Меню

Урок по русскому в 4 классе по теме имя прилагательное



Урок русского языка в 4 классе «Имя прилагательное»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок повторения и обобщения знаний учащихся по теме «Имя прилагательное как часть речи».

Скачать:

Вложение Размер
imya_prilagatelnoe.docx 30.18 КБ

Предварительный просмотр:

  • Повторить и обобщить знаний учащихся о признаках имени прилагательного как части речи. Пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
  • Развивать умения распознавать прилагательные как часть речи, совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.
  • Формировать у учащихся мотивацию к самообразованию, навыков самообразования, умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Интерактивная доска.
  • Презентация “Имя прилагательное как часть речи”.
  • Наглядные пособия: картинки зайца, медведя, лисы в цвете и без цвета.
  • Дидактический материал: карточки для индивидуальной работы и работе в парах.
  • Рейтиг-листы.

— Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас, рада нашей встрече. Надеюсь, что сегодняшний урок доставит нам всем удовольствие и позволит стать чуточку грамотнее. Давайте улыбнёмся друг другу, ведь улыбка поднимает настроение , и нет в мире ничего прекраснее, чем улыбающиеся дети. Спасибо! А теперь за работу!

У природы нет плохой погоды,

Каждая погода — благодать!

Дождь ли, снег — любое время года

Надо благодарно принимать.

— Ребята, а у вас есть любимая пора года? Или вы любите каждую пору года по-своему .

Январь – месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов.

— О каком времени года говорится?

— Какую картину вы себе представили?

— Какие слова помогают ярче и образно представить картину?

— Какой частью речи они являются?

— Назовите имена прилагательные.

— Прочитайте предложение опустив имена прилагательные.

— Какую роль играют имена прилагательные?

  1. Определение темы и сообщение целей урока (Слайд 2)

— Сформулируйте тему нашего урока. Определите каждый для себя цель работы на уроке, используя данные слова:

ДОКАЗЫВАТЬ
РАССУЖДАТЬ
ОПРЕДЕЛЯТЬ (синтаксическую роль в предложении)
ОБЪЯСНЯТЬ
ГРАМОТНО ПИСАТЬ

Вывод: Тема нашего урока “Имя прилагательное”

-Да, сегодня мы постараемся вспомнить все, что уже знаем об имени прилагательном, задумаемся над его ролью в тексте и нашей речи, затронем словообразование, поговорим о полной и краткой формах имён прилагательных.

— Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос:

Какую роль играют имена прилагательные в тексте и нашей речи? (Слайд 3)

— Чем мы будем заниматься на уроке?

Рейтинг-лист (Слайд 4)

— Рассмотрите рейтинг-лист. В столбик записаны этапы работы на уроке. А в строке формы работы. Сегодня вы сами будете оценивать свою работу на уроке. На каждом этапе будете сами себе выставлять не оценку, а количество баллов. В конце урока подсчитаете баллы. Определенное количество баллов соответствует оценке, которую вы получите за урок. Максимальное количество дано в таблице. (Приложение 1)

  1. Работа над материалом урока.

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
(Мороз)

Наблюдения над ролью прилагательных в речи. (Слайд 6)

Класс делится на 3 группы

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год
Шуба серая — для лета,
Шуба для зимы — другого цвета. (Заяц.)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост — краса.
Кто ж это. (Лиса.)

— Я знаю вы любите рисовать. Давайте порисуем, но не красками, а словами. Раскрасьте своих животных. Для этого опишите внешний вид животного и его качества. Запишите эти слова к себе в тетрадь. (Выполнение работы)

Проверка. (Слайд 7, 8, 9)

Какие слова вы использовали? Какую часть речи?

Игра “Кто больше?” (Слайд 10)

— Подсчитайте баллы (за каждое верно написанное слово получаете 1 балл)

Вывод : — С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно, ярко и образно описать предмет, назвать его признаки.)

2. Слайд «ВЕСНА» (12)

Расшифруйте слова. Определите о какой поре года пойдёт речь далее. (Слайд 13)

Соотнесите начало и конец в народных приметах о весне. Работа в парах

1. Если из березы течет много сока — к длинной весне.

2. Май холодный — к ранней весне.

3. В марте мороз скрипуч, год хлебородный.

4. Длинные сосульки — то лето будет дождливым.

5. Ранний прилёт жаворонка – да не жгуч.

Проверка. Выставление баллов.

Если из березы течет много сока — то лето будет дождливым.

Май холодный — год хлеборобный.

В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

Длинные сосульки — к длинной весне.

Ранний прилёт жаворонка – к ранней весне.

Проверка ( Слайд 14)

Разминка для глаз (Слайд 15, 16)

3. Слайд «ЛЕТО» (17)

— С чем у вас ассоциируется слово ЛЕТО?

1. Устная разминка «Орфоэпический бой»

1. Сражаются двое участников;

2. Поочерёдно указывают слова из своего «арсенала»;

3. Соперник должен правильно произнести слово;

4. Ошибка — пропущенный удар;

5. Выигрывает тот, кто пропустит меньше ударов.

партер (зрительный зал в театре)

— Пожелание «Пусть на нашей прекрасной земле происходят только орфоэпические бои».

2. Определение морфологических признаков имен прилагательных. Словообразование.

Упражнение “Магазин”. (Слайд 18)

Учитель диктует существительные.

ОВОЩИ, КНИГИ, ОБУВЬ, ХЛЕБ, ШКАФ, РОЛИКИ.

— Учащиеся должны записать прилагательные, обозначающие, в каком магазине можно купить данные предметы. Выделить корень слова.

— Найдите и выделите часть слова, с помощью которой образованы имена прилагательные.

— Как называется эта часть слова? (суффикс)

Выставление баллов — макс. 5 баллов

3. Лексическая работа

Упражнение “Антонимы”. ( Слайд 20)

— Что такое “антонимы”? (слова противоположные по смыслу)

— Для чего они нужны в нашей речи?

Учитель диктует имена прилагательные:

Учащиеся записывают слова с противоположным значением:

Проверка на слайде

Выставление баллов — макс. 5 баллов

4. Слайд «ОСЕНЬ» (21)

— Встаньте, закройте глаза, представьте, что вы в осеннем лесу. Вдохните свежего лесного воздуха. Смотрите, сколько грибов. Давайте собирать грибы. Грибы мы будем срезать ножом и ложить в корзинку. Смотрите, ещё один, тоже срежем его. Ой, наклонитесь, загляните под берёзку, посмотрите сколько много растёт грибов в траве. Отыщите самый красивый.

Самостоятельная работа по карточкам. (Слайд 22)

— Прочитайте сказку «Лягушка-невеста» из книги Т. Рик «Доброе утро имя прилагательное».

Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест ещё! Чёрный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умён, знатен, настроен всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!»

— Найдите в тексте краткие имена прилагательные.

— На какие вопросы они отвечают?

— Замените их полными именами прилагательными.

— С какой частью речи в предложении связано имя прилагательное?

1. Имена прилагательные в тексте употреблены в _________________________ форме.

2. Они отвечают на вопросы _________________________________________________ .

3. Они связаны с (какой частью речи)__________________________________________ .

5. Эти слова в предложении являются __________________________________________ .

Выставление баллов — макс. 5 баллов

Контрольный тест (Слайд )

1. Что такое имя прилагательное?

в) Часть предложения.

2. Имена прилагательные отвечают на вопросы.

а) Какой? Какая? Какое? Какие?

в) Что делает? Что сделает?

3. Какая часть речи обозначает признак предмета?

а) Имя существительное.

в) Имя прилагательное

4. С какой частью речи связано имя прилагательное?

б) С именем существительным

в) С местоимением

5. Каким членом предложения бывает имя прилагательное?

6. Укажите имена прилагательные

Проверка на доске : (Слайд 22)

Выставление баллов — макс. 6 баллов

VI . Итог урока (Слайд 23)

— Вспомните начало урока. На какой вопрос мы должны были найти ответ?

Какую роль играют имена прилагательные в тексте и нашей речи?

Имя прилагательное делает нашу речь ярче, выразительнее, богаче.

Помог ли наш урок ответить на этот вопрос?

— Подсчет баллов. Выставление отметок.

— Рефлексия (Слайд 24)

Выразите своё настроение с помощью смайлика. Смайлик поместите рядом с соответствующей надписью.

3. Понял все и могу рассказать.

4. Понял все и могу научить.

Дополнительное творческое задание “Продолжи стихотворение” (Слайд 25)

Источник

Урок русского языка в 4-м классе по теме «Имя прилагательное»

Тема: Имя прилагательное.

Тип урока: Обобщение и повторение знаний по теме “Прилагательное”.

– дидактическая: совершенствовать у учащихся умение определять род, числа, падеж имен прилагательных;

– развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, а также развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, внимание, речь учащихся;

– воспитательная: воспитывать любовь к языку; умение работать в коллективе; воспитывать аккуратность ведения тетрадей.

Оборудование: презентация; карточки с прилагательными для творческой работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Великая, могучая, многонациональная, любимая … О чем это я? (О стране)
– С помощью каких слов я смогла описать страну? Как называются эти слова? (имена прилагательные).
– Кто уже догадался о чем пойдет речь сегодня на уроке?
– Сегодня у нас урок – путешествие.

(Слайд 2) Перед вами карта пестрой разноцветной страны, страны знаний.

– Как её можно назвать?

Имя ее – Страна Прилагательных. Мы с вами отправимся в путешествие по этой стране и закрепим знания об имени прилагательном как части речи, вспомним, как определить род и падеж прилагательных, поупражняемся на примере различных заданий.

В пути мы будем делать остановки и встретимся с невидимыми жителями этой страны, которые будут чинить нам разные препятствия. Поэтому в помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.

Итак, отправляемся в путь!

II. Чистописание.

Но сначала оформим маршрутные листы (запись числа в тетради).

(Слайд 3) Чтобы стражники нас впустили в эту страну, необходимо вспомнить:

– Что такое имя прилагательное?

(Слайд 4) – И отправляемся мы в страну Прилагательных по тропинке Чистописания.

– Что вы видите на тропинке? (следы) (Слайд 5)

– Что вам напомнили следы, которые состоят из букв? (окончания имен прилагательных) (Слайд 6)

– В какие группы вы бы объединили эти окончания имен прилагательных? (м.р, ж.р, ср.р.)

Назовите окончания имен прил. ж.р; м.р; ср.р. (Слайд 7)

1 ряд – выписывают окончания женского рода.
2 ряд – выписывают окончания среднего рода.
3 ряд – выписывают окончания мужского рода.

– Что такое имя прилагательное?
– Какие окончания имеют имена прилагательные ж.р; м.р; ср.р.?

– С какой частью речи очень дружит имя прилагательное?

III. Словарная работа

Вот мы уже в дубраве Словарных слов.

(Слайд 9-14) – Давайте некоторые из них запишем (картинный диктант: заяц, береза, месяц, дорога, яблоко, солнце).

– Подберите признаки данных предметов и самостоятельно запишите три словосочетания, определите род имен прилагательных. (взаимопроверка)

– Как определить род имени прилагательного? (Слайд 15)

– Какие окончания имеют прилагательные ж.р.? м.р.? ср. р.?

– Составьте предложение с любым словом.

(Слайд 16-17) Запись предложения: В_сенн_е со_нце _св_тило стройную б_рёзу.

– Какое это предложение по цели высказывания, по интонации?

Задание: – объясните пропущенные орфограммы; (слайд)

– подчеркните грамматическую основу; (слайд)

– составьте схему, установите взаимосвязь; (1 ученик у доски) (слайд)

Разберите имя прилагательное весеннее как часть речи. (весеннее (солнце)-н.ф. весенний, ср.р., И.п., ед.ч., Вт.чл.) (1 ученик у доски) (слайд)

– определите падеж имен прилагательных; (слайд)

– Как определить падеж имен прилагательных?

– Как различить Им.п. от В.п.?

IV. Совершенствование знаний об имени прилагательном.

– Мы приближаемся к водопаду Ошибок. (Слайд 18)

– Почему водопад Ошибок?! Множество ошибок можно допустить при написании окончаний имен прилагательных. А как же их избежать?

– Как объяснить написание безударных окончаний имен прилагательных? (ученики работают у доски по одному)

(Доска с обратной стороны)

На перв… цветок
в ясн… небе
с хитр… лисой
на лесн… поляне
тепл… ветер
к перв… ручью.

– Как изменяются имена прилагательные?

– Что вы можете сказать об именах прилагательных мн.числа?

– Как определить падеж имени прилагательного?

V. Закрепление. Творческая работа.

И вот мы на площади Прилагательных. (Слайд 20)

Наступила весна. Бегут ручейки по дорогам. Из стран летят птицы. Все рады весне!

– Докажите, что данная запись является текстом.

– Мы с вами находимся на площади прилагательных, а чего же не хватает?

– Как сделать, чтобы текст был более ярким, красочным, зазвучал мелодично? (Слайд 22)

– Как можно озаглавить текст? (слайд)

Дополните этот текст прилагательными.

Задание: – озаглавь и спиши текст, вставляя имена прилагательные (слабым ученикам даются имена прилагательные на карточках– см.приложение);

– найдите имена прилагательные, определите число, род, падеж.

(Наступила ранняя весна. Бегут быстрые ручейки по грязным дорогам. Из дальних стран летят перелетные птицы. Все рады долгожданной весне!)

– Прочитайте, что у вас получилось. (несколько учеников зачитывают свои работы)

– Так какую роль выполняют в нашей речи имена прилагательные? (Украшают нашу речь, позволяют точно выражать мысли, делают нашу речь яркой)

(Слайд 23 проверка падежа, рода)

– Почему же прилагательные у всех разные, но род, число и падеж не изменился?

– О каком времени года говорится в тексте?

Весна – замечательное и прекрасное время года.

Как вы понимаете поговорку: Нет в марте воды, нет в апреле травы?

(Слайд 24) Вот и подходит наше путешествие к концу. Осталась лишь еще одна остановка – это парк Поэзии.

Пожалуй весна – это самое любимое время года многих людей. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну утром года.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.

Так писал о наступлении весны А.Плещеев, а как бы вы написали?

Задание: по ключевым словам сочините небольшое стихотворение о весне (несколько учеников зачитывают свои стихотворения). Можно придумать свои стихи о весне или о предстоящем весеннем празднике и посвятить своим мамам.

_____ весна
_____ ото сна
_____ настаёт
_____ поёт (Слайд 26)

VI. Итог урока.

– О какой части речи мы сегодня говорили?

– Что такое имя прилагательное?

– Как изменяются имена прилагательные?

– Что вы можете сказать о именах прилагательных мн.числа?

– Как определить род и падеж имен прилагательных?

Домашнее задание: Написать о любимом времени года.

Источник

Читайте также:  Пример прилагательного с суффиксом чат