Урок по русскому языку «Изменение по падежам имён прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок для 4 класса. УМК «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
padezh_prilagatelnyh.docx | 108.61 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_prilagatelnoe.pptx | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Изменение по падежам имён прилагательных»
1) актуализировать знания о взаимосвязи имён прилагательных и имён существительных;
2)учить определять падеж имён прилагательных, изменять прилагательные по падежам.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: Анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.
- Презентация
- Карточка с темой: Изменение по падежам имён прилагательных.
- Карточка алгоритма:
- Найти имя существительное
- Определить падеж имени существительного
- Определить падеж имени прилагательного
1) карточки для пробного действия
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
3) «Лестница успеха» для самооценки на этапе 8. (Приложение 1)
1. Мотивация к учебной деятельности.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.
- Как вы понимаете вторую строку? (Ответы детей)
- Я вас правильно поняла? Талант не принесёт пользы, если его не развивать?
Дети соглашаются или уточняют свой вариант.
— Тогда давайте развивать свои таланты в русском языке.
-Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа. И словарное слово: тАлант. Поставьте ударение и подчеркните букву безударного гласного звука.
-Сколько слогов? (2) Сколько букв? (6) Сколько звонких звуков? (2) .
2. Актуализация знаний.
-А сейчас, отгадайте, о какой части речи я говорю:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (Прилагательное)
-Верно, а что вы уже знаете об имени прилагательном? (Это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой?, какая? какое? Может изменятся по родам и числу. Всегда связано с именем существительным)
3. Пробное действие и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии .
— Хорошо. Посмотрите на слайд (2), вспомните словарное слово и скажите, какие дети на картинке? (Талантливые дети)
— Да. А в единственном числе? (Талантливый ребёнок)
-Я изменила слово ребёнок по падежам (слайд 3). Посмотрите, что у меня получилось. Что интересного заметили?
(Некрасиво, не подходит…)
Работа со слайдом 4
-Что изменилось? (Окончание прилагательных)
-Почему изменилось окончание? (Потому что изменилось окончание у существительного)
-Какой вывод из данного наблюдения можно сделать? (Если у имени существительного меняется окончание, то и у имени прилагательного тоже меняется окончание; имя прилагательное изменяется по падежам)
-Кто может назвать тему урока? (Падеж имени прилагательного)
Учитель фиксирует тему на доске
У детей на партах лежат карточки для пробного действия
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
-Определите падеж выделенных жирным шрифтом имён прилагательных.
Дети обязательно зададут вопрос, что обозначает слово «ризой».
«Риза»- из древне-русского «Одежда, облачение». Риза — верхнее облачение священника при богослужении. (Можно подготовить картинку или показать на слайде 5).
-Итак, время истекло. Кто не выполнил это задание?
Учащиеся поднимают руки.
-Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли определить падеж прилагательного.)
-Кто смог определить?
Учащиеся поднимают руки. Вероятнее всего учащиеся не смогут правильно определить падеж имён прилагательных. В данном случае затруднение фиксируется так:
-Ребята, среди данных ответов нет правильного ответа. Что вы не смогли сделать? (Определить падеж имени прилагательного.)
-Какой следующий шаг на нашем уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-Почему не смогли определить? (Потому что не знаем как?)
— Какую цель поставите перед собой на уроке? (Научиться определять падеж имён прилагательных)
— Что вам может помочь. Вспомните, что вы повторяли в начале урока? (Мы повторяли, что имя прилагательное связано с именем существительным)
-Как вы раньше определяли род и число имён прилагательных? (По имени существительному)
-Кто догадался, как определить падеж у имени прилагательного? (Какой падеж у существительного, такой падеж и у прилагательного)
-У любого существительного? (Нет, у того к которому имя прилагательное относится)
-Верно. Давайте составим алгоритм для определения падежа.
Дети называют этапы, а учитель фиксирует на доске с помощью карточек.
- Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное
- Определить падеж имени существительного
- Определить падеж имени прилагательного
-Какой следующий этап? (Применить алгоритм)
-Предлагаю вернуться к заданию, с которым не справились.
Учащиеся фронтально определяют падеж имён прилагательных на карточках с пробным действием.
— Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
-Что теперь вы можете? (Мы можем определять падеж имён прилагательных.)
-Какой следующий шаг на уроке? (Потренироваться применять алгоритм)
5. Реализация построенного проекта.
— Запишите предложение под диктовку. Определите падеж имени прилагательного.
Один ученик работает у доски.
Отпустил старик рыбку в синее море.
-О чем предложение?
-Назовите все имена существительные (Старик, рыбка, море)
-Назовите имя прилагательное? (Синее)
-Какое имя существительное оно описывает? (Море)
-Первый этап выполнили, теперь выполните 2 и з («Море» стоит в винительном падеже, значит и «синее» тоже в винительном падеже).
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Найдите упражнение 18 на странице 11.
-Определите падеж имени прилагательного по алгоритму.
Учащиеся с места выполняют задание с комментированием.
7. Включение в систему знаний и повторение.
-В конце урока я предлагаю потренироваться самостоятельно.
Учитель раздаёт карточки с заданием 2, учащиеся записывают в тетрадь и определяют падеж имени прилагательного по алгоритму.
1. Детвора была рада видеть известного писателя.
2. Весь вечер я любовался вечерней зарёй.
3. В овощном магазине моя соседка работает.
4. Учёные до сих пор исследуют земную кору.
Самоконтроль с самопроверкой по эталону (слайд 6).
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Какую цель вы ставили перед собой на данном уроке?(Научиться определять падеж имён прилагательных) .
- Вам удалось достичь цели? (Да.)
- У кого не возникло трудностей в «открытии» нового?
- Кому еще трудно?
- Кто смог преодолеть трудности? Что помогло?
- Кто не смог? Как вы думаете почему?
-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
Учащиеся показывают свои результаты на «лестнице успеха». Учитель анализирует результаты оценивания.
- Какие вопросы остались на конец урока?
- Как и где их можно развеять?
Далее учитель комментирует домашнее задание:
Домашнее задание: упр. 17, на стр. 11
Приложение 1
Источник
Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». (УМК «Школа России»)
Любовь Тимошкина
Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». (УМК «Школа России»)
Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». (УМК «Школа России»)
Цель: формировать умения определять падеж имени прилагательного; формировать знания учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (падеже, о том, что падеж имени прилагательного совпадает с падежом имени существительного.
Коммуникативные: учиться строить речевые высказывания, участвовать в обсуждении содержания учебного материала, учиться формулировать собственное мнение, учиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищами в классе.
Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные: искать, использовать информацию; соотносить ее с имеющимися знаниями; формулировать выводы, строить объяснения в устной форме; строить логическую цепь рассуждений.
Оборудование: карточки с названиями падежей. Карточки с пословицами.
1. Актуализация знаний.
На доске слова: зеленое, я, сладкие, лесной, мечтать, далекая, кедровые, над.
Учитель: — Исключите лишние слова. (я, над, мечтать).
— Что общего в этих словах? (это имена прилагательные).
— Что такое имя прилагательное? Дайте определение.
— Для чего употребляются имена прилагательные в речи? (они делают нашу речь более выразительной, красочной, яркой).
— Разделите данные прилагательные на группы по нескольким признакам (дети сами определяют групповые признаки).
1)слова с безударной гласной и парной согласной в корне слова;
2)слова с суффиксом и без суффикса;
3) прилагательные в форме единственного числа и в форме множественного числа.
— Обратим внимание на прилагательные в форме единственного числа. Что можем о них сказать? (стоят в мужском, женском, среднем роде).
— Значит, они …. (изменяются по родам).
— Запишем словосочетания с этими прилагательными, выделяя окончания.
Один ученик работает у доски.
Запись: зеленое яблоко
— Почему мы согласовали прилагательные с существительными? (так как прилагательное тесно связано с именем существительным, а не с другими частями речи).
— На что указывают окончания прилагательных в единственном числе? (на род прилагательного).
— Как еще изменяется прилагательное? (по числам).
— Что это значит? (могут употребляться в форме единственного и в форме множественного числа).
— Назовите прилагательные в форме множественного числа (кедровые, сладкие).
— Запишем словосочетания с ними, выделим окончания.
Один ученик работает у доски.
Запись: кедровые орехи
— На что указывает окончание в этих прилагательных? (на форму множественного числа прилагательного).
2. Постановка проблемы.
— Посмотрите на таблицу, сделайте вывод. (возможно, прилагательное еще как-то изменяется).
— Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем выполнить трудное задание. Для чего? (чтобы понять, что мы не знаем).
— Какого рода имена существительные в этих словосочетаниях? (женского, мужского и среднего рода).
— Какие окончания у прилагательных в мужском роде? (- ой, — ый, — ий).
-Какие окончания у прилагательных в женском роде? (- ая, — яя).
— Какие окончания у прилагательных в среднем роде? (- ое, — ее).
— А какие окончания у наших прилагательных? (- ую, — ому, — ым).
— Почему? С чем это связано?
— Как согласуется прилагательное с существительным? (в роде, в числе).
— А что еще можно определить у существительного? (падеж).
— Попробуйте определить падеж у данных прилагательных. (Дети выполняют задание).
— Есть такие ученики, которые не смогли выполнить задание?
— Почему? (не умеем определять падеж прилагательных, не знаем, изменяется ли прилагательное по падежам).
— У кого что-то получилось? Как вы рассуждали? (так как прилагательное согласуется с существительным, а существительное изменяется по падежам, следовательно, и прилагательное изменяется по падежам).
А сейчас сформулируйте цель урока. (Научиться определять падеж имени прилагательного).
— Какова тема урока? (Изменение прилагательных по падежам или склонение).
— Итак, мы предположили, что имена прилагательные склоняются. Где проверим свои предположения? (в учебнике).
— Откройте учебники на с. 82. Прочитаем правило. (Наши предположения верны. Прилагательное еще изменяется и по падежам, т. е. склоняется).
— Рассмотрим таблицу склонения прилагательных (с. 83). Почему таблица состоит из 3-х колонок? (склоняются прилагательные 3-х родов).
— Прилагательные каких родов склоняются одинаково? (мужского и среднего рода).
— В каких падежах различаются вопросы у прилагательных мужского и среднего рода? (в именительном падеже и в винительном падеже).
— Почему? От чего это зависит? (От того, является ли существительное одушевленным или неодушевленным).
— Посмотрим на 3-ю колонку – изменение прилагательных в женском роде.
В каких падежах они отвечают на один и тот же вопрос? (вопрос какой? – в родительном, дательном, творительном и предложном падежах).
— Какая часть в слове указывает на то, что прилагательные изменились по падежам? (окончание).
— Выполним устно упражнение 144 (просклоняем 1-2 словосочетания).
3. Первичное закрепление. Работа в парах.
— А теперь потренируемся в определении падежа имен прилагательных. Выполним упражнение 145 на с. 84.
Слайд №5 (проверка по эталону).
-Оцените себя сигнальной карточкой.
— Итак, что же нужно сделать, чтобы определить падеж имени прилагательного? (Ответы детей).
— Где проверить наши выводы? (правило в учебнике).
— Читаем на с. 83 правило.
— Мы были правы? (да).
4. Включение в систему знаний и повторение.
— Теперь вы научились определять падеж у имени прилагательного. Сейчас будете работать в группах. Ответственные в группе получают задание.
Дети должны в предложенных пословицах определить падеж имени прилагательного и разложить карточки с пословицами на соответствующие карточки с названиями падежей.
После выполнения работы дети получают лист проверки.
— Какую цель мы ставили?
— Кто сам смог открыть новое знание?
— Кому было трудно и еще нужна помощь?
— Что будете делать дома, чтобы знания окрепли? (Выучим правило, потренируемся).
6. Подведение итогов, выставление оценок.
7. Домашнее задание.
Прикреплённые файлы:
prezentacija-izmenen-pril-po-padezham-3-kl_91sj5.ppt | 2643,5 Кб |
Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределенной форме. Цели: учить детей находить глаголы в неопределенной форме в предложении.
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Синонимы и антонимы» Тема урока: «Синонимы и антонимы». Цели урока: Создать условия для: — систематизации знаний о синонимах и антонимах, определения признаков.
Урок математики в 1 классе по УМК «Школа России» на тему «Число 4. Письмо цифры 4» Урок математики в 1 классе (УМК «Школа России») ТЕМА: Число 4. Письмо цифры 4. Шелонина Л. Н., учитель начальных классов Цель: ознакомление.
Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Род имен существительных» Данный урок разработан для учащихся 2 классов. Цель урока: дать понятие о категории имен существительных. Урок построен на основе применения.
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» 1. Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» 1. Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые.
«Наречие». Урок русского языка, 3 класс. Комплект «Школа 2000» Урок русского языка 3 класс. Комплект «Школа 2000» Урок1 Тема: Понятие о наречии как части речи. Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Урок математики в 1 классе по УМК «Школа России» на тему «Число 4. Письмо цифры 4» ТЕМА: Число 4. Письмо цифры 4. Цель: ознакомление детей с образованием числа 4 и соответствующей цифрой; Задачи: учить соотносить цифры.
Урок русского языка 3 класс Тема: Словосочетание Цель: познакомить учащихся с содержанием понятия “Словосочетание”; начать формировать умение отличать словосочетание.
Урок русского языка во 2 классе по теме «Упражнения в написании большой буквы в именах людей» Фамилия: Голубцова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ ЕСШ №9 г. Елизова Камчатского края Урок русского языка во 2 классе.
Источник