Меню

Урок 4 класс склонение имен прилагательных множественного числа 4 класс



Урок русского языка по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе». 4-й класс

Класс: 4

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: объяснение нового материала

Оборудование: интерактивный комплекс, Презентация.

Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе;

Задачи урока: формировать умения склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе; составить таблицу падежных вопросов и окончаний прилагательных в форме множественного числа; воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения.

Ход урока

1.Организационный момент ( проверка готовности к уроку)

2. Работа в тетрадях. ( 1 слайд)

Сне-ная, моро-, сне-, (не) тает, печ-, ноч-ка, х-лодный, чудес-ный, снег-пад.

3. На какую тему записаны все эти слова?

4. Работа по картине “Снегири” (2 слайд)

Листья, ягоды, птицы

— О какой части речи будем говорить сегодня на уроке?

— Расскажите все, что вы знаете об имени прилагательном.

— Если мы с вами все знаем об имени прилагательном в ед.числе, то что мы тогда будем изучать сегодня?

Будем изучать изменения им. прил. во мн. числе

— На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе?

— Как изменяются ли прил. во мн.ч.?

Вот это нам и предстоит выяснить. (3 Слайд)

2. Изучение темы: (4 слайд)

На какие группы можно разбить данные прилагательные

Морозная, далёкий, опасные, свежий, белые, синяя, тяжёлые, доброе, снежные, глубокий, холодные

Морозная

глубокий

Опасные

холодные

Склонение имен прилагательных во множественном числе (6слайд)

Давайте просклоняем данные прилагательные. Задание выполняется совместно с учащимися у доски и в тетрадях.

1. Запишите название падежей

2. Далее указываем вопрос, а потом записываем им. прил. и сущ.

3. Выделите окончания им. прил.

4. Заполните таблицу :

падеж вопрос
И. п. какие? Зимние дни
Р.п. каких? Зимних дней
Д.п. каким? Зимним дням
В.п. какие? Зимние дни
Т.п. какими? Зимними днями
П.п. (о) каких? Зимних днях

Вывод: имена прилагательные во мн. числе склоняются.

3. Первичное закрепление. (7 слайд)

Из приведенных ниже слов составь словосочетания “прилагательное + существительное” во множественном числе.

1 вариант 2 вариант
Используй одушевленные существительные Используй неодушевленные существительные

Красногрудый, белый, ледяная, хитрая, мелкий, пушистый, холодный, дикий, глубокий, снежная.

Заяц, олень, зима, снегирь, котик, сосулька, лиса, сугроб, снег.

4. Физминутка (на движение) (8 слайд)

5. Творческая работа (9 слайд)

1. Составьте предложения по словам

пушист. высок. соснами. мы, нашей, школы, любовались, Около

Около нашей школы мы любовались пушистыми высокими соснами.

6. Закрепление. Тренажёр. (10-17 слайд)

Домашнее задание. Стр.20 № 27.

Итог урока: (18 слайд)

    Я умею.
  • Я знаю.

-Как изменяются прил. во мн. числе?

— Можем ли мы определить род во множественном числе?

Прикрепите снежинку на доску со словами

    Я не знаю. или
  • Я знаю.

Источник

Урок русского языка в 4 классе «Склонение имен прилагательных во множественном числе»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок русского языка в 4 классе «Склонение имен прилагательных во множественном числе»

Скачать:

Вложение Размер
sklonenie_imen_prilagatelnyh_vo_mnozhestvennom_chislet.docx 19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Лицей им. Героя Советского Союза В.В. Гусева»

городского округа Рошаль Московской области

Урок русского языка

Склонение имен прилагательных

во множественном числе

Учитель начальных классов:

«Склонение имен прилагательных во множественном числе»

формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных множественного числа, совершенствовать умение находить и использовать имена прилагательные в устной и письменной речи;

  1. Формировать у учащихся умение склонять и употреблять в речи имена

прилагательные во множественном числе.

  1. Развивать речь учащихся, умение доказывать и отстаивать свое мнение,
  1. Расширять словарный запас.
  2. Воспитывать аккуратность в работе, любовь к родному языку, формировать положительное отношение к учёбе.

Прозвенел звонок. Внимание!

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

  1. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня на уроке вам предстоит активно потрудиться, и начнем мы с чистописания с грамматическим заданием.

1) Чистописание с грамматическим заданием.

— Я диктую вам словосочетания, а вы записываете только окончания имен прилагательных в тетрадь. Писать нужно каллиграфически, обращая внимание на правильное соединение букв.

Молочн ая каша, свеж ее сено, зелен ое яблоко, смешн ой щенок, хрустальн ый

дворец, син ий сундук, весенн яя гроза.

— Назовите окончания прилагательных, которые вы записали. Какие это буквы?

— На какие группы можем распределить данные окончания?

Д.- -ая, -яя — окончания прилагательных женского рода

-ое, -ее — окончания прилагательных среднего рода

-ой, -ый, -ий -окончания прилагательных мужского рода

2) Как изменяется прилагательное в единственном числе? Как определить падеж прилагательного?

— Послушайте загадку. И скажите кто это?

И зимой найдет приют

Не боится он простуды-

С первым снегом

— По каким признакам вы догадались?

— Кто уже видел снегиря?

— Холодно и голодно птицам зимой. Не забудьте о своих пернатых друзьях.

(Выставление карточки СН…ГИРЬ )

— Сколько слогов? Какой гласный слышите? А пишем? Прочитайте это слово так как оно пишется. Запишите один раз это слово в тетрадочку. Обозначить ударение и подчеркнуть букву, которую нужно запомнить.

3) А сейчас мы запишем под диктовку предложение. (1 ученик у доски)

На ветках рябины сидят красногрудые снегири.

(Проверка. Нахождение орфограмм)

Разобрать по членам предложения и частям речи. Назовите в этом предложении согласование (то есть связь между существительным и прилагательным).

Д. — Красногрудые снегири.

У. — Выпишите это словосочетание, указав число и выделив окончание.

Д. — Красногрудые снегири

У. — А можем ли мы указать род и падеж у прилагательного?

Д. — Род указать не можем, так как во множественном числе его нельзя определить.

У. — Как же быть с падежом? Можем ли мы просклонять прилагательные?

Д. — Можем. Нам в этом поможет падеж существительного.

3. Работа по теме.

Запись на доске и в тетрадях:

1). И.п.- (какие?) – красногрудые снегири

Р.п.- (у каких?) — у красногрудых снегирей

Д.п.- (к каким?) – к красногрудым снегирям

В.п.- (каких?) – красногрудых снегирей

Т.п.- (какими?) – красногрудыми снегирями

П.п.- (о каких?) – о красногрудых снегирях

У.- Выделите окончания прилагательных. Какие окончания имеют прилагательные во множественном числе? Как определить падеж прилагательного во множественном числе?

Д.- Падеж прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится.

У.- Как проверить безударное окончание прилагательного во множественном числе?

У.- Итак, сделайте вывод, как изменяется прилагательное во множественном числе?

Д.- Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам, падеж прилагательного определяется по падежу существительного, к которому оно относится, по родам прилагательные во множественном числе не изменяются, безударные окончания прилагательных во множественном числе можно проверить по вопросу.

2). Чтение вывода.

4. Физкультурная минутка для глаз: (выполняют стоя)

Зажмурили сильно глазки, открыли (5 раз)

Сделали круговые вращения глаз (вправо, влево)

Посмотрите на пальчик, вдаль (3 раза)

5 . Закрепление изученного материала.

1) Вставьте пропущенные прилагательные и определите их падеж.

Шито ….. ниткам, делать … глаза, ворона в …. перьях, как баран на …. ворота, избушка на …. ножках.

(в помощь вывешиваются иллюстрации к этим словосочетаниям)

(Белыми, большие, павлиньих, новые, курьих)

2) Работа с учебником

А) Чтение задания

Б) Самостоятельное выполнение задания

В) Взаимопроверка. 1 ученик с места

3 ). Письмо по памяти.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

У. — О каком времени года эта загадка? Почему вы так решили?

Д. — Это зима. Зимой идет снег и можно кататься на санках.

У. — Да, зима очень красивое время года. Многие поэты посвятили этому времени года много стихотворений. Давайте прочтем один из них.

Засыпав бел.. .. тропинки,(-ые)

Стирая свеж.. .. следы, (-ие)

На землю тих.. .. снежинки(-ие)

Ложатся блестками слюды

а) Чтение про себя. б) Чтение вслух в) Работа над правописанием.

У.- Какие орфограммы встретились? Какие пропущены буквы в окончании прилагательных? Каким способом проверили безударное окончание прилагательных?

а) Чтение хором стихотворения.

б) Чтение первых двух строк.

в) Чтение вторых двух строк.

г) Чтение целиком. Закрыли глаза, повторили про себя.

д) Один – два учащихся повторяют вслух.

е) Самостоятельная запись.

— Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки? Одну ошибку? Более двух ошибок?

— Разберите слово (НА) ЗЕМЛЮ как часть речи (1 человек у доски)

(На) землю – сущ. (куда? на что?), н. ф. – земля, неодушевленное, нарицательное, женский род, винительный падеж, единственное число, обстоятельство.

— Итак, давайте подведем итог, что же мы сегодня узнали?

— Как изменяются прилагательные во множественном числе? Изменяются ли по родам?

-Как проверить безударные окончания прилагательных во множественном числе?

— Спасибо за работу. Урок окончен.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012.Тип урока: урок открытия новых знаний.Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных. Цель.

данная презентация помогае учащимся наглядно увидеть в каком числе могут находиться существительные.

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Конспект урока русского языка с презентацией «Единственное и множественное число имен существительных».

Урок изучения нового материала. Учащиеся знакомятся с числом глагола.

laquo;Единственное и множественное число глаголов&raquo.

Источник

Открытый урок в 4 классе по русскому языку по теме «Склонение имён прилагательных во множественном числе»

Открытый урок в 4 классе по русскому языку по теме

«Склонение имён прилагательных во множественном числе».

    способствовать формированию представления об особенностях склонения имен прилагательных во множественном числе; совершенствовать умение распознавать род и падеж имен прилагательных. формировать умения склонять и употреблять прилагательные во множественном числе. развивать память, мыслительные операции; аналогию, обобщение; коммуникативные способности; познавательный интерес; развивать орфографическую зоркость, речевые умения.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

— Представьте себе, что мы путешествуем по зимнему лесу. (Картина зимнего леса, музыка «Времена года. Зима»).

— Глубоко вдохнули, выдохнули (2 раза).

— Что вы почувствовали? (Свежий воздух).

— Сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на парту.

Повторяйте за мной.

    Я в школе на уроке.Я радуюсь этому.Внимание мое растет.Память моя крепка.Голова мыслит ясно.Я готов к работе!

— Я думаю, что каждый из вас сегодня порадует себя и меня своей работой на уроке?

— Сели красиво, открыли тетради, положили их с наклоном, ручки взяли правильно.

— Записываем число, классная работа.

2. Минутка чистописания. Во время минутки чистописания

а) — Спишите буквосочетания. работа на карточках ( 2 – у доски, 3 –

ый ий на местах) – проверка сигнальн. карт.

б) — Прочитайте предложение.

Хороший снежок урожай сбережёт.

— Как называются такие предложения? (поговорки)

— К какому разделу литературы относятся поговорки? (устное народное творчество)

в) Разбор предложения (главные члены, части речи).

Вопросы к последней карточке:

Что общего в этих словосочетаниях? (однокоренные слова)

— Что такое однокоренные слова? Как пишется корень в однокоренных словах?

-Давайте вспомним 3 правила корня. (безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные).

3. Орфографическая работа.

— Прочитайте стихотворение. Кто автор этого стихотворения и как оно называется? ( «Зимнее утро».)

— Давайте исправим ошибки, допущенные в стихотворении.

Под голубыми нибесами
Великолепными каврами,
Блестя на сонце, снек лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зиленеет,
И речька подо льдом блистит.

4. Актулизация знаний и постановка целей урока.

— Какая часть речи делает это стихотворение выразительным? Назовите имена прилагательные.

— Как изменяются имена прилагательные? (( по числам, родам (только в ед. ч.) и падежам))

— Как определить род, число и падеж имени прилагательного? (по существительному) Назовите словосочетания.

— На какие две группы можно разделить эти словосочетания? (ед. ч. и мн. ч.)

— Определите род имён прилагательных ед. ч.

— Какая особенность у прилагательных мн. ч.? (не изменяются по родам)

— Выпишите словосочетания во мн. ч.

— Определите падеж имён существительных мн. ч.

-Что можно сказать о прилагательных с которыми они связаны?

-Знаем ли мы вопрос прилагательных множественного числа И. п.? Какие окончания?

— Поставьте эти словосочетания в И. п. Запишите.

— Что происходит с окончаниями прилагательных? (изменяются) Почему? (изменяются по падежам)

— Что значит изменить по падежам? (просклонять)

— Какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Склонение имён прилагательных множественного числа).

Записать тему урока в тетрадь.

5. Изучение нового материала.

1. Упражнение в склонении имён прилагательных во множественном числе.

— Подберите словосочетания существительное с прилагательным во множественном числе, которые могли бы охарактеризовать зиму (глубокие сугробы, снежные дороги).

– Просклоняйте эти имена прилагательные с существительными во множественном числе. Окончания прилагательных выделите, запишите падежные вопросы. ( 2 ученика у доски)

– Какие особенности склонения прилагательных во множественном числе вы заметили? (Совпадают окончания родительного и предложного падежей, именительного и винительного.)

— С существительными, какого рода мы склоняли прилагательные? (м. р. и ж. р.)

– Менялось ли окончание прилагательных во множественном числе в одном и том же падеже при изменении рода существительного? (При замене существительного одного рода на существительное другого рода окончание прилагательных во множественном числе не меняется.)

– Изменяются ли прилагательные множественного числа по родам? (Нет.)

– Вспомните, как мы определяем падеж прилагательного в единственном числе, и в связи с этим скажите, каким образом узнать падеж прилагательного во множественном числе? (Падеж прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу существительного, к которому он относится.)

– Обобщите наши рассуждения по плану:

    Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? Изменяются ли по родам имена прилагательные во множественном числе? Как узнать падеж имени прилагательного во множественном числе?

3. Работа с учебником.

а) Чтение правила на с. 34.

– Какие падежи в таблице объединены? Почему? (Родительный и предложный, т. к. они имеют одинаковые вопросы и окончания.)

– Сколько вопросов и вариантов падежных окончаний для винительного падежа? Почему? (Два т. к. один для тех случаев, когда прилагательное связано с неодушевленным существительным, другой – когда прилагательное связано с одушевленным существительным.)

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

— А теперь облокотитесь на спинку стула, послушайте музыку и глазками последите за тем, как падают снежинки.

7. Развитие речи.

— Что вам сейчас представлялось, когда слушали музыку? (зимний день в лесу, полянку, изредка можно почувствовать легкие порывы ветерка.)

— Какое название может быть у этой музыки?

— Эта прекрасная музыка из цикла «Времена года» «Зима»

— Как зиму можно назвать ласково? (зимушка, красавица, волшебница, матушка)

— Какая бывает зима? (великолепная, прекрасная русская зима, снежная, холодная, суровая)

— Мы назвали много разных слов, которые нам помогли описать зиму, как они называются? (Имена прилагательные)

Обобщение: прилагательные во мн. ч. склоняются, падеж определяется по существительному, с которым согласуется прилагательное. Теперь всё это мы закрепим, выполнив упражнение.

1. Упр.343. с. 34 (с комментированием)

2. Упражнение «Определи падеж прилагательных». ( 1 ученик у доски)

— Я читаю вам словосочетания, а вы записываете только первую букву названия падежа.

Вдоль белых улиц, на печальные поляны, частыми звёздами, без главных гостей, на лесных полянах, к снежным берегам, о сильных морозах, на еловых ветвях, под яркими звёздами, на оледенелых стенах.

Р, В, Т, Р, П, Д, П, П, Т, П. (сигнальные карточки).

9. Самостоятельная работа. (проверить карточки)

Списать текст. Вставить пропущенные буквы, выделить окончания имен прилагательных.

В лесу много зверин.. следов. По краю оврага стоят огромн.. осины. В осинов.. стволах устраивают тёпл.. постели белки. Под мощн… корнями могуч.. дубов маленьк.. мышки находят себе пищу. Над речкой склонилась ива с длинн… ветвями.

10. Рефлексия урока.

– С чем познакомились на уроке?

– Что узнали об изменении имен прилагательных во множественном числе?

– Назовите падежные окончания и вопросы прилагательных во множественном числе?

Источник

Читайте также:  Самого это прилагательное или местоимение