Меню

Урок по теме в 5 классе склонение имен прилагательных



Урок русского языка по теме «Склонение имен прилагательных»

Цели урока:

  • Обучающие: обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе;
  • Развивающие: развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
  • Воспитательные: воспитывать интерес к обучению, любовь и уважение к русскому языку; чувства коллективного сопереживания и сотрудничества, сплочённости, культуру общения и поведения.

Оборудование: индивидуальные карточки к уроку; фразеологические словари, диск «Обучающая программа-тренажер по русскому языку «Фраза»; ноутбук, мультимедийный проектор, доска SMART Board, презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Я рада вновь приветствовать вас!

Прозвенел звонок.
Начался урок.
Тихо мы за парты встали
И друг другу покивали
Всем гостям сказали «Здравствуйте»
Улыбнулись, поклонились…
И на место повернулись. (СЛАЙД 3) [1]

— Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.

2. Введение в тему

— Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы совершим с вами увлекательное путешествие. Чтобы узнать объект путешествия, нужно пройти испытания. Готовы?

— В пути мы будем делать остановки и для этого нам нужно оформить маршрутные листы.
Открыли тетради, записали число, классная работа. (СЛАЙД №4)

(Дети подписывают карточки. Записывают дату в тетради.)

3. Физминутка для глаз и рук (СЛАЙД № 6)

— На улице сегодня снегопад. Разогреем пальчики (движения кистями рук, пальцами).

4. Минутка чистописания (СЛАЙД № 6)

— Вот мы и понаблюдаем за снежинками.

— Что вам напомнили эти снежинки? (Окончания прилагательных.)

— Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имён прилагательных в следующем порядке:

— Запишите эти окончания в тетради.

— Ребята, вспомните зимние словарные слова?

5. Словарная работа (СЛАЙДЫ № 7-11)

Составьте предложение из данных слов, разберите по членам предложения.

6. Сообщение темы и цели урока.

— Назовите лишнее слово в словарных словах. (Морозная). Подберите к нему слова – синонимы.

— Скажите, чему же будет посвящена тема урока? (Имени прилагательному.)

— Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы закрепим знания об имени прилагательном как части речи, вспомним, как определить род прилагательных. И научимся определять склонение и падеж прилагательных.

7. Исследовательская работа при открытии новых знаний.

Первое испытание — «Узнать, о какой части речи идёт речь»

— Что такое прилагательное? (СЛАЙД № 12)

[2]

Второе испытание — «Украшение текста прилагательными»

— Нужно украсить текст прилагательными. Вставить в текст подходящие прилагательные. (СЛАЙД № 13)

[2]

(Сегодня замечательный день. Какое голубое небо, какое спокойное море. Дует освежающий горько-соленый бриз. Впереди таинственный остров. На берегу желтый песок и изумрудная трава. Вдали показалась старинная крепость. Мы садимся в шлюпку и плывем к незнакомому берегу.)

— Ребята, благодаря прилагательным мы оказались на таинственном острове. А как же он называется?

Остров Прилагательное (СЛАЙД № 14)

— Почему два слова повторяются, но записаны по-разному? (СЛАЙД № 15)

(1 слово — название острова с большой буквы, 2 слово – часть речи.)

Третье испытание — «Морфологический разбор прилагательного»

Выполни морфологический разбор слова на таинственном острове (СЛАЙД № 16)

— Мы не можем определить падеж? Ответ находится на острове Прилагательное и нам нужно его найти.

Четвертое испытание «Работа по группам»

— Для этого будем работать ПО ГРУППАМ

Первая группа работает по карточкам

Карточка

Допиши прилагательное, выдели окончание, определи его род.

Подъёмный кран,…пламя, ….сказка,….здание,….музыка, ….картина, ….солнце…., дерево.

Читайте также:  Пруд какой бывает прилагательные

Вторая группа вставляет окончания прилагательных (СЛАЙД № 17)

[2]

Третье группа отгадывает слово, выполняя тесты (заготовка на листах)

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

  1. Что обозначает имя прилагательное?
    а) предмет
    с) признак предмета
    в) действие предмета
  2. на какой вопрос отвечает имя прилагательное?
    Т) кто? что?
    л) что делает? что сделает?
    К) какой какая какие?
  3. Как определить род прилагательного?
    м) по вопросу
    л) по существительному с ним связанному.
  4. какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
    а) ая яя
    о) ое ее
    и) ый ий ой
  5. каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
    т) главным
    н) второстепенным
  6. какое прилагательное является синонимом к слову “ старательный”?
    а) вежливый
    е) аккуратный
    о) хлопотливый
  7. с чем связано прилагательное в предложении?
    н) с существительным
    т) с глаголом
    с) с наречием.
  8. Укажите слово, от которого образовалось прилагательное “водный”.
    А) проводка
    И) вода
    е) уводить
  9. Прилагательное это:
    О) часть слова
    И) член предложения
    е) часть речи.

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ

1 группы — устно

2 группы — на интерактивной доске

3 группы — на ватмане

Какое ключевое слово вы получили? (склонение)

Что такое склонение? (Изменение окончаний по падежам называется склонением.)

Какой цели вы достигли, выполнив эти задания? (Отгадали ключевое слово, повторили все об имени прилагательном.)

8. Работа над новым материалом

а)Приступаем к реализации второй цели нашего урока. А поможет нам в этом фразеологический зверинец. (СЛАЙД № 18)

[4]

б) Найдите прилагательные женского, мужского и среднего рода. Какое лишнее слово и почему? (рыба-это не животное)

в) Предлагаю просклонять прилагательные вместе с существительными

1 ряд просклоняет прилагательное женского рода – хитрая лиса

2 ряд просклоняет прилагательное мужского рода – голодный волк

3 ряд просклоняет прилагательное среднего рода – длинное ухо.

(Представитель от каждого ряда работает на интерактивной доске.) (СЛАЙД № 20)

Источник

Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных. 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
vakutina_okonchaniya_prilag_5_kl_fgos.zip 1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Правописание гласных в падежных окончаниях

имён прилагательных. 5 класс

Вакутина Светлана Витальевна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

МБОУ «ООШ № 39» г. Кемерово

Цель урока: создать условия для повторения и закрепления у обучающихся общего представления об имени прилагательном как части речи

предметные: закрепление знаний о правилах написания падежных окончаний имён прилагательных; закрепление навыка применения алгоритма выбора гласной в окончаниях прилагательных; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи прилагательных; воспитание интереса к изучению предмета;

личностные УУД :, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД : целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1. Организационный момент . Приветствие, записываем в тетради число + классная работа.

2. Орфографическая минутка

Побывать на спектакл. участвовать в экспедиции. работать на стройк. подъехать к насып. добраться до палатк. гулять по алле. выступать на собрании…., пробираться по тропинк. писать в тетрад. писать в тетрадк..

Оцените свою работы по следующим критериям:

4 и более ошибок – «2»

3. Синтаксическая пятиминутка.

— Какая сегодня хорошая погода! У всех весеннее радостное настроение. Прослушайте предложение, запишите его, выполните синтаксический разбор и дайте его характеристику.

Улыбкой яс…ною природа

Сквозь сон встр…чает утро года

Прочитаем про себя, а затем выразительно вслух. Кому принадлежат эти строчки? О каком времени года идёт речь? Как высчитаете, почему А.С. Пушкин называет весну утром года? Найдите ХИС (эпитет –ясная улыбка; олицетворение — природа встречает утро года, встречает сквозь сон; утро года — перифраз).

Запишите прилагательное « ясною» в начальной форме. (ясный)

Запишите два синонима (солнечный погожий)

Запишите два антонима(пасмурный, ненастный)

Весна – одно из удивительнейших времен года. От длительного сна просыпается природа, начинается цветение трав, деревьев; появляются первые новые живые звуки жизни: капель, шепот ручьев, шелест деревьев, пение птиц. Человек тоже как бы вновь просыпается, ощущает радость, полон надежд на новую жизнь. Неслучайно писатели, поэты, художники посвятили весне столько произведений.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года». Одновременно идет показ слайдов картин художников по теме «Весна».

3. Актуализация знаний.

-О какой части речи эта загадка?

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна.

Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую

Соцветьем дивных слов легко определю я!

Что же такое имя прилагательное? Для чего оно нужно в нашей речи?

Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы .

Беседа по прочитанным текстам.

— О чем был первый текст?

— О чем был второй текст? (тоже о весне)

-Можно ли считать эти тексты

-Чем же отличается первый текст от второго?

Учащиеся называют отличия в текстах и делают вывод о том, что различие текстов зависит от наличия в них прилагательных и делают вывод, что с прилагательными текст становится красивее, то есть прилагательные в речи нужны для красоты описания

Да, мир без прилагательных был бы серым и скучным. Окружали бы нас одни серые предметы (показать нераскрашенную, черно-белую картинку.)

Если б все на свете было

Вас бы это рассердило

Или радовало это? (ответы учеников)

Видеть мир привыкли

Белым, желтым, синим, красным…

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным!

(учащиеся закрывают глаза, и появляется другая картинка, точно такая же, но цветная.)

4. Формулирование темы урока.

На доске написаны словосочетания.

На чист..м небе, весен..м утром

– Как вы думаете, почему пропущены буквы в словах? (Здесь можно выбрать разные буквы: е/и , есть орфограмма.)

– Предположите, какой будет тема урока. (Гласные в окончаниях имён прилагательных.)

5. Выявление ключевых слов темы и определение задач урока.

Назовите ключевые слова темы.

(Имя прилагательное, окончание, безударные гласные)

6. Постановка проблемы.

– Как проверить написание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных?

Ученики выдвигают гипотезы .

7. Давайте определим последовательность наших действий (составим алгоритм).

  1. В словосочетании определить главное слово.
  2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному.
  3. Выделить в слове-вопросе.
  4. Написать соответствующее в слове прилагательном.

По небу Под снегом В листву

(как ому ?) (как им ?) (как ую ?)

син ему свеж им зелён ую

звёздн ому пушист ым весенн юю

— Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? ( В роде, числе и падеже).

— Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (По вопросу).

8. Закрепление изученного материала

На свеж..м воздухе, о ранн.. тепле, син.. небом, на могуч… дереве, весенн.. утром, в дремуч… лесу, легк..ми облаками, по лесн.. тропинке, о свеж… травк. солнечн.. зайчика

Оцените свою работы по следующим критериям:

4 и более ошибок – «2»

Определите склонение существительных: 1 склонение – руки вверх, 2 склонение – руки в стороны, 3 склонение – присесть.

Сторона, падеж, сирень, конь, сосна, молодёжь, сахар, мышь, стена, сторож, парта, вихрь, стужа, метель.

Если утверждение верное – хлопаем, если нет – топаем.

Имя прилагательное — самостоятельная часть речи.

Имя прилагательное изменяется по родам, числам, падежам.

Имя прилагательное обозначает действие предмета.

Имя прилагательное – неизменяемая часть речи.

Имя прилагательное обозначает признак предметаи отвечает на вопросы: какой? какая, какое?

10. Работа с текстом в группах

Как х..рошо весен.. утро в лесу! Вот из-за син… полоски далек.. леса вык…тилось красн.. солнце. В лучах утренн… солнца пламенеют вершины могуч… сосен, которые растут у самой реки. Я смотрю на широк… поле за рекой, вижу стройн… ели с пушистыми ветвями в лесу, вдыхаю ар..мат лёгк.. весен… воздуха и слушаю радос..н.. пение птиц.

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Определите тему текста, стиль речи (художеств), и тип речи (повествование с элементами описания). Как можно озаглавить текст? Благодаря каким частям речи картина становится живописнее, образнее, красочнее? Зачитайте эти прилагательные.

Давайте подведём итог урока

— Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного?

Итогом всей темы станет небольшой тест.

Тест для учащихся (печать)

1.Как изменяется имя прилагательное?

а) по родам и падежам

в) по родам, числам, падежам

2.Как определить падеж прилагательных?

а) по окончанию прилагательных

б) по вопросу от существительного к прилагательному

в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное

3. Отметь имя прилагательное с окончанием –ом.

а) на низк… потолке

в) горяч… сердцем

4. Отметь строку, в которой неверно написаны окончания имен прилагательных.

а) Вечерние новости, домашнее задание, ласкового солнца.

б) Летнем утром, в зимним пальто, осеннем днем.

в) Ранней весною, у лесного озера, домашние животные

5. Укажи предложение, в котором выделенное имя прилагательное употребляются в форме ж. р ед. ч. Д.п.

а) Ласточка предложила бедной Дюймовочке лететь в теплые края.

б) Девочка с большой радостью согласилась.

в) Там Дюймовочка поселилась в чашечке крупного цветка.

Лист самооценки. Поставить + или –

Я активно работал на уроке.

Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся.

Я знаю, что такое имя прилагательное.

Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных.

Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний имен прилагательных.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок русского языка «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных в 5 классе» разработан для 5-ых классов при изучении темы «Имя прилагательное» Тип урока — усвоение новой т.

Разработка презентации к уроу русского языка в 5 классе.

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных».

Данный ресурс предназначен для использования на уроке русского языка в 7 классе по теме «Правописание гласных и согласных в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и отглагольных прил.

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Конспект урока и презентация.

Урок русского языка в 5 классеДата проведения: 10 апреляТема урока: «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных» (параграф 102)1. СЛОВАРНАЯ РАБОТА:Записать в тетради или сло.

Источник