Меню

урок по теме имя существительное повторение изученного в начальной школе



Разработка урока «Повторение изученного в начальной школе по теме « Имя существительное» 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Скачать:

Вложение Размер
Конспект 41.83 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 4 города Щигры Курской области»

по русскому языку в 5 классе

на тему : «Повторение изученного в начальной школе по теме « Имя существительное»

русского языка и литературы

Фунтикова Ольга Владимировна

к уроку русского языка в 5 классе по теме

«Повторение изученного в начальной школе по теме “ Имя существительное»

Фунтикова Ольга Владимировна

Имя существительное . Повторение. 5 класс

Урок повторения изученного ранее.

Общеобразовательный класс со средним или выше

среднего показателем качества знаний

Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А.Тростенцовой и других. 5-9 классы, 2010.

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Автоы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2011- 317с.

Количество часов: 204 учебных часа в год, 6 учебных часов в неделю

самостоятельная, работа в парах и группах, фронтальная работа, творческая работа, игра.

«Повторение изученного в начальной школе

по теме «Имя существительное»

  • систематизировать знаний обучающихся об имени существительном;
  • повторить орфограмм, связанных с правописанием имён существительных.
  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.
  • воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;
  • расширять кругозор обучающихся;
  • воспитывать эстетический вкус.

Задачи урока через планируемые результаты:

  • создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
  • создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
  • формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
  • знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имён существительных;
  • умение находить существительные в тексте, разбирать их.
  • формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;
  • уметь оценивать свою работу.
  • развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
  • сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;
  • формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • формировать умение работать с текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;
  • понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
  • извлекать нужную информацию.

Тип урока: урок повторения.

Основные методы обучения:

Учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. Баранова М. Т., Ладыженской Т. А. ;

1 этап. Организационный . Мотивирование к учебной деятельности.

Задача учителя : создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.

Учитель просит детей повернуться лицом друг к другу , взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза и улыбнуться.

Учитель: Давайте постараемся сохранить благоприятную атмосферу на уроке, будем очень внимательны, бережны и друг к другу, и к словам, которые будем произносить.

2 этап. Актуализация знаний. Формулирование темы.

Учитель : Ребята! На доске записаны слова. Ваша задача заключается в следующем: найти четвёртое слово, которое относится к третьему, как второе к первому.

Телефон/ ухо = кино/ … ( глаза)

Двор/ ворота = дом/ … ( дверь)

День/ свет = ночь/ … ( тьма)

Весна/ осень = рассвет/ …(закат)

Человек /платье = дерево/ …(листва)

Дружба/ любовь = вражда/ …( ненависть)

Учитель: Найдите среди записанных слов антонимы. Выпишите их в тетрадь.

( День – ночь , свет – тьма , рассвет – закат , весна – осень , дружба – вражда , любовь – ненависть ).

Учитель: Что объединяет все эти слова?

( Обозначают предмет, отвечают на вопрос ЧТО?)

Учитель: Вспомните, как называется эта часть речи.

Учитель: Помогите мне сформулировать тему.

Ученики формулируют тему. Тему записываем на доске и в тетрадях.

«Имя существительное. Повторение изученного в начальных классах»

Учитель: Вспомните, что вы, ребята, знаете об имени существительном.

Попробуем вместе сформулировать цель урока, достижение которой поможет нам справиться с поставленной задачей.

3 этап. Целеполагание и мотивация

Сформулируйте цели , которые вы ставите перед собой на этом уроке. Цели запишите. Давайте озвучим цели и разместим их на «дереве целей».

Дети предлагают цели:

— вспомнить, что такое имя существительное;

— какие морфологические признаки свойственны этой части речи?

— как изменяются имена существительные?

— каким членом предложения может быть?

Ученики размещают на «дереве целей» жёлтые осенние листочки, которые символизируют цель урока.

4 этап. Реализация. Первичное усвоение новых знаний.

Получение новой информации происходит из

материала параграфа 20.

Учител ь: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать параграф. На доске записаны значки . Попробуйте их расставить рядом с теоретическим материалом в ваших учебниках.

Работа с текстом после прочтения:

  1. Что вы знали по этой теме? (каждый ученик проговаривает, что он знал по данной теме)
  2. Какая информация была новой? +
  3. А о чём вы думали иначе?
  4. Что осталось непонятным?

5 этап. Первичная проверка понимания.

6 этап. Первичное закрепление.

1)Учитель: На экране вы видите слова, которые вам необходимо распределить на три группы. Какие? ( в соответствии с принадлежностью к определённому роду). Класс работает в тетрадях самостоятельно, трое обучающихся – у доски.

Лошадь , круиз, колено, пароход, весна, полено, стужа, пароль , ожерелье , подливка, мышь , окно, школа, трость , пение , юноша, доченька, дочь.

Дополнительное задание: записать транскрипцию выделенных слов.

2) Словарный диктант .

Учитель: К данным словам подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные , согласуя их с существительными.

Луч (солнечный), речь (устная), вещь (новая), карандаш (цветной), рысь ( хищная) , ночь ( тёмная), шалаш ( большой), ключ ( железный).

Учитель: Ребята, с какой орфограммой мы столкнулись?

( Ь после шипящих на конце существительных).

3) Работа с упр. 91. Дети выполняют его в паре: один выписывает 3 существительных во множественном числе, другой – в единственном. Затем осуществляется взаимопроверка.

Тем временем 1 учащийся работает с карточкой.

От данных существительных образовать форму множественного числа: абажур, параш…т, пл…нета, спор…смен, мастер, деталь, п…мидор, скр…пач.

Учитель: Посмотрите на экран. Что изображено на картинках? Чем необычны названные вами существительные?

( Очки, ворота, дрова; лапша, горох)

( Одни имеют только форму множественного числа, другие – только единственного)

Учитель: Что вы вспомнили, выполняя эту работу?

( Существительные изменяются по числам).

4)Учитель: 1 учащийся пишет на доске все падежи, 2 – вопросы к ним, 3 – примеры.

Учитель: А теперь посмотрите на тексты, напечатанные на листиках, лежащих на ваших столах. Укажите падежи имён существительных.

Давайте проверим, верно ли вы выполнили задание. ( На экран выводятся предложения, дети проверяют себя).

1) Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

2) Идём во тьме и в тишине.

3)Под ногами хрустит снег.

4)Холодный месяц на сосне корабликом стоит.

5) Учитель : Ребята, а почему у каждого падежа 2 вопроса?

Да, существительные бывают одушевлёнными и неодушевленными.

На дом вы получали задание нарисовать различные предметы. Они перед вами. Какие из существительных, называющих эти предметы, одушевлённые, а какие неодушевлёнными?

( Собака, стол, рак, ручка, цветок, дом, дерево, лошадь).

Учитель: Превратите неодушевлённые существительные в одушевлённые:

Труба ( трубач), помощь, камень, баян, вклад, Москва, журнал.

Учитель: Какая морфема помогла нам совершить данные превращения?

6) Учитель: Идём, ребята, дальше! На экране слова, записанные в два столбика. Необходимо стрелочками соединить синонимы. Один обучающийся работает с интерактивной доской, дети – в тетрадях.

Слабость 2 специальность

Скука бессилие 2

Учитель: Сделайте соответствующие разборы.

7) Учитель: И снова, ребятки, посмотрите на ваши парты. На них лежат ещё одни листочки с текстом. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях существительных. Какое правило нам необходимо вспомнить? Какие слова-помощники мы знаем? ( 1 скл. –земля, стена; 2 скл. –конь, окно; 3 скл. –глушь ). Это, дети, самостоятельная работа. Выполнив, листочки сдайте.

Где очки у тёт… Вал…?

У неё очки пропали!

Ищет бедная старушка на подушк…,

На кадушк…, в духовк…, в кладовк…,

В старом лукошк…, в миск… у кошк… .

Искала и в беседк…, спросила у соседк… .

А они на самом деле

У неё на лбу сидели!

7 этап. Домашнее задание.

№1 Упражнение №96 или 89.

№2 Составить небольшой рассказ об отдыхе на море( на пруду), используя максимальное количество имён существительных.

8 этап. Рефлексия.

Каждый ученик индивидуально работает с листом рефлексии, где он формулировал цель, если цель достигли, то ставим +, если нет — ставим -, если остались вопросы- ставим ?

Те ученики, которые цели формулировали у «дерева целей», выходят и рассказывают, что они узнали по данному вопросу, который они формулировали как цель. Снимаем «листочек-цель» с дерева.

Задача учителя: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию.

В конце урока ученики заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают его учителю.

Формулировка цели урока

1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)

4.Я ничего не понял. (2 балла)

посвящённый военной теме

«Только он не вернулся из боя…»

( Для учащихся 8 – 9 классов)

Фунтикова Ольга Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ « СОШ № 4 города Щигры

— знакомство с биографическими сведениями о Высоцком;

— знакомство с творчеством поэта.

— воспитание любви к жизни , уважения к старшим, чувства благодарности к защитникам Отечества;

— воспитание чувства ответственности.

— развитие коммуникативной и языковой компетенции обучающихся;

— развитие навыков выразительного чтения стихотворного текста.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность ценить и принимать базовые ценности; самоанализ и самоконтроль.

Регулятивные: определение цели учебной деятельности и правильности выполненного, оценка своего участия, коррекция.

Познавательные: умение извлекать информацию, добывать её из дополнительных источников, ставить проблему и решать её.

Коммуникативные: умение работать в группе, договариваться друг с другом, выступать перед аудиторией, слушать и понимать других.

а) портреты и фотографии В. Высоцкого;

б) портреты — слайды В. Высоцкого, актёра Московского театра драмы и комедии на Таганке;

в) записи песен, монологов, выступлений, фрагменты из художественных фильмов с участием В. Высоцкого;

г) воспоминания близких и родных, современников, его друзей, коллег, режиссёров;

е) выставка книг о Высоцком, сборники песен.

ж) мультимедийный проектор;

Эпиграф: На этот раз мне не вернуться,

Я ухожу – придёт другой…

Звучит музыка из кинофильма « Вертикаль»

Ведущий 1. В. С. Высоцкий – поэт, актёр, музыкант и певец. Человек выдающийся, о котором можно говорить и спорить, которым можно восхищаться бесконечно.

Его песни… Мудрые и лукавые, весёлые и грустные, нежные и мужественные, песни, всегда имеющие неожиданный финал.

Ведущий 2 . Высоцкий пел прямо и честно, часто в ущерб себе, пел о том, что его волновало и тревожило, — предостерегал, убеждал, надрывно взывал, стремясь прорваться к душам людей.

Ведущий 3 . В. Высоцкий собирал огромные залы зрителей, выступал на полной отдаче, как будто в последний раз.

( « Я работаю весь вечер на полной отдаче: сейчас за кулисами я выжму свитер, и вы увидите, что это значит работать, а не халтурить»)

И все свои концерты неизменно начинал с песни «Братские могилы» Он войну сделал понятной для всех. Пел так, что у зрителей выступали слёзы на глазах.

Звучит песня « Братские могилы»

На экране – слайд-шоу.

Ведущий 4. В. С. Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Его мать – Нина Максимовна, отец – Семён Владимирович, родом из Киева.

Каким был довоенный период жизни маленького Володи? Коммунальная квартира, множество соседей, скромные игрушки и масса впечатлений.

Ведущий 1. Великая Отечественная война… Трудная жизнь Высоцкого и матери в эвакуации. Отец на фронте с первого до последнего дня. Семён Владимирович участвовал в обороне Москвы, в освобождении Донбасса, Львова, взятии Берлина, Праги. Родина наградила его 28 орденами и медалями.

В семье Высоцких были и погибшие на войне, и те, кого ,,догнали,, старые раны, кто погиб от них. В своих воспоминаниях В. С. Высоцкий писал: « У нашей семьи было много друзей – военных, и я в детстве часами слушал их рассказы и разговоры, многое из этого я в своих песнях использовал».

Звучит песня «Звёзды».

Ведущий 2 . В Германии ( Володя проживал там с отцом и его второй женой длительное время) у Высоцкого стал проявляться характер: он не терпел несправедливости, не выносил равнодушия, заступался за слабых. Не раз приходил с синяками.

Каким Володя был в детстве? По словам отца, он был непоседлив, бесстрашен, а потому, как правило, становился заводилой в играх и в проказах. Приходил он домой с ободранными коленками, и было понятно, что играли ,,в войну. Обожжённые брови и копоть на лице доказывали, что не обошлось без взрыва то ли гранаты, то ли патронов.

Ведущий 3 . В одной из анкет В. Высоцкого спросили: « Ваше любимое место?» Повидавший много стран и красот мира, он ответил: « Самотека. Москва». « Ваша любимая песня?» — « Вставай , страна огромная…» Это была песня его детства.

Звучит песня « Священная война».

Ведущий 4. Тяга к творчеству у Высоцкого появилась в старших классах, уже в Москве. Володя, поддавшись родительскому влиянию, стал учиться в Московском инженерно-строительном институте, но учёбу бросил. Он выбрал другую дорогу, поступив в Школу-студию МХАТа. Закончив актёрское отделение, он стал работать в Московском драмтеатре им. А. С. Пушкина, а с 1964 года и до последних дней своей жизни был актёром Московского театра драмы и комедии на Таганке, где сыграл более 20 ролей. Как актёр участвовал в создании художественных фильмов.

Фильм « Служили два товарища» Высоцкий называл среди своих любимых работ в кино.

Просмотр фрагментов из фильма « Служили два товарища».

Вед. 1 . С большим уважением В. Высоцкий относился к авторской песне. Стихи –песни Ю. Визборга, Юлия Кима, исполняемые под гитару, приводили его в восторг. Но особенно он любил Булата Окуджаву. ,, Он был мой духовный отец, и в этом смысле остаётся для меня самым светлым,, , — написал В. Высоцкий в своих воспоминаниях.

Актёрская песня – это возможность разговаривать с людьми на темы, которые волнуют, что ,,особенно скребёт по нервам, рвёт душу. По мнению Высоцкого, ,,самое главное в авторской песне – это текст, информация, поэзия,, .Поэтому-то авторская песня так эмоциональна, проникает в душу.

Учащийся читает « Песню о Земле».

Кто сказал: « Всё сгорело дотла,

Больше в землю не бросите семя…»,

Кто сказал, что Земля умерла?

Нет, она затаилась на время…

Материнства не взять у Земли,

Не отнять, как не вычерпать моря.

Кто поверил, что Землю сожгли?

Нет, она почернела от горя.

Она вынесет всё, переждёт,

Не записывай Землю в калеки.

Кто сказал, что Земля не поёт,

Что она замолчала навеки?!

Нет! Звенит она, стоны глуша,

Изо все своих ран, из отдушин,

Ведь Земля – это наша душа,

Сапогами не вытоптать душу.

Кто сказал, что Земля умерла?

Нет, она затаилась на время…

Вед. 2. Одна из лучших песен В. Высоцкого ,, Он не вернулся из боя,, . В ней заключён ответ на вопрос: почему поэт, не принимавший ( по возрасту) участия в войне, всё-таки пишет о ней, а точнее – не может не писать о ней? ,, Война всегда будет нас волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером,, . Владимир Высоцкий отдаёт дань этому трудному времени своими песнями. Писать проникновенные песни о людях, которые воевали, – задача почётная. Поэт как бы ,, довоёвывает,, в своих песнях.

Учащиеся под гитару исполняют песню « Он не вернулся из боя».

Вед. 3 . Песни о войне – это песни о настоящих людях, сильных, добрых и мужественных. Они всегда ,, на грани, за секунду или за полчаса от смерти,, Таким можно доверить и жизнь, и Родину, такие не подведут.

Прослушивание записи стихотворения « Сыновья уходят в бой».

На экране – фрагменты из кинофильмов, посвящённых Великой Отечественной войне.

Вед. 4 . Именно так и продолжается жизнь, продолжается общая судьба и общее дело людей. Переходят от родителей к детям самые высокие понятия.

В. Высоцкий не раз повторял, что его военные песни имеют современную подоплёку. Те же самые проблемы существуют и сейчас: проблемы чувства долга, преданности, дружбы и надёжности. Но поэт считал, что на военном материале это можно сделать намного ярче.

Их восемь, нас – двое . Расклад перед боем

Не наш, но мы будем играть.

Серёжа, держись! Нам не светит с тобою,

Но козыри надо равнять.

Я этот небесный квадрат не покину,

Мне цифры сейчас не важны:

Сегодня мой друг защищает мне спину,

А значит – и шансы равны.

Я ,, Первый,, , я — ,, Первый,, , они под тобою,

Я вышел им наперерез…

Сбей пламя, уйди в облака, я прикрою.

В бою не бывает чудес.

Сергей, ты горишь! Уповай, человече,

Теперь на надёжность строп.

Нет, поздно – и мне вышел ,, мессер,, навстречу.

Прощай я приму его в лоб.

Я знаю, другие сведут с ними счёты…

Но, по облакам скользя,

Взлетят наши души, как два самолёта, —

Ведь им друг без друга нельзя…

Вед. 1 . В. Высоцкий выходил на сцену, говорил, пел в то время, когда в дефиците были Правда, Открытость, Искренность… Отец считал своего сына мужественным и храбрым. Почему? Да потому, что многие видели недостатки, несправедливость в жизни, откровенную ложь, но молчали, а он, поэт и певец, говорил. Главным в своём творчестве, как и в жизни, считал мужество и честность.

« Он был настоящим патриотом» , — говорил о своём сыне Семён Владимирович Высоцкий.

Звучит песня в исполнении В. Высоцкого « Я не люблю…».

Вед. 2. Все песни В. Высоцкого – о жизни, о мужестве, о большой дружбе, о готовности идти в разведку.

« Сохранить моральные ценности, которые высветила война, — вот что нужно нам сейчас», — считал поэт.

Вед. 3 . Благодаря Высоцкому, учимся помнить, пропускать память через сердйе. Этому помогает и « Песня о новом времени».

( Звучит в исполнении В. Высоцкого)

Вед. 4 . 25 июля 1980 года В. Высоцкого не стало… Это горе, которое не залечит время…

Никита Михалков написал стихотворение « Памяти Высоцкого».

Учащийся читает стихотворение.

Он не допел, не досказал всего,

Что было пульсом и в душе звучало,

И сердце отказало оттого,

Что слишком долго отдыха не знало.

Он больше на эстраду не взойдёт

Так просто, вместе с тем и так достойно.

И всё же он поёт…

И песни не дадут нам жить спокойно.

Вед. 1. ,, Невоевавший солдат,, В. Высоцкий и все герои его военных песен получили признание и всеобщую любовь.

Звучит песня « Давно смолкли залпы орудий».

Вед.2. У В. Высоцкого выросли сыновья. ( Их мать – Людмила Абрамова, с которой поэт оформил брак в 1965 году. Последние 12 лет Высоцкий был женат на французской актрисе Марине Влади.) И Аркадий, и Никита – люди творческих профессий. Аркадий окончил ВГИК, сценарный факультет, а Никита окончил театральную студию МХАТа. У них дети: у Аркадия – дочь Наташа, у Никиты – сын Семён.

На доске – фотографии Высоцкого с Мариной Влади, детей поэта-песенника.

В конце звучат песни В. Высоцкого « Чёрные бушлаты», « Высота», « Штрафные батальоны» , « Кони привередливые» и другие, создавая и поддерживая настрой на восприятие поэзии В. Высоцкого.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторение изученного в начальной школе о глаголе. урок для 5 класса. Основан на краеведческом материале СВАО (Лосиный остров).

Открытый урок проводиться совместно учителем — логопедом и педагогом -психологом. Занятие проводиться для учащихся начальной школы 2-4 класс. К занятию прилагается презентация на тему: «Ма.

Сведения об авторе: Митина Таисия Александровна, учитель русского языка и литературыПредмет: технологическая карта к уроку русского языка в 6 классеКласс: 6Авторы УМК: Русский язык 5-9 классы. /Автор-.

Методическая разработка урока с использованием онлайн-ресурсов по теме «Еда» для учебника Биболетова М.З. и др. Enjoy English 4 класс.

Тема: Повторение и закрепление изученного. Тип урока: Урок-повторение и систематизация знаний по теме «Имя существительное» с использованием проблемной и здоровьесберегающей технологий.

Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное».».Цель урока: Обучающая: Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как час.

Источник

Читайте также:  алгоритм грамматического разбора существительного