Меню

Урок по русскому языку 4 класс признаки имени прилагательного



Урок русского языка по теме «Общие признаки имени прилагательного». 4-й класс

Класс: 4

Цель: обобщить знания о лексическом значении прилагательных и его основных грамматических признаках.

Задачи:

  • Образовательные: совершенствовать умение находить имена прилагательные в тексте, определять их род, число, падеж.
  • Развивающие: развивать орфографическую зоркость, умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, природе, видеть красоту окружающего мира.

Оборудование: Картина зимней природы, словари (толковый, орфографический, синонимов) один на парту, «подзорные трубы» (альбомные листы), карточки для индивидуальной, групповой работы, работы по вариантам.

Ход урока

А. Начало урока

1. Организационный момент

— Я рада вновь видеть ваши лица и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне хочется, чтобы мы с вами поднялись на ступеньку выше во время работы на этом уроке.

— Урок начну с небольшого стихотворения. Внимательно послушайте и ответьте на вопрос: «О чем говорится?»

Я слово замечательное,
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.

— О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Об имени прилагательном)

— Действительно, главным героем сегодняшнего урока является прилагательное. Тема урока «Общие признаки имени прилагательного». Исходя из темы урока, какую учебную задачу вы можете поставить? (Показать знания об имени прилагательном, которые приобрели ранее, и как умеем применять прилагательные в устной и письменной речи.)

— А также на уроке мы поговорим о зиме, о зимней природе. А о красоте природы нам и помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.

3. Прием «Привлекательная цель»

(Слова на слайде или доске: хмурень, студень, зазимник)

— Все эти слова обозначают одно и то же понятие. Как вы думаете, что так могли называть в старину на Руси? (Может быть, зимние месяцы?)

— Всеми этими словами называли один из зимних месяцев. Какой? (Декабрь)

— Молодцы! Как вы догадались? (Декабрь холод несет, студеными ветрами веет.)

— Правильно. А какие из этих слов образованы от имени прилагательного? (Хмурень – хмурый, студень — студеный)

— Кто из вас знает значение этих слов? (Ответы детей)

— Давайте обратимся к толковому словарю.

(Дети зачитывают определения слов из толкового словаря.)

— Почему декабрь еще называли зазимник? (Потому что он первый зимний месяц.)

— Как раз об этом говорится в пословице «Декабрь – шапка зимы, июль – макушка лета».

— А какие пословицы, поговорки вы знаете о декабре?

(Примерные ответы детей:

Декабрь-месяц старое горе кончает, новому году новым счастьем дорожку стелет.

В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет, метет.

Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.

В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты.

Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.

Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.

Декабрь — стужайло, на всю зиму землю студит.

Читайте также:  Правописание букв н в полных и кратких прилагательных

Декабрь спросит, что летом припасено.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.)

Запишите число, классная работа и на минутке чистописания — предложение «Декабрь – шапка зимы, июль – макушка лета».

Б. Работа над темой

1. Прием «Свои примеры» (индивидуальная работа)

— Возьмите карточки для индивидуальной работы. Прочитайте задание.

Карточка для индивидуальной работы

Задание. Вставьте пропущенные слова в текст.

Пришел _______ декабрь. С ________ вьюгами, метелями, морозами. В эту _________ пору животным в лесу приходится особенно трудно.

(Примерный вариант ответа:

Пришел студеный декабрь. С холодными вьюгами, метелями, морозами. В эту суровую пору животным в лесу приходится особенно трудно.)

(Проверка выполненного задания)

2. Прием «Игры с подзорной трубой» (работа в группах)

— Прежде, чем приступить к следующему заданию, давайте обсудим тему красоты зимней природы. Ребята, а что украшает зиму? (Снег)

— Да, действительно, снег превращает всю окружающую нас природу во что-то волшебное и сказочное.

— Как можно назвать лес, в котором на земле лежит снег, на деревьях – изморозь, иней? (Заснеженный)

— Я хочу предложить вашему вниманию одну из картин русского художника, который постарался передать красоту зимней природы.

(Картина зимней природы)

— Разбейтесь на группы. Каждый возьмите в руки «подзорные трубы» (альбомные листы для имитации подзорных труб). Наведите глазок подзорной трубы на один объект и назовите его. Найдите как можно больше объектов.

— Занесите свои «находки» в таблицу. (Дети называют объекты, один человек из группы записывает слова.)

Объект (предмет) Признак

— Подберите и запишите в таблицу прилагательные, характеризующие указанные вами объекты.

Объект (предмет) Признак

— Представители каждой группы, зачитайте словосочетания (сущ.+прил.), которые вы записали. (Учащиеся зачитывают словосочетания.)

— Выделите окончания слов, обозначающих признак. Что вы заметили? (У прилагательных разные окончания.)

— Объясните, от чего зависят окончания прилагательных? (От рода существительных, с которыми они связаны.)

— Вспомните и назовите окончания, которые относятся к мужскому, женскому, среднему родам. (М.р – ый, ий; ж.р. – ая, яя; с.р. – ое, ее)

3. Прием «Программируемый опрос» (работа в парах)

— Когда смотришь на эту иллюстрацию, охватывает чувство радости и восхищения природой. Картина поражает чистотой света. Я предлагаю вам ознакомиться с удивительно красивым текстом, отражающим настроение картины. Но чтобы он зазвучал, нужно выполнить следующее задание.

Карточка с текстом

Задание. Допиши окончания прилагательных.

Настали чудесн(ые) солнечн(ые) декабрьск(ие) деньки. В природе творилось что-то необычное. Казалось, она праздновала какое-то небывалое торжество лазорев(ого) неба, жемчужн(ых) берез, кораллов(ых) веток, сапфиров(ых) теней.

— Сверьте правильность написания своего текста с правильностью написания текста соседа по парте.

(Учащиеся обмениваются карточками, проверяют правильность выполнения задания.)

— Встретились ли вам в тексте незнакомые слова? Какие? Знаете ли вы их значение?

Словарная работа к тексту

Лазоревый – в народной словесности: голубой, лазурный.

Жемчужный – чисто-белый с блеском, напоминающий жемчуг.

Коралловый – светло-красный, цвета красного коралла.

Сапфировый – синий, цвета сапфира.

— Похожи ли окончания прилагательных данного задания на окончания прилагательных предыдущего? (Нет, они отличаются.)

— Что вы можете сказать о дописанных окончаниях? (Ответы детей)

Читайте также:  Словосочетания с прилагательным волчий в переносном смысле

— Назовите род и число, в котором они стоят? (У них нет рода, а число множественное)

— Какой вывод вы можете сделать?

Вывод: прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.

4. Прием «Повторяем с расширением» (работа в мобильных группах)

— А сейчас самостоятельно выполните задания по вариантам.

Карточка для 1 варианта

Задание. Подчеркните прилагательные, стоящие в форме м.р., ед.ч., Д.п.

  1. На быстрых санях
  2. Резным узором
  3. Трескучему морозу
  4. Белоснежного горизонта

Карточка для 2 варианта

Задание. Подчеркните прилагательные, стоящие в форме ж.р., ед.ч., Т.п.

  1. На быстрых санях
  2. Резной снежинкой
  3. Трескучей ветки
  4. Белоснежная береза

Карточка для 3 варианта

Задание. Подчеркните прилагательные, стоящие в форме с.р., ед.ч., Р.п.

  1. На быстрых санях
  2. Резным крылечком
  3. Трескучему дереву
  4. Белоснежного покрывала

Карточка для 4 варианта

Задание. Подчеркните прилагательные, стоящие в форме мн.ч., П.п.

  1. На быстрых санях
  2. Резными воротами
  3. Трескучих морозов
  4. Белоснежному полю

— Объединитесь в группы по номерам вариантов: 1 вариант – 1 группа, 2 вариант – 2 группа, 3 вариант – 3 группа, 4 вариант – 4 группа. Обсудите свои ответы на задания. Выберите представителя, который аргументирует ответ группы. Затем займите свои первоначальные места.

(Обсуждение ответов детей )

В. Закрепление. Отработка умений

1. Прием «Фантастическая добавка» (индивидуальная творческая работа)

— Включите свою фантазию и воображение. Опишите любой объект картины, используя прилагательные и полученные знания на уроке (3-4 предложения).

— К каким словарям вы обратитесь в случае затруднения в правильности написания отдельных слов творческой работы? Если вызовет затруднение лексическое значение слова? Подбор синонимов? (Обратимся к орфографическому, толковому словарям, словарю синонимов)

(Выполнив задание, желающие зачитывают свои творческие работы.)

Г. Повторение. Контроль

1. Прием «Опрос — итог» (коллективная работа)

— Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета)

— Как связаны между собой в речи имена существительные и имена прилагательные? (Прилагательные зависят от существительных, стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительные.)

— Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в тексте? (Описывают предметы, делают текст более ярким.)

— Как вы думаете, почему в учебниках сначала изучается имя существительное, а потом имя прилагательное, а не наоборот? (Прилагательное зависит от существительного, вопросы задаются от существительного, род, число и падеж у прилагательного такие же, как у существительного, поэтому сначала изучается существительное.)

Д. Домашнее задание

1. Прием «Творчество работает на будущее»

— Дома вы выполните творческое домашнее задание, суть которого – составление кроссворда, сказки, стихотворения, предложения с использованием прилагательных.

Е. Конец урока

— Что понравилось на уроке?

— Что было трудным?

— Что бы вы хотели изменить в уроке?

— Оцените свое настроение с помощью стилизованных снежинок (хорошее, среднее, плохое).

Источник

Урок русского языка в 4 классе «Повторяем признаки имени прилагательного»
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) по теме

Стандартный рабочий урок с использованием различных методических приемов: фронтальная, индивидульная, групповая работа

Скачать:

Вложение Размер
urok_russkogo_yazyka.doc 33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 города Кинеля городского округа Кинель Самарской области

Учитель: Суслова Елена Анатольевна

Тема: Повторяем признаки имени прилагательного .

Тип: урок – повторения изученного материала.

Вид урока: практикум.

  1. Образовательные: повторить признаки имени прилагательного: разряды по значению, полная и краткая формы, степени сравнения; характеризовать имена существительные и имена прилагательные как части речи;
  2. Развивающая: развивать умение определять части речи по их признакам;
  3. Воспитательная: воспитывать трудолюбие, воспитывать уважение к истории своего народа.

Методические приемы: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Оборудование: карточки с названиями признаков частей речи.

— Сегодня на уроке мы должны повторить признаки имени прилагательного, для того чтобы уметь отличать имена существительные и имена прилагательные.

Человек должен трудиться – плохо ему, когда он бездействует.

— Почему так говорят? Что значит труд для человека?

3. Работа по повторению.

1) Запись на доске:

Резиновые сапоги, дождливая осень, маленький малыш , яркая звезда, холодный лед , горячий кипяток .

— Прочитайте сочетания слов.

— Что называют имена прилагательные?

— Почему в подчеркнутых сочетаниях слов признак, который называет прилагательное, является лишним?

Физическая минутка. (Дети выполняют движения по тексту.)

Мы веселые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Скачем на носочках.

И друг другу даже –

Дружно прыгнем к потолку,

Пальцы поднесем к виску,

Хвостик на макушке.

Шире рот откроем,

Гримасы всем состроим,

Как скажу я цифру «Три!» —

Все с гримасами замри!-1,2,3!

2) Запись на карточках, прикрепленных к доске:

Качественные, одушевленные, неодушевленные, относительные, собственные, личные, притяжательные, нарицательные, степени сравнения, род, число, падеж, полная и краткая форма.

— Какие из перечисленных признаков характеризуют имя прилагательное как часть речи? А имени существительного?

4. Работа с рубрикой «Давай подумаем».

5. Работа в парах: упражнение 2, стр.29 учебника.

— Какая форма прилагательного называется начальной?

6. Самостоятельная работа. Работа по группам: 1 группа – сложное задание, 2 группа – простое задание. (Учащиеся сами выбирают уровень сложности).

Упражнения 3,4 стр. 30 учебника.

Физическая минутка. (Дети выполняют движения по тексту.)

Нежный, маленький бутон,

Свернут туго-туго он,

Солнце луч ему протянет,

И бутон гвоздикой станет.

Пришел денек, сел на пенек.

День сидел, день смотрел,

На ель залез, совсем исчез!

7. Работа с учебником.

— Продолжаем знакомиться со значением имен в рубрике «Путешествие в прошлое». Кто знает об истории своего имени?

(Выступления заранее подготовленных ребят.)

— Какими признаками обладает имя прилагательное?

9. Домашнее задание.

— Составьте десять словосочетаний с прилагательными, выделить в них окончания, обозначить род и число имени прилагательного.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Меня зовут Прилагательное, потому что я прилагаюсь к папе Существительному! Один раз я получила письмо.

урок русского языка в 4 классе. Тема урока: Склонение имен прилагательных. Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Предмет: русский язык УМК «Школа России» (учебник русского языка Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова). Тема урока: Число имён прилагательных. Цели урока: •формировать умение изменять имена прилагательные по .

Склонение имен прилагательных 4 класс Рамзаева.

«Связь имени прилагательного с именем сушествительным» 3 класс.

Конспект урока русского языка «Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных». 4 класс.

Источник