Меню

Урок по русскому языку правописание не с прилагательными



Урок русского языка по теме «Не с прилагательными»

Цель урока: совершенствование практических умений написания НЕ с прилагательными.

образовательная: различать правописание НЕ с прилагательными и с существительными;

коррекционно-развивающие: развивать зрительную, ассоциативную память, речемыслительную деятельность;

воспитательная: воспитывать мотивацию к учению, любовь к родному языку.

Ресурсы: компьютер, мультимедийная презентация, словари, шкатулка с письмом, анкета “Урок был…”

Ход урока

1. Организационный момент урока.

– Добрый день, ребята. Настроимся на внимательную и активную работу на уроке. Мы продолжаем работать над правописанием НЕ с прилагательными. Запишем число, классная работа и тему урока.

2. Лексическая работа.

– Начнем с лексической работы. Вам нужно будет объяснить лексическое значение слов, которые вы видите: “брошюра”, “палисадник”. (Обращаю внимание на написание слова брошюра)

– Из какого языка заимствовано это слово? (Работа со словарями).

Палисадник – НЕБОЛЬШОЙ садик.

Брошюра – НЕБОЛЬШАЯ книжонка.

Брошюра, палисадник, книжонка, садик – к какой части речи относятся эти слова?

– К какой части речи относятся слова небольшая и небольшой?

– Почему НЕ с прилагательными пишется слитно в этих словах?

Игровой момент, направленный на развитие тактильности.

– У меня в руках пакет.

– Потрогайте его руками, пощупайте.

– Подумайте и скажите, что лежит в нём.

– Давайте вместе с вами внимательно посмотрим на шкатулку и опишем её, употребляя имена прилагательные. Посмотрите на слайд. Здесь записаны имена прилагательные, добавьте к ним НЕ. Назовите эти прилагательные с НЕ.

Эта шкатулка большая – небольшая
По вместительности она глубокая – неглубокая
По высоте она высокая – невысокая
По цвету темная – нетёмная

3. Актуализация знаний.

А) Проверка домашнего задания (выборочная).

– Ребята, а теперь обратимся к домашнему упражнению 307 на странице 129.

Зачитайте, пожалуйста, словосочетания с прилагательными, в которых НЕ является приставкой и пишется слитно. Объясните почему? (Монологический ответ).

Б) Игра “ Найди пару”.

– Ребята, посмотрите на слайд.

– Какая часть речи дана в правой части таблицы?

– Как НЕ будет писаться с данными прилагательными и почему?

– А какая часть речи находится в левой части?

– Давайте вспомним, ребята, как пишется НЕ с существительными? Почему?

Вывод: НЕ с прилагательными и НЕ с существительными пишутся слитно, так как являются приставками. К ним можно подобрать синонимы или близкие по значению выражения? (Слова)

1) К каждому прилагательному с НЕ подберите существительное с НЕ и графически обозначьте условия выбора орфограммы (2ч. работают у доски).

(не) решительный (не) счастье
(не) ожиданный (не) внимательность
(не) счастливый (не) решительность
(не) внимательный (не) ожиданность

– А теперь давайте посмотрим, правильно ли вы выполнили это задание. (Сверка).

2) Следующее задание: найди “ Лишнее слово”.

– К какой части речи относятся данные слова? Все ли эти слова будут писаться слитно с НЕ, а если нет, то объясните почему?

– Ребята, давайте составим и запишем предложение с лишним словом и со словом брошюра.

4. Физкультминутка (зрительная гимнастика).

5. Работа с текстом.

Наступила суровая, снежная зима. Теперь за окном стоит не теплая, а х(…)лодная погода. Выпало много снега. Вокруг л(…)жат не маленькие сугробы, а большие. Теперь из него можно делать вовсе (не) обыкновенные фигурки, строить замки и л(…)пить снеговиков.

– Прочитайте про себя. (Один человек читает вслух выразительно).

– Скажите, что собой представляет эта запись? (Текст, так как в нем все слова связаны по смыслу и грамматически, его можно озаглавить).

– А как бы вы его озаглавили? (Зима, зимние забавы).

– Найдите в этом тексте слова с безударной гласной в корне слова.

– Что нужно помнить о правописании безударной гласной в корне слова? (1чел. работает у доски).

– Ребята, посмотрите на первое предложение в нашем тексте и ответьте на вопрос: почему прилагательные суровая и снежная разделены запятой? (Однородные члены предложения).

– Обратили ли вы внимание на то, сколько в этом тексте имен прилагательных?

– Как вы думаете, какова их роль в данном тексте? (Они придают тексту яркость, образность, выразительность).

Читайте также:  Словарный диктант слитное и раздельное написание не с прилагательными

– Теперь прочитайте предложения, в которых есть НЕ с прилагательными.

Подумайте и скажите, как будет писаться НЕ с прилагательными во всех предложениях данного текста? Слитно или раздельно? Объясните почему?

6. Работа с учебником.

– Откройте упражнение 310 на странице 130. Прочитайте задание к упражнению. Как будет писаться НЕ с прилагательными в 1, 2, 3 предложениях?

– Запишите 1,2, 3-е предложения и объясните условие выбора орфограммы.

(2чел. работают у доски).

1 группа записывает 1,3 предложения

2 группа записывает 2,3 предложения

2 ученика у доски.

7. Домашнее задание.

Дома вы должны закончить это упражнение, выполнив предложения 4,5,6, повторить параграф 54.

8. Закрепление правописания НЕ при противопоставлении с выбором нужного прилагательного.

– Ребята, все вы в детстве читали русские народные сказки и помните их героев: лису, зайца, волка. Давайте вспомним, какие они по характеру? Вам нужно на место пропусков вставить подходящие по смыслу прилагательные.

Лиса (вовсе не) глупая, а хитрая.

Волк (совсем не) добрый, а злой.

Заяц (не) хвастливый, а трусливый

Слова для справок: глупый, добрый, хитрый, злой, трусливый, хвастливый, а, совсем не, вовсе не, глупый, мудрый, храбрый.

– Объясните, как пишется НЕ с прилагательными в данных предложениях и почему?

– Ой, ребята! А про шкатулку – то мы совсем забыли. Что же нам Всезнайка оставил в ней? Помните его? Нашего помощника? Давайте посмотрим, что лежит внутри шкатулки. Ученик открывает шкатулку, достаёт письмо и читает его.

Дорогие, ребята! На прошлых уроках вы показали не плохие, а хорошие знания о правописании НЕ с разными частями речи. Не думайте, что ваши уроки были вовсе не интересные. Я очень остался доволен вашими уроками.

– Найдите, пожалуйста, в письме Всезнайки НЕ с прилагательными и объясните их написание. (1чел. работает устно).

P.S.: Ребята, я для вас приготовил задание, выполнив которое, вы узнаете приятную новость. Желаю удачи!

(Первые 2-3 человека, которые выполнят его первыми и правильно, не получат домашнее задание).

9. Самостоятельная работа.

– А вот и задание от Всезнайки: “ Собери предложение”.

Человек, а, этот, правдивый, не, лживый.

У, доброе, не, злое, этого, человека, а, сердце, очень.

10. Обобщение изученного.

– Итак, обобщим с вами все выше сказанное о правописании НЕ с прилагательными.

– Как пишется НЕ с прилагательными? Когда НЕ с прилагательными пишется слитно, а когда – раздельно?

Пиши слитно

Пиши раздельно

1. Если слово не употребляется без не.

(неряшливый)

1. Если есть противопоставление с союзом А.

На улице дует не теплый, а холодный ветер.

2. Если слово можно заменить синонимом.

Нелживый (правдивый)

2.Если к прилагательным относятся слова: далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не.

Я читаю нисколько не интересную книгу.

11. Рефлексия.

Работа с рефлексивной анкетой:

Урок был…
Урок был (не) скучный, а интересный.
Урок был (не) интересный, а скучный.
Моё настроение.
Моё настроение было (не)грустное, а весёлое.
Моё настроение было (не)весёлое, а грустное.

Источник

Конспект урока по русскому языку: «Правописание НЕ с именами прилагательными».
план-конспект урока (6 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку, 6 класс

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока по русскому языку: «Правописание НЕ с именами прилагательными». 29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание НЕ с именами прилагательными.

  1. Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными
  2. Закрепить правила правописания не с именами существительными, не с глаголами
  3. Активизировать познавательную деятельность учащихся , развивать мыслительные процессы, память, внимание.
  4. Развивать творческие способности учащихся

2.Актуализация опорных знаний.

-Урок начнем с орфографической диктовки. (Ученик работает у доски)

А)Определите по лексическому значению слово и запишите его.

  1. Грубый, невоспитанный человек.( Невежа)
  2. Человек, которому не сидится на месте( непоседа ).
  3. Недоучившийся, мало знающий человек( недоучка )
  4. Неуклюжий, неловкий человек( недотепа )

-Что объединяет все записанные вами существительные?(Они характеризуют человека ,все они общего рода)

-Какие из них несут ярко выраженный оттенок разговорного стиля?(Недоучка, недотепа)

-Почему все эти слова пишутся с не слитно?

Б )Не был в школе; не правда, а ложь, невнимание к человеку, недоумевал по поводу случившегося.

-Какие правила правописания мы повторили?

3.Изучение нового материала.

1) Определение темы и цели урока.

-Как вы думаете , о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?

-Почему так решили?

-Запишите тему урока в тетради.

-Попытайтесь сформулировать задачи, стоящие перед нами на уроке.

-На доске опорная таблица. Поработаем с ней.

Не с существительными

Не с прилагательными

3.Не правда, а ложь.

3.Не правдивый, а лживый

4.Вовсе не вкусный

-Что общего между написанием не с существительными и прилагательными?

В чем разница? Сделаем вывод.

Откройте страницу 123 учебника и прочитайте правило.

4.Первичная проверка понимания материала.

1)-Прослушайте стихотворение Бориса Заходера. (Тексты на каждой парте)

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна-Смеяна.
Очень жаль ,что только во сне
Есть страна без частицы не .

Выпишите все слова с не в два столбика.

Не
с существительными

Не
с прилагательными

2)Работа с учебником.

5.Закрепление изученного материала.

1) Разноуровневые задания (Выполняют на карточках )

Задание: раскрыть скобки

(Не)красивый;(не)умный; (не)уклюжий; ничуть (не)интересный маршрут; (не)мягкий, а жесткий диван; река (не)широка;

Задание ? : отметьте случаи слитного написания

? (не)большой, но уютный

Не брежный почерк

Вовсе не привлекательный человек

Очень не красивый

Не мелкая, а глубокая река

Ребенок не здоров

Не замысловатые постройки

Не дорогой,но удобный портфель

Не учтивый человек

Ничуть неинтересный фильм

Невысокий, но худой

Задание :выполните тест , проверьте по ключу и оцените свои знания по теме.

Цель : проверить знания учащихся по теме.

Отметьте номера правильных ответов.

1.Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:

  1. если слово не употребляется без не-;
  2. если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не-;
  3. если в предложении есть противопоставление с союзом а.

2.Слово не употребляется без не- в предложении:

  1. Его(не)ряшливый вид всегда отпугивал.
  2. В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.
  3. День выдался (не)жаркий.

3.Слово с не- можно заменить синонимом в преложении:

  1. Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.
  2. Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.
  3. (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.

4.Слово с не пишется слитно в предложении:

  1. (Не)приятельская армия отступила.
  2. Эта книга далеко (не)проста.
  3. Нам продали (не)вкусное мороженое.

5.Слово с не- пишется раздельно:

  1. Посетитель был вовсе не скучен.
  2. Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.
  3. Её (не)годующий взгляд остановил нас.

6.Допущена ошибка в написании не- в предложении:

  1. Не широкая речонка поблескивала на горизонте.
  2. Океан был совсем не спокойным.
  3. В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.
  1. Выучить правило на странице 123.
  2. Выполнить упражнение 308.
  3. Составить кроссворд на тему: “ Не с разными частями речи”

Вспомним задачи, которые стояли перед нами в начале урока.

Справились с ними?

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна-Смеяна.
Очень жаль ,что только во сне
Есть страна без частицы не .

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна-Смеяна.
Очень жаль ,что только во сне
Есть страна без частицы не .

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна-Смеяна.
Очень жаль ,что только во сне
Есть страна без частицы не .

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна-Смеяна.
Очень жаль ,что только во сне
Есть страна без частицы не .

Не брежный почерк

Вовсе не привлекательный человек

Очень не красивый

Не мелкая, а глубокая река

Ребенок не здоров

Не замысловатые постройки

Не дорогой,но удобный портфель

Не учтивый человек

Ничуть неинтересный фильм

Невысокий, но худой

Не брежный почерк

Вовсе не привлекательный человек

Очень не красивый

Не мелкая, а глубокая река

Ребенок не здоров

Не замысловатые постройки

Не дорогой,но удобный портфель

Не учтивый человек

Ничуть неинтересный фильм

Невысокий, но худой

Не брежный почерк

Вовсе не привлекательный человек

Очень не красивый

Не мелкая, а глубокая река

Ребенок не здоров

Не замысловатые постройки

Не дорогой,но удобный портфель

Не учтивый человек

Ничуть неинтересный фильм

Невысокий, но худой

Не брежный почерк

Вовсе не привлекательный человек

Очень не красивый

Не мелкая, а глубокая река

Ребенок не здоров

Не замысловатые постройки

Не дорогой,но удобный портфель

Не учтивый человек

Ничуть неинтересный фильм

Невысокий, но худой

Не брежный почерк

Вовсе не привлекательный человек

Очень не красивый

Не мелкая, а глубокая река

Ребенок не здоров

Не замысловатые постройки

Не дорогой,но удобный портфель

Не учтивый человек

Ничуть неинтересный фильм

Невысокий, но худой

Не брежный почерк

Вовсе не привлекательный человек

Очень не красивый

Не мелкая, а глубокая река

Ребенок не здоров

Не замысловатые постройки

Не дорогой,но удобный портфель

Не учтивый человек

Ничуть неинтересный фильм

Невысокий, но худой

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока предназначен для учащихся 6 класса и позволяет наиболее полно усвоить материал. Изучение нового материал происходит с помощью схем и таблиц, этот прием делает изучаемый материал более п.

урок усвоения новых знаний.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

Урок русского языка «Правописание гласных в окончаниях имен прилагательных.

Источник