Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». 7-й класс
Класс: 7
1. Образовательная:
– способствовать формированию развития быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти.
– формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.
Оборудование: интерактивная доска, презентация Power Point, раздаточный материал.
Ход урока
Ребята, в гости к нам пожаловала частица НЕ! Она хочет раскрыть последний секрет о своем правописании с причастием! Но для этого нужно вспомнить, как она пишется с другими частями речи!
Собраться с мыслями нам поможет “зарядка для ума”.
1. Буквенный диктант.
- первая гласная в слове “приключение”,
- недостающий непарный мягкий согласный: (щ’), (й’),(? )
- слова, противоположные по значению (первая буква),
- соединительная гласная в сложных словах после мягких согласных,
- тип речи: повествование, описание и.
- наука, которая учит правильно ставить знаки препинания (первая буква),
- как назвать одним словом звуки (р,л,м,н,й’),
- падеж, отвечающий на вопросы: кем? чем?
– последняя гласная буква в слове “иносказание”.
А теперь составьте из полученных букв слово, которое мы в последнее время очень часто произносим на наших уроках. Правильно, это причастие. На этом уроке оно вновь с нами!
2. Повторение, проверка домашнего задания:
(2 ученика работают у доски с карточками, см. “Приложение”)
Пока ребята работают у доски, мы посмотрим, как вы повторили дома правописание не с различными частями речи? (Класс делится на два варианта, два ученика работают на интерактивной доске с целью последующей проверки). Запишите словосочетания, обязательно укажите часть речи и условия слитного-раздельного написания частицы НЕ.) Слайд 3.
1 вариант | 2 вариант |
не участвовал | негодовать |
не слышится шороха | неряшливый |
не широкая, а узкая река | неширокая, но рыбная река |
не правда, а ложь | говорить неправду |
не в чем сомневаться | нечем удивить |
не за что хвалить | нечего хвалиться |
ничуть не злой | очень недобрый |
вовсе не грустный | совершенно негрустный |
(Проверяется степень усвоения орфограммы слитного-раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, глаголами и местоимениями)
3. Объяснение нового материала.
Ребята, а ведь мы не знаем, как пишется не с причастием! Но это легко исправить, ведь на сегодняшний урок к нам пожаловала частица НЕ!
(Инсценировка грамматической сказки)
О том, как Не искала друзей среди Причастий.
Шла по дорожке одинокая Не. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:
— Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!
Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая Не побрела дальше на поиски друга. Видит — навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним — другое, с противопоставлением и с союзом а.
Увидев Не, они только отмахнулись, сказав грубо:
— Ну тебя! — и пошли дальше.
Не совсем потеряло надежду и хотела было заплакать, как вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:
— Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без Не я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!
Они обнялись и сразу стали неразлучны. Они даже запели весёлую песенку.
И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!) Причастие.
Оно сказало невесело:
- Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а.
- Я совершенно одинокое Причастие.
- Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.
И друзья побежали к новым приключениям.
Ребята, давайте сказку переведем на язык науки!
(Учащиеся сами формулируют правило, затем сверяют его с учебником; слайд №4)
4. Тренировочные упражнения.
A. (Комментированное письмо у доски)
Незамеченная ошибка, не замеченная мною ошибка, ошибка не замечена, не замеченная, а пропущенная ошибка, вовсе не замеченная ошибка, совсем незамеченная ошибка
Вам не надоело слово ошибка? Тогда никогда не допускайте их в своих работах! Сейчас вам предстоит написать объяснительный диктант. Помните, что правописание НЕ зависит от части речи, а части речи могут быть омонимичными.
Б. Объяснительный диктант с взаимопроверкой. Слайд № 5.
(Не) умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит речь.
(Не) сказанному слову сам хозяин, сказанное слово– общее достояние.
Друг (не) испытанный, что орех (не)расколотый.
(Не) отведавший пчелиного жала в меде сладости найдет мало.
(Не) засыпай старого колодца, пока старый (не) выкопан.
(Не) кричи про жареную рыбу, пока сырая (не) поймана.
Дополнительное задание: объясните смысл понравившейся пословицы.
В. Расставьте номера предложений в соответствии с темой. Если в предложении две разных части речи, запиши его номер дважды. Слайды 6,7.
НЕ с причастиями
НЕ с прилагательными
НЕ с существительными
НЕ с наречиями
НЕ с глаголами
НЕ с деепричастиями
НЕ с местоимениями
1) Бедность не?порок.
2) Взялся за гуж, не? говори, что не? дюж.
3) Голод не ?тётка.
4) Давши слово, держись, а не? давши, крепись.
5) Дураку закон не? писан.
6) Не?боги горшки обжигают.
7) Не ?было бы счастья, да не?счастье помогло.
8) Не ?всё коту масленица.
9) Не? всякое лыко в строку.
10) Семеро одного не? ждут.
11) Жить весело — и помирать не?с чего.
12) Пролом в заборе закрыть не? трудно, а рот человеку закрыть не?возможно.
13) Ошейник из жемчужин собаке не?нужен,
14) Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не? топлена, не? метена.
15) Не? пойман — не?вор.
16) Не ?отведав горького, не ?узнаешь и сладкого.
17) Если человека не? знаешь, то его не? хвали и не ?ругай.
18) Не? проверив слуха, не? доноси его до чужого уха.
19) Всяк правду хвалит, да не ?всяк её говорит.
Г. Письмо по памяти. Слайд 8.
А теперь вернемся к высказыванию К.Д. Ушинского о языке. Это начало одной из его работ. Как вы думаете, какой тип и стиль речи этой работы? Какие художественные средства он использует? ( Метафоры: “язык-цвет жизни”, “границы истории”, эпитеты “неувядающий язык”, “распускающийся цвет”) А теперь прочитайте это предложение еще раз, постарайтесь запомнить как можно лучше, потому что сейчас мы будем писать его по памяти.
Источник
НЕ с причастиями: слитно или раздельно? Правила и примеры
Причастие — это форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Отвечает на вопросы: что делающий? что делавший? что сделавший?
Примеры причастий: Усмехнувшийся нам человек. Растущий организм. Женщина, шедшая следом.
Отрицательная частица НЕ с причастиями может писаться как слитно, так и раздельно. Все зависит от конкретного случая. Разберем правила:
НЕ с причастиями без пояснительных слов — слитно
НЕ пишется слитно с полными формами причастий, если при них нет пояснительных слов:
НЕ с причастиями, имеющими пояснительные слова, — раздельно
НЕ пишется раздельно с полными формами причастий, если при них есть пояснительные (зависимые) слова:
не законченная к утру работа
не проверенные сотрудником данные
не обсужденные на встрече вопросы
проблема, не замеченная на этапе проектирования
Это относится и к причастиям, которые употребляются в роли существительных:
неявившиеся будут отчислены
не явившиеся на экзамен будут отчислены
Если пояснительное слово — наречие меры и степени, НЕ пишется слитно
Важное исключение: если пояснительными словами выступают только наречия меры и степени (очень, совсем, весьма, крайне, вовсе), тогда НЕ с причастием пишется слитно.
совсем непроверенные данные
очень необоснованное суждение
Если же есть и другие пояснительные слова, а не только наречия меры и степени, то НЕ с причастием пишется раздельно:
совсем не проверенные секретарем данные
совершенно не подтвержденное фактами суждение
НЕ с причастием при противопоставлении — раздельно
Также НЕ с причастием пишется раздельно, если имеется или предполагается противопоставление:
не пришедший, а ушедший из офиса сотрудник
не написанный, а лишь задуманный роман
НЕ с краткими причастиями — раздельно
С краткими причастиями частица НЕ пишется раздельно:
работа не сделана
книга не прочитана
нужные слова не сказаны
НЕ с причастием в значении прилагательного — слитно
Если причастие употребляется в значении прилагательного, то НЕ пишется слитно даже при наличии пояснительных слов:
ситуация, неслыханная прежде
неподходящие для туризма регионы
по независящим от нас обстоятельствам
Поэтому важно отличать причастия в значении прилагательных от причастных оборотов:
Слитно: неподходящие условия для сельского хозяйства
Раздельно: кандидаты, не подходящие под наши требования
Слитно: заповедная нетронутая земля
Раздельно: земля, не тронутая солнцем
Слитно: неприкрытая ложь
Раздельно: не прикрытая дверь
Источник
Конспект урока русского языка в 7 классе «Не с причастиями»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок русского языка в 7 классе «Не с причастиями»был проведен на районном семинаре учителей русского языка и литературы на базе Троекуровской школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 62 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 7 классе.
Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ c причастиями».
- познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;
- закрепить пунктуационные навыки, навыки синтаксического и морфологического разбора;
- развивать орфографические умения и навыки.
1) закрепить умение написания НЕ с разными частями речи;
2) расширить словарный запас учащихся, их кругозор;
3) воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы
Тип урока: изучение нового материала
Проверка наличия учебного материала: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.
— Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости! Я рада вас всех видеть на уроке русского языка. Прошу занять свои рабочие места, мы начинаем урок русского языка .
— Ребята, на своих столах вы видите листы самооценки , с которыми вы поработаете в конце урока.
-А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа . Оставьте одну строку для темы урока.
— Запишите предложение, которое вы видите на интерактивной доске
Запись на интерактивной доске:
ЧЕЛОВЕК, (НЕ)ЖЕЛАЮЩИЙ МЫСЛИТЬ, ЗАКРЫВАЕТ ВХОД В БУДУЩЕЕ.
— Как вы понимаете эти слова?
— Выполните синтаксический разбор предложения.
— Выполните морфологический разбор причастия.
-Сравните свои записи с разбором на интерактивной доске.
Запись на интерактивной доске.
-В слове какой части речи нужно раскрыть скобки? (Причастии).
— Обладаем мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? (Нет)
— Что надо знать, чтобы правильно написать это причастие? ( Правило, как пишется НЕ с причастиями.)
— Назовите теперь тему сегодняшнего урока . (« Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».)
— Запишите ее на оставленной строке . (Записывают тему урока на оставленной строке.)
— Какой же будет цель урока? (Называют цель урока: ( Изучить, как пишется НЕ с причастиями.)
Прежде чем мы приступим к новой теме, давайте вспомним о правописании НЕ с разными частями речи: с существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями и т.д.
Ученику было дано задание, найти что-нибудь интересное о частице НЕ
Запись на интерактивной доске:
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразные дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
— Интересная страна. А почему в этой стране такая неразбериха? В нашей стране знаний порядок, потому что существует правило правописания частицы НЕ.
Дома вы должны были повторить его.
IV. Лингвистическая разминка
Объяснительный диктант : правописание не с различными частями речи.
Запись на интерактивной доске
Несколько незнакомцев, ничего не знаешь, ненавидеть лень, невежественный человек, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить, нелепость, небрежный, негодовал, не широкая, а узкая река; невысокий дом, говорил не правду, а ложь.
Не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется: невзлюбить, нездоровится.
Вспомним о правописании НЕ с существительными и прилагательными.
Слитно, если: Раздельно, если:
— без НЕ не употребляется — есть противопоставление с союзом А
(неряха, невзгоды, небрежный); ( не правда, а ложь; не добрый, а злой)
— можно заменить с синонимом без НЕ — с существительными при отрицании
или близким по значению выражением (не волк);
(неправда – ложь); — с краткими прилагательными (не могуч);
— есть слова далеко не, вовсе не, совсем не;
— зависимое слово – отрицательное
местоимение (никому не интересный);
— прилагательное в сравнительной или
превосходной степени ( не громче,
V. Объяснение нового материала.
— Теперь нам нужно узнать , как пишется НЕ с причастиями ?
Запись на интерактивной доске:
Ощибка не замечена Не годующий взгляд
Не замеченная, а пропущенная ощибка Не замеченная ошибка
Не замеченная учеником ошибка
Анализируют написанное, делают выводы:( Не пишется слитно с краткими причастиями, с причастиями, которые без НЕ не употребляются. Раздельно- с полными причастиями, если есть противопоставление с союзом А, зависимое слово. В остальных случаях слитно.)
— Откройте учебники на странице 68. Найдите правило о правописании НЕ с причастиями. Читаем вслух.
— Совпадают ли сделанные нами выводы с правилом?
— Запишем полученные сведения в таблицу. Когда причастие пишется НЕ раздельно, когда –слитно.
Запись на интерактивной доске:
1.С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание)
2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь)
3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени ( совершенно неподготовленный ответ)
1.Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание)
2.С краткими причастиями (не прочитана книга)
3.Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача)
4.Когда есть противопоставление (не написанная, а напечатанная работа)
— А теперь снова обратимся к предложению, которое мы записали в начале урока.
— Как нужно написать НЕ с причастием желающий ?
(Раздельно, так как у причастия есть зависимое слово)
— Закрепим полученные знания на практике . Перепишите, раскрывая скобки, комментируя :
Запись на интерактивной доске:
(Не)собранные грибы; никем (не)собранные грибы; грибы (не)собраны; (не)пойманная рыба; (не)пришитая, а оторванная пуговица; мясо (не)поджарено; (не)пройденный путь; (не)мигающие на небе звёзды; книги (не)сложены; (не)слышимый шорох.
(Выполняют задание, записывают в тетрадь, по цепочке комментируют написанное)
Запись на интерактивной доске
Воздух, еще (не) ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращаюшиеся дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхали за рекой.
-Проверьте друг друга в парах. Сравните с эталоном на доске.
— Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1-раздельно; 2-слитно.
Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка; трава не скошена; незакрытое окно; правило не вызубренное, а осознанное.
— Проверьте себя по ключу.
Запись на интерактивной доске
Читаю ключ вслух. 1,1, 2, 2,1, 1,2, 1.
-Поставьте себе оценку.
— Если вас устраивает полученный результат, поставьте себе оценку в дневник.
VI.Подведение итогов урока
— Какое правило мы сегодня изучили на уроке?
— Когда НЕ пишется раздельно с причастиями? А слитно?
1.С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание)
2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь)
3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени ( совершенно неподготовленный ответ)
1.Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание)
2.С краткими причастиями (не прочитана книга)
3.Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача)
4.Когда есть противопоставление (не написанная, а напечатанная работа)
— А теперь подумайте и ответьте на вопросы в листах самооценки.
Запись на интерактивной доске
- Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?
- Доволен ты своим результатом или нет и почему?
- Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?
- Что для меня самым полезным было на уроке?
- Что на уроке для меня было трудным?
- На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?
(Работают с листами самооценки )
Запись на интерактивной доске:
Всем: § 26 стр.68 – выучить правило
1. Сочинить лингвистическую сказку о НЕ и частях речи.
2. Упр.132 или упр. 134.
3. Выписать из текстов русской художественной литературы 10 предложений, иллюстрирующих правописание НЕ с причастиями
Источник