Меню

Урок изменение имен прилагательных по падежам склонение по падежам



Урок по русскому языку «Изменение по падежам имён прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Урок для 4 класса. УМК «Школа России»

Скачать:

Вложение Размер
padezh_prilagatelnyh.docx 108.61 КБ
prezentatsiya_k_uroku_prilagatelnoe.pptx 1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Изменение по падежам имён прилагательных»

1) актуализировать знания о взаимосвязи имён прилагательных и имён существительных;

2)учить определять падеж имён прилагательных, изменять прилагательные по падежам.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: Анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

  1. Презентация
  2. Карточка с темой: Изменение по падежам имён прилагательных.
  3. Карточка алгоритма:
  1. Найти имя существительное
  2. Определить падеж имени существительного
  3. Определить падеж имени прилагательного

1) карточки для пробного действия

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

3) «Лестница успеха» для самооценки на этапе 8. (Приложение 1)

1. Мотивация к учебной деятельности.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

  • Как вы понимаете вторую строку? (Ответы детей)
  • Я вас правильно поняла? Талант не принесёт пользы, если его не развивать?

Дети соглашаются или уточняют свой вариант.

— Тогда давайте развивать свои таланты в русском языке.

-Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа. И словарное слово: тАлант. Поставьте ударение и подчеркните букву безударного гласного звука.

-Сколько слогов? (2) Сколько букв? (6) Сколько звонких звуков? (2) .

2. Актуализация знаний.

-А сейчас, отгадайте, о какой части речи я говорю:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь! (Прилагательное)

-Верно, а что вы уже знаете об имени прилагательном? (Это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой?, какая? какое? Может изменятся по родам и числу. Всегда связано с именем существительным)

3. Пробное действие и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии .

— Хорошо. Посмотрите на слайд (2), вспомните словарное слово и скажите, какие дети на картинке? (Талантливые дети)

— Да. А в единственном числе? (Талантливый ребёнок)

-Я изменила слово ребёнок по падежам (слайд 3). Посмотрите, что у меня получилось. Что интересного заметили?

(Некрасиво, не подходит…)

Работа со слайдом 4

-Что изменилось? (Окончание прилагательных)

-Почему изменилось окончание? (Потому что изменилось окончание у существительного)

-Какой вывод из данного наблюдения можно сделать? (Если у имени существительного меняется окончание, то и у имени прилагательного тоже меняется окончание; имя прилагательное изменяется по падежам)

-Кто может назвать тему урока? (Падеж имени прилагательного)

Учитель фиксирует тему на доске

У детей на партах лежат карточки для пробного действия

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

-Определите падеж выделенных жирным шрифтом имён прилагательных.

Дети обязательно зададут вопрос, что обозначает слово «ризой».

«Риза»- из древне-русского «Одежда, облачение». Риза — верхнее облачение священника при богослужении. (Можно подготовить картинку или показать на слайде 5).

-Итак, время истекло. Кто не выполнил это задание?

Учащиеся поднимают руки.

-Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли определить падеж прилагательного.)

-Кто смог определить?

Учащиеся поднимают руки. Вероятнее всего учащиеся не смогут правильно определить падеж имён прилагательных. В данном случае затруднение фиксируется так:

-Ребята, среди данных ответов нет правильного ответа. Что вы не смогли сделать? (Определить падеж имени прилагательного.)

-Какой следующий шаг на нашем уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Почему не смогли определить? (Потому что не знаем как?)

— Какую цель поставите перед собой на уроке? (Научиться определять падеж имён прилагательных)

— Что вам может помочь. Вспомните, что вы повторяли в начале урока? (Мы повторяли, что имя прилагательное связано с именем существительным)

-Как вы раньше определяли род и число имён прилагательных? (По имени существительному)

-Кто догадался, как определить падеж у имени прилагательного? (Какой падеж у существительного, такой падеж и у прилагательного)

-У любого существительного? (Нет, у того к которому имя прилагательное относится)

-Верно. Давайте составим алгоритм для определения падежа.

Дети называют этапы, а учитель фиксирует на доске с помощью карточек.

  1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное
  2. Определить падеж имени существительного
  3. Определить падеж имени прилагательного

-Какой следующий этап? (Применить алгоритм)

-Предлагаю вернуться к заданию, с которым не справились.

Учащиеся фронтально определяют падеж имён прилагательных на карточках с пробным действием.

— Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

-Что теперь вы можете? (Мы можем определять падеж имён прилагательных.)

-Какой следующий шаг на уроке? (Потренироваться применять алгоритм)

5. Реализация построенного проекта.

— Запишите предложение под диктовку. Определите падеж имени прилагательного.

Один ученик работает у доски.

Отпустил старик рыбку в синее море.

-О чем предложение?

-Назовите все имена существительные (Старик, рыбка, море)

-Назовите имя прилагательное? (Синее)

-Какое имя существительное оно описывает? (Море)

-Первый этап выполнили, теперь выполните 2 и з («Море» стоит в винительном падеже, значит и «синее» тоже в винительном падеже).

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Найдите упражнение 18 на странице 11.

-Определите падеж имени прилагательного по алгоритму.

Учащиеся с места выполняют задание с комментированием.

7. Включение в систему знаний и повторение.

-В конце урока я предлагаю потренироваться самостоятельно.

Учитель раздаёт карточки с заданием 2, учащиеся записывают в тетрадь и определяют падеж имени прилагательного по алгоритму.

1. Детвора была рада видеть известного писателя.

2. Весь вечер я любовался вечерней зарёй.

3. В овощном магазине моя соседка работает.

4. Учёные до сих пор исследуют земную кору.

Самоконтроль с самопроверкой по эталону (слайд 6).

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Какую цель вы ставили перед собой на данном уроке?(Научиться определять падеж имён прилагательных) .

  • Вам удалось достичь цели? (Да.)
  • У кого не возникло трудностей в «открытии» нового?
  • Кому еще трудно?
  • Кто смог преодолеть трудности? Что помогло?
  • Кто не смог? Как вы думаете почему?

-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.

Учащиеся показывают свои результаты на «лестнице успеха». Учитель анализирует результаты оценивания.

  • Какие вопросы остались на конец урока?
  • Как и где их можно развеять?

Далее учитель комментирует домашнее задание:

Домашнее задание: упр. 17, на стр. 11

Приложение 1

Источник

Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». (УМК «Школа России»)

Любовь Тимошкина
Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». (УМК «Школа России»)

Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». (УМК «Школа России»)

Цель: формировать умения определять падеж имени прилагательного; формировать знания учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (падеже, о том, что падеж имени прилагательного совпадает с падежом имени существительного.

Коммуникативные: учиться строить речевые высказывания, участвовать в обсуждении содержания учебного материала, учиться формулировать собственное мнение, учиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищами в классе.

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные: искать, использовать информацию; соотносить ее с имеющимися знаниями; формулировать выводы, строить объяснения в устной форме; строить логическую цепь рассуждений.

Оборудование: карточки с названиями падежей. Карточки с пословицами.

1. Актуализация знаний.

На доске слова: зеленое, я, сладкие, лесной, мечтать, далекая, кедровые, над.

Учитель: — Исключите лишние слова. (я, над, мечтать).

— Что общего в этих словах? (это имена прилагательные).

— Что такое имя прилагательное? Дайте определение.

— Для чего употребляются имена прилагательные в речи? (они делают нашу речь более выразительной, красочной, яркой).

— Разделите данные прилагательные на группы по нескольким признакам (дети сами определяют групповые признаки).

1)слова с безударной гласной и парной согласной в корне слова;

2)слова с суффиксом и без суффикса;

3) прилагательные в форме единственного числа и в форме множественного числа.

— Обратим внимание на прилагательные в форме единственного числа. Что можем о них сказать? (стоят в мужском, женском, среднем роде).

— Значит, они …. (изменяются по родам).

— Запишем словосочетания с этими прилагательными, выделяя окончания.

Один ученик работает у доски.

Запись: зеленое яблоко

— Почему мы согласовали прилагательные с существительными? (так как прилагательное тесно связано с именем существительным, а не с другими частями речи).

— На что указывают окончания прилагательных в единственном числе? (на род прилагательного).

— Как еще изменяется прилагательное? (по числам).

— Что это значит? (могут употребляться в форме единственного и в форме множественного числа).

— Назовите прилагательные в форме множественного числа (кедровые, сладкие).

— Запишем словосочетания с ними, выделим окончания.

Один ученик работает у доски.

Запись: кедровые орехи

— На что указывает окончание в этих прилагательных? (на форму множественного числа прилагательного).

2. Постановка проблемы.

— Посмотрите на таблицу, сделайте вывод. (возможно, прилагательное еще как-то изменяется).

— Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем выполнить трудное задание. Для чего? (чтобы понять, что мы не знаем).

— Какого рода имена существительные в этих словосочетаниях? (женского, мужского и среднего рода).

— Какие окончания у прилагательных в мужском роде? (- ой, — ый, — ий).

-Какие окончания у прилагательных в женском роде? (- ая, — яя).

— Какие окончания у прилагательных в среднем роде? (- ое, — ее).

— А какие окончания у наших прилагательных? (- ую, — ому, — ым).

— Почему? С чем это связано?

— Как согласуется прилагательное с существительным? (в роде, в числе).

— А что еще можно определить у существительного? (падеж).

— Попробуйте определить падеж у данных прилагательных. (Дети выполняют задание).

— Есть такие ученики, которые не смогли выполнить задание?

— Почему? (не умеем определять падеж прилагательных, не знаем, изменяется ли прилагательное по падежам).

— У кого что-то получилось? Как вы рассуждали? (так как прилагательное согласуется с существительным, а существительное изменяется по падежам, следовательно, и прилагательное изменяется по падежам).

А сейчас сформулируйте цель урока. (Научиться определять падеж имени прилагательного).

— Какова тема урока? (Изменение прилагательных по падежам или склонение).

— Итак, мы предположили, что имена прилагательные склоняются. Где проверим свои предположения? (в учебнике).

— Откройте учебники на с. 82. Прочитаем правило. (Наши предположения верны. Прилагательное еще изменяется и по падежам, т. е. склоняется).

— Рассмотрим таблицу склонения прилагательных (с. 83). Почему таблица состоит из 3-х колонок? (склоняются прилагательные 3-х родов).

— Прилагательные каких родов склоняются одинаково? (мужского и среднего рода).

— В каких падежах различаются вопросы у прилагательных мужского и среднего рода? (в именительном падеже и в винительном падеже).

— Почему? От чего это зависит? (От того, является ли существительное одушевленным или неодушевленным).

— Посмотрим на 3-ю колонку – изменение прилагательных в женском роде.

В каких падежах они отвечают на один и тот же вопрос? (вопрос какой? – в родительном, дательном, творительном и предложном падежах).

— Какая часть в слове указывает на то, что прилагательные изменились по падежам? (окончание).

— Выполним устно упражнение 144 (просклоняем 1-2 словосочетания).

3. Первичное закрепление. Работа в парах.

— А теперь потренируемся в определении падежа имен прилагательных. Выполним упражнение 145 на с. 84.

Слайд №5 (проверка по эталону).

-Оцените себя сигнальной карточкой.

— Итак, что же нужно сделать, чтобы определить падеж имени прилагательного? (Ответы детей).

— Где проверить наши выводы? (правило в учебнике).

— Читаем на с. 83 правило.

— Мы были правы? (да).

4. Включение в систему знаний и повторение.

— Теперь вы научились определять падеж у имени прилагательного. Сейчас будете работать в группах. Ответственные в группе получают задание.

Дети должны в предложенных пословицах определить падеж имени прилагательного и разложить карточки с пословицами на соответствующие карточки с названиями падежей.

После выполнения работы дети получают лист проверки.

— Какую цель мы ставили?

— Кто сам смог открыть новое знание?

— Кому было трудно и еще нужна помощь?

— Что будете делать дома, чтобы знания окрепли? (Выучим правило, потренируемся).

6. Подведение итогов, выставление оценок.

7. Домашнее задание.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-izmenen-pril-po-padezham-3-kl_91sj5.ppt | 2643,5 Кб

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределенной форме. Цели: учить детей находить глаголы в неопределенной форме в предложении.

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Синонимы и антонимы» Тема урока: «Синонимы и антонимы». Цели урока: Создать условия для: — систематизации знаний о синонимах и антонимах, определения признаков.

Урок математики в 1 классе по УМК «Школа России» на тему «Число 4. Письмо цифры 4» Урок математики в 1 классе (УМК «Школа России») ТЕМА: Число 4. Письмо цифры 4. Шелонина Л. Н., учитель начальных классов Цель: ознакомление.

Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Род имен существительных» Данный урок разработан для учащихся 2 классов. Цель урока: дать понятие о категории имен существительных. Урок построен на основе применения.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» 1. Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» 1. Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые.

«Наречие». Урок русского языка, 3 класс. Комплект «Школа 2000» Урок русского языка 3 класс. Комплект «Школа 2000» Урок1 Тема: Понятие о наречии как части речи. Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Урок математики в 1 классе по УМК «Школа России» на тему «Число 4. Письмо цифры 4» ТЕМА: Число 4. Письмо цифры 4. Цель: ознакомление детей с образованием числа 4 и соответствующей цифрой; Задачи: учить соотносить цифры.

Урок русского языка 3 класс Тема: Словосочетание Цель: познакомить учащихся с содержанием понятия “Словосочетание”; начать формировать умение отличать словосочетание.

Урок русского языка во 2 классе по теме «Упражнения в написании большой буквы в именах людей» Фамилия: Голубцова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ ЕСШ №9 г. Елизова Камчатского края Урок русского языка во 2 классе.

Источник

Читайте также:  Тест по русскому языку на существительные прилагательные и числительные