Меню

употребляются только в форме единственного числа существительные примеры



Имена существительные, имеющие форму только единственного числа
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
imena_sushchestvitelnye_imeyushchie_formu_tolko_edinstvennogo_chisla.pptx 225.47 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа

Дорогие ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с грамматической категорией числа . Вы убедитесь, что некоторые имена существительные не могут употребляться во множественном числе . Обязательно запомните лексические группы слов, имеющих форму только единственного числа, и правильно употребляйте их в речи.

Как вы знаете, большинство имён существительных имеют форму и единственного, и множественного числа, т.е. изменяются по числам: мама, тетрадь, лисица, лампа и проч. Рассмотрите рисунки, обратите внимание на то, как с помощью окончания можно изменить число существительного.

Среди имён существительных есть такие, которые имеют форму только единственного числа. Рассмотрите рисунки и сравните подписи под картинками. Обратите внимание, иногда для обозначения множества одинаковых предметов используется существительное в форме единственного числа: земляника, молоко и т.п.

земляника земляника Существительное земляника не имеет формы множественного числа

Запомните! К существительным, которые имеют форму только единственного числа, относятся слова со значением: вещества (хлопок, молоко ); качеств, действий (белизна, страх ); групп людей (молодёжь, студенчество ).

Это интересно В современном русском языке слова берега, глаза, руки, ноги, брови имеют форму множественного числа. В древнерусском языке существовало так называемое двойственное число, которое обозначало парные предметы: два глаза, две руки, два берега. Если определять число этих слов с точки зрения истории, мы должны сказать, что эти слова имеют форму двойственного числа.

Тренажёр. Выделите существительные, которые имеют форму только единственного числа. Но прошло ещё два дня, и Петька вступил в полное соглашение с природой. У гимназиста Мити лицо было смугло-жёлтым, как вагон второго класса, волосы на макушке стояли торчком и были совсем белые. Когда поздней ночью он звонил у своих дверей, первым звуком после колокольчика был звонкий собачий лай, в котором слышались и боязнь чужого и радость, что это идёт свой. ( По Л. Андрееву .)

Проверь себя. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа Распределите слова на две группы: только ед. ч., все остальные Ежевика, нос, бегство, грабли, серебро, кукуруза, молодёжь, шерсть, сорочка, покрывало, звезда.

Говорите правильно! Запомните, на какой слог падает ударение в данных словах: свёкла си́лос хло́пок

Тренажёр Напишите 10 существительных, которые могут иметь форму только единственного числа и составьте с ними 2 — 3 предложения.

Тренажёр Составьте распространённые предложения, в которых подлежащими будут слова черника, листва, серебро, бегство, восстание , а сказуемыми — глаголы в прошедшем времени.

Важный вывод Есть такие существительные, которые могут иметь форму только множественного или только единственного числа. Например , слова ножницы, горелки, ворота имеют форму только множественного числа. А слова верба, крапива, щавель, малина, молодёжь и др. имеют форму только единственного числа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок проводится по модульной технологии в игровой форме.

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).

Урок русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа» является одним из уроков .

Открытый урок в 6 классе на тему : «Имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа» . Урок был проведен в игровой форме.

В презентации представлены задания к уроку.

изучение нового материала.

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦели урока:- развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей;- обобщение и расширение изученных ранее знаний о существител.

Источник

Число имен существительных

Число – это грамматическая категория имен и глагола, обозначающая единичность или множественность.

Имя существительное изменяется по числам, т.е. число – это непостоянный признак существительного.

Существительные имеют два числа:

  • Единственное число – существительное в форме единственного числа обозначают один предмет ( стол, мальчик, окно )
  • Множественное число – существительное в форме множественного числа обозначают два и больше предметов ( столы, мальчики, окна ).

При изменении числа имени существительного изменяется его форма и окончание. Окончания у существительных во множественном числа могут быть:

  • -и , -ы — крик и , цвет ы , скатерт и , шорт ы
  • -а , -я — крыль я , цвет а , озёр а , пол я

Показателем формы множественного числа у существительных также может быть перемещение ударения ( бе́рег – берега́ ) и чередование согласных ( друг – друзья )

В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе.

Существительные, имеющие только форму единственного числа:

  • Название какой – либо группы предметов ( белье, старье, детвора, листва )
  • Название веществ ( кофе, золото, лён, масло, молоко, нефть )
  • Названия качества или признака ( синева, смелость, темнота, сила )
  • Название действий или состояния ( чтение, беготня, косьба, стрельба )
  • Географические названия ( Россия, Нил, Екатеринбург, Франция )

Существительные, имеющие только форму множественного числа:

  • Названия парных предметов ( ножницы, лыжи, ворота, брюки, очки )
  • Названия составных предметов ( счеты, грабли, часы )
  • Названия материалов или их отходов ( хлопья, опилки, сливки, духи )
  • Названия некоторых временных промежутков ( будни, каникулы, сутки )
  • Названия игр ( шашки, шахматы, жмурки, вышибалы )
  • Названия действий ( выборы, хлопоты )
  • Названия мест ( Альпы, Карпаты, Сокольники )

Число имен существительных важно знать, чтобы определить начальную форму слова. Для этого надо поставить существительное в именительный падеж единственного числа.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Урок 65. Русский язык 5 класс ФГОС

Конспект урока «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»

Сегодня мы ответим на такие вопросы:

· Какие существительные имеют только форму единственного числа?

· Почему они не могут стоять в форме множественного числа?

· Что нужно знать о таких существительных?

Мы уже говорили о том, что имена существительные изменяются по числам. Они могут стоять в форме единственного или множественного числа. Например, ученик – ученики.

Но есть и существительные, которые не образуют пар по числу.

Считается, что такие существительные по числам не изменяются. Просто одни существительные имеют только форму единственного числа, а другие – имеют только форму множественного числа.

Сегодня мы поговорим о существительных, которые имеют только форму единственного числа.

А чтобы нам не было скучно – послушаем поучительную историю о Паше и Маше.

Представьте себе, они как-то просто прогуливались по улице, и вдруг нашли волшебную палочку!

– Ой, – удивилась Маша и взяла палочку в руки. – А что она умеет?

– Как интересно, – сказал Паша. – Думаю, мы должны её испытать. У меня есть яблоко. Я положу его на землю, а ты колдуй!

Сказано – сделано. Маша направила палочку на яблоко и произнесла:

И палочка тут же отозвалась:

И – о чудо! – яблок действительно стало несколько!

– Ух ты! – восхитилась Маша. – Это же самая настоящая палочка-умножалочка!

– Так давай скорее всё умножать! – закричал Паша в восторге. – Вот чей-то мячик, давай из него сделаем несколько!

Мяч! – послушно сказала Маша и взмахнула палочкой.

Мячи! – отозвалась палочка, и мячей сразу стало несколько.

— А вот птичка! – воскликнула Маша.

Птички! – согласилась палочка, и птичка оказалась уже не в одиночестве.

— А вот идёт старушка!

Старушки! – повторила палочка, и на дороге из ниоткуда объявилась еще пара старушек.

… минуты летели незаметно. И очень скоро ребята обнаружили, что вокруг них – огромное множество самых разнообразных вещей: кошки, игрушки, самокаты, ящики, бананы

– Ну, хватит баловаться, — сказал тут Паша. – Нужно сделать что-нибудь хорошее, раз уж к нам попала такая прекрасная вещь.

– Хорошо! – радостно согласилась Маша. – Давай принесём пользу человечеству.

Вот посмотри, какая счастливая семья. Давай направим на них палочку и сделаем, чтобы у них стало ещё больше счастья, здоровья и любви!

Счастье. Здоровье. Любовь, — сказала Маша и взмахнула палочкой.

– Запрос не принят, — заупрямилась вдруг палочка.

Ребята очень озадачились.

– Ну, ничего, – сказал потом Паша. – Вот склад. Давай сделаем так, чтобы на нем стало больше разных полезных вещей. Может, мы поможем так бедным?

Посуда. Мебель. Обувь! – сказала Маша, направляя палочку-умножалочку на склад.

– Ну, и что я должна тут умножать? – откликнулась палочка сварливо. – Сделать посуды? Мебеля? И обуви? Запрос не принят.

Огорчённые Маша и Паша пошли домой и решили перекусить.

– А почему бы нам не размножить разные вкусности? – осенило Машу. – Вот шоколад. Молоко. Печенье. Ну-ка, умножим их!

– Вы издеваетесь?! – завопила палочка. – Мне сделать шоколады? Молоки? И печеньи? Нет уж, я вне доступа!

И палочка-умножалочка замолчала. Правда, в руках у Паши оказался тот самый свиток с инструкцией. Под инструкцией значилось: «Собственность феи Граммаксы».

А вскоре явилась и сама фея.

Очень неловкая получилась ситуация.

– Кажется, мы сломали вашу палочку-умножалочку, — промямлил Паша. – извините, мы не хотели. И не знали, что она ваша…

– Это ничего, – махнула рукой фея. – А то, что вы наумножали, я легко поправлю. Но знаете ли вы, почему палочка у вас не работала? Просто некоторые слова, которые вы называли, не имеют множественного числа.

– Да, – вздохнула Маша. – Колдовать не так-то просто. Нужно как следует изучить эту тему…

Оставим Машу и Пашу пить чай с феей и учиться волшебству.

Вернёмся к нашей теме.

Какие существительные в нашей истории имеют только форму единственного числа?

Счастье, здоровье, любовь.

Посуда, мебель, обувь.

Шоколад, молоко, печенье.

Посмотрите на эти слова. В чем между ними сходство?

Эти предметы нельзя посчитать.

Совпадение ли это? Вовсе нет.

Ведь форму только единственного числа имеют, например, названия чувств и состояний.

Веселье, грусть, удивление, задумчивость, злость…

Как вы думаете, можем ли мы сосчитать наши чувства? И сделать так, чтобы каждого из них было несколько? Нет.

Только форму единственного числа имеют некоторые названия действий и признаков. Например, бег, пение, чистота, тепло, слабость.

Разве можем мы сосчитать силу? Нет. И слабость тоже. Такие слова всегда будут находиться в форме единственного числа.

Есть и другие предметы, которые нельзя сосчитать. Например, правда, погода, богатство, свет, мир…

Мы не можем сказать, что погоды бывают разные. Погода – слишком отвлечённое понятие, чтобы ставить его в форму множественного числа.

Только форму единственного числа имеют названия веществ и материалов. Особенно жидких и сыпучих.

Сахар, масло, железо, пыль, вода и так далее.

Постойте-ка. Но ведь мы как-то считаем такие вещества?

Все верно. Но для этого мы используем особые единицы измерения.

Представьте, что вы пришли в магазин. И просите «десять сахара». Вас сразу же спросят:

– А что именно нужно? Десять граммов сахара? Десять килограммов? Десять пачек? Десять кубиков рафинада? Может быть, нужно отгрузить десять тонн сахара?

Поэтому нужно точно знать измерения.

Правда, некоторые названия веществ могут якобы иметь форму множественного числа.

Однако при этом значение слова изменяется.

Рассмотрим слово вода.

Это жидкость, которую мы наливаем в стакан. Которая тычет из крана.

Это большое количество воды в водоёме. Воды океана. Воды моря. Все воды на планете. Значение слова изменилось.

Считается, что в таких случаях эти слова не образуют пары по числу.

То есть, сыр – это одно.

А сыры – уже совсем другое, потому что подразумеваются различные виды сыров.

Какие ещё слова имеют только форму единственного числа?

Названия совокупности предметов. Посуда, мебель, обувь, техника, косметика.

Под этими названиями подразумевается несколько предметов.

Так, посуда – это и сковорода, и миска, и тарелка, и стакан…

Так зачем нам множественное число, если мы и так говорим о множестве?

Зверье, мошкара, человечество, молодёжь, родня… эти слова тоже обозначают совокупность предметов.

Например, молодёжь – это много молодых людей. Этому слову просто не нужно множественное число.

А ещё формы множественного числа не имеют названия единичных предметов.

Москва на свете одна. Как и Испания. И река Днепр, и гора Эверест, и планета Сатурн.

Мы бы очень удивились, если бы таких предметов было несколько. Поэтому нам просто не нужно множественное число для этих слов.

Итак, что же нам требуется сегодня запомнить?

В русском языке есть имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.

Такие существительные могут обозначать чувства, состояния, признаки (доброта, белизна), или вещества (молоко, мёд), или совокупность предметов (посуда, молодёжь).

Источник

Читайте также:  для чего в нашей речи используются имена существительные