаглавить текст.

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

(И.С. Соколов – Микитов)

Определите тип текста. (Описание).

Озаглавьте текст. Молодцы, ребята, все вспомнили.

Ну что, в дорогу?

Каковы тема и основная мысль текста?

Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?

А для чего автор использует столько много имен прилагательных?

Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке?

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет –

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь.

Стихотворение подтвердило ваши слова?

Прежде чем приступить к следующей работе, давайте вспомним, на какие разряды делятся имена прилагательные. (качественные, относительные и притяжательные).

Что обозначают качественные прилагательные? (признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени).

Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных? (имеют степени сравнения и могут стоять в краткой форме).

Что обозначают относительные прилагательные? (пространственные, временные признаки, материал, из которого сделан предмет).

Что обозначают притяжательные прилагательные? (принадлежность лицу или животному).

На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные? (чей?)

Сейчас, ребята, я бы хотела, чтобы несколько человек выполнили карточки, а остальные поработают с текстом. Выполним распределительное письмо (коллективно).

Из данного текста выпишите все имена прилагательные в три столбика качественные, относительные и притяжательные. (таблицы на обратной стороне карточек с текстом).

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Влево, вправо повернулись,

И к работе вновь вернулись.

Из предложений выпишите словосочетания прилагательное + существительное в три столбика: качественные, относительные и притяжательные.

У этого рыцаря заячье сердце. 2) Дама носила на счастье заячью лапку. 3) Лорду Пэлтроу подарили заячий тулуп. 4) Для леди сшили лисью шубу. 5) На воротник пошел лисий хвост. 6) Она заметила его лисий взгляд. 7) Гости с волчьим аппетитом набросились на еду. 8) Охотники наткнулись на волчье логово. 9) Оруженосец потерял где-то свою волчью шапку.

(три человека устно отвечают)

Второй привал – степени сравнения.

Итак, какие степени сравнения имеет имя прилагательное? (сравнительная и превосходная)

Как образуются сравнительные степени: простая и составная?

А как образуется превосходная степень простая и составная?

Ну а сейчас вы поработаете редакторами. Найдите ошибки в предложениях.

Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.

Какие ошибки допустил автор в этом тексте? (неправильно поставил прилагательные в степени сравнения)

Вы должны устно отредактировать текст.

Сейчас давайте устно образуем от прилагательного холодный все степени сравнения.

(холодный – холоднее, более холодный, холоднейший, самый холодный).

Ребята, следующий привал «Загадочный».

Я вам загадаю загадку, а вы должны дать ответ.

Ручки оловянные. (оконная рама)

Какую орфограмму, изученную вами в разделе «Имя прилагательное» вы увидели?

В чем особенность написания этих прилагательных? (слова-исключения).

А расскажите о написании прилагательного «оконная».

На этом привале вам приготовлена еще одна загадка.

Эта рыжая плутовка

И коварна и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора

И мышами поживиться

Кто же это? (лисица).

Легко отгадали, а что же вам помогло так быстро узнать ее? (прилагательные).

Ребята, в чем особенность прилагательных «коварна» и «хитра»? (краткие прилагательные).

Как образуются краткие прилагательные?

От всех прилагательных можно образовать краткие формы?

Давайте выполним синтаксический разбор первого предложения и вспомним, какими членами предложения являются прилагательные.

– Сегодня на уроке мы посмотрим как “ работают прилагательные в разных стилях речи.

б) – Мы работали с прозаическим текстом, а теперь давайте посмотрим как “работают” прилагательные в поэтическом тексте.

– Давайте вспомним известное стихотворение А.С. Пушкина “Зимнее утро”. Ребята, а вы знаете, где было написано это стихотворение?

– В тверской области, в Старицком районе есть деревенька Павловское. В это тихое, уютное, живописное селение любил приезжать поэт. Однажды, выйдя из дома, Александр Сергеевич был очарован увиденным зимним пейзажем. И в минуты творческого подъема Пушкин создает шедевр пейзажной лирики – “Зимнее утро”.

– Давайте его вспомним.

2. Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
На встречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Задание для 1-го вар . – найти в этой строфе обращения.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:

Задание для 2-го вар . – найти основы предложений, сосчитать их.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Задание для 3-го вар . – найти в этой строфе опасные места.

Прежде, чем мы начнем работать с этим текстом, скажите, что такое эпитеты? (Красочные определения.)

– А сейчас поработаем по вариантам (3-й варианта) 1-й вар. – 1 строфа; 2-й вар. – 2 строфа; 3-й вар. – 3 строфа (тексты на партах). Нужно выписать из стихотворения эпитеты, определить их разряд. Каждому варианту дано дополнительное задание (см. приложение).

– Давайте проверим. 1-й вариант – ваши эпитеты, их разряд (чудесный, прелестный, качественные). Вам нужно было найти обращения (друг прелестный, красавица). 2-й вар. (Мутном, бледное, мрачные, печальное, качественные.) Нужно было объяснить знаки препинания.

3-й вар. (Голубыми, великолепными, прозрачный, качественные.) Какие опасные места в словах вы нашли?

– Прилагательные, которые вы назвали по разряду – качественные. А с какой целью автор использовал эпитеты в этом тексте? (Показать настроение радости, выразить возвышенное, восторженное чувство поэта.)

– А какую картину помогли нарисовать? (Картину чудесной природы, очень красочно, выразительно.)

– Какой вывод можно сделать? (В поэтическом тексте тоже много прилагательных. Они создают не только красочную картину, но и передают наши чувства.)

– На примерах этих текстов мы увидели, какую роль играют прилагательные в художественном стиле и пришли к выводу, что употребление прилагательных придает речи яркость, образность, точность описания. Прилагательные помогают раскрыть отличительные свойства предмета, могут передавать отношение автора к данному предмету.

в) А сейчас послушайте текст и ответьте на вопрос: к какому стилю речи он относится?

Метель, перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Различают поземок, низовую и общую метель. При поземке и низовой метели происходит перераспределение ранее выпавшего снега, при общей метели наряду с перераспределением – выпадение снега из облаков. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.)

Буран, пурга, вьюга, метелица бывают при северном, сильном ветре. Буран снизу, когда, вихорь вздымает и кружит снежинки с земли, буран сверху, когда в то же время идет снег. (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля.)

– А как вы думаете, в научном стиле много прилагательных? Почему? (В текстах научного стиля не ставится задача создать картину, описать ее. Прилагательные конкретизируют предметы, а не описывают их. Основная функция научного стиля – передача информации, объяснение научных результатов, здесь нужна точность, конкретность, однозначность.)

Вывод. Мы сейчас посмотрели какую роль играют имена прилагательные в художественном, научном и официально-деловом стилях. Какой вывод можно из этого сделать? (Больше всего прилагательные употребляются в художественном стиле, так как они придают нашей речи точность, меткость, выразительность, помогают точнее описать предмет, раскрыть отличительные свойства предмета, придают описанию образность, яркость, могут передавать отношение автора к данному предмету. Меньше прилагательных встречается в научном стиле и официально-деловом, потому что в таких текстах не нужно создавать красочную картину, описывать какие-то предметы, явления.)

3. – Очень часто при построении текста мы используем одни и те же слова. Чтобы избежать повторов, какие слова-помощники нам помогут? Давайте вспомним, что такое синонимы? Какую роль они играют в нашей речи? (Обогащают, придают ей выразительность, устраняют повтор слов.)

– А сейчас поиграем. Я показываю цвет, а вы подбираете и записываете синонимы.

Фиолетовый (баклажановый, сиреневый, лиловый).

Красный (багровый, багряный, алый, пунцовый, пламенный, рубиновый, огненный, кровавый, пурпурный).

Желтый (золотой, золотистый, лимонный, солнечный, янтарный, песочный).

Синий (бирюзовый, голубой, сапфировый, небесно-голубой, лазурный, небесный, васильковый).

Зеленый (изумрудный, малахитовый, салатовый, травяной).

Посмотрите на репродукцию картины.( музыка)

-Как вы думаете, как она называется? («Зима»)

-Какие слова из стих-я Пушкина могли бы стать названием этой картины? ( Мороз и солнце; день чудесный!)
— Иллюстрации на стр. 226-227 учебника.

-Какая картина вам ближе по настроению? Подумайте, присмотритесь.

Используя весь материал, который есть у вас, попробуйте сами несколько минут побыть писателями, поэтами.

Попробуем творить сами.

Зачитать 2 работы.

Итоги урока. Рефлексия.

— Что мы узнали о роли прилагательных в речи?

/Мы сегодня наблюдали, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи и пришли к выводу о том, что прилагательные делают нашу речь, яркой, эмоциональной, образной/

Краткие и полные

Дополняют, украшают, уточняют

ОЦЕНИ СВОЁ УЧАСТИЕ В УРОКЕ ( поставьте себе оценку за вклад в урок, а вторую поставлю я, проверив тетрадь)

7. Дифференцированное домашнее задание.

Источник

Читайте также:  Прилагательные к слову поляна

употребление форм имен существительных и имен прилагательных в речи



Употребление имен прилагательных в речи

Варианты полной и краткой форм прилагательных

Синонимы краткой и полной форм прилагательных возникают в тех случаях, когда эти формы употребляются в одной и той же синтаксической функции, например, в функции сказуемого:

Полная форма обозначает постоянный признак, краткая — временный: девочка красивая (вообще),
девочка красива (в данный момент). Полные и краткие формы могут составлять семантические варианты, т. е. иметь разные лексические значения: мальчик глухоймальчик глух (к просьбам). Краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску: Лекция интересна и поучительна.
Выводы в статье оригинальны и доказательны.

Краткие прилагательные звучат в тексте более категорично, выражают обычно активный и конкретный признак: Мысли ясны.
Девочка умна и добра.

Полные формы прилагательных употребляются обычно в разговорной речи: Лекция интересная и поучительная.
Выводы оригинальные и доказательные.
При образовании кратких форм с безударным -енный (естественный, торжественный) наблюдаются колебания: Искусственный — искусствен, искусственен
Воинственный — воинствен, воинственен
и т. п.

В настоящее время эти варианты равноправны, они закрепились во всех стилях. Но более употребительной является усеченная форма (на -ен).

Притяжательные и относительные прилагательные в речи могут заменяться синонимичными формами косвенных падежей имен существительных: мамина книга — книга мамы,
каменная стена — стена из камня
.

Но в ряде случаев такие сочетания различаются по значению: походка старика — стариковская походка (переносное значение),
роспись стены — стенная роспись (терминологического значение).

Варианты форм степеней сравнения

Сложная форма сравнительной степени употребляется в основном в научном и в официально — деловом стилях: Этот минерал более устойчив.
Решение задачи более оригинальное.
Простая форма более свойственна в разговорной речи: Сын умнее, серьезнее и добросовестнее дочери. Простая форма превосходной степени носит книжный характер: величайшие преобразования,
строжайшие меры предосторожности

а сложная свойственна всем стилям речи: самые великие люди,
самые строгие меры

Форма сравнительной степени на -ее (смелее, дружнее) употребляется в официальной и научной речи: Учеба сплотила нас, мы стали дружнее, стали серьёзнее.

Форма на -ей (смелей, дружней) — в разговорной и стихотворной речи. Форма на -ей звучит энергично и кратко, употребляется в командах: действуйте оперативней, смелей;
бегите быстрей

Не следует соединять в одной конструкции простую и сложную степени сравнения прилагательных:

более хорошие (лучшие)

более плохие (худшие)

самый интереснейший спектакль

Использование форм имен числительных в речи

Варианты собирательных и количественных числительных

Для обозначения количества иногда используют на только количественные числительные, но и собирательные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро). Два последних мы практически не используем.

Собирательные числительные используются ограниченно:

    С существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот; С существительными, имеющими формы только множественного числа: двое ножниц, двое детей, трое незнакомых лиц; С существительными дети, ребята, люди, лицо (в значении «человек»): двое детей, трое незнакомых лиц; С личными местоименияммы, вы, они: нас двое; их пятеро; С субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли двое, трое дежурных.

В косвенных падежах при неодушевленных существительных употребляются количественные числительные: более трех суток. Собирательные числительные с существительными, обозначающими лиц мужского пола, иногда вносят сниженный оттенок (нежелательно: двое генералов, трое профессоров)

Собирательные числительные не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола (нельзя сказать: трое студенток, четверо подруг). Не сочетаются они также с существительными мужского рода, обозначающими названия животных (нельзя сказать: трое волков).

Если необходимо указать количество предметов, обозначаемых существительными, у которых нет формы единственного числа (ножницы, сутки), с помощью составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (двадцать пять, тридцать четыре и т. п.), следует пользоваться синонимическими выражениями с заменой существительного или вставкой другого слова (сутки — день, двадцать четыре часа) или падежа (в течение двадцати двух суток).

Обратите внимание: Говорите правильно!

Два ученика
Двое учеников

Три студента
Трое студентов

Четыре брата
Четверо братьев

Употребление местоимений в речи

Местоимения не обладают самостоятельным лексическим значением, их значение конкретизируется лишь в тексте. Употребляются они обычно после имен, заменяя их и принимая их значение. Так:

    личные местоимения он, она, они заменяют собой существительные и обозначают лицо или предмет; определительные местоимения весь, всякий, самый, любой, каждый, а также указательные такой, этот, тот, сей заменяют собой прилагательные и обозначают признак; местоимение столько, сколько употребляются вместо числительных и указывают на количество.

Стилистические возможности местоимений раскрываются в их синонимическом использовании:

я знаю цену вашим обещаниям — знаем мы цену вашим обещаниям (разг.);
о чем ты думаешь? — о чем мы думаем? (разг.)

Местоимение мы обычно указывает на группу лиц. В научной же и публичной речи оно приобретает несколько иные функции и называется авторским мы. В научном сообщении или в статье оно равнозначно местоимению я, но вносит в речь оттенок скромности и подчеркивает объективность изложения. В публичную речь авторское мы вносит оттенок соучастия со служащими. Стилистическими вариантами являются формы местоимений 3-го лица у нее — у ней, к ним — к им, от него — от его, возле них — возле их и др. Первые варианты являются нормой литературной речи, вторые имеют просторечный характер. Определенные трудности вызывает выбор одного из местоимений всякий, каждый, любой, т. к. они близки по значению — выделяют предмет из ряда однородных.

Во многих случаях они взаимозаменяемые: каждый знает таблицу умножения — всякий знает таблицу умножения — любой знает таблицу умножения; однако в отдельных случаях эта замена невозможна.

Попробуйте, например, в устойчивом словосочетании «ходят тут всякие» вместо слова всякие поставить каждые или любые. Не получается. В словосочетании «на каждом шагу» вместо слов на каждом невозможно вставить на любом или на всяком. Точно также невозможна замена в словосочетаниях «всякий образ, любой ценой». Смысловая разница чувствуется и между словосочетаниями «в любом случае» и «во всяком случае».

Значит, каждое из них имеет такие оттенки значения, которые в отдельных случаях не позволяют замену одного слова другим.

Всякий — самый разнообразный; всевозможный, всяческий; какой-либо, какой бы то ни было:

Всякие книги.
Отсутствие всяких желаний.
Без всякого сомнения.

Каждый — один из ряда подобных, взятый подряд, без выбора, без пропусков:

Каждый из них расписался в получении денег.
Каждые пять дней.
Каждый день.
Слушать каждого.

Любой — какой угодно (на выбор):

В любое время.
Любой ценой добиться успеха.
Любой другой поступил бы также.

Употребление глаголов и их форм в речи

Среди всех частей речи глагол вызывает наибольшие трудности в использовании грамматических форм и категорий. Большинство грамматических категорий имеет вариантные формы (ср.: вывеси — вывесь, грозить — грозиться и др.); кроме того, глаголы одного наклонения могут употребляться в значении другого (скажи — сказал бы), глаголы одного времени — в значении другого (пришел — прихожу). Поэтому стилистические возможности глагола весьма значительны.

1. Синонимы форм наклонений

Каждое наклонение имеет свои формы выражения. Так, изъявительное наклонение проявляется в формах настоящего, прошедшего и будущего времени. Сослагательное (условное) наклонение образуется от глаголов с суффиксом и прибавлением частицы бы (показал бы, сделал бы). Повелительное наклонение, кроме форм 2-го лица единственного и множественного числа (вспомни — вспомните), имеет многообразные (синонимичные) формы, выбор одной из них обусловлен эмоционально-экспрессивной или функциональной окраской речи.

Синонимия наклонений связана с наличием у них близких значений.

Так, повелительное наклонение употребляется вместо сослагательного для обозначения условно предполагаемых фактов:

с оттенком случайности действия: Знай я ремесло — жил бы в городе. со значением пожелания: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (Грибоедов). со значением вынужденности, необходимости, долженствования: А женщина что бедная наседка: сиди себе да выводи цыплят (Пушкин).

Формы эти придают высказыванию разговорный характер.

В значении изъявительного наклонения может использоваться сослагательное:

Я хотел бы поставить вопрос резче. (Ср.: я хочу поставить вопрос).
Я просил бы вас здесь не курить. (Ср.: я прошу вас. )

В значении повелительного наклонения могут выступать глагольные формы:

Ефим, ты бы пошел к нему — значение осторожного, учтивого пожелания;

К двум часам ты обязательно вернешься домой — выражение приказания;

Пойдем скорее со мной; Давай улетим; Давайте поедем — значение побуждения к совместному действию;

Воротить его! Позвать ее! Всем встать! — значение категорического распоряжения.

Взаимозамена наклонений вносит дополнительные смысловые и экспрессивные оттенки: желание предполагаемого действия, вежливое приглашение к совершению действия.

2. Трудности употребления некоторых форм глагола

Глаголы: брезгать — брезговать,
видеть(ся) — видать(ся),
влезать — влазить,
выздороветь — выздоровить,
выстлать — выстелить,
разостлать — расстелить,
испечь — спечь,
класть — покласть,
компостировать — компосировать,
лазить — лазать,
мучить — мучать,
нарубить — нарубать,
положить — ложить,
похудеть — похудать,
сажать — садить,
слышать — слыхать
— различаются функциональной окраской: вторые из них имеют разговорно-просторечный характер.

Глагол класть употребляется только без приставок, потому неправильно: покласть, поклали, поклади. Надо: положить, положили.

Глагол кушать используется только для приглашения гостей к еде и по отношению к детям. В остальных случаях употребляется глагол есть: ем, ешь, ест, едите, едят, поела, поем и т. д., не следует употреблять глагол кушать в 1-ом лице (кушаю).

Вызывает затруднения и выбор форм глагола с гласными о и а в корне слова: обусловливать(ся) — обуславливать(ся),
обезболивать — обезбаливать,
опорочивать — опорачивать,
подзадоривать — подзадаривать,
захлопывать — захлапывать,
удостоиваться — удостаиваться
и др.

Первые формы являются формой книжной речи, вторые характерны для устно-разговорной речи. Наоборот, глаголы затрагивать, облагораживать, осваивать, присваивать, удваивать являются нормой современной литературной речи, их варианты с о воспринимаются как устаревшие.

У некоторых глаголов существуют параллельные формы с суффиксами -изирова- и -изова-: легализоваться — легализироваться,
локализировать — локализовать,
стандартизировать — стандартизовать,
нормализовать — нормализировать
(реже).

3. Варианты форм причастий

Некоторые причастия образуют две формы, из которых одна является устаревшей или разговорной, а другая соответствует нормам современного литературного языка. Например (в каждой паре на первом месте стоит литературная форма): забредший — забрёвший,
приобретший — приобрёвший,
приплетший — приплёвший,
вышибленный — вышибенный,
заклеймённый — заклеймлённый,
обезопасенный — обезопашенный,
пронзённый — пронжённый

Синонимичны формы причастий, образованных от глаголов с суффиксов -ну-. Возможны варианты с -ну- и без него. Причастия, образованные от бесприставочных глаголов с суффиксом -ну-, обычно сохраняют его (мокнувший, липнувший, глохнувший и т. д.), а образованные от приставочных глаголов употребляются без -ну- (промокший, прилипший, оглохший).

Синонимичны и некоторые формы деепричастий.

Так, деепричастия совершенного вида с основой на гласный звук употребляются в двух формах: с суффиксами и -вши: взяв — взявши,
дав — давши,
написав — написавши,
закрыв — закрывши

Формам на -вши присущ разговорный или просторечный характер, иногда оттенок устарелости. Ср. употребление их в пословицах и поговорках: Давши слово, крепись;
Снявши голову, по волосам не плачут.

Вместо форм вышедши, выметши, обретши (на -дши/-тши) употребляются формы выведя, выметя, обретя и т. п. Без заметного различия используются формы: замерев — замерши,
заперев — заперши,
затерев — затёрши,
простерев — простёрши

В парах: положив — положа (положа руку на сердце),
разинув — разиня (слушать разиня рот),
скрепив — скрепя (скрепя сердце),
сломив — сломя (броситься сломя голову),
спустив — спустя (работать спустя рукава) и т. д. вторые формы устарели и сохраняются преимущественно в устойчивых фразеологических сочетаниях.

Употребление предлогов в речи

Сопоставляя словосочетания (контроль) за качеством работы — над производством, (средство) от гриппа — против гриппа, мы видим в них синонимическое употребление предлогов.

Предлоги становятся синонимами в результате изменения их значения и функции с течением времени. Синонимия предлогов широко используется в стилистических целях. Так, синонимичны предлоги из-за (чего-либо) — благодаря (чему-либо) — вследствие (чего-либо) — в результате (чего-либо); для — в целях (чего-либо).

Функционально-стилистически различаются предлоги: для (нейтральный) — в целях (официальный) — вопреки (официальный) — несмотря на (нейтральный).

Рассмотрим употребление некоторых предлогов:

Синонимический ряд образуют предлоги с изъяснительным значением (при глаголах речи или мысли и соответствующих существительных): разговоры о поездке — про поездку — насчет поездки — относительно поездки — касательно поездки.

В этих сочетаниях наблюдается убывающая конкретизация предмета речи и стилистическая дифференциация: разговорный характер предлогов про и насчет, книжный характер предлогов касательно и относительно.

Синонимичны и многие предлоги, выражающие пространственные отношения: у дома — при доме — около дома — возле дома — вблизи дома и т. д.

Значение наибольшей степени близости выражается сочетаниями предлогами при и у, значение средней близости — предлогами около, возле, подле, значение наименьшей степени близости выражается предлогом вблизи.

Сочетания (гулять) в лесу — по лесу различаются тем, что первое из них обозначает действие ограниченное (гулять можно на небольшом участке леса), а второе — действие разбросанное (в пределах названного пространства).

Сочетание ездить в города указывает на направление действия, сочетание ездить по городам имеет распределительное значение.

В сочетании идти по берегу обозначается место движения, а в сочетании идти вдоль берега — направление движения на пространстве, втянутом в линию.

Глядеть в небо значит «устремлять взоры в одну точку пространства», а глядеть на небо — «бросать взоры на все пространства».

Сочетание картины развешаны на стенах указывает только на место, а сочетание картины развешаны по стенам имеет добавочное значение распространения действия по всей поверхности предмета.

Спускаться с лестницы значит «двигаться от верхней до нижней ступеньки», а спускаться по лестнице значит «двигаться по поверхности предмета» (может быть, с его середины).

В синонимическом значении выступают предлоги в — на и их антонимы из — с: (победить) в последнем этапе — на последнем этапе;
(ехать) в поезде — на поезде;
в море плыл корабль — на море разбушевалась стихия;
(поворачиваясь) на воздухе — в воздухе;
(слезы) в глазах — на глазах и т. п.

С названиями городов, районов, областей, республик, стран, государств употребляется предлог «в»: в Петербурге, в Щелковском районе, в Тульской области, в Дании и т. д. Сочетание на Украине возникло под влиянием украинского языка (ср.: на Полтавщине, на Черниговщине) и поддерживается выражением на окраине.

С названиями горных местностей употребляется предлог «на»: на Урале, на Алтае, на Кавказе. Но: в Крыму (только частично ограниченное горами степное пространство). Употребление предлогов в — на при названиях гор во множественном числе придает выражениям разное значение: в Альпах, в Пиренеях, в Андах и т. д. — значит «в горах, среди гор»; на Балканах — на Балканском полуострове, на Карпатах — на поверхности гор.

Антонимические пары образуются предлогами в — из, на — с: поехал на Кавказ — вернулся с Кавказа,
поехал в Крым — вернулся из Крыма
.

Источник

Читайте также:  Прилагательные к слову поляна