Меню

Употребление форм имени существительного и прилагательного



Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи
план-конспект по русскому языку

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Скачать:

Вложение Размер
pravopisanie_slozhnyh_prilagatelnvh.docx 20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи.

Прилагательные, образованные от существительных, которые пишутся слитно

водосточный (от водосток),

железобетонный ( от железобетон)

у которых одна из частей самостоятельно не употребляется

Прилагательные, образованные на основе подчинительной связи

вагоноремонтный (ремонт вагонов -управление),

дикорастущий (растущий дико -примыкание),

сельскохозяйственный (сельское хозяйство – согласование)

первая часть которых наречие на -о, -е

первая часть которых имя числительное

СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Обычно отдельно пишутся наречия, оканчивающиеся на – ски, характеризующие признак путём уподобления:

ангель ски кроткий взгляд,

дет ски наивные высказывания

ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Прилагательные, обозначающие оттенки цветов, качества

Прилагательные, образованные на основе сочинительной связи

русско-английский (русский и английский),

плодово-ягодный (плодовый и ягодный)

Прилагательные, образованные от существительных, пишущихся через дефис

Прилагательные, начинающиеся словами юго, северо …,входящие в состав географических и административных названий

Восточно -Европейская равнина

Если подобные прилагательные являются нарицательными -слитно

Прилагательные, образованные от сочетаний имени и фамилии, имени и отчества или двух фамилий

дефюнесовские комедии ( де Фюнес)

если основа первой части оканчивается на — ико

физ ико -математический,

истор ико -политический

великорусский (Великая Русь),

великосветский (великий свет)

Прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки

План морфологического разбора.

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж). Морфологические признаки:

Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).

Непостоянные морфологические признаки:

только для качественных прилагательных:

а) степень сравнения (положительная, сравнительная, превосходная);
б) полная или краткая форма;

число, род (в единственном числе), падеж.

Роль в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном предложении).

После купанья мы лежали на горячем от южного солнца песке (Нагибин).

(На) горячем ( песке)

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на песке) каком?
  2. Н. ф. – горячий .
    А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степени сравнения ( горячее ) и краткая форма ( горяч );
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в полной форме, в единственном числе, мужском роде, предложном падеже.
  3. В предложении выполняет роль определения.

Употребление форм имён прилагательных в речи.

При употреблении имен прилагательных затруднения вызывает образование их степеней сравнения. Для того чтобы не допускать ошибок, нужно запомнить как эти степени образуются.

1) Сравнительная обозначает, что признак проявляется в предмете в большей или меньшей степени, чем в другом: она старательнее соседки.

Эта степень имеет две формы:

А) простую , которая образуется при помощи суффиксов –ее/–ей, –е, –ше: сильнее, ближе, меньше.

Такие прилагательные, как хороший, плохой образуют форму сравнительной степени от других основ – лучше, хуже.

Форму простой сравнительной степени имеют не все прилагательные:

— обозначающие масть животных или некоторые цвета: гнедой, палевый ;

— обозначающие признак объективный, но не проявляющийся в большей или меньшей степени: слепой, голый ;

— перешедшие из разряда относительных или притяжательных, а также из причастий: золотое сердце, сияющий вид ;

— с суффиксами –ск, –ов, –ев, –ущ, –ющ: трагический, пустяковый;

Б) составную , которая образуется при помощи слов более, менее + начальная форма имени прилагательного: более старый, менее дешевый .

2) Превосходная степень обозначает, что признак представлен в предмете в большей степени, чем во всех подобных: высочайшая вершина .

Эта степень имеет также две формы:

А) простую , которая образуется при помощи суффиксов –ейш, –айш и приставок наи–, пре–: богатейший, наихрабрейший;

Б) составную , которая образуется при помощи слов самый , наиболее , наименее + начальная форма имени прилагательного: самый важный, наиболее спокойный.

Краткая форма имен прилагательных

Затруднения вызывают имена прилагательные, оканчивающиеся на –енный, которые допускают два варианта при образовании краткой формы: на –ен и на –енен ( величествен — величественен ). В настоящее время принято использовать только краткую форму, которая является более экономной: бездействен, беспочвен, бессмыслен и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6-м классе по теме «Морфологический разбор имени прилагательного».

Смарт-урок содержит разные формы работы для самостоятельной и коллективной работы на этапе обобщения изученной темы.

На уроке использовались разноуровневые задания, разные приёмы и методы для активизации словарного запаса, для повторения пройденного материала; осуществлялась связь с жизнью и другими предметами.

Цель: повторить всё об имени прилагательном как части речи знать: порядок морфологического разбора имени прилагательного.

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные): — повторение изученного об имени прилагательном; — отработка навыков морфологического разбора прилагательного;- отработка навыков о.

Урок позволит дать новые знания о способах образования форм степеней сравнения имён прилагательных.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Источник

Употребление имен прилагательных в речи

Варианты полной и краткой форм прилагательных

Синонимы краткой и полной форм прилагательных возникают в тех случаях, когда эти формы употребляются в одной и той же синтаксической функции, например, в функции сказуемого:

Полная форма обозначает постоянный признак, краткая — временный: девочка красивая (вообще),
девочка красива (в данный момент). Полные и краткие формы могут составлять семантические варианты, т. е. иметь разные лексические значения: мальчик глухоймальчик глух (к просьбам). Краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску: Лекция интересна и поучительна.
Выводы в статье оригинальны и доказательны.

Краткие прилагательные звучат в тексте более категорично, выражают обычно активный и конкретный признак: Мысли ясны.
Девочка умна и добра.

Полные формы прилагательных употребляются обычно в разговорной речи: Лекция интересная и поучительная.
Выводы оригинальные и доказательные.
При образовании кратких форм с безударным -енный (естественный, торжественный) наблюдаются колебания: Искусственный — искусствен, искусственен
Воинственный — воинствен, воинственен
и т. п.

В настоящее время эти варианты равноправны, они закрепились во всех стилях. Но более употребительной является усеченная форма (на -ен).

Притяжательные и относительные прилагательные в речи могут заменяться синонимичными формами косвенных падежей имен существительных: мамина книга — книга мамы,
каменная стена — стена из камня
.

Но в ряде случаев такие сочетания различаются по значению: походка старика — стариковская походка (переносное значение),
роспись стены — стенная роспись (терминологического значение).

Варианты форм степеней сравнения

Сложная форма сравнительной степени употребляется в основном в научном и в официально — деловом стилях: Этот минерал более устойчив.
Решение задачи более оригинальное.
Простая форма более свойственна в разговорной речи: Сын умнее, серьезнее и добросовестнее дочери. Простая форма превосходной степени носит книжный характер: величайшие преобразования,
строжайшие меры предосторожности

а сложная свойственна всем стилям речи: самые великие люди,
самые строгие меры

Форма сравнительной степени на -ее (смелее, дружнее) употребляется в официальной и научной речи: Учеба сплотила нас, мы стали дружнее, стали серьёзнее.

Форма на -ей (смелей, дружней) — в разговорной и стихотворной речи. Форма на -ей звучит энергично и кратко, употребляется в командах: действуйте оперативней, смелей;
бегите быстрей

Не следует соединять в одной конструкции простую и сложную степени сравнения прилагательных:

более хорошие (лучшие)

более плохие (худшие)

самый интереснейший спектакль

Использование форм имен числительных в речи

Варианты собирательных и количественных числительных

Для обозначения количества иногда используют на только количественные числительные, но и собирательные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро). Два последних мы практически не используем.

Собирательные числительные используются ограниченно:

    С существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот; С существительными, имеющими формы только множественного числа: двое ножниц, двое детей, трое незнакомых лиц; С существительными дети, ребята, люди, лицо (в значении «человек»): двое детей, трое незнакомых лиц; С личными местоименияммы, вы, они: нас двое; их пятеро; С субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли двое, трое дежурных.

В косвенных падежах при неодушевленных существительных употребляются количественные числительные: более трех суток. Собирательные числительные с существительными, обозначающими лиц мужского пола, иногда вносят сниженный оттенок (нежелательно: двое генералов, трое профессоров)

Собирательные числительные не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола (нельзя сказать: трое студенток, четверо подруг). Не сочетаются они также с существительными мужского рода, обозначающими названия животных (нельзя сказать: трое волков).

Если необходимо указать количество предметов, обозначаемых существительными, у которых нет формы единственного числа (ножницы, сутки), с помощью составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (двадцать пять, тридцать четыре и т. п.), следует пользоваться синонимическими выражениями с заменой существительного или вставкой другого слова (сутки — день, двадцать четыре часа) или падежа (в течение двадцати двух суток).

Обратите внимание: Говорите правильно!

Два ученика
Двое учеников

Три студента
Трое студентов

Четыре брата
Четверо братьев

Употребление местоимений в речи

Местоимения не обладают самостоятельным лексическим значением, их значение конкретизируется лишь в тексте. Употребляются они обычно после имен, заменяя их и принимая их значение. Так:

    личные местоимения он, она, они заменяют собой существительные и обозначают лицо или предмет; определительные местоимения весь, всякий, самый, любой, каждый, а также указательные такой, этот, тот, сей заменяют собой прилагательные и обозначают признак; местоимение столько, сколько употребляются вместо числительных и указывают на количество.

Стилистические возможности местоимений раскрываются в их синонимическом использовании:

я знаю цену вашим обещаниям — знаем мы цену вашим обещаниям (разг.);
о чем ты думаешь? — о чем мы думаем? (разг.)

Местоимение мы обычно указывает на группу лиц. В научной же и публичной речи оно приобретает несколько иные функции и называется авторским мы. В научном сообщении или в статье оно равнозначно местоимению я, но вносит в речь оттенок скромности и подчеркивает объективность изложения. В публичную речь авторское мы вносит оттенок соучастия со служащими. Стилистическими вариантами являются формы местоимений 3-го лица у нее — у ней, к ним — к им, от него — от его, возле них — возле их и др. Первые варианты являются нормой литературной речи, вторые имеют просторечный характер. Определенные трудности вызывает выбор одного из местоимений всякий, каждый, любой, т. к. они близки по значению — выделяют предмет из ряда однородных.

Во многих случаях они взаимозаменяемые: каждый знает таблицу умножения — всякий знает таблицу умножения — любой знает таблицу умножения; однако в отдельных случаях эта замена невозможна.

Попробуйте, например, в устойчивом словосочетании «ходят тут всякие» вместо слова всякие поставить каждые или любые. Не получается. В словосочетании «на каждом шагу» вместо слов на каждом невозможно вставить на любом или на всяком. Точно также невозможна замена в словосочетаниях «всякий образ, любой ценой». Смысловая разница чувствуется и между словосочетаниями «в любом случае» и «во всяком случае».

Значит, каждое из них имеет такие оттенки значения, которые в отдельных случаях не позволяют замену одного слова другим.

Всякий — самый разнообразный; всевозможный, всяческий; какой-либо, какой бы то ни было:

Всякие книги.
Отсутствие всяких желаний.
Без всякого сомнения.

Каждый — один из ряда подобных, взятый подряд, без выбора, без пропусков:

Каждый из них расписался в получении денег.
Каждые пять дней.
Каждый день.
Слушать каждого.

Любой — какой угодно (на выбор):

В любое время.
Любой ценой добиться успеха.
Любой другой поступил бы также.

Употребление глаголов и их форм в речи

Среди всех частей речи глагол вызывает наибольшие трудности в использовании грамматических форм и категорий. Большинство грамматических категорий имеет вариантные формы (ср.: вывеси — вывесь, грозить — грозиться и др.); кроме того, глаголы одного наклонения могут употребляться в значении другого (скажи — сказал бы), глаголы одного времени — в значении другого (пришел — прихожу). Поэтому стилистические возможности глагола весьма значительны.

1. Синонимы форм наклонений

Каждое наклонение имеет свои формы выражения. Так, изъявительное наклонение проявляется в формах настоящего, прошедшего и будущего времени. Сослагательное (условное) наклонение образуется от глаголов с суффиксом и прибавлением частицы бы (показал бы, сделал бы). Повелительное наклонение, кроме форм 2-го лица единственного и множественного числа (вспомни — вспомните), имеет многообразные (синонимичные) формы, выбор одной из них обусловлен эмоционально-экспрессивной или функциональной окраской речи.

Синонимия наклонений связана с наличием у них близких значений.

Так, повелительное наклонение употребляется вместо сослагательного для обозначения условно предполагаемых фактов:

с оттенком случайности действия: Знай я ремесло — жил бы в городе. со значением пожелания: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (Грибоедов). со значением вынужденности, необходимости, долженствования: А женщина что бедная наседка: сиди себе да выводи цыплят (Пушкин).

Формы эти придают высказыванию разговорный характер.

В значении изъявительного наклонения может использоваться сослагательное:

Я хотел бы поставить вопрос резче. (Ср.: я хочу поставить вопрос).
Я просил бы вас здесь не курить. (Ср.: я прошу вас. )

В значении повелительного наклонения могут выступать глагольные формы:

Ефим, ты бы пошел к нему — значение осторожного, учтивого пожелания;

К двум часам ты обязательно вернешься домой — выражение приказания;

Пойдем скорее со мной; Давай улетим; Давайте поедем — значение побуждения к совместному действию;

Воротить его! Позвать ее! Всем встать! — значение категорического распоряжения.

Взаимозамена наклонений вносит дополнительные смысловые и экспрессивные оттенки: желание предполагаемого действия, вежливое приглашение к совершению действия.

2. Трудности употребления некоторых форм глагола

Глаголы: брезгать — брезговать,
видеть(ся) — видать(ся),
влезать — влазить,
выздороветь — выздоровить,
выстлать — выстелить,
разостлать — расстелить,
испечь — спечь,
класть — покласть,
компостировать — компосировать,
лазить — лазать,
мучить — мучать,
нарубить — нарубать,
положить — ложить,
похудеть — похудать,
сажать — садить,
слышать — слыхать
— различаются функциональной окраской: вторые из них имеют разговорно-просторечный характер.

Глагол класть употребляется только без приставок, потому неправильно: покласть, поклали, поклади. Надо: положить, положили.

Глагол кушать используется только для приглашения гостей к еде и по отношению к детям. В остальных случаях употребляется глагол есть: ем, ешь, ест, едите, едят, поела, поем и т. д., не следует употреблять глагол кушать в 1-ом лице (кушаю).

Вызывает затруднения и выбор форм глагола с гласными о и а в корне слова: обусловливать(ся) — обуславливать(ся),
обезболивать — обезбаливать,
опорочивать — опорачивать,
подзадоривать — подзадаривать,
захлопывать — захлапывать,
удостоиваться — удостаиваться
и др.

Первые формы являются формой книжной речи, вторые характерны для устно-разговорной речи. Наоборот, глаголы затрагивать, облагораживать, осваивать, присваивать, удваивать являются нормой современной литературной речи, их варианты с о воспринимаются как устаревшие.

У некоторых глаголов существуют параллельные формы с суффиксами -изирова- и -изова-: легализоваться — легализироваться,
локализировать — локализовать,
стандартизировать — стандартизовать,
нормализовать — нормализировать
(реже).

3. Варианты форм причастий

Некоторые причастия образуют две формы, из которых одна является устаревшей или разговорной, а другая соответствует нормам современного литературного языка. Например (в каждой паре на первом месте стоит литературная форма): забредший — забрёвший,
приобретший — приобрёвший,
приплетший — приплёвший,
вышибленный — вышибенный,
заклеймённый — заклеймлённый,
обезопасенный — обезопашенный,
пронзённый — пронжённый

Синонимичны формы причастий, образованных от глаголов с суффиксов -ну-. Возможны варианты с -ну- и без него. Причастия, образованные от бесприставочных глаголов с суффиксом -ну-, обычно сохраняют его (мокнувший, липнувший, глохнувший и т. д.), а образованные от приставочных глаголов употребляются без -ну- (промокший, прилипший, оглохший).

Синонимичны и некоторые формы деепричастий.

Так, деепричастия совершенного вида с основой на гласный звук употребляются в двух формах: с суффиксами и -вши: взяв — взявши,
дав — давши,
написав — написавши,
закрыв — закрывши

Формам на -вши присущ разговорный или просторечный характер, иногда оттенок устарелости. Ср. употребление их в пословицах и поговорках: Давши слово, крепись;
Снявши голову, по волосам не плачут.

Вместо форм вышедши, выметши, обретши (на -дши/-тши) употребляются формы выведя, выметя, обретя и т. п. Без заметного различия используются формы: замерев — замерши,
заперев — заперши,
затерев — затёрши,
простерев — простёрши

В парах: положив — положа (положа руку на сердце),
разинув — разиня (слушать разиня рот),
скрепив — скрепя (скрепя сердце),
сломив — сломя (броситься сломя голову),
спустив — спустя (работать спустя рукава) и т. д. вторые формы устарели и сохраняются преимущественно в устойчивых фразеологических сочетаниях.

Употребление предлогов в речи

Сопоставляя словосочетания (контроль) за качеством работы — над производством, (средство) от гриппа — против гриппа, мы видим в них синонимическое употребление предлогов.

Предлоги становятся синонимами в результате изменения их значения и функции с течением времени. Синонимия предлогов широко используется в стилистических целях. Так, синонимичны предлоги из-за (чего-либо) — благодаря (чему-либо) — вследствие (чего-либо) — в результате (чего-либо); для — в целях (чего-либо).

Функционально-стилистически различаются предлоги: для (нейтральный) — в целях (официальный) — вопреки (официальный) — несмотря на (нейтральный).

Рассмотрим употребление некоторых предлогов:

Синонимический ряд образуют предлоги с изъяснительным значением (при глаголах речи или мысли и соответствующих существительных): разговоры о поездке — про поездку — насчет поездки — относительно поездки — касательно поездки.

В этих сочетаниях наблюдается убывающая конкретизация предмета речи и стилистическая дифференциация: разговорный характер предлогов про и насчет, книжный характер предлогов касательно и относительно.

Синонимичны и многие предлоги, выражающие пространственные отношения: у дома — при доме — около дома — возле дома — вблизи дома и т. д.

Значение наибольшей степени близости выражается сочетаниями предлогами при и у, значение средней близости — предлогами около, возле, подле, значение наименьшей степени близости выражается предлогом вблизи.

Сочетания (гулять) в лесу — по лесу различаются тем, что первое из них обозначает действие ограниченное (гулять можно на небольшом участке леса), а второе — действие разбросанное (в пределах названного пространства).

Сочетание ездить в города указывает на направление действия, сочетание ездить по городам имеет распределительное значение.

В сочетании идти по берегу обозначается место движения, а в сочетании идти вдоль берега — направление движения на пространстве, втянутом в линию.

Глядеть в небо значит «устремлять взоры в одну точку пространства», а глядеть на небо — «бросать взоры на все пространства».

Сочетание картины развешаны на стенах указывает только на место, а сочетание картины развешаны по стенам имеет добавочное значение распространения действия по всей поверхности предмета.

Спускаться с лестницы значит «двигаться от верхней до нижней ступеньки», а спускаться по лестнице значит «двигаться по поверхности предмета» (может быть, с его середины).

В синонимическом значении выступают предлоги в — на и их антонимы из — с: (победить) в последнем этапе — на последнем этапе;
(ехать) в поезде — на поезде;
в море плыл корабль — на море разбушевалась стихия;
(поворачиваясь) на воздухе — в воздухе;
(слезы) в глазах — на глазах и т. п.

С названиями городов, районов, областей, республик, стран, государств употребляется предлог «в»: в Петербурге, в Щелковском районе, в Тульской области, в Дании и т. д. Сочетание на Украине возникло под влиянием украинского языка (ср.: на Полтавщине, на Черниговщине) и поддерживается выражением на окраине.

С названиями горных местностей употребляется предлог «на»: на Урале, на Алтае, на Кавказе. Но: в Крыму (только частично ограниченное горами степное пространство). Употребление предлогов в — на при названиях гор во множественном числе придает выражениям разное значение: в Альпах, в Пиренеях, в Андах и т. д. — значит «в горах, среди гор»; на Балканах — на Балканском полуострове, на Карпатах — на поверхности гор.

Антонимические пары образуются предлогами в — из, на — с: поехал на Кавказ — вернулся с Кавказа,
поехал в Крым — вернулся из Крыма
.

Источник

Читайте также:  Французские прилагательные в женском роде список

употребление форм имени существительного и прилагательного



§ 76. Употребление форм имен прилагательных.

ПРАВИЛО‑1. При полной форме прилагательного, употребленной в именительном падеже в роли составного сказуемого, не могут, как правило, использоваться управляемые слова, а при краткой форме – могут.

ПРИМЕРЫ. Нельзя написать «он был больной ангиной», нужно писать он был болен ангиной . Нельзя сказать «он способный к наукам», нужно говорить он способен к наукам .

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Многие краткие прилагательные имеют форму – ен (а не обычную форму – енен ).

ПРИМЕРЫ. От слова бессмысленный образуется краткая форма бессмыслен , а не «бессмысленен». Запомните: бездействен, беспочвен, бесчислен, величествен, воинствен, двусмыслен, злокачествен, искусствен, легкомыслен, многочислен, мужествен, невежествен, посредствен.

ПРАВИЛО‑2. При форме сравнительной степени прилагательного должен быть указан предмет сравнения или нужно добавить слово еще .

ПРИМЕР. Еще более светлый; более светлый, чем … (нельзя употребить только два слова – «более светлый»).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Не употребляются формы типа «более лучший» («менее худший» и т. п.), так как второе слово само по себе уже выражает значение сравнительной степени.

СНОВА ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Сравнительная степень многих прилагательных образуется в форме – е .

ПРИМЕРЫ. Бойче, звонче, ловче, слаще, хлестче (а не «бойчее» и т. п.). Бесплатный уксус слаще меда (Персидская посл.).

ПРАВИЛО‑3. Нельзя употреблять в качестве однородных членов прилагательные в полной и краткой формах.

ПРИМЕР. Нельзя написать «дом каменный и очень прочен». Нужно писать дом каменный и очень прочный.

УПРАЖНЕНИЕ‑1. Выберите правильные (литературные) варианты написания приводимых слов и придумайте с ними краткое сочинение.

(Он способен к математике – он способный к математике). (Более глубокое – еще более глубокое). (Худший вариант – более худший вариант). (Ответ бессмысленен – ответ бессмыслен). (Она стала ловчее – она стала ловче). (Комната полна людей – комната полная людьми). (Офицер подтянут – офицер подтянутый). (Он одет по форме – он одетый по форме). (Он культурен в общении – он культурный в общении). (Он ответственен за полк – он ответствен за полк).

Источник

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи
план-конспект по русскому языку

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Скачать:

Вложение Размер
pravopisanie_slozhnyh_prilagatelnvh.docx 20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи.

Прилагательные, образованные от существительных, которые пишутся слитно

водосточный (от водосток),

железобетонный ( от железобетон)

у которых одна из частей самостоятельно не употребляется

Прилагательные, образованные на основе подчинительной связи

вагоноремонтный (ремонт вагонов -управление),

дикорастущий (растущий дико -примыкание),

сельскохозяйственный (сельское хозяйство – согласование)

первая часть которых наречие на -о, -е

первая часть которых имя числительное

СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Обычно отдельно пишутся наречия, оканчивающиеся на – ски, характеризующие признак путём уподобления:

ангель ски кроткий взгляд,

дет ски наивные высказывания

ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Прилагательные, обозначающие оттенки цветов, качества

Прилагательные, образованные на основе сочинительной связи

русско-английский (русский и английский),

плодово-ягодный (плодовый и ягодный)

Прилагательные, образованные от существительных, пишущихся через дефис

Прилагательные, начинающиеся словами юго, северо …,входящие в состав географических и административных названий

Восточно -Европейская равнина

Если подобные прилагательные являются нарицательными -слитно

Прилагательные, образованные от сочетаний имени и фамилии, имени и отчества или двух фамилий

дефюнесовские комедии ( де Фюнес)

если основа первой части оканчивается на — ико

физ ико -математический,

истор ико -политический

великорусский (Великая Русь),

великосветский (великий свет)

Прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки

План морфологического разбора.

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж). Морфологические признаки:

Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).

Непостоянные морфологические признаки:

только для качественных прилагательных:

а) степень сравнения (положительная, сравнительная, превосходная);
б) полная или краткая форма;

число, род (в единственном числе), падеж.

Роль в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном предложении).

После купанья мы лежали на горячем от южного солнца песке (Нагибин).

(На) горячем ( песке)

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на песке) каком?
  2. Н. ф. – горячий .
    А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степени сравнения ( горячее ) и краткая форма ( горяч );
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в полной форме, в единственном числе, мужском роде, предложном падеже.
  3. В предложении выполняет роль определения.

Употребление форм имён прилагательных в речи.

При употреблении имен прилагательных затруднения вызывает образование их степеней сравнения. Для того чтобы не допускать ошибок, нужно запомнить как эти степени образуются.

1) Сравнительная обозначает, что признак проявляется в предмете в большей или меньшей степени, чем в другом: она старательнее соседки.

Эта степень имеет две формы:

А) простую , которая образуется при помощи суффиксов –ее/–ей, –е, –ше: сильнее, ближе, меньше.

Такие прилагательные, как хороший, плохой образуют форму сравнительной степени от других основ – лучше, хуже.

Форму простой сравнительной степени имеют не все прилагательные:

— обозначающие масть животных или некоторые цвета: гнедой, палевый ;

— обозначающие признак объективный, но не проявляющийся в большей или меньшей степени: слепой, голый ;

— перешедшие из разряда относительных или притяжательных, а также из причастий: золотое сердце, сияющий вид ;

— с суффиксами –ск, –ов, –ев, –ущ, –ющ: трагический, пустяковый;

Б) составную , которая образуется при помощи слов более, менее + начальная форма имени прилагательного: более старый, менее дешевый .

2) Превосходная степень обозначает, что признак представлен в предмете в большей степени, чем во всех подобных: высочайшая вершина .

Эта степень имеет также две формы:

А) простую , которая образуется при помощи суффиксов –ейш, –айш и приставок наи–, пре–: богатейший, наихрабрейший;

Б) составную , которая образуется при помощи слов самый , наиболее , наименее + начальная форма имени прилагательного: самый важный, наиболее спокойный.

Краткая форма имен прилагательных

Затруднения вызывают имена прилагательные, оканчивающиеся на –енный, которые допускают два варианта при образовании краткой формы: на –ен и на –енен ( величествен — величественен ). В настоящее время принято использовать только краткую форму, которая является более экономной: бездействен, беспочвен, бессмыслен и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6-м классе по теме «Морфологический разбор имени прилагательного».

Смарт-урок содержит разные формы работы для самостоятельной и коллективной работы на этапе обобщения изученной темы.

На уроке использовались разноуровневые задания, разные приёмы и методы для активизации словарного запаса, для повторения пройденного материала; осуществлялась связь с жизнью и другими предметами.

Цель: повторить всё об имени прилагательном как части речи знать: порядок морфологического разбора имени прилагательного.

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные): — повторение изученного об имени прилагательном; — отработка навыков морфологического разбора прилагательного;- отработка навыков о.

Урок позволит дать новые знания о способах образования форм степеней сравнения имён прилагательных.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Источник

Употребление форм имен существительных

Цель: Изучение и освоение форм имен существительных в именительном и родительном падеже множественного числа.

Задачи:

  • Понять некоторые закономерности в образовании данных существительных.
  • Применять литературные нормы в устной и письменной речи.
  • Формировать навыки по обнаружению и исправлению грамматических ошибок.

Работая на предыдущем занятии с существительными мужского рода в именительном падеже множественного числа, мы с вами обратили внимание на то, что некоторые существительные имеют окончания а(я), другие — ы(и) . Соответственно, какой возникает вопрос?

Почему одни существительные имеют окончание а(я), другие — ы(и) ? Инженеры или инженера? Договоры или договора? Что же учитывается при выборе форм существительного?

Предположим, не зависит ли форма существительного от структуры слова и ударения?

Проведем небольшой лингвистический эксперимент:

  1. Выберем среди существительных с окончанием а(я) [1; стр.137], те, которые имеют ударение на первом слоге в единственном числе, выпишем и рядом запишем в именительном падеже во множественном числе: адрес — адреса, берег — берега, город — города, доктор — доктора, катер — катера.
  2. Среди существительных с окончанием ы(и) выберем те, в которых ударение находится на среднем слоге основы слова: аптекарь — аптекари, бухгалтер — бухгалтеры, инструктор — инструкторы.
  3. Выберем существительные с ударением на последнем слоге: договор — договоры, ревизор — ревизоры.

Вывод: видимо, при выборе окончания можно учитывать ударение в слове.

А если учесть происхождение слова, то какую закономерность можно обнаружить?

Некоторые добавочные указания дает и происхождение слова. Найдите слова французского происхождения с ударными суффиксами ер(ёр). Какое окончание имеет существительное в именительном падеже во множественном числе?

Инженер — инженеры, офицер — офицеры, стажёр — стажёры, шофер — шоферы.

Слова латинского происхождения (на -тор), если они обозначают неодушевленные предметы (индукторы, конденсаторы и др.термины) не принимают окончания а, поэтому рекомендуются формы: тракторы, прожекторы.

Но слова латинского происхождения, обозначающие одушевленные предметы, имеют в одних случаях окончание а, в других — ы: директора, доктора, но авторы, конструкторы, лекторы.

Так, в языке закрепились определенные формы существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа.

Изучите список таких примеров:

адреса, бока, борта, веера, века (но: во веки веков, и в кои веки), вечера, директора, доктора, дома, желоба, жемчуга, жернова, катера, кителя, колокола, купола, мастера, невода, номера, обшлага, окорока, округа, ордера, острова, паруса, паспорта, перепела, писаря, повара, погреба, поезда, профессора, рога, рукава, сорта, сторожа, тенора, терема, тетерева, фельдшера, холода, хутора, черепа, шелка, штемпеля.

Обратимся ко второму списку. Чем отличаются данные существительные и почему? Какая форма свойственна книжной речи, преимущественно письменной, а какая — устно-разговорной, профессиональной, устарелым формам?

бункеры — бункера, возы — воза, ветры — ветра, годы — года, гробы — гроба, договоры — договора, инспекторы — инспектора, инструкторы — инструктора, корректоры — корректора, коробы — короба, крейсеры — крейсера, кузовы — кузова, лекари — лекаря, отпуски — отпуска, пекари — пекаря, прожекторы — прожектора, редакторы — редактора, секторы — сектора, слесари — слесаря, токари — токаря, томы — тома, цехи — цеха, якори — якоря, ястребы — ястреба.

Наблюдается стилистическое разграничение.

А в третьем списке? Стилистическое или смысловое различие определяет разные формы?

боровы (кабаны)- борова (дымоходы), корпусы (туловища) — корпуса (здания, войсковые соединения), лагери (общественно-политические группировки) — лагеря (военные, детские), мехи (кузнечные, бурдюки) — меха (выделанные шкуры), образы (художественно-литературные) — образа (иконы), ордены (рыцарские и монашеские общества), — ордена (знаки отличия), поясы (географические) — пояса (части одежды), соболи (животные) — соболя (меха), тоны (звуковые) — тона (переливы цвета), тормозы (препятствия) — тормоза (приборы), учители (идейные руководители) — учителя (преподаватели), хлебы (печеные) — хлеба (на корню), цветы (растения) — цвета (окраски).

Так, можно выявить определенные закономерности, влияющие на выбор окончания существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа.

Практическая работа №1. Работа в группах (устно).

Выберите подходящий вариант из скобок, свой выбор мотивируйте.

  1. Для проведения бесед были подобраны квалифицированные (лекторы — лектора).
  2. Нельзя вливать новое вино в старые (мехи — меха).
  3. На постоянную работу требуются квалифицированные (токари — токаря)и(слесари — слесаря).
  4. Во всю ширину реки были растянуты большие (неводы — неводы).
  5. У причала стояли военные (катеры — катера), а на внешнем рейде (крейсеры —крейсера).
  6. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофёры — шофера).

Какие же окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

Чтение начала рассказа М.М.Зощенко «Кочерга», включая предложения: «Но тут директор осекся. Он перестал диктовать:».

Почему осекся директор? Действительно, как правильно сказать? Пять кочерёг.

Окончания родительного падежа множественного числа:

  • мужского рода: ботинок, валенок, сапог (но: сапогов-скороходов), чулок (но: носков), без погон (эполет);
  • названия некоторых национальностей (с основой на н и р): англичан, армян, башкир, болгар, грузин и т.д.;
  • женского рода: вафель, кочерёг, кровель, оглобель, розог, свадеб, сплетен, долей, пригоршней, свечей, цапель, нянь, простынь, тетей;
  • среднего рода: ремесел — ремесл, русел — русл, захолустий — захолустьев, побережий — побережьев, снадобий — снадобьев.
  • нормативные формы: верховьев, низовьев, устьев (также подмастерьев, муж.р.), плеч, яблок, блюдец, зеркалец, корытец, одеялец, коленец, полотенец, щупалец, болотцев, кружевцев (от кружевце) и кружевец (от кружевцо).
  • вариативные формы существительных, употребляющихся только во множественном числе: граблей — грабель, ходулей — ходуль, выкрутасов — выкрутас, рейтуз — рейтузов, шорт — шортов.
  • нормативные формы: заморозков, клавикордов, лохмотьев, подонков; мокасин, нападок, панталон, потёмок, сумерек, шаровар; будней, дровней, яслей.
  • обычные окончания —ов находим у существительных: рельсов, помидоров, баклажанов, но в устной речи сказывается стремление к «экономии»: пять грамм, килограмм помидор.

Какие формы являются нормативными? Какие стилистическими вариантами, какие формы колеблются?

Практическая работа №2. Работа в группах (письменно).

  1. Фруктовый сад занимал площадь свыше пяти гектар: .
  2. В магазине имеется большой выбор чул:к: и нос:к: .
  3. В нашем буфете продают салат из свежих огурцов и помидор: .
  4. Тускло горели огарки стеариновых свеч: .
  5. В эту душную ночь приятно ощущать свежесть льняных простын: .

Контрольная «точка» №1. Выполнение тестов. Запишите ответы.

В каком ряду расположены имена существительные, которые в форме множественного числа родительного падежа имеют окончание —ей.

  • кудри, горсти, дебаты, кавычки
  • пассатижи, гусли, коренья, ножницы
  • розвальни, ясли, плоскогубцы, рейтузы
  • грабли, будни, джунгли, поручни

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  • будущие выборы
  • несколько помидор
  • совсем озяб
  • старые пропуска

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  • много платий
  • около восьмисот участников
  • длинные очереди
  • не езди туда

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  • лягте
  • не машите так сильно
  • у грузинов
  • небольшие транзисторы
  • Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
  • с пятьюстами рублями
  • пять апельсинов
  • вымыв руки
  • опытные аптекаря

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  • в ста семидесяти восьми томах
  • кварталы новостроек
  • шире
  • килограмм макаронов

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  • назначенные директора
  • шесть свеч
  • длиннее его
  • в семидесяти шести книгах

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  • моложе брата
  • наши ребяты
  • трехсот шестидесяти пяти граждан
  • пара тапок

Контрольная «точка» №2. Литературная правка.

  1. К завтраку было подано кофе с молоком.
  2. Покупатель попросил дать ему примерить правый туфель.
  3. Купите мне пару чулок и две пары носок.
  4. Собран большой урожай помидор.
  5. Разделите все это на несколько равных доль.
  6. Опытные шофера уверенно вели машины.

Так, учились находить и исправлять грамматико-стилистические ошибки, применять литературные нормы в употреблении форм имен существительных в именительном и родительном падеже множественного числа.

Список литературы

  1. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. — М. «Просвещение». 2007.
  2. Н.А.Еськова. Краткий словарь трудностей русского языка. — М.- Издательство «Русский язык». 2001.
  3. Д.Э.Розенталь, И.Б. Голуб, М.А.Теленкова. Современный русский язык.- М.- «Айрис пресс». 2003.
  4. Д.Э.Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке.- М.- «Айрис пресс». 2003
  5. Д.Э.Розенталь. Практическая стилистика русского языка. — М.- Высшая школа. 1977.

Источник

Читайте также:  Имена прилагательные с не произносимыми согласными