Меню

Урок глагол 5 класс шмелев



Конспект урока по теме «Глагол». 5-й класс

Класс: 5

Ключевые слова: часть речи , глагол

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Цель урока: обеспечить формирование умения выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению.

Ход урока

1. Организационный момент

— Ребята, здравствуйте! Рада вас приветствовать на уроке русского языка!

Я бы хотела начать урок с известных вам строк, но они рассыпались.

Кто поможет мне?

Написаны слова на доске: «начинается» «С» «успех!» «удачи» «малой»

(Ответ: «С малой удачи начинается успех!»)

— Как вы понимаете эти слова?

— Я желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

(В игровой форме повторить некоторые лингвистические понятия и узнать тему урока.)

А) какая буква пишется на конце слова, имеющего значение “Кладь сена неопределенной меры”? (стоГ)

Б) часть речи, которая обозначает признак предмета (приЛагательное)

В) какая гласная пишется в корнях слов “рАстение”, “излАгать”?

Г) назовите четвертую букву алфавита. (“Г”)

Д) какая буква пишется в корне слова “мОрской?

Е) как называется буква, обозначенная [л] в слове “колодец”?

Полученное слово – глагол.

НО. сначала Повторим части речи!

Цель: вспомнить части речи.

Задание: заполните таблицу «Части речи».

Части речи делятся на … (самостоятельные и служебные)

Что делать?
что сделать?

Какой? Какая?
Какое? Чей?

Сколько? который? и др.

Кто? что? который? сколько? чей?

Как? куда? откуда? где? зачем? почему?

части речи

Какую роль выполняет в языке.

Служит для связи слов в предложении и словосочетании

Служит для связи одно-родных членов и частей сложного предложения

Вносит в предложение дополнительное значение: отрицание, вопрос, сомнение и т.д.

2. Целеполагание

— Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас подготовиться к увлекательному путешествию по стране «Глагол».

— А чтобы отправиться в путешествие, необходимо собрать чемодан.

У нас вами будет необычный чемодан – «Чемодан Знаний и Умений».

Знаний и умений, которые мы будем постепенно набирать во время урока. Вы согласны?

Активизируем знания учащихся.

Создаём проблемную ситуацию.

«Верные – неверные утверждения»

  1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета.
  2. Глаголы изменяются по временам, числам, падежам, лицам.
  3. Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми.

Формулирование темы, цели урока.

— Сформулируйте, пожалуйста, тему урока (формулируют).

Ребята, а я её определила вот так: Глагол как часть речи.

— Вы согласны. Запишите число и тему урока в тетрадь.

(Пока учащиеся записывают тему урока, им можно сообщить справочные сведения.

Глаголы по частоте употребления занимают второе место (после существительных). Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, глаголов около 2500. Самые частотные из них — мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, ка­заться, взять, понимать, сделать, делать, значить.

— Что бы вы хотели узнать сегодня? Опираясь на тему урока, сформулируйте цели урока (формулируют). Я их определила вот так: умения выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению. Вы согласны?

Составление «таблички». (запись в теоретическую тетрадь)

Чертим на доске овал, пишем в центре «Глагол» и предлагаем учащимся говорить все, что они знают о глаголе. Вся эта информация оформляется учителем на доске.

3. Усвоение новых знаний и первичное закрепление

— Нам просто необходим план нашего путешествия. Ребята, предложите, что нам нужно сделать, чтобы выполнить поставленные цели? (Вместе составляем)

План урока:

1. Найти информацию о глаголе.

2. Выполнить упражнения, чтобы научиться отличать глаголы от слов других частей речи. Согласны?

4. Работа с учебником…

Чтение параграфа… «Глагол как часть речи»

5. Тренировочно-закрепляющие упражнения…

(упражнение, которое сразу после правила…)

Цель: научиться отличать глагол от существительных.

Задание: В предложениях выделите грамматическую основу, найдите омонимы и определите, какой частью речи они выражены.

(Предложения записаны на доске..)

1. Катюша в хоре запевала, она все песни запевала.
2. Иди домой, но сначала коридор домой.
3.

В углу раздался детский плач,
И кто-то вдруг сказал: «Не плач!»

7. Физминутка…

— Прошу встать возле своих парт… Сейчас я буду называть части речи, а вы будете поднимать руки вверх… Когда я называю глагол, вы поднимаете правую руку…

Если я называю другую самост. часть речи: сущ., прилаг., наречие, числит., местоим., то вы поднимаете ЛЕВУЮ руку…

Если называю служебные части речи: предлог, союз, частицу, то вы поднимаете обе руки вверх и слегка потягиваетесь…

Задание понятно. Итак, начали…..

Я, РИСОВАТЬ, НАД, ВЛЕВО, СОЛНЫШКО, КРАСИВЫЙ, ГОВОРИЛ, ЗА, ПЯТЬ, МОЯ, РАБОТАТЬ, МЕЧТАТЬ, ЧТОБЫ, А, ЖЕЛТЫЙ, …

6. Работа по карточкам… (по вариантам)

Задание-загадка: Прочитайте четверостишье, определите автора, найдите глаголы и выпишите их, выделите окончание, укажите грамматическое значение.

1 вариант

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?

2 вариант

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…

7. Самостоятельная работа… (в парах)

— А теперь давайте представим, что каждый из вас уже не ученик 5 класса, а редактор какой-либо газеты, журнала, еженедельника. И вот начинающий автор приносит вам рассказ, где в каждом предложении употреблено несколько глаголов-синонимов. Ваша задача — выбрать наиболее подходящий из них и записать текст в окончательной редакции. Попробуйте!

(Текст записывается на доске, или детям раздаются распечатки.)

Сказка про одуванчики.

(Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискри­лись, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки — одуванчики.

Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом весе­лые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.

Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают.

(Работы ребята сдают для проверки учителю…На следующий урок будет редактирование работ)…

8. Подведение итога урока

— Какова была тема урока?

— Как вы считаете, мы достигли цели нашего урока?

— Давайте подведем итог…Что вам известно о глаголе?

— Поднимите руки те ребята, кому урок понравился…

…теперь те, кто не совсем разобрался в сегодняшней теме….

… и те, кто ничего не понял……

— Спасибо вам, ребята, за работу. Удачных, веселых каникул!

9. Домашнее задание

1).Теоретич.материал о Глаголе…

2). Написать сочинение «В стране Глаголии…»

Источник

Методическая разработка урока «Глагол» (в соответствии с ФГОС)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Скачать:

части речи
Вложение Размер
glagol.doc 75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Русский язык. 5 класс. Учебник для образовательных учреждений под редакцией А.Д.Шмелёва. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2012 г. («Алгоритм успеха.»)

  • развивать устную научную речь учащихся
  • воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию;
  • развивать внимание, память во время словарной работы
  • продолжить работу по развитию умений анализировать языковой материал по данной теме, сопоставлять его по заданным признакам.
  • развивать умение слушать друг друга.
  • формировать умение выделять глаголы в тексте; определять время, спряжение, разбирать глаголы по составу; писать глаголы с изученными орфограммами;

Урок обобщения и систематизации знаний

Формы работы учащихся.

Коллективная и индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование.

Компьютер, проектор, экран, аудиозапись.

Структура и ход урока

Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

  1. Учитель организует обучающихся, взаимодействует с классом, предлагает отгадать загадку.

Что без меня предметы? Лишь названия

А я приду — все в действие придет.

Летит ракета, люди строят здания,

Цветут сады, и хлеб в полях растет.

— О какой части речи это стихотворение?

  • Самооценка готовности к уроку.

Учащиеся включаются в учебную деятельность, выразительно читают загадку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Этап 2. Мотивационный этап

Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока

Учитель подводит обучающихся к теме урока

Создание проблемной ситуации.

— Ребята, перед вами набор слов. Найдите «лишнее» слово.

Стол, крем, воздух, читать, книга, шнур, пейзаж

Учитель организует обсуждение темы урока:

— Какое слово «лишнее»?

— Почему вы так решили?

— Сформулируйте тему нашего урока.

— Как вы считаете, какие задачи стоят перед нами сегодня на уроке?

— Какова цель нашей работы на этом уроке?

Учитель обобщает точку зрения учащихся и предлагает сформулировать тему урока и его цель, организует общее обсуждение, помогает преодолеть проблемную ситуацию

Регулятивные УД: целеполагание; Коммуникативные: ответы на вопросы.

Познавательные: поиск и выделение информации, подведение под понятие, доказательства.

Приводят свои варианты цели и задач урока.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, выделяют информацию, определяют тему урока.

Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности

Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели.

Повторение базовых понятий глагола как части речи

Учитель организует повторение базовых понятий глагола как части речи (с помощью учебника). Взаимодействует с обучающимися, создает условия для оптимального усвоения материала.

  1. Зрительный диктант.
  • в предложение, записанное на доске, необходимо вставить пропущенные слова.

Глагол — это часть речи, которая отвечает на вопросы _________________________ , обозначает _____________________, в предложении является _________________________________

  • Вспомните, сколько времен присущи глаголу?
  • Как пишется НЕ с глаголами?
  1. — Ребята, обратите внимание на текст

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит тихо, роса стекает по белым стволам. Хрипло кричит петух в избе лесника. В тишине зарождается рассвет. Озеро дымиться белым паром. Еще все спит: спит вода, спит рыба, спят птицы и только совы летают у костра. Котелок бормочет на огне. Мы говорим шепотом: боимся спугнуть рассвет.

( По Паустовскому К.)

— Какой заголовок вы дадите тексту? Почему?

-Как вы понимаете:

«Озеро дымиться белым паром»

«Котелок бормочет на огне»

-В каком времени употреблены глаголы?

-Замените используемые глаголы глаголами в прошедшем времени, запишите получившийся текст.

3. Работа с презентацией

— Ребята, давайте вспомнить правописание –тся и –ться в глаголах. В этом нам поможет небольшая презентация.

Устно вставьте, где необходимо, Ь знак (слайд 2).

Бросит(?)ся, нравит(?)ся, удивит(?)ся, вернут(?)ся

— Что помогает нам определить, есть ли в глаголе Ь или его нет? (слайды 3,4)

— Давайте с вами вставим пропущенный Ь в глаголы (слайд 5).

1. Всякий человек в деле познаёт?ся (запишем)

2. Друзья познают?ся в беде

3. Трус своей тени боит?ся

4. У него дело из рук валит?ся

5. Несчастья боят?ся, так и счастья не видать

6. Не стыдно не знать,стыдно не учит?ся (запишем)

7. За всё брат?ся –ничего не сделать

Устно выполняется слайд 6.

Замените словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме и в форме 3 лица ед.ч.

  • Проявлять стремление (стремиться)
  • Испытывать волнение (волноваться)
  • Допускать ошибки (ошибаться)
  • Принять решение (решиться)
  • Чувствовать радость (радоваться)

Не путайте с существительными

4.Работа с учебником

— А теперь давайте выполним упражнение 46, 47. Задание: Работа в паре . Найдите «лишний» глагол в каждом ряду.

Объясните свой выбор. Объединитесь по 2 парте и работайте

Выполнение упражнения 48. (аудиоприложение). Слушайте историю из книги Э.А. Вартаньяна «Путешествие

в слово» и записывайте в таблицу только глаголы в зависимости от их формы.

5. Творческая работа

Запишите 6 глаголов с изученными орфограммами ( частица не, -тся, -ться , мягкий знак после шипящих в неопределенной форме и во 2-м лице ед. числа

  • Устная работа по заявленным вопросам;
  • Работа с текстом;
  • Работа с учебником;
  • Выполнение практических упражнений

Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, учитель обобщает ответы учащихся.

Учащиеся дают ответы, учитель подводит учащихся попробовать самостоятельно сформулировать определение глагола.

Учащиеся формулируют полное определение глагола, подтверждая каждый его тезис с примерами.

1. Повторение базовых понятий глагола как части речи;

2.Безошибочное написание -тся и -ться;

1.Научились правил строить свои ответы и высказывания, извлекать необходимую для выполнения упражнений информацию, отбирать и систематизировать материал по теме урока

Закрепление умений по определению базовых понятий прилагательного как части речи

Учитель предлагает выполнить тест, направляет, координирует деятельность обучающихся, корректирует результаты.

Б) признак предмета

В) действие предмета

2. глагол отвечает на вопросы

А) что делать? Что сделать?

3) Чем является глагол в предложении?

4) Что надо знать, чтобы правильно написать окончание глаголов?

В) согласовать существительными и задать вопрос

Развитие коммуникативных УД, обеспечивающих возможность сотрудничества.

Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока.

1.Успешно выполненные задания.

2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты.

— Итак, подошел к концу наш урок, где мы с вами повторили изученное о глаголе.

— что мы делали на нашем уроке? (Мы узнали, по каким законам «живут» глаголы, вспомнили как определять спряжение, как пишется «Не с глаголами», «-тся и –ться», а также, что пишется на конце глаголов после шипящих)

— достигли ли мы цели нашего урока?

— что вам понравилось на уроке, какие задания?

— Что не понравилось? Какие виды работы вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

  • Самостоятельно выбрать тему домашней работы.

Развитие регулятивных УД.

  • Выполнить все требования к домашней работе
  • Обсудить возникающие затруднения по домашней работе

1.Осознание обучающимися своей учебной деятельности

2.самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Этап 6. Домашнее задание

Упражнение 49. Вам необходимо прочитать текст, найти глаголы и по образцу выполнить необходимые задания с ними

Источник

Читайте также:  Примеры предложений с фразовым глаголом get