Меню

Урок по русскому языку по теме понятие об имени прилагательном



Конспект урока русского языка на тему: «Общее понятие об имени прилагательном»

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Тема: Общее понятие об имени прилагательном.

образовательная: дать понятие об имени прилагательном как части речи, формировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным;

развивающая: развивать умение ставить вопросы к именам прилагательным, обозначающим различные свойства и качества предметов и явлений;

воспитывающая: воспитывать интерес к изучению родного языка как второго.

Тип урока : урок усвоения новых знаний

Оборудование: учебник, автор: Е.В.Малыхина Русский язык, 3 класс, 2 часть, К. «Навчальна книга» 2002 , загадки, текст 1,2

Методы: словесные, наочные и практичные методы.

Организация учеников к работе

— Доброе утро, детки. Я за вами очень соскучилась. Давайте вместе создадим хорошее настроение в классе на уроке. Повторяем за мной хором.

(Читаю по строчке, а ученики повторяют)

Наши ушки на макушке

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

Дежурные проверяют наличие домашнего задания в тетрадях, правильность же выполнения данного задания учитель проверяет при проверке тетрадей.

2. Каллиграфическая минутка

— Дети, открываем свои тетради и прописываем большую и маленькую букву Рр

— Начинаем писать большую букву Р . Она имеет два элемента. Первый- начинаем писать с верхней межстрочной линии, наклонная с заокруглением внизу влево. Второй — верхний полуовал.

— Теперь напишем маленькую букву р . Она тоже имеет два элемента. Первый- начинаем писать с верхней строчной линии прямую, ведем ее у нижней межстрочной линии. Потом пишем от первого элемента, немного ниже верхней строчной линии, вверх линию, которая заокругляется под верхней строчной и ведется вниз наклонной прямой к нижней строчной линии, где заокругляется вправо.

— Слушайте внимательно и дайте мне ответ.

Кто за птица?
Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

— Какая часть речи слово кукушка? (Существительное)

— На какой вопрос оно отвечает? (Кто?)

— Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая называет предмет, отвечает на вопросы кто? что? чей? чья? чьи?)

— Молодцы! Вы самые умные дети на свете.

Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и задач урока

— Прочитайте запись на доске. Попробуйте отгадать, о какой птице идет речь.

Непоседа…, птица…, птица…, самая… .

-Удалось ли вам это? (Нет)

( Учитель вставляет пропущенные слова: пестрая, длиннохвостая, говорливая, болтливая)

— А теперь вы сможете отгадать загадку? (Да, можем)

— С помощью каких слов вы выяснили, что речь идет о сороке?

( пестрая, длиннохвостая, говорливая, болтливая)

— К какой части речи относятся данные слова? (Прилагательное)

— Сегодня мы приступаем к изучению новой части речи — имени прилагательном. С помощью этой части речи описываются признаки и свойства предметов и явлений.

Первичное восприятие и осознание нового материала

Наблюдение за ролью имен прилагательных в речи

— Послушайте два текста и скажите мне, чем они отличаются?

( Второй текст более развернутый, чувствительный, автор использовал много прилагательных)

На березках появились сережки. Почки раскрываются, с хвостиками, и на каждом клювике висит капля.

На березках появились сережки золотые, чудесные, нерукотворные. Почки раскрываются , шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая, прозрачная, светлая капля.

— Какое время года описано в этих текстах? (Весна)

— Какой из текстов помогает более ясно представить картину весеннего пробуждения берез? Почему? Какие слова использованы при этом? ( Второй текст, в нем больше признаков предметов, то есть прилагательных, слова: золотые, чудесные, нерукотворные, зеленом, большая, прозрачная, светлая.)

Читайте также:  Прилагательные только единственного числа

— Можно ли сказать, что автор не просто описывает картину пробуждения березок, но и передает свое отношение к увиденному? (Да).

— Слова, какой части речи использованы при этом? (Прилагательного).

— Какую «работу» выполняют прилагательные в нашей речи?

(Называют признаки предметов и делают нашу речь более образной, красивой и выразительной).

— Молодцы! Очень хорошо справились с заданием!

Ознакомление с правилом

— Откройте свой учебник на с 42, упражнение 355. Давайте прочтем его.

-На какие вопросы отвечает имя прилагательное? ( Какой? Какая?)

Имя прилагательное- признак предмета

4. Тренировка в образовании имен прилагательных.

— Имена прилагательные тесно связаны с существительными, они прямо идут за ручку друг с другом. Прилагательные не только связаны с существительными, но и образуются от них.

— Давайте вместе попробуем образовать такие прилагательные. Открывайте тетрадки и будем сразу их записывать.

( Говорю существительное, а дети ставят вопрос и образовывают прилагательное)

Боль- больной, вода — водный, гриб — грибной, дождь — дождевой, снег — снежная, лес — лесное, дерево — деревянный.

— Что одинаковое в этих парах слов? (Корень.)

— Как называются слова, которые имеют одинаковый корень? (Родственные)

Осмысление новых знаний в процессе практической деятельности

Тренировка в подборе существительных к прилагательным.

— Подберите к данным прилагательным имена существительные и запишите их в тетрадь.

Погожий, солнечный, теплый… ( День)

Свежий, прозрачный, прохладный… (Туман)

Синеглазая, молодая, румяная… (Девушка)

Пушистая, хитрая, рыжая… (Лисица)

Вкусная, сочная, синяя, душистая… (Слива)

Щедрая, золотая, богатая, красочная… (Осень)

-Соедините по смыслу прилагательные с существительными и запишите их.

Густой, дремучий (лес, туман); старый, пожилой (человек, журнал); смуглое, темное (лицо, окно).

-Дети, вы молодцы!

3. Выборочное списывание № 356 с 42

Веселый (Веселье, радость)

Помчался вскачь? (Удивление)

Красный, (Веселье, радуга)

Не угнаться за тобой! (Небольшая грусть)

— Выпишите имена существительные со всеми относящимися к ним именами прилагательными. И в скобках запишите вопрос, на который отвечает прилагательное.

О б р а з е ц : мяч ( какой? ) – мой, веселый, звонкий, желтый, красный, голубой.

ядовитый жук, костяной хвост, ядовитыми брызгами.

Запись в дневник

— Какую часть речи мы сегодня с вами начали изучать? (Имя прилагательное)

— Что обозначает прилагательное? (Признак предмета)

— На какие вопросы отвечает? (какой? какая? какое?)

— Отгадайте загадку, почти целиком состоящую из имен прилагательных.

— Потому что зеленая. (Черная смородина)

— Что означает слово зеленая в данном случае? (Незрелая, неспелая)

Оценивание ответов учащихся, выставление оценок.

— Мне было очень приятно сегодня с вами поработать!

Источник

Урок русского языка «Имя прилагательное»

«Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».

имена прилагательные изменяются по родам и числам.

почему имена прилагательные имеют разные окончания? От чего это зависит?

  • Создавать условия для определения рода и числа имен прилагательных.
  • Научить определять род и число имен прилагательных по роду и числу имени существительного, с которым оно связано.
  • Открыть новое знание – имена прилагательные изменяются по родами числам.
  • Формировать умение заниматься коллективно – поисковой работой.
  • Совершенствовать умение различать части речи по грамматическим признакам.
  • Развивать общеучебные навыки: сравнивать, обобщать, делать выводы, навык работы в парах, группе.
  • Презентация по теме «Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».
  • Мультимедийный проектор.
  • Карточки с заданиями.

Ход урока:

I . Организационный момент :

Создание эмоционального фона урока.

Прозвенел звонок — начинается урок.

Улыбнемся мы друг другу,

Пожелаем всем удачи и добра!

— Сегодня у нас необычный урок.

-Ребята, а вы знаете, кто делает научные открытия?

Ученики: Открытия делают ученые, исследователи, открыватели.

-Как вы думаете, а вы способны сделать открытие? (Да)

Читайте также:  Как пишется не с прилагательными цвета

-Давайте же сегодня на уроке мы будем научными исследователями. Вы – первая группа ученых, а вы – вторая группа. А что будем исследовать, вы скоро узнаете.

— Итак, поехали по дорогам знаний. Паровозик из Ромашково приглашает в путь. (Слайд № 2)

II . Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока.

— На доске записаны слова. Прочитайте их.

Ос..нь, к..рова, в..селые, с..пог, сла..кий,

р..бята, ..рбуз, сам..лет, су..ота, поз. няя

— Какую работу вы предложили бы выполнить с этими словами?

(на столах карточки со словами для каждой группы )

( Составить предложения • Разобрать слова по составу • Найти все орфограммы в словах • Разбить на группы • Разделить для переноса • Составить словосочетания)

— Много идей у вас возникло, молодцы. Я предлагаю разбить все слова на две группы и вставить пропущенные орфограммы.

Работаем на желтых карточках. (работа в группах)

— Что же у вас получилось? Объясните пропущенные орфограммы. (Объясняют, я вписываю правильные буквы в словах на карточках)

-Как вы объединили слова?

(Осень, корова, сапог, ребята, арбуз, самолет, суббота — это имена существительные).

-Докажите свое мнение.

(Веселые, сладкий, поздняя – это имена прилагательные).

-Почему вы так решили? (слова разбились на 2 группы)

-Отгадайте, какая из этих частей речи так о себе рассказала:

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь. (Слайд №3)

– Как вы думаете, что будем исследовать на уроке?
– Верно. Тема нашего урока:

Имя прилагательное, роль имён прилагательных в речи. (Слайд№4)

III . Усвоение новых знаний.

1. Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.

Расскажите, что вы уже знаете об имени прилагательном?

(Прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В предложении прилагательное является второстепенным членом предложения и называется определением)

2. Введение термина «имя прилагательное»

— Как вы думаете, почему же прилагательное получило такое название ?
– Оказывается, название этой части речи произошло от латинского “присоединение, прибавление”.

— Интересно, к какой части речи присоединяется имя прилагательное?
(К имени существительному).

— Правильно, прилагательные даже говорят о себе так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.

3. Установление связи прилагательного с существительным.

— А теперь присоедините к существительным подходящие имена прилагательные.

— Составьте словосочетания из данных слов.

(поздняя осень, веселые ребята, сладкий арбуз)

— А можно ли сказать так Сладкая корова, поздний сапог? (нет, не подходят по смыслу)

— Запишем словосочетания в тетрадь вместе с вопросом. (осень какая? поздняя)

(Записывают с комментированием и анализируют, выделяя главное крестиком и зависимое стрелкой)

— Составьте предложения с этими словосочетаниями. Запишем с комментированием одно из них.

-Итак, мы записывали словосочетания?

— Что мы хотели показать? (имя прилагательные связано с именем существительными)

Физкультминутка.

— Ваши глазки устали. Выполним гимнастику для глаз .

— Следите глазами за полетом птицы. (Слайд №5)

4. Наблюдение за изменением имён прилагательных.

— Давайте продолжим наши исследования.

Станция «Почемучка» (Слайд №6)

Нам необходимо выяснить, как изменяются имена прилагательные.

-Прочитайте слова в первом столбике. Что вы скажете про эти слова?

(это имена прил., у них одинаковый корень, суффикс, но разные окончания)

— Прочитайте слова во втором столбике.

— Соедините верные словосочетания.

(Подбегают к доске и соединяют стрелками слова)

Сладкий груша

сладкая яблоко

сладкое торт

сладкие ягоды

— Почему словосочетания разбились на две группы?

Читайте также:  Склонение прилагательных в русском языке таблица с вопросами

Сладкие ягоды – прилагательное употреблено во мн. ч.

— Как изменятся имена прилагательные? (по числам)

— Почему у прилагательных окончания разные? От чего это зависит?

— Имена прилагательные сочетаются с именами существительными в роде и числе. Определим род существительных.

(Торт – он мой — сущ м. р. , значит и прилагательное м. р.,

Груша – она моя – сущ ж. р., значит и прил. ж. р.

Яблоко – оно мое – сущ ср. р., значит и прил. ср. р.)

— Можно ли определить род во мн. числе? (нет)

— Что мы указали у прил.? (род)

Как же изменяются имена прилагательные? (прил. изменяются по родам)

Дети: Имена прилагательные изменяются по родам и числам и связаны с именами существительными.

— Имена прилагательные изменяются по числам и в единственном числе по родам.

Физкультминутка

— Настало время отдохнуть. Встали все в кружок. У меня в руках мяч.

Игра называется «Отгадай предмет»

— Я называю признак, а вы добавляете к нему подходящий по смыслу предмет.

— А теперь наоборот, я называю предмет, а вы добавляете признак.

5. Роль прилагательных в загадках, логических задачах.

Едем дальше. Станция «Загадочная» (Слайд №8)

Отгадки запишите в тетрадь с объяснением орфограмм. (Слайд №9)

1. Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапочку нашел. (гриб)

2. В лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички. (ромашка)

3. Золотое решето чёрных домиков полно. (подсолнух)

4. Носик стальной, хвостик льняной. (игла)

— По каким признакам вы легко догадались о задуманном предмете? Назовите имена прилагательные .

— Что добавите про имена прилагательные?

Вывод: Прилагательные описали характерные признаки предмета, поэтому вы легко узнали этот предмет.

6. Роль прилагательных в описании предметов, явлений природы.

Индивидуальная работа по карточкам. Преобразование текста.

Следующая станция «Мудрая». (Слайд №10)

А как вы думаете, можно ли нам обойтись без имён прилагательных?

  • — Какое время года изображено на иллюстрациях? (весна)

— Как можно узнать о наступлении весны?

— Молодцы! Хорошие рассказы составили. А теперь прочитайте вот такой текст.

Прошла _______ зима. Наступила ______ весна.

_____ солнце пригревает землю. Приходит _______ оттепель.

________ сосульки свисают с крыши. И это уже _________ март. (Слайд №11)

— Нравится ли вам этот текст?

(Текст выглядит сухо, бедно, неинтересно, невыразительно, научно).

— Как сделать так, чтобы текст стал более ярким, выразительным? (Надо добавить имена прилагательные)

Возьмите зеленую карточку.

-Вставьте в текст подходящие по смыслу имена прилагательные и подчеркните их волнистой линией. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

(Дети выполняют это задание на индивидуальных карточках).

Сверяют с записями на доске.

— У кого все верно, поднимите руку.

— Для чего нам необходимы имена прилагательные?

— Какую роль они играют в речи?

(Имена прилагательные делают нашу речь красочной, образной, яркой, выразительной, красивой, помогают лучше представить предметы и явления).

IV . Итог урока.

Наш урок подходит к концу.

У вас на столах лежат конверты.

На листочках неполный текст. Закончите предложения, вставляя подходящие слова. Работаем в группах.

Имя прилагательное – это часть…, которая обозначает …предмета и отвечает на вопросы…. Имя прилагательное связано с именем… Имя прилагательное изменяется по … и в единственном числе по…В предложении выделяется волнистой… и называется … Имена прилагательные делают нашу речь….

— Сегодня на уроке мне было интересно, потому что…

V . Домашнее задание.

-Дома я предлагаю вам разгадать кроссворд с именами прилагательными. А кто захочет, тот может придумать свой кроссворд.

VI . Рефлексия.

— Возьмите в руки те цветные карандаши, которые выражают ваше настроение. Спасибо за урок.

Источник