Меню

Упражнения для правописания падежных окончаний прилагательных



Сайт педагога

Автор: Шмыкова Альбина Атыгаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ «Потаповская ООШ»
Населённый пункт: Челябинская область, Еткульский район, д. Потапово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Упражнения на повторение и закрепление темы: Правописание падежных окончаний имен прилагательных
Дата публикации: 27.06.2016
Раздел: среднее образование

Упражнения для 5-6 класса на повторение и закрепления темы: Правописание

падежных окончаний имен прилагательных

Работа 1.
Выберите из текста только прилагательные вместе с существительными. Запишите их в два столбика по образцу. Вставьте окончания и выделите их.
Образец:
Родительный падеж Мужской род Средний род Голодн ого волка Летн его солнца 1. В крошечных лепестках незабудки как бы отразилась голубизна летн… неба. ( И. Соколов-Микитов.) 2. Елка плакала сначала от домашн… тепла. ( С. Маршак.) 3. Из горяч… колодца через нос водица льется. (Загадка. Чайник.) 4. За обедом тётя Надя сказала, что получила телеграмму из соседн… городка. (К. Паустовский.) 5. Лес вызвал у меня чувство душевн… покоя и уюта. (М. Горький.) 6. У голодн… волка из зубов кость не вырвешь. 7. Не спеши волчонка хвалить, дай зубам у сер… вырасти. (Пословицы) 8. Он пионером был в Артеке У моря тепл… в Крыму, Но с этой осени в навеки Артек запомнился ему. (С. Маршак.) 9. Долго с горяч… неба не падалони капли дождя, не было росы. Но после первого же августовск… дождя посвежела зелень трав и деревьев. Идет последний период лета. (Л. Семаго.)
Работа 2.
С данными сочетаниями составьте и запишите предложения поставив их сначала в именительном, а затем в винительном падежах.
Образец:
(Им. п.) Шоссейная дорога пролегла близко от нашего дома. (В.п.) Только к вечеру ребята вышли на шоссейную дорогу. 1. Длинная дорожка, веселая песня,сосновый бор, утренняя пробежка, грузовой автомобиль, парное молоко, голубое озеро, душистая лаванда,дальнее село, фермерское хозяйство, зеленое яблоко, кислый щавель. 2. Дорогая картина, ранняя весна, знойная жара, прилежная девочка, Черное море, лесная ягода, беленький зайчонок, хищная птица, тёплая шаль, пушистый кот.
Работа 3.
Прочитайте. Распространите предложения прилагательными.
1. Весна. Уже повеяло ветром, нахмурились тучи. Три дня и три ночи лил дождь. Потом ветер затих и надвинулся туман. На реке затрещали и поплыли льдины. А утром выглянуло солнце, зазеленела трава. Залились жаворонки в небе. Пришла весна. 2. Небо быстро затемнело, шла туча. Налетел порыв ветра. Деревья закачались. Страшно шумел лес. Ветер гудел, стонали деревья. Хлынул дождь; но скоро ветер улегся, дождь перестал. В небе опять засияли звезды. 3. Наступила осент. Лес уже пожелтел. Листья покрывали землю ковром. Часто моросит дождь. Тоскливо и грустно осенью в лесу. А сколько цветов было летом и весной! Как радовались мы ландышам, незабудкам, колокольчикам! 4. Еще дуют ветры. Кругом лежат сугробы. Леса и поля надежно укрыты снегом. Реки и пруды скованы льдом. Но с каждым днем сильнее греет солнце. Скоро побегут, зажурчат ручейки, возвратятся птицы.
Работа 4.
Запишите данные прилагательные с существительными в родительном, дательном и предложном падежах, употребив их с предлогами и без предлогов. Мощный процессор, дальний путь, горячее молоко, придорожное кафе, нижняя полка, сотовая связь, колючий шиповник, свежая капуста, главная дорога, молодое деревце, звездное интервью, широкополосный интернет. Р.п. : у, от, около,для, из. Д.п.: к, по. Пр. п.: о, на, в, при.
Работа 5.
Комментированное письмо. 1. Поздней осенью бывает иногда совсем, как раннею весной:там белый снег, там чёрная земля. (М. Пришвин.) 2. Вот и береза нежится, греясь под солнцем осенним. (И. Никитин.) 3. Разные бывают дожди: весенние и осенние, утренние и вечерние. (Л. Первомайский) 4. Брызгнули лучи весеннего солнца и заиграли на воде золотом и радугой. (М. Горький) 5. Мать приказала принести на блюдечке тепленького молочка и после многих попыток, толкая рыльцем слепого кутенка в молоко, выучила его лакать. (А. Аксаков) 6. Качнулась ветка сирени, и ребята увидели маленькую с серым брюшком, очень похожую на полевого воробья, пташку. (А. Осипов) 7. По ясному небу плавно неслись низкие, дымчатые тучи. (И. Тургенев) 8. Мы приехали на речку Воскресенье провести,
А свободного местечка Возле речки не найти ! (С. Михалков) 10. На пути мы не встречали ни одного человека до самой шоссейной дороги. Только в одном глухом месте на опушке соседнего дремучего леса лошадь бросилась в сторону. В этой местности водились волки медведи. 11. Мы готовились к отъезду. Когда все было готово, мужик отворил скрипучие ворота, и кучер ударил вожжой по лошади. М тронулись. Две большие собаки, которые спокойно играли в дальнем углу с маленькими щенятами, бросились лаем под самые копыта лошади. (По С. Бородину)
Гололедица.

А)
Уже третий день лежит снег. После полудня подул холодный колючий ветер. Небо заволокло тучами. Пошел мелкий косой дождь.
Б)
В такую погоду возвращались мы из соседней деревни . Шли полевой дорогой. Встречный ветер затруднял ходьбу. Дождевые капли кололи лицо. Пальто на груди загрубело от ледяной корочки.
В)
Вскоре все вокруг затянуло тонким слоем льда. Лелок с треском разламывался под ногами. Подъем по скользкой тропе стал затруднительным. (По В. Тетюреву)
Пришла весна
Уже конец апреля. Солнце стало греть сильнее и жарче. Снег весь растаял. Только в глубине дремучего леса и в глубоком овраге еще лежали узкие полоски снега. Рощи и леса уже опушилисьзеленым свежим листом. Из-за далекого синего моря прилетели пернатые. Одуванчики повернули свои головки к горячему солнцу. Дятел крепким клювом стучал по сухому дереву.
Работа 6.
Выпиши прилагательные с безударными окончаниями вместе с существительными. Укажите падеж. Найдите и выпишите существительные с безударными гласными в корне.
На переломе
Какой бы ни была уходящая зима – суровой, морозной и метельной, мягкой и белоснежной – она надоедает изрядно. Поэтому первого марта мы поздравляем друг друга с первым весенним днем. А ведь в марте всякое бывает: то поплывут по чистому светлому небу легкие облака – предвестники хорошей погоды, то закрутит такое, что покажется, будто, кроме снега, нет ничего на свете. (По Л. Семаго)

Читайте также:  Сравнительная степень прилагательных в английском языке exciting

Источник

Урок русского языка по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных»

Цели:

  • формировать навык правописания падежных окончаний имён прилагательных;
  • совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи, обобщённом лексическом значении прилагательных, их изменении по родам, числам и падежам, наблюдать зависимость имён прилагательных от имён существительных;
  • развивать орфографическую зоркость, память, внимание, речь.

Материал: учебник русского языка, автор Зеленина Л.Н. Хохлова Т.Е. , 4 класс, методическое руководство.

Оборудование: репродукция картины с зимним пейзажем, слайды, картинки с изображением птиц.

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке нам предстоит трудная, но интересная работа. Мы повторим правописание падежных окончаний имён прилагательных. Давайте обратимся к нашей рефлексивной таблице и оценим свои знания по этой теме.



Я знаю не всё.

Я знаю отлично.

– Поставьте на полях знак, который, как вы считаете, соответствует вашим знаниям по этой теме.

– Посмотрите на план нашего урока:

Сегодня на уроке:

  1. Я всё запомню.
  2. Минутка чистописания.
  3. Работа с новым словарным словом.
  4. Исследовательская работа.
  5. Задания в тексте.
  6. Работа над упражнением.
  7. Составление графика.
  8. Проверка памяти.
  9. Домашнее задание.
  10. Итог урока.

– С планом ознакомились?
– Настроение бодрое?
– Значит можно начинать урок.

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белоока, круглолица.
Как махнула рукавом
Всё покрыла серебром.

– Сегодня в гости мы пойдём к … (зиме).

– Посмотрите на репродукцию и скажите, какие ассоциации вызывает у вас вид зимнего леса.

II. Развитие внимания и памяти

– Зима прости вас запомнить следующие слова, которые нам будут нужны в конце урока.

Мороз, снег, сугроб, узор, пух, сказка, чудо.

III. Минутка чистописания

В царство Зимы мы тихо входим.
Вот зимний лес –
В него заходим.
Узоры дарит нам Зима.

– Сейчас минутка безотрывного письма.

Вьюги да метели под февраль полетели.

– Как вы понимаете эту пословицу?

IV. Работа над новым словарным словом

– Можем ли мы сказать, что зима – прекрасное время года? Почему?
– Сегодня на уроке мы узнаем о написании нового словарного слова «прекрасный». Это слово образовано с помощью приставки «пре» от слова «красный», означавший когда-то «хороший, красивый».
– Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.
– Какой частью речи является?
– Подберите синонимы. (Хороший, прекрасный, изумительный)
– Подберите антоним. (Ужасный)
– Что означает выражение «В один прекрасный день»?
– Составьте предложение со словом «прекрасный». Запишите предложение и сделайте синтаксический разбор этого предложения.

V. Исследовательская работа. Повторение об имени прилагательном. (На слайде)

Белые шапки на белых берёзах.
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза.
По белому снегу на лыжах бегу. (Л.Яхнин)

– Какое слово часто употребляет поэт Л.Яхнин?
– Что хотел сказать автор, употребляя это слово?
– Какой частью речи является это слово?
– Что мы называем именем прилагательным?
– Какую роль они выполняют в нашей речи?
– Как изменяются?
– С какой частью речи связано имя прилагательное?
– Найдите в стихотворении прилагательное, стоящее в мужском роде, единственном числе и дательном падеже; множественном числе и предложном падеже; единственном числе, мужском роде и именительном падеже.
– Что необходимо знать, чтобы определить род, число и падеж имени прилагательного?
– Что надо знать, чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного? Давайте вспомним.

1. Найти …
2. Определить …
3. Вспомнить …
4. Сравнить …

VI. Работа по теме урока

Сильный ветер вдруг подул.
И все окончания прилагательных сдул.

– По ходу работы определяйте опасные места. (Задание на слайде)

(Учащиеся комментируют у доски, работают в тетрадях).

Прекрасен вид зимн… леса. Мороз вытянул влагу из древесн.. сучьев. Кусты опушились блестящ.. инеем. Ласково смотрит солнце с син… неба. Лучи осыпали холодн.. блеском всю местность. На мягк.. снегу отпечатались следы птиц.

VII. Физминутка

VIII. Работа над упражнением в учебнике

– Прочитайте текст. О чём говорится в тексте?
– Какой формы клюв у синицы?
– Чем она питается?
– Что можно сказать о форме клюва дятла?
– Что удобно делать птице таким клювом?
– У какой птицы клюв острый, загнутый вниз?
– Чем питается ястреб?
– Найдите прилагательные, которые использует Г. Скребицкий для описания клюва синицы, дятла, ястреба.
– Закройте учебник и напишите о клюве одной птицы. Выделите окончания имён прилагательных.

Чтение детьми написанного. Проверка в парах.

– Какое задание дано в упражнении? Прочитайте.
– Сделайте морфологический разбор имени прилагательного.

IX. Графическая работа. (Построение графика). Работа по карточкам и на доске.

1. Лесн.. красавица
2. По глубок… снегу
3. Молод… месяца
4. Зимн.. лесом
5. С син.. неба
6. В тёпл.. шарфе
7. В тёмн.. небо
8.Ранн.. утром
9. По бел.. скатерти

X. Проверка памяти

– Вспомните и запишите в столбик слова, которые нам подарила зима в начале урока. (Проверка. Чтение детьми по 1 слову. Сравнение с доской)
– Кто запомнил все слова? 6 слов? 5 слов? Молодцы. А остальным ребятам надо потренировать свою память.
– Дома вам предстоит творческая работа. К данным существительным подберите подходящие признаки. Используя эти словосочетания составьте текст о зиме.

XI. Итог урока

– А сейчас обратимся к нашей рефлексивной таблице. Оцените теперь свои знания после проделанной работы на уроке. Поставьте значок на полях. Сравните с о значком, поставленном в начале урока. У кого значок изменился?
– Я благодарю вас за активную работу на уроке. Вы показали свои знания и получили следующие оценки.

Литература: методическое пособие по русскому языку Я.Ш.Гараева, отрывки из произведений Л.Яхнина, Г.Скребицкого)

Построение графика.

Учащиеся строят в тетрадях координатный угол (прямой угол). На оси ОХ проставляют числа от 1 до 10 (в зависимости от количества слов). На оси ОУ проставляются названия падежей. На пересечении числа и падежа ставится точка. Затем две ближайшие точки соединяются отрезком.

(Методическое пособие по русскому языку автор Я.Ш.Гараева)

Источник

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен прилагательных и имен существительных

Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 4 классе по УМК » Школа России». Тема урока раскрывается во взаимосвязи с темой «Олимпийские игры»

Просмотр содержимого документа
«Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен прилагательных и имен существительных»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Петлинская основная общеобразовательная школа»

Конспект открытого урока

русского языка в 4 классе

«Упражнение в правописании безударных падежных окончаний

имен прилагательных и имен существительных»
(Школа России)

учитель начальных классов

Калашникова Людмила Вениаминовна

Тема: «Упражнение в правописании безударных падежных окончаний

имен прилагательных и имен существительных»

Цель урока: создание условий для формирования устойчивого навыка правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных и имен существительных.

повторить, закрепить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном и имени существительном;

формировать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имен прилагательных и имен существительных;

упражнять в правописании безударных падежных окончаний имен прилагательных и имен существительных.

развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мышление;

развивать речь, умение полно и последовательно излагать свои мысли.

воспитывать культуру письменной речи, прививать интерес к русскому языку;

воспитывать чувство гордости за свою страну;

воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи и взаимосотрудничества.

учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 4 класс. Ч. 2»;

ноутбук, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point;

сигнальные карточки и карточки с заданиями;

карточки с окончаниями имён прилагательных.

1.Организационный момент. (СЛАЙД 1)

– Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним, посмотрите, какие они доброжелательные, поприветствуйте их. Пусть этот урок принесет нам радость общения, удачу и хорошие результаты.

— Сегодня нам предстоит много работать, поэтому пусть каждый сядет правильно и подумает про себя:

Я сегодня удалец,

На уроке молодец.

Спинку ровненько держу,

Всё я знаю, всё скажу.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

хоккей коньки команда хоккейный километр

— Правильное написание каких букв сегодня будем повторять? (К –заглавной и к- строчной).

— Дайте характеристику звукам, которые может обозначать эта буква. (Буква «к» может обозначать два звука [к] и[к’]. Они согласные, по твёрдости-мягкости парные, глухие, по глухости-звонкости парные).

— Прочитайте слова с буквой «к» сначала орфоэпически, затем орфографически.

— Запишите сначала буквы, продолжив закономерность, затем слова. Соблюдайте правильный наклон элементов и верное соединение букв в словах.

3.Введение в тему урока. Целеполагание.

— На какую тему можно составить рассказ, используя эти слова?

— Почему эта тема для нас сейчас так важна и актуальна?

— Какие чувства вы испытываете, когда вы смотрите трансляцию олимпийских игр по телевидению, следите за соревнованиями, результатами российских спортсменов?

— А нам на уроке нужно защищать честь знатоков русского языка.

— Как называется общая орфограмма в этих словах?

— Какие ещё орфограммы вы распознали?

— Что можно сказать о словах «хоккей» и «хоккейный»?

— В каких словах количество букв и звуков не совпадает? Почему? (коньки, хоккей)

— А какое слово вы назвали бы «лишним»? (хоккейный)

— Какое имя существительное в ед. числе из этого ряда слов можно подобрать по смыслу к имени прилагательному хоккейный, чтобы получилось словосочетание? (хоккейная команда)

— Можно назвать слова хоккейный и хоккейная однокоренными?

— Почему изменилось окончание имени прилагательного? (окончание имени прилагательного зависит от рода, падежа и числа имени существительного, к которому оно относится).

— Как называется в русском языке эта орфограмма?

— У какой ещё части речи мы изучали такую орфограмму?

-Ребята, как вы думаете, может ли спортсмен, который только начал заниматься спортом, принять участие в олимпийских играх?

— А что же нам надо с вами делать, чтобы показать высокий результат на контрольном диктанте по теме «Правописание безударных падежных окончаний

имен прилагательных и имен существительных»?

— Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (СЛАЙД 1 щелчок) Чему будем учиться, какие цели перед собой поставим? (СЛАЙД 2)

4. Повторение и закрепление знаний об имени прилагательном и имени существительном.

— Ребята, сегодня мы так много раз вспомнили об именах прилагательных и именах существительных, что они услышали и пришли к нам в гости. Угадайте, кто есть кто?

Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я . (существительное).

Опишу любой предмет,

В этом равных со мной нет.

Ведь я-часть речи замечательная,

Имя прилагательное: Родилось я с очень покладистым характером, но нет у меня ни рода, ни числа. Что же мне делать? Может спросить у имени существительного?

— Имя существительное, одолжи мне свой род и число, а то мне скучно и грустно.

Имя существительное: С удовольствием, я буду с тобой дружить.

Имя прилагательное: Вместе дружба, вместе служба!

— Ребята, а давайте сравним их между собой, и тогда станет понятно, всё ли мы с вами знаем об имени прилагательном и имени существительном.

1 группа готовит сообщение на тему:

Что общего у имени прилагательного и имени существительного?

2 группа готовит сообщение на тему:

В чём различие имени прилагательного и имени существительного?

5. «Грамматическая разминка»

-Любой спортсмен начинает свою тренировку с разминки. А мы проведём «грамматическую разминку».

— Какие безударные падежные окончания имен существительных надо проверять?

— Как можно проверить безударное падежное окончание имени существительного?

— Я читаю словосочетание с именем существительным, вы показываете на «светофоре» нужное окончание —е или —и.

Читал в библиотек. причалил к пристан. мечтал о поездк. жил у бабушк. работал на завод. толпились на площад. отъехали от деревн. поступать по совест.

— Как легче и быстрее всего проверить безударное падежное окончание имени прилагательного?

Сильный ветер вдруг подул,

Окончания в кучу сдул.

Карточку скорей возьмите

И порядок наведите.

На доске словосочетания:

К рыж… лисице, летн.. жару, поздн.. вечером, соседн.. село, в син.. моря, у дальн…озера, в серебрист.. инее.

(-ий, -ей, -ею, -юю, -ем, -им, -ие, -ее, — его, -ого, -ом, -ым)

— Почему в прилагательное в рыжей вставили безударное окончание –ей?

— Какие прилагательные тоже отвечают на вопрос какой? Какие у них окончания?

— Подберите синонимы к имени прилагательному в серебристом.

— Найдите имена прилагательные, к которым можно подобрать антонимы.

— Назовите имя существительное, к которому можно подобрать и синонимы, и антонимы. (жара, зной, холод)

— Укажите карточкой падеж имён прилагательных, которые я буду вам показывать.

— Составьте устно предложение с любым словосочетанием.

6.Выборочное списывание с заданием.

— В каком зимнем олимпийском виде спорта, нужно показывать отличную меткость?

– А как на уроках русского языка мы называем умение быстро находить и распознавать орфограммы?

— Проявите свою зоркость. Прочитайте предложения и найдите ошибки. (1 ученик читает орфоэпически). (СЛАЙД 3)

Зимнем утром лыжники котались влесу. Сначала они зашли в берёзовую рощю. Потом по знакомай лыжне отправились к дальниму старому бору. В сосновом бору стояла глубокая тиш. Возле одинокой еле лыжники заметили пушистова зайца.

— Объясните правильное написание слов, в которых допущены ошибки.

— Проверьте себя. (СЛАЙД 4)

— Дайте характеристику этим предложениям. (Простые, распространённые, по цели высказывания повествовательные, по интонации невосклицательные)

— Можно ли назвать данную группу предложений текстом? Как можно озаглавить? (В сосновом бору. Катание на лыжах. Зимним утром. и др.)

— Определите тип текста.

— Приступаем к настоящей тренировке. (СЛАЙД 3)

Работа в парах (группах):

1 группа: выпишите первые три словосочетания прил. + сущ.

2 группа: выпишите следующие три словосочетания прил. + сущ.

из первых четырёх предложений, исправляя и выделяя окончания имен прилагательных.

— Спишите последнее предложение (всем).

— И в словосочетаниях, и в предложении укажите род и падеж имен прилагательных.

— Поменяйтесь тетрадями для взаимопроверки. Помогите друг другу при затруднении.

Дополнительное задание для учащихся, быстрее выполнивших работу

(подобрать из текста слова к схеме корень, суффикс, окончание)

7. Упражнение в разборе по членам предложения, частям речи

— В каждом виде спорта спортсмены имеют своё спортивное снаряжение. Они должны уметь быстро и безошибочно собирать и разбирать его, т. к. от этого напрямую зависит их успех на соревновании.

-На уроках русского языка мы тоже должны владеть разными видами разборов.

— Сейчас Аню и Яну я попрошу у доски выполнить разбор слов под цифрой из задания к упражнению 107 из учебника (стр. 51).

— А остальные ребята разберут последнее предложение по членам и по частям речи.

— Проверяем (Объяснение с места)

8.Исследование явления перехода слова из одной части речи переходит в другую.

— Как вы думаете, спортсмены могут, начав заниматься одним видом спорта, перейти в другой. В каких видах спорта это возможно?

— А давайте исследуем, происходит ли такое явление как переход слова из одной части речи в другую. (СЛАЙД 5)

— Какое одно и то же слово употреблено в этих словосочетаниях.

— Определите какой частью речи оно выражено в словосочетаниях.

(В первом словосочетании это прилагательное, во втором – существительное)

– В русском языке существует такое явление, когда слово из одной части речи переходит в другую. В данном случае имя прилагательное «превратилось» в имя существительное, сохранив при этом своё окончание.

— Давайте понаблюдаем как склоняется имя прилагательное, превратившееся по своему лексическому значению в имя существительное.

— (просклонять «школьная столовая» по цепочке.)

ВЫВОД: При склонении это слово будет изменять своё окончание, как имя прилагательное.

9. Игра «Прилагательное или существительное?» Физкультминутка

– Я буду читать пары предложений. Вы должны угадать, какой частью речи является в этих предложениях одно и то же слово. Я его буду для вас выделять интонацией.

(Прилагательное – приседаем. Существительное – хлопаем)

1.Учительская тетрадь осталась лежать на столе. (прил.)
Учительская была полна возмущёнными учителями. (сущ.)

2.Сестра сделала больному пять уколов. (сущ.)
Мальчику попали клюшкой по
больному уху. (прил.)

3. Дежурный милиционер принял заявление о краже. (прил.)

Дежурный не проветрил класс. (сущ.)

10.Работа с деформированным текстом. (СЛАЙД 6)

— Ребята, как вы думаете, спортом должны заниматься только спортсмены?

— А зачем нужно заниматься спортом? (Спорт укрепляет здоровье, делает фигуру красивой, подтянутой)

-А для чего в речи нужно употреблять имена прилагательные? (Они украшают нашу речь, делают ее выразительной, точной, понятной)

-Составьте из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном роде и падеже.

— Кому нужна помощь?

— Озаглавьте текст. Запишите. Определите падеж прилагательных, выделите окончание.

1. любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.

2. яркий, поляна, заливает, свет, лесная.

3. пахнет, еловая, сосновая, и, хвоя.

4. закачалась, ветка, вот, еловая.

5. в, ель, белочка, густая, затаилась, вершина, проворная.

— По цепочке назовите имена прилагательные, покажите падежи карточкой.

11. Упражнение в составлении словосочетаний в указанных формах.

— Мы достаточно много сегодня упражнялись и тренировались в правописании безударных падежных окончаний имен прилагательных и имен существительных. Я думаю, что пора провести настоящее олимпийское соревнование знатоков русского языка.

— Какая команда быстрее и правильнее запишет безударные окончания в указанных формах.

На доске запись:

звонк.. голос.. (Т.п. мн.ч.) могуч.. дуб.. (Д.п. ед.ч.)

весенн.. пальт.. (Р.п. ед.ч.) снежн.. наряд.. (П.п. ед.ч.)

холодн…земл.. (В.п. ед.ч.) сочн.. яблок.. (Р.п. мн.ч.)

12. Итог урока. Рефлексия.

— Ребята, подведём итог нашего урока. Достигли мы с вами поставленных целей?

-Что вам больше всего понравилось в уроке?

(СЛАЙД 7)— Спортсмены стремятся в соревнованиях занять высокие места, завоевать золотые медали. Вы сегодня тоже показали хорошие результаты и достойны заслуженной награды.

(Вручение медалей «Знаток русского языка» и шоколадных медалек)

(СЛАЙД 8)— На протяжении всего урока вам светило солнышко удачи. Я радовалась вашим ответам, каждой вашей удаче. Все ли у вас получилось на уроке, что вам хочется сказать самому себе?

Желтые кружочки — «все на уроке удалось»

Синие — «старался, но не все удалось»

Красные –«затруднялся выполнять большинство заданий»

Источник