Меню

Упражнения по теме словообразование имен прилагательных



Комплекс упражнений по теме: «Словообразование относительных прилагательных»
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему

Представленный комплекс упражнений по теме «Словообразование относительных прилагательных» составлен творческой группой учителей-логопедов города Смоленска на основе результатов исследования состояния навыков словообразования у младших школьников. Сформирована логически выстроенная последовательность выполнения упражнений, позволяющая освоить правила образования производных форм слов на основе анализа словообразовательных моделей. Подобранный речевой материал позволяет познакомить обучающихся с такими языковыми явлениями, как чередование согласных и наличие беглых гласных в корнях слов. Уделяется внимание формированию морфемного слуха, как основы для формирования словообразовательных навыков.

Скачать:

Вложение Размер
slovoobrazovanie_otnositelnyh_prilagatelnyh.docx 68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений по теме:

« Словообразование относительных прилагательных»

Разработчики и составители:

  • Захаренкова Е.С. учитель-логопед ТПМПК № 2 города Смоленска МБУ ДО «ЦДО № 1» города Смоленска
  • Ковальчук Н. А. учитель-логопед МБОУ «СШ № 30 им. С.А. Железнова» города Смоленска
  • Тихонова А. В. учитель-логопед МБОУ «СШ № 33» города Смоленска
  • Моисеенкова Н. А. учитель-логопед МБОУ «СШ № 2» города Смоленска

Цель : разработка и внедрение в практическую деятельность учителей-логопедов системы упражнений по формированию навыка словообразования.

  • Разработать научно обоснованную последовательность формирования навыка словообразования
  • Создать систему упражнений и речевых игр, направленных на формирование навыка словообразования.

Образование относительных прилагательных с помощью суффиксов -н-, -ов-, -ев-, -ан-, -ян-, -ен-, -ск-

Относительные прилагательные обозначают признак через его отношение к какому-нибудь предмету, действию или обстоятельству.

Общее значение: «свойственный тому, относящийся к тому, состоящий из того, что названо производящим словом»

Упражнение №1. Прочитайте пары слов. Сравните слова по значению и составу. Создайте банк суффиксов. Рассмотрите словообразовательную модель.

Гриб – грибной пух – пуховый фасоль – фасолевый

Упражнение №2. Образуйте прилагательные с помощью предложенных суффиксов с опорой на модель .

Источник

Разработка урока по русскому языку «Словообразование имён прилагательных»

Разработка урока по русскому языку

«Словообразование имен прилагательных»

  • Повторить все известные способы морфологического образования слов на примере анализа имен прилагательных.
  • Тренировать учеников в опознавании разных способов образования имен прилагательных и определении словообразовательного значения словообразовательных суффиксов.
  • Совершенствовать умения анализировать текст.
  • Закрепить понятие тема, стиль, тип текста, изобразительно-выразительные средства языка.
  • Совершенствовать навыки многостороннего языкового анализа слов на основе словообразовательной модели.
  • Продолжить работу по развитию речи, техники чтения, грамотного письма.

Учебник по русскому языку 6 класс под редакцией М.М. Разумовской.

Рабочие тетради, школьные словари, памятки для учащихся, раздаточный материал, ПК, экран, схемы, таблицы в электронном виде, классная доска.

Тема и цели урока.

Проверка домашнего задания.

Способы словообразования имен прилагательных.

Выполнение упр. № 153.

Анализ текста (фронтально).

Работа с памяткой.

Домашнее задание. Упр. № 152 или № 154 на выбор.

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и цели урока.

3. Практическое упражнение.

А) После объявления темы урока и разъяснения его задач, выполняем практическое упражнение. Под диктовку учителя имен существительных учащиеся записывают имена прилагательные и разбирают их по составу ( работают в тетрадях). Один учащийся работает на закрытом крыле доски.

Б)Работа с толковым словарем С.И.Ожегова(индивидуальное задание):

могущество (большая сила, власть, мощь, влияние)

пародия (комическое или сатирическое подражание)

политика (деятельность органов государственной власти, вопросы и события государственной и общественной жизни)

полемика (спор при обсуждении каких-либо вопросов, проблем)

дискуссия (обсуждение каких-либо вопросов, проблем на собрании, в печати).

В) Затем следует проверка:

— Назовите слова, которые у вас получились.

— Каким способом образованы прилагательные? (суффиксальным)

— Какие имена прилагательные образовались у вас? (относительные)

— Какие разряды вы знаете? (качественные, относительные и притяжательные)

Проверка домашнего задания.

Проводим проверку домашнего задания фронтально. Упр. 147, вопрос №2.

Учащиеся отвечают на вопрос:

— расскажите о суффиксальном способе образования качественных и относительных имен прилагательных.

Способы словообразования имен прилагательных.

— Какие еще способы словообразования имен прилагательных вы знаете?

Выполнение упр. № 153.

Один учащийся работает на закрытом крыле доски.

Проверка: ученик у доски открывает крыло, а другие ученики исправляют ошибки.

Раз (рас), без (бес)

Повторяем орфограмму: “Правописание приставок, оканчивающихся на С-З”.

7. Анализ текста (фронтально).

Читаю текст (он лежит на партах у учащихся).

— Назовите тему. (О коростели)

— Какое может быть название? (Коростель)

— Назовите стиль, докажите. (Художественный)

— Какие изобразительно-выразительные средства использовались? (эпитет, сравнение)

— Как относится автор к тому, что изображает? (с любовью)

— Какие стилистические особенности вы заметили в данном тексте? Докажите. (Слова разговорного стиля, неполные предложения)

— Какие особенности художественного стиля? (соединять в себе все стили)

— Какой тип текста? (описание)

Выполнение в тетрадях задания.

— Попробуйте образовать из слов одно прилагательное при помощи О (Е). (фронтально)

Работа с памяткой.

Анализ словообразовательной модели. На проверку вызываются учащиеся.

9. Подведение итогов.

10. Домашнее задание. Упр. № 152 или № 154 на выбор.

Источник

Упражнения для самостоятельной работы. Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего

Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

С помощью представленных суффиксов образуйте новые слова, какой части речи они будут:

-ость(-есть), -ние(-ение), -ка, (-е) ство, -изм),-ота, -ба, -изна, -аж, -ие, -ация,-чик(-щик), -ик, -ец, -овец(-евец), -льщик, -ист, -ка, -овка(-евка), -ша, -а,-тель, -льник, -лка, -ник, -ка, -ок(-ек), -ец и –ышек,-ка, -очка, -енька, -ешка, -ища (-ца), -енка (-онка), -ишка, -ушка и –урка, -це (-цо), -ецо, -ице -ышко, -ишко, -ко, -ико и т.п.

С помощью представленных приставок образуйте новые слова, какой части речи они будут:

со-, под-, не-, анти-, рас-, архи-

Приведите по 5 примеров с увеличительными и уменьшительными суффиксами.

Выделите суффиксы и определите, оттенок какой субъективной оценки они несут:

Вини­ще, копытище, духотища, пылища, ручища, домина, лапина, костюмчик, лис­ток, материалец, колышек, рыбешка, водица, пыльца, ручонка, коровенка, страстишка, избушка, дочурка, пятнышко, колечко, личико, снегозадержание, зернохранилище, железобетон, светотень, буревестник.

Объясните, что перед нами: словообразование или формообразование и определите, каким способом образованы слова или формы слова:

Земля — землица, дед — дедушка, закат — закатище, вино – винцо, ночь – ночка, зеркало — зер­кальце –зеркалище, самолет-разведчик, кресло-кровать, изба-читальня, пила-рыба, сталевар, брако­дел, водопровод, винторез, частокол, суходол, бе­лошвейка, самоопределение, самооб­разование, сухостой, пустобрех, чистоплюй, просторечие, долголетие, пятидесятилетие, четверостишие; черноморец, шестистволка, псих (психопат), неуд (не­удовлетворительно), баскет (баскетбол), подрыв, перегрев, прицеп, облет, заслон, выпад, взмах, провоз, надой, бездорожье, бессмыслица, подмастерье, бесприданница, антифашист, раскрасавица, архиподлец.

Какой тип составляют слова, образованные путем сое­динений частей основ:

Рай­ком, прораб, ликбез, комсомол, Кузбасс, исполком, кожимит (имитация кожи), универмаг, ЗИЛ, гост, РТС, сельпо, ЦДРИ, партсобрание, стенгазета, сельхозартель, управдом.

Образование имен прилагательных

План темы

1. Способы словообразования имен прилагательных.

2. Суффиксальный способ образования имен прилага­тельных.

3. Префиксальный способ образования прилагательных.

4. Суффиксально-префиксальный способ образования прилагательных.

5. Сложные имена прилагательные.

Содержание темы

Способы словообразования имен

Прилагательных

Категория имени прилагательного является такой же про­дуктивной, как и категория имени существительного. Она постоянно и интенсивно пополняется новыми образованиями самого разнообразного морфологического характера и значения.

Задание:

Сравните образование следующих слов:

Пополнение прилагательных новыми образованиями в основ­ном происходит благодаря морфологическому способу слово­образования. Хотя в этой категории и встречаются слова, возникшие при помощи других способов:

— лексико-семантического.

Задание:

представительный мужчина и представительный образ правления,

глухая старуха и глухие и звонкие звуки;

— лексико-синтаксического.

— морфолого-синтаксического.

Только морфологи­ческий способ может быть охарактеризован как продуктивный и активно производящий: подавляющее большинство существую­щих в современном русском языке прилагательных возникло с его помощью, прилагательные иного образования составляют в целом небольшие и изолированные группы.

Среди частных разновидностей морфологического способа словообразования недейственными совершенно оказываются в ка­тегории прилагательных лишь сокращение и безаффиксный способ словообразования. Посредством всех остальных прила­гательные образовываться могут совершенно свободно, однако степень продуктивности их в производстве новых слов рас­сматриваемой части речи неодинакова.

1.4.2.2.2 Суффиксальный способ образования имен прилага­тельных

Наиболее продуктивным способом образования новых имен прилагательных является суффиксация, осуществляю­щаяся, как и в сфере существительных, в основном небольшим количеством продуктивных суффиксов, противо­стоящих как монопольные морфемы прилагательности многим непродуктивным и малопродуктивным.

Продуктивные типы суффиксального словопроизводства при­лагательных следует выделять с учетом их словообразователь­ных возможностей в сфере той или иной лексико-грамматической группы.

Среди продуктивных суффиксов, образующих одни только относительные прилагательные, можно отметить лишь суффикс -ов-(-ев-). Остальные специфические только для относитель­ных прилагательных суффиксы (-ян- (-ан-), -н’-, -шн’-) хотя и встречаются в целом ряде образований, в настоящее время являются непродуктивными. Суффикс -ов- (-ев-) активно обра­зует в настоящее время прилагательные от основ неодушев­ленных имен существительных.

Имеются образования с ним также от основ одушевленных существительных.

и от отдельных непроизводных качественных прилагательных.

Среди продуктивных суффиксов, образующих только каче­ственные прилагательные, следует назвать суффиксы -ист-, -к-, -лив- и -чив-.

Прилагательные при помощи суффикса -ист- образуются либо от основ существительных или прилагательных (в таком случае они обозначают «обладание чем-либо, обычно в большом количестве».

либо от глагольных основ (в таком случае они выра­жают склонность к какому-либо действию).

Прилагательные, выделяющие суффикс -к-, обозначают склонность к действию, выражаемому производящей основой глагольного или глагольно-именного характера.

Этот суффикс нельзя смешивать с вторичным суффиксом прилагательности (из —ън-), присоединявшимся когда-то к основам прилагательных для более яркого выражения признака.

Суффикс —лив— образует прилагательные как от основ гла­гольного и отглагольного происхождения со значением действия и действующего лица, так и от именных основ предметного значения. Прилагательные, образованные от основ со значе­нием действия и действующего лица, выражают склонность к какому-либо действию.

Прилагательные, образованные от именных основ предметного значения, помимо отмеченного, могут иметь значение обладания чем-либо в большой степени.

Прилагательные с суффиксом —чив— в отличие от предыду­щей группы образуются только от глагольных и отглагольных основ со значением действия и обозначают склонность к этому действию.

Все остальные, характерные только для качественных при­лагательных суффиксы или малопродуктивны, или непродук­тивны вовсе. Это суффиксы:-оват-(-еват-), -ав-(-яв), -ляв-, -aт-, -аст-, -чат-, -ит-, -овит- и -ив-. Словообразовательные связи их очень узкие, а группы слов, содержащие их, в количественном отношении немногочисленны. Подавля­ющее большинство слов, образованных с этими суффиксами, очень давнего происхождения.

Остальная масса суффиксов свойственна как качественным прилагательным, так и относительным. Среди них (да и среди всех суффиксов прилагательных вообще) наиболее продуктив­ными, активно и регулярно образующими новые слова, явля­ются суффиксы -н- и -(е)ск-. И тот и другой суффикс имеет широкие славообразовательные связи, свободно образует при­лагательные как от исконно русских, так и от иноязычных основ и является базой для разветвленной системы производных суффиксов (от -н- — льн-, -альн-, -уальн, -ональн-, -ивн-, -ичн-, -овн-, -онн-, -тельн-, -енн-, -ебн-, -ecн-; от -(е)ск- — -овск-, -инск-(-енск-),

Суффикс -н- и суффикс —ск— образуют прилагательные, могущие быть как качественными, так и относительными. Однако в подавляющей массе возникающие при их помощи прилагательные включаются в язык как относительные и лишь потом, в процессе словоупотребления, приобретают качествен­ные значения. При этом качественные значения в прилагатель­ных на —н— развиваются свободнее и ведут к более серьезной морфологической перестройке слова, нежели в прилагательных на —ск-.

Разграниченными оказываются эти суффиксы и с точки зрения своих словообразовательных связей. Суффикс —н— свободнее всего образует прилагательные от неодушевлен­ных существительных, сравнительно редко соединяется с осно­вами наименований лиц и животных, не сцепляется обычно с основами существительных, оканчивающихся на две или более согласные (исключая ).

Совершенно неспособен к образованию прилагательных от существительных с суффиксами субъектив­ной оценки и т.д.

Суффикс —ск-(-еск-) образует прилагательные как от не­одушевленных имен существительных, так и от имен лиц: —еск— выступает после шипящих и ц, —ск— — во всех осталь­ных случаях. Особо тесное слияние суффикса с производящей основой наблюдается тогда, когда прилагательное образуется при помощи —ск— от существительных на —ец, -ак(як), -ач.

Как правило, он не образует прилагательных от тех основ, от которых возможно образование прилагательных при помощи суффикса —н -. Зна­чительно теснее, нежели суффикс -н-, он связан с существитель­ными определенной словообразовательной структуры.

Например, с именами на -ист, -ник, -тель, -ец, -ение и др.

Среди указанных производных от —н— и —ск— суффиксов продуктивными являются суффиксы -льн-, -альн-, -ивн-, -ичн-, -онн- и -овск-, -инск-(-енск-), ическ-.

Помимо перечисленных выше суффиксов имен прилагатель­ных встречаются и такие, которые наблюдаются лишь в одном-двух словах.

-ощав- — в словах сухощавый, худощавый и диалектном лихощавый

-ельн- — в слове смертель­ный

-нат- — в словах мохнатый и пернатый

-менн- — в слове низменный

-енн(ии) — в слове внутренний

-орн- — в слове иллюзорный

Такого рода факты являются ре­зультатами процесса переразложения основы, не ставшими регулярной моделью для словопроизводства.

Целый ряд прилагательных содержит в своем составе суф­фиксы причастного характера.

Источник

Читайте также:  Суффикс al у прилагательных в латыни