Меню

Употребление глаголов в условном и повелительном наклонениях



Урок русского языка в 6-м классе на тему «Употребление наклонений глагола в речи»

Цели урока:

  • закрепить знания о наклонениях глагола, показать выразительность употребления глаголов в речи;
  • способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, обретению умения определять наклонение глаголов в тексте;
  • формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка.
  • Оборудование:

  • компьютер, слайды с материалами урока;
  • мультимедиапроектор;
  • магнитофон, аудиокассеты с записью инструментальной мелодии;
  • плакаты с высказываниями о русском языке:
  • “Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий… В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существуют до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов” (В.Г.Белинский)

    “Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе” (А.Н.Толстой)

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Слово учителя.

    В течение почти 2 недель на уроках русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Мы убедились, что глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях – и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем о будущем.

    Сегодня мы будем работать в настоящей творческой лаборатории, исследовать, какую роль играют глаголы в нашей жизни, при этом выполнять различные задания.

    Давайте выясним тему, над которой будет работать наша творческая группа.

    Приложение 1. Слайд1. Великие мысли великих людей.

    “Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное”. Ф.М.Достоевский.

    “Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все”. Франсуа Фенелон.

    “От чтения к нам знания идут, и голова становится светилом”. Г.Ф.Александров.

    • Что объединяет все высказывания?
    • В каких наклонениях употреблены глаголы?
    • Как вы думаете, какова тема сегодняшней работы?

    Приложение 1. Слайд2. Тема и цель урока.

    Приложение 1. Слайд3. Творческая лаборатория. Задания:

    • Теоретическое
    • Лингвистическое
    • Грамматическое
    • Литературное
    • Культура речи
    • Проба пера
    • Театральное
    • Творческое

    3. Запись темы урока. 1 задание – теоретическое.

    Изъявительное наклонение – действие как реальный факт.

    Условное наклонение – действие как возможное или желательное.

    Повелительное наклонение – как выражение побуждения к действию.

    4. Лингвистическое задание.

    Чтение домашнего задания (нужно было сочинить или найти лингвистическую сказку о глаголах).

    Чтение наизусть сказки (под звуки медленной инструментальной музыки).

    В одной большой стране Глаголии жило множество глаголов, каждый из них имел своё наклонение, чем очень гордился. У глаголов условного наклонения в разговоре всегда встречалась многообещающая частица БЫ, из-за которой они прослыли болтунами и обещалками. Их обещания всерьёз не воспринимались, и другие глаголы над ними подтрунивали: “Если бы да кабы, росли бы во рту грибы” Глаголы повелительного наклонения всегда ходили с гордо поднятой головой и приказывали другим жителям Глаголии: “Принеси! Сделай!” Глаголы же изъявительного наклонения пользовались уважением и авторитетом. Но однажды случилось несчастье. На страну Глаголию напали враги. На защиту своей родины должны были встать все глаголы. Однако глаголы повелительного наклонения стали только указывать, заставлять других, ничего не делая сами; глаголы условного наклонения – только обещать, а глаголы изъявительного наклонения мужественно сражались и одержали победу. За это правительство Глаголи присвоило им высшую награду – Время. Благодаря этому, о них знали в прошлом, знают в настоящем и будут знать в будущем.

    5. Грамматическое задание.

    Учитель диктует предложения, в которых надо расставить знаки препинания, объяснить орфограммы.

    • Услышь меня, моя деревня!
    • Любите книгу – источник знания.
    • Ах, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.(нет почти глаголов, многосоюзие)
    • Приложение 1. Слайд 5. Работа над орфографией.

    Скаж..шь – не ворот..шь, напиш..шь – не сотрёшь, отруб..шь – не пристав..шь. Слово выпуст..шь – так и вилами не втащ..шь. Книга помож..т в труде, выруч..т в беде. Одна книга тысячи людей уч..т. Хорошая книга ярче звёздочки сия..т.

    Отреж(?)те, толкаеш(?)ся, береч(?), спряч(?)ся, встав(?)те, увелич(?), стрич(?)

    6. Литературные задания.

    Давайте посмотрим, как используют поэты в своих произведениях глаголы в форме разных наклонений (чтение учащимися стихотворений наизусть).

    “Я решил бы, я сказал бы,
    Поспешил бы, написал бы…”
    До чего же замечательное
    Наклоненье сослагательное!
    …В кресло мягкое забьётся
    И мечтательно журчит:
    “Я б турецкий изучил…
    Я бы радио включил…
    Нет, постойте-ка, вначале
    Я сыграл бы на рояле,
    Я сыграл бы, коль умел бы,
    Если мог бы, полетел бы”

    Не замыкайся в скорлупе, как червяк в орехе.
    Пусть будут на твоей тропе и беды, и огрехи.
    При виде тучи грозовой не трепещи от страха,
    Не забирайся в панцирь свой – ведь ты не черепаха!
    Не раскисай, не унывай, когда придётся трудно.
    Всё, что имеешь, раздавай, а не храни подспудно!
    Будь бескорыстней, чем солдат в прострелянном окопе.
    Лишь тот действительно богат, кто ничего не копит. О.Высотская.

    Не привыкайте к чудесам –
    Дивитесь им, дивитесь!
    Не привыкайте к небесам,
    Приглядывайтесь к облакам,
    Прислушивайтесь к птицам,
    Приглядывайтесь к родникам,-
    Ничто не повторится.
    За мигом миг, за шагом шаг
    Впадайте в изумленье.
    Всё будет так – и всё не так
    Через одно мгновенье. В. Шефнер.

    Встань на рассвете, слушай и молчи,
    Где шепчут ветлы, протирая веки:
    Летели гуси-лебеди в ночи
    И уронили по пути ключи,
    Которыми весна открыла реки. Н. Рыленков.

    Найти средства художественной выразительности, которые используют авторы в небольших отрывках из произведений:

  • Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Он не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. К. Паустовский.
    • Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. И.С.Тургенев.
    • А речка эта по лугам и склонам
      Летит, журчит, смеётся, как ребёнок,
      Звенит, лопочет, скачет по камням. Р.Гамзатов.

    7. Культура речи.

    хотим

    • Составить предложения с 1 парой слов. Как они называются?
    • Запись остальных слов в словари.
    • Инсценировка диалога по телефону с употреблением глаголов в форме повелительного наклонения и слов вежливости.

    Приложение 1. Слайд 8. В правилах хорошего тона содержится много советов, построенных как побудительные предложения.

    (Учащиеся самостоятельно формулируют и записывают свои советы, после чего показывается слайд, небольшая беседа о данных глаголах)

    • Учись внимательно слушать собеседника.
    • Не перебивай его, пока он не закончит свой рассказ.
    • Дослушай то, что он хотел сказать, до конца, а потом уж возражай, если не согласен.
    • Уважай собеседника.
    • Будь в словах так же вежлив, как в поступках.
    • Не унижай собеседника своим пренебрежительным или насмешливым тоном.

    8. Проба пера.

    Вставить подходящие по смыслу глаголы и сравнить полученный текст с авторским. После самостоятельной работы по группам показываются авторские тексты, делается вывод о роли глаголов, их выразительности, тщательности выбора слов в речи.

    Приложение 1. Слайд 10. Из-под камня (течёт) родник. Он превращается в ручеёк, который весело (бежит) на восток. Ручей брызжет, (звенит), (журчит) и потом стремительно (скатывается) вниз. По склону горы он (льётся) дальше. Несколько таких ручейков (сливаются) в один большой ручей, и он спокойно (течёт) по равнине. А вот он с шумом (низвергается) в пропасть. К.Г.Паустовский.

    Приложение 1. Слайд 11. (Пронёсся) свежий ветерок, (подул) прохладой в лицо, (прошумел) по листьям, (затих) в кустах. Следом за ним (мчится) бурный вихрь, медленно двигая по дороге; вот он (ворвался) в деревню, (сбросил) несколько гнилых досок с забора, (стащил) соломенную кровлю и (погнал) вдоль улицы петухов и кур.

    9. Театральное задание. (Инсценировка)

    Иногда в речи формы повелительного наклонения могут употребляться вместо изъявительного. Вот как может бормотать дворник: “До свету встань, двор убери, под воротами вымети, воды натаскай, дров наколи, щепки прибери…” (мальчик в роли дворника)

    – Как вы считаете, почему автор применил именно такую форму глагола?

    ( Дворник в своей речи как будто воспроизводит бесконечные приказы и указания, выстраивая, их друг за другом.)

    И наоборот, просьбу могут выражать формы изъявительного наклонения с частицей НЕ: “Не споёте ли вы нам, красны девицы?”

  • Приложение 1. Слайд 12 . Употребить глаголы разных наклонений в своей речи для повеления с различными оттенками. (С разной интонацией) Составить с глаголами предложения с прямой речью. (Образец: Молчать! Молчи. Замолчи. Замолчи-ка. Молчали бы! Замолчали.) Разыграть мини-сценки.
  • 10. Творческое задание.

  • Составить 5-8 предложений-советов “Как не потерять друга”, “Советы книголюба””, “Мой фирменный рецепт” и т. д., употребляя глаголы в повелительном наклонении.
  • 11. Подведение итогов урока.

    • Какую роль играют глаголы в нашей речи?
    • Согласны ли вы с мнением А.Н.Толстого?

    Приложение 1. Слайд 14. “Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе”

  • Как надо относиться к языку, на котором мы говорим?
  • Приложение 1. Слайд 15. Домашнее задание: написать мини-сочинение на свободную тему, употребляя в нём глаголы изъявительного, повелительного и условного наклонений.
  • Источник

    3.7.2. Наклонение, время, спряжение глаголов

    1. Наклонение – глагол может употребляться в формах трёх наклонений (изъявительного, условного, повелительного).

    а) В изъявительном наклонении глаголы обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам.

    Я читал , я читаю , я буду читать .

    б) В условном наклонении глагол обозначает действие, которое может произойти при определённых условиях.

    Если вы дадите мне эту книгу, я прочитал бы её.

    Форма условного наклонения включает глагол в форме прошедшего времени и частицу бы, которая пишется отдельно от глагола и может стоять в любом месте простого предложения.

    Ср.: Если вы дадите мне эту книгу, я бы прочитал её; Если вы дадите мне эту книгу, я прочитал бы её.

    Он имел бы; она имела бы; оно имело бы; они имели бы.

    По лицам в условном наклонении глагол не изменяется!
    В условном наклонении глагол не имеет времени и не изменяется по временам. В условном наклонении используется только форма прошедшего времени!

    в) В повелительном наклонении глагол обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника.

    Побуждение может быть в виде:

    приказа: сядьте немедленно!;

    пожелания, просьбы: принесите , пожалуйста, воды;

    совета: посоветуйтесь лучше со специалистом.

    В повелительном наклонении глагол не имеет времени и не изменяется по временам.

    В повелительном наклонении глаголы изменяются по лицам и числам. У глаголов повелительного наклонения нет формы 1-го лица единственного числа (нельзя приказать самому себе или попросить самого себя).

    Наиболее употребительной формой повелительного наклонения является форма 2-го лица.

    При образовании формы 2-го лица единственного числа повелительного наклонения используется суффикс -и , который прибавляется к основе настоящего времени, или чистая основа настоящего времени (для глаголов совершенного вида это основа будущего времени).

    Ср.: они полож ат (настоящее время) – полож и (повелительное наклонение); они ляг ут (настоящее время) – ляг (повелительное наклонение).

    При образовании множественного числа к форме единственного числа прибавляется суффикс или окончание -те .

    Положи те , ляг те .

    При образовании форм 3-го лица используются частицы пусть, пускай, да , которые прибавляются к глаголу в настоящем или будущем времени (но это не настоящее или будущее время!).

    Ср.: Они читают (настоящее время) – Пусть ( Пускай ) они читают (повелительное наклонение); Будет с тобой материнская любовь (будущее время) – Да будет с тобой материнская любовь (повелительное наклонение).

    При образовании формы 1-го лица множественного числа повелительного наклонения могут использоваться:

      глагол в форме будущего времени (но это не форма будущего времени!);

    Ср.: Мы пойдём в кино завтра (будущее время) – Пойдём в кино! (повелительное наклонение).

    Ср.: Мы пойдём в кино (будущее время) – Пойдём те в кино (повелительное наклонение).

    Cр.: Мы пойдём в кино (будущее время) – Давай пойдём в кино (повелительное наклонение).

    2. Время – глагол имеет три формы времени, которые показывают, когда происходит действие: в прошлом, настоящем или будущем.

    Глаголы несовершенного вида имеют формы всех трёх времен.

    Читать – читаю, читал, буду читать.

    Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени и могут использоваться только в формах прошедшего и будущего времени.

    Прочитать – прочитал, прочитаю.

    Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое происходило до момента речи.

    Я читал книгу; Я учился в средней школе.

    Прошедшее время образуется от основы инфинитива с помощью суффикса -л- .

    Петь – пе л , читать – чита л .

    Исключение: формы мужского рода некоторых глаголов образуются без суффикса -л- , но этот суффикс есть в других формах.

    Нёс – нес л а, пёк – пек л а.

    В прошедшем времени глаголы изменяются по числам (пел– пел и , читал– читал и ), а в единственном числе – по родам (имел, имел а , имел о ).

      В прошедшем времени глагол не изменяется по лицам!

      В разговорной речи возможны формы типа прыг, скок, цап (так называемые глагольные междометия), которые не имеют форм лица, числа и рода.

      Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходит сейчас, в момент речи, или действия постоянные, длительные.

      Ср.: Я читаю книгу (сейчас); Я читаю по-английски (постоянное действие); Я учусь в средней школе (длительное действие).

      Настоящее время образуется от основы настоящего времени с помощью личных окончаний.

      Везти – вез у , вез ёшь , вез ёт , вез ём , вез ёте , вез ут .

      Глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени!

      Глаголы в форме будущего времени обозначают действие, которое произойдёт после момента речи.

      Я буду читать книгу; Я прочитаю книгу.

      Формы будущего времени могут быть простыми и сложными.

      Формы простого будущего времени имеют глаголы совершенного вида; эти формы совпадают с формами настоящего времени глаголов несовершенного вида.

      Провезти – провезу, провезёшь, провезёт, провезём, провезёте, провезут.

      Форму сложного будущего времени имеют глаголы несовершенного вида: эти формы состоят из формы простого будущего времени глагола быть (буду, будешь, будет, будем, будете, будут) и инфинитива (буду читать).

      В будущем времени глаголы, как и в настоящем времени, изменяются по лицам и числам.

      3. Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени. В русском языке два спряжения.

      а) Глаголы I и II спряжения различаются гласными в личных окончаниях во всех формах, кроме формы 1 лица единственного числа:

      Лицо Единственное число Множественное число
      I спряжение II спряжение I спряжение II спряжение
      1 лицо Я чит аю Я помн ю Мы чит а е м Мы помн и м
      2 лицо Ты чита е шь Ты помн и шь Вы чита е те Вы помн и те
      3 лицо Он чита е т Он помн и т Они чита ю т Они помн я т

      Спряжение глагола определяется по:

      личным окончаниям глаголов, если эти окончания ударные:

      гласные е, у (ю) – у глаголов I спряжения;
      гласные и, а (я) – у глаголов II спряжения;

      суффиксу в инфинитиве, если окончания безударные.

      Ко II спряжению относятся глаголы с суффиксом -и(ть) (кроме глаголов брить, стелить, зыбиться, зиждиться), а также 11 глаголов с суффиксами -е(ть) и -а(ть) : гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть (и производные от них приставочные глаголы).

      Остальные глаголы относятся к I спряжению: это четыре глагола на -ить (брить, стелить, зыбиться, зиждиться), а также глаголы с другими глагольными суффиксами (падать, командовать, подвинуть) или без специальных глагольных суффиксов (бить, мыть).

      б) В русском языке есть небольшая группа разноспрягаемых глаголов, которые спрягаются частично по I спряжению, частично – по II спряжению: хотеть, бежать, брезжить, а также производные от них приставочные глагольные (захотеть, вбежать, забежать, забрезжить и др.).

      Лицо Единственное число Множественное число
      Хотеть Бежать Хотеть Бежать
      1 лицо Хоч у Бег у Хот им Беж им
      2 лицо Хоч ешь Беж ишь Хот ите Беж ите
      3 лицо Хоч ет Беж ит Хот ят Бег ут

      Глагол брезжить имеет только формы 3-го лица единственного и множественного числа.

      Брезж ит – брезж ут .

      в) Особые личные формы имеют глаголы есть , дать и производные от них приставочные глаголы.

      Подать, поесть и др.

      4. В русском языке выделяется особая группа безличных глаголов, которые обозначают действие, которое совершается без действующего лица.

      Безличные глаголы являются единственным главным членом – сказуемым в односоставном безличном предложении.

      Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам.

      В настоящем времени они употребляются только в форме 3-го лица единственного числа;

      Вечереет; Не спится.

      в прошедшем времени – только в форме среднего рода, единственного числа.

      Смеркалось; Не спалось.

      Безличный глагол показывает, что действие происходит как бы само собой, как бы помимо чьей-либо воли.

      В безличном значении могут также использоваться личные глаголы, когда они выступают в роли сказуемого в односоставном безличном предложении.

      Ср.: На дворе тает снег – личный глагол в двусоставном предложении; На дворе тает – личный глагол в безличном значении в односоставном безличном предложении.

      Читайте также другие темы пункта 3.7. «Глагол»:

      Источник

    Читайте также:  В последнем предложении найдите глагол