Меню

Упражнение 2 дополни текст прилагательными



Развитие речи. Дополняем текст словами.
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Подготовкой к написанию сочинений являестя работа с деформированными текстами. Управжнения направлены на работу с каждой частью речи.

Скачать:

Вложение Размер
Развитие речи. 12.97 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение 1. Прочитай. Вставь в рассказ глаголы из слов для справок.

У Даши дома живёт большой полосатый кот. Его … Барсик. Он … спать на диване или в кресле. Иногда он … на высокий шкаф и лежит там. Барсик очень ласковый кот. Он часто прыгает к Даше на колени и громко… . Но однажды к Даше в гости пришла подруга Аня с собакой Шариком. Тогда Барсик … и … . Пес … и … в угол. Аня скорее увела Шарика. Барсик … и снова замурчал.

Слова для справок: испугался, мурчит, любит, выгнул, успокоился, зашипел, забился, зовут, забирается.

Упражнение 2. Прочитай. Вставь в рассказ имена существительные из слов для справок.

В октябре … уже окончательно вступает в свои … . В самом разгаре … . К концу месяца на … почти не остаётся листьев. На … всё холоднее. Люди надевают тёплую … . Порой целыми … идёт мелкий … . По … иногда случаются … . Тогда к утру … покрывается тонким … . Но и в октябре случаются погожие … . Словно … никак не хочет уходить.

Слова для справок: дождь, осень, лето, заморозки, деньки, листопад, днями, одежду, улице, права, ледком, деревьях, лужи, ночам.

Упражнение 3. Прочитай. Вставь в рассказ имена прилагательные из слов для справок.

Мы вышли на прогулку по … лесу. Стоял … апрельский денёк. Земля уже подсохла после таяния снега. … травка покрывала её зелёным … ковром. Листья на деревьях только показались из … почек. А вокруг нас стоял … птичий щебет. Один раз нам перебежал дорогу … заяц. Он замер на секунду и стрелой пустился в … чащу. Видели мы и проснувшегося после … спячки ежа. Нам очень понравилась наша … прогулка.

Слова для справок: погожий, нескончаемый, лопнувших, осторожный, ворсистым, весеннему, молодая, долгая, зимней, лесную.

Упражнение 4. Прочитай. Вставь в рассказ предлоги из слов для справок.

… нашей дачи есть небольшая речка. Она петляет … широких лугов. В речку впадают ручьи … нескольких оврагов. Летом … речку можно вволю поплавать и понырять. Мы … друзьями любим переплывать её наперегонки. … речку перекинут большой мост. … нему проезжают машины. Есть ещё несколько маленьких мостов. Они построены … пешеходов и велосипедистов.

Слова для справок: по, возле, из, для, в, с, среди, через.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плакаты — схемы различных видов текстов для уроков развития речи.

Презентация по русскому языку в разделе развитие речи. На слайдах даны слова, по которым надо составить предложения так, чтобы получился рассказ. На 11 слайде проверка работы. Презентация с аним.

Урок развития речи «Типы текстов (повествование, описание, рассуждение)» 2 класс.

Тема: «Составление текста-повествования по серии картинок и опорным словам» — 2 класс. .

«Текст, тема, основная мысль, опорные слова».

«Текст, тема, основная мысль, опорные слова».

Презентация предназначена для работы на уроках развития речи. Тема: Части текста. Составление рассказа по иллюстрации и опорным словам. УМК «Школа России» В.П. Канакина Русский язык 2 класс.

Источник

Упражнение 2 дополни текст прилагательными

Упражнения по теме “Имя прилагательное”

Упражнение 1.

Дополните предложения прилагательными.

1. Однажды зимой мы отправились в лес. В(…) бору было тихо. Все покрыто (…)снегом. В (…)воздухе носились (…) (…) пушинки. Ветви украсились (…)инеем. В этом (…) (…) наряде каждая ветка казалась (…).

2. Великолепен вид (…) леса. Все покрыто (…) снегом. (…) воздух тонок и жгуч. Снег опушил (…) деревья и кусты. По ним скользят (…) (…) лучи и обсыпают их (…) блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость (…) неба. (…) туча заволокла горизонт.

Упражнение 2.

Определитьт разряд прилагательного.

З аячий характер; голубой абажур; деревянный карниз; каменный предмет; великолепный характер; вчерашняя газета; медвежья берлога; волчий аппетит; грустный взгляд; опасное состязание; гусиная кормушка; золотое кольцо; прекрасный вечер; ненастная погода; чистое небо; любимый герой; талантливый художник; звонкий голос; зимнее утро; свежий снег.

Упражнение 3.

Выпишите из текста словосочетания “Существительное + прилагательное”. Определите разряд прилагательных. выполните морфологический разбор трех прилагательных.

Овладей русской речью

Ты родной владеешь речью,
бойко говоришь.

Русский же язык неважно
знаешь, мой малыш!

Слушай потому поэта,
будь прилежен впредь,

Чтоб могучей русской речью
хорошо владеть.

Эта речь полна величья,
гордой простоты,

В ней прекрасных слов богатство,
сила красоты.

Скажем, к странам зарубежным
держишь морем путь,

Перед спутниками хочешь
знаньями блеснуть –

В разговорах или спорах
с другом иль врагом

Ты воспользуешься смело
русским языком!

Потому ты, школьник резвый,
будь прилежней впредь!

Ты обязан русской речью
хорошо владеть.

Упражнение 4.

Прочитайте текст и выполните задания.

Величайшее 3 богатство народа — его язык! Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна 3 та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость.

Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих 3 отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной 3 культуры, великого и могучего языка нашего. (По М. А. Шолохову)

Найдите в тексте прилагательные, относящиеся к разным разрядам.

Из первого абзаца выпишите словосочетания «прилаг. + сущ.», укажите род, число и падеж прилагательного.

Найдите случаи использования прилагательного в роли определения и в роли сказуемого (определите тип сказуемого).

Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Тест по теме «Имя прилагательное»

Б) признак предмета

В) признак признака

Г) признак действия

2. Морфологические признаки прилагательного это:

3. Синтаксические признаки прилагательного это :

А) определение, сказуемое

Б) определение, обстоятельство

В) определение, дополнение

Г) дополнение, обстьоятельство

4. В каком ряду все слова являются именами прилагательными?

А ) могуч, первый, сильное, лисий

Б) беспощаден, выдуман, цветной, бела

В) нетерпеливый, должен, хаки, сытый

Г) одетый, несчастный, злой, высказан

5. Качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие .

А) материал, из которого сделан предмет

Б) признак по его принадлежности

В) признаки, указывающие на различные качества предмета

6. Укажите относительные прилагательные.

А) молодой (человек), красивый (рисунок), белый (снег)

Б) деревянный (дом), лисий (хвост), мамин (шарф)

В) весеннее (утро), железный (гвоздь), спортивная (одежда)

7. Укажите притяжательные прилагательные.

А) весенняя (песня), зимнее (утро), добрый (мальчик)

Б) колючий (ёж), свежий (воздух), бежевый (цвет)

В) ослиные (уши), волчий (след), отцов (шарф)

8. В каком ряду все прилагательные качественные?

А) приморский поселок, зеленый шар, спортивная площадка

Б) изумрудная зелень, правильный ответ, сложный вопрос

В) плавательный бассейн, чистые руки, звонкий голос

9. В каком ряду все прилагательные относительные?

А) летняя ночь, березовый сок, оловянное кольцо

Б) утренняя почта, серебряный голос, папин шарф

В) малиновое варенье, малиновый берет, каменное лицо

10. В каком ряду все прилагательные притяжательные

А) волчий вой, заячий тулуп, лисья речь

Б) оленьи рога, рыбачий улов, бабушкин пирог

В) стиральная машина, мясной бульон, лисья нора

11. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ:
«
Я снова здесь, в семье родной! Мой край задумчивый и нежный!»

А) родной (ж.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.)

Б) родной (ср.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.)

В) родной (м.р.), нежный (м.р.)

12. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ:
«
Ранним утром я подошёл к величественной реке. От весенней воды тянуло свежестью.»

А) ранним (м.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.)

Б) ранним (ср.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.), свежестью (ж.р.)

В) ранним (ср.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.)

13. Найдите прилагательное в простой сравнительной степени .

14. Укажите прилагательное в составной сравнительной степени .

15. Найдите прилагательное в простой превосходной степени .

16. Укажите прилагательное в составной превосходной степени.

17. Укажите вариант без ошибки в образовании формы степени сравнения прилагательных.

А. острее, менее крутой, более выше

Б. длиньше, самый красивый, сладчайший

В. очень маленький, красивее, ниже всех

Г. дольше, лучше, наивкуснейший

18. Укажите вариант с ошибкой в образовании формы степени сравнения прилагательных.

А) самый веселый, меньше всех, более высокий

Развитие речи. Дополняем текст словами.
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Подготовкой к написанию сочинений являестя работа с деформированными текстами. Управжнения направлены на работу с каждой частью речи.

Скачать:

Вложение Размер
Развитие речи. 12.97 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение 1. Прочитай. Вставь в рассказ глаголы из слов для справок.

У Даши дома живёт большой полосатый кот. Его … Барсик. Он … спать на диване или в кресле. Иногда он … на высокий шкаф и лежит там. Барсик очень ласковый кот. Он часто прыгает к Даше на колени и громко… . Но однажды к Даше в гости пришла подруга Аня с собакой Шариком. Тогда Барсик … и … . Пес … и … в угол. Аня скорее увела Шарика. Барсик … и снова замурчал.

Слова для справок: испугался, мурчит, любит, выгнул, успокоился, зашипел, забился, зовут, забирается.

Упражнение 2. Прочитай. Вставь в рассказ имена существительные из слов для справок.

В октябре … уже окончательно вступает в свои … . В самом разгаре … . К концу месяца на … почти не остаётся листьев. На … всё холоднее. Люди надевают тёплую … . Порой целыми … идёт мелкий … . По … иногда случаются … . Тогда к утру … покрывается тонким … . Но и в октябре случаются погожие … . Словно … никак не хочет уходить.

Слова для справок: дождь, осень, лето, заморозки, деньки, листопад, днями, одежду, улице, права, ледком, деревьях, лужи, ночам.

Упражнение 3. Прочитай. Вставь в рассказ имена прилагательные из слов для справок.

Мы вышли на прогулку по … лесу. Стоял … апрельский денёк. Земля уже подсохла после таяния снега. … травка покрывала её зелёным … ковром. Листья на деревьях только показались из … почек. А вокруг нас стоял … птичий щебет. Один раз нам перебежал дорогу … заяц. Он замер на секунду и стрелой пустился в … чащу. Видели мы и проснувшегося после … спячки ежа. Нам очень понравилась наша … прогулка.

Слова для справок: погожий, нескончаемый, лопнувших, осторожный, ворсистым, весеннему, молодая, долгая, зимней, лесную.

Упражнение 4. Прочитай. Вставь в рассказ предлоги из слов для справок.

… нашей дачи есть небольшая речка. Она петляет … широких лугов. В речку впадают ручьи … нескольких оврагов. Летом … речку можно вволю поплавать и понырять. Мы … друзьями любим переплывать её наперегонки. … речку перекинут большой мост. … нему проезжают машины. Есть ещё несколько маленьких мостов. Они построены … пешеходов и велосипедистов.

Слова для справок: по, возле, из, для, в, с, среди, через.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плакаты – схемы различных видов текстов для уроков развития речи.

Презентация по русскому языку в разделе развитие речи. На слайдах даны слова, по которым надо составить предложения так, чтобы получился рассказ. На 11 слайде проверка работы. Презентация с аним.

Урок развития речи “Типы текстов (повествование, описание, рассуждение)” 2 класс.

Тема: «Составление текста-повествования по серии картинок и опорным словам» – 2 класс. .

«Текст, тема, основная мысль, опорные слова».

«Текст, тема, основная мысль, опорные слова».

Презентация предназначена для работы на уроках развития речи. Тема: Части текста. Составление рассказа по иллюстрации и опорным словам. УМК “Школа России” В.П. Канакина Русский язык 2 класс.

Источник

Система упражнений для совершенствования знаний учащихся по теме «Имя прилагательное»

При составлении системы упражнений, я опиралась и руководствовалась классификацией упражнений, предложенной Г.Н.Приступой. В данной классификации он выделяет 3 типа упражнений в зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся: упражнения аналитические, упражнения аналитико-синтетические и синтетические упражнения.

Аналитические упражнения

Задание 1. Прочитайте текст. Найдите в тексте и подчеркните имена прилагательные, сосчитайте их и запишите цифрой, сколько их.

Рябин.
Я очень люблю это скромное ветвистое деревцо – рябину. Люблю ее перистые зеленые листочки, которые шелестят даже при легком ветерке. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце. В народных песнях часто употребляется рябинушка.

Задание 2. Внимательно прочитайте родственные слова. Выпишите имена прилагательные.

Синий, синеть, синева; пугать, испуг, пугливый; робкий, робость, робеть; смелый, бесстрашный, бесстрашие; трусость, трусить, трусливый.

Задание 3. Послушайте стихотворение (можно прочитать два раза). Определите, сколько имен прилагательных употребляется в этом стихотворении.

Мы любим край родной.
Шумят в лесу осины, березы и дубы,
И просятся в корзины малины и грибы.
Хорошая погода, веселые деньки…
Отправимся в походы, наденем рюкзаки.
Манит, зовет в дорогу родной чудесный край.
Дорог хороших много, — любую выбирай.
Пройдем тропой гористой и чащею лесной.
Мы юные туристы, мы любим край родной.
(Н.Найденова)

Задание 4. Послушайте текст. Назовите прилагательные, которые вы запомнили.

Храбрый еж.
Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа. Еж разорвал змею.

Задание 5. Прочитайте имена прилагательные. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: обозначающие цвет предмета; обозначающие вкус предмета; обозначающие материал, из которого сделан предмет; обозначающий форму предмета; обозначающий величину предмета.

Сладкий, шерстяной, голубой, кирпичный, круглый, большой, маленький, бумажный, горький, лиловый, квадратный, высокий, кислый, треугольный, низкий, красный, железный.

Задание 6. Спишите словосочетания. Определите и укажите род имен прилагательных. Помните, род имен прилагательных зависит от рода имен существительных.

Ясный день, ясная погода, ясное небо; ранняя прогулка, раннее утро, ранний час; хороший человек, хорошая девочка, хорошее настроение

Задание 7. Прочитайте предложения. Выпишите имена прилагательные в три столбика: мужской род, средний род, женский род.

Полынь – горькое на вкус растение. По вечерам в лесу раздается громкий трубный зов лося. На опушке растет стройная молодая ель. Синее бездонное небо шатром раскинулось над нами.

Задание 8. Внимательно прочитайте предложение. Найдите в тексте имена существительные во множественном числе. Выпишите их вместе с относящимися к ним именами прилагательными.

Стояла ясная погода. Потом вдруг подул сильный ветер. Небо закрыли серые тучи. Три дня лил теплый дождь. Надвинулся густой белый туман. Утром выглянуло яркое солнце. Зеленела молодая трава. Надулись толстые почки калины и липкой березы. Пришла настоящая весна.

Задание 9. Спишите текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Определите и обозначьте род и число.

Синие небо и свежее дыхание ветерка так и манили меня на прогулку. Я отправился в соседнюю рощу. Утренняя роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась ранняя сырость. Молодые листочки деревьев были точно покрыты лаком. Яркие весенние цветы бодро подымали свои красивые головки. На траве сверкали крупные капли росы.

Задание 10. Спишите словосочетание, поставьте имена прилагательные в нужном падеже, в скобках запишите вопросы.

Доволен (…?)(Интересная, полезная) экскурсией. Пролетал над (…?) (широкая, глубокая) рекой. За (. ) (дальняя) рощей синела (…?) (большое) озеро. Сквозь (…?) (синяя) мглу можно было разглядеть (…?) (светлое) ленту (…?) (горная) речки.

Аналитико-синтетические упражнения

Задание 11. Прочитайте имена прилагательные. Подумайте и запишите, какие из этих признаков можно отнести к лисице, а какие – к белочке.

Веселая, пугливая, ловкая, жадная, хищная, хитрая.

Задание 12. Сгруппировать предметы по противоположным свойствам:

День светлый, а ночь …………… . Река глубокая, а ручеек ……………… . Арбуз сладкий, а перец …………………;

Задание 13. Распространите текст путем вписывание в него пропущенных прилагательных, которые даются.

Дельфины – это самые…….морские животные. ……..дельфины выступают в ……. Цирках. Они прыгают через обруч, танцуют ……. вальс, катают на своей спине дрессировщика. Слова для справок: дрессированные, веселый, умные, морских.

Задание 14. Образовать прилагательные от слов, которые выделены в вопросах, и записать словосочетания с этими прилагательными. Запишите словосочетания в тетрадь.

Как называется полочка для книг?, Как называют маму за доброту?, Как называют варенье из вишни?

Задание 15. Составить предложение из отдельных слов, записанных на доске, с употреблением имен прилагательных, которые даны в начальной форме.

Выглянуло, после, жаркое, дождя, бурного, солнце, короткого.

(После короткого бурного дождя выглянуло жаркое солнце.)

Задание 16. Спишите текст, пользуясь таблицей (см. страницу 49), вместо вопросов впишите словосочетание черное золото, обозначьте падеж, подчеркните окончание у прилагательного черный.

Черное золото
Ты, конечно знаешь, что такое черное золото? Это драгоценный металл желтого цвета. А слыхал ли ты (о каком?) ….. ……? (каким?) …………… называют нефть. Такое название (какому?) ……. дали недаром. Без (какого?)…………. остановились бы автомобили на дорогах, а в полях не могли бы работать тракторы. Золото (какое?) ………… — это богатство нашей страны.

Задание 17. Спишите, употребите имена прилагательные в скобках в нужном падеже и обозначьте его. В случае затруднения пользуйтесь таблицей (см. страницу 47), окончание прилагательных выделите.

Под (легкий) порывом (знойный) ветра море улыбалось (синий) небу. Волны сбрасывали белую пену на песчаный берег с (золотистый) песком. Пена с (тихий) звуком таяла на (горячий) песке.

Задание 18. Пользуясь таблицей, запишите словосочетания весеннее солнышко, прохладный ветер, чистый воздух, ближний лес, ранний сев сначала в творительном падеже, а потом в предложном падеже единственного числа. Употребите в творительном падеже предлоги с, над, перед, за, а в предложном – о, в, на.

Например: с солнышком (каким?) весенним, о солнышке (каком?) весеннем.

Задание 19. Допишите окончания. Ставьте к прилагательному вопрос от существительного, к которому оно относится. Окончания прилагательных и существительных подчеркните, обозначьте падеж.

(каким?) Ранним утром (Т.п.) мы уходим из дома далеко в лес. В прохладн… чист… воздухе пахнет свеж… сеном. Но вот встало солнце, и исчезли бриллианты росы. Бредем мы дальше сух… болотом. В глубок… мху нога тонет, будто в мягкой перине. Утренн… воздух напоен резк… запахом трав. На траве, заросшей душист… клевером, мы отдыхаем.
(По Г.Скребицкому)

Задание 20. Впишите в предложения подходящие по смыслу прилагательные. Обозначьте падеж прилагательных, подчеркните безударные окончания.

Деревья покрылись … инеем. Сибирские леса богаты … зверем. Мать любила накрываться … платком.

Слова для справок: пуховый – сделан из пуха или с пухом (козьим, птичьим и т.п.), пушистый – легкий, очень мягкий, пушной – обладающий ценным мехом.

Синтетические упражнения

Задание 21. Выписать из изучаемого в классе произведения сочетания существительных и прилагательных, указать, какие признаки обозначают прилагательные;

Задание 22. Составить небольшие тексты и предложения по предметным картинкам (дети называют изображенный на картинке предмет и его признаки, составляют по вопросам учителя одно или несколько предложений, которые записываются на доске. Учащиеся ставят вопросы к прилагательным, затем списывают текст).

Задание 23. Прочитайте текст. В этом тексте нет имен прилагательных. Подберите нужные по смыслу слова и запишите восстановленный текст.

Заглянуло лето в … сад, развесило на ветвях … яблоки, … груши. В лесу под деревьями лето рассадило много грибов. В … березняке – подберезовики с … корешками, в … шапочках; в осиннике – подосиновики с … шапочками. На … поляне будто цветы расцвели, раскрыли свои зонтики мухоморы.

Задание 24. Прочитайте внимательно предложения. Подумайте и замените, где нужно, подходящие по смыслу именами прилагательными повторяющиеся слова.

Наступила ранняя весна. Зацвели ранние растения. Слышен ранний звук пастушьего рожка.

Задание 25. Составь словосочетания, состоящие из существительных и прилагательных, имеющих такие окончания, которые даны ниже. Напишите составленные словосочетания.

-ее, -ая, -ие, -ой, -ое, -ые, -ый, -яя, -ий.

Задание 26. Прочитай. Распространи предложения текста именами прилагательными. Озаглавь текст. Напиши его в тетрадь.

Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрылась снегом. Спит лес. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятались елочки.

Задание 27. Прочитай. Какая мысль выражена в предложении? Составь текст по предложению. Напиши.

В воздухе кружилась живая сетка из мягких, пушистых снежинок.
(Д. Мамин-Сиберяк)

Задание 28. Прочитай. Составь из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже. Напишите составленные предложения.

Закачалась, вот, ветка, еловая.

Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.

След, по ночная, тянется, белки, пороша.

Яркий, поляна, заливает, свет, лесная.

Источник

Читайте также:  Ошибки при образование употребления прилагательных