Меню

Урок не с краткими прилагательными и причастиями



Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». 7-й класс

Класс: 7

1. Образовательная:

  • обобщение и систематизация сведений о слитном и раздельном написании не с различными частями речи, изученными ранее;
  • изучение и закрепление новых сведений о правописании не с причастиями;
  • формирование практического умения различать слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
  • – способствовать формированию развития быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти.

    – формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

    Оборудование: интерактивная доска, презентация Power Point, раздаточный материал.

    Ход урока

    Ребята, в гости к нам пожаловала частица НЕ! Она хочет раскрыть последний секрет о своем правописании с причастием! Но для этого нужно вспомнить, как она пишется с другими частями речи!

    Собраться с мыслями нам поможет “зарядка для ума”.

    1. Буквенный диктант.

      первая гласная в слове “приключение”,
    • недостающий непарный мягкий согласный: (щ’), (й’),(? )
    • слова, противоположные по значению (первая буква),
    • соединительная гласная в сложных словах после мягких согласных,
    • тип речи: повествование, описание и.
    • наука, которая учит правильно ставить знаки препинания (первая буква),
    • как назвать одним словом звуки (р,л,м,н,й’),
    • падеж, отвечающий на вопросы: кем? чем?

    – последняя гласная буква в слове “иносказание”.

    А теперь составьте из полученных букв слово, которое мы в последнее время очень часто произносим на наших уроках. Правильно, это причастие. На этом уроке оно вновь с нами!

    2. Повторение, проверка домашнего задания:

    (2 ученика работают у доски с карточками, см. “Приложение”)

    Пока ребята работают у доски, мы посмотрим, как вы повторили дома правописание не с различными частями речи? (Класс делится на два варианта, два ученика работают на интерактивной доске с целью последующей проверки). Запишите словосочетания, обязательно укажите часть речи и условия слитного-раздельного написания частицы НЕ.) Слайд 3.

    1 вариант 2 вариант
    не участвовал негодовать
    не слышится шороха неряшливый
    не широкая, а узкая река неширокая, но рыбная река
    не правда, а ложь говорить неправду
    не в чем сомневаться нечем удивить
    не за что хвалить нечего хвалиться
    ничуть не злой очень недобрый
    вовсе не грустный совершенно негрустный

    (Проверяется степень усвоения орфограммы слитного-раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, глаголами и местоимениями)

    3. Объяснение нового материала.

    Ребята, а ведь мы не знаем, как пишется не с причастием! Но это легко исправить, ведь на сегодняшний урок к нам пожаловала частица НЕ!

    (Инсценировка грамматической сказки)

    О том, как Не искала друзей среди Причастий.

    Шла по дорожке одинокая Не. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:

    — Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!

    Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая Не побрела дальше на поиски друга. Видит — навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним — другое, с противопоставлением и с союзом а.

    Увидев Не, они только отмахнулись, сказав грубо:

    — Ну тебя! — и пошли дальше.

    Не совсем потеряло надежду и хотела было заплакать, как вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:

    — Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без Не я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!

    Они обнялись и сразу стали неразлучны. Они даже запели весёлую песенку.

    И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!) Причастие.

    Оно сказало невесело:

    • Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а.
    • Я совершенно одинокое Причастие.
    • Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.

    И друзья побежали к новым приключениям.

    Ребята, давайте сказку переведем на язык науки!

    (Учащиеся сами формулируют правило, затем сверяют его с учебником; слайд №4)

    4. Тренировочные упражнения.

    A. (Комментированное письмо у доски)

    Незамеченная ошибка, не замеченная мною ошибка, ошибка не замечена, не замеченная, а пропущенная ошибка, вовсе не замеченная ошибка, совсем незамеченная ошибка

    Читайте также:  Подобрать прилагательное к слову врач

    Вам не надоело слово ошибка? Тогда никогда не допускайте их в своих работах! Сейчас вам предстоит написать объяснительный диктант. Помните, что правописание НЕ зависит от части речи, а части речи могут быть омонимичными.

    Б. Объяснительный диктант с взаимопроверкой. Слайд № 5.

    (Не) умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит речь.
    (Не) сказанному слову сам хозяин, сказанное слово– общее достояние.
    Друг (не) испытанный, что орех (не)расколотый.
    (Не) отведавший пчелиного жала в меде сладости найдет мало.
    (Не) засыпай старого колодца, пока старый (не) выкопан.
    (Не) кричи про жареную рыбу, пока сырая (не) поймана.

    Дополнительное задание: объясните смысл понравившейся пословицы.

    В. Расставьте номера предложений в соответствии с темой. Если в предложении две разных части речи, запиши его номер дважды. Слайды 6,7.

    НЕ с причастиями
    НЕ с прилагательными
    НЕ с существительными
    НЕ с наречиями
    НЕ с глаголами
    НЕ с деепричастиями
    НЕ с местоимениями

    1) Бедность не?порок.
    2) Взялся за гуж, не? говори, что не? дюж.
    3) Голод не ?тётка.
    4) Давши слово, держись, а не? давши, крепись.
    5) Дураку закон не? писан.
    6) Не?боги горшки обжигают.
    7) Не ?было бы счастья, да не?счастье помогло.
    8) Не ?всё коту масленица.
    9) Не? всякое лыко в строку.
    10) Семеро одного не? ждут.
    11) Жить весело — и помирать не?с чего.
    12) Пролом в заборе закрыть не? трудно, а рот человеку закрыть не?возможно.
    13) Ошейник из жемчужин собаке не?нужен,
    14) Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не? топлена, не? метена.
    15) Не? пойман — не?вор.
    16) Не ?отведав горького, не ?узнаешь и сладкого.
    17) Если человека не? знаешь, то его не? хвали и не ?ругай.
    18) Не? проверив слуха, не? доноси его до чужого уха.
    19) Всяк правду хвалит, да не ?всяк её говорит.

    Г. Письмо по памяти. Слайд 8.

    А теперь вернемся к высказыванию К.Д. Ушинского о языке. Это начало одной из его работ. Как вы думаете, какой тип и стиль речи этой работы? Какие художественные средства он использует? ( Метафоры: “язык-цвет жизни”, “границы истории”, эпитеты “неувядающий язык”, “распускающийся цвет”) А теперь прочитайте это предложение еще раз, постарайтесь запомнить как можно лучше, потому что сейчас мы будем писать его по памяти.

    Источник

    НЕ с причастиями: слитно или раздельно? Правила и примеры

    Причастие — это форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Отвечает на вопросы: что делающий? что делавший? что сделавший?

    Примеры причастий: Усмехнувшийся нам человек. Растущий организм. Женщина, шедшая следом.

    Отрицательная частица НЕ с причастиями может писаться как слитно, так и раздельно. Все зависит от конкретного случая. Разберем правила:

    НЕ с причастиями без пояснительных слов — слитно

    НЕ пишется слитно с полными формами причастий, если при них нет пояснительных слов:

    НЕ с причастиями, имеющими пояснительные слова, — раздельно

    НЕ пишется раздельно с полными формами причастий, если при них есть пояснительные (зависимые) слова:

    не законченная к утру работа

    не проверенные сотрудником данные

    не обсужденные на встрече вопросы

    проблема, не замеченная на этапе проектирования

    Это относится и к причастиям, которые употребляются в роли существительных:

    неявившиеся будут отчислены

    не явившиеся на экзамен будут отчислены

    Если пояснительное слово — наречие меры и степени, НЕ пишется слитно

    Важное исключение: если пояснительными словами выступают только наречия меры и степени (очень, совсем, весьма, крайне, вовсе), тогда НЕ с причастием пишется слитно.

    совсем непроверенные данные

    очень необоснованное суждение

    Если же есть и другие пояснительные слова, а не только наречия меры и степени, то НЕ с причастием пишется раздельно:

    совсем не проверенные секретарем данные

    совершенно не подтвержденное фактами суждение

    НЕ с причастием при противопоставлении — раздельно

    Также НЕ с причастием пишется раздельно, если имеется или предполагается противопоставление:

    не пришедший, а ушедший из офиса сотрудник

    не написанный, а лишь задуманный роман

    НЕ с краткими причастиями — раздельно

    С краткими причастиями частица НЕ пишется раздельно:

    работа не сделана

    книга не прочитана

    нужные слова не сказаны

    НЕ с причастием в значении прилагательного — слитно

    Если причастие употребляется в значении прилагательного, то НЕ пишется слитно даже при наличии пояснительных слов:

    Читайте также:  Роль прилагательных в стихотворении бунина

    ситуация, неслыханная прежде

    неподходящие для туризма регионы

    по независящим от нас обстоятельствам

    Поэтому важно отличать причастия в значении прилагательных от причастных оборотов:

    Слитно: неподходящие условия для сельского хозяйства
    Раздельно: кандидаты, не подходящие под наши требования

    Слитно: заповедная нетронутая земля
    Раздельно: земля, не тронутая солнцем

    Слитно: неприкрытая ложь
    Раздельно: не прикрытая дверь

    Источник

    Конспект урока русского языка в 7 классе «Не с причастиями»
    план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

    Урок русского языка в 7 классе «Не с причастиями»был проведен на районном семинаре учителей русского языка и литературы на базе Троекуровской школы.

    Скачать:

    Вложение Размер
    konspekt_uroka.doc 62 КБ
    prezentatsiya_k_uroku.ppt 1.62 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по русскому языку в 7 классе.

    Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ c причастиями».

    • познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;
    • закрепить пунктуационные навыки, навыки синтаксического и морфологического разбора;
    • развивать орфографические умения и навыки.

    1) закрепить умение написания НЕ с разными частями речи;

    2) расширить словарный запас учащихся, их кругозор;

    3) воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы

    Тип урока: изучение нового материала

    Проверка наличия учебного материала: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

    — Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости! Я рада вас всех видеть на уроке русского языка. Прошу занять свои рабочие места, мы начинаем урок русского языка .

    — Ребята, на своих столах вы видите листы самооценки , с которыми вы поработаете в конце урока.

    -А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа . Оставьте одну строку для темы урока.

    — Запишите предложение, которое вы видите на интерактивной доске

    Запись на интерактивной доске:

    ЧЕЛОВЕК, (НЕ)ЖЕЛАЮЩИЙ МЫСЛИТЬ, ЗАКРЫВАЕТ ВХОД В БУДУЩЕЕ.

    — Как вы понимаете эти слова?

    — Выполните синтаксический разбор предложения.

    — Выполните морфологический разбор причастия.

    -Сравните свои записи с разбором на интерактивной доске.

    Запись на интерактивной доске.

    -В слове какой части речи нужно раскрыть скобки? (Причастии).

    — Обладаем мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? (Нет)

    — Что надо знать, чтобы правильно написать это причастие? ( Правило, как пишется НЕ с причастиями.)

    — Назовите теперь тему сегодняшнего урока . (« Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».)

    — Запишите ее на оставленной строке . (Записывают тему урока на оставленной строке.)

    — Какой же будет цель урока? (Называют цель урока: ( Изучить, как пишется НЕ с причастиями.)

    Прежде чем мы приступим к новой теме, давайте вспомним о правописании НЕ с разными частями речи: с существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями и т.д.

    Ученику было дано задание, найти что-нибудь интересное о частице НЕ

    Запись на интерактивной доске:

    Побывал я однажды в стране,
    Где исчезла частица НЕ.
    Посмотрел я вокруг с доумением:
    Что за лепое положение!
    Но кругом было тихо-тихо,
    И во всём была разбериха,
    И на взрачной клумбе у будки
    Голубые цвели забудки.
    И погода стояла настная,
    И гуляла собака счастная
    И, виляя хвостом, уклюже
    Пробегала пролазные лужи.
    Мне навстречу без всякого страха
    Шёл умытый, причёсанный ряха,
    А за ряхой по травке свежей
    Шли суразные дотёпа и вежа.
    А из школы, взявшись за ручки,
    Чинным шагом вышли доучки.
    И навстречу им утром рано
    Улыбалась царевна Смеяна.
    Очень жаль, что только во сне
    Есть страна без частицы НЕ.

    — Интересная страна. А почему в этой стране такая неразбериха? В нашей стране знаний порядок, потому что существует правило правописания частицы НЕ.

    Дома вы должны были повторить его.

    IV. Лингвистическая разминка

    Объяснительный диктант : правописание не с различными частями речи.

    Запись на интерактивной доске

    Несколько незнакомцев, ничего не знаешь, ненавидеть лень, невежественный человек, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить, нелепость, небрежный, негодовал, не широкая, а узкая река; невысокий дом, говорил не правду, а ложь.

    Не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется: невзлюбить, нездоровится.

    Вспомним о правописании НЕ с существительными и прилагательными.

    Слитно, если: Раздельно, если:

    — без НЕ не употребляется — есть противопоставление с союзом А

    (неряха, невзгоды, небрежный); ( не правда, а ложь; не добрый, а злой)

    — можно заменить с синонимом без НЕ — с существительными при отрицании

    или близким по значению выражением (не волк);

    (неправда – ложь); — с краткими прилагательными (не могуч);

    — есть слова далеко не, вовсе не, совсем не;

    — зависимое слово – отрицательное

    местоимение (никому не интересный);

    — прилагательное в сравнительной или

    превосходной степени ( не громче,

    V. Объяснение нового материала.

    — Теперь нам нужно узнать , как пишется НЕ с причастиями ?

    Запись на интерактивной доске:

    Ощибка не замечена Не годующий взгляд

    Не замеченная, а пропущенная ощибка Не замеченная ошибка

    Не замеченная учеником ошибка

    Анализируют написанное, делают выводы:( Не пишется слитно с краткими причастиями, с причастиями, которые без НЕ не употребляются. Раздельно- с полными причастиями, если есть противопоставление с союзом А, зависимое слово. В остальных случаях слитно.)

    — Откройте учебники на странице 68. Найдите правило о правописании НЕ с причастиями. Читаем вслух.

    — Совпадают ли сделанные нами выводы с правилом?

    — Запишем полученные сведения в таблицу. Когда причастие пишется НЕ раздельно, когда –слитно.

    Запись на интерактивной доске:

    1.С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание)

    2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь)

    3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени ( совершенно неподготовленный ответ)

    1.Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание)

    2.С краткими причастиями (не прочитана книга)

    3.Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача)

    4.Когда есть противопоставление (не написанная, а напечатанная работа)

    — А теперь снова обратимся к предложению, которое мы записали в начале урока.

    — Как нужно написать НЕ с причастием желающий ?

    (Раздельно, так как у причастия есть зависимое слово)

    — Закрепим полученные знания на практике . Перепишите, раскрывая скобки, комментируя :

    Запись на интерактивной доске:

    (Не)собранные грибы; никем (не)собранные грибы; грибы (не)собраны; (не)пойманная рыба; (не)пришитая, а оторванная пуговица; мясо (не)поджарено; (не)пройденный путь; (не)мигающие на небе звёзды; книги (не)сложены; (не)слышимый шорох.

    (Выполняют задание, записывают в тетрадь, по цепочке комментируют написанное)

    Запись на интерактивной доске

    Воздух, еще (не) ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращаюшиеся дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхали за рекой.

    -Проверьте друг друга в парах. Сравните с эталоном на доске.

    — Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1-раздельно; 2-слитно.

    Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка; трава не скошена; незакрытое окно; правило не вызубренное, а осознанное.

    — Проверьте себя по ключу.

    Запись на интерактивной доске

    Читаю ключ вслух. 1,1, 2, 2,1, 1,2, 1.

    -Поставьте себе оценку.

    — Если вас устраивает полученный результат, поставьте себе оценку в дневник.

    VI.Подведение итогов урока

    — Какое правило мы сегодня изучили на уроке?

    — Когда НЕ пишется раздельно с причастиями? А слитно?

    1.С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание)

    2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь)

    3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени ( совершенно неподготовленный ответ)

    1.Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание)

    2.С краткими причастиями (не прочитана книга)

    3.Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача)

    4.Когда есть противопоставление (не написанная, а напечатанная работа)

    — А теперь подумайте и ответьте на вопросы в листах самооценки.

    Запись на интерактивной доске

    • Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?
    • Доволен ты своим результатом или нет и почему?
    • Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?
    • Что для меня самым полезным было на уроке?
    • Что на уроке для меня было трудным?
    • На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

    (Работают с листами самооценки )

    Запись на интерактивной доске:

    Всем: § 26 стр.68 – выучить правило

    1. Сочинить лингвистическую сказку о НЕ и частях речи.

    2. Упр.132 или упр. 134.

    3. Выписать из текстов русской художественной литературы 10 предложений, иллюстрирующих правописание НЕ с причастиями

    Источник