Меню

урок правописание прилагательных и существительных закрепление



Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существительных и имен прилагательных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок закрепления и систематизации знаний о правописании окончаний имён существительных и имён прилагательных.

Скачать:

Вложение Размер
zakreplenie_pravil_pravopisaniya_bezudarnykh_okonchaniy_imyon_sushchestvitelnykh_i_imyon_prilagatelnykh.doc 107 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 55 «Лингвист»

Учитель начальных классов Съедина Светлана Вадимовна

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Планета знаний»)

Тема урока: «Закрепление правил правописания безударных окончаний

имён существительных и имен прилагательных».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

  • повторить:
  • признаки имени существительного и имени прилагательного как частей речи;
  • алгоритмы проверки безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных;
  • правила проверки безударных гласных в разных частях слова;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся;
  • воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Оборудование: таблицы: «Падежные окончания имен существительных»,

«Безударные окончания имён прилагательных»;

карточки с заданиями, опорные схемы, ТПО;

алгоритмы проверки безударных окончаний имён

существительных и имён прилагательных

I. Организационный момент.

II. Словарная работа. (Работа по карточкам – задание 1. Приложение 1).

Д. рект. р, г р .дская, п. бедный, б. лотистая, м. тель, н ябрьский, з. мл. ничное, кр. вать,м. рковные

— Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

III. Актуализация знаний учащихся. Работа со словарными словами.

— Как можно эти словарные слова разделить на две группы?

(Имена существительные и имена прилагательные)

— Чем похожи имя существительное и имя прилагательное? (Часть речи, изменяются по числам и падежам, в предложении являются второстепенными членами предложения)

— Чем различаются эти части речи? (Существительное обозначает предмет, прилагательное – признак предмета; существительное и прилагательное отвечают на разные вопросы; прилагательное изменяется по родам; прилагательное не является главным членом предложения)

— Какая орфограмма объединяет все эти слова? (Непроверяемая безударная гласная в корне)

— В какой части слова находится эта орфограмма? (В корне)

— А как мы поступим, если слово с безударной гласной не относится к словарным словам? (Если слово с безударной гласной не относится к словарным словам, значит, его можно проверить)

— Как проверить безударную гласную в слове? (Ударением)

— В каких частях слова может находиться безударная гласная? (В приставке, корне, суффиксе и окончании.)

— Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной? (Повторение изученных правил.)

— О проверке безударных гласных каких частей речи и в какой части слова мы говорили на прошлых уроках? (В окончаниях имён существительных и имён прилагательных)

IV. Формулирование учащимися темы и целей урока.

— Сегодня на уроке мы должны повторить, какие действия нам необходимо выполнить для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных и имён прилагательных.

— Как, на ваш взгляд, должна звучать тема нашего урока?

(« Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существительных и имен прилагательных»)

— Какие цели вы бы поставили к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ. (Ответы учащихся)

V. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных. (Приложение 2)

— И начнём мы нашу работу с повторения алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.

— Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.

  1. Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.
  2. Определить падеж слова с безударным окончанием.
  3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
  4. Для проверки : подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.
  5. Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.
  6. Записать то же окончание в безударную позицию.

На доске опорная схема:

— Какие слова – подсказки вы можете назвать для 1-го склонения? (Земля, рука, лиса и т.д.)

— Для 2-го? (Слон, окно и т.д.)

— Для 3-го? (Степь и т.д.)

VI. Упражнения в правописании окончаний имён существительных.

1 . Комментированное письмо (Карточка — задание 2).

Выполните нужные действия и заполните таблицу, в начальной форме выделяйте окончание. Выбрав букву, вписывайте её в «окошко».

(В ходе заполнения таблицы для комментирования у доски на каждое слово вызывается отдельный ученик)

Источник

Урок по русскому языку по теме «Закрепление правил правописания безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели:

  1. повторить:
    • признаки имени существительного и имени прилагательного как частей речи;
    • алгоритмы проверки безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных;
    • правила проверки безударных гласных в разных частях слова;
  2. развивать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся;
  3. воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Оборудование:

  • таблицы: «Падежные окончания имен существительных», «Безударные окончания имён прилагательных»;
  • карточки с заданиями, опорные схемы, ТПО;
  • алгоритмы проверки безударных окончаний имён
  • существительных и имён прилагательных

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Словарная работа.

(Работа по карточкам – задание 1. Приложение 1)

Взаимопроверка.

Д. рект. р, г р .дская, п. бедный, б. лотистая, м. тель, н ябрьский, з. мл. ничное, кр. вать,м. рковные

Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

III. Актуализация знаний учащихся. Работа со словарными словами.

– Как можно эти словарные слова разделить на две группы? (имена существительные, имена прилагательные)

Чем похожи имя существительное и имя прилагательное? (часть речи, изменяются по числам и падежам, в предложении являются второстепенными членами предложения)

– Чем различаются эти части речи? (Существительное обозначает предмет, прилагательное – признак предмета; существительное и прилагательное отвечают на разные вопросы; прилагательное изменяется по родам; прилагательное не является главным членом предложения)

– Какая орфограмма объединяет все эти слова? (Непроверяемая безударная гласная в корне)

– В какой части слова находится эта орфограмма? (В корне)

– А как мы поступим, если слово с безударной гласной не относится к словарным словам? (Если слово с безударной гласной не относится к словарным словам, значит, его можно проверить)

– Как проверить безударную гласную в слове? (Ударением)

– В каких частях слова может находиться безударная гласная? (В приставке, корне, суффиксе и окончании.)

– Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной? (Повторение изученных правил.)

– О проверке безударных гласных каких частей речи и в какой части слова мы говорили на прошлых уроках? (В окончаниях имён существительных и имён прилагательных)

IV. Формулирование учащимися темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы должны повторить, какие действия нам необходимо выполнить для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных и имён прилагательных.

– Как, на ваш взгляд, должна звучать тема нашего урока? («Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существительных и имен прилагательных»)

– Какие цели вы бы поставили к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ. (Ответы учащихся)

V. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.

(Приложение 2)

И начнём мы нашу работу с повторения алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.

– Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.

  1. Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.
  2. Определить падеж слова с безударным окончанием.
  3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
  4. Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.
  5. Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.
  6. Записать то же окончание в безударную позицию.

На доске опорная схема:

Какие слова-подсказки вы можете назвать для 1-го склонения? (Земля, рука, лиса и т.д.)

– Для 2-го? (Слон, окно и т.д.)

– Для 3-го? (Степь и т.д.)

VI. Упражнения в правописании окончаний имён существительных.

1. Комментированное письмо (Карточка – задание 2).

Выполните нужные действия и заполните таблицу, в начальной форме выделяйте окончание. Выбрав букву, вписывайте её в «окошко».

(В ходе заполнения таблицы для комментирования у доски на каждое слово вызывается отдельный ученик)

Имя сущ. Нач. форма Род Склонение Падеж Пров. слово Окончание
на опушк.
к кроват.
по кроватк.
в огород.
перед мороз.м

– Есть ли слова, стоящие в одном падеже? (Да. Это слова на опушке и в огороде, стоящие в предложном падеже, и слова к кровати и по кроватке, стоящие в дательном падеже.)

– Сравните их окончания: всегда ли они одинаковы? (Нет)

– Чем это можно объяснить? (У слов разные склонения)

2. Работа по таблице «Падежные окончания имен существительных».

Окончания каких падежей следует запомнить у существительных 1-го склонения? 2-го склонения? 3-го?

3. Повторение правила правописания о и е в окончаниях имён существительных в творительном падеже после шипящих и ц. (Приложение 3)

В каком падеже стоит последнее имя существительное? (В творительном)

– О какой особенности правописания окончаний имён существительных в творительном падеже после шипящих и ц мы должны помнить? Приведите примеры.

В именах существительных творительного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. Работа в ТПО: с. 73 упр. 292.

А теперь проверьте себя. Найдите ошибки, которые допустили ученики 4-го класса в написании окончаний имён существительных.

VII. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён прилагательных.

1. Беседа по вопросам.

А что такое имя прилагательное?

– Какие признаки у имён прилагательных мы можем определить? (число, род, падеж)

– Какими являются перечисленные вами признаки? (непостоянными)

– Что можно сказать об изменении имён прилагательных по родам? (только в ед. числе)

– Как определить род, число и падеж имени прилагательного?

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
  2. Определить число, род и падеж существительного.
  3. По роду, числу и падежу существительного определить число, род и падеж прилагательного.

– Прилагательные какого рода склоняются одинаково? (Мужского и среднего рода)

– В каких падежах прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? (Р., Д., Т., П. → какой? → —ой-, -ей-)

Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён прилагательных.

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
  2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.

2. Выборочный диктант. Игра «Заказ».

(Работа по карточкам – задание 3).

А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определённом роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания.

В син_м мор_ , у соседн_й опушк_, по хорош_й дорог_,ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письмен_м столе, ранн_м утр_м, по широк_й улиц_.

Требуется:

  • имя прилагательное среднего рода в творительном падеже (ранним утром);
  • имя прилагательное женского рода в родительном падеже (у соседней опушки);
  • имя прилагательное женского рода в дательном падеже (по широкой улице, по хорошей дороге);
  • имя прилагательное мужского рода в родительном падеже (около упавшего дуба);
  • имя прилагательное среднего рода в предложном падеже (в синем море);
  • имя прилагательное женского рода в творительном падеже (ранней зимой);
  • имя прилагательное мужского рода в предложном падеже (на письменном столе);

VIII. Самостоятельная работа по карточкам (задание 4).

Выполните самостоятельно задание 4. Вставьте пропущенные окончания, над именами существительными укажите склонение и падеж.

(После выполнения работы карточка сдаётся для проверки)

IX. Итог урока.

Какие орфограммы мы сегодня повторяли?

– Как проверить безударное окончание в именах существительных? (Повторение действий по алгоритму)

– Какие слова – подсказки запомнили?

– Как проверить безударное окончание в именах прилагательных?

Домашнее задание: ТПО: с. 73 упр. 292. (выполнить задание, выделить орфограммы).

Источник

Читайте также:  сочинение рассуждение на тему имя существительное это как бы дирижер

Урок правописание прилагательных и существительных закрепление



УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА «Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов (закрепление)»

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Конспекты
Автор: Савина Ольга Валерьевна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 40.11 Kb

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов (закрепление).

Тип урока: обобщение и систематизация ЗУНов.

Данный урок тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на систематизацию полученных знаний

В ходе урока были учтены возможности данного класса.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

закрепить изученные орфограммы по правописанию окончаний существительных, прилагательных и глаголов;

развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, логическое мышление (умение сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы) навыки самоконтроля и взаимопроверки;

развивать умения применять изученные правила на практике,

воспитывать интерес к русскому языку, творческую активность.

В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности учащихся, творческой активности.

В классе 24 ученика: 17 мальчиков и 7 девочек. Учащиеся проявляют интерес к учению. На уроках ребята активны, готовы сами делать открытия, уровень самостоятельности — средний. Все ученики выполняют домашнюю работу.

Структура урока соответствует его целям. На уроке применены современные педагогические технологии: технология проблемного обучения, приемы технологии развития критического мышления, здоровье -сберегающие технологии.

Закрепление проводилось с использованием разных видов и форм работы.

Закрепление материала по теме началось с повторения, проходящего в форме фронтального опроса по выполнению домашнего задания.

Была проведена орфографическая минутка, в процессе которой учащиеся показали умение разбирать по составу глаголы прошедшего времени.

С целью оценки умения правильно писать окончания имён прилагательных, существительных и глаголов была проведена самостоятельная работа.

Учитывая индивидуальные особенности учащихся, были предложены разноплановые задания.

Была проведена рефлексия.

1 этап: Организационный момент. Мотивация деятельности учащихся. Его цель — создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся.

2 этап: Актуализация знаний. Цели этого этапа — отработка полученных умений и навыков, развивать интерес к предмету, творческую активность. На этом этапе использовала прием постановки проблемных вопросов. Использовала фронтальные формы работы, словесные – беседа.

Использовались групповые формы работы, работа в парах.

На 3 этапе применяла здоровьесберегающие технологии. Проведены физкультминутки разных видов: для глаз, осанки, улучшения работоспособности, с движением.

На 4 этапе использовала метод самостоятельной работы.

5 этап: рефлексия. Цель этапа – подведение итогов работы.

На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха.

1)Разбор домашнего задания (выборочно). Поощрение успевающих, ободрение отстающих. Взаимопроверка тетрадей

На доске: набежало, прилетела, позвонил, переварил, откусила, причалила, списал, подрисовал.

-Найти орфограммы в словах.

-Что общего в этих словах? (глаголы прошедшего времени)

-Как вы определили? (суффикс –л-, вопросы.)

-Списать, разобрать глаголы по составу. (Проверка.)

на весеннем солнце, у проезжей дороги, об известной встрече, о давнем споре, на соседней ветке, зимняя сказка, в субботние вечера, на поздней дороге, на душистой сирени, сквозь дремучую тайгу.

-Поставьте ударения в словах, выделите окончания прилагательных и существительных. Определить падеж имён существительных и прилагательных. (Фронтальная проверка с объяснением).

Читайте также:  мягкий знак на конце существительных после шипящих без мягкого знака

-Что можно сказать об окончании прилагательных и существительных? (безударные окончания)

-Какую орфограмму мы будем повторять? (безударные падежные окончания имён существительных и прилагательных).

— Как проверить безударное окончание имён существительных?

(Определить падеж, склонение, вспомнить окончание существительного этого же склонения в нужном падеже)

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного? (Найти существительное, к которому относится прилагательное, определить род и падеж; вспомнить окончание прилагательного в этом падеже; сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает).

Самоопределение к деятельности.

(На доске) – Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенную букву в окончания глаголов: гон…т, сине…т, леч…т, пролива…т, перебира…м, слыш…м, чу…м, усво…м, провожа…те, держ…те, желте…те, посол…те, мечта…шь, мысл…шь.

-Как определить безударное личное окончание глагола? (нужно определить время, лицо, число глагола; назвать неопределённую форму этого глагола и по гласной букве перед окончанием –ть определить спряжение; вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе).

-Укажите спряжение глаголов. (Взаимопроверка.)

-Сформулируйте задачи урока. (упражняться в правописании окончаний имён существительных, имён прилагательных, глаголов)

Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке называют существительные с безударным окончанием, называют их склонение и падеж, а у глаголов называют спряжение и лицо).

-Определите время глаголов. Какие окончания имеют глаголы настоящего времени?

-Выполните задания. (Взаимопроверка, взаимооценка).

-Найдите в тексте имена прилагательные. Укажите их падеж, выделите окончание. (Взаимопроверка).

-Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока.

-Что мы закрепляли сегодня на уроке?

-Кто сегодня справился со всеми заданиями?

-Кому было трудно?

-Какое задание было самым интересным?

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 12 Скачиваний: 3

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Источник

Урок по русскому языку по теме «Закрепление правил правописания безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели:

  1. повторить:
    • признаки имени существительного и имени прилагательного как частей речи;
    • алгоритмы проверки безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных;
    • правила проверки безударных гласных в разных частях слова;
  2. развивать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся;
  3. воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Оборудование:

  • таблицы: «Падежные окончания имен существительных», «Безударные окончания имён прилагательных»;
  • карточки с заданиями, опорные схемы, ТПО;
  • алгоритмы проверки безударных окончаний имён
  • существительных и имён прилагательных

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Словарная работа.

(Работа по карточкам – задание 1. Приложение 1)

Взаимопроверка.

Д. рект. р, г р .дская, п. бедный, б. лотистая, м. тель, н ябрьский, з. мл. ничное, кр. вать,м. рковные

Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

III. Актуализация знаний учащихся. Работа со словарными словами.

– Как можно эти словарные слова разделить на две группы? (имена существительные, имена прилагательные)

Чем похожи имя существительное и имя прилагательное? (часть речи, изменяются по числам и падежам, в предложении являются второстепенными членами предложения)

Читайте также:  сочинение рассуждение на тему имя существительное это как бы дирижер

– Чем различаются эти части речи? (Существительное обозначает предмет, прилагательное – признак предмета; существительное и прилагательное отвечают на разные вопросы; прилагательное изменяется по родам; прилагательное не является главным членом предложения)

– Какая орфограмма объединяет все эти слова? (Непроверяемая безударная гласная в корне)

– В какой части слова находится эта орфограмма? (В корне)

– А как мы поступим, если слово с безударной гласной не относится к словарным словам? (Если слово с безударной гласной не относится к словарным словам, значит, его можно проверить)

– Как проверить безударную гласную в слове? (Ударением)

– В каких частях слова может находиться безударная гласная? (В приставке, корне, суффиксе и окончании.)

– Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной? (Повторение изученных правил.)

– О проверке безударных гласных каких частей речи и в какой части слова мы говорили на прошлых уроках? (В окончаниях имён существительных и имён прилагательных)

IV. Формулирование учащимися темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы должны повторить, какие действия нам необходимо выполнить для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных и имён прилагательных.

– Как, на ваш взгляд, должна звучать тема нашего урока? («Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существительных и имен прилагательных»)

– Какие цели вы бы поставили к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ. (Ответы учащихся)

V. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.

(Приложение 2)

И начнём мы нашу работу с повторения алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.

– Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.

  1. Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.
  2. Определить падеж слова с безударным окончанием.
  3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
  4. Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.
  5. Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.
  6. Записать то же окончание в безударную позицию.

На доске опорная схема:

Какие слова-подсказки вы можете назвать для 1-го склонения? (Земля, рука, лиса и т.д.)

– Для 2-го? (Слон, окно и т.д.)

– Для 3-го? (Степь и т.д.)

VI. Упражнения в правописании окончаний имён существительных.

1. Комментированное письмо (Карточка – задание 2).

Выполните нужные действия и заполните таблицу, в начальной форме выделяйте окончание. Выбрав букву, вписывайте её в «окошко».

(В ходе заполнения таблицы для комментирования у доски на каждое слово вызывается отдельный ученик)

Имя сущ. Нач. форма Род Склонение Падеж Пров. слово Окончание
на опушк.
к кроват.
по кроватк.
в огород.
перед мороз.м

– Есть ли слова, стоящие в одном падеже? (Да. Это слова на опушке и в огороде, стоящие в предложном падеже, и слова к кровати и по кроватке, стоящие в дательном падеже.)

– Сравните их окончания: всегда ли они одинаковы? (Нет)

– Чем это можно объяснить? (У слов разные склонения)

2. Работа по таблице «Падежные окончания имен существительных».

Читайте также:  определения выражение именем существительными

Окончания каких падежей следует запомнить у существительных 1-го склонения? 2-го склонения? 3-го?

3. Повторение правила правописания о и е в окончаниях имён существительных в творительном падеже после шипящих и ц. (Приложение 3)

В каком падеже стоит последнее имя существительное? (В творительном)

– О какой особенности правописания окончаний имён существительных в творительном падеже после шипящих и ц мы должны помнить? Приведите примеры.

В именах существительных творительного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. Работа в ТПО: с. 73 упр. 292.

А теперь проверьте себя. Найдите ошибки, которые допустили ученики 4-го класса в написании окончаний имён существительных.

VII. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён прилагательных.

1. Беседа по вопросам.

А что такое имя прилагательное?

– Какие признаки у имён прилагательных мы можем определить? (число, род, падеж)

– Какими являются перечисленные вами признаки? (непостоянными)

– Что можно сказать об изменении имён прилагательных по родам? (только в ед. числе)

– Как определить род, число и падеж имени прилагательного?

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
  2. Определить число, род и падеж существительного.
  3. По роду, числу и падежу существительного определить число, род и падеж прилагательного.

– Прилагательные какого рода склоняются одинаково? (Мужского и среднего рода)

– В каких падежах прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? (Р., Д., Т., П. → какой? → —ой-, -ей-)

Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён прилагательных.

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
  2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.

2. Выборочный диктант. Игра «Заказ».

(Работа по карточкам – задание 3).

А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определённом роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания.

В син_м мор_ , у соседн_й опушк_, по хорош_й дорог_,ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письмен_м столе, ранн_м утр_м, по широк_й улиц_.

Требуется:

  • имя прилагательное среднего рода в творительном падеже (ранним утром);
  • имя прилагательное женского рода в родительном падеже (у соседней опушки);
  • имя прилагательное женского рода в дательном падеже (по широкой улице, по хорошей дороге);
  • имя прилагательное мужского рода в родительном падеже (около упавшего дуба);
  • имя прилагательное среднего рода в предложном падеже (в синем море);
  • имя прилагательное женского рода в творительном падеже (ранней зимой);
  • имя прилагательное мужского рода в предложном падеже (на письменном столе);

VIII. Самостоятельная работа по карточкам (задание 4).

Выполните самостоятельно задание 4. Вставьте пропущенные окончания, над именами существительными укажите склонение и падеж.

(После выполнения работы карточка сдаётся для проверки)

IX. Итог урока.

Какие орфограммы мы сегодня повторяли?

– Как проверить безударное окончание в именах существительных? (Повторение действий по алгоритму)

– Какие слова – подсказки запомнили?

– Как проверить безударное окончание в именах прилагательных?

Домашнее задание: ТПО: с. 73 упр. 292. (выполнить задание, выделить орфограммы).

Источник