Меню

Урок исследование по теме глагол



Обобщение знаний по теме «Глагол» Урок – семинар с элементами исследования Районный семинар руководителей ОУ « Управление инновационными процессами в. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемolhschool36.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Обобщение знаний по теме «Глагол» Урок – семинар с элементами исследования Районный семинар руководителей ОУ « Управление инновационными процессами в.» — Транскрипт:

2 Обобщение знаний по теме «Глагол» Урок – семинар с элементами исследования Районный семинар руководителей ОУ « Управление инновационными процессами в ОУ » Обобщение знаний по теме «Глагол» Урок – семинар с элементами исследования

3 Цели: Цели: 1. Организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся на уроке с целью развития системного мышления; развития творческого мышления; поиска смысла через решение контекстной задачи. 2.Создать условия для формирования таких личностных качеств как ответственность; коммуникабельность.

4 Задачи: Задачи: 1. закрепить знания учащихся по теме «Глагол»; 2. закрепить умения производить известные виды грамматического анализа; 3. закрепить навыки самостоятельного использования дополнительной литературы и словарей русского языка.

5 Спряжение глагола определяется по его неопределенной форме: -ить – II спряжение; -ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, уть – I спряжение. Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием?

6 Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; слышать, держать, дышать, гнать – II спряжение. Брить, стелить – I спряжение. Назовите глаголы-исключения

7 По числам, в единственном числе по родам. Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

8 По имени существительному, с которым он связан в предложении. Как определить род глагола в прошедшем времени?

9 В глаголах прошедшего времени перед суффиксом – л пишется тот же суффикс, что и перед –ть в неопределённой форме. Как узнать, какой суффикс пишется перед суффиксом –л в глаголах прошедшего времени?

10 Глаголы, которые в неопределённой форме отвечают на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? Какие глаголы не имеют настоящего времени?

11 Какое слово «спряталось»?

12 3 лицо 2 лицо 1 лицо единственн ое множественно е будущее прошедше е настояще е синонимы антонимы

13 Проведите исследование. 1. Происхождение слова ГЛАГОЛ. 2. Глагол – необыкновенная часть речи. 3. Многозначность глаголов. 4. Глаголы – синонимы. 5. Глаголы звучания и света.

15 Сказать, говорить, знать, видеть, стать. ГОВОРИТЬ – НАГОВОРИТЬ, ЗАГОВОРИТЬ, ПЕРЕГОВОРИТЬ, УГОВОРИТЬ, ПОГОВОРИТЬ, ВЫГОВОРИТЬ. Глаголы – синонимы ГОВОРИТЬ – рассказывать, беседовать, болтать, трещать, разглагольствовать.

16 Зябн..т осинка, Дрож..т на ветру, Стын..т на солнышке, Мёрзн..т в жару. е и е е

17 За столом сказала мать: -Хватит языком болтать! А сынишка осторожно: — А болтать ногами можно?

18 И бунту..т, и клокоч..т, Хлещ..т, свищ..т и ревёт, И до звёзд допрянуть хочет, До незыблемых высот. ее ее

19 ХОЧЕТ I СПРЯЖЕНИЕ ЕД. ЧИСЛО Я ХОЧУ ТЫ ХОЧЕШЬ ОН ХОЧЕТ II СПРЯЖЕНИЕ МН. ЧИСЛО МЫ ХОТИМ ВЫ ХОТИТЕ ОНИ ХОТЯТ

20 Повторили… Выяснили … Подобрали…Объяснили…Наблюдали…Узнали…Исследовали…Работали…

21 Спасибо! Спасибо! Удачи всем! Удачи всем!

Источник

«Урок-исследование «Всегда ли глагол — сказуемое?»

Активно формировать здоровый образ жизни учащихся можно не только на уроках физической культуры, биологии или специально подготовленных классных часах, но и практически на любом уроке. Вашему вниманию предлагается урок русского языка в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий.

ХОД УРОКА
Организационный момент.
Приветствие.
В тетрадях учащиеся записывают дату, с/с «Классная работа», пропускают строчку для записи новой темы.

1-й этап. Интеллектуальная разминка.
Цель: создать ситуацию успеха, эмоциональный настрой учащихся.
На доске (на слайде – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) записаны предложения: Лук царевич опустил. Город украшает сад. (Слайд 1)
Задание: Записать предложения, подчеркнуть их члены.
(В тетрадях и у доски дети выполняют задание: второе предложение чаще всего вызывает разногласие. Ребята приходят к правильному решению, аргументируют его).
— Какую ошибку можно допустить в подобных предложениях при определении подлежащего и дополнения?
(Подлежащее и дополнение в этих предложениях можно спутать. Чтобы этого не произошло, надо, во-первых, вдуматься в смысл предложений, а во-вторых, вспомнить, что в таких предложениях подлежащее – предмет, который действует, т.е. субъект действия, а дополнение – предмет, на который действие направлено, т.е. объект действия). (Слайд 2)
— Какой раздел лингвистики помог вам справиться с заданием? (Синтаксис)

2-й этап: Кроссвордный терминологический диктант (Слайд 3)
Цель: проверить владение учащимися терминологией раздела «Синтаксис».
(В тетрадях дети записывают: «Терминологический диктант», работа выполняется на специально подготовленных листочках)
Учитель диктует лексическое значение термина, ученики под соответствующим номером записывают только сам термин. Раздел русского языка, основными единицами которого являются словосочетание и предложение. (Синтаксис).
Вид предложения по цели высказывания, в котором содержится просьба, совет или приказ. (Побудительное).
Вид предложения по цели высказывания, в котором содержится сообщение о чем-либо. (Повествовательное).
Вид предложения по интонации, в котором не содержится каких-либо сильных чувств. (Невосклицательное).
Указание на то, как говорящий (пишущий) оценивает содержание высказывания по отношению к действительности. (Грамматическое значение предложения, или предикативность)
Один из главных членов предложения, в котором заключено его грамматическое значение. (Сказуемое).
Вид предложения по составу грамматической основы, в котором есть оба главных члена: и подлежащее, и сказуемое. (Двусоставное).
Предложение, в котором, помимо главных членов, есть еще и второстепенные. (Распространенное).
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?, обозначает признак предмета и обычно выражается прилагательным. (Определение).
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?, обозначает место, время, способ действия и обычно выражается наречиями или существительными в косвенных падежах. (Обстоятельство).
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей, обозначает предмет и обычно выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. (Дополнение).
Синтаксическая единица, образованная на основе подчинительной связи. (Словосочетание).

— Внимательно проверьте записанные вами термины, подчеркните в них трудные для вас орфограммы.

Физкультминутка (звучит спокойная музыка) (Слайд 4)
— Встали, подняли руки вверх, расслабили пальчики, свободно потрясли кистями.
— Приподнялись на носочки, спины прямые, как можно выше потянулись вверх, достали пальцами до самого солнышка, задержались в таком положении, зарядились энергией солнца – и встали на всю ступню, опустили руки.
— Руки завели назад и медленно, под музыку, начиная с последней парты, передаем листочки впереди сидящему соседу, присоединяя к переданным сзади работам и свою.
— Все ваши работы на моем столе. Спасибо. Тихо сели.

Читайте также:  Словарный диктант гласная в окончании глагола

Этап 3. Исследовательская работа.
Цель: Создать условия для закрепления дифференциации понятий «глагол» — «сказуемое».
— Найти 4-е лишнее (слова записаны на доске): (Слайд 5)
подлежащее
сказуемое
глагол
определение

— Итак, лишнее — глагол. (Слайд 6)
— А с каким из членов предложения самым тесным образом связан глагол? (Со сказуемым). (Слайд 7)
— А всегда ли сказуемое – глагол? Приведите примеры предложений, в которых сказуемое выражено словами других частей речи. (Сказуемое не всегда глагол. Оно может быть выражено и словами других частей речи: существительными, прилагательными. — Приводят примеры).
— Как мы убедились, сказуемое обычно выражается глаголом. Но не всегда.
— А всегда ли глагол – сказуемое? Обратимся к предложениям, записанным на доске. (на слайде) (Слайд 8) В каждом предложении выделены слова. Что их все объединяет?

1. У каждого всегда есть возможность позаботиться о своем здоровье. 2. Читать лежа вредно. 3. Курить – здоровью вредить. 4. Доктора советуют нам закаляться.
5. Зимой мы поедем в Горную Шорию кататься на лыжах.

(Все выделенные слова – это глаголы в инфинитиве, т.е. в неопределенной форме). (Слайд 9)

— Разобрав предложения по членам, определите синтаксическую роль выделенных слов.

(В первом предложении инфинитив в роли определения, во втором – в роли подлежащего, в третьем инфинитивы – подлежащее и сказуемое, в четвертом – дополнение, в пятом – обстоятельство). (Слайд 10)

— Вспомнив, на какой вопрос мы отвечали, вы сформулируете тему нашего урока.
(Мы отвечали на вопрос: «Всегда ли глагол – сказуемое?»).

— На пропущенной строке записываем: Всегда ли глагол сказуемое
(учитель записывает тему на доске).
— Помогите мне расставить знаки препинания. Объясните их.
(Дети объясняют постановку вопросительного знака и тире, вспоминая при этом материал предыдущего урока, который назывался «Всегда ли сказуемое – глагол?» Поясняют, что тире здесь нужно потому, что и подлежащее, и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже ).
— А теперь ответьте на поставленный вопрос: Всегда ли глагол – сказуемое? (Слайд 11)
(Глагол не всегда сказуемое. В неопределенной форме он может быть любым членом предложения).

Этап 4. Работа по развитию речи учащихся с применением здоровьесберегающей технологии.
— А сейчас еще раз обратитесь к разобранным предложениям. Какой общей темой можно их объединить? Подберите к высказываниям заголовок, который выражался бы побудительным предложением. (Берегите свое здоровье; Позаботьтесь о своем здоровье). (Слайд 12)
— На средине строки запишите понравившийся вам заголовок.

— Представьте, что предложения, которые мы исследовали, составляют сборник советов с предложенным вами названием. Включите в него свои советы, выразив их побудительными предложениями. Запишите по два совета в тетради. (Дети работают самостоятельно).
— А теперь поделитесь советами с одноклассниками. (Мойте руки перед едой; Не пейте сырой воды; По утрам всегда завтракайте; Ешьте больше овощей и фруктов и т.д.)

Этап 5. Подведение итога урока. (Слайд 13)
— А теперь проведем рефлексию. Как вам работалось сегодня на уроке? На полях условными значками расскажите об этом.
(Наши условные знаки:
! – задание понравилось.
! ? – задание интересное, но при его выполнении возникали вопросы.
? ? – задание мне показалось очень трудным, мне не все понятно.
__ — задание не понравилось.

Домашнее задание по выбору учащихся (Слайд 14):
Продолжить составление Сборника полезных советов
Придумать 4-5 предложений, в которых глагол не является сказуемым
Составить кроссворд на тему «Синтаксис»

  • 0004f8c7-6e9286fa
    Размер файла: 52 kB Загрузок: 0

Источник

Урок-исследование на тему «Особенности употребления глаголов»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Урок предназначен для повторения и закрепления темы «Глагол» в 6 классе. Содержит материал по культуре речи, способствует формированию языковой и коммуникативной компетенций, расширяет знания о глаголе и его изобразительных возможностях в языке.

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_glagolu.rar 404.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Употребление глаголов в речи»

— создать условия для совершенствования знаний о роли глагола в речи;

— с овершенствовать умения редактировать текст;

— обратить внимание на мастерское использование глаголов писателями и поэтами;

— показать, в чем состоит изобразительная сила глагола.

— развивать орфографические и речевые навыки, языковую компетенцию обучающихся;

— совершенствовать умение анализировать текст;

— развивать речевую и мыслительную деятельности;

— обогащать словарный запас учащихся;

— формирование умения работать со словарями.

— способствовать воспитанию у шестиклассников любви к родному языку и прекрасному;

— содействовать воспитанию интереса к урокам русского языка.

Мультимедийный проектор, раздаточный материал

I.Организационно-мотивационный этап урока

Разминка. Орфоэпическая работа. СЛАЙД 1

— Прочитайте данные слова в соответствии с нормами произношения:

Сверлит, принял, приняла, баловать, звонит, черпать, сорит, облегчит, ходатайствовать, упростит, ржаветь, пломбировать, включит, премировать.

— Какая это часть речи? ( это глагол, изучение которого мы закончили, повторили его лексические, грамматические и синтаксические признаки).

— Какая же задача еще осталась не решенной? Кто попытается определить тему и цель урока?

II . Актуализация знаний

Сегодня мы проведём урок, результатом которого должна стать статья в газету на тему «Употребление глаголов в речи». На уроке подготовим материалы для статьи. Я – ваш главный редактор. Вы — сотрудники газеты- корреспонденты и корректоры, технические редакторы. Вы будете собирать материал для статьи, совершенствовать текст, исправлять его в соответствии с нормами языка. А домашним заданием и будет написание статьи под названием «Роль глагола в речи». В этом вам помогут сообщения ваших одноклассников об этой удивительной части речи.

Сообщения учеников (готовятся заранее)

1.Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием. Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», и в этом значении встречается в поэзии А.С.Пушкина, А.Плещеева, А. Толстого, Н.Огарёва. Известны пушкинские строки из стихотворения «Пророк»:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

2. На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели. А.Н. Толстой писал, например: «Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе».

«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!» — это слова русского писателя А. Югова. А вот мнение нашего современника писателя Ю. Бондарева: «По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера».

3.По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов входит 2500 глаголов. Самыми частотными являются: быть, мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, думать, работать, любить и т.д.. Нужно отметить ещё одну особенность, резко отличающую глагол от имени существительного: он обладает вдвое большим количеством грамматических признаков.

III. Работа с классом. Повторение

— А помним ли мы эти грамматические признаки? Игра «Продолжи предложения»

Правила: я читаю начало предложения, вы должны его закончить.

1.Глагол это часть речи – (обозначает действие, отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

2. Глагол изменяется – (по временам, числам и лицам)

3 Глаголы имеют постоянные признаки — (вид, спряжение, переходность)

4. Инфинитив – это (начальная форма глагола)

5. Ко II-ому спряжению относятся

( — все глаголы на -ить, кроме брить, стелить

— семь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть

— четыре глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать)

6. К I-ому спряжению относятся (остальные глаголы)

IV.Ознакомление с эпиграфом и планом урока.

У знаменитого русского поэта ХХ века Бориса Пастернака есть строка, в которой сформулированы жизненные цели : «Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия…» Запишите цитату в тетрадь. Этот девиз с четко сформулированными принципами неплохо бы использовать в жизни. Попробуем его использовать и на нашем уроке. Этапы урока мы будем обозначать словами из этого высказывания.

V. Практическая часть

1.Первый этап — слово ЖИТЬ . Ведь движение – это основа жизни, а передающие движение глаголы – основа языка

1)Подбор синонимов к слову идти , который является наиболее частотным в современном русском языке.( назвать как можно больше синонимов)

Ходить, плестись, шагать, бежать, нестись, мчаться, ползти, передвигаться, тащиться, скакать, перемещаться, ступать, топать, переться, шествовать, следовать, переступать, чесать, шаркать, маршировать, дефилировать, катиться, направляться, семенить

2) Сравнительный анализ текстов (используем раздаточный материал) СЛАЙД 3

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет с небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег. (А.Фет)

На дворе гуляет непогода,
Ночь стоит темным-темна,
И совою пучеглазою
Из-за туч глядит луна.
Под окошком ветви яблони
Так и ходят ходуном,
И березка с дубом шепчется,
Как со старым колдуном. (П. Комаров)

— Определите стиль речи. (Художественный)

— О чём говорится в этих стихотворениях? ( О природе, о состоянии природы.)

— Одинаковым ли вы видите пейзаж в стихотворениях?

1-ое стихотворение – неподвижная природа, спокойствие.

— Как удается А.Фету подчеркнуть состояние покоя в природе?

(Нет ни одного глагола, только существительные и прилагательные)

2-ое стихотворение – подвижная, динамическая картина, природа в движении.

— Какая часть речи помогает оживить картину? (Глагол)

— Почему у Комарова так много глаголов? (Разгул непогоды)

Вывод: в том и другом случае дается описание природы (ночной пейзаж), но существительные создают картину неподвижности, покоя, глаголы подчеркивают действие, движение.

— В чем особенность глаголов, употребленных П.Комаровым? Какова их роль?

(Глаголы в переносном значении придают выразительность, создают образную картину осенней непогоды, очеловечивают природу.)

— Какой художественный прием использовал Комаров? (Олицетворение).

— Какой глагол входит в устойчивое словосочетание – фразеологизм. Что он обозначает? (“Ходят ходуном” — сотрясаются, быстро двигаются.)

Вывод – глаголы обозначают действие, движение, динамику происходящего, также придают выразительность, образность тексту.

2. Второй этап – ДУМАТЬ.

Учитель: человек живет, пока он учится, а чтобы учиться, нужно ДУМАТЬ . Следующий этап предполагает работу вашего ума. Дело в том, что использование глаголов в речи не обходится без ошибок. Ваша задача — взять на себя роль корректоров.

1)Задание «Отредактируй текст»

В редакцию поступило сочинение одного ученика. Отредактируйте текст, устраните речевые и грамматические ошибки. Запишите текст в исправленном виде

Текст для редактирования. СЛАЙД 4

Школа — наш второй дом. Мы здесь не только учимся, но и праздновали праздники, дружим с друзьями, общаемся. В нашей школе нас учат добрые учителя. Благодаря им каждый день мы узнаём что-то новое, открываем дверь в сокровищницу знаний и открываем тайны прошлого , делаем интересные открытия, решаем сложные задачи.

(Учащиеся устраняют повторы слов, тавтологию)

2) Задание «Исправь речевые ошибки» СЛАЙД 5

1)Я хотел закричать, но язык мой словно остолбенел.

2)Я хочу написать самый памятный день в жизни.

3)Следователь сказал версию.

4)Повар делает обед.

5) Твоя занятость не играет никакого значения.

3) Задание «Исправь грамматические ошибки» СЛАЙД 6

Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов.

1) Сосед жгёт костёр уже второй день. (жжёт)

2) Ты не берегёшь себя . (бережёшь)

3) Мы стригёмся в парикмахерской. (стрижёмся)

4) Вы хочете спать? (хотите)

5)Ляжьте на диван, отдохните! ( лягте)

— Класть или положить? СЛАЙД 7

— Надеть или одеть? СЛАЙД 8

— Автобус пришел или приехал? СЛАЙД 9

— Я извиняюсь за совершенный поступок. В чем ошибка? СЛАЙД 10

5)Поставь глаголы в форме 1-го лица единственного числа

Победить, убедить, чудить, ощутить, очутиться, задудеть (неблагозвучность)

Толпиться, группироваться, съехаться, сбежаться (обозначает действия нескольких лиц)

Брезжить, рассветать, смеркаться (безличные )

Вывод: это — недостаточные глаголы.

6) Образуйте форму повелительного наклонения от глагола ехать (поезжай)

Вывод – правильно употребляй глаголы!

3.И следующий этап — слово ЧУВСТВОВАТЬ

— Нам предстоит работа, позволяющая проверить, насколько развито ваше языковое чутьё, как вы умеете чувствовать свой язык, понимать чувства авторов различных текстов.

Работа с поэтическим текстом по вариантам: 1-ый выписывает глаголы повелительного наклонения и определяет их роль; 2-ой – фразеологические обороты, объясняя их значение (аудиозапись и распечатки) СЛАЙД 11

— Прослушайте и прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого. Назовите глаголы повелительного наклонения. Определите их значение. Какое средство изобразительности использует автор как основное? С какой целью? Найдите фразеологизмы. С какой целью вводит их автор? В чём заключается основная мысль стихотворения?

НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

— Надеюсь, вы почувствовали «животворящую силу» глагола, способного в переносном значении «оживлять» предметы и делать нашу речь яркой и образной.

4.Следующий этап – ЛЮБИТЬ.

Предлагаю вам поработать с текстами о любви. К книге, к слову – к тому, без чего интеллигентным, образованным человеком быть невозможно.

Парная работа с взаимопроверкой. Лингвистический анализ текста СЛАЙДЫ 13-14

Прочитайте текст и выполните задания. (Текст распечатан)

Я, вероятно, (не)сумею п…р…дать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почу…ств…вал, что почти каждая книга как бы о…крыва…т передо мною окно в новый, неведомый мир, ра…каз…вает мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я (не)знал, (не)вид…л.

Книги г…в…рили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может (с,з)делать на земле.

Я говорю всем: любите книгу, она обле…чит вам жизнь, дружески поможе…т разобрат…ся в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она науч…т вас ув…жать человека и самих себя, она окрыля…т ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. (По М. Горькому)

Задания (письменно) Вопросы (устно)

— Какова тема текста? Основная мысль?

— Вставьте пропущенные буквы в глаголы и проверьте друг у друга.

— Определите роль глаголов в тексте. Как основная мысль текста связана с глаголами?

— Найдите метафоры, олицетворения, выраженные глагольными формами. Их роль?

— Какие глаголы придают особую выразительность? (Глаголы в переносном значении.)

Вывод: русский язык богат глаголами, что дает возможность выражать мысли более точно, ярко, образно Итак, умелое использование глаголов в переносном значении обогащают речь.

5.Последний этап — СВЕРШАТЬ ОТКРЫТИЯ

Пора подвести итоги. Давайте проверим, как насчёт «свершать открытия». Скажите, что вы открыли для себя на уроке.

— А теперь посмотрим, насколько хорошо вы знакомы с глаголом и узнаете ли вы его в новом обличье

Работа с текстом на искусственном языке СЛАЙД 15

1. Прочитайте текст. В чём его необычность? Как вам кажется, о чём этот текст?
2. Найдите в тексте слова, которые по языковым признакам соотносимы с глаголами, определите их морфологические признаки.
Пуськи бятые

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку . И волит:
– Калушата, калушатоки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит:
– Оее? оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки .
А Калуша волит:
– Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
– Калушата подудонилась! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Лингвистический эксперимент по определению процентного соотношения глаголов в разных стилях речи. (проверка дом. задания)

Край неба алеет. В березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается. Вот уже золотые полосы потянулись по небу, в оврагах клубятся пары. Жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул, и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! (22,3 %: 76 слов, 17 глаголов)

Природа, как и любая другая органическая среда, находится в постоянном развитии и движении. Главная особенность природы — это её цикличность, последовательная смена сезонов, где пробуждаемые процессы постепенно сменяют замедляющие, от фазы роста и развития в фазу сна и замедления процессов. Смену сезонов природы в течение круглого года называют времена года — весна , лето , осень , зима . Времена года природы, как физические явления смены сезонов, привлекают не только в научной среде, но и вдохновляло немало деятелей культуры и искусства — поэтов, прозаиков, художников и музыкантов. Именно временам года природы посвящено множество стихов, прозы, тема смены настроения и облика природы раскрывалась в художественных и музыкальных образах восприятия человеком силы и красоты природы.(5,6 % :106 слов, 6 глаголов)

— В научном стиле речи используется до 10%, а чаще всего в художественном – до 20%

— В каких стилях речи употребляются глаголы? С какой целью?

(В научном – для достижения точности речи. В художественной речи глаголы придают особую выразительность.)

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

Настало время подвести итоги.

— Кто, на ваш взгляд, лучше всех работал на уроке?

— Как вы оцениваете свою работу на уроке? Закончите фразу:

– На уроке я работал…
– Своей работой на уроке я…
– Урок для меня показался…
– За урок я…

– Материал урока мне был…

— Какие же открытия вы сделали сегодня на уроке?

Источник