Меню

Урок наречий от кратких прилагательных



Образование наречий от имен прилагательных с помощью суффиксов О, Е. 4-й класс

Класс: 4

Цель:

  • Познакомить учащихся с образованием наречий от имен прилагательных с помощью суффиксов о, е.
  • Вырабатывать навык употребление наречий в речи.
  • Воспитывать гуманное отношение к окружающим людям.
  • Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Иметь представления об образовании наречий от прилагательных.
  • Знать части речи: прилагательное, существительное, глагол, предлог, союз, наречие.
  • Уметь установить связь слов в предложении.

а) регулятивные:

  • Активно включаться в деятельность на уроке.
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

б) коммуникативные:

  • Договариваться и приходить к общему решению.

в) познавательные:

  • Ознакомление с образованием наречий от прилагательных.

Личностные:

  • Проявление интереса к содержанию урока, развитие навыков сотрудничества при работе в парах, доброжелательности, отзывчивости.

— работа с учебником;

— выполнение индивидуальных заданий.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, магнитофон.

Ход урока

1. Орг. Момент

У. В жизни много удивительного. А меня удивляет солнце. Оно дарит тепло, радость и свет всему миру. Протяни руки к солнцу, пусть оно вас наполнит добром, светом, счастьем энергией, которая поможет быть на уроке активным, смышленым. Повернулись друг к другу, улыбнулись. Мы будем дружно работать на уроке. А сейчас собрались, сели красиво и повторяем за мной.

  • Я внимателен.
  • Я хочу работать.
  • Я очень хочу работать.
  • Я работаю.

2. Повторение изученного

У. Прочитайте предложение.

Свеча стояла на столе.
Она горела ярко.

У. Какое слово поясняет глагол горела? (ярко) Какая часть речи? (наречие) Докажите!

3. Новая тема

(Тихо играет музыка)

У. Закройте на минутку глаза и представьте, что перед вами горящая свеча, поднесите к ней руки. Какие у вас возникают ощущения? Откройте глаза и поделитесь своими ощущениями.

У. А есть ли такие люди, от которых идет тепло и добро? Каким должен быть такой человек?

Прежде чем ответить на этот вопрос посоветуйтесь в парах и запишите прилагательные, которые характеризуют таких людей.

Как должны поступать люди, обладающие этими качествами?

  • Отзывчивый — отзывчиво
  • Искренний — искрение

У. У меня записаны 2 пары слов.

У. В чем отличие слов записанных слева от слов справа? (Прилагательные и наречия)

От какой части речи образованы данные наречия? (От прилагательных)

Как вы считаете, какая же тема сегодняшнего урока?

Образования наречий от имен прилагательных.

У. Давайте рассмотрим, как образуются наречия от имен прилагательных. От прилагательного честный, образуйте наречие и запишите. Каким образом вы это делаете? Теперь от прилагательного правдивый. Как образовалось наречие правдиво? Как образовалось наречие искренне от прилагательного искренний?

Какой можно сделать вывод об образовании наречий?

Откройте учебник на стр.7 и сравните свой вывод с правилом учебника.

Молодцы, вы оказались правы!

4. Физкультминутка

Все давайте дружно встанем
И немного отдохнем.
Сильно мы глаза зажмурим,
Глубоко мы все вдохнем.
Свои глазки открывайте,
Воздух быстро выдыхайте
И к работе приступайте.

5. Работа в тетради с учебником, упр. 200

  • Прочитайте задания.
  • Составьте предложение.
  • Запишите предложения в тетради используя наречия, которые характеризуют состояние человека.

6. Творческая работа

Давайте попробуем применить ваше умение использовать наречия образованные от прилагательных в творческом задании.

Подберите наречия, чтобы у вас получилось стихотворение.

И пусть в душе горит свеча.
Живите _____________
И надо жизнь свою прожить не зря.
________________________________

А теперь я прочту вам свое стихотворение.

И пусть в душе горит свеча
Живите ярко, верно, справедливо
И надо жизнь прожить не зря
Правдиво честно и красиво.

Как образовались наречие ярко, верно, справедливо?

Читайте также:  Указать имя прилагательного в форме предложного падежа

7. Итог урока.Закончите предложение.

  • Наречия образуются от ___ _
  • С помощью суффиксов ___ .

Подведем итог вашей работы?

И в заключение мне хочется сказать!

  • В замечательные дети!
  • В замечательно работали!

Источник

«Слова на «о»: наречие, краткое прилагательное, краткое причастие, слова категории состояния».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Цель урока: научиться различать в предложении наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния.

Скачать:

Вложение Размер
razrabotka_uroka_1.docx 26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка в 7 классе по теме:

«Слова на «о»: наречие, краткое прилагательное, краткое причастие, слова категории состояния».

Цель урока: научиться различать в предложении наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния.

Учитель: Прочитайте тему урока. Вам знакомы эти понятия?

Ученики: Да. Мы их знаем.

Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака и отвечает на вопросы где? когда? куда? почему? откуда? каким образом? как?

Краткое прилагательное – качественное прилагательное, имеющее нулевое окончание в единственном числе мужского рода, окончание –а (-я) и –о (-е) соответственно в единственном числе женского и среднего рода, -ы (-и) во множественном числе, всех родов. Отвечает на вопросы: каково? какова? каков? каковы?

Слова категории состояния – неизменяемые слова, которые выражают состояние природы, живых существ, человека. Отвечают на вопросы как? каково?

Учитель: Чем различаются эти части речи в предложении? Какую роль каждая из этих частей речи выполняет в предложениях? Сразу сформулировать сложно. Давайте разбираться. С чего начнем?

Ученики: Будем, как всегда, наблюдать за словами.

Учитель открывает часть доски с материалом для наблюдения:

  1. Мне грустно и легко ;
  2. Чу, за белой, дымной тучей глухо прокатился гром;
  3. Лицо старшины непроницаемо ;
  4. Войско разъединено на отряды.

Учитель: Запишите предложения в тетради, выделите все члены предложения, обращая внимание на слова, оканчивающиеся на «о».

Учитель: Каждое предложение рассмотрим в отдельности. Итак, каким по составу является предложение 1?

Ученики: Мне грустно и легко (А.С. Пушкин) – предложение односоставное (в нем один главный член предложения – сказуемое, подлежащее отсутствует); безличное (называет действие, которое происходит без участия грамматического субъекта).

Ученики: Слова грустно и весело выражают состояние и настроение человека, поэтому эти слова мы можем отнести к словам категории состояния. В предложении выступают в роли сказуемого.

Предложение 2 — двусоставное, а слово глухо является наречием, поскольку относится к глаголу: прокатился (как?) глухо (наречие образа и способа действия).

Предложение 3 – двусоставное, в котором слово непроницаемо является кратким прилагательным (непроницаемый — непроницаемо). В предложении выступает в роли сказуемого. Лицо (каково?) непроницаемо .

Предложение 4 – двусоставное, в котором слово на разъединено является кратким причастием ( разъединять разъединенный разъединено ). В предложении выступает в роли сказуемого. Войско (что сделано?) разъединено .

Учитель: Ребята, теперь попробуем разобраться, как различать наречия и слова категории состояния?

Ученики: Проанализировав предложения 1 и 2, мы пришли к выводу о том, что слова категории состояния являются сказуемыми в односоставных безличных предложениях, а наречие относится к глаголу (от глагола задается вопрос), в предложении выступает в роли обстоятельства .

Ученики: Мы уже выяснили, что наречия относятся к глаголам. Прилагательные относятся к существительному, поскольку это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

Наречия от кратких прилагательных можно отличать по вопросам: наречие – как?; краткое прилагательное – каково?

Краткие прилагательные от кратких наречий можно отличать по вопросам: краткое прилагательное – каково?; краткое причастие – что сделано?

Учитель: Ребята, для того, чтобы закрепить то, о чем мы сегодня говорили, воспользуемся приемом «Фишбоун» от англ. «рыбья косточка». Суть приема состоит в постановке проблемы, в определении и нахождении аргументов в подтверждение той или иной точки зрения на эту проблему.

Учитель: Попробуем применить прием «Фишбоун» к проблеме нашего урока. Итак, рисуем голову «рыбы» — формулируем тему урока, далее позвоночник в виде полоски и четыре ребра; хвост, в котором формулируется проблема. Над верхними ребрами необходимо записать условие, при котором определяется выбор той или иной части речи, а под нижними – части речи.

Как работает этот прием?

Ученики: Если слово на «о» выполняет роль сказуемого в односоставном предложении, оно является словом категории состояния.

Если слово на «о» выполняет роль обстоятельства в предложении, оно является наречием.

Если слово на «о» выполняет роль сказуемого в двусоставном предложении, отвечает на вопрос (каково?), оно является кратким прилагательным.

Если слово на «о» выполняет роль сказуемого в двусоставном предложении, отвечает на вопрос (что сделано?), оно является кратким причастием.

Учитель: Для проверки ваших выводов дома выполните следующее задание. Задание. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Укажите, каким членом предложения является каждое выделенное слово.

  1. Небо черно и чисто , зеленовато г(а,о)рят ре (д,т)кие мелкие звезды.
  2. Открытие это мучительно , я вовсе не был трусом.
  3. Экскурсия прошла организова(н, нн)о .
  4. Было морозно и ветре (н, нн)о , с крыш падал снег.
  5. Как румя (н,нн)о и пышно это небо цветет.
  6. Участники экспедиции взволнова(н,нн)о рассказывали о ее результатах.
  7. Направ (о,а) и налев (о,а) по длинным скатам тихо зыблется зеленая рожь.

Источник

Н-НН в кратких прилагательных, кратких причастиях и наречиях

Дёмина Алевтина Аркадьевна,
учитель русского языка и литературы (стаж 39 лет),
МБОУ СОШ №52 г. Краснодара.

Цель урока: формирование навыка написания одной и двух букв Н в омонимичных словах.

I. Проверка домашнего задания

1. 2 ученика работают на обратной стороне доски

Карточка 1: раскрать скобки, всё объяснить
Пусты(н,нн)а дли(н,нн)ая (не)моще(н,нн)ая улица.

Карточка 2: из д/упр.207 (Бабайцева) выписать все слова с Н – НН, объяснить написание (по-осеннему, непременно, серебряные, песчаном, помороженный, простуженный, раненый, контуженный, бешеные).

2. Остальные работают вместе, комментированное письмо с использованием Справочника, 2 человека ведут, работая на центральной части доски

1 ученик:
Местность пустынна
Поступил бесчувственно
Бешеный хищник
Нежданный гость
ЗапломбирОванный зуб (ударение в этом слове?)

2 ученик
Упражнение не сделано
Утро туманно
Раненый адъютант
Подлинный автограф (словарная работа – на Руси при допросе били длинными палками, добиваясь «подлинной правды»)
Прошёл организованно.

3. Проверка всеми учениками д/упр.207 с доски по образцу, данному сильным учеником.
Проверим, как расставили знаки препинания – читаю текст упражнения сама.
Вопросы?

4. Проверка задания, выполненного учеником на обратной стороне доски.

1. Сегодня нас интересует более сложный случай.
Попробуем определить на слух, как писать (вывожу на интерактивную доску:
Море взволнова(н,нн)о
Море взволнова(н,нн)о шумело
Лицо девочки было взволнова(н,нн)о
На слух звучит почти одинаково, но слуху не доверяю, а рассуждаю.
Показываю на интерактивной доске, как надо рассуждать:
Море (каково?) взволновано, волнуется, идут волны, взволновалось. Заменила глаголом в прошедшем времени, значит это краткое причастие, а в нём всегда одна Н.
Море шумело (как?) – по вопросу определила, что это наречие, а в наречиях столько Н, сколько в исходном слове: взволнованное – полное причастие с приставкой. Значит, НН. И в наречии НН.
Лицо девочки (каково?) взволнованно, взволнованное, тревожное (а не взволновалось), значит, краткое прилагательное, а они пишутся, как полные слова: взволнованное.

2. Кто попробует повторить объяснение? (убираю с интерактивной доски свои записи).

3. Запишем вывод в виде таблицы в наши Справочники

наречие краткое прилагат краткое причастие
как? относится к глаголу каково? но имеет переносное значение, можно заменить синонимом- прил. или полным прилагат. каково? но можно заменить глаголом в прошедшем времени, задать вопрос ЧТО СДЕЛАНО?
столько Н, сколько в исходном слове. Шумело (как) взволнованно (взволнованный) столько Н, сколько в исходном слове. Её лицо (каково? какое?) взволнованно (взволнованное = тревожное) Всегда одна Н
Море (каково? что сделано?) взволновано (взволновалось)

4. Итак, самое главное – не ошибиться в определении части речи.

III. Закрепление знаний.

1. Коллективная работа. Со словом расстрое(н,нн)о составим 3 предложения.
(Отвечал расстроенно. Движение колонны демонстрантов было расстроено. Выражение её лица было расстроено.)

2. Самостоятельная работа: выполнение перфокарты.

Вариант 1
Отметить те случаи, когда пишется НН.
1. Это общество было организова…о недавно.
2. Заседание совета школы прошло организова…о.
3. Моя подруга организова…а и внимательна.
4. Решение было давно мною обдума…о.
5. Ученик отвечал на вопросы учителя обдума…о и чётко.
6. Мать удивлё…о посмотрела на сына.
7. Большинство присутствующих было удивле…о словами товарища.
8. На территории нашей республики сосредоточе…о много промышленных предприятий.
9. Зрители сосредоточе…о смотрели передачу, посвящённую космосу.
10. Лицо старика было хмуро и сосредоточе…о.

Вариант 2
Отметить те случаи, когда пишется НН
1. Ребята, увлечё…ые игрой, ничего не заметили вокруг.
2. Ребята играли увлечё…о.
3. Звено увлече…о игрой в шахматы.
4. Лицо девочки было взволнова…, тревожно.
5. Шумело взволнова…о море.
6. Командир был взволнова….
7. Море было взволнова…о.
8. Набежавшие было облака рассея…ы сильным ветром.
9. На неинтересном уроке ученики невнимательны и рассея…ы.
10. Сегодня он отвечал рассея(н,нн)о

IV. Творческая работа.

Рецензируя сочинения товарищей, часто используем выражения:
Работа (не)продума(н,нн)а
(Н…)чего (не)сказа(н,нн)о
Изл…гает мысли пута(н,нн)о
Наруше(н,нн)а последовательность в изл…жении мыслей
Тема раскрыта аргументирова(н,нн)о
Допуще(н,нн)о (не)значительное ко(л,лл)ичество ошибок

Запишите все 6 выражений: где умеете объяснить, оставьте мою форму; где не знаете, как пишется – попробуйте заменить синонимичным выражением, например: При раскрытии темы использовал много аргументов.

Учитель в это время проверяет перфокарты.

V. Проверка творческого задания с помощью интерактивной доски.

Кто сохранил всё так, как у меня?
Кто сумел полностью избежать употребления слов с Н-НН (поступил хитро)? Зачитать работу.
Сравните, как звучат 2 работы. В чём разница? (для официального стиля, для разговорного)

VI. Результат работы по перфокарте – оценки в дневник.

Анализ ошибок сделаем на следующем уроке.

VII. Домашнее задание: по Справочнику упр.206.

Источник