Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи
план-конспект по русскому языку
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_slozhnyh_prilagatelnvh.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи.
Прилагательные, образованные от существительных, которые пишутся слитно
водосточный (от водосток),
железобетонный ( от железобетон)
у которых одна из частей самостоятельно не употребляется
Прилагательные, образованные на основе подчинительной связи
вагоноремонтный (ремонт вагонов -управление),
дикорастущий (растущий дико -примыкание),
сельскохозяйственный (сельское хозяйство – согласование)
первая часть которых наречие на -о, -е
первая часть которых имя числительное
СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Обычно отдельно пишутся наречия, оканчивающиеся на – ски, характеризующие признак путём уподобления:
ангель ски кроткий взгляд,
дет ски наивные высказывания
ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Прилагательные, обозначающие оттенки цветов, качества
Прилагательные, образованные на основе сочинительной связи
русско-английский (русский и английский),
плодово-ягодный (плодовый и ягодный)
Прилагательные, образованные от существительных, пишущихся через дефис
Прилагательные, начинающиеся словами юго, северо …,входящие в состав географических и административных названий
Восточно -Европейская равнина
Если подобные прилагательные являются нарицательными -слитно
Прилагательные, образованные от сочетаний имени и фамилии, имени и отчества или двух фамилий
дефюнесовские комедии ( де Фюнес)
если основа первой части оканчивается на — ико
физ ико -математический,
истор ико -политический
великорусский (Великая Русь),
великосветский (великий свет)
Прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки
План морфологического разбора.
Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж). Морфологические признаки:
Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).
Непостоянные морфологические признаки:
только для качественных прилагательных:
а) степень сравнения (положительная, сравнительная, превосходная);
б) полная или краткая форма;
число, род (в единственном числе), падеж.
Роль в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном предложении).
После купанья мы лежали на горячем от южного солнца песке (Нагибин).
(На) горячем ( песке)
- Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на песке) каком?
- Н. ф. – горячий .
А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степени сравнения ( горячее ) и краткая форма ( горяч );
Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в полной форме, в единственном числе, мужском роде, предложном падеже. - В предложении выполняет роль определения.
Употребление форм имён прилагательных в речи.
При употреблении имен прилагательных затруднения вызывает образование их степеней сравнения. Для того чтобы не допускать ошибок, нужно запомнить как эти степени образуются.
1) Сравнительная обозначает, что признак проявляется в предмете в большей или меньшей степени, чем в другом: она старательнее соседки.
Эта степень имеет две формы:
А) простую , которая образуется при помощи суффиксов –ее/–ей, –е, –ше: сильнее, ближе, меньше.
Такие прилагательные, как хороший, плохой образуют форму сравнительной степени от других основ – лучше, хуже.
Форму простой сравнительной степени имеют не все прилагательные:
— обозначающие масть животных или некоторые цвета: гнедой, палевый ;
— обозначающие признак объективный, но не проявляющийся в большей или меньшей степени: слепой, голый ;
— перешедшие из разряда относительных или притяжательных, а также из причастий: золотое сердце, сияющий вид ;
— с суффиксами –ск, –ов, –ев, –ущ, –ющ: трагический, пустяковый;
Б) составную , которая образуется при помощи слов более, менее + начальная форма имени прилагательного: более старый, менее дешевый .
2) Превосходная степень обозначает, что признак представлен в предмете в большей степени, чем во всех подобных: высочайшая вершина .
Эта степень имеет также две формы:
А) простую , которая образуется при помощи суффиксов –ейш, –айш и приставок наи–, пре–: богатейший, наихрабрейший;
Б) составную , которая образуется при помощи слов самый , наиболее , наименее + начальная форма имени прилагательного: самый важный, наиболее спокойный.
Краткая форма имен прилагательных
Затруднения вызывают имена прилагательные, оканчивающиеся на –енный, которые допускают два варианта при образовании краткой формы: на –ен и на –енен ( величествен — величественен ). В настоящее время принято использовать только краткую форму, которая является более экономной: бездействен, беспочвен, бессмыслен и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6-м классе по теме «Морфологический разбор имени прилагательного».
Смарт-урок содержит разные формы работы для самостоятельной и коллективной работы на этапе обобщения изученной темы.
На уроке использовались разноуровневые задания, разные приёмы и методы для активизации словарного запаса, для повторения пройденного материала; осуществлялась связь с жизнью и другими предметами.
Цель: повторить всё об имени прилагательном как части речи знать: порядок морфологического разбора имени прилагательного.
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные): — повторение изученного об имени прилагательном; — отработка навыков морфологического разбора прилагательного;- отработка навыков о.
Урок позволит дать новые знания о способах образования форм степеней сравнения имён прилагательных.
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Источник
Употребление имен прилагательных в речи
Варианты полной и краткой форм прилагательных
Синонимы краткой и полной форм прилагательных возникают в тех случаях, когда эти формы употребляются в одной и той же синтаксической функции, например, в функции сказуемого:
Полная форма обозначает постоянный признак, краткая — временный: девочка красивая (вообще),
девочка красива (в данный момент). Полные и краткие формы могут составлять семантические варианты, т. е. иметь разные лексические значения: мальчик глухой — мальчик глух (к просьбам). Краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску: Лекция интересна и поучительна.
Выводы в статье оригинальны и доказательны.
Краткие прилагательные звучат в тексте более категорично, выражают обычно активный и конкретный признак: Мысли ясны.
Девочка умна и добра.
Полные формы прилагательных употребляются обычно в разговорной речи: Лекция интересная и поучительная.
Выводы оригинальные и доказательные. При образовании кратких форм с безударным -енный (естественный, торжественный) наблюдаются колебания: Искусственный — искусствен, искусственен
Воинственный — воинствен, воинственен и т. п.
В настоящее время эти варианты равноправны, они закрепились во всех стилях. Но более употребительной является усеченная форма (на -ен).
Притяжательные и относительные прилагательные в речи могут заменяться синонимичными формами косвенных падежей имен существительных: мамина книга — книга мамы,
каменная стена — стена из камня.
Но в ряде случаев такие сочетания различаются по значению: походка старика — стариковская походка (переносное значение),
роспись стены — стенная роспись (терминологического значение).
Варианты форм степеней сравнения
Сложная форма сравнительной степени употребляется в основном в научном и в официально — деловом стилях: Этот минерал более устойчив.
Решение задачи более оригинальное. Простая форма более свойственна в разговорной речи: Сын умнее, серьезнее и добросовестнее дочери. Простая форма превосходной степени носит книжный характер: величайшие преобразования,
строжайшие меры предосторожности
а сложная свойственна всем стилям речи: самые великие люди,
самые строгие меры
Форма сравнительной степени на -ее (смелее, дружнее) употребляется в официальной и научной речи: Учеба сплотила нас, мы стали дружнее, стали серьёзнее.
Форма на -ей (смелей, дружней) — в разговорной и стихотворной речи. Форма на -ей звучит энергично и кратко, употребляется в командах: действуйте оперативней, смелей;
бегите быстрей
Не следует соединять в одной конструкции простую и сложную степени сравнения прилагательных:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_slozhnyh_prilagatelnvh.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи.
Прилагательные, образованные от существительных, которые пишутся слитно
водосточный (от водосток),
железобетонный ( от железобетон)
у которых одна из частей самостоятельно не употребляется
Прилагательные, образованные на основе подчинительной связи
вагоноремонтный (ремонт вагонов -управление),
дикорастущий (растущий дико -примыкание),
сельскохозяйственный (сельское хозяйство – согласование)
первая часть которых наречие на -о, -е
первая часть которых имя числительное
СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Обычно отдельно пишутся наречия, оканчивающиеся на – ски, характеризующие признак путём уподобления:
ангель ски кроткий взгляд,
дет ски наивные высказывания
ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Прилагательные, обозначающие оттенки цветов, качества
Прилагательные, образованные на основе сочинительной связи
русско-английский (русский и английский),
плодово-ягодный (плодовый и ягодный)
Прилагательные, образованные от существительных, пишущихся через дефис
Прилагательные, начинающиеся словами юго, северо …,входящие в состав географических и административных названий
Восточно -Европейская равнина
Если подобные прилагательные являются нарицательными -слитно
Прилагательные, образованные от сочетаний имени и фамилии, имени и отчества или двух фамилий
дефюнесовские комедии ( де Фюнес)
если основа первой части оканчивается на — ико
физ ико -математический,
истор ико -политический
великорусский (Великая Русь),
великосветский (великий свет)
Прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки
План морфологического разбора.
Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж). Морфологические признаки:
Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).
Непостоянные морфологические признаки:
только для качественных прилагательных:
а) степень сравнения (положительная, сравнительная, превосходная);
б) полная или краткая форма;
число, род (в единственном числе), падеж.
Роль в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном предложении).
После купанья мы лежали на горячем от южного солнца песке (Нагибин).
(На) горячем ( песке)
- Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на песке) каком?
- Н. ф. – горячий .
А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степени сравнения ( горячее ) и краткая форма ( горяч );
Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в полной форме, в единственном числе, мужском роде, предложном падеже. - В предложении выполняет роль определения.
Употребление форм имён прилагательных в речи.
При употреблении имен прилагательных затруднения вызывает образование их степеней сравнения. Для того чтобы не допускать ошибок, нужно запомнить как эти степени образуются.
1) Сравнительная обозначает, что признак проявляется в предмете в большей или меньшей степени, чем в другом: она старательнее соседки.
Эта степень имеет две формы:
А) простую , которая образуется при помощи суффиксов –ее/–ей, –е, –ше: сильнее, ближе, меньше.
Такие прилагательные, как хороший, плохой образуют форму сравнительной степени от других основ – лучше, хуже.
Форму простой сравнительной степени имеют не все прилагательные:
— обозначающие масть животных или некоторые цвета: гнедой, палевый ;
— обозначающие признак объективный, но не проявляющийся в большей или меньшей степени: слепой, голый ;
— перешедшие из разряда относительных или притяжательных, а также из причастий: золотое сердце, сияющий вид ;
— с суффиксами –ск, –ов, –ев, –ущ, –ющ: трагический, пустяковый;
Б) составную , которая образуется при помощи слов более, менее + начальная форма имени прилагательного: более старый, менее дешевый .
2) Превосходная степень обозначает, что признак представлен в предмете в большей степени, чем во всех подобных: высочайшая вершина .
Эта степень имеет также две формы:
А) простую , которая образуется при помощи суффиксов –ейш, –айш и приставок наи–, пре–: богатейший, наихрабрейший;
Б) составную , которая образуется при помощи слов самый , наиболее , наименее + начальная форма имени прилагательного: самый важный, наиболее спокойный.
Краткая форма имен прилагательных
Затруднения вызывают имена прилагательные, оканчивающиеся на –енный, которые допускают два варианта при образовании краткой формы: на –ен и на –енен ( величествен — величественен ). В настоящее время принято использовать только краткую форму, которая является более экономной: бездействен, беспочвен, бессмыслен и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6-м классе по теме «Морфологический разбор имени прилагательного».
Смарт-урок содержит разные формы работы для самостоятельной и коллективной работы на этапе обобщения изученной темы.
На уроке использовались разноуровневые задания, разные приёмы и методы для активизации словарного запаса, для повторения пройденного материала; осуществлялась связь с жизнью и другими предметами.
Цель: повторить всё об имени прилагательном как части речи знать: порядок морфологического разбора имени прилагательного.
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные): — повторение изученного об имени прилагательном; — отработка навыков морфологического разбора прилагательного;- отработка навыков о.
Урок позволит дать новые знания о способах образования форм степеней сравнения имён прилагательных.
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Источник
Употребление форм имен существительных
Цель: Изучение и освоение форм имен существительных в именительном и родительном падеже множественного числа.
Задачи:
- Понять некоторые закономерности в образовании данных существительных.
- Применять литературные нормы в устной и письменной речи.
- Формировать навыки по обнаружению и исправлению грамматических ошибок.
Работая на предыдущем занятии с существительными мужского рода в именительном падеже множественного числа, мы с вами обратили внимание на то, что некоторые существительные имеют окончания а(я), другие — ы(и) . Соответственно, какой возникает вопрос?
Почему одни существительные имеют окончание а(я), другие — ы(и) ? Инженеры или инженера? Договоры или договора? Что же учитывается при выборе форм существительного?
Предположим, не зависит ли форма существительного от структуры слова и ударения?
Проведем небольшой лингвистический эксперимент:
- Выберем среди существительных с окончанием а(я) [1; стр.137], те, которые имеют ударение на первом слоге в единственном числе, выпишем и рядом запишем в именительном падеже во множественном числе: адрес — адреса, берег — берега, город — города, доктор — доктора, катер — катера.
- Среди существительных с окончанием ы(и) выберем те, в которых ударение находится на среднем слоге основы слова: аптекарь — аптекари, бухгалтер — бухгалтеры, инструктор — инструкторы.
- Выберем существительные с ударением на последнем слоге: договор — договоры, ревизор — ревизоры.
Вывод: видимо, при выборе окончания можно учитывать ударение в слове.
А если учесть происхождение слова, то какую закономерность можно обнаружить?
Некоторые добавочные указания дает и происхождение слова. Найдите слова французского происхождения с ударными суффиксами ер(ёр). Какое окончание имеет существительное в именительном падеже во множественном числе?
Инженер — инженеры, офицер — офицеры, стажёр — стажёры, шофер — шоферы.
Слова латинского происхождения (на -тор), если они обозначают неодушевленные предметы (индукторы, конденсаторы и др.термины) не принимают окончания а, поэтому рекомендуются формы: тракторы, прожекторы.
Но слова латинского происхождения, обозначающие одушевленные предметы, имеют в одних случаях окончание а, в других — ы: директора, доктора, но авторы, конструкторы, лекторы.
Так, в языке закрепились определенные формы существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа.
Изучите список таких примеров:
адреса, бока, борта, веера, века (но: во веки веков, и в кои веки), вечера, директора, доктора, дома, желоба, жемчуга, жернова, катера, кителя, колокола, купола, мастера, невода, номера, обшлага, окорока, округа, ордера, острова, паруса, паспорта, перепела, писаря, повара, погреба, поезда, профессора, рога, рукава, сорта, сторожа, тенора, терема, тетерева, фельдшера, холода, хутора, черепа, шелка, штемпеля.
Обратимся ко второму списку. Чем отличаются данные существительные и почему? Какая форма свойственна книжной речи, преимущественно письменной, а какая — устно-разговорной, профессиональной, устарелым формам?
бункеры — бункера, возы — воза, ветры — ветра, годы — года, гробы — гроба, договоры — договора, инспекторы — инспектора, инструкторы — инструктора, корректоры — корректора, коробы — короба, крейсеры — крейсера, кузовы — кузова, лекари — лекаря, отпуски — отпуска, пекари — пекаря, прожекторы — прожектора, редакторы — редактора, секторы — сектора, слесари — слесаря, токари — токаря, томы — тома, цехи — цеха, якори — якоря, ястребы — ястреба.
Наблюдается стилистическое разграничение.
А в третьем списке? Стилистическое или смысловое различие определяет разные формы?
боровы (кабаны)- борова (дымоходы), корпусы (туловища) — корпуса (здания, войсковые соединения), лагери (общественно-политические группировки) — лагеря (военные, детские), мехи (кузнечные, бурдюки) — меха (выделанные шкуры), образы (художественно-литературные) — образа (иконы), ордены (рыцарские и монашеские общества), — ордена (знаки отличия), поясы (географические) — пояса (части одежды), соболи (животные) — соболя (меха), тоны (звуковые) — тона (переливы цвета), тормозы (препятствия) — тормоза (приборы), учители (идейные руководители) — учителя (преподаватели), хлебы (печеные) — хлеба (на корню), цветы (растения) — цвета (окраски).
Так, можно выявить определенные закономерности, влияющие на выбор окончания существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа.
Практическая работа №1. Работа в группах (устно).
Выберите подходящий вариант из скобок, свой выбор мотивируйте.
- Для проведения бесед были подобраны квалифицированные (лекторы — лектора).
- Нельзя вливать новое вино в старые (мехи — меха).
- На постоянную работу требуются квалифицированные (токари — токаря)и(слесари — слесаря).
- Во всю ширину реки были растянуты большие (неводы — неводы).
- У причала стояли военные (катеры — катера), а на внешнем рейде (крейсеры —крейсера).
- Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофёры — шофера).
Какие же окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?
Чтение начала рассказа М.М.Зощенко «Кочерга», включая предложения: «Но тут директор осекся. Он перестал диктовать:».
Почему осекся директор? Действительно, как правильно сказать? Пять кочерёг.
Окончания родительного падежа множественного числа:
- мужского рода: ботинок, валенок, сапог (но: сапогов-скороходов), чулок (но: носков), без погон (эполет);
- названия некоторых национальностей (с основой на н и р): англичан, армян, башкир, болгар, грузин и т.д.;
- женского рода: вафель, кочерёг, кровель, оглобель, розог, свадеб, сплетен, долей, пригоршней, свечей, цапель, нянь, простынь, тетей;
- среднего рода: ремесел — ремесл, русел — русл, захолустий — захолустьев, побережий — побережьев, снадобий — снадобьев.
- нормативные формы: верховьев, низовьев, устьев (также подмастерьев, муж.р.), плеч, яблок, блюдец, зеркалец, корытец, одеялец, коленец, полотенец, щупалец, болотцев, кружевцев (от кружевце) и кружевец (от кружевцо).
- вариативные формы существительных, употребляющихся только во множественном числе: граблей — грабель, ходулей — ходуль, выкрутасов — выкрутас, рейтуз — рейтузов, шорт — шортов.
- нормативные формы: заморозков, клавикордов, лохмотьев, подонков; мокасин, нападок, панталон, потёмок, сумерек, шаровар; будней, дровней, яслей.
- обычные окончания —ов находим у существительных: рельсов, помидоров, баклажанов, но в устной речи сказывается стремление к «экономии»: пять грамм, килограмм помидор.
Какие формы являются нормативными? Какие стилистическими вариантами, какие формы колеблются?
Практическая работа №2. Работа в группах (письменно).
- Фруктовый сад занимал площадь свыше пяти гектар: .
- В магазине имеется большой выбор чул:к: и нос:к: .
- В нашем буфете продают салат из свежих огурцов и помидор: .
- Тускло горели огарки стеариновых свеч: .
- В эту душную ночь приятно ощущать свежесть льняных простын: .
Контрольная «точка» №1. Выполнение тестов. Запишите ответы.
В каком ряду расположены имена существительные, которые в форме множественного числа родительного падежа имеют окончание —ей.
- кудри, горсти, дебаты, кавычки
- пассатижи, гусли, коренья, ножницы
- розвальни, ясли, плоскогубцы, рейтузы
- грабли, будни, джунгли, поручни
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- будущие выборы
- несколько помидор
- совсем озяб
- старые пропуска
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- много платий
- около восьмисот участников
- длинные очереди
- не езди туда
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- лягте
- не машите так сильно
- у грузинов
- небольшие транзисторы
- Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- с пятьюстами рублями
- пять апельсинов
- вымыв руки
- опытные аптекаря
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- в ста семидесяти восьми томах
- кварталы новостроек
- шире
- килограмм макаронов
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- назначенные директора
- шесть свеч
- длиннее его
- в семидесяти шести книгах
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- моложе брата
- наши ребяты
- трехсот шестидесяти пяти граждан
- пара тапок
Контрольная «точка» №2. Литературная правка.
- К завтраку было подано кофе с молоком.
- Покупатель попросил дать ему примерить правый туфель.
- Купите мне пару чулок и две пары носок.
- Собран большой урожай помидор.
- Разделите все это на несколько равных доль.
- Опытные шофера уверенно вели машины.
Так, учились находить и исправлять грамматико-стилистические ошибки, применять литературные нормы в употреблении форм имен существительных в именительном и родительном падеже множественного числа.
Список литературы
- В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. — М. «Просвещение». 2007.
- Н.А.Еськова. Краткий словарь трудностей русского языка. — М.- Издательство «Русский язык». 2001.
- Д.Э.Розенталь, И.Б. Голуб, М.А.Теленкова. Современный русский язык.- М.- «Айрис пресс». 2003.
- Д.Э.Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке.- М.- «Айрис пресс». 2003
- Д.Э.Розенталь. Практическая стилистика русского языка. — М.- Высшая школа. 1977.
Источник