Меню

Урок прилагательные в творительном падеже



Конспект урока русского языка «Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе, определять падеж имён прилагательных. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного, называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

Скачать:

Вложение Размер
tvoritelnyy_i_predlozhnyy_padezhi_prilagatelnyh.docx 24.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Школа № 15 г. Феодосии Республики Крым»

Конспект урока по русскому языку

во 4-А классе по теме

«Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

Разработала и провела:

учитель начальных классов

Сысоева Галина Викторовна

Русский язык 4 класс Урок № ____________ Дата ________________

Тема: Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

Тип урока: формирования умений и навыков

Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе, определять падеж имён прилагательных. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; преобразование модели с целью выявления общих законов , определяющих данную предметную область; анализ, ( равнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — умение с достаточной полнотой и точностью и выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

  1. -Запишите дату. Дайте характеристику звукам, обозначаемым на письме буквой М. Пропишите в тетрадях:

— Объясните пословицы. Запишите каллиграфически.

Мир не без добрых людей.

Муравьиная рать и льва победит.

– Поставьте правильно ударения и запишите слова:

Мастерски, мельком, мизерный.

— Прочитайте слова. (на доске)

Дв..ровый, переб..гать, гр..бник, взгл..ни, д..ждевая, л..сок, л..тел, гн..здо, б..готня, гр..ница, л..тун, х.лодное. космос (слов.слово)

— Что у них общего? (Все начинаются с буквы, обозначающей согласный звук. Во всех словах есть безударные гласные в корне, проверяемые ударением.)

— Подберите устно проверочные слова. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

(Проверка по образцу, самооценка.)

III. Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока.

1) — Среди записанных слов найдите имена прилагательные в мужском и среднем роде. (Дворовый ( пес), холодное(утро).)

— Подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные. Просклоняйте получившиеся словосочетания.

(Два ученика работают на откидной доске.)

— Какие знания и умения вам пригодились при выполнении задания?

— Как отличить имена прилагательные в творительном и предложном падежах? (По вопросам и окончаниям.)

— Какие окончания могут иметь имена прилагательные в творительном падеже? На какой вопрос они отвечают?

— Какие окончания могут иметь имена прилагательные в предложном падеже? На какой вопрос они отвечают?

— Хорошо, ребята, попробуйте тогда сформулировать тему урока.

На доске: ? и ? падежи ……………… и ……………………… рода.

(Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.)

— Для чего изучаем эту тему? (Чтобы научиться правильно, писать безударные окончания имён прилагательных.)

— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие окончания могут иметь имена прилагательные в творительном и предложном падежах, и научиться правильно их писать.) (Поупражняться в склонении и правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.)

IV. Работа по теме урока

1) Упражнения в проверке и правописании окончаний имен прилагательных. (Слайды 2-3)

На экране словосочетания с прилагательными, у которых пропущена вся основа и дано только окончание.

под …..им снегом в …..ом наряде

за …..им морем на …..ом дереве

под …..им льдом при …..ом морозе

— В каком падеже должны быть прилагательные? (1 столбик – в творительном падеже, 2 столбик – в предложном падеже) В каком роде? (В мужском и среднем роде)

— Вставьте подходящие по смыслу прилагательные. Запишите словосочетания.

2) Работа по развитию речи. (Слайд 4)

— Посмотрите на иллюстрацию, придумайте название. (Зимний лес. Зима в лесу…)

— Ребята, а сейчас мы будем составлять предложения о зимнем лесе

Вот эти два предложения мы должны закончить, используя имена прилагательные в творительном и предложном падежах

Очень тихо в (зимнем лесу).

Всё вокруг засыпано (пушистым белым снегом) .

Разбор и составление предложений, запись, определение падежей под контролем учителя.

-А вот остальные предложения вы дополните самостоятельно. Выберите словосочетания, которые вы используете для построения текста. Запишите текст. У прилагательных мужского и среднего рода выделите окончания и определите падежи.

Под снежным одеялом ……… .

На гладком снегу …….. .

Под низким кустом ……… .

Над большим сугробом ……… .

На высоком дереве …….. .

— Прочитайте записанный текст. Выскажите мнения по услышанному.

VI. Закрепление изученного материала Работа по карточкам.

1) Работа по карточкам Программный уровень

— Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.

Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.

2)Уровень повышенной сложности

— Спишите, правильно обозначая звуки буквами. Укажите падеж имён прилагательных.

Попутн[ава] ветра! Это крылат[ай’э] выражение появилось во времена парусн[ава] флота. Тогда успешн[ай’э] плавание было связано с погодой, с направлением ветра. Для удачн[ава] выхода в море парусные корабли нуждались в сильн[ам] и ровн[ам] попутн[ам] ветре.

(Самопроверка и самооценка по образцу.)

Повторение правила о прилагательном.

1. Расскажите друг другу правило, что вы знаете о прилагательном.

-Ответьте на вопросы: да или нет

*имя прилагательное относится к служебным частям речи (нет)

*имя прилагательное – самостоятельная часть речи (да)

*имя прилагательное обозначает предмет (нет)

*имя прилагательное обозначает признак предмета (да)

*имя прилагательное отвечает на вопросы где? Куда? Откуда? Как? (нет)

* имя прилагательное отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? (да)

* имя прилагательное в предложении чаще всего бывает определением? (да)

*имя прилагательное имеет постоянный род (нет)

*имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам (да)

*род, число и падеж имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано (да)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Как отличить имена прилагательные в творительном и предложном падежах?

— Какие знания и умения мы закрепляли сегодня на уроке?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

Источник

Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. 4-й класс

Класс: 4

Цели урока.

  • Учить детей распознавать творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.
  • Формировать умение обосновывать написание окончаний имен прилагательных в данных падежах и правильно их писать.
  • Развивать умение учащихся думать, рассуждать, делать выводы и обобщения.
  • 1) Таблицы “Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода”(2).

    2) Падежные окончания имен прилагательных (веер).

    3) Жетоны за ответы.

    4) Рисунок дерева для подведения итогов (у каждого ученика иллюстрации: яблоко, цветок, зелёный листок и жёлтый цветочек).

    5) Рисунки хоккейных ворот (3).

    6) 3 задания для игры “Забей гол”.

    7) Графики – 30 штук с заданиями.

    8) Языковая карта (30 штук, состав слова).

    9) Таблица гласных букв, обозначающих мягкость согласных.

    Рисунки для проведения урока. (Приложение)

    1. Организационный момент.

    Сегодня на уроке мы будем работать под девизом: “Мы будем помнить каждый миг. Наш лучший друг – родной язык!” (Написано на доске. Читаем хором)

    2. Запись числа, классной работы.

    Вспоминаем правила посадки при письме.

    Обращаем внимание на орфограммы в записи числа и классной работы.

    Прежде чем приступить к изучению новой темы, сделаем грамматическую зарядку.

    Назовите гласные, обозначающие мягкость согласных (е, е, и, ю, я). Какая буква лишняя и почему? – и — (обозначает один звук).

    Назовите ей парную гласную, которая обозначает твердость согласной (ы); 1-ю гласную по алфавиту, обозначающую мягкость — е-

    Запишем эти буквы: и, ы, е и букву о, обозначающую твердость согласных звуков до середины, а потом соединение с ними с буквой “м” — им, ым, ем, ом.

    На доске в 2 столбика записаны словосочетания.

    Чтение словосочетаний, запись их в тетрадь, выделение окончаний у прилагательных:

    за синим морем о синем небе
    с верным другом о сильном морозе

    — Посмотрите на доску ещё раз и определите, в каком роде и в каком падеже стоят имена прилагательные 1 в. – в 1 столбике, 2 в. – во 2 столбике. (Дети отвечают)

    Попробуйте сформулировать тему нашего урока, исходя из данных словосочетаний. (Дети называют тему)

    4. Сообщение учителем темы и цели урока (обобщение ответов учащихся).

    Сегодня мы продолжим путешествие по удивительной стране “Речь” и одной из ее областей – “Прилагательное” (на стенде карта путешествия, где я отмечаю станции). На этом уроке мы будем знакомиться с особенностями Т.п. и П.п. имен прилагательных мужского и среднего рода.

    Наша задача – учиться сопоставлять вопросы и безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и в предложном падежах, учиться различать их и правильно писать.

    5. Работа по теме урока. 1-я станция, где мы сделаем остановку “Рассуждай-ка”.

    а) Вступительная беседа.

    — А как вы думаете, почему мы будем сопоставлять эти падежные формы имен прилагательных?

    Дети. В безударных окончаниях имён прилагательных творительного и предложного падежей можно допустить ошибки, спутать эти падежи.

    б) Работа с таблицей.

    — Посмотрите на таблицу и скажите, на какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в Т. п. и какие у них могут быть окончания? Почему?

    Дети. Имена прилагательные мужского и среднего рода в Т. п. отвечают на вопрос, каким? После твердой основы пишется – ым — голубым, а после мягкой основы пишется – им — синим.

    — На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в Т.п., какие окончания у них могут быть? Почему? Приведите примеры.

    Дети. Имена прилагательные мужского и среднего рода в П. п. отвечают на вопрос, о каком? После твёрдой основы пишется – ом — о жёлтом, а после мягкой основы пишется – ем — о летнем.

    в) Вывешиваю вторую таблицу.

    Т.п. П.п.
    горячим солнцем о горячем солнце
    свежим утром о свежем утре
    лучшим другом о лучшем друге
    блестящим шаром о блестящем шаре

    — Посмотрите на словосочетания, данные в таблице и скажите, что общего у всех прилагательных?

    Дети. Все имена прилагательные с основой на шипящую.

    — Установите закономерность в написании безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в Т. и П. падеже с основой на шипящую. Сформулируйте правило.

    Дети. У имен прилагательных мужского и среднего рода с основой на шипящую в Т.п. пишется – им, а в П.п. – ем.

    — Каким образом мы будем проверять безударные окончание имён прилагательных мужского и среднего рода в Т.п. и П.п.?

    Дети. Задаём вопрос от существительного к прилагательному, с которым оно связано и по ударному окончанию вопроса выбираем нужное окончание прилагательных в зависимости от основы. Например: цветком, каким? душистым.

    6. Первичная проверка понимания нового материала (работа с сигнальными карточками – веером окончаний имён прилагательных).

    Следующая станция “Угадай-ка”

    — Проверим, как вы поняли новый материал. Я называю словосочетания, а вы показываете окончания, которые напишите в именах прилагательных.

    колючим кустарником хорошим другом
    о любимом городе о далёком селе
    рыжим котом о пахучем ландыше
    перед дальним путешествием

    — Молодцы! Мы готовы к выполнению письменной работы и следующая станция “Учебная”

    7. Работа с учебником.

    — Списали 1-е предложение из №2 и сделали полный разбор по членам предложения. Взаимопроверка выполненной работы.

    — Комментированное выполнение задания на доске (выписать словосочетания существительное + прилагательное, определить падеж и окончания у прилагательных).

    (У доски работают 2 ученика)

    8. Физкультминутка. Станция “Отдыхай-ка”

    9. Выборочный диктант. (1 ученик работает у доски)

    — Выписать словосочетания: существительное+прилагательное, связанное с ним, выделить окончание имен прилагательных

    — Чтобы не ошибиться в написании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Т. п. и П.п., что нужно делать? (Ответы детей)

    Речка покрыта толстым льдом. Вес тыквы на тёплом юге достигает 90 кг. На скользком камне сидела ящерица. Со звонким шумом бежал ручей. Ребята наблюдали за шустрым зверьком. Поздним вечером мы возвращались в лагерь.

    Толстым льдом, на тёплом юге, на скользком камне, со звонким шумом, за шустрым зверьком, поздним вечером.

    Морфологический разбор слова “толстым”.

    1. Толстым – имя прил. (каким?)
    2. Н.ф. – толстый
    3. В м.р., в Т.п., в ед.ч.
    4. Второстепенный член – определение.

    10. Следующая станция “Поиграй-ка”.

    Игра “Забей гол” (прилагается)

    Задание: вставить пропущенные окончания у имён прилагательных (за определённое время). За каждый верный ответ в ворота прикрепляется магнит. 3 команды работают с судьями.

    11. После игры пора и поработать, и следующая станция “Соображай-ка”

    Очень важно быстро и верно определять падеж, чтобы верно написать окончание имен существительных и имен прилагательных в диктанте, в изложении… Вашему вниманию предлагается упражнение “График”. За 1 минуту определить падеж прилагательных и построить график (у доски работает 1 ученик).

    Дети выполняют задание на карточках (задание прилагается).

    Самопроверка по выполненному на доске заданию. Подведение итогов выполненного задания.

    12. Задание на дом (по выбору).

    1 в. – выполняется по заданию.

    2 в. – распределить на 2 группы.

    13. Работа с языковой картой (состав слова). Аукцион “Кто больше?” За 1-2 минуты напишите как можно больше прилагательных в том же падеже к данному в языковой карте прилагательному. (Языковая карта прилагается)

    — В каком падеже стоят все эти прилагательные?

    — Какие окончания у этих прилагательных? Почему они разные?

    14. Подведение итогов урока. Станция “Итоговая”

    — Для кого сегодняшний урок прошёл не напрасно?

    — Что было трудным?

    — А что интересным?

    — Что вы узнали о написании безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Т. п. и П.п.?

    — Сегодняшнее путешествие по удивительной стране “Речь” заканчивается. За урок у нас выросло волшебное дерево (на доске прикреплена таблица с иллюстрацией дерева). Благодаря ему каждый из вас может показать пользу или бесполезность сегодняшнего урока.

    1) Если урок прошел плодотворно, и вы много из него усвоили и остались довольны, то прикрепите к дереву (или покажите) яблоки.

    2) Если урок прошёл хорошо, но могло быть и лучше, то прикрепите к дереву цветы (или покажите).

    3) Если урок ничего нового вам не принес, прикрепите зелёные листочки (или покажите).

    4) А если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то прикрепите, (или покажите) жёлтые листочки.

    — Мы говорили с вами на уроке о написании слов. Хочется пожелать вам только добрых слов и закончить урок словами Сергея Островского:

    Вслушайся! Вникни! Не позабудь! У слова есть норов. Своё нутро. И если ты в эту проникнешь суть, — слово тебе сотворит добро.

    Источник

    Читайте также:  Суффиксы относительных имен прилагательных