Меню

Употребление в речи кратких форм имени прилагательного



Употребление форм имен прилагательных

Трудности в использовании имен прилагательных связаны с выбором полной и краткой форм, с использованием параллельных форм (простой и сложной) в сравнительной и превосходной степени.

Синонимия полных и кратких форм имен прилагательных

Полные прилагательные чаще всего выполняют в речи функцию определения: разбойное нападение, умышленное убийство, но могут выступать и в роли сказуемого: Психология казнокрадов во все времена и эпохи одинаковая (В. И. Ц.). Кратким же прилагательным присуща функция сказуемого, и только в поэзии они могут выступать в качестве определений: Терек воет, дик и злобен, меж утесистых громад (М. Ю. Лермонтов). Синонимичными полные и краткие прилагательные могут быть только в функции сказуемого.

Чтобы не ошибиться в выборе полной или краткой формы прилагательных в функции сказуемого (например: решение справедливо — приговор справедливый, подсудимый вменяем — вменяемый), следует помнить, что между ними существуют семантико-стилистические и грамматические различия. У некоторых прилагательных значения полной и краткой форм настолько различаются, что их нельзя считать синонимичными: Таня Исаева была любознательная и смелая, настойчивая и скромная (В. И. Ц.) — Его заработок еще довольно скромен

(Г. М. LLL). В первом примере скромная имеет значение «простая», во втором скромен — «небольшой».

Полные прилагательные обозначают постоянные свойства или признаки: Мой подзащитный больной / у него язва 12-перст- ной кишки; краткие указывают на временный признак: Свидетель Вязов не явился / он болен. То же значение в приведенном выше примере решение справедливо, т. е. данное, конкретное, связанное с определенной ситуацией.

Краткие прилагательные имеют книжную окраску, и характерны они для официальной речи: Лицо / совершившее тяжкое преступление / социально опасно. Или: Правдива она и безупречна, сказал о Лесиной товарищ прокурор, 32 года проработала в тресте и 30 из них была честна и безупречна (Я. С. К.). Полные же прилагательные нейтральны или придают речи разговорный оттенок: Характеристика из школы // Вежливый / трудолюбивый (ср.: вежлив, трудолюбив). Работа кассира не столь уж заманчивая и увлекательная (Я. С. К.). Книжной окраской обладает полная форма прилагательных в творительном падеже: Никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Кроме того, прилагательные в краткой форме, обозначающие какой-либо отрицательный признак, выражают его более категорично, резко, чем прилагательные в полной форме: В тот момент / когда он должен / остановить товарищей / не дать им совершить / это гадкое / грязное дело / мы видим он пассивен // равнодушен // к тому что происходит.

Целесообразность использования полных и кратких форм прилагательных связана и с их грамматическими различиями. Краткая форма прилагательных обладает способностью управлять существительными: Этот тунеядец совсем не склонен (к чему?) к аскетизму (В. И. Ц.). Выполнение этой задачи немыслимо (без чего?) без широко поставленной работы по воспитанию людей. (В. И. Ц.). Полная форма не имеет этой способности. Поэтому при наличии управляемого существительного следует употреблять в роли сказуемого краткую форму прилагательных.

Когда сказуемое носит терминологический характер, то используется полная форма: Место глухое (В. И. Ц.).

Во фразеологических оборотах могут быть использованы как краткие формы имен прилагательных, так и полные, ср.: забот полон рот, с пьяного взятки гладки, все шито-крыто; охота смертная, да участь горькая; положение безвыходное.

Источник

УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ

При употреблении имен прилагательных затруднения вызывает образование их степеней сравнения. Для того чтобы не допускать ошибок, нужно запомнить как эти степени образуются.

1) Сравнительная обозначает, что признак проявляется в предмете в большей или меньшей степени, чем в другом: она старательнее соседки.

Эта степень имеет две формы:

А) простую, которая образуется при помощи суффиксов –ее/–ей, –е, –ше: сильнее, ближе, меньше.

Такие прилагательные, как хороший, плохой образуют форму сравнительной степени от других основ – лучше, хуже.

Форму простой сравнительной степени имеют не все прилагательные:

— обозначающие масть животных или некоторые цвета: гнедой, палевый;

— обозначающие признак объективный, но не проявляющийся в большей или меньшей степени: слепой, голый;

— перешедшие из разряда относительных или притяжательных, а также из причастий: золотое сердце, сияющий вид;

— с суффиксами –ск, –ов, –ев, –ущ, –ющ: трагический, пустяковый;

Б) составную, которая образуется при помощи слов более, менее + начальная форма имени прилагательного: более старый, менее дешевый.

2) Превосходная степень обозначает, что признак представлен в предмете в большей степени, чем во всех подобных: высочайшая вершина.

Эта степень имеет также две формы:

А) простую, которая образуется при помощи суффиксов –ейш, –айш и приставок наи–, пре–: богатейший, наихрабрейший;

Б) составную, которая образуется при помощи слов самый, наиболее, наименее + начальная форма имени прилагательного: самый важный, наиболее спокойный.

Краткая форма имен прилагательных

Затруднения вызывают имена прилагательные, оканчивающиеся на –енный, которые допускают два варианта при образовании краткой формы: на –ен и на –енен (величествен — величественен). В настоящее время принято использовать только краткую форму, которая является более экономной: бездействен, беспочвен, бессмыслен и т.д.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие формы имеет сравнительная степень прилагательных? 2. Каких ошибок следует избегать при употреблении сравнительной степени прилагательных? 3. Каково использование в речи превосходной степени прилагательных? 4. Что вы знаете о синонимических формах кратких прилагательных?

УПРАЖНЕНИЯ

От приведенных ниже прилагательных образуйте, где возможно, сравнительную и превосходную степень, выбирая простую или составную форму степеней сравнения.

Сильный, добрый, живой, постыдный, смелый, деревянный, важный, прижимистый, лесной, теплый, плохой, дружественный, передовой, женатый, мерзкий, долгий, ранний, карий, серьезный, сердечный, подходящий, алюминиевый, просторный, американский, тесный, серьезный, продуктивный.

Образуйте превосходную степень сравнения от данных прилагательных и подберите к ним синонимы, употребляемые в разговорной речи. Используйте суффиксы, приставки архи-, наи-, ультра- и др., зависимые слова очень, ужасно и др. Составьте с образованными формами предложения.

Сильный – сильнейший – самый сильный; здоровый – самый здоровый – наиболее здоровый – здоровейший – здоровущий – здоровенный; прекрасный – прекраснейший – распрекрасный; сложный, наглый, грубый, важный, современный, модный.

Читайте также:  Прилагательное от слова опасен

Проанализируйте смысловые различия в приведенных ниже сочетаниях с краткой и полной формой прилагательных. Составьте предложения с данными словосочетаниями, учитывая смысловую разницу между полными и краткими формами прилагательных.

Мальчик спокойный – мальчик спокоен; старик больной – старик болен; девушка счастливая – девушка счастлива; шкаф высокий – шкаф высок; брюки короткие – брюки коротки; задача трудная – задача трудна; лицо спокойное – лицо спокойно.

4. Выберите нужную полную или краткую форму имени прилагательного. Дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.

1. Предложенные к закону поправки и дополнения (существенны, существенные). 2. Требования к работникам завода были (своевременны, своевременные, своевременными). 3. Изменение графика отпусков (нежелательно, нежелательное). 4. Проведение консультаций со специалистами (необходимое, необходимо). 5. Данная проблема при сложившихся обстоятельствах оказалась (неразрешима, неразрешимая, неразрешимой). 6. Этот ученый (известный, известен) своими работами по биохимии. 7. учитель был (добрым, добр, добрый) к ученикам. 8. Этот юноша весьма (легкомыслен, легкомысленен). 9. Каждый работник (ответствен, ответственен) за порученное ему дело. 10. Новый гимн (торжествен, тожественен). 11. Работа (несвободна, несвободная) от недостатков.

Источник

Употребление кратких форм прилагательных

Краткие формы качественных прилагательных имеют ту же самую основу, что и полные, но отличаются от последних особыми окончаниями.

У большинства прилагательных образование таких форм не вызывает затруднений, однако в ряде случаев обнаруживаются некоторые особенности, о которых необходимо помнить.

  • 1. В кратких формах прилагательных м. р. ед. ч. может встретиться появление беглого гласного -о- или -е-. Такое появление наблюдается в следующих случаях:
    • а) у прилагательных с основой на -к- или -и-, которые следуютза каким- либо другим согласным, например: краткий — краток, тонкий — тонок, горький — горек, бойкийбоек, полныйполон, смешной — смешон, больной — болен, томный — томен и т.п.;

Примечание. У большинства прилагательных, оканчивающихся на «согласный + -ний» (древний, излишний, бескрайний и т.п.), краткие формы встречаются редко; при этом преимущественно употребляются формы мн. ч.: древни, излишни, бескрайни и т.д.

б) у прилагательных, которые оканчиваются на -анный (с ударным -а-): гуманный — гуманен, желанный — желанен, странный странен, постоянный — постоянен и т.п.;

Примечание. У прилагательных, оканчивающихся на -анный (с безударным -а-), беглый гласный не появляется: сдержанный — сдержан, образованный — образован, воспитанныйвоспитан.

в) у прилагательных, которые оканчиваются на —инный, -онный или -енный: длинный — длинен, повинныйповинен, резонный — резонен, склонныйсклонен, современный — современен, ценный — ценен и т.п.;

Примечание. У прилагательных, оканчивающихся на —енный, беглый гласный не появляется: отдаленный — отдален, умудренный — умудрен, убежденныйубежден и т.п.

  • г) у следующих прилагательных с основой на -л-, -/7- и -г-: теплый, тшс- лыйу злой, светлый, хитрый, острый и долгий, соответственно: тепел, кисел, зол, светел, хитер, остер и долог;
  • д) у прилагательных, оканчивающихся на —ствениый, а также у следующих прилагательных на -енный: безвременный, беспочвенный, бес- смысленный, бесчисленный, благословенный, блаженный, вдохновенный, дерзновенный, медленный, многочисленный, своевременный, священный, смиренный, — могут быть образованы две краткие формы м. р. — с беглым гласным и без такового: ответственный — ответственен, ответствен; насильственный — насильственен, насильствен; бесчисленныйбесчисле- нен, бесчислен; священный — священен, священ и т.п. Первая из этих форм (с беглым -в-) встречается преимущественно в разговорной речи, а вторая (без беглого гласного) — в книжной.
  • 2. У трех прилагательных — большой, маленький, соленый — наблюдается особое соотношение между основами полной и краткой форм, ср.: большой — велик, велика, велико, великщ маленький — дшл, мала, мало, малье, соленый — солон, солона, солоно, солоны.
  • 3. Не все качественные прилагательные могут иметь краткие формы. Такие формы отсутствуют:
    • а) у большинства прилагательных, образованных путем перехода в качественные из других разрядов или из причастий: золотой (ребенок), сте- кляниые (глаза), львиная (доля), собачий (характер), знающий (студент) и многие другие;
    • б) у большинства прилагательных, обозначающих цвета, а также называющих масти животных: коричневый, кремовый, оранжевый, розовый, сиреневый, фиолетовый, шоколадный; вороной, каурый, пегий, саврасый и т.п.

Примечание. Прилагательные белый, черный, зеленый, красный, которые чаще употребляются в переносных значениях (см. выше), имеют краткие формы, соответственно: бел, черен, зелен, красен и т.н.

  • в) у прилагательных с приставками пре-, раз- и рас- в значении большой степени качества: премилый, прелюбезный, развеселый, разудалый, распрекрасный, распомаженный и т.п. (однако в тех случаях, когда указанные значения приставок уже не осознаются, образование краткой формы допустимо, ср.: прекрасныйпрекрасен, разумный — разумен и т.п.);
  • г) у прилагательных с суффиксом -с/с-, а также с суффиксами -ов- и -св- и окончанием -ой: дружеский, добрососедский, братский;деловой> правовой, черновой; боевой, ключевой, целевой и т.д.;
  • д) у прилагательных с суффиксом -л-, основа которых совпадает с основой глагола в форме прошедшего времени, например: бывалый, гнилой, горелый, отсталый, пожилой, угорелый и т.п. (однако при отсутствии такого совпадения и в тех случаях, когда конечный -л основы не является суффиксом, образование краткой формы возможно, ср.: веселый — весел, круглый — кругл, тусклый — тускл, удалой — удал и т.д.).
  • 4. Прилагательные роб и горазд употребляются только в краткой форме и не имеют полной, а прилагательные виноват, должен и обязан употребляются преимущественно в краткой форме. Полные формы этих трех прилагательных встречаются только в устойчивых сочетаниях и оборотах, ср.: чувствовать себя виноватым, с виноватым выражением лица; должным образом, на должном уровне; чувствовать себя обязанным и некоторые другие.
  • 5. У некоторых прилагательных краткие формы отличаются от полных своим значением, ср.: Это хорошая девушка — Этс/ девушка хороша; Это плохой человек — Этот человек совсем плох; Способный студент — Студент способен на многое; Готовый обед — Обед готов; Правая нога — Она права; Видный исследователь — Отсюда хорошо виден сад; Нужные вещи — Ему нужны эти вещи и т.п. Так как в подобных случаях сопоставляемые формы различаются своим лексическим значением, то мы вправе считать, что перед нами не формы одного и того же слова, а разные слова, т.е., с одной стороны, здесь представлены качественные прилагательные, не имеющие краткой формы, а с другой — прилагательные, употребляющиеся только в краткой форме и не имеющие полной.
Читайте также:  Охарактеризовать разряды имен прилагательных

Примечание. Подобная несоотносимость полных и кратких форм наблюдается и в том случае, когда они употребляются в устойчивых сочетаниях и оборотах, ср.: а) полные формы: безвыходное положение, больной вопрос, горячая пора, дикий восторг, живая природа, легкая рука и т.п.; б) краткие формы: взятки гладки, вопрос ясен, дорог каждый час, /ш /ш мертв, руки коротки, совесть нечиста, у страха

глаза велики и т.п.; полные формы качественных прилагательных, используемые в терминологических сочетаниях, также не соотносятся с краткими, поскольку в составе таких сочетаний они переходят в разряд относительных прилагательных, ср.: глухой звук, жидкие тела, скорая помощь, скорый поезд и т. п.

Как краткая, так и полная форма качественных прилагательных может употребляться в функции именной части сказуемого, что неизбежно приводит к необходимости выбора одной из них. В тех случаях, когда между этими формами наблюдаются смысловые различия (см. выше), выбор, конечно, определяется тем значением, в котором необходимо использовать данное прилагательное. Если же между краткой и полной формами смысловые различия отсутствуют, критерии такого выбора будут несколько иными. В общем виде здесь возможны случаи, когда допустимо употребление а) только краткой формы; б) только полной формы; в) как краткой, так и полной форм.

Только краткая форма употребляется в следующих случаях:

  • 1) в устойчивых этикетных формах, выражающих какой-либо совет, пожелание и т.и.: будьте добры, будьте бдительны и осторожны, будьте взаимовежливы и т.д.;
  • 2) если прилагательное выражает долженствование, возможность, необходимость и т.п.: Завтра возможен гололед; Явка обязательная Мне это необходимо и т.д.;
  • 3) если прилагательное обозначает несоответствие признака данному предмету, данным условиям и т.п.: Эта тема не интересна для обсуждения; Эти брюки мне велики; Пролив слишком узок для судоходства ит.д.;
  • 4) если прилагательное обозначает признак, указывающий па соотношение между предметами: Их взгляды полярпы; Они были дружны и неразлучны; Эти прямые параллельны и т.п.;
  • 5) если прилагательное обозначает ситуативный признак, т.е. такой, который проявляется не всегда, а только при определенных условиях, в определенной ситуации и т.п. (например, можно быть сытым только после принятия пищи, взбешенным в каком-либо конкретном случае и т.д.): Он с вами откровенен; Я голоден; Мы были расстроены и т.п.;
  • 6) у прилагательных с суффиксами -ом-, -ем- или -им- (обычно в значении «способен или может подвергнуться действию»): Они хорошо знакомы; Выступления этого оркестра незабываемы; Такие ошибки легко устранимы и т.п.;
  • 7) если прилагательное имеет усилительно-оценочное значение и занимает позицию перед подлежащим (обычно с восклицательной частицей как): Как хороши, как свежи были розы! Как упоительны в России вечера! Как красива была река в лунную ночь! и т.п.;
  • 8) если прилагательное имеет при себе зависимое слово (обычно выполняющее функцию дополнения): Этот человек верен своему слову; Наш город известен музеями и памятниками древней архитектуры; Она была довольна своей работой и т.п.;
  • 9) при субъекте предложения, который выражен местоимениями весь, всякий, кто, то, тот, что, э?по: Все едино, что хлеб, что мякина; В зимний холод всякий молод; Кто смел, тот два съел; То славно, что умно и забавно; Чем богаты, тем и рады и т.п.;
  • 10) при субъекте предложения, который выражен существительным в значении обобщенного предмета (т.е. не какого-либо конкретного, а всякого, любого подобного): Медведь-шатун свиреп и страшен; Ныряние на большую глубину опасно; Речь мудреца конкретна и немногословна и т.п.;
  • 11) в сочетании с наречием так, обозначающим высокую меру или степень проявления признака: Не так страшен черт, как его малюют; Он так умен, так весел и остер и т.п.

Только полная форма употребляется в случаях:

  • 1) если прилагательное обозначает признак, постоянно принадлежащий характеризуемому предмету: Озеро было глубокое и холодное; В этом районе дома высокие и т.п.;
  • 2) если именная часть сказуемого выражена сочетанием прилагательного и существительного, которое конкретизирует, дополняет или указывает на субъект, названный подлежащим: Мы люди простые и беззатейные; Она была девушкой тщеславной и взбалмошной и т.п.;
  • 3) в сочетании с местоимением такая, выражающим высокую степень проявления признака или используемым для усиления оценки: Он такой целеустремленный; А ты такой холодный, как айсберг в океане; Вода была такая прозрачная, что мы легко различали камешки на самом дне и т.п.

Во всех остальных случаях допустимо употребление как полной, так и краткой формы качественных прилагательных. Однако необходимо помнить, что абсолютного тождества между этими формами нет и не может быть. Поэтому в каждом конкретном случае (помимо описанных выше) целесообразность выбора той или иной формы определяется теми различиями, которые могут возникать между рассматриваемыми формами прилагательных. К основным из этих различий относятся следующие.

Обычно обозначают такой признак, который присущ предмету вне определенного времени, постоянно или в течение какого-либо продолжительного отрезка времени: Глаза у нее были грустные?; Весь день он был сердитый и т.п.

Обычно выражают такой признак, который присущ предмету в любых временных рамках или в какой-либо конкретный момент: Он всегда ворчлив и сердит; Наташа еще больна и т.п.

Часто обозначают абсолютный признак, не связанный с конкретной ситуацией, условиями, обстановкой: Сумка тяжелая (для всех, вообще)

Часто обозначают признак, обусловленный конкретной ситуацией, обстановкой и т.п.: Сумка тяжела (для кого- либо)

Читайте также:  Слово толь с прилагательными

Часто придают высказыванию констатирующий и описательный характер

Часто придают высказыванию экспрессивный и усилительно-оценочный характер

Могут обладать оттенком смягченного выражения: Она злая и глупая

Могут обладать оттенком категоричного выражения: Она зла и глупа

Употребляются во всех стилях речи, но могут придавать высказыванию разговорный характер

Могут придавать высказыванию книжный характер

В форме тв. п. в сочетании с глаголом- связкой более частотны, чем краткие формы: Был веселым; стал богатым

В сочетании с глаголом-связкой менее частотны, чем полные формы: Был весел, стал богат

Однако следует помнить, что каждое из указанных различий само по себе носит факультативный характер, не является абсолютным и реально обнаруживается лишь в полярных случаях. Определяя целесообразность выбора краткой или полной формы, необходимо учитывать все возможные различия, а также обращать внимание на значение самого прилагательного и лексический состав предложения.

  • 1. В следующих предложениях найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Дайте аргументацию и предложите правильный вариант.
  • 1. Третий рассказ показался ему наиболее смешней.
  • 2. Моя работа оказалась наихудшайшей из всех.
  • 3. Отношение к людям должно быть мягше, а взгляд на жизнь — ширше.
  • 4. Вчера ты был менее весел.
  • 5. Мой дядя — прелучшайший и предобрейший человек на свете.
  • 6. Этот костюм мне менее велик, чем тот.
  • 7. Алена гораздо красивше Татьяны.
  • 8. Такой зонт более женский, чем мужской.
  • 9. Надо вести себя скромнейте и простсс.
  • 10. Он из нас был самый честнейший.
  • 11. Первее всего нужно доделать то, что мы начали.
  • 2. В приведенных отрывках из произведений А. С. Пушкина найдите формы сравнительной степени прилагательных. Встретились ли вам слова, омонимичные формам сравнительной степени прилагательных, но не являющиеся таковыми. Что это за формы? Как их различать?
  • (1) Я шел к тебе,

Нес кое-что тебе я показать;

Но, проходя перед трактиром, вдруг Услышал скрыпку.

Нет, мой друг Сальери!

Смешнее отроду ты ничего Не слыхивал.

(2) Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог.

(3) Что пользы в нем? Как некий херувим,

Он несколько занес нам песен райских,

Чтоб, возмутив бескрылое желанье

В нас, чадах праха, после улететь!

Так улетай же! чем скорей, тем лучше.

(4) Не мысля гордый свет забавить,

Вниманье дружбы возлюбя,

Хотел бы я тебе представить Залог достойнее тебя,

Достойнее души прекрасной,

Святой исполненной мечты,

Поэзии живой и ясной,

Высоких дум и простоты.

(5) И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

(6) А вижу я, винюсь пред вами,

Что уж и так мой бедный слог Пестреть гораздо б меньше мог Иноплеменными словами.

3. От следующих прилагательных образуйте все возможные формы степеней сравнения. Подберите к ним синонимические выражения. Составьте словосочетания с образованными формами.

Глубокий, дальний, живой, хороший, гордый, здоровый, глазастый, плохой, хромой, молодой, спорный, мокрый, близкий, полосатый, маленький, чуждый, холостой, сухой, грубый, веселый, захудалый.

4. Отданных прилагательных образуйте краткие формы. Определите, в каких случаях образование таких форм невозможно и назовите факторы, накладывающие ограничение на образование таких форм.

Бурый, родственный, большой, бледно-розовый, древний, вороной, добрососедский, искренний, светлый, соленый, облезлый, гнедой, безмолвный, фисташковый, примирительный, благонамеренный, сине-зеленый, отсталый, маленький, геройский, чистейший.

  • 5. В следующих отрывках из сказок А. С. Пушкина найдите краткие формы прилагательных. Соотнесите их с полными формами и охарактеризуйте это соотношение. Встречаются ли здесь формы, похожие на краткие, но таковыми не являющиеся? Свой ответ аргументируйте.
  • (1) Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива. [1] [2] [3]

(5) Объявили царску волю —

Ей и сыну злую долю,

Прочитали вслух указ,

И царицу в тот же час В бочку с сыном посадили.

(6) Под окно за пряжу села Ждать хозяев, а глядела Все на яблоко. Оно Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Будто медом налилось!

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

(8) Сам себя ты, грешник, мучишь;

Убирайся, цел пока;

6. Определите смысловые и стилистические различия между краткими и полными формами следующих прилагательных. Составьте словосочетания, иллюстрирующие эти различия.

Грамотен — грамотный, велик — великий, должен — должный, глух — глухой, дорог — дорогой, благодарен — благодарный, свободный — свободен, обязан — обязанный, готов — готовый, широкий — широк, больной — болен, зелен — зеленый, виноват — виноватый.

  • 7. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм. Определите, в каких случаях допустимо использование а) только краткой формы, б) только полной формы, в) обеих форм. Свой выбор мотивируйте.
  • 1. Я (сыт/сытый).
  • 2. Сегодня он (сердит / сердитый).
  • 3. Профессор (доволен / довольный) успехами студентов.
  • 4. Больной еще (слаб / слабый).
  • 5. Вода в реке была (темна / темная) и (холодна / холодная).
  • 6. Константин Сергеевич очень (умен / умный).
  • 7. Эти многоугольники (симметричны / симметричные).
  • 8. Он слишком (застенчив / застенчивый).
  • 9. Эти ошибки легко (исправимы / исправимые).
  • 10. Эта река слишком (мелководна / мелководная) для судоходства.
  • 11. Кто (бодр / бодрый) душой, тот всегда (весел / веселый) и (здоров / здоровый).
  • 12. Мясо уже почти (готово / готовое).
  • 13. Степы в этой крепости (высоки / высокие).
  • [1] Князь у синя моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь — поверх текучих водЛебедь белая плывет.
  • [2] И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрен; Кто в глаза ему смеется, Кто скорее отвернется; К красну солнцу наконецОбратился молодец.
  • [3] А сама-го величава, Выступает, будто пава; Сладку речь-то говорит, Будто реченька журчит.

Источник