Меню

Урок признаки прилагательного у причастия 7 класс бабайцева



Урок по теме ‘Признаки прилагательного у причастия’

Тема: Признаки прилагательного у причастия.

Цели: — объяснить учащимся признаки прилагательного у причастия;

усвоить орфограмму «Гласные и согласные в окончаниях причастий»;поработать над тонкостями семантики причастий на основе сопоставления их с однокоренными словами;

продолжить работу над артикуляцией при произношении причастий.

Технологии: работа с книгой, игровые, здоровьесберегающие.

Проверка домашнего задания. Беседа о причастии.

— Значение и признаки каких двух частей речи объединяет в себе причастие?

— Как причастие связаны с действием как с признаком предмета?

3. Сообщение темы и целей урока. Сегодня на уроке мы с вами посмотрим какие признаки прилагательного перешли к причастию. Продолжим работу над артикуляцией причастий, будем совершенствовать навык нахождения причастий в тексте, учиться отличать их от прилагательных.

4.Разминка. Я буду диктовать вам прилагательные и причастия, а вы запишите их в два столбика:

Выделите суффиксы причастий.

Проверка. Зачитайте причастия, четко их проговаривая. Сравните слова из столбика «прилагательные» со словами из столбика «причастия», что у них общего? (Обозначают признак (предмета и по действию), вопросы. Сравните морфемный состав слов. На какой признак указывают окончания как у прилагательных, так и у причастий? (На изменяемость слова). Давайте изменим прилагательное высокий по родам и числам (высокий, высокая, высокое, высокие), а теперь — причастие летящий (летящий, летящая, летящее, летящие). Какой вывод из этого можно сделать? (Причастия, как и прилагательные, изменяются по родам и числам).

5. Игровой момент. Все вы знакомы с детской игрой «Доскажи словечко». Мы тоже поиграем в эту игру, но на уровне семиклассников. Я буду называть существительные, вы будете добавлять только причастие умеющий, но в нужной форме:

И.п. мальчик умеющий

Р.п. мальчика умеющего

Д.п. мальчику умеющему

В.п. мальчика умеющего

Т.п. мальчиком умеющим

П.п. о мальчике умеющем

Почему вы называли причастия именно в этих формах?

Сделаем вывод: причастия, как и прилагательные, изменяются по падежам или склоняются.

6. Работа с учебником «Теория». Параграф 133. Познакомьтесь с материалом учебника. Какие ещё признаки прилагательного наблюдаем мы у причастий? (Согласуются с существительным в роде, числе и падеже, могут иметь две формы — полную и краткую).

Откройте учебник «Практика» стр. 30, познакомимся с опорным материалом. В чем же различие между этими частями речи? (Прилагательное обозначает постоянный признак, а причастие — нет).

9.Самостоятельная работа, упражнение №73. Чтение текста самостоятельно, затем по очереди, согласуя прилагательные и причастия с определяемыми словами(они выделены). Какое слово называют «определяемым»? Запишите текст, выделяя суффиксы причастий.

10.Итог: Как вы сегодня поработали? Остались довольны своею деятельностью на уроке? Оцените свою работу.

11.Домашнее задание. На выбор или №75 (более сложное), или №76.

Источник

Конспект урока русского языка в 7 классе «Причастие как часть речи»

Конспект урока русского языка в 7 классе

Тема «Причастие как часть речи»

Данный урок разработан по программе по русскому языку для 5-9 классов (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский), которая обеспечена учебником «Русский язык 7 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.) – М. Просвещение, 2010

Тема «Причастие» рассчитана на 31 час и изучается в разделе «Морфология». Данный урок является первым в изучении части речи. Это урок изучения нового материала. Разработан он с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ

Тип урока : урок усвоения новых знаний

Оборудование: раздаточный дидактический материал; схема-кластер «Причастие как часть речи»; мультимедийный проектор; компьютер.

предметные : знание грамматических признаков причастия, опознавание указанных единиц в тексте, употребление их в соответствии с нормами речи.

метапредметные: умение адекватно воспринимать информацию, владение аудированием и чтением, говорением и письмом; способность правильно излагать свои мысли в устной форме; воспроизводить текст с помощью схемы; умение определять результаты учебной деятельности.

I. Стадия вызова.

1. На доске записаны слова. Что объединяет их? Разделите их на две группы, по какому признаку можно это сделать?

Белый, в белизне, белеет, белеющий, белизна, белая, белеют, белели.

Назовите однокоренные слова и определите, какой частью речи они являются. Какое слово вызвало затруднение.

Это новая для нас часть речи – причастие. М В.Ломоносов так говорил о причастии:

Сии глагольные имена служат к сокращению

человеческого слова, заключая в себе имени

Читайте также:  Как пишется прилагательное которое означает повинующийся без возражений

Записываем число и тему урока. Давайте попробуем предположить, что же такое причастие?

2 . Прием «Верные и неверные утверждения»

Задача учеников — определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании.

Верите ли вы, что причастия своим «внешним видом» похожи на прилагательные?

Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголами?

Верите ли вы, что причастия могут быть настоящего и прошедшего времени?

Верите ли вы, что причастие бывает возвратным?

Верите ли вы, что причастия не изменяются по родам, падежам и числам?

Верите ли вы, что есть только действительные причастия?

Верите ли вы, что причастный оборот на письме всегда выделяется запятыми?

Скажите, легко ли вам было отвечать на эти вопросы? Почему? Великий Сократ сказал: «Я знаю только то, что ничего не знаю. Но я стремлюсь к знаниям» Значит, и нам необходимо узнать всё об этой части речи. Давайте сформулируем цели нашего урока. (учащиеся формулируют цели: знать грамматические признаки причастия; уметь находить причастия в тексте, различать причастия и прилагательные; уметь составлять предложения с причастиями).

Чтобы разрешить все сомнения, предлагаем найти ответы в учебном тексте.

II. Стадия осмысления .

1. Прием ИНСЕРТ. Во время чтения текста делать на полях пометки в виде значков.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам. Могут иметь краткую форму. В предложении прилагательные бывают определениями и сказуемыми.

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол изменяется по временам, лицам, числам и родам. В предложении обычно бывает сказуемым.

Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного: какой? какая? какое? какие?

Причастие имеет признаки глагола:

вид – совершенный (решивший);

время – настоящее (засыпающий);

возвратность – возвратное (обидевшийся);

род – ж.р. бегущая, м.р. бегущий, с.р . бегущее ;

число – ед. ч . рисующий, мн. ч. рисующие;

падеж – и.п. живущий, р.п. живущего , д.п. живущему, в.п. живущего, т.п. живущим, п.п. о живущем;

Может иметь краткую форму – построен, нарисована.

Причастие можно заменить синонимичным сочетанием (существительное + «который» + глагол)

Желтеющий лист = лист, который желтеет

Засеянное поле = поле, которое засеяли

Причастия бывают действительные и страдательные.

В предложении чаще всего являются определениями и частью составного именного сказуемого

Может быть несколько вариантов пометок: 2 значка – «+» и «V», 3 значка – «+», «V», «?». Или 4 значка – «+», «V», «?», «–» (думал иначе). Главное, чтобы значки ставились на полях по ходу чтения текста

2.1. Следующим шагом может стать заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:«V» – знаю, «+» – новое , «?» – вопросы

Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и четким.

2.2.Другим вариантом обобщения могут быть беседа и составление кластера. — Какая информация была вам знакома?

— Почему М.В.Ломоносов говорит,

что в нем «имени и глагола сила»

— Какие формальные признаки причастия надо знать,

чтобы найти причастия в предложении?

— Какие синтаксические функции выполняет причастие?

Составление кластера « Причастие», работа выполняется совместно или по группам (Приложение №1)

4. Первичное закрепление новых знаний

Докажите, что это слово является причастием.

Задание 2 Уровень А (самостоятельно)

Найдите и выпишите словосочетание « существительное+ причастие».

Стареющий дуб Чернеющая даль

Поседевшие волосы Свежие овощи

Покинутый дом Желтеющий лист

Горячая печь Спелый крыжовник

Колосистая рожь Стоящий кран

Горящее полотно Светящийся камень

Мокрый снег Шумный говор.

Задание 2 Уровень Б

Замените предложенные словосочетания на словосочетание ПРИЧ.+..СУЩ. и составьте 2 предложения с полученными словосочетаниями.

Шарик, который летит. Костер, который искрится. Пруд, который зарос. Солнце, которое заходит.

Задание 3 Сравните 2 текста.

1)Мне все вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два березовых листка, которые пожелтели

2)Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. 3)Любопытные листики, путешествовавшие по воздуху, решили заглянуть туда.

1)Мне все вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два пожелтевших березовых листка.

Читайте также:  Переход относительных и притяжательных прилагательных в качественные

2)Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. 3)Любопытные листики, путешествовавшие по воздуху, решили заглянуть туда.

1 . Сравните первые два предложения.

-Какой вариант вам кажется наиболее удачным?

-В чем удобство употребления причастия в данном случае?

(Делается вывод: употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь яркой, выразительной.)

-Есть ли в данном тексте еще причастия, выпишите его(их) вместе со словом, к которому оно относится. Перестроим это предложение оборотом со словом который. Какое предложение красивее?

2. Давайте докажем справедливость слов М.А. Ломоносова о том, что «причастия» служат к сокращению человеческого слова. Для этого замените глаголы в предложениях причастием.

Птицы, которых испугал внезапный шум, поднялись ввысь. (Испуганные внезапным шумом птицы поднялись ввысь.)

Я глядел на кудрявый лес, который дышал прохладой. (Я глядел на кудрявый лес, дышащий прохладой.) Определите время причастий.

«Хорошо выраженная мысль звучит умно на всех языках».

Д. Драйден (английский писатель, поэт, драматург, критик17 века).

Автобиография причастия выраженная

Я, причастие ВЫРАЖЕННАЯ, происхожу из семьи ______________________________________________________. Мой отец оставил мне значение _____________________________________. Мать оставила в наследство вопрос _______________________, свою синтаксическую роль __________________. Она научила изменяться по ____________________. Вот сейчас я стою в форме ____________________.

Контроль Тест 1.1. Образование и правописание причастий (N 140927) Тест включает 3 задания, обучающая цель которых: 1) закрепить полученные знания о причастии; 2) научиться отличать причастия от прилагательных, дать понятие о причастии как особой форме глагола; 3) научиться видеть в тексте причастия;

III. Стадия рефлексии

1.Давайте вернемся к утверждениям, из которых мы выбирали верные и неверные, и скорректируем свои знания.

1.«Причастие – это уникальная часть речи.»

2.Докажите верность высказывания В. Даля о причастии.

«Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.»

Источник

Уроки русского языка в 7-м классе по теме «Признаки прилагательного и глагола у причастий»

Цели:

  • закрепить знания о причастии;
  • выяснить, какие признаки прилагательного и глагола имеют причастия.

На уроке используется компьютерная презентация (Приложение)

(Слайд 1) Беседа о причастии как части речи.

Значение и признаки, каких двух частей речи объединяет в себе причастие?

Как причастия связаны с действием, как с признаком предмета?

Как легко превратить причастие в глагол? Объясните на примере летящий шарик (тот который летит)

(Слайд 2) Задание: Найди причастия и запиши глаголы, от которых они образованы, определите главное слово в словосочетании, выделите суффикс в причастиях.

Сверкающий снег, светящийся шар, приближающийся пароход, скачущий всадник, замерзший мальчик, увидевший книгу, залитый водой, оторванная пуговица, принесенный пакет, мучимый жаждой, рекомендуемая книга, делимое число.

Сделайте вывод о роли причастия в словосочетании: Причастие может являться главным словом и иметь зависимые слова, а может иметь определяемое слово и быть зависимым словом.

Сделайте вывод о том, как отличить причастие от других частей речи по формальным признакам: причастия имеют суффиксы причастий, по которым их легко отличить от других частей речи

-ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) -ем- (-ом-), -им-
-вш-, -ш- -енн- (-ённ-), -нн-, -т-

(Слайд 4) Запомните суффиксы именно в этой последовательности, смысл которой станет понятен позднее.

(Слайд 5) Задание: Укажи причастия и прилагательные в тексте, выдели их суффиксы.

1) В эту минуту хозяин вошёл с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю. 2) Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары. 3) Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помощь. 4) Я увидел мужчину росту высокого, но уже сгорбленного старостью. 5) Старый полинялый мундир его напоминал воина времён Анны Иоанновны. б) Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым — снегом. 7) У ворот увидел я старую чугунную пушку. 8) Я вошёл в сени и отворил дверь в переднюю. 9) Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою. 10) В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.

Причастия: кипящим самоваром; обстрижены в кружок; оборванный армяк, за оказанную помощь, сгорбленного старостью, покрытых снегом, отвергнутой любви

Прилагательные: татарские шаровары, росту высокого, старый мундир, полинялый мундир, свинцовые волны, однообразных берегах, белым снегом, старую чугунную пушку, капитанскую дочь, совершенною дурочкою, оскорблённого самолюбия, несчастного соперника.

2. Признаки прилагательного у причастия.

(Слайд 7) Раз мы будем говорить о прилагательных, давайте-ка вспомним о них немного.

  1. Что обозначают прилагательные?
  2. На какой вопрос они отвечают?
  3. Какую синтаксическую функцию выполняют?
  4. Как изменяются прилагательные?
  5. От каких частей речи образуются прилагательные?
Читайте также:  Склонение прилагательных множественного числа в немецком языке

А теперь подумайте, если все эти вопросы задать о причастии? Какие ответы будут другими? (к вопросам 1 и 5)

Задание: А теперь давайте просклоняем словосочетания прилагательное + существительное и причастие + существительное. Выделим окончания. (Работа по рядам)

Серебристый сверкающий свет, молодая смеющаяся девушка, темное грохочущее небо, яркие светящиеся окна.

Сделайте вывод: Причастия, как и прилагательные согласуются в роде, числе и падеже с существительными.

Кстати, какими членами предложения могут являться причастия и прилагательные в данных выше словосочетаниях?

Существительное, от которого зависит и прилагательное, и причастие, называется определяемым словом. Запомни, это тебе пригодится: определение и определяемое слово.

Я должен остановить твоё внимание на этом моменте. Определение и определяемое слово согласуются между собой в роде, числе и падеже (иногда только в падеже). Надеюсь, ты именно это выяснил, склоняя разные формы.

Согласуй определения с определяемыми словами. Определите род, число, падеж причастий.

1) Я заметил, что каждая волна, (представлявшийся)……с берега или с борта корабля <огромный, ровный и гладкий)…….горой, в действительности скорее похожа на цепь <неровный) …..холмов с (остроконечный)…… вершинами, со склонами и долинами.

2) Сильвер разговаривал с двумя пиратами, <перегнувшийся)…….к нему через борт корабля. 3) Из восьми человек,(пострадавший)……..в бою, оставались в живых только

трое: пират, подстреленный у бойницы, Хантер и капитан Смоллетт. 4) Мы уселись на песке возле огня и стали закусывать (поджаренный)……свининой. 5) Никогда в своей жизни не видел я людей, так беззаботно (относящийся)……..к (завтрашний)…….дню.

(Слайд 13) Каким членом предложения являются выделенные слова?

Сделайте вывод о роли причастий в предложении: Чаще всего, как и прилагательные, причастия являются определениями.

Ещё один вопрос. Ну-ка вспомните, как называются такие формы прилагательных: весела, молода, полны, зелены, хорош, верен.

От всех ли прилагательных образуются краткие формы? (Нет, только от качественных)

(Слайд 14) Задание: Сами образуйте краткие формы от причастий. От всех ли причастий можно образовать эти формы?

Нарисованные, приукрашенные, ведомые, видимые, победившие, выросшие, смеющиеся, боящиеся, ждущие.

Краткую форму имеют только те причастия, которые имеют суффиксы (это страдательные причастия)

-ем- (-ом-), -им-
-енн- (-ённ-), -нн-, -т-

(Слайд 15) Вывод: Признаки прилагательного у причастия:

1. Согласуются в роде, числе и падеже.

2. Имеют полную и краткую форму.

3. В предложении чаще всего являются определениями.

3. Признаки глагола у причастия.

Вспомни морфологические признаки, которые причастие унаследовало от глагола.

/. Видсовершенный и несовершенный.

Возвратное и невозвратное.

Времянастоящее и прошедшее.

(Слайд 16) А о видовых формах. Причастие сохраняет вид того глагола (родителя!), от которого образовалось. Оно настолько богато, что, благодаря отцу и матери, может иметь сразу два вопроса. Проще всего задать вопрос прилагательного. Но, если захочешь, можешь поставить вопрос иначе. Например:

1) Перед пылающим костром сидел капитан Смоллетт.

2) Негодование пиратов, сдерживаемое страхом перед Сильвером, прорвалось наружу.

3) Краем глаза я заметил движущуюся тень.

К словам пылающим, сдерживаемое и движущуюся можно задать такие вопросы: что делающим? как делаемое? что делающую? (Дописать вопросы в модель)

Обрати внимание на причастие движущуюся. Разбери его по составу. Итак, -УЩ— суффикс причастия, а что такое –СЯ?

Как называются глаголы, имеющие такой же суффикс? (возвратные)

Так вот, причастия, как и глаголы, делятся на возвратные и невозвратные.

Найди причастия, выпиши их и укажи морфологические признаки: вид, возвратность, а если сумеешь, то и время, затем форму (полная или краткая), род, число, падеж. В каких случаях причастия играют роль существительных?

Детские народные приметы и суеверия

1) Кошка, дёрнутая за хвост, пророчит исцарапанные уши.

2) Незавязанные шнурки — предвестники разбитого носа.

3) Мокрые ноги и хлюпающий нос предвещают тихую и спокойную жизнь в постели.

4) Отлупивший девочкудурак.

5) Заглянувшему в школу откроется бездна знаний.

6) Наказанногопростят.

7) Кусок мыла, съеденный перед обедом, надолго отбивает аппетит.

8) Долгие вечерние крики мамы, зовущей вас домой,к мелким неприятностям.

Д. з. Теория, Подобрать и записать строфы из стихотворений на тему “Осень”, в которых были бы причастия.

Источник