Меню

Урок открытия новых знаний глагол



Урок русского языка по теме «Глагол как часть речи». 3-й класс

Класс: 3

Цель урока: Ознакомление обучающихся с частью речи глаголом.

1. Учить находить глаголы в тексте и задавать к ним вопросы;
2. Вывести алгоритм нахождения глагола среди других частей речи;
3. Развивать умение определять значение глаголов, устную и письменную речь;
4. Воспитывать любовь к природе.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: мультипроектор, учебник, тетрадь, карточки.

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка.
– В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

2. Минутка чистописания.

– А отправимся мы сегодня в лес. (Презентация. Слайд 1)

– Но сначала подготовим наши руки и пальчики к письму.

(Гимнастика для пальцев.)

Руки поставьте на локти, разминаем по очереди пальцы на одной руке, а потом на другой.

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.

– Посмотрите, какой красивый лес. Изобразим его в тетрадях. Проведем минутку чистописания.

Заглавные буквы “Л” – это стройные деревья, строчные “м” – широкие кустарники.

3. Актуализация изученного о частях речи.

– Чтобы войти в лес, нужно составить предложение из слов. (Слайд 2)

в, извилистая, уводит, тропинка, лес

– Запишите это предложение. (Слайд 3,4)

Извилистая тропинка уводит в лес.

– Найдите в этом предложении имена существительные. Выпишите их в столбик. (Слайд 5)
– В каком из этих слов есть орфограмма? Какая? Обозначьте её.
– Что вы можете рассказать об именах существительных?
– Какие ещё имена существительные можно подобрать по теме “Лес”?
– Найдите в предложении имя прилагательное. С каким существительным оно связано? (Слайд 6)
– Что вы можете рассказать об именах прилагательных?
– Какое прилагательное можно подобрать к существительному лес?

Вывод: – Как называются слова, записанные в первом столбике? Во втором? А как вы определили?

4. Открытие нового знания.

а) Подводящий диалог

– Ребята, как надо вести себя в лесу?
– Обратите внимание, какие слова вы сейчас называли “кричать, мусорить, слушать, смотреть …”. – На какой вопрос они отвечают? Что обозначают эти слова?
– Может, кто знает, как называются эти слова? (Слайд 7)

б) Формулирование темы урока.

– Сформулируйте тему урока и вопросы, которые будем рассматривать. (Глагол. Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает? Нахождение глаголов в речи.)
– Есть ли глагол в предложении, который мы составили? На какой вопрос он отвечает?
– Можно ли идти, бежать, лететь, не совершая действий? А теперь представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мертвый мир, где остановилась жизнь.

Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью …(глаголов).

Но сначала сами подвигаемся.

Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – качнулась и присела
И к цветочкам полетела.

– Почему же эта часть речи получила такое название? Вам хотелось бы узнать, откуда взялось это странное слово? Послушайте своего товарища.

Слово “глагол” в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как слово из слов – важнейший вид слова. Ведь глагол -одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений. По частоте употребления,глагол занимает второе место после имени существительного. (Слайд 8)

в) Роль глаголов в речи.

– Для чего нужны глаголы, какую роль играют в речи? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте тексты. (Слайд 9)

Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел. Зайчик под кустом. Мышки в траве.

Наступило утро. Выглянуло солнце. Лес ожил. Проснулись лесные жители. Голосистый соловей запел. Трудолюбивый дятел застучал. Умылся зайчик под кустом. Зашуршали мышки в траве.

– Представьте картины, которые нарисованы словами. Одинаковы ли эти картины?
– А тексты? Чем они отличаются?
– Какие слова оживили картину? (Слайд 10)
– Чем похожи эти слова? Какую же роль выполняют глаголы? (Передают точно и достоверно все действия, события.)

г) Работа с определением.

– Давайте сделаем вывод, что же такое глагол?
– Что обозначают глаголы?
– На какие вопросы отвечает? (Слайд 11)
– Сверим наши выводы с учебником. Прочитайте правило на с.105 .

д) Отличие глаголов от других частей речи. Выведение алгоритма.

Читайте также:  Указать глаголы от которых таких деепричастий образовать нельзя

Работа в паре с карточками.

Прочитайте. Как называются слова каждой группы? Найдите глаголы, подчеркните их:

1) зеленый, зелень, зеленеет
2) старичок, старый, стареет
3) петь, пение, певец
4) звон, звонит, звонкий
5) кричат, крикливый, крикун.

– Что общего у слов в каждой группе?
– Что обозначают слова в группах? (действие, предмет, признак.)
– Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы?
– Сделайте вывод: Как отличить глаголы от других частей речи?

Составление алгоритма. (Слайд 12)

– Чтобы глаза ваши не уставали и правильно находили глаголы проведем гимнастику для глаз. (Слайд 13–15)

5. Первичное закрепление.

а) Подбор к существительным слов-действий.

– Мы с вами уже давно гуляем в лесу. А в лесу много разных обитателей: волк, заяц, лиса, ёж, дятел, медведь. (Слайд 16)
– Есть ли среди этих слов словарные слова? (Заяц, медведь.)
– Какую орфограмму надо запомнить в написании этих слов?

Подберите к ним подходящие глаголы.

– Как вы будете подбирать глаголы?
– Много ли глаголов можно подобрать к существительному? Почему?

б) Работа с текстом.

– Кроме этих обитателей в лесу в лесу живет Старичок-лесовичок. Прочитайте текст о нем и выпишите из него глаголы. (Слайд 17)

Однажды старичок-лесовичок гулял по лесу и вышел на полянку. На полянке рос высокий дуб. На самой верхушке этого дерева кто-то громко жужжал. Лесовичок сел на траву под деревом, обхватил голову руками и задумался.

– Сколько глаголов написали? Проверьте. (Слайд 17)

– Что же такое глагол?
– Что обозначает глагол?
– На какие вопросы отвечает?
– Чем отличается от других самостоятельных частей речи?

– А нам пора возвращаться из леса. Но со старичком-лесовичком мы не прощаемся. Дома продолжите текст про него. “Оживите” лесную картину с ним с помощью глаголов. И не забудьте повторить определение на с. 105.

Источник

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Школа России». Тип урока: «открытие» новых знаний Тема: «Спряжение глаголов»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Цель урока:

· Создать условия для формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по открытию и моделированию знаний о спряжении глаголов настоящего и будущего времени как системы личных окончаний и использованию данного знания в собственной деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx 20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе.

УМК «Школа России».

Тип урока: «открытие» новых знаний

Тема: «Спряжение глаголов»

  • Создать условия для формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по открытию и моделированию знаний о спряжении глаголов настоящего и будущего времени как системы личных окончаний и использованию данного знания в собственной деятельности.
  • формирование умений спрягать глаголы настоящего и будущего времени;
  • выделять личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени;
  • определять лицо и число глаголов
  • Формирование умения ставить учебную задачу, понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • Планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей;
  • Анализировать информацию, представленную в таблице;
  • Преобразовывать табличный способ представления информации в текстовую;
  • Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • Формирование умения управлять поведением партнера через контроль, коррекцию и оценку его действий.
  • Сформировать позитивное эмоционально-ценностное отношение к умению спрягать глаголы настоящего и будущего времени, знать личные окончания, осознание значимости данных умений для правильного написания окончаний в глаголах настоящего и будущего времени.

Источник

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе на тему «Глагол»

Светлана Петрова
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе на тему «Глагол»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 «В» классе

на тему «Глагол»

Авторы УМК «Школа России» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс (2 – я часть) 2-е Изд. Москва «Просвещение» 2012 г.

Тема урока Глагол.

Цели урока 1. Способствовать формированию развития умения распознавать глагол и определять его признаки.

2. Создать условия для формирования умения ставить вопросы к глаголам.

Задачи урока Образовательные:Создать условия для:

— осознания и осмысления детьми задач, приводящих к формированию понятия «глагол»;

— распознавания учащимися новой части речи;

— закрепления умения правильно ставить вопросы к словам.

Развивающие:Создать условия для:

— мыслительных операций классификации, анализа, сравнения, обобщения; познавательных способностей учащихся;

— навыков грамотного письма;

Воспитательные:Создать условия для воспитания:

— интереса к предмету;

учебной активности.

Тип урока Урок «открытия» нового знания.

Получаемые образовательные результаты (с учетом разделов «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться»)

Предметные Метапредметные Личностные

распознавать глагол по вопросу и его признакам.

Ученик получит возможность научиться: распознавать глагол по вопросу и его признакам.

Регулятивные:ученик получит возможность научиться: формулировать тему урока после предварительного обсуждения, определять его цель; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем, работая по плану сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки.

Познавательные:ученик получит возможность научиться: определять круг своего знания и незнания, добывать информацию, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе моделей, делать выводы.

Коммуникативные:ученик получит возможность научиться: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Умение соблюдать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве.

Методы ведения урока:

Формы организации познавательной деятельности:

Приёмы активизации познавательной деятельности:

• самооценка и взаимооценка, самокоррекция.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Формируемые универсальные учебные действия:

1. проявлять положительное отношение к учебному предмету, осознавать значение;

2. интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2. действовать по плану и планировать свои учебные действия;

3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

4. адекватно оценивать свои достижения.

1. читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

2. понимать информацию, представленную в разных формах-

3. строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

4. строить логическую цепь рассуждений.

1. сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе;

2. участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.

№п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

1. Этап мотивации (самоопределение к учебной деятельности).

мотивация учащихся к учебнойдеятельности Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем!

Начинаем мы опять

Красиво, грамотно писать.

-Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, подарим улыбки гостям.

— Пусть этот урок станет уроком хорошего настроения. А с хорошим настроением нам всё по плечу!

(Слайд 1) Включаются в учебную деятельность.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий. -Запишите число, в классе.

— Итак, начинаем работать. И, как всегда с минутки чистописания.

-А какое у нас есть ещё важное правило на уроках русского языка? /Как сижу, так и пишу. /

— Проверьте: ноги, спина, кулачок, локотки.

— Прописываем заглавную букву П в верхнем соединении со строчной буквой п, повторим движением в воздухе. Запишите. (Слайд 3)

— Как называется страна, по которой мы путешествуем?

— Мы продолжаем путешествие по стране «Части речи».

— С одним жителем сраны мы уже познакомились на прошлых уроках и сегодня познакомимся ещё с одним. А с каким жителем, вы мне поможете узнать.

— С какой частью речи вы уже знакомы?

— Что такое имя существительное? Приведите примеры.

Участвуют в диалоге.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. Знакомит с темой и целями урока

-Прочитайте слова на слайде и подумайте, какое слово лишнее?

— Что вы можете сказать о 3 словах?

— К какой части речи они относятся? Скажите правило — что такое имя существительное.

— Назовите лишнее слово.

-Кто-то, может знает какой частью речи является это слово?

-Какая тема нашего урока? Какая цель урока?

— Слово глагол произошло от старинного слова глаголить, то есть говорить. К нам на помощь пришли добрые гномики, зовутся они Глаголики.

Они нам будут помогать на протяжении всего урока (у вас на партах уже появились помощники, разверните на столах карточки). Гномики-глаголики большие непоседы! Они очень разговорчивы и большие друзья с именами существительными.

Запишите слово — Глагол в тетради с заглавной буквы, поставьте точку.

(Слайд 11) Участвуют в диалоге.

Формулируют тему урока.

5. Этап построения проекта выхода из затруднения.

построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

Этап реализации построенного проекта.

зафиксировать в знаковой форме

(с помощью эталона)распознавания глагола.

-Какое слово оказалось лишним? — пишет

— Итак, что такое глагол?

— На какие вопросы отвечают глаголы?

— Что обозначают глаголы?

— Сравним наши предположения с правилом из учебника на стр. 68. Откроем учебники.

-Постарайтесь запомнить это правило и приведите свои примеры глаголов.

— А теперь немножко поиграем. Приготовьте ладошки, если услышите глагол — делаете хлопок.

«…Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вымпел, зажёг, обжёг, флажок, дружок».

Поднимите руку, кто ни разу не ошибся. Вы умнички.

— Оживите предметы, которые вы видите в классе.

— У кого есть предположения, как распознать глаголы в речи?

— Давайте составим алгоритм. Что такое алгоритм?

— Сейчас мы его составим.

У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке.

Выводит алгоритм на экран. (Справа на доске)

Дети открывают учебники и сравнивают своё решение с образцом.

— Пошаговое выполнение действий. Располагают карточки в нужном порядке.

Одна пара зачитывает.

1. Поставить к слову вопрос

2. Узнать, что оно обозначает

3. Определить часть речи

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

зафиксировать способ распознавания глаголов

1. Организует работу по закреплению нового знания.

Фронтальная работа с проговариванием вслух.

1) – Вернёмся к нашим словам.

— Вы уже сказали, что это имена существительные. Допишите подходящие к ним глаголы – те действия, которые могут совершить эти предметы. (на доске)

— Что такое глагол?

— Что обозначают глаголы?

— На какие вопросы отвечают?

2) – А теперь,наоборот: по действиям догадайтесь, какие предметы их могут совершать.

— Что такое глагол?

— Что обозначают глаголы?

— На какие вопросы отвечают? Ученики по очереди работают у доски, остальные – в тетради.

9. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

(работа в группе)

— закрепление умения задачи группой;

— применение нового способа действия;

— создание ситуации успеха.

Этап включения в систему знаний и повторения.

тренировать способность к применению нового правила. Организует работу в группе с проверкой по эталону. Внимание на экран.

(Слайд 19, 20, 21, 22)

— И сейчас вас ждёт маленькое испытание. Я и гномики – глаголики хотим проверить полученные вами знания по теме. Поработаем в группах.Эта работа поможет вам найти ответ на вопрос: для чего нужны глаголы в речи?

Работа в группах.

1 группа 2 группа 3 группа

Ответьте: что делают этими предметами?

Кто как голос подает? Что делает? Кто как передвигается? Что делают?

— Так для чего же нужны глаголы в речи? (для передачи действий)

Перед вами 3 задания.

— Выберите себе то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить. Выполните его.

(Слайд 23, 24, 25, 26)

1. Подобрат, подходящие по смыслу глаголы.

…морозная зима. … холодный ветер. …пушистые снежинки.

2. Подчеркнуть глаголы двумя чертами.

Наступила осень. Бегут весёлые ручьи. Светит яркое солнце.

3.“Найди пару синонимов”. (запиши пары)

— Оцените свою работу. Один отвечает, потом сверяют с образцом га слайдах и оценивают каждый свою работу в группе.

Исправляют ошибки и фиксируют затруднения

Формулируют уровень сложности заданий и конкретизируют их.

Выбирают и выполняют задание.

Один отвечает, потом сверяют с образцом га слайдах и оценивают каждый свою работу.

Исправляют ошибки и фиксируют затруднения

10. Рефлексия учебной деятельности.

— оценивание результатов собственной деятельности;

— осознание метода построения границ применения нового знания. Проведём маленький тест.

Глаголы обозначают действия предметов.

Глаголы отвечают на вопросы — кто? что?

— Спорт, соль, сорока — это глаголы.

Благодарит ребят за работу.

-Ребята, так какие же тайны Речи открыла наша Волшебная работа? Гномики-глаголики рады знакомству с вами. Они решили не уходить и еще немного погостить у вас в классе. Вы умеете работать дружно, уважаете мнение каждого.

— Какая была тема нашего урока?

— Какую цель мы ставили перед собой?

— Чему новому научились? Над чем ещё надо поработать?

Выставление оценок, Д/з

Всем спасибо за урок.

(Слайд 28, 29) Взаимопроверка

Записывают задание в дневники.

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе «Профессии» Конспект урока 4 класс «Профессии» Технологическая карта урока английского языка по теме: «Professions» Класс: 4 Тема: Professions Тема.

Технологическая карта урока по математике во 2 классе «Квадрат» Технологическая карта урока по математике Учитель: Фефилова Е. С. Предмет: математика Класс: 2В Учебник: М. И. Моро Математика, 2 класс 2.

Технологическая карта урока обществознания в 11 классе Технологическая карта урока обществознания 11 класс. Учитель: Гавриленко Любовь Петровна Тема урока: Налоги Цель урока: Раскрытие сущности.

Источник