Меню

Урок по теме морфологический разбор имени прилагательного 4 класс



Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 50. Обобщение знаний об именах прилагательных.

  • упражняться в морфологическом разборе имён прилагательных.
  • повторить все об имени прилагательном;
  • пройти тестовые задания.
  • как делать морфологический разбор имен прилагательных;
  • осуществлять морфологический разбор имен прилагательных;
  • повторить знания об имени прилагательном.

Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные красивый, и краткие красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.

Начальная форма имени прилагательного – имеет форму единственного числа, мужского рода, именительного падежа.

Морфологический разбор имени прилагательного – разбор части речи с указанием начальной формы, постоянных морфологических признаков (полное или краткое), непостоянных морфологических признаков (род, число, падеж) и роли в предложении (определение, сказуемое или другое).

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На этом уроке Вы актуализируете свои знания об имени прилагательном и будете упражняться в морфологическом разборе.

Рассмотрите план разбора имени прилагательного как части речи.

I. Начальная форма (м.р., ед.ч., И.п.)

II. Постоянные морфологические признаки (полное или краткое).

III. Непостоянные морфологические признаки.

IV. Синтаксическая роль. (Каким членом предложения является.)

Эта история произошла в новогодний 3 вечер.

В новогодний (вечер) – имя прилагательное.

I. Н.ф. – новогодний.

III. Непостоянные морфологические признаки.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Прочитайте текст. Сделайте морфологический разбор выделенных имён прилагательных.

От осенних 3 дождей разлилась вода в запруде. По вечерам прилетали дикие 3 утки. Мельникова дочка Анютка любила слушать, как они плещутся и возятся в темноте. Мельник часто уходил на охоту по вечерам. Анютке было очень скучно сидеть одной в избе. Она выходила на плотину, звала: «Уть-уть, уть!» — и бросала хлебные 3 крошки в воду.

Проверьте себя по эталону:

От осенних (дождей) – имя прилагательное.

III. Непостоянные морфологические признаки.

Дикие (утки) – имя прилагательное.

III. Непостоянные морфологические признаки.

Хлебные (крошки) – имя прилагательное.

III. Непостоянные морфологические признаки.

  1. Определите число, падеж и, где возможно, род имён прилагательных. Не забывайте, что род, число и падеж имени прилагательного зависит от рода, числа и падежа имени существительного, от которого оно зависит.

От полезного чая (______________), в домашней работе (______________), по широкой улице (______________), в среднем роде (______________), теплолюбивого растения (______________), о сильных животных (______________), в трудной задаче (______________), глубоким озером (______________), на волнистого попугайчика (______________), в болотистой местности (______________), у красивых портретов (______________), по широкому полю (______________), серебряными ложками (______________), по полевым цветам (______________), на густой траве (______________), на известного блогера (______________).

Читайте также:  Слово родной может быть и существительным и прилагательным

Проверьте себя по эталону:

От полезного чая (ед.ч., м.р., Р.п.), в домашней работе (ед.ч., ж.р., П.п.), по широкой улице (ед.ч., ж.р., Д.п.), в среднем роде (ед.ч., м.р., П.п.), теплолюбивого растения (ед.ч., ср.р., Р.п.), о сильных животных (мн.ч., П.п.), в трудной задаче (ед.ч., ж.р., П.п.), глубоким озером (ед.ч., ср.р., Т.п.), на волнистого попугайчика (ед.ч., м.р., В.п.), в болотистой местности (ед.ч., ж.р., П.п.), у красивых портретов (мн.ч., Р.п.), по широкому полю (ед.ч., ср.р., Д.п.), серебряными ложками (мн.ч., Т.п.), по полевым цветам (мн.ч., Д.п.), на густой траве (ед.ч., ж.р., П.п.), на известного блогера (ед.ч., м.р., В.п.).

  1. Найдите и отметьте ☑ верные морфологические разборы имён прилагательных.

⬜А) к высокому (дереву) – прил., высокий, полное, ед.ч., ср.р., Д.п., опред.;

⬜Б) в пришкольных (лагерях) – прил., пришкольный, полное, мн.ч., м.р., П.п., опред.;

⬜В) В школьной (столовой) – прил., школьный, полное, ед.ч., ж.р., П.п., опред.;

⬜Г) на домашнее (животное) – прил., домашний, полное, ед.ч., ср.р., И.п., опред.;

⬜Д) над широкой (дорогой) – прил., широкий, полное, ед.ч., ж.р., Т.п., опред.;

⬜Е) в дательном (падеже) – прил., дательный, полное, ед.ч., м.р., П.п., опред.

Проверьте себя по эталону:

☑А) к высокому (дереву) – прил., высокий, полное, ед.ч., ср.р., Д.п., опред.;

⬜Б) в пришкольных (лагерях) – прил., пришкольный, полное, мн.ч., м.р., П.п., опред.;

☑В) В школьной (столовой) – прил., школьный, полное, ед.ч., ж.р., П.п., опред.;

⬜Г) на домашнее (животное) – прил., домашний, полное, ед.ч., ср.р., И.п., опред.;

☑Д) над широкой (дорогой) – прил., широкий, полное, ед.ч., ж.р., Т.п., опред.;

☑Е) в дательном (падеже) – прил., дательный, полное, ед.ч., м.р., П.п., опред.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Начальная форма имени прилагательного…

А) это прилагательное в форме ед.ч., м.р. И.п.;

Б) зависит от начальной формы имени существительного;

В) это прилагательное того же рода в форме ед.ч., И.п.;

2. Отметьте строку, в которой безударные падежные окончания имён прилагательных написаны без ошибок.

А) честного человека, в интересном рассказе, чудесному герою;

Б) об архитектурном шедевре, коротково сообщения, к интересной игре;

В) родительнова падежа, длиннай удочкой, дружной работой.

3. Без добрых дел человек не будет иметь доброго 3 имени. Отметьте правильный морфологический разбор отмеченного слова.

А) Добрых (дел) – прил., добрый, полное, мн.ч., Р.п., определение;

Б) Доброго (имени) – прил., добрый, полное, ед.ч., ср.р., Р.п., сказуемое;

В) Доброго (имени) – прил., добрый, полное, ед.ч., ср.р., Р.п., определение;

4. Найдите верное высказывание.

А) Имя прилагательное изменяется по родам, числам, в единственном числе по падежам.

Б) Имя прилагательное изменяется по родам, числам.

В) Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.

Проверьте себя по эталону:

Четыре правильных ответа – «Отличный результат!»

Три правильных ответа – «Хороший результат!»

Один-два правильных ответа – «Потренируйся ещё!»

  1. Отгадайте загадки. Какие имена прилагательные помогли это сделать? Какая отгадка лишняя? Подчеркните её.

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

Заполняет откосы, просёлки,

Он высокий. Узнал – отвечай, –

Он кипрейный цветок …

Он жёлтый, лечебный.

Зверь может любой

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной.

Проверьте себя по эталону:

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

Заполняет откосы, просёлки,

Он высокий. Узнал – отвечай, –

Он кипрейный цветок Иван-чай.

Он жёлтый, лечебный.

Зверь может любой

Хоть зовут зверобой.

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной.

Читайте также:  Прилагательное в виде существительного
  1. Вставьте недостающие слова в определение.

Имя прилагательное _____ речи, отвечает на вопросы ____? каков? какая? _____? какое? _____? какие? ______? В начальной форме обозначает ________ предмета. Бывают по форме ____________ – красивый, и краткие – красив. Имена прилагательные делают нашу ____________ более выразительной, яркой и точной. Изменяются по ________, числам и _____________.

Проверьте себя по эталону:

Имя прилагательное часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные – красивый, и краткие – красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.

Источник

Урок русского языка в 4 классе по ФГОС «Морфологический разбор имени прилагательного» (Школа 2100)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок русского языкав 4 классе по ФГОС «Морфологтческий разбор имени прилагательного».

Скачать:

Вложение Размер
Морфологтческий разбор прилагательного (урок) 49.5 КБ
презентация 133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе.

Составила учитель начальных классов: Ермолаева Ольга Валерьевна.

Тема урока : Морфологический разбор имени прилагательного.

Тип урока: Урок повторения, углубления и обобщения изученного.

Цель: развивать умение анализировать предложение, устанавливать взаимосвязь существительного и прилагательного, называть грамматические признаки имён прилагательных (производить морфологический разбор), создать условия для формирования УУД.

Личностные: формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, к процессу познания, формирование желания больше узнать об имени прилагательном.

Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности; правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов;

Коммуникативные: формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Воспитывать стремление овладевать навыками совместной работы в группе, коллективе;

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Формирование УУД,ТОУУ(технология оценивания учебных успехов

Долгожданный дан звонок!

Личностные :выражать свои эмоции

  1. Языковая разминка

(письмо по памяти).

Лежат на качелях
Два жёлтых листка,
И ветер качели
Качает слегка.(слайд 2)

1. – Прочитайте четверостишие про себя.

— Сколько здесь предложений?

— Почему в этом предложении стоит запятая?

— Прочитайте первое простое предложение. Второе.

— Назовите орфограммы в каждом слове, объясните их.

2. Орфографическое чтение хором.

3. Повторение с закрытыми глазами.

4. Запись по памяти.

-Устно дайте характеристику предложения, составьте схему предложения.

извлекать информацию из схем, четверостишия

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

  1. Актуализация

-Какие части речи вы знаете?(сущ, прил, глагол, местоимение, наречие, предлоги, союзы, частицы). Обозначьте все вам известные части речи в этом четверостишье.

-Угадайте, какая часть речи так о себе может сказать?

С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный,гладкий.
Чай какой? Горячий,сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я. (прилагательное).

Что вы можете сказать про эту часть речи?(слушаются ответы детей)

1.Обобщать и классифицировать части речи по признакам.

2. Ориентироваться на слух.

3. Находить ответы на вопросы учителя .

4. Развиваем умение высказывать своё предположение

  1. Формулировани е

Слова-помощники:——, нач.форма,——, постоянные и непостоянные признаки,роль в предложении(слайд 3)

(повторить знания о прилагательном, научиться выполнять правильно разбор этой части речи)

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

1. Прогнозировать предстоящую работу

  1. Развитие учебных и языковых умений .

-Давайте вспомним алгоритм разбора имени существительного как части речи. Для этого мы разделимся на группы. Задание: из предложения выписать существительное с предлогом и выполнить разбор этой части речи. И посмотрим, какая группа правильнее справится с этим заданием.

В зимнем лесу так громко трещат сороки.(работа в группах, сравнение с эталоном)

Проверка: В лесу( в чём?)- нач.ф. (что ?) лес –сущ;неодуш; м.р, 2 скл; ед.ч; П.п; втор.член предложения. (слайд 4)

— Какое прилагательное относится к существительному в лесу? (зимнем).

-Тогда какими будут ваши предположения о разборе имени прилагательного как части речи.(эта часть речи имеет те же признаки разбора, что и у сущ.) (слайд5)

4. род, число, падеж

5. Член предложения.

(обращается внимание уч-ся, что у прилагательного отсутствует одуш. или неодуш; склонение)

Разбор у доски прилагательного( в зимнем)(лесу)

Порядок разбора: В зимнем (лесу)- (в каком?), н.ф.- (какой?) зимний, прил;м.р;ед.ч;П.п; втор. член предложения

Работа в учебником.упр.208(ученики читают задание, выполняют разбор у доски).

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1.Обобщать и классифицировать существительные и прилагательные по признакам, делать предположения и выводы.

1.Умение работать в группе.

-О какой части речи мы говорили сегодня на уроке?

-Давайте сейчас проверим ваши знания об этой части речи (слайд6)

1. Выбери правильный ответ:

Имя прилагательное – часть речи, которая:

а) обозначает предмет;

б) обозначает признак предмета;

в) обозначает действие или состояние предмета.

2. Указать имена прилагательные:

а) зимовать б) зимний в) зимовка

3. У прилагательного нет следующего признака:

а) времени;б) числа;в) рода.

4. Указать имена прилагательные с окончанием -ая:

б) осенн__ (грязь);

в) лёгк..__ (задача).

5. Имена прилагательные во множественном числе не изменяются по:

а) падежам;б) родам;в) временам.

1.Обобщать и делать выводы с опорой на полученные знания и на основе анализа объектов.

1.Проверять правильность выполненного задания на основе сравнения с эталоном

1.Выражать своё мнение

— Было ли трудно вам на уроке?

-Что нового вы узнали о прилагательном?

1.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2.Высказывать своё мнение, выражать эмоции.

Источник