Употребление прилагательных в речи русский язык
Прилагательное играет большую роль в речи потому, что, во-первых, оно обозначает признаки предметов, во-вторых, украшает нашу речь. И, наконец, они могут являться средством художественной выразительности — эпитетами.
Каждый предмет имеет признаки, в которых проявляется его особенность. Для названия признаков предмета в языке есть специальные слова — имена прилагательные.
Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из многих одинаковых предметов. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее. С прилагательными речь как яркая цветная картина, может быть, даже еще богаче, чем картина, так как прилагательные не только обозначают цвета предметов, их звуки, запахи, вкус, но и выражают отношение к предметам, о которых говорится (Бабайцева, 1993: 109).
Отличительным признаком употребления имен прилагательных в разных функциональных стилях является преобладание относительных прилагательных в научном, официально-деловом стилях и обилие качественных прилагательных в художественной речи. В этом проявляется влияние экстралингвистических факторов, определяющих семантико-тематический отбор качественных слов в текстах разного содержания и функционально-стилевой принадлежности (Голуб, 1997: 337).
Так, обращение к относительным прилагательным в законодательных документах обусловлено необходимостью частого выражения в них отношений между лицами и государством, лицами и предметами и т.д. Немало прилагательных выполняют роль терминов, а также входят в состав устойчивых словосочетаний-терминов и собственных имен (около 30%): Содружество Независимых Государств, Государственная Дума, федеральные войска. Показательно, что в официально-деловом стиле наиболее употребительны краткие прилагательные со значением модальности. Как правило, они указывают на долженствование или предписание: Каждый гражданин обязан; Письменные сделки должны быть подписаны лицами, их совершившими; Вызов экспертов обязателен (Голуб, 1997: 338).
В деловых документах прилагательные этой группы составляют 75% от всех кратких форм, в то время как в научных текстах их употребление отмечается крайне редко, а в художественной речи они практически не встречаются.
В публицистическом стиле также происходит специализация некоторых семантических групп прилагательных, которым отводится особое место в составе оценочной лексики, несущей большую экспрессивную нагрузку. Это такие прилагательные, как дремучий, разнузданный, махровый, оголтелый, обвальный и т.д. В публицистической речи они выступают указателями наивысшей степени качества, передаваемого существительными, к которым относятся.
Однако было бы неверно исключать из состава прилагательных, используемых в книжных стилях, общеупотребительные лексемы, которые, как правило, представлены в любом тексте; например в научной монографии:
Применение математических методов в психологии… сопряжено с огромными трудностями, и прежде всего потому, что построение вероятностной модели явления — достаточно тонкая задача, требующая подчас даже больших усилий, чем последующая работа математика с такой моделью (Голуб, 1997: 343).
В книжных стилях прилагательные, выступающие в чисто информативной функции, не употребляются в переносном значении и не допускают синонимических замен в случае терминологизации, например:
Готовая к выпуску книга включает помимо авторского текста ряд дополнительных текстов.… Поэтому появилась необходимость отличать объем литературного произведения, оплачиваемого автору, от полного объема книги. Для этого введена единица измерения — издательский лист. Для измерения количества бумаги, идущей на изготовление книги, служит печатный лист.
Такое употребление прилагательных, исключающее установку на эстетику речи и преследующее лишь практическую цель, соответствует функционально-стилевой специфике использования морфологических ресурсов языка.
Потенциальные же изобразительно-выразительные возможности имени прилагательного реализуются в художественной и публицистической речи, предоставляющей в распоряжение стилистики обширный материал для наблюдений. Стилистическое значение прилагательных как источника речевой экспрессии в названных стилях речи трудно переоценить. «Качественные слова», как иногда называют прилагательные, — самая живописная часть речи. Не случайно писатели придают важное значение точному употреблению прилагательных-определений, усматривая в этом проявление профессионализма, мастерства (Голуб, 1997: 350).
Обращение к прилагательным диктуется необходимостью в деталях обрисовать внешность героя: Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах… (Пушкин). Прилагательные участвуют и в создании психологического портрета персонажа, описании его привычек, уклада жизни и т.д.: Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые (Пушкин).
В русской художественной литературе сложилась богатая традиция стилистического освоения прилагательных-эпитетов в различных описаниях, и прежде всего в пейзажных зарисовках. Проиллюстрируем это примером описания лунной ночи: …Появилась луна, обливая море серебряным блеском. Большая, кроткая, она медленно плыла вверх по голубому своду неба, яркий блеск звезд бледнел и таял в ее ровном, мечтательном свете (М. Горький). Господство прилагательных в системе выразительно-изобразительных средств проявляется и в том, что вовлеченные в контекст существительные, глаголы, наречия также нередко связаны своими значениями с понятием качества; ср.: блеск, свет, бледнел, медленно.
В русском языке определились своеобразные семантические ряды прилагательных, которые образуют богатую палитру красок при воссоздании картин природы. Например, свет луны в романтическом контексте часто рисуется с помощью прилагательных: бледный, голубой, серебряный, серебристый, зеркальный, лимонный, желтый, томный, таинственный, призрачный, загадочный. Для описания же реалистической (нередко сниженной) картины лунной ночи привлекаются иные имена прилагательные: [луна] большая, огромная, круглая, рыжая, красная, кроваво-красная; ср.: Диск луны, огромный, кроваво-красный, поднимался за деревьями парка (Куприн). Частотность использования подобных эпитетов может привести к рождению литературных штампов, получающих негативную оценку в стилистике. Однако подлинные мастера художественной речи проявляют большую изобретательность в соединении слов (по выражению А.С. Пушкина). Богатство же семантических групп прилагательных в русском языке создает широкие возможности для их творческого применения. Так, А.С. Пушкин мог к одному слову подобрать до пятидесяти прилагательных-определений в разных контекстах (Голуб, 1997: 351).
В то же время отказ писателей от использования прилагательных при изображении природы в художественном тексте может стать своеобразным стилистическим приемом, демонстрирующим ироническое отношение автора к метафорическому слогу, стремление к «деромантизации» пейзажа. Этот прием реализован, например, в рассказе М. Горького «Месть»: Соловьи и луна, тени, запах цветов — все это имелось налицо и в количестве гораздо большем, чем было нужно по ходу дел. Читатель невольно сравнивает эту фразу с пейзажной зарисовкой в начале рассказа (Эта река и камыш по ее берегам, а за ним темные, пышные деревья так хороши, облитые чудным, приветливым светом луны…): отказ автора от использования прилагательных-эпитетов расценивается как выражение протеста против фальши «красивых слов».
Стилистическое значение имени прилагательного в системе выразительных ресурсов морфологии ставит его в особое положение в сравнении с другими частями речи. Умение автора найти художественное определение нередко выступает критерием хорошего слога. Поэтому замечания опытных писателей о стиле молодых авторов особенно часто касаются употребления прилагательных.
При употреблении прилагательных важно сохранять чувство меры, не злоупотребляя эпитетами, порождающими многословие. А.П. Чехов советовал молодому Горькому: «Читая корректуру, вычеркивайте, где можно, определения… Понятно, когда я пишу: «человек сел на траву»… Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь». Это не сразу укладывается в мозгу, а беллетристика должна укладываться сразу, в секунду» (Голуб, 1997: 352).
Изученный нами материал об особенностях функционирования прилагательных в разных стилях речи стал лингвистическим обоснованием разрабатываемой нами проблемы развития речи младших школьников.
В результате анализа лингвистической литературы установлено следующее:
1. Имя прилагательное как знаменательная часть речи не имеет однозначного решения в аспекте рассмотрения его объёма и содержания. В широком понимании в прилагательное включаются порядковые числительные, отдельные местоимённые слова, которые также обозначают признаки предметов или указывают на них. В нашей работе представлено традиционное понимание имени прилагательного как части речи, обозначающей признак предметов и выражающей его в словоизменительных категориях рода, числа и падежа, в предложении обычно выступающее в функциях определения и именной части составного именного сказуемого.
2. По значению и грамматическим характеристикам имена прилагательные делятся на 3 разряда: качественные, относительные и притяжательные. Данная классификация используется в школьной практике и принята в нашей работе. Нами рассмотрены и другие классификации прилагательных, в частности, предложенная в «Русской грамматике», которая предполагает деление прилагательных на два лексико-грамматических разряда: качественные и относительные, относительные, в свою очередь, — на собственно-относительные, порядковые и местоименные, собственно-относительные — на непритяжательные и притяжательные. Другой вариант классификации прилагательных предполагает деление их на знаменательные и местоименные; знаменательных прилагательных — на качественные и относительные; относительных — на собственно-относительные и порядковые, собственно-относительных — на непритяжательные и притяжательные.
3. Имя прилагательное, как и имя существительное, имеет грамматические категории рода, числа и падежа. В работе описано различие этих грамматических категорий у названных частей речи: у существительных они семантически значимы, у прилагательных зависят от существительных, не связаны с фактами реальной действительности, в результате чего являются словоизменительными.
4. В речи имена прилагательные играют важную роль. Они обозначают признак предмета, украшают нашу речь, могут выступать средствами художественной выразительности — эпитетами. Богатая и гибкая система прилагательных содержит разносторонние изобразительно-выразительные возможности, которые реализуются эстетической функцией этой части речи. Прилагательное также выполняет информативную функцию и используется для сужения объема понятия, выражаемого существительными, что делает прилагательное незаменимым во всех стилях, но особенно когда возникает необходимость в конкретизации значения, выраженного предметным словом.
В дипломной работе рассмотрена роль прилагательных в различных стилях речи. Прилагательные делают речь более точной, в деталях представляют объект, внешний вид человека, его характер, поступки и т.д. Эта функция прилагательных особенно важна для развития речи младших школьников. Формирование умения употреблять прилагательные в устной и письменной речи, кроме расширения и обогащения словарного запаса младших школьников, способствует развитию у них умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов окружающей действительности. Решению задач развития речи младших школьников в процессе использования имён прилагательных и посвящена следующая глава.
Источник
Имя прилагательное. Употребление прилагательных в речи
Цели:
- Образовательные:
- повторить существенные признаки имени прилагательного; уточнить знания детей о синонимах и антонимах;
- тренировать умение распознавать имена прилагательные в тексте;
- учить точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
- повторить разбор слова по составу, правописание слов с изученными орфограммами.
- Воспитательные:
- воспитывать умение работать в парах, группах, учить взаимопомощи и тактичности, умению слушать других;
- формировать ответственное отношение к своему здоровью.
- Развивающие:
- развивать интеллектуальные способности, речь учащихся, орфографическую зоркость.
Оборудование: карточки настроения, рабочие листы, карточки для схемы, цветы, карточки с дифференцированными заданиями, карточки с домашним заданием.
I. Организационный момент
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти
– Итак, друзья, начнем урок.
Заданий у меня большой запас.
А для кого они?
Для нас!
– Прежде чем начать работу, мне бы хотелось, чтобы вы определили свое настроение.
(Дети закрашивают сердечки)
Красный цвет – восторг
Жёлтый – приятное, светлое настроение
Зелёный – спокойствие
Синий – грусть, тревожность
Чёрный – упадок, уныние
– Настроение замечательное, настрой рабочий.
– Давайте покажем гостям, какие вы умные, трудолюбивые дети, как вы умеете работать на уроках и при этом беречь своё здоровье.
II. Минутка чистописания
На доске: В здоровом теле – здоровый дух.
– Как понимаете пословицу?
– Будем писать буквы, которые в именах прилагательных обозначают непарные звонкие согласные звуки. ( р, м, й)
– Возьмите свои рабочие листы. (Приложение 1). Обратите внимание, какого они у нас цвета. (зелёные) Оказывается, зелёный цвет создаёт чувство лёгкости и успокоенности, помогает сконцентрироваться, помогает сохранить зрение. Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов. От цвета бумаги изменяется даже число верных ответов. Например, на зелёной бумаге число верных ответов было на 20% больше, чем на белой, а на красной, напротив, уменьшилось на 19 %.
– Записываем, а Настя расскажет, как надо сидеть во время письма.
Ученица комментирует свою посадку во время письма. (Я сижу, спина прямая, локоточек той руки, которой пишу, лежит на парте, между мной и партой проходит кулак.)
III. Словарная работа
– Прежде, чем начать писать разомнём пальчики. Пальцы рук связаны с головным мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца.
– Я называю имена существительные. Вам нужно образовать от них однокоренные слова, обозначающие признак предмета.
Арбуз –
Город –
Малина – ВЗАИМОПРОВЕРКА
Мороз –
Сахар –
Север –
– Читаем, что написали. Какой частью речи являются слова, обозначающие признак предмета?
(По ходу урока на доске появляется запись)
IV. АОЗ
– Так какая будет тема нашего урока? Мы будем продолжать работать над именами прилагательными, учиться правильно употреблять их в устной и письменной речи.
V. Физкультминутка
– Что мы знаем об имени прилагательном?
– Изменяются по числам. (таблица на доске)
– Я буду называть имена прилагательные. Если оно будет в единственном числе – вы приседаете, если во множественном – поднимаетесь на носочки.
– Большой, сильная, красивые, умный, дружные, хорошее, честные, трудолюбивая.
VI. Работа по теме
– Что ещё мы знаем об имени прилагательном?
– Они изменяются по родам (таблица на доске)
1) – Назовите слова – имена существительные, которые мы используем на уроках здоровья, подберите к ним прилагательные, запишите слова в 3 столбика по родам. Вспомните, как определить род и число имён прилагательных.
– В каком роде и числе стоит существительное, в таком роде и числе прилагательное, которое с ним связано.
– мыло – жидкое, душистое
– паста – мятная
– щётка – зубная
– сон – крепкий
– кожа – чистая
– душ – холодный
– полотенце – мягкое, пушистое
– вода – ледяная, тёплая
– воздух – чистый, свежий, бодрящий
– солнце – яркое
– Первые три написать вместе, затем по вариантам. 1 вариант – 2 слова женского рода, 2 – мужского, 3 – среднего.
2) В карточках записаны слова:
– слабый сильный
– сутулый стройный
– бледный румяный
– грустный весёлый
– вялый бодрый
– Кого могут характеризовать эти слова? Больного человека.
– Давайте подберём слова, противоположные по значению. Как они называются? Антонимы.
– В конце дописать больной – здоровый
VII. Физкультминутка
– Сделаем зарядку для глаз.
1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. 5 раз.
2.Смотрим на любые таблицы для глаз, развешенные по классу, выполняем движение глазами по стрелкам.
3. Вытяните руку вперёд. Следите за пальцем, медленно приближая его к носу, а потом отодвиньте его обратно.
VIII. Продолжение работы по теме
1) – А теперь подберите слова близкие по значению к слову ЗДОРОВЫЙ
Слова – синонимы
Здоровый – сильный, крепкий, могучий, цветущий, бодрый, закалённый, выносливый, работоспособный.
– Вспомните признаки здорового человека, запишите главный признак.
ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК РЕДКО БОЛЕЕТ.
– Разберите по членам и частям речи. (ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ) – на доске
2) – Какое сейчас время года? Что происходит в природе?
В карточках – текст. Учитель читает.
– Чего в нём не хватает? (Прилагательных.)
– Вставить самостоятельно. 2-3 человека прочитать вслух.
Прошли (холодные, зимние) дни. Наступила (долгожданная, дружная, ранняя) весна. (Яркие, тёплые) лучи солнца ласкают землю. По небу плывут (лёгкие, волшебные, белые, пушистые, белоснежные) облака. По дорожкам и тропинкам побежали (шумные, быстрые, резвые, весёлые) ручейки. Из земли показалась (молодая, зелёная, первая) травка. Потянулись с юга перелётные птицы. Все рады весне!
– В это же время двое учеников работают у доски.
Задание 1
Придумать рекламу кружка танцев, используя как можно больше прилагательных.
Задание 2
Реклама зубной пасты.
– Нужно ли использовать в речи прилагательные? Для чего?
– Прилагательные помогают нам описывать предмет, в данном случае весну, украшают речь, делают текст более точным, интересным, ярким, красочным.
– По количеству использованных слов в русском языке прилагательные стоят на 3 месте после существительных и глаголов.
IX. Развитие интеллектуальных способностей
1) В каждой строчке исключите лишнее слово, подчеркните его. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
– черника, г…лодный, далёкая, бродячие
– волевой, в…черняя, правдивый, весенний
– волнистое, большая, горластое, к…лючее
– вихревой, смолистая, журавлиная, в…твистая
– домашние, с…ленные, земной, глазастые
РАЗБОР ПО СОСТАВУ СЛОВ, КОТОРЫЕ ИСКЛЮЧИЛИ (2 человека у доски)
X. Закрепление по теме. Дифференцированная самостоятельная работа
Подчеркни в стихотворении имена прилагательные. В клеточках напиши отгадку.
Он уже не пышный,
Он уже не лыжный,
Он не из ваты,
Он ноздреватый,
Он уже не белый,
Он потемнелый,
Серый и мокрый,
Старый и добрый…
Напиши признаки, какими наделены медведь, волк и лиса в сказках.
– Медведь – ______________________________________________________
– Волк – ___________________________________________________________
– Лиса – __________________________________________________________
– Прочитай родственные слова.
Синий, синеть, синева. Бесстрашный, бесстрашие. Робкий, робеть, робость. Смелость, смелый. Зелёный, зелень, зеленеть.
– Выпиши имена прилагательные и составь с ними словосочетания с подходящими по смыслу существительными. Окончания можно изменять.
XI. Рефлексия
– Урок подошёл к концу.
– Нужны ли нам имена прилагательные? Для чего?
– Давайте составим букет. В нём будет всего два цвета. Красный берут те, кто уверен в своих знаниях по теме сегодняшнего урока, синий те, кто ещё в чём–то затрудняется.
XII. Домашнее задание
Я довольна вашей работой, а в награду я задам вам веселое домашнее задание. Дома вы поиграете в игру “Мозаика”. Я надеюсь, вы, ребята, знаете, что такое мозаика. Это разноцветные камешки или стеклышки, из которых можно сложить
самые разные картины. В нашей игре роль цветных стеклышек будут играть прилагательные. Их очень много, они все разные! В сказке вместо многоточий подставляете к существительным любые прилагательные в любом порядке. Например, может получиться так: “ На горячей планете жили умные и веселые человечки….”. А может и так: “ На квадратной планете…”. Так из одной нашей сказки может получиться множество самых разных вариантов сказок. Сочиняйте, а потом сравним, у кого какая сказка получилась.
М О З А И К А.
Чтобы у тебя получилась интересная сказка, вставь вместо многоточий любые прилагательные (из предложенного набора) в любом порядке.
На …………………… планете жили ………………… и ………………… человечки, у них были………………………. глаза, …………………… волосы, ……………………… уши. Зато очень …………………… характер. Домики у человечков были ……………………, а крыши у домиков – ……………………. Возле каждого домика сидела ………………….. собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что ……………………. домики охраняли ……………………… дракончики и ……………………… страусы. Они сидели на ……………………… веревочках и рычали. На ………………… деревьях пели ……………………….. песни ………………….. мухи. В ………………… лесах водились ……………………… слонята, ……………… цыплята, ……………. ёжики и …………………… ящерицы. А на ………………….. черепахах ………………………… человечки ездили в гости.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ МОЗАИКИ.
Клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, голубой, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, стеклянный, бумажный, оловянный, медный, синий, глубокий, широкий, золотистый, серебристый, носатый, шерстяной, красивый, оранжевый, тряпичный, хороший, каменный, хвостатый, плоский, хозяйский, толстый, худой, зубастый, щекастый, бледный, зеленый, шумный, звонкий, теплый, ушастый, летучий, кривой, светлый, желтый, яркий, черный, красный, удивительный, странный, чудной, лиловый, багровый, серый, цветочный, бархатный, атласный, прелестный, чудесный, милый, коричневый, малюсенький, крупный, громадный, железный, кирпичный, колючий.
Дополнительный материал
Работа группами
– Каждая группа должна подобрать как можно больше имён прилагательных к словам:
1 в. – день (тёплый, солнечный, весенний, ненастный, дождливый, хмурый, холодный, морозный)
2 в. – солнце (тёплое, яркое, палящее, ласковое, горячее, жёлтое, золотое, жгучее, янтарное)
3 в. – небо (чистое, голубое, высокое, светлое, пасмурное, удивительное, лазурное, бирюзовое)
Таблицы, схемы выполняются или в основных цветах: красный, синий, жёлтый, или в последовательности: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Менять местами цвета нельзя.
Задание по группам.
– Вместо вопросительного знака поставьте нужную букву. Выбор обоснуйте.
сердце – с
вековой – ?
скрипеть – г
редкий – м
волчья – ж
птичье – ?
местные – м
низкий – ?
лёгкий – е
Источник