Меню

Урок 5 класс рус яз ться тся в глаголах



Урок русского языка. Тема: «Правописание -тся и -ться в глаголах». 5-й класс

Класс: 5

Класс(ы) 5

Предмет(ы) русский язык

Цель урока:

  • Дать понятие о правописании -тся и -ться в глаголах; развить умение владения способом действия при выборе написания.
  • Воспитывать интерес к самостоятельному исследованию языковых явлений, понятий, воспитывать культуру речи.
  • Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять,делать выводы,овладевать научным стилем речи.

Тип урока

  • Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
  • Учащихся в классе: 10
  • Краткое описание

I. Стадия вызова.

1. Синтаксическая «пятиминутка»

— составить схемы предложений, дать их характеристику (устно).

а) Голубым хрусталем загорается на заре Венера, и туман начинает клубиться над водой.

б) Мы смотрим, как подымается огромное белое солнце.

— Что общего в этих предложениях? (Оба сложные, состоят из двух частей)

— В чем разница? (Одно сложносочиненное, его части равноправны; второе — сложноподчинное, в нем одна часть подчинена, зависит от другой).

2. На доске записаны слова: время, род, падеж, число, спряжение, инфинитив.

Задание: выберите только глагольные категории.

II. Стадия осмысления.

1. Тема урока, цели.

2. Из данных предложений учитель записывает примеры на доске, учащиеся в тетрадях делают следующую запись:

Венера (что делает?) загорается

Начинает (что делать?) клубиться

Солнце (что делает?) поднимается

На анализе примеров учащиеся самостоятельно делают вывод.

— От чего зависит написание -тся, -ться ( От того , есть ли в вопросе, поставленном к глаголу, мягкий знак)

— Как называются такие глаголы? (Возвратные)

3. Выполнение упр. 464. (учебник для 5 класса татарской средней общеобразовательной школы, авт.Шакирова)

— Чтобы выполнить задание, что нужно знать? (Знать правило правописания -тся,-ться, т.е. поставить вопрос).

4. Чтение правила на стр.177.

— Возвращаемся к записанным примерам и надписываем над глаголами, в какой форме они стоят

(3-е лицо или неопределенная форма глагола).

5. Упр 465 — комментарий. Можно ли употребить форму 3-го лица единственного?

(После глаголов начнет, может, хочет, следует, надо, нужно употребляется глагол в инфинитиве).

6. Сообщение учителя о том, что формы глаголов и существительные на -ца звучат одинаково, что является источником ошибок.

7. Распределительный диктант (словосочетания распределить по колонкам)

Болит переносица, собрание переносится; чистая водица, не стоит с ним церемониться; белая курица, вулкан курится; острая спица, ему не спится.

(при проверке задания проговариваются неоднократно способ действия при выборе -тся, -ться)

1) Установить к какому слову относится глагол;

2) поставить к глаголу вопрос, определить его форму, записать окончания.

8. Анализ предложений.

Образец рассуждения: например, Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

«Определим, с каким словом связан глагол не боится (тот), ставим от него вопрос:

Тот (что делает?) не боится; во 2-м предложении — умеет (что делать?) трудиться».

Предложения для анализа:

1. Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится. (И.Суриков)

2. Оглянуться не успела, как зима катит в глаза. (И.Крылов)

3. Чем кумушек считать трудиться. Не лучше ль на себя, кума,оборотиться. (И.Крылов)

— Что нового узнали о глаголах?

1. Комментированный диктант.

1. Белый пар по лугам расстилается.

2. От зари алый свет разливается.

3. И стоит себе лес, улыбается.

4. Солнце за день нагуляется, за кудрявый лес спускается.

5. Лес стоит под шапкой темною, в золотом огне купается. (И.Никитин)

(После записи каждого предложения правописание -тся, -ться объясняется учащимися «по цепочке»)

2. Подведение итогов, оценки.

Дом.зад.

1) упр 466 (письм) — (задание для слабых учащихся)

2) написать сочинение-миниатюру с использованием возвратных глаголов (задание для сильных учащихся)

Источник

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Правописание сочетаний -тся, -ться»

Тема: «Правописание сочетаний –тся, -ться в глаголах»

повторить правописание глаголов;

углубить знание о глаголе как о самостоятельной части речи;

продолжить развитие мотивации к обучению и самопознанию;

продолжить формирование умения понимать авторский замысел текста, извлекая мораль;

подвести учащихся к пониманию основных категорий морали – «добро» и «зло», продолжить воспитание доброго отношения к окружающим и предостеречь школьников от зла, насилия, необдуманных поступков.

кейс на каждого ребенка:

— текст неоконченной притчи «О Добре и Зле» (на зеленой карточке);

— алгоритм работы с орфограммой «Правописание -тся, -ться в глаголах» (на желтой карточке);

— эталон выполнения упражнения № 84 (на белой карточке);

— заготовка для рефлексии (на голубой карточке);

эпиграф к уроку: «Все зло, которое вы совершаете, остается с вами навсегда, а добро возвращается в троекратном размере» (формулируют дети в процессе работы).

Здравствуйте, ребята. Открываем тетради и записываем число.

Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с притчи. Послушайте ее. Можете воспользоваться текстом. Он лежит у каждого на парте на зеленой карточке.

Слушают притчу «О Добре и Зле», следят за звучащим текстом

Одна нищая женщина пекла пару лепешек каждое утро. Одну оставляла для семьи, а вторую клала на подоконник. Каждый желающий мог полакомит..ся. После ей начинал вспоминат..ся сын, который давно покинул отчий дом и от которого долго не было вестей.

Читайте также:  1 лицо единственное число глагола течь

Вскоре она заметила, что каждое утро приходит человек с горбом, забирает лепешку и приговаривает: «Все зло, которое вы совершаете, остает..ся с вами навсегда, а добро возвращает..ся в троекратном размере». Обидевшись на горбуна, она насыпала отравы на вторую лепешку, пожелав избавит..ся от злого гостя. Как только она начала подносить ее к окну, руки задрожали. Тогда она выбросила хлеб в пламя и приготовила новую. Пришел горбун и, сказав свои слова, продолжил путь.

Ребята, притча обрывается на самом интересном…

— Можете предположить, что произошло дальше?

— Кто прав мы сможем узнать только в конце урока, если хорошо потрудимся? Готовы?

Предполагают возможное окончание притчи.

Наверное, вы заметили, что в тексте притчи встретились слова с пропусками. Давайте выпишем их в наш словарик и попробуем разобраться с написанием. Перед словариком не забудьте пропустить строку.

Выписывают слова с пропусками:

Что объединяет все слова сегодняшнего словарика?

Все заканчиваются на –тся.

Во всех пропущен ь.

А во всех ли словах он должен быть? Придумайте предложение со словом «полакомиться».

Учащиеся придумывают свои предложения.

Если придуманные предложения с разным написанием слова, то учитель работает с детскими примерами, если нет, на интерактивной доске появляются 2 предложения с разным написанием слова.

Ребенок захотел полакомиться тортом.

Он полакомится им во время праздника.

Чем мы займемся сегодня на уроке? О какой части речи будем говорить? В чем сходство слов нашего словарика?

Мы будем говорить о глаголах.

Сходство в том, что они заканчиваются одинаковыми буквами.

В некоторых -тся будет писаться ь, а в некоторых нет.

Попробуйте сформулировать тему урока.

Давайте запишем тему на месте пропущенной строки.

Правописание —тся, -ться в глаголах.

Записывают тему в тетрадь (в пропущенную ранее строку).

Построение проекта решения проблемы

Какова цель сегодняшнего урока?

Разобраться в том, когда ь пишется в сочетании -тся, а когда не пишется

Как будем справляться с возникшим затруднением?

Вспомним правило, применим на практике.

Посмотрим в учебник.

Найдем сведения в интернете.

Ребята, выберите индивидуальный путь решения проблемы, добудьте необходимые знания. Тот, кто ими обладает, может сразу начать решение лингвистической задачи.

Повторяют сведения в учебнике или в интернете.

Давайте обсудим полученные сведения.

Что узнали из разных источников или вспомнили?

А вы разве не знали этой информации раньше?

Ученики делятся информацией, полученной из учебника или интернета, сравнивают ее.

Что помешало нам сразу справиться с возникшей проблемой?

Мы забыли о тексте.

Без него к одному и тому же глаголу можно задать разные вопросы, от этого правописание тоже будет разным.

Как мы поступим дальше?

Составим порядок действий, т.е. алгоритм

Для определения наличия или отсутствия ь в сочетании -тся нужно

1. найти слово, от которого задается вопрос

2. задать вопрос, посмотреть наличие там ь.

Если класс слабый!

Воспользуемся готовым порядком наших дальнейших действий, который находится на желтой карточке

1. найти слово, от которого задается вопрос;

2. задать вопрос, посмотреть наличие там ь.

— Если в вопросе был ь, то и в глаголе он будет, а если не было, то в глаголе тоже ь писаться не будет.

Значит, для решения нашей задачи нужен текст. Без него мы не справимся. Давайте вернемся к тексту притчи. От какого слова к первому глаголу можно задать вопрос? Выпишите сочетание слова, от которого задается вопрос, сам вопрос и глагол (по цепочке на доске).

Поочередно объясняют правописание глаголов, используя алгоритм, текст объяснений появляется на доска (обычной или интерактивной).

Мог (что сделать?) полакомиться

Начинал (что делать?) вспоминаться

Зло (что делает?) остается

Добро (что делает?) возвращается

Пожелав (что сделать?) избавиться

Теперь нужно потренироваться. В этом нам поможет текст упр. № 84

Работать будем по вариантам (у доски 3 человека)

Вариант I анализирует 1-е предложение. Вариант II – 2-е предложение.

Вариант III – 3-е предложение.

Вариант I – 1-е предложение

Не надо (что делать?) хвалиться, коли не знаешь, как хлеб (что делает?) родится.

Вариант II – 2-е предложение

Нечего (что делать?) торопиться – не каша (что делает?) варится.

Вариант III – 3-е предложение

Нужно (что сделать?) наклониться, чтоб из ручья воды (что сделать?) напиться.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Продолжим выполнять упражнение самостоятельно.

Вам осталось разобраться в 4,5,6 предложениях.

(Если класс работает медленно, можно дать работу снова по вариантам).

Самостоятельно прописывают оставшийся текст, выделяя анализируемую орфограмму.

Проверьте по эталону на белой карточке правильность выполнения данного упражнения.

Вариант I – 4-е предложение

Тот труда не (что делает?) не боится, кто умеет (что делать?) трудиться.

Читайте также:  Поговорки в которых есть глаголы 2 лица единственного числа

Вариант II – 5-е предложение

Грамоте (что делать?) учиться – вперед (что сделает?) пригодится.

Вариант III – 6-е предложение

За все (что делает?) берется, да не все (что делает?) удается.

Включение в систему знания и повторение

Чему мы научились на уроке?

Научились определять, когда в сочетании –тся ь пишется, а когда – нет. Все зависит от наличия или отсутствия ь в задаваемом вопросе.

Мы узнали, что без текста применить знания бывает сложно или невозможно.

Где можем применить полученные знания?

При написании диктантов, при решении домашних заданий.

При подготовке индивидуальных выступлений по другим предметам.

Рефлексия учебной деятельности

Хотите услышать продолжение притчи?

Вскоре в дом женщины постучались, на пороге стоял ее сын. Парень был очень худой и грязный. Он поведал матери, что по дороге домой обессилел и упал от изнеможения. Мимо проходил горбун и отдал ему лепешку. Это помогло парню дойти. Услышав это, мать заплакала.

Почему заплакала мама?

Чему научила вас притча?

Можете ли вы из текста притчи выбрать самые главные слова, которые могли бы стать эпиграфом к сегодняшнему уроку?

Зло, которое она пожелала чужому человеку, могло обернуться против ее сына.

Никому не делать зла, только добро

Все зло, которое вы совершаете, остается с вами навсегда, а добро возвращается в троекратном размере.

Возьмите последнюю голубую карточку. На ней 3 ряда цифр.

В первой строчке обведите

1 — в кружок, если вам сегодняшний урок не понравился;

2 – если понравился, но вам не всегда было комфортно и уютно;

3 – если вам урок очень понравился, вы прекрасно себя чувствовали.

Во второй строчке обведите

1 — в кружок, если вы не поняли тему;

2 – если вы поняли тему, но в некоторых случаях все равно сомневаетесь;

3 – если отлично разобрались в материале и даже можете объяснить его долго болевшему товарищу.

В третьей строчке обведите

1 — в кружок, если вы не поняли притчу;

2 – если вы поняли притчу, но в жизни не будете следовать ее морали;

3 – если разобрались в притче, будете стараться совершать только добрые дела и никогда не станете проявлять злость и жестокость по отношению к другим людям.

(дети выбирают тот вариант, который для них более интересен)

1. Параграф 17, упр. 85.

2. Сочинить сказку, стихотворение, рассказ о ь в сочетаниях -тся и -ться

Источник

Открытый урок «Правописание –тся и –ться в глаголах», 5 класс
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Цель урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах.

Результаты:

Предметные: Отработать способ действия при выборе написания –ться и — тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.

Личностные: Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные: Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству.

Скачать:

Вложение Размер
tsya_i_tsya_5kl.docx 23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 42

Конспект открытого урока русского языка в 5 классе

« Правописание – тся и – ться в глаголах »

учитель русского языка и литературы

Швайковская Татьяна Георгиевна

Сценарий урока по ФГОС

Правописание – тся и – ться в глаголах .

Цель урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах.

  • Предметные: Отработать способ действия при выборе написания –ться и — тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.
  • Личностные: Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.
  • Метапредметные : Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки.

І. Организационный этап. (Самоопределение к деятельности. Создание «ситуации успеха»)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

1. а) Словарная диктовка

Шорох, желтизна, аромат, обаятельный, стеречь, исчезать, отрасль, таять, чуять, багровый, лиловый, не мог, здесь, веять, лазурный, идти, жюри, помощник, росток, капюшон, не был, аккуратный, горизонты, пожалуйста, лаять, уберечь.

— Найдите глаголы в неопределенной форме. Выделите у них окончания.

— Почему неопределённая форма глагола так называется?

(Учащиеся выполняют задание на отдельных листах).

(Регулятивные УУД, контроль)

б) Индивидуальная работа учащихся по карточкам

(Учитель сам выбирает учащихся для выполнения заданий данного вида)

( Регулятивные УУД, контроль)

Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенной форме. Выделите окончания и корни глаголов.

Увлечение, беседа, сожаление, сотрясение, удивление, наслаждение, скрип, раздражение, удаление, приложение.

Поставьте глаголы в неопределённой форме. Выделите корни и окончания.

Идешь, бежишь, бредешь, ползешь, шагает, плетется, несется, ходим, тащимся, мчимся, рассержусь, разъярюсь.

Ч или чь? Запишите слова в два столбика: 1) ь пишется, 2) ь не пишется.

Заже…, сила…, ре…, привле…, скрипа…, могу…, сбере…, испе…, ту…, пересе…, тка…, певу…, остри…, стере…, проже…, линю…, но…, кума…, вра…, мело…, обже…, гра…, бога…, зада…, запря…, треску…, паху… .

(Проверка выполнения заданий в течение урока учителем).

2. Синтаксический разбор предложения

Дуют ветры яростные , гонят лодки парусные .

(Повеств., невоскл., прост., двусост., распр, с одн. сказ.)

— Прилагательное яростные разберите морфологически.

І. Ветры яростные – прилаг. Ветры (какие?) яростные.

ІІ. Н. ф. – яростный; во мн. ч., в им. п.

ІІІ. Ветры (какие?) яростные .

ІІ. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний

— Сегодня мы продолжаем изучение темы «Глагол». Тема нашего урока: «Правописание –ться и –тся в глаголах. Запишите её в тетрадь».

(Познавательные УУД, действия постановки и решения проблем, формулирование проблемы)

(Познавательные УУД, логические, анализ с целью выделения признаков)

— Что мы должны написать на месте пропусков?

  • От чего зависит написание –ться и –тся в глаголах?

(Познавательные УУД, действия постановки и решения проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)

Учащиеся предлагают варианты.

(Выбор написания зависит от формы слова. Форму глагола устанавливаем по вопросу).

-Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока (Знакомство со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах).

Помни: вопрос – твой помощник!

Что делае т ? Что дела ть ?

Что сделае т ? Что сдела ть ?

броси тся броси ться

нрави тся нрави ться

удиви тся удиви ться

верну тся верну ться

— Могут ли быть в одних и тех же словах разные написания? Что вы об этом думаете? ( Ситуация «общей несостоятельности» класса).

— Существует еще один способ действия при определении правильного написания –тся и –ться в глаголах.

— Посмотрите внимательно на таблицу. От чего в данном случае зависит написание ь ?

Работа с таблицей:

делает?

сделает?

что Ь -тся 3-е л.

делать?

что Ь -ться н.ф.

— Чего же мы не знаем? Чему нам необходимо научиться?

— Откройте учебник на стр. 250 и прочитайте орф. № 23. Проверьте правильность ваших выводов. Обратите внимание на обозначение орфограммы.

— От чего же зависит написание –ться и –тся в глаголах?

(Регулятивные УУД, контроль).

ІII. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания

  1. Аукцион пословиц, содержащих слова на изучаемую орфограмму.

— Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.

Друзья (что делают?) познаются(3-е л.) в беде

Трус своей тени (что делает?) боится (3-е л.)

Всякий человек в деле (что делает?) познаётся(3-е л.)

У него дело из рук (что делает?) валится (3-е л.)

Несчастья (что делать?) бояться (неопр. ф.), так и счастья (что делать?) не видать(неопр. ф.)

Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учиться(неопр. ф.)

За всё (что делать?) браться (неопр. ф.) – ничего не сделать.

  1. Коллективная работа . Заменить словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме и в форме 3 лица ед.ч.

(Коммуникативные УУД, планирование, постановка вопросов)

(Познавательные УУД, логические, выдвижение гипотез и их обоснование)

  • Проявлять стремление стремиться — стремится
  • Испытывать волнение волноваться — волнуется
  • Допускать ошибки ошибаться — ошибается
  • Принять решение решиться — решится
  • Чувствовать радость радоваться – радуется

Создание проблемной ситуации

  1. -Внимание! Проблема! В чем разница в написании слов?

Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые оканчиваются на –ца!

(Познавательные УУД, действия постановки и решения проблем, формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

— Что нам нужно сделать, чтобы стало ясно лексическое значение слов?

-Составьте с этими словами словосочетания, чтобы было ясно лексическое значение слов.

(Болит переносица – собрание переносится

Чистая водица – не надо с ним водиться

Острая спица – ему не спится)

(Коммуникативные УУД, управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли, постановка вопросов).

  1. Исправь ошибки в тексте (с последующей взаимопроверкой).

(Коммуникативные УУД, управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли)

Взоопарке проживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. Львёнок Сенечка пытаеться укусить сваю маму. Обезьяна держиться заветку и слатко спит. Семейство тигров дружно умывается. Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.

Применить алгоритм действия или схему написания глаголов в пословицах?

(Познавательные УУД, логические, анализ с целью выделения признаков)

5.Работа с учебником. Выборочное письмо

Выпишите из пословиц:

І вариант – подлежащие с глаголами-сказуемыми на –тся;

ІІ вариант – словосочетания с глаголами на –ться.

(Познавательные УУД, действия постановки и решения проблем)

IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

V. Рефлексия (подведение итогов урока)

Рефлексия по вопросам:

— Какую задачу ставили на уроке?

— Удалось решить поставленную задачу?

-Какие получили результаты?

— Что нужно сделать ещё?

— Где можно применить новое знание?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

(Личностные УУД, самоопределение, мотивация (мотивация учения), смыслообразования).

Источник