Меню

Урок по теме склонение притяжательных прилагательных



Конспект урока по теме «Притяжательные прилагательные»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Конспект урока для 6 класса по русскому языку разработан к учебнику под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой.

Скачать:

Вложение Размер
конспект урока 19.08 КБ

Предварительный просмотр:

— закрепить термин «притяжательные прилагательные» и особенности склонения данного разряда;

— разъяснить учащимся условия перехода притяжательных прилагательных в качественные.

— научить находить притяжательные прилагательные в тексте;

— совершенствовать навык составления предложений с притяжательными прилагательными;

— показать правила морфемного разбора притяжательных прилагательных;

— закрепить навык различать омонимичные качественные, относительные и притяжательные прилагательные, составлять с ними предложения; употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод урока: частично-поисковый.

II Повторение изученного:

Задание: 1. Определите разряд прилагательных.

Красивый (К), сегодняшний (О), змеиное, горячий (К), городской (О), охотничий, точильный (О), сладкая (К), бабушкин, золотое (О), белый (К), лисий.

III Изучение нового материала:

Задание: 1. Сравните имена прилагательные Красивый , бабушкин, городской

Сделайте вывод по прилагательному бабушкин :

  1. Отвечает на вопрос: ЧЕЙ?
  2. Не имеет степеней сравнения.
  3. Не имеет краткой формы.
  4. Не сочетается с наречием очень.
  5. Не имеет антонимов.
  6. Нельзя образовать с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов однокоренные слова.
  7. Не образуют сложные прилагательные.
  8. Работа с грамматическими синонимами.

— Замените словосочетания с притяжательными прилагательными синонимичными словосочетаниями.

Уши волка – волчьи уши

Домик охотника – охотничий домик

Хвост павлина – павлиний хвост

Глаза папы – папины глаза

NB! 1. Если притяжательное прилагательное образовано от одушевленного имени собственного, оно пишется с прописной (заглавной) буквы:

Ольга – Ольг ин а (сумка); Дима – Дим ин (портфель).

2. Если притяжательное прилагательное образовано от неодушевленного имени собственного, оно пишется со строчной буквы:

Сравните: отцовский дом (дом отца) – отцовские чувства (как и у отца, тёплые). Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных: заячий хвост (хвост зайца) – заячий тулуп (тулуп из зайца).

IV Закрепление изученного

1. Задание: «Преобразуй словосочетания».

Молоко козы – козье молоко

берлога медведя – медвежья берлога

глаза коровы – коровьи глаза

зубы щуки – щучьи зубы

след кабана – кабаний след

песня лебедя – лебединая песня

ружьё охотника – охотничье ружьё

гнездо воробья – воробьиное гнездо

2. «Распределительный диктант.

Задание: Все прилагательные распределите в три столбика на доске.

Лисья хитрость, лисья нора, лисья шуба, птичье мясо, птичье лицо, птичье гнездо, волчьи зубы, волчий нрав, волчья шапка, медвежья шуба, медвежья лапа, медвежья походка, заячье сердце, заячья лапка, заячья шкурка.

Качественные Относительные Притяжательные

лисья хитрость лисья шуба лисья нора

птичье лицо птичье мясо птичье гнездо

волчий нрав волчья шапка волчьи зубы

медвежья походка медвежья шуба медвежья лапа

заячье сердце заячья шкурка заячья лапка

3.Задание: выпишите только те словосочетания, в состав которых входят притяжательные имена прилагательные; суффиксы прилагательных выделите:

(1) Мыши…ый хвост; (2) глиня…ый кувшин; (3) петуши…ый крик; (4) авиацио…ый билет; (5) багря…ый закат; (6) тигри…ый рык; (7) оловя…ый солдатик; (8) поросячий визг; (9) льви…ая грива; (10) змеи…ое жало, (11) мужестве…ый воин; (12) гуси…ый клюв; (13) миллио…ый заработок; (14) ястреби…ые когти; (15) маши…ый след.

4.Задание: у прилагательных определите разряд; выделите суффиксы и окончания:

(1) Сердечная болезнь – сердечный друг; (2) медвежья лапа – медвежья шуба – медвежья услуга; (3) лисий воротник – лисья нора – лисий хвост – лисья улыбка; (4) орлиное гнездо – орлиный взгляд – орлиные перья; (5) золотая свадьба – золотая цепочка – золотые руки – золотая осень; (6) стальной трос – стальная хватка.

5.Задание: упр. 349

6.Задание: Найдите лишнее словосочетание и объясните выбор.

  1. Красивая девочка, старый дедушка, сильный соперник, орлиный клюв

орлиный клюв — притяжательное;

  1. Сестрин платок, беличий хвост, мамин плащ, строгий директор

строгий директор — качественное;

  1. Гусиное перо, волчий хвост, заячьи уши, лисья шапка

лисья шапка – относительное, т.е. шапка из лисы;

  1. Оловянный солдатик, собачья будка, деревянный дом, стеклянная ваза.

собачья будка – притяжательное.

V Итог урока. Рефлексия.

Чем интересен был урок?

Чем особенно запомнился?

Какую орфографическую задачу решили?

Мне сегодня понравилось, как работал(а) на уроке …..

Теперь я знаю , что ……

Особенно интересно было….

Я сегодня уйду с урока с … настроением

VI. Домашнее задание: §60; упражнение № 350

Источник

Урок-путешествие по теме «Притяжательные прилагательные»

    познакомить учащихся с притяжательными прилагательными, их образованием и правописанием;
  1. развивать навыки правильного написания имён прилагательных;
  2. уметь применять прилагательные в речи;
  3. воспитывать внимание, любовь к родному языку, слову, положительные качества

Оборудование: маршрутные листы (Приложение 1), опорная таблица “Имя прилагательное”, карта путешествия по городу “Прилагатинску” (Приложение 2).

1. Организационный момент.

2. Слово учителя. Сообщение целей урока.

Мы находимся в большом городе Прилагатинске, по которому совершим сегодня на электропоезде путешествие до станции “Разрядная”, где познакомимся с притяжательными прилагательными, узнаем, как они образуются, и обратим внимание на их правописание. Прежде чем мы доберёмся до данной станции, сделаем несколько небольших остановок.

Для того чтобы отправиться в путь, нам нужен посадочный билет. Нам повезло: мы живём в железнодорожном посёлке, и начальник станции любезно согласился на наше путешествие по железной дороге без каких-либо материальных затрат, от нас требуются только знания.

Итак, первое задание: что такое имя прилагательное?

Молодцы! Посадочный билет у нас на руках, у каждого из вас есть маршрутная карта. Мы отправляемся в путешествие. (Приложение 2)

Внимание! Станция “Поэтическая”.

На этой станции нам предлагают выполнить следующие задания: давайте обратимся к маршрутным листам. (Приложение 1)

  1. Прочитайте выразительно получившееся стихотворение.
  2. Правильно ли вставлены пропущенные прилагательные?
  3. Назовите автора.
  4. Чем объединены эти стихотворения? (Описание зимней природы.)
  5. Какую роль играют прилагательные в тексте?

Осторожно! Двери закрываются, следующая станция “Орфографическая”.

Внимание! Станция “Орфографическая”.

Давайте вспомним, что мы знаем о правописании прилагательных. Обратимся к маршрутным листам. (Приложение 1)

Читаем задание № 1, вспоминаем правило: в окончаниях прилагательных после шипящих под ударением – о, без ударения – е. (Проверка по цепочке.)

Выполняем задание № 2. Правило: в кратких прилагательных с основой на шипящую ь не пишется. (Проверка по цепочке.)

Молодцы! Мы отправляемся на станцию “Разрядная”.

Внимание! Станция “Разрядная”.

Нам пора выходить. Встали все. Чтобы выйти в город, нам нужно подняться по лестнице (эскалатора в городе Прилагатинске нет). Имитируем подъём по лестнице. Хорошо. Вот мы и в гостях у Трёх Разрядов. Поприветствуем их: улыбнёмся, помашем рукой. Садитесь.

Вы видите три домика. По значению и форме прилагательные делятся на три разряда. С двумя разрядами вы уже знакомы.

Определите, в каких домиках живут изученные разряды прилагательных. Нужно рассказать (связно) о качественных и относительных прилагательных.

Обращаемся к маршрутным листам. (Приложение 1)

Кодовый диктант. Диктуются словосочетания, учащиеся определяют разряд прилагательного и в маршрутном листе над нужной цифрой записывают условное буквенное обозначение.

  1. добрый человек
  2. интересный рассказ
  3. декабрьское утро
  4. индийский чай
  5. увлекательная работа
  6. морская вода
  7. красивые цветы
  8. глубокое озеро
  9. смешной мальчишка

Проверка производится по ключу.

В третьем домике живут Притяжательные прилагательные.

Лингвистическая сказка «Образование притяжательный прилагательных» (инсценировка)
Однажды к Синтаксису пришли словосочетания «пиджак отца», «платок бабушки», «хвост лисы». Вперед выступило слово «пиджак»:
– Уважаемый король! По вашему приказу мы стали объединяться в словосочетания. Но имена существительные, которые получили роль зависимых, не хотят подчиняться.
– Но ведь мы не прилагательные, род, число и падеж которых зависит от того слова, рядом с которым они стоят, – вмешалось слово «отец». – Помогите нам, замените нас прилагательными.
Задумался Синтаксис. Отменять свой приказ ему не хотелось, а не уступи он подчиненным, может начаться бунт. Позвал он Морфологию.
– Я не возражаю против новой группы имен прилагательных, – сказала она. – Но есть ли у короля Словообразование нужные нам суффиксы?
Пригласили короля Словообразование. А тот, толком не разобравшись, взял с собой только два суффикса – -ов и -ин – да несколько окончаний. Присоединили ов к основе слова «отца» – получилось прилагательное «отцов». Присоединили суффикс -ин к основе слова «бабушки» – получилось «бабушкин». А как же быть с существительным «лисы»? И рискнул тогда король Словообразование вместо суффикса подставить окончание -ий – «лисий». А чтобы притяжательные прилагательные, образованные таким способом, не догадались о его незадачливости, повелел король считать -ий суффиксом. Так возникла новая группа имён прилагательных.

Давайте подберём однокоренные слова к слову “притяжательные”:

тянуть
тяга
притянуть
притяжение, т.е. то, что притягивает к чему-то, то, что кому-то принадлежит. Исходя из этого, делаем вывод:

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному. Отвечают на вопросы чей? чьё? чья? чьи?

Обращаемся к маршрутным листам. (Приложение 1)

Выполняем задание № 2.

Проверка:

Задание № 3: просклонять

1-й ряд – щучья пасть
2-й ряд – лисий хвост
3-й ряд – птичье перо

Вывод: во всех формах притяжательных прилагательных с суффиксом -ий (-й) перед окончанием пишется ь, кроме м. р. ед. ч. И. и В. п.

А сейчас игра “Почта”. Приближается Новый год. Все отделения связи переполнены поздравительными открытками, письмами, телеграммами. Пришли поздравления и нашим прилагательным. Да вот незадача: давно почтальоны учились в школе, подзабыли разряды прилагательных и попросили нас помочь им. Поможем? Почтальоном может быть каждый, кто быстрее определит разряд.

Весёлый, звонкий, стеклянный, петушиный, холодный, зимний, здешний, лисий, большой, серебряный.

Внимание! Мы все любим ходить в гости. Любят ходить в гости и прилагательные, но только тогда, когда употребляются в переносном значении.

Обращаемся к маршрутным листам и выполняем задание № 4. (Приложение 1)

Какие из этих словосочетаний мы используем для характеристики положительных качеств человека? (верные ответы подчёркнуты)

Задание № 5: попробуйте дать определение самому себе.

Какими качествами должен обладать настоящий человек?

Добрый
отзывчивый
честный
искренний
верный
заботливый
внимательный

Я хочу, чтобы такими качествами обладали вы все.

Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться. Что нового узнали вы? Какие задания, на ваш взгляд, были интересными?

V. Домашнее задание: § 52, задание на выбор: упр. 298 или написать сочинение-миниатюру “Зимний лес” (использовать прилагательные всех разрядов).

Источник

Конспект урока по теме «Притяжательные прилагательные на -ИЙ»

Знакомство с особенностями притяжательных прилагательных. Смысловые и грамматические отличия притяжательных прилагательных.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе»

Урок русского языка в 6 классе

«Притяжательные прилагательные на -ИЙ»

Цели деятельности учителя: Познакомить обучающихся с притяжательными прилагательными. Указать на смысловые и грамматические отличия притяжательных прилагательных. Вырабатывать правильное написание и употребление в речи притяжательных прилагательных.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели деятельности ученика:

-пользоваться учебником, словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Предметные: Знать определение притяжательных прилагательных; особенности склонения; употребление разделительного Ь в притяжательных прилагательных.

Уметь находить притяжательные прилагательные в тексте; составлять предложения с притяжательными прилагательными; разбирать их по составу; употреблять разделительный Ь и графически обозначать условия его выбора.

Познавательные УУД — самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные — формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные — учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.

Учитель: Запишите число

Отложенная задача: — Какой сегодня праздник? (Крещение Господне)

— Какова история этого праздника? Что вы знаете о нем?

Запишите в тетради с красной строки:

1) Повторим пройденное. Посмотрите отрывок из мультфильма «Лиса и заяц» по народной сказке в пересказе В.И. Даля и выпишите прилагательные, которые вы там услышите, по разрядам (а какие разряды прилагательных вы знаете?)

Если будет сложно определить разряд, записывайте прилагательные на четвертой строчке, под разрядами. Если не знаете, как записать слово, пропустите букву. Чтобы успеть записать все услышанные прилагательные, работайте в паре. (Один делает у доски, закрывшись)

Запись в тетради и на доске:

Внимание, мультфильм («Лиса и заяц», реж. Норштейн, 1973 г., отрезок с 35-й сек. по 2 мин. 20 сек.).

— Проверим, как вы записали. (Отвечают желающие) Сравниваем с записью на доске.

К.: чернолапый, чиста, светла.
О.: ледяная, лубяная, хрустальный.
П.:лискин, зайкину

Какие особенные формы имеют качественные прилагательные? Есть ли в записи такие прилагательные? Назовите их. (Краткие: чиста, ясна)

Что означает прилагательное лубяная? (Толковый словарь)

Прежде чем перейти к новой теме, давайте поработаем над орфограммой.

Слайд 2, 3. «Орфограмма: разделительный Ъ и Ь знаки».

Какую группу слов можем выделить из этих рядов? (Притяжательные прилагательные)

3. Первичное усвоение новых знаний

Определение темы и цели урока.

— Определите тему урока. (Притяжательные прилагательные) Слайд 4.

— Предположите, какой будет цель нашего урока.

(Узнать, как образуются притяжательные прилагательные, как изменяются, научиться правильно писать и употреблять их в речи)

Суффикс –ИЙ в притяжательных прилагательных

— Как вы считаете, данные прилагательные в полной или краткой форме?

Предположим, что ИЙ – окончание, следовательно…

Окончание – это изменяемая часть слова. Давайте проверим, как изменяется это прилагательное.

(Наблюдение над суффиксом на примере слова птичий. Слайд 4, продолжение).

— Какой морфемой, по-вашему, является –ИЙ в этих словах?

— Краткая или полная форма у этого прилагательного?

Работа с учебником

Сверьтесь с учебником (§ 102, стр. 135)

— Совпали ли ваши предположения?

Чем является ИЙ? В каких падежах прилагательные на –ИЙ имеют только краткую форму?

3) Разделительный Ь в притяжательных прилагательных типа ЛИСИЙ

— Мы начали урок с орфограммы «Разделительный Ь и Ъ знаки». Рассмотрите таблицу в «Теории» и сделайте вывод, как пишутся притяжательные прилагательные на –ИЙ.

4. Первичная проверка понимания

Упр.380. Барсук, щука, черепаха – вместе, 1 ученик у доски.

(барсучий жир (мех), щучья пасть, черепаший панцирь, черепашья голова)

2-я половина – самостоятельно. Взаимопроверка в парах.

Работа с текстом.

— Прочитайте текст на экране (Слайд 5.)

На этом графическом знаке фигура лисы изображена римскими цифрами в виде числа 14. Лисья 3 голова – это «десять», левая лапа – цифра «один», лисий 2 хвост – цифра «пять».

-Что описано в этом тексте? (Эмблема сельских игр) (Слайд 5)

Работа со словарем иностранных слов

-ы, ж. 1. Условное изображение какого-н. понятия. Лира — э. поэзии. 2. Знак какого-н. учреждения. Э. спортивного клуба. Чайка — э. Художественною театра. и прил. эмблематический, -ая, -ое (устар.).

Найдите в тексте притяжательные прилагательные. Чем интересны эти прилагательные?

-Произведите разбор слов.

— Запишите официальное название игр. Имейте в виду, что первое слово в названии после цифр пишется с заглавной буквы.

— Определите разряд у прилагательных в названии игр.

XIV Республиканские зимние сельские спортивные игры (все прилагательные относительные)

5. Первичное закрепление.

Прочитайте текст. К какому типу речи вы его отнесете? Почему?

Самостоятельная работа (задание 2- обязательное, задание 3- для тех, кто справится быстро).

5. Проверка самостоятельной работы в парах, сравнение с эталоном (на слайде)

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Упр. 383, задание 4 – написать свободный диктант.

Дайте оценку вашей работе на уроке.

Что нового ты узнал на уроке?

Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились на уроке?

Где ты применишь полученные знания?

В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

— В начале урока мы говорили о Крещении Господнем. Обратите внимание: с точки зрения русского языка: что представляет название этого праздника? (словосочетание сущ. +прит. прилагательное). Сегодня мы только начали говорить об особенностях притяжательных прилагательных. На следующем уроке мы продолжим эту работу и познакомимся с другими способами и особенностями образования притяжательных прилагательных.

Работа в тетради:

К.: чернолапый, чиста, светла.
О.: ледяная, лубяная, хрустальный.
П.:лискин, зайкину

Разъезд, съёжиться, необъятный, подъёмный.

Вьётся, птичьи, хлопья, лисьи , охотничьи, беличье, казачья.

Барсучий жир, щучья пасть, черепаший панцирь, бараньи рога, акульи зубы, олений бег.

XIV Республиканские зимние сельские спортивные игры (относит.)

Круглое, жёлтые, острым, бледных, полны, тихий, высокой, муравьиной, нанайский, широком, полный, узким, охотничьим, якутской, свежий, берёзовый.

Охотничьим — прил., охотничий, притяж., полн., в форме тв.п., ед.ч., м.р., определение.

Просмотр содержимого презентации
«Притяжательные прилагательные»

Притяжательные прилагательные на -ий

Урок в 6 классе

Вставьте пропущенные буквы

  • Раз..езд, с..ёжиться, необ..ятный, под..ёмный.
  • В..ётся, птич..и (гнезда), хлоп..я, лис..я (шубка), охотнич..и (следы), белич..е (дупло), казач..я (лошадь).

Какую группу слов можем выделить из данных рядов?

Притяжательные прилагательные на — ий

  • Птичий, лисий, охотничий, беличий, казачий.
  • Какой морфемой является –ИЙ в этих словах?
  • птичий [птúч̛ иj̛ ]
  • птичьего [птúч̛ j̛ ива]
  • птичьему [птúч̛ j̛ иму]

Сформулируйте тему урока

На этом графическом знаке фигура лисы изображена римскими цифрами в виде числа 14. Лисья 3 голова – это «десять», левая лапа – цифра «один», лисий 2 хвост – цифра «пять».

XIV Республиканские зимние сельские спортивные игры

Эмблема XIV сельских игр

Автор: Денис САЖИН

Проверка самостоятельной работы

Круглое, жёлтые, острым, бледных, полны, тихий, высокой, муравьиной, нанайский, широком, полный, узким, охотничьим, якутской, свежий, берёзовый.

Охотничьим — прил., охотничий, притяж., полн., в форме тв.п., ед.ч., м.р., определение.

  • Упр. 383 (задание 4) – написать свободный диктант.
  • § 102 проработать.

Ответь на вопросы теста.

1. Найди притяжательное прилагательное .

Ответь на вопросы теста .

2. Нулевое окончание выделяется у прилагательного …

Что нового ты узнал на уроке?

Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились на уроке?

Где ты применишь полученные знания?

В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

Источник

Читайте также:  Образование степеней сравнения прилагательных в английском схема