Меню

упражнение определи падеж имени существительного



Упражнения для отработки умения определять падеж имен существительных.

1. Составь и запиши словосочетания с именами существительными в форме родительного падежа. Используй, где необходимо, предлоги.

Уйти (магазина), подождать (понедельнику), встать (кровать), сварить (ягодой), взять (тарелка), сорвать (яблоню).

2. Вставь пропущенные буквы, укажи падеж имен существительных.

Приехать в Р…ссию, св…рить из з….мл…ники, сделать на з…воде, налить в ст…кан, пос….дить но ог….роде, уйти с праз….ника, гулять по Красной площ…ди, просочиться через п…сок, с…деть в комн…те, встр….титься с т…вар…щем.

3. Просклоняйте слова: лестница, солнце, праздник.

4. Вставь пропущенные буквы. Укажи падеж выделенных имен существительных.

Маленькому зайчику на сырой ложбинке
Прежде гла…ки тешили белые цв….точ….ки

Осенью расплакались тонкие былинки,
Ла….ки наступают на ж…лтые л…сточ….ки .

1. Составь и запиши словосочетания с именами существительными в форме родительного падежа. Используй, где необходимо, предлоги.

Уйти (магазина), подождать (понедельнику), встать (кровать), сварить (ягодой), взять (тарелка), сорвать (яблоню).

2. Вставь пропущенные буквы, укажи падеж имен существительных.

Приехать в Р…ссию, св…рить из з….мл…ники, сделать на з…воде, налить в ст…кан, пос….дить но ог….роде, уйти с праз….ника, гулять по Красной площ…ди, просочиться через п…сок, с…деть в комн…те, встр….титься с т…вар…щем.

3. Просклоняйте слова: лестница, солнце, праздник.

4. Вставь пропущенные буквы. Укажи падеж выделенных имен существительных.

Маленькому зайчику на сырой ложбинке
Прежде гла…ки тешили белые цв….точ….ки

Осенью расплакались тонкие былинки,
Ла….ки наступают на ж…лтые л…сточ….ки .

1. Составь и запиши словосочетания с именами существительными в форме родительного падежа. Используй, где необходимо, предлоги.

Уйти (магазина), подождать (понедельнику), встать (кровать), сварить (ягодой), взять (тарелка), сорвать (яблоню).

2. Вставь пропущенные буквы, укажи падеж имен существительных.

Приехать в Р…ссию, св…рить из з….мл…ники, сделать на з…воде, налить в ст…кан, пос….дить но ог….роде, уйти с праз….ника, гулять по Красной площ…ди, просочиться через п…сок, с…деть в комн…те, встр….титься с т…вар…щем.

3. Просклоняйте слова: лестница, солнце, праздник.

4. Вставь пропущенные буквы. Укажи падеж выделенных имен существительных.

Маленькому зайчику на сырой ложбинке
Прежде гла…ки тешили белые цв….точ….ки

Осенью расплакались тонкие былинки,
Ла….ки наступают на ж…лтые л…сточ….ки .

Источник

Упражнения в определении падежей имени существительного

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: развивать умение распознавать падеж имени существительного по вопросу и предлогу; развивать орфографическую зоркость, устную речь, закреплять умение распознавать орфограмму, воспитывать любовь к русскому языку.

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

— Сегодня на мы уроке продолжим работу над определением падежей имен существительных, вспомним всё, что мы изучали на уроках русского языка.

— На урок нам нужно будет взять с собой: внимание, знания и хорошее настроение.

II. Повторение. (Слайд 2)

Над гор…дом, под м…стом, за …кном, между гря…ками, перед м…г…зином, с ябл…ком

— Назовите орфограммы, вставьте пропущенные буквы, докажите свой выбор.

— Как проверить безударную гласную?

— Как проверить парную согласную?

— Как правильно записать словарные слова?

— Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв, Почему?

— Какой частью речи являются все слова?

— Что такое имя существительное?

— Определите род имён существительных.

— Как определить род у существительных во множественном числе?

— Посмотрите на состав слов, какое слово отличается по своему составу и чем?

Читайте также:  однокоренное слово к слову строить существительное

— Для чего служит суффикс?

— Определите падеж в словах?

— Как определить падеж существительного?

— Устно составьте со словами предложения.

— Прежде, чем начнём работу в тетрадях, приготовим наши пальчики

— Запишите число , классная работа. На какие орфограммы нужно обратить внимание?

— А вы знаете какой сегодня день по народному календарю? (Слайд 3)

По народному календарю сегодня ОНИСИМ — ЗИМОБОР.

В этот день зима с весной начинают борьбу: «Кому идти вперед, а кому вспять повернуть».

Онисим завершает зиму и передаёт эстафету весне.

Приметы сегодняшнего дня:

Как в феврале аукнется, так осенью откликнется.

Длинные сосульки предвещают позднюю весну.

Если снег в этот день оттает — к хорошему урожаю сена.

— На минутке чистописания пропишите соединения, которые у вас в тетрадях, подчеркните самое правильное.

Попробуйте восстановить примету. (Слайд 4)

Позднюю, предвещают, длинные, сосульки, весну.

— Объясните, что это значит?

— Повторите ещё раз составленное предложение.

— Запишите предложение самостоятельно в тетради, выделите орфограммы.

— Проверьте мою запись на экране. (Слайд 5)

Длинные сосулки предвищяют познюю висну.

— Что не так? Исправьте допущенные ошибки и докажите свой выбор.

— Сделайте синтаксический разбор предложения.

— Назовите существительные, которые встретились в этом предложении и определите их падеж.

— Что можно сказать про существительные в именительном падеже?

IV. Физкультминутка. (Слайд 6) (проводят учащиеся)

V. Работа по теме урока

1. Немного истории

— Для чего люди выделили падежи, для чего нужно уметь определять падеж?

— Что такое за слово ПАДЕЖ?

— Произошло от римского слова КАЗУС и означало в начале “ПАДЕНИЕ”.

Древние грамматики решили обозначать так изменение слов от начального слова. У французов это называется КАС, у итальянцев и испанцев КАСО, у русских и болгар ПАДЕЖ.

В русском языке 6 падежей. В других языках мира иначе. Например, в немецком языке их только 4, а в финском целых 15. Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А ваша задача – выучить свои шесть падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.

2. Работа с учебником. Упражнение 446. (Слайд 7)

— О чем говорится в тексте?

— Придумайте заглавие к тексту.

— Когда и где мальчик подобрал воробья?

— Как назвали воробья? Почему?

— Где стал жить воробушек?

— А как мы помогаем птицам?

— Какой это текст: описание, повествование, рассуждение? Почему?

— Прочитайте задание после текста.

— Повторите, что нужно сделать?

— Что такое глагол?

— Выполните задание самостоятельно.

— Назовите падеж имен существительных.

— Как определить падеж имен существительных?

3. Словарная работа. (Работа в парах.)

— А сейчас проверим, как вы подготовили домашнее задание — повторили словарные слова. У вас на партах карточки со словарными словами.

— Вставьте пропущенные буквы.

— Поменяйтесь карточками. Проверьте друг друга

— Кто выполнил работу без ошибок, какой падеж у всех слов?

— Что нужно сделать, чтобы правильно записать словарные слова?

VI. Физкультминутка для профилактики близорукости (проводят учащиеся).

Кто такой Винни-Пух? (Медведь)

— Почему его так назвали?

— Что вы знаете о медведях?

— Вставьте пропущенные орфограммы. Докажите свой ответ. (Слайд 9)

— Прочитайте текст и вставьте вместо точек слово медведь. (Слайд 10)

Читайте также:  до существительного деепричастный оборот

— Медведь – это дикое животное. Сила огромная. На глаза лучше не попадаться. Я видел в зоопарке. В лесу за хорошо наблюдать издали. Охотники говорят о как об опасном звере.

— Определите падеж слова медведь в тексте?

— Запишите столбиком сначала вопрос, затем слово и падеж

— Проверим. (Слайд 11)

кто? медведь И.п.
у кого? у медведя Р.п.
кому? медведю Д.п.
кого? медведя В.п.
за кем? за медведем Т.п.
о ком? о медведе П.п.

— Что интересного заметили?

VIII. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 12)

— О значении каждого падежа можно говорить долго и урока не хватит. Поэтому послушайте маленькое стихотворение.

Воскликнул Именительный:
— Мой именинник тот,
Который изумительно науку познаёт!
— Того, — сказал Родительный, —
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть своё пальто.
— Тому, — ответил Дательный,-
Плохое имя дам,
Кто не любит старательно
Уроки делать сам!
— Того, — сказал Винительный,
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать!
— С тем, — заявил Творительный,-
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду!
— О том, — сказал Предложный,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

— О чём в этом стихотворении вы услышали?

— Как определить падеж имени существительного?

Источник

Сборник упражнений по теме «Падеж имени существительного» (3 класс)

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Учитель начальных классов:

Дудукина Ольга Владимировна

Падежи имён существительных

1. Запиши словосочетания с данными существительными. Обозначь падеж существительных.

Привет ( кому?) (брат, сестра)___________________________
Радовался (чему?) (весна, праздник)______________________
Писать (чем?) (перо, мел)_______________________________
Рассказывать (о ком?) (лиса, сова, ёж)_____________________
Урожай (чего?) (овёс, пшеница)__________________________
Рассказ (кого?) (ветеран, гость)___________________________

2. Спиши текст. В каждом предложение подчеркни основу. Над существительным укажи, в каком падеже оно употреблено.

Стоят суровые морозы. Реки и озера одеты плотным ледяным ковром. Январский лес спит под теплой шубой. В глубокий снег спрятались маленькие елочки.

Но и в суровое время года кипит в лесу жизнь. Следы рассказывают о ней. Под широким кустом ночевал заяц. На полянке ныряли в пушистый снег тетерева. Здесь прошел величавый лось.

3. Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи падеж существительных.

Добежать ….. реки, подъехал …. заводу, летел …. полем, читал …. животных, смотрел …. картину, нашёл … портфеле, поставил … полку, ушёл … другом, увидел … кроватью, поздравление … мамы, поскакал … дороге.

4. Определи падеж имён существительных, вставь нужную букву в окончании.

Работает в бригад…, заподозрил в измен…, сшила для куколк…, подготовился к работ…, сделал для букашк…, остался без клюшк…, стоял около аптек…., сделал из щепк…, лежат в книг…, направился к остановк…, ел без вилк…, пробежал по травинк…, отказался от повязк…, застряла в бочк….

5. Определи у существительных род, ,число, падеж.

Образец: По степи – по чему? (степь), ж.р.,ед.ч.,Д.п..

По болоту, на ветках, из гнезда, перед учителем, над облаками, в ненастье, для скворцов, к солнцу, об улыбке, про сказки, около метро.

6. Спиши текст. Подчеркни основу предложений, кроме первого предложения. Определи падеж имён существительных.

Читайте также:  усищи какой род существительного

Вот еловый лес. На земле лежит мягкий ковёр из хвои. Изредка прозвенит синица. Вот постучал по стволу пёстрый дятел. Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку белка.

7. Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме (используя слова для справок)

Почти каждая …… начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ……… Начало ……… называется истоком. То место, где ………. впадает в море, озеро или другую ……., называется устьем.

Слова для справок: река, реки, реку, реке, рекой

8. Спиши словосочетания, в скобках укажи падеж.

появился (на чём?) на ветках ( )

на ветках (чего?) березы ( )

покрывают (что?) землю ( )

украсились (чем?) инеем ( )

летит (на что?) на землю ( )

летит (с чего?) с ветки ( )

бежал (по чему?) по снегу ( )

9. Прочитай текст. Форма какого существительного часто употребляется в нём? (мост)

Определите падеж и выделите окончания существительного мост .

Санкт-Петербург – город мостов.

В самом красивом месте города расположен Дворцовый мост. Разведённые крылья этого моста в белые ночи – символ Петербурга.

Туристы смотрят и на Литейный мост. Его разводной пролёт один из самых больших в мире: имеет ширину пятьдесят метров.

Петербуржцы гордятся Благовещенским мостом. Главное украшение которого – чугунные перила с изображением морских коньков.

На Троицком мосту установлены фигурные фонари, ещё один символ Петербурга.

10. Составьте и запишите верно 2 предложения. У имён существительных определи падеж.

Наш, стоит, на, город, реке, Неве

Горожане, рекой, гордятся, Невой

11. Поставьте и напишите в скобках вопрос и определите падеж существительного.

1.Катались ( на ….. ) на машине. (… падеж).

2.Шли ( по … ) по площади . ( … падеж).

3.Отплыл ( от … ) от причала. ( ….. падеж).

4.Подбежал ( к …. ) к кровати. ( … падеж).

5.Прыгает ( …. ) белка. ( … падеж).

6.Достали ( … ) мяч. ( … падеж)

7.Гуляли ( за … ) за школой. ( … падеж).

8.Написал ( в ….. ) в тетради. ( … падеж).

9.Кружились ( в … ) в воздухе.( … падеж).

10. Мылись ( … ) шампунем. ( .. . падеж).

Определи падеж существительных.

На деревьях, в воздухе, в лесу, тишина, рыбой, в сторожке, над горизонтом, на площади, клювом, до ветки орешника.

Определи падеж существительных.

С крыши, из будки, водой, на скамье, с доски, молоком, по горам, от страха, на речке, на крыше, осенью, над полями, на липах.

Определи падеж существительных.

Ноябрь, с неба, с берез, на дубах, в лесу, на берегу, птичка .

Определи падеж существительных.

Щуку, в ведро, с водой, кот, за лапу, с поля, цветов, туча, на дубах, с берез.

Определи падеж существительных.

Над норой, лисы. Белка, по веткам, лису, утром, на полянку, пере д сосной, за шишкой, в зубах.

Определи падеж существительных.

Весна, по утрам по улице, к солнцу, в лучах, в саду, по дороге, за печкой, по стволам.

По сучьям, деревьев, мороз, хлопьями, в небе, в лесу, по чаще, к снегу, на ветке.

Под деревьями, заяц, по снегу, за мышкой, на поле, в сарае, жизнь, в деревне, на полу, с мамой.

С крыши, до берега, без зубов, к крючку, на берегу, с неба, снежинки, из окна, в домах, на ветках.

На поляне ,— кучки земли, землю, холмиком, с когтями, на свет, в глубину.

На поляне, кучка земли, с деревьев, на землю, человека, в ночь, мальчику¸ под столом, в книге, на диване.

Источник