упражнения на тему существительное и прилагательное
Развитие речи при изучении имени существительного и имени прилагательного в начальной школе
Основополагающим в обучении считаю принцип развития речи, т.к. речь в свою очередь является каналом развития интеллекта, а весь поток подсознания идет по каналам языка. Следовательно, родной язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Это инструмент подсознания, мышления, развития.
Понимая, что речь, с одной стороны, является средством общего развития, а с другой – показателем результативности работы над общим развитием, ставлю задачу изучить уровень владения речью учащихся с 1 по 4 класс, следить за динамикой ее развития, корректировать ее (по мере необходимости).
Для того, чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека.
Остановимся на нескольких упражнениях по развитию речи при изучении имени существительного и имени прилагательного.
Мы уже говорили о том, что ребенок, владея в языке очень многим, умея спрягать и склонять, строить словосочетания и предложения, воспринимает предмет “русский язык”, изучаемый в школе, как что-то новое, ранее незнакомое, а потому очень трудное в изучении. Задача учителя – помочь ребенку понять, что со многим в языке он хорошо знаком, только не догадывается об этом.
Таким образом, при ознакомлении с грамматической теорией считаю необходимым учитывать особенности детской речи, так как ребенок воспринимает слово как нерасторжимое целое и в силу своих особенностей с трудом овладевает пониманием связи, между грамматической формой слова и системой передаваемых ею значений. Роль изучения грамматики должна состоять в раскрытии связей между значением и формой слова.
Самой первой частью речи, которой овладевает малыш, является имя существительное. Ребенок в состоянии уловить, что отдельные падежные формы отличаются не только окончанием, но иногда и чередованием звуков, и ударением, но, тем не менее, окончание еще долго остается для ребенка постоянным средством выражения падежных значений и даже отступление от языковой нормы свидетельствует об этом.
Например: “Не с папой, а с папом, ведь с братом, они мужчины”. На уроках русского языка в качестве тренировочных упражнений можно предлагать младшим школьникам задание “Волшебная лесенка”. Просклонять существительные, записывая только окончания.
Именительный падеж
Родительный падеж
Дательный падеж
Винитель ный падеж
Творительный падеж
Предложный падеж
Очень часто и по родам ребенок делит существительные, исходя из биологического рода, а особые трудности испытывает, встречаясь с одушевленными существительными среднего, обозначающие широкие, обобщающие понятия.
Ребенок рассуждает: “Дитё – это оно. Тут мальчики и девочки вместе”. Средний род как грамматическая категория одушевленных существительных объясняется ребенком как объединение особей мужского и женского пола, а потому нейтральный по роду, и в речевой практике он приписывает таким существительным свой род. На своих уроках русского языка в качестве тренировочных упражнений предлагаю учащимся исправить слова малышей.
Определите род существительных. Если это необходимо, напишите верно.
Наименование лиц женского пола в речи детей используется очень часто. Дети создают такие слова в соответствии с существующими правилами языка, и их образование не противоречит системе, но все-таки, как считают исследователи детской речи, они носят разговорный или просторечный характер: докторша, врачиха. Это говорит о том, что дети младшего школьного возраста не осознают принадлежность слова к тому или иному функциональному стилю. На соответствующих уроках русского языка предлагаю детям выбрать из предложенных слов те, которые отражают литературную норму, а при затруднении воспользоваться словарем:
Я стараюсь создавать на уроках русского языка такие ситуации, где ученик чувствовал бы себя ведущим в познавательном процессе, хотя бы в малом. Конечно, я использую на уроках и обычные каналы усвоения знаний, но чаще стараюсь, чтобы эти знания были выведены из самостоятельного наблюдения, из эксперимента, сравнения предметов, явлений, выпонения практических работ. Например, при изучении темы “Имя прилагательное” детям было предложено такое упражнение.
Дети рекомендуют разбить слова на 2 столбика – существительные и прилагательные. На доске появляется запись.
грустная
проворные
– Какой столбик вам знаком? Исследуйте, докажите, что имена существительные (одно существительное множественного числа). Прочитайте второй столбик. Докажите, что это не имена существительные. На какие вопросы отвечают слова? Прочитайте пары слов по строчкам. Что заметили? Почему нельзя сказать: песня красное, солнце грустная? Соедините пары слов правильно. (Дети связывают в словосочетание два слова. Делают вывод). Чтобы понятно объяснить, предлагаю детям воспользоваться схемой (схема заимствована из учебника “К тайнам нашего языка” М.С.Соловейчик)
Имя существительное
Приказываю
Измени число!
Имя прилагательное
Подчиняюсь
Измени род!
Упражнение. “Угадай, что за зверь”.
Летом у него шерсть серая, а зимой – белая, уши длинные, а хвост короткий. Зверек этот пугливый. (Заяц)
– Какие слова помогли Вам угадать (признать) зверька? (Дети называют имена прилагательные и объясняют, что обозначают эти прилагательные)
Серый, белый – цвет. Короткий, длинные – размер. Пугливый – характер.
Упражнение. Вспомните “Сказку о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина. Допишите слова, признаки которых названы:
Слово дождь для каждого звучит по-разному, подберите признаки этого слова.
В 3 классе дети “изобрели” правило о правописании “ь” после шипящих в конце существительных.
Проводится звуковой эксперимент.
– Что общего между словами мощный, камышовые, ночной, товарищеский? Подберите к ним однокоренные имена существительные (мощь[щ?], камыш[ш], ночь[ч?], товарищ[щ?].
Дайте характеристику последним звукам.
– В алфавите только 4 буквы, обозначающие шипящие звуки, но сколько хлопот они приносят. Мягко слышится – твердо пишется (ча; ща).
Твердо слышится – мягко пишется (жи; ши).
Исследуйте слова: мощь, камыш, ночь, товарищ. Что их объединяет? Где написание их соответствует произношению? Почему в словах мощь, ночь мягкий знак пишется, а в совах камыш, товарищ – нет? (Если дети не догадались, то предлагаю им определить род имени существительного). Какое правило “изобрели”? давайте введем его в объяснение и заполним схему (схему заимствую из учебника М.С.Соловейчик “К тайнам нашего языка”, а также способ действия)
Услышав шипящий на конце слова, узнай.
Если это имя существительное в начальной форме, определи род.
Если слово
Мужской род
Женский род
Работа над усвоением способа действия тесно связана с упражнениями по развитию речи.
Упражнение. Напишите правильно слова, заменив синонимами данные понятия и назвав их одним словом.
Часть суток после вечера
Мелкие деньги
То что мы слышим, произносим, читаем, пишем
Упражнение. Какое задание вы придумали бы к этому упражнению?
красивая
Запишите только те сочетания слов, которые можно употреблять в прямом и переносном значении с одним и тем же прилагательным.
морозная
Золотая вещь – золотая рожь.
На каждом уроке дети, помимо знаний по языку, узнают что-то новое для себя, расширяется их кругозор, словарный запас.
Важнейшим из аспектов развития речи учащихся является обогащение словарного запаса. С этой целью на своих уроках я использую творческое списывание, которое можно применять на разных этапах урока.
Приведу фрагмент урока.
Тема: “Имя прилагательное”.
Цель: развивать умения распознавать различные части речи и определять род имени существительного и прилагательного; познакомить со способом определения родовых окончаний имен прилагательных.
I. Повторение.
Детям раздаются карточки. Каждый ребенок по очереди вслух читает свое задание и пытается дать ответ, остальные помогают ему в случае затруднения. Для письменной работы дается: дописать ответ. (Эти задания можно записывать на доске)
Ощущение потребности в еде называется….. Произведение живописи в красках называется….. Замороженное сладкое кушанье из сливок, сока ягод называется… Размолотые в порошок хлебные зерна называются….. Работник поддерживающий чистоту и порядок на дворе и на улице около дома, называется…
В тетрадях учащихся появляется запись:
Голод, картина, мороженое, мука, дворник.
– Узнайте, к какой части речи относится каждое слово. Как это сделать?
[1] (“В задание сознательно включаем слово мороженое, хотя это особое имя существительное, произошедшее от имени прилагательного и имеющее его окончание. Этим словом ребята довольно часто пользуются, но употребляют его не всегда верно, поэтому советуем не исключать его из работы, сказав учащимся о своеобразии его происхождения и совместно доказав, что теперь это имя существительное”)
– Как определить род каждого существительного? Какие окончания у существительных каждого рода?
– Подберите к каждому существительному подходящее по смыслу прилагательное. Запишите рядом, пропуская окончание.
– Как же правильно написать окончание в прилагательных каждого рода?
II. Работа по теме урока.
– Сегодня на уроке будем тренироваться в написании родовых окончаний существительных и прилагательных.
Также творческое списывание может быть использовано с целью закрепить в памяти учащихся значение изучаемых слов.
Задание: напишите на месте точек подходящие слова.
Букву или часть слова, где возникает опасность ошибки, называют…
Раздел науки о языке, изучающий происхождение слов, называют…
…. – это слова, совпадающие по звучанию, но полностью расходящиеся по значению.
….. – это слова, противоположные по значению.
….. – это слова, совпадающие или близкие по значению.
Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова:
Такие виды заданий позволяют обогащать словарный запас детей, уточняют многие понятия, учат устанавливать связь между отдельными частями прочитанного.
Наряду с учебником применяется специальное средство обучения – дидактический материал по русскому языку, 3-4 классы (авторы: Ш.В.Журжина, Н.В.Костромина)
В данном пособии содержатся упражнения, способствующие лучшему усвоению грамматического материала, выработке орфографических навыков.
А также широко представлены упражнения по развитию речи, по культуре речи. В книге содержатся материалы из истории слов и выражений, много внимания уделяется занимательности.
[1] М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям – задачникам по русскому языку для 3 кл. Пособие для учителя. – Смоленск. Ассоциация ХХI век, 2003 – 88с.
Источник
Упражнения по теме «Имя прилагательное»
Упражнение 1.
Дополните предложения прилагательными.
1. Однажды зимой мы отправились в лес. В(…) бору было тихо. Все покрыто (…)снегом. В (…)воздухе носились (…) (…) пушинки. Ветви украсились (…)инеем. В этом (…) (…) наряде каждая ветка казалась (…).
2. Великолепен вид (…) леса. Все покрыто (…) снегом. (…) воздух тонок и жгуч. Снег опушил (…) деревья и кусты. По ним скользят (…) (…) лучи и обсыпают их (…) блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость (…) неба. (…) туча заволокла горизонт.
Выпишите из текста словосочетания «Существительное + прилагательное». Определите разряд прилагательных. выполните морфологический разбор трех прилагательных.
Овладей русской речью
Ты родной владеешь речью, бойко говоришь.
Русский же язык неважно знаешь, мой малыш!
Слушай потому поэта, будь прилежен впредь,
Чтоб могучей русской речью хорошо владеть.
Эта речь полна величья, гордой простоты,
В ней прекрасных слов богатство, сила красоты.
Скажем, к странам зарубежным держишь морем путь,
Перед спутниками хочешь знаньями блеснуть –
В разговорах или спорах с другом иль врагом
Ты воспользуешься смело русским языком!
Потому ты, школьник резвый, будь прилежней впредь!
Ты обязан русской речью хорошо владеть.
Упражнение 4.
Прочитайте текст и выполните задания.
Величайшее 3 богатство народа — его язык! Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна 3 та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость.
Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих 3 отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной 3 культуры, великого и могучего языка нашего. (По М. А. Шолохову)
Найдите в тексте прилагательные, относящиеся к разным разрядам.
Из первого абзаца выпишите словосочетания «прилаг. + сущ.», укажите род, число и падеж прилагательного.
Найдите случаи использования прилагательного в роли определения и в роли сказуемого (определите тип сказуемого).
Сделайте морфологический разбор указанных слов.
Тест по теме «Имя прилагательное»
Б) признак предмета
В) признак признака
Г) признак действия
2. Морфологические признаки прилагательного это:
Б) род, число, падеж
В) род, число, лицо
3. Синтаксические признаки прилагательного это :
А) определение, сказуемое
Б) определение, обстоятельство
В) определение, дополнение
Г) дополнение, обстьоятельство
4. В каком ряду все слова являются именами прилагательными?
А ) могуч, первый, сильное, лисий
Б) беспощаден, выдуман, цветной, бела
В) нетерпеливый, должен, хаки, сытый
Г) одетый, несчастный, злой, высказан
5. Качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие .
А) материал, из которого сделан предмет
Б) признак по его принадлежности
В) признаки, указывающие на различные качества предмета
6. Укажите относительные прилагательные.
А) молодой (человек), красивый (рисунок), белый (снег)
В) малиновое варенье, малиновый берет, каменное лицо
10. В каком ряду все прилагательные притяжательные
А) волчий вой, заячий тулуп, лисья речь
Б) оленьи рога, рыбачий улов, бабушкин пирог
В) стиральная машина, мясной бульон, лисья нора
11. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ: «Я снова здесь, в семье родной! Мой край задумчивый и нежный!»
А) родной (ж.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.)
Б) родной (ср.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.)
В) родной (м.р.), нежный (м.р.)
12. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ: «Ранним утром я подошёл к величественной реке. От весенней воды тянуло свежестью.»
13. Найдите прилагательное в простой сравнительной степени .
А) самый быстрый
14. Укажите прилагательное в составной сравнительной степени .
А) менее сложный
15. Найдите прилагательное в простой превосходной степени .
В) более громкий
Г) менее тяжёлый
16. Укажите прилагательное в составной превосходной степени.
Б) самый глубокий
В) более глубокий
17. Укажите вариант без ошибки в образовании формы степени сравнения прилагательных.
А. острее, менее крутой, более выше
Б. длиньше, самый красивый, сладчайший
В. очень маленький, красивее, ниже всех
Г. дольше, лучше, наивкуснейший
18. Укажите вариант с ошибкой в образовании формы степени сравнения прилагательных.
А) самый веселый, меньше всех, более высокий
Источник
Упражнения на тему существительное и прилагательное
Упражнения на местоимения для детей (как объяснить ребенку местоимения?). Что такое существительное? Что такое прилагательное? Род существительного.
Для взрослых, хорошо владеющих русским языком, подобрать подходящее по смыслу местоимение (он, она, оно, они) вместо знакомого ему слова (существительного) – наипростейшее дело. Некоторым дошкольником сделать то же самое, при этом без ошибок и быстро, довольно трудно. Также трудно подобрать и правильное окончание прилагательного, даже и в устной речи.
В данной статье предложены упражнения для развития указанных навыков. Также мы приводим краткие определения что такое существительное и прилагательное, и объясняем, как определить род существительного.
Еще не так давно, в некоторых детских садах разбирали эти вопросы в подготовительных группах, не считая это преждевременным занятием. Нужно ли ребенку до школы знать, что такое существительное, прилагательное, какого рода могут быть существительные – выбор ответа на эти вопросы остается за родителями.
Упражнение № 1 (тест).
Рекомендуем Вам распечатать все упражнения и вычеркивать правильные ответы. Неверные ответы – подчеркивать и впоследствии возвращаться к этим словам.
Для удобства анализа даем упражнения в виде таблиц, но слова надо называть ребенку в случайном порядке (не последовательно) из разных столбцов.
«Я буду читать слова, а ты скажи, каким словом из четырех можно его заменить: ОН, ОНА, ОНО, ОНИ. Например, я говорю слово «САМОЛЕТ», а ты говоришь: «ОН».
Если ребенок ответил без ошибок, можно переходить к упражнению №4. В случае ошибок нужно переходить к упражнениям №2, №3.
1) «Перечисли времена года и скажи, какими словами можно их заменить: ОН, ОНА, ОНО».
2) «Перечисли части суток (время суток) и скажи, какими словами их можно заменить».
ОТВЕТ: УТРО – ОНО, ДЕНЬ – ОН, ВЕЧЕР – ОН, НОЧЬ – ОНА.
3) «Перечисли дни недели и скажи, какими словами их можно заменить».
ОТВЕТ: ПОНЕДЕЛЬНИК – ОН, ВТОРНИК – ОН, СРЕДА – ОНА, ЧЕТВЕРГ – ОН, ПЯТНИЦА – ОНА, СУББОТА – ОНА, ВОСКРЕСЕНЬЕ – ОНО.
«Я буду называть слова, а ты попробуй добавить слово, отвечающее на вопрос: КТО или ЧТО?»
1) Взрослый говорит слово КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ или КАКИЕ, ребенок продолжает (взрослый задает ребенку вопрос, а ребенок придумывает существительное).
— Зеленая, — говорит взрослый
— Трава, — отвечает ребенок
Далее дана таблица для примеров слов:
2) Взрослый называет ребенку прилагательное, а ребенок придумывает существительное.
Аналогично, для слов: НОВЫЙ, НОВОЕ, НОВАЯ, НОВЫЕ.
«Я буду называть слова, отвечающие на вопрос: КТО или ЧТО, а тебе нужно к этому слову подобрать подходящее по смыслу слово, отвечающее на вопрос: КАКОЙ?». Желательно, чтобы ребенок отчетливо произносил окончание прилагательного!
Упражнение можно продолжать с придуманными Вами словами.
Упражнение №7 (рекомендуется в тех случаях, когда родитель хочет дать представление ребенку: что такое существительное, какие бывают существительные по роду, что такое прилагательное?)
Существительные (имена существительные)– слова, которые обозначают предметы, явления природы или события и отвечают на вопросы: КТО или ЧТО?
Прилагательные (имена прилагательные)– слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы: КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ?
«Укажи существительные и прилагательные в следующем предложении».
1) Разноцветная радуга появилась на синем небе сразу после весенней грозы.
Существительные : радуга, небо, гроза.
Прилагательные : разноцветная, синее, весенняя.
Замечание: если у ребенка возникли трудности с поиском существительных и прилагательных, то перечитайте предложение заново и укажите правильные ответы.
2) Маленькая рыбка увидела огромную зубастую щуку и спряталась под большим камнем.
Имена существительные бывают или мужского, или женского, или среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова: ЭТОТ, МОЙ, ОН, – мужского рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова: ЭТА, МОЯ, ОНА, — женского рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова ЭТО, МОЁ, ОНО, — среднего рода.
Далее обсудите с ребенком, к какому роду относятся следующие слова:
ЗЕМЛЯ (Ж.Р.), СЕЛО (СР.Р.), ТРАКТОР (М.Р.), ВОРОНА (Ж.Р.), ВОРОБЕЙ (М.Р.), ГНЕЗДО (СР.Р.), ПОЛЕ (СР.Р.), ГОРОД (М.Р.), САД (М.Р.), КАЛИТКА (Ж.Р.), ДОКТОР (М.Р.), КНИГА (Ж.Р.), ТЕТРАДЬ (Ж.Р.), МЫЛО (СР.Р.), РАБОТА (Ж.Р.), КОЛЕСО (СР.Р.), БОБР (М.Р.), МЫШЬ (Ж.Р.), ЗМЕЯ (Ж.Р.), КРОКОДИЛ (М.Р.), КОРАБЛЬ (М.Р.), ОКЕАН (М.Р.), ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ (СР.Р.), ВЬЮГА (Ж.Р.), НАВОДНЕНИЕ (СР.Р.), ОДЕЖДА (Ж.Р.), ОВРАГ (М.Р.), ДОРОГА (Ж.Р.).
При необходимости (в случае ошибок), можно продолжать обсуждать рассмотренные в статье темы с ребенком во время прогулок, но важно здесь не злоупотреблять, иметь чувство меры.
Желаем успехов Вам и Вашему ребенку!
Источник
Упражнения на формирование понятия об имени прилагательном и употребление его в речи, представленные в учебниках, составленных в соответствии с программой «Школа России». материал по русскому языку (1, 2, 3 класс) на тему
Данный материал содержит подборку упражнений, которые можно использовать при работе. Способствует формированию у обучающихся понятия об имени прилагательном и употреблению его в речи.
Упражнения на формирование понятия об имени прилагательном и употребление его в речи, представленные в учебниках, составленных в соответствии с программой «Школа России».
1.Задания по проверке умений употреблять прилагательные в речи.
Задание №1. Найди среди данных слов (в тексте) имена прилагательные или словосочетания с прилагательными.
Снежный ком, ком из снега; шишка сосны, сосновая шишка; дом у дороги, дорожный патруль; уютная комната , домашний уют.
Задание №2. Вставь подходящие по смыслу имена прилагательные.
Зимой у белки ____,____ шерсть. Хвост ______ и ______. Белка старается залесть в _______ дупло. Там она грызет _______шишки.
Слова для справок: густой, серый, большой, пышный, теплый, еловый.
Задание №3. Подбери к прилагательным слова, близкие по значению.
тихий городок — медленный
тихий нрав — смирный
тихий звук — безмолвный
тихая ночь — негромкий
тихий ход — неоживленный
Задание №4. Подбери к данным словам, противоположные по смыслу.
Трудолюбивый человек -. сильный ветер -. старательный ученик -. военный самолет -. трусливый заяц- …, свежий вечер -.
Задание №5. Подбери к многозначному имени прилагательному, близкое по смыслу.
Бархатный сезон — железн(ый) крепкий орешек — тепл(ый)
Система упражнений, направленная на развитие речи младших школьников в процессе изучения имени прилагательного .
1. Упражнения на нахождения слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какие?
– Прочитайте текст. Найдите в тексте слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какие ?, выпишите их.
Я очень люблю это скромное ветвистое деревцо – рябину. Люблю ее перистые зеленые листочки, которые шелестят даже при легком ветерке. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце. В народных песнях часто употребляется рябинушка.
2. Упражнения на дополнение текста словами, отвечающими на вопросы какой? какая? какие?
– Дополните текст словами, отвечающими на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?
У девочки Маши был . щенок Дружок. У Дружка была . шерсть. ушки и . глазки. Он играл с девочкой целый день.
Слова для справок: веселый, черный, остренький, маленький, блестящий.
* Найдите слова, указывающие на размер Дружка. Придумайте свои слова с уменьшительно-ласкательным значением.
3. Упражнения на группировку признаков предмета
– Прочитайте имена прилагательные. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: обозначающие цвет предмета; обозначающие вкус предмета; обозначающие материал, из которого сделан предмет; обозначающие форму предмета; обозначающие величину предмета.
4. Упражнения на выделение имен прилагательных из данных слов (текста).
– Послушайте текст. Назовите прилагательные, которые вы запомнили.
Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа. Еж разорвал змею.
5. Упражнения на подбор подходящих по смыслу слов в текст с использованием слов для справок.
Элли увидела прозрачный поток. В прозрачной воде резвились волшебные рыбки. Вдруг к девочке подошли забавные человечки. Они были одеты в забавные кафтаны. Под широкими полями шляп нежно звенели забавные бубенчики.
Слова для справок: чистый, бархатный, красивый, маленький.
1. Упражнения на использование прилагательных — синонимов.
– Подберите к каждому слову близкое по смыслу прилагательное (синоним), запишите.
– Найдите синонимы. Соотнесите слова из левого столбика с их синонимами из правого. (Можно устно, вызывая по очереди детей к доске и предлагая им проводить стрелочки к словам-синонимам).
– Из данного списка выпиши слова, близкие по значению словам: интересный, красивый, ласковый, старательный.
– Прочитайте внимательно предложения. Подумайте и замените, где нужно, подходящие по смыслу именами прилагательными повторяющиеся слова.
Наступила ранняя весна. Зацвели ранние растения. Слышен ранний звук пастушьего рожка.
– Прочитайте, разберите предложения. Выпишите прилагательные и существительные, с которыми они связаны.
На солнце темный лес зардел.
В долине пар белее тонкий.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
К выписанным прилагательным подобрать слова, близкие по смыслу. Обратите внимание, как изменился текст после замены данных прилагательных синонимичными. Как вы думаете, какие прилагательные точнее передают красоту родного края (в ходе работы объяснить детям, такая замена авторского текста не будет полноценной, еще раз показать ученикам удачность авторского выбора).
Слова для справок: легкий, изящный; сумрачный, мрачный; серебристый; голосистый; первый, весенний
2. Упражнения на использование прилагательных — антонимов.
– Подберите противоположные по смыслу слова к следующим словам:
– Выделите слова-антонимы в стихотворении-загадке.
Бывает он в холод,
Бывает он в зной,
Бывает он добрый,
В открытые окна
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
То вздумает по морю
Волны гонять. (Н.Найденова)
– Прочитайте. Подберите к каждому слову слова, противоположные по смыслу (антонимы) и слова близкие по смыслу (синонимы), Запишите слова в два столбика.
– К данным прилагательным напишите прилагательные противоположного значения. Выделите окончания. К словам левого столбика подберите слова близкие по значению, данные в словах для справок:
Слова для справок: оживленный, радостный, смешной; грузная; старательный; смелая; дряхлый, ветхий.
Укажите, какие из прилагательных могут сочетаться с существительными, помещенными в скобках: старый, дряхлый, ветхий (человек, обувь, город, избушка).
3. У пражнения на освоение грамматических признаков имени прилагательного
– Спишите словосочетания. Определите и укажите род имен прилагательных. Помните, род имен прилагательных зависит от рода имен существительных.
Ясный день, ясная погода, ясное небо; ранняя прогулка, раннее утро, ранний час; хороший человек, хорошая девочка, хорошее настроение
– Прочитайте предложения. Выпишите имена прилагательные в три столбика: мужской род, средний род, женский род.
Полынь – горькое на вкус растение. По вечерам в лесу раздается громкий трубный зов лося. На опушке растет стройная молодая ель. Синее бездонное небо шатром раскинулось над нами.
– Спишите текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Определите и обозначьте их род и число.
Синие небо и свежее дыхание ветерка так и манили меня на прогулку. Я отправился в соседнюю рощу. Утренняя роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась ранняя сырость. Молодые листочки деревьев были точно покрыты лаком. Яркие весенние цветы бодро подымали свои красивые головки. На траве сверкали крупные капли росы.
4. Упражнения на подбор подходящих по смыслу слов в текст.
– Замените повторяющиеся имена прилагательные подходящими по смыслу словами.
Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны.
Слова для правок: пугливые, робкие, трусливые.
5. Упражнения на группировку слов по заданным признакам
– Прочитайте имена прилагательные. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: отношение к людям; состояние погоды; характер человека.
– Образуйте от существительного однокоренное ему прилагательное и составьте словосочетание этого прилагательного с существительным. Запишите составленное словосочетание.
Ужас, осень, вкус, лес, дом, несчастье, холод, туман, лето, место.
― Замени прилагательное, близким по смыслу словом с приставкой:
Упражнения, предлагаемые на продуктивном этапе
1. Упражнения на работу с деформированным текстом
– Расположите предложения в нужной последовательности. Дополните подходящими по смыслу именами прилагательными.
1.Она посадила Кая в сани и увезла к себе во дворец. 2. Ее одежда была из тюля. 3. Вдруг Кай увидел Снежную королеву. 4. Кая спасла Герда. 5. Она была из льда.
* Слова для справок: сверкающий, тончайший, белый, добрый, отважный, большой, ледяной.
— Расположи части текста в нужной последовательности. Озаглавь рассказ словами из текста.
Ребятишки взяли небольшую дощечку, сделали маленькую лодочку и пустили ее по бурной воде. Лодочка плыла, а дети бежали за ней и кричали.
Пришла теплая весна. Пригрело ласковое солнышко. Потекли веселые ручейки.
Вдруг маленький превратился в настоящую большую реку, и отправилась рыбачья лодка в дальнее плавание.
Найди и отметь в рассказе части: 1. Как белки зимуют. 2. Веселые белки. 3. Летние заботы. Озаглавь текст.
— Теперь у освещенной солнцем старой сосны резвятся веселые белки. Радуются они теплому солнышку, светлой весне. Сменили белки свои пушистые серые шубки. Рыжими стали у них спинки и пышные хвосты. Всю долгую зиму жили белки в лесу. От ветра и стужи прятались в теплых гнездах, забирались в глубокие дупла деревьев. Грызли смолистые тяжелые шишки. Много забот будет летом у белок. Нужно накормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов.
* Расположи части текста в нужной последовательности.
*Замени выделенные слова близкими по смыслу. Что изменилось какой вариант лучше ?
2. Упражнения на редактирование с творческим дополнением текста
– Прочитайте текст. В этом тексте нет имен прилагательных. Подберите нужные по смыслу слова и запишите восстановленный текст.
Заглянуло лето в … сад, развесило на ветвях … яблоки, … груши. В лесу под деревьями лето рассадило много грибов. В … березняке – подберезовики с … корешками, в … шапочках; в осиннике – подосиновики с … шапочками. На … поляне будто цветы расцвели, раскрыли свои зонтики мухоморы.
3. Упражнения на написание сочинения с использованием заданного элемента текста
– Прочитай. Какая мысль выражена в предложении? Составь текст по предложению. Напиши.
В воздухе кружилась живая сетка из мягких, пушистых снежинок.
– Подумай, как можно продолжить текст. Придумай конец и запиши текст полностью.
Стоял чудесный летний день. От лёгкого ветерок; чуть-чуть шевелились листья на деревьях. Hа солнечную поляну выскочил из-за куста маленький зайчонок.
4. Упражнение на изложение и пересказ текста.
Над бурным океаном встает солнце. Высоко поднимаются гребни яростных волн. Одна из них самая высокая. Её называют девятым валом. Со страшной силой она вот-вот обрушится на потерпевших крушение. А усталые люди вцепились в обломки мачты. Как они сюда попали?
Вчера утром их корабль вышел в открытый океан. Был солнечный день. Но к вечеру ветер нагнал грозные тучи, океан заволновался. Огромные валы ринулись на корабль. Послышался треск мачт. Несколько друзей решили не сдаваться. Главное – выдержать до утра. Солнце уменьшит эти бешеные валы. И люди выдержали. Солнечные лучи разукрасили тяжелые волны всеми цветами радуги. Больше всего в картине густой зелени, это цвет надежды. Солнце и люди победили мрак ночной бури. Хвала человеку! Слава солнцу!
О чем говорится в данном произведении?
Какие слова передают состояние разбушевавшейся природы?
5. Упражнения на употребление имени прилагательного в речи:
– Описать предмет или явление (не называя его) так, чтобы все, не видя его, догадались, о чём речь.
Она была маленькой, тоненькой. Ее белый ствол был виден издалека. Хрупкие ветви … с нежными клейкими листочками дрожали от холодного весеннего ветра.
Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазками. Наконец показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький …. .
Внимание! 02.01.10 пропала неприметная кошка смешанной породы. Возраст 1 год, черная с белыми лапами и круглым белым пятном на спине, небольшая, пушистая, откликается на кличку Мурка. Нашедшего прошу вернуть кошку за вознаграждение. С любой информацией обращаться по тел. ***-**-**.
– Придумать загадку, написать стихотворение
Описать сегодняшний день.
Сегодняшний день напоминает мне веселый праздник Новый год. Ночью выпал белый, пушистый снег и как ковер украсил детскую площадку. Утром я шла в школу и видела как радуются дети первому снегу. И даже черные вороны горделиво прохаживались по белоснежному ковру.
Прочитав слова, записанные на доске или карточках, дети «создают портрет человека».
Задания по проверке умений употреблять прилагательные в речи
Задание №1. Найди среди данных слов (в тексте) имена прилагательные или словосочетания с прилагательными. Выпиши эти словосочетания.
Стояла ясная погода. Потом вдруг подул сильный ветер. Небо закрыли серые тучи. Три дня лил теплый дождь. Надвинулся густой белый туман. Утром выглянуло яркое солнце. Зеленела молодая трава. Надулись толстые почки калины и липкой березы. Пришла настоящая весна.
Задание №2. Вставь подходящие по смыслу имена прилагательные.
Дельфины – это самые…….морские животные. ……..дельфины выступают в ……. Цирках. Они прыгают через обруч, танцуют ……. вальс, катают на своей спине дрессировщика.
Слова для справок: дрессированные, веселый, умные, морских
Задание №3. Подбери к прилагательным слова, близкие по значению.