Меню

Урок по теме обобщение по прилагательному



Обобщающий урок по теме: «Имя прилагательное. Обобщение» 6 класс. Конспект и презентация
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Обобщающий урок по имени прилагательному в шестом классе.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока 19.99 КБ
Презентация 334.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Имя прилагательное»

(Обобщение по теме 6 класс)

Прохорчук Владислав Андреевич, учитель русского языка и

— обобщить полученные знания об имени прилагательном.

— повторить теоретический материал, изученный в 6 классе;

— закрепить основные правила правописания имён прилагательных;

— развивать навык морфологического разбора имён прилагательных;

— способствовать воспитанию интереса к этой части речи.

1. Сообщение темы, цели урока.

2. Прослушайте внимательно отрывок из книги М.В. Ломоносова «Российская грамматика» 1755 г.

«Слово человеческое имеет осмь частей знаменательных:

  1. Имя – для названия вещей; 2) местоимение – для сокращения именований; 3) глагол – для названия деяний; 4) причастие – для сокращения соединения имени и глагола в одно решение; 5) наречие – для краткого изображения обстоятельств; 6) предлог – для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз – для изображения взаимности наших понятий; 8) междометия – для краткого изъявления движений духа.»

А) – Всегда ли в русском языке выделяли 10 частей речи?

Б) – Было ли среди них прилагательное?

Позднее слова, которые обозначают то, какими являются люди, животные, растения, предметы и явления действительности, стали называть как? ( именем прилагательным).

В) – Дайте научное определение имени прилагательного.

Г) – Имя прилагательное прилагается к чему? Почему?

Р, Ч, П. (Прилагаются к существительному, подражая им в роде, числе, падеже)

На солнце тёмный (И.п., м.р., ед.ч.) лес зардел,

В долине пар белеет тонкий (И.п., м.р., ед.ч),

И песню раннюю (В.п., ж.р., ед.ч.) запел

В лазури жаворонок звонкий ( И.п., м.р., ед.ч.).

— Объясните правописание окончаний прилагательных. (устно)

— Определите род, число, падеж. (устно)

4. Имена прилагательные помогают нам сравнивать друг с другом людей, животных, растения, предметы, явления действительности, т.е. они имеют что? ( степени сравнения ).

А) — Какие степени сравнения вы знаете?

Б) — Образуйте сравнительную и превосходную степень от прилагательного. Выделите суффиксы.

1 вариант – высокий 2 вариант — большой

В) – Какие используются суффиксы для образования сравнительной и превосходной степени?

5. Впишите вместо точек прилагательные в сравнительной степени, подчеркните их как член предложения. Выделите суффиксы. От каких прилагательных образована сравнительная степень?

Но скажи как можно ей

Быть во всём меня …? (милей)

Признавайся: всех я…, (краше)

Обойди всё царство наше.

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

6. Прилагательные относятся к одному из трёх разрядов: качественные, относительные, притяжательные.

— По каким признакам их будете определять, заполняя таблицу?

— Что необычного вы заметили в словосочетаниях, какую роль играют существительные при определении разряда прилагательных?

Вывод: В сочетании с разными существительными одно и то же прилагательное может приобретать различные значения.

7. Замените в сочетаниях прилагательное синонимом. (можно устно)

Свежие листья (молодые), свежая рубашка (чистая), свежий хлеб (мягкий).

— Обозначьте главное слово. Почему существительное является главным словом?

(Потому что прилагательное всегда прилагается к существительному).

8. Запишите предложения под диктовку. (Объяснительный диктант). Анализ орфограмм.

1) День догорал, и над землей смыкались неуютные сумерки. Мы стояли на краю неглубокого оврага. В отдалении я заметил невысокую церковь.

2) С необыкновенной быстротой еж бросался на мышонка и немедленно с ним расправлялся. Долго оставался он неподвижным.

— Выполнить морфологический разбор прилагательного и существительного. 1 вариант – неглубокого/ землёй. 2 вариант – неподвижным/быстротой.

9. Объяснительный диктант (закрепление пройденных орфограмм).

Ежовый; лицевой; сельский; масляное пятно; песчаный берег; деревянный стол; узкий; целинный; нелепый случай; неудачный ответ; не добрый, а злой; журнально–газетный; северо-западный; ярко-красный; трёхметровый; невесёлые глаза; неширокая и неглубокая речонка; далеко не устойчивая погода; вовсе не молодой; не трудная, а лёгкая задача.

10. Итог: Что мы сегодня вспомнили? Для чего нам пригодятся данные знаний?

Д\з: подготовиться к контрольной работе. Выписать все словарные слова, изученные в теме «Имя прилагательное».

Творческое задание по желанию на доп. отметку: нарисуйте, каким вы представляете имя прилагательное. Например, существительное – это старичок в колпачке, наречие – мальчик прыгает и т.п.

Источник

Урок русского языка по теме «Обобщение по теме «имя прилагательное»

Тема урока: « Обобщение по теме «Имя прилагательное»

Цель: Обобщить изученное по теме «Имя прилагательное»;

Личностные:

— формировать положительное отношение и интерес к изучению природы;

— развивать способность к самоконтролю;

-развивать навыки сотрудничества

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

— постановка учебной задачи;

-уметь прогнозировать, формулировать гипотезы;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-определять степень успешности выполнения своей работы

Познавательные УУД:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— анализ объектов с целью выделения их признаков.

Коммуникативные УУД:

-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками

— слушать и понимать речь других;

-оформлять свои мысли в устной форме.

I. Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу и поприветствуйте улыбкой наших гостей.

-Посмотрите на доску и скажите верно составлен план урока?

2)Самоопределение к деятельности

4)Работа по теме

Число, классная работа

II.Актуализация знаний

Обобщение: Кто справился на 5? На 4? А кому нужно повторить словарные слова?

III ) Самоопределение к деятельности

-Соберите из словарных слов по первым буквам слово-обобщение

-Какое слово лишнее? Почему? К какой части речи относится?

Значит тема урока Обобщение по теме «Имя прилагательное»

-Какова цель урока?

ОБОБЩИТЬ знания об имени прилагательном ( на доске прикрепляется)

IV ) Работа по теме

-Что вы знаете об имени прилагательном?

(работа в группе) собирают кластер

Обозначает признак предмета отвечает на вопросы: какой?,какая? Какое?,какие?

Изменяется по числам по падежам по родам

Является второстепенным членом

Работа по учебнику: с.47 № 100

-Что вы должны сделать?

Грамматические основы- облако блестит тучка дрожит (работа в паре)

-Назовите все существительные в той форме ,в которой они употреблены(-в лазури, облако, в тучах, тучка)

-Почему это сущ-ные? По каким признакам определили? Обозначают предметы, явление природы и отвечают на вопросы имени сущ-ного

-Выберите все прилагательные с именами сущ-ными, к которым они относятся (розовое облако, в серых тучах, желтая тучка )

-Почему это прилагательные? (отвечают на вопрос какое?.в каких? Какая? И обозначают признаки предметов)

— И последнее задание Выполняют самостоятельно

Проверка (на доске карточки) розовое облако, в серых тучах, желтая тучка

-Кто не допустил ошибок?

-Продолжаем работу -Какое ещё задание нужно сделать?

-Выполняют самостоятельно (взаимопроверка на слайде)

-Кто доволен своей работой?

— Кому нужно повторить морфологический разбор?

— Работаем с 1 словом образуем однокоренные имена прилагательные ж.р.,ср.р.,м.р, на доске карточки (приветливый, приветливая, приветливый)

Подберите имена существительные

— А теперь вы работаете по вариантам:

1 в – 2-3 слово 2 в- 4-5 слово

Проверка фронтальная (все оценивают)

— Какой признак повторили? (имена прилагательные в ед.ч., изменяются по родам)

— Какова тема урока? –Достиг ли урок поставленной цели? –Что получилось на уроке? –Какое задание вызвало затруднение? – Над чем нужно поработать?

VII ) Д/з с.47 № 102

VIII ) Рефлексия (притча)

А теперь оцените свою деятельность на уроке:

-Кто работал так,как первый человек- поднимите красный кружок

-Кто работал,добросовестно- синий кружок

-Кто принимал участие в строительстве храма Знаний на уроке –зеленый кружок

Источник

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». 6-й класс

Класс: 6

Цели урока:

  • Образовательные:
    • закрепить и обобщить знания учащихся по теме;
  • Развивающие: продолжить работу по развитию:
    • творческой, речевой и мыслительной активности;
    • слуховой и зрительной памяти;
    • умения сотрудничества при выполнении творческих заданий.
  • Воспитательные:
    • воспитывать уважение к предмету на основе языковых впечатлений;
    • формировать гуманное отношение к окружающим (умение слушать товарищей, быть дисциплинированным), положительную мотивацию к учебному труду

Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.

Вид урока: урок-путешествие.

Технология урока: на игровой основе.

Оборудование: карта города Имя Прилагательное, карточки, кружки (красные, синие, зеленые), рисунок Имени Прилагательного.

– Я – слово замечательное, –
Сказало Прилагательное.
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет –
Об этом знает целый свет.

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1) Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы заканчиваем наше путешествие по городу Имя Прилагательное. 21 день мы гуляли по его улицам, переулкам и площадям. Сегодня мы подведём итог нашего путешествия и поговорим о достопримечательностях Имени Прилагательного. А чтобы ничего не забыть, мы будем пользоваться картой города (карта висит на доске).
Ваши ответы я буду оценивать. За правильный ответ вы получите красный кружок, за неточный ответ – синий, за неправильный ответ – зелёный. В конце урока мы узнаем, кто из вас был самым внимательным путешественником. А теперь мне хочется узнать, с чем вы, ребята, можете сравнить наш город?

Первый ученик. По-моему, он похож на огромную картину, вышитую не только разноцветными нитками, но и наполненную разнообразными интересными качествами и свойствами. Это очень важный, крупный город в государстве Морфология. Достаточно сказать, что по количеству жителей (употребляемых слов) он занимает третье место (после Существительных и Глаголов).

Второй ученик. А я представляю его совсем иным. По-моему, это огромная поляна, на которой можно найти всё – от цвета, запаха, вкуса до разнообразных веществ: деревянных, каменных, серебряных. От характера человека (волевого, сильного, доброго) до явлений окружающей действительности (солнечного света, тёмной ночи, грозового ветра). И на этой поляне чудесных свойств и качеств растёт то самое дерево познаний с листочками – именами всех предметов. Ведь Прилагательному никак не прожить без друга – Существительного, иначе кому оно будет служить?

Учитель. Молодцы, мне понравился и ковёр, и поляна. Остаётся только добавить, что живут они оба в государстве Морфология, работают в соседнем Синтаксисе.

2) И вот первое задание. Перед вами портрет Прилагательного, давайте вспомним его биографию. Какие морфологические признаки вам известны? Почему у него такое странное название? К чему оно прилагается? (работа с рисунком прилагательного) Теперь, когда мы вспомнили биографию, нам будет легко выполнить любое задание.

Продолжить ряды прилагательных.

Цвет: белый,…
Вкус: сладкий,…
Температура: холодный,…
Качество характера: добрый,…

Учитель. Ребята, послушайте стихотворение, найдите прилагательные. Во что они превратились? О чём идём речь?

Чёрное тихонько дремало на полу.
Серое тихонько пряталось в углу.
Чёрное легонько лапой шевельнуло.
Серое проворно хвостиком вильнуло.

3) Учитель. После разминки пора отправляться в путешествие. Посмотрите, что это за указатель на дороге? (карта города висит на доске)
а) Рассказать по схеме правило о степени сравнения имён прилагательных.

б) От данных прилагательных образовать простую форму сравнительной степени:

Добрый – …, теплый – …, тугой – …, короткий – …, смелый – …

Образовать простую форму превосходной степени:

Умный – …, низкий – …, сильный – …, богатый – …, чистый – …

(два ученика работают у доски)

в) Исправить ошибки в образовании степени сравнения имен прилагательных (слова написаны на карточках)

Дешевше, здоровше, красивше, слаже, громчее, мягчее.

(Проверить работу учеников, раздать кружки)

4) Учитель. Мы продолжаем наше путешествие. Посмотрите, какая перед нами раскрылась большая поляна свойств и качеств. Все прилагательные, живущие там, объединены в три группы. В науке они называются разряды. Вы не знаете, о чем я говорю? (Учащиеся рассказывают правило). Я хочу сделать маленький вывод: качественные от относительных отличаются только тем, что они могут друг перед другом хвастаться и меряться силами, а притяжательные нетрудно узнать по их принадлежности кому-либо. Для них специально существуют вопросы чей? чья? чьё?

а) Определить разряды прилагательных (работа в тетрадях).

Сильный, простой, березовый, заячий, белый, тихий, папин, высокий, деревянный.

б) Заменить существительные притяжательными прилагательными (работа в тетрадях).

Уши волка и зайца – …
Лапы лисы и собаки – …
Хвост павлина и вороны – …
Глаза папы и мамы – …

(Учитель проверяет и раздает кружки).

5) Учитель. Часто прилагательные встречаются в загадках. Ведь они не называют предмет, упоминают только его свойства. Поэтому сейчас – Загадочная пауза.

) Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик (Иголка).
б) Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет (Карандаш).
в) Тонкий, высокий упал в осоку, сам не вышел, а детей вывел (Дождь и грибы).
г) Сама длинная, нос длинный, а ручки маленькие (Коса).
д) Земля беленькая, а птички на ней черненькие (Книга).
е) Шли двое, остановились возле забора, за которым виднелись какие-то кусты. Один другого спрашивает:
– Это черная?
– Нет, это красная.
– А почему она белая?
– Потому что еще зеленая (Смородина)

– Назовите прилагательные, которые встретились вам в загадках.

6) Учитель. Наше путешествие продолжается и на дороге возник дворец суффиксов. Послушайте, какое стихотворение они рассказывают (ученик читает стихотворение).

Хоть мы умны не по годам, не все нам ясно и понятно.
А сколько Н писать в АН, ЯН? – нас мучит всех невероятно.
Как ни верти, как ни мудри, но с этим суффиксом при встрече,
Сперва внимательно смотри, какая встретилась часть речи.
Для прилагательных давно записано в ученых книжках:
Когда АН, ЯН, то Н одно и больше никаких излишков.
Румяный Дед Мороз взмахнет серебряною рукавицей.
Здесь Н одно лишь подойдет, а два тут вовсе не годится.
А где два Н? Простой ответ: в окне с поверхностью стеклянной,
Где оловянный шпингалет и подоконник деревянный.
Туман одно имеет Н, но если город стал туманный,
В основе Н и суффикс Н, и получается два Н,
Запомни этот случай странный.

Учитель. Ребята, обратите внимание на то, что в стихотворении рассказано не все правило, а только часть. Кто из вас хочет дополнить? (ученики рассказывают правило написания Н и НН в суффиксах прилагательных)

а) Образовать от существительных прилагательные.

Серебро – …, дерево – …, клюква – …, лебедь – …, стекло – …, тыква – …, лед – …, туман – …, утро – …, цена – …

б) Вставить в слова пропущенные буквы.

Песч…ый, глин…ый, весе…ий, мыши…ый, олов…ый, сезон…ый, картин…ая, звер…ый.

(Ученики работают в тетрадях. Задания проверить, дать кружки)

7) Учитель. Вы, наверно, устали путешествовать, проголодались, давайте зайдем в харчевню и пообедаем. Сколько разнообразных блюд нам предлагается! Только я никак не пойму, к каким национальным кухням они относятся? Ребята, вы мне не поможете?

(На карточках даны прилагательные, нужно вставить суффиксы).

Киргиз..ая, француз…ая, русс..ая. немец…ая, грузин…ая, китай..ая.
Каким правилом вы, ребята, пользовались? (Разать кружки)

8) Учитель. Наше путешествие продолжается, и я вижу на лесной поляне лису и ежа. Они о чем-то разговаривают. Послушем их беседу (ученики инсценируют сказку)

– Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.
– А что, Лиса, я с колючками некрасивый?
– Да не то чтобы некрасивый…
– Или я с колючками неуклюжий?
– Да не то чтобы неуклюжий…
– Так какой же я с колючками-то?
– Да какой-то ты, брат, несъедобный.

– Назовите прилагательные. Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать эти прилагательные? (Ученики рассказывают правило, учитель раздает кружки)

Учитель. Установить, где прилагательные употреблены в прямом значении, а где в переносном.

Теплая одежда – теплая встреча
Пустой карман – пустой разговор
Ледяная глыба – ледяное сердце.

III. Итог урока

Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие по городу Имя Прилагательное. Сегодня мы вспомнили много достопримечательностей этого города. Давайте узнаем, кто из вас самый внимательный путешественник (ученики подсчитывают количество красных, синих и зеленых кружков). Всем спасибо за урок!

IV. Домашнее задание. Подготовиться к контрольному тестированию.

Источник

Читайте также:  Урок в 4 классе правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных