Меню

Упражнения по теме не с прилагательными 6 класс с ответами



Дидактический материал по русскому языку для 6 класса на тему «НЕ с существительными и прилагательными»

Данный материал — карточки для самостоятельной работы и словарные диктанты.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку для 6 класса на тему «НЕ с существительными и прилагательными»»

6 класс Правописание НЕ с существительными и прилагательными

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами.

1. (Не)вежду (н..) какими лекарствами (не) вылеч..ш.. . 2. Пища утоляет голод, знания исцеляют (не) вежество. 3. (Не) всё (не)настье, придёт и счастье. 4. Тот идёт вперёд, кто (не)боится (не)взгод. 5. О (не) удаче сож..леть бе..полезно. 6. Признавая достоинства друга, (не)закрывай глаза и на его (не)д..статки.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами.

1. Умный с одного слова поймёт, (не) вежде и тысяча впрок (не)идёт. 2. (Не)везение способствует успеху, а труд и упорство. 3. (Не)велика синичка, да тоже птичка. 4. (Не)смотри, что (не)большой, но с головой. 5. Погода ясная, да дума (не) нас..ная. 6. Хорош.. садовник – (не)плох крыжовник. 7. Дом (не)высок, а низок.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами.

1. К (не)доброму человеку и голубь (не) летит. 2. (Не)верный друг опас..нее врага. 3. Сытый волк см..рнее (не)насытного человека. 4. (Не)счас..ному (не) позавидуеш.. .5. Силён медведь, да (не)умён. 6. Пр..знавая достоинства друга, (не) закрывай глаза и на его (не) достатки. 6. Пища утоляет голод, знания исцеляют (не) вежество.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами.

1. (Не)бойся суда, а бойся (не)праведного судьи. 2. (Не)уклюжий Васька с (не)обыкновен..ой прытью мчался впереди. 3. Противники увид..ли (не)пр..ступную крепость. 4. Доска оказалась (не) ровной, а шероховатой. 5. (Не)высокий (не)зн..комец стоял поодаль. 6. Витя выстругал (не) ровную полочку.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами.

1. В решени.. задачи была допущена (не) точность. 2. Во всех его движениях была видна (не) решительность, а робость. 3. (Не) счастье, (не) удача привели учас..ников сп..рт..киады к победе, а упорные тр..н..ровки. 4. Из(за) (не) погоды альп..нисты (не) могли начать восхождение на гору. 5. (Не) искренность чу..ствовалась в его словах. 6. Подкупала (не) искренность девочки, а её простота.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами.

1. (Не) зн..комец (не) расслышал вопроса. 2.У плотника доска получилась (не) ровная, а шероховатая. 3. (Не) приятель штурмовал крепость. 4.(Не)вн..мательного ученика трудно научить чему(либо). 5. Дом (не)высок. 6. Егоровна увид..ла (не)обходимость уведомить обо всём молодого Дубровского.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами.

1. (Не) погода задержала нас, а (не) здоровье товарища. 2. (Не) обходимость согреться и отдохнуть застав..ла нас сделать привал. 3. (Не) лепость пол..жения была очевидна. 4. Со своими (не) достатками нужно бороться. 5. Павел и (не)зн..комец смотрели друг на друга. 6. (Не) терпение тут нужно, а умение. 7. Послышались (не) громкие голоса.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами.

1. На берегу он увид..л (не)большого худенького мальчика. 2. С (не)поддельным восхищением смотрели на него ребята. 3. (Не)поддельный, а настоящий, драгоцен..ый камень был в перстне. 4. (Не)вес..л, а грустен был Федя на праз..нике. 5. Ребята проявили (не)пр..творное, а искрен..ее участие в судьбе товарища. 6. Петьку заинтересовали (не)зн..комые метал..ические предметы. 7 Это был (не)гриб, а толстый кусок метал..а с (не)ровными острыми краями. 8. Он отрицал обв..нение с (не)обыкновн..ой горячностью.

Читайте также:  Казахский язык все виды прилагательных

Словарные диктанты (или карточки для самостоятельной работы)

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ с прилагательными.

(Не) сладкий, а кислый; река была (не) широка; (не) знакомый лейтенант; (не) проглядная ночь; (не) большая програм..а; очень (не) пр..ветливый вид; (не) исправимый дефект; (не) сбыточные мечты; (не) правдоподобное об..яснение; (не) дорогой, но красивый подарок; (не) обходимые данные; (не) терп..ливый малыш..; очень (не) интересный фильм; клубника (не) крупная, но вкусная; (не) угомонный ребенок; (не) дешевая вещь

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ с прилагательными.

(Не) большой рю..зак, (не) красивый поступок, (не) лепый вид, (не) высокий, а низкий дом, (не) ровная дорога, очень (не) красивый вид, (не) брежная запись, (не) пр..ступная крепость, дорога (не) ровная, но короткая, (не) добрый человек, (не) дорогой, а красивый ситец, (не) громкое чтение, ничуть (не) интересный рассказ, (не) глубокая, но широкая река; (не)ряшливый вид, (не)ул..вимое мгновенье, (не)глупый человек, (не)пр..ятное общение

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами

(Не)ак..уратность в работе; (не) стол, а стул;(не) брежность в одежде; (не) земляника, а клубника; полная (не) лепость; твоя (не) вн..мательность; (не) годование брата; (не) б..дон, а к..стрюля; (не)приятный человек, (не)дружелюбный взгляд , (не) скромность в поведени..; (не)устрашимость в бою; (не) постоянство в отношениях, (не) уживчивость характера, (не) серьёзность поступка, (не)подвижность взгляда; (не)друг, а враг; отнюдь (не) интересный

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами

Остановиться от (не)ожиданности;(не)пр..ступность крепости; (не) клюква, а брусника; (не)справедливость наказания; (не)покорность ст..хии; (не)урядица в делах, (не)достатки в работе; (не)брежная зап..сь; (не)большой, но рыбный пруд; (не)пр..ятная внешность; (не)стеклян..ый, а глинян..ый кувшин; (не)уклюжий малыш..; бойтесь (не) правды, а лжи; бороться против (не)правды

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами

Озеро (не)глубокое, а мелкое; берег (не)высок, но лесист; (не)ясный ш..пот ночи; (не)стерпимо болит; (не)обыкновен..ое лицо (не)зн..комца; (не)поддельность чувства; (не) добрый, а злой; (не)брежный по..черк; (не)взрачный на вид; (не)счастливый день; (не)вежественный человек; поглядывали с (не)навистью; (не)отговоришься (не)знанием закона; (не)лепый поступок; принять, как (не)избежность

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами

вышло (не)дор..зумение; (не)замедлительное решение;(не)достача товаров; (не)подвижные тучи; (не)нас..ный вечер; (не)наглядный мой; скромные (не)забудки; (не) вежлив, а груб; мальчик вовсе (не)опрятный; далеко (не)пр..ветливый взгляд; (не)

удачный подход; (не)решительный юноша; (не) робкий, а смелый; (не)ряшливый ученик; (не)угомонные птицы; оказался (не)здоровым, а больным человеком; (не) дорогой к..стюм, (не)исправность в м..торе, (не) добр..ты больше, а злости, (не)бли..кий путь, (не)исправная проводка

Источник

Урок по русскому языку в 6 классе «Правописание не с прилагательными»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

формирование навыков написания частицы и приставки не с прилагательными

Скачать:

Вложение Размер
pravopisanie_ne_s_prilagatelnymi__konspekt_uroka.doc 64 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 1392

с углубленным изучением отдельных предметов

имени Д.В. Рябинкина

КОНСПЕКТ ОТРЫТОГО УРОКА

по русскому языку

«Правописание НЕ с прилагательными»

Учитель русского языка и литературы Калашникова Л.Н.

Правописание НЕ с прилагательными .

  1. Познакомить учащихся с правилом написания НЕ с прилагательными.
  2. Формировать навыки написания частицы и приставки НЕ в прилагательном.
  3. Обогащать синтаксический строй речи путем использования прилагательных.
  4. Формировать умение составлять высказывание на грамматическую тему.
  5. Повторение: написание НЕ с существительными; правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Цель работы: повторение правила написания ПРЕ- и ПРИ-, переход к правописанию НЕ с существительными.

— Вспомните основные положения, когда пишется приставка ПРЕ- , ПРИ-.

— В группе слов значение приставок отчетливо не осознается, оно «затуманено» , а в других словах ПРЕ и ПРИ стали частью корня.

Такие слова также включены в диктовку.

1. приделать крючок к вешалке преспокойно спать и е

2. приозерный край президент России и е

3. притворить дверь старинные предания и е

4. претворить мечту в жизнь прервать сон е е

5. преемник Пушкина презирать труса е е

6. искатели приключений мягкое приземление и и

7. знаки препинания превозмочь недомогание е е

8. пребывать в тоске прескучный невежда е е

9. прибывать на пятый путь прищурить глаза и и

( Три помощника проверяют по ключу перфокарты).

-Кто помнит, какое прилагательное было употреблено в сочетании со словом НЕВЕЖДА?

-Почему? Разве не может быть премудрый невежда?

-Какое слово по звучанию похоже на слово НЕВЕЖДА? (невежа.)

(Учитель пишет на доске НЕВЕЖДА НЕВЕЖА)

— Знаете ли вы, что когда-то эти слова были родственными, имели одно

значение, но потом значения разошлись, НЕВЕЖДОЙ называют того, кто мало знает и не хочет знать больше, а НЕВЕЖА – это невежливый, невоспитанный человек.

— А какой частью речи являются записанные слова?

— Как пишутся они с НЕ?

— А как ещё могут писаться существительные с НЕ?

— Вспомните правило слитного и раздельного написания НЕ с существительными (без примеров).

Работа с доской и таблицей, имеющейся у учащихся.

— Эти правила записаны на доске и на ваших табличках.

Заполним их с помощью карточки № 1.

НЕ с существительными (прилагательными)

Без «НЕ» не употребляется

Можно заменить синонимом

Есть противопоставление с «а»

а) Чтение текста.

б) Найдите слова, которые без «НЕ» не употребляются. (ненависть, невзгоды).

в) Какие еще слова из данного текста пишутся слитно? Почему? Устно подберите синонимы. (неправда – ложь, неудачи – ошибки, потери)

г) В каких случаях НЕ пишется раздельно?

(есть противопоставление: не счастье, а осознание)

д) Какой еще случай раздельного написания НЕ встретили в тексте? (усиление отрицания: вовсе не друг).

Вспомнили написание НЕ с существительными. А над какой частью речи работаем сейчас?

Тема нашего урока: НЕ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ.

Я приписала название темы на той же таблице, по которой работали.

Случайно ли это?

( НЕ с прилагательными пишется так же, как и с существительными)

— Давайте убедимся в этом.

Взяли карточку № 2.

  1. Чтение текста.
  2. Найдите прилагательные, которые без НЕ не употребляются.

(ненастный день, невзрачные цветы)

  1. Какие еще прилагательные пишутся слитно? Почему? (неторопливый

шаг, невысокие кусты)

  1. Найдите примеры, когда есть противопоставление. (не приветливые, а мрачные горы).
  2. Найдите примеры с усилением отрицания. (вовсе не широкая).

Работа с краткими прилагательными.

Посмотрите на доску.

Неторопливый шаг – шаг нетороплив

Невысокие кусты – кусты невысоки

— Чем отличаются прилагательные? (полные и краткие).

Краткие прилагательные пишутся так же, как и полные.

— Отметим это в таблице.

— Кто расскажет о правописании НЕ с существительными и прилагательными?

— Но у нас не заполнена одна колонка. Ответ найдите в учебнике Ахременковой Л.А. «К пятерке шаг за шагом» на странице 60.

— Внесем этот материал в таблицу.

— Рассказать о правописании НЕ с уточнением. ( НЕ – приставка, НЕ – часть корня, НЕ – частица)

— Я читаю текст, вы внимательно слушаете, находите слова на нашу орфограмму и выписываете словосочетания в правый или левый столбик. (3 ученика работу выполняют на листочках).

в небольшом (маленьком) вовсе не богатой

городе не обычной, а новой

необыкновенные (самобытные, далеко не одобрительное

оригинальные) способности не нужна

необъятное (большое) количество

стал неинтересен (скучен)

небывалой (интересной, новой)

независимый Моцарт (свободный)

осталось неизвестным (тайным)

Фронтальная проверка с объяснением написания, подбором синонимов (либо два ученика на оценку).

2. Работа по вариантам.

(НЕ) веселый (НЕ) высокий

Ученик у доски (НЕ) скучный

а) Составить и записать словосочетания:

одно – слитное написание НЕ,

два случая раздельного написания.

б) Проверка: у доски – на оценку.

класс – фронтально (2 человека)

3. Синтаксический разбор предложения.

Когда мальчик подрос, он стал неинтересен избалованной публике.

а) Полный синтаксический разбор, начертить схему, устно охарактеризовать, объяснить правописание всех орфограмм. Объяснить правописание НЕ в слове НЕИНТЕРЕСЕН.

а) По таблице рассказать о правописании НЕ с прилагательными, привести примеры.

б) Если не успели разобрать предложение, то задается разбор на дом.

в) По учебнику выполнить упр. 284, оно в комментировании не нуждается.

Человек должен воспитывать в себе (не)нависть к (не(правде, жестокости и

злу, умение при (не)взгодах и (не)удачах оказывать помощь вовсе (не)другу,

а любому, кто будет в ней нуждаться. Помнить, что (не) счастье купаться в

роскоши и довольстве, а осознание своей нужности людям дает смысл жизни

Стоял серый, ненастный день. Геологи неторопливым шагом шли к

намеченной цели. Справа и слева от вовсе не широкой тропинки попадались

невысокие кусты с невзрачными желтыми цветами. Не приветливые, а

мрачные горы обступили путников, но они словно и не замечали этого.

Текст выборочного диктанта.

Моцарт родился в вовсе не богатой семье музыканта в небольшом

австрийском городе Зальцбурге. Отец рано заметил необыкновенные

способности мальчика и постарался заработать на этом. Вундеркинд объехал

всю Европу и дал необъятное количество концертов. Но когда мальчик

подрос, он стал неинтересен избалованной публике. Моцарт прожил только

тридцать пять лет. Он создал множество произведений. Музыка Моцарта

была не обычной, а абсолютно новой. Для современников – небывалой,

неожиданной. И это порождало далеко не одобрительное отношение к ней.

Такая музыка была не нужна. Независимый Моцарт умер в нищете.

Неизвестным осталось даже место его погребения.

Источник