Меню

Урок развития речи по теме имена прилагательные



Урок развития речи по русскому языку по теме «Имя прилагательное и его роль в речи»

Тип учебного занятия: урок развития речи.

Продолжительность урока: 45минут.

Цели учебного занятия:

  • совершенствовать деятельность ученика, направленную на овладение способами обогащения речи;
  • совершенствовать навыки развития речи;
  • воспитывать эстетические чувства, любовь к родному языку
  • Оборудование: АРМ учителя

    Дидактические материалы к учебному занятию: раздаточный материал для учащихся

    Ход учебного занятия

    Этап учебного занятия

    Цель этапа

    Компетенции

    умения 1.Организационный момент

    Приветствие учащихся. Проверка готовности уч-ся к уроку.

    Постановка цели урока.

    Организация внимания и внутренней готовности

    Умение быстро включаться в деловой ритм

    словесный

    фронтальная

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Приветствует учащихся, фиксирует отсутствующих, проверяет внешнее состояние помещения, проверяет подготовленность учащихся к уроку,

    Приветствуют учителя, информируют об отсутствующих и подготовленности к уроку

    Этап учебного занятия

    Цель этапа

    Компетенции

    2.Актуализация знаний учащихся

    Выявить, какая часть речи делает нашу речь яркой,

    выразительной.

    Знание способов духовного развития. Знать основную роль прилагательного в речи Умение формулировать выводы. Умение определять роль прилагательного в речи

    Словесный, наглядный, эвристический

    фронтальная

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1.Слово учителя о безликом городе.

    -Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. Поэтому приглашаю Вас в необычный. удивительный город, которого нет на карте. Дома в этом городе прочные. Улицы широкие, но всё какое-то безликое, серое. Жили в этом городе разные люди, но многие, кто их видел, утверждали, что они все похожи друг на друга.

    Жил в этом городе один чудак. Он больше всего на свете любил приходить в городской старый парк. Мог любоваться падающими листьями, разговаривать с птицами. Больше всего его привлекали цветы. В знак благодарности цветы кивали ему в ответ.

    2.Учитель задаёт вопросы.

    – Правда, необычный город? Понравился он вам? Как сделать его привлекательным? Какая часть речи поможет?

    3.Сообщение темы и цели урока.

    – Запишите тему урока. Найдите орфограммы и объясните выбор написания.

    – Сегодня мы определим, какую роль играют имена прилагательные в тексте.

    4. Словарная работа.

    – Давайте раскрасим клумбы удивительного города. И помогут вам имена прилагательные. (У каждого ребёнка имеется раздаточный материал). Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните выбор. Составьте словосочетания. Б…лоснежный, в…ликолепный, р..скошный, (изжелта) красный, удивительный, ( не)сказанной, з…лотистый, фи…летовый, с…ребристый, а(л,лл)ый, б…рхатистый.

    5.Слово учителя. Такими замечательными цветами вы украсили клумбу удивительного города. И он перестал быть серым. Посмотрите, как они преобразились. Какая часть речи помогла раскрасить предмет? Запишите первую роль прилагательного. (Имена прилагательные придают тексту яркость, выразительность). Слайд №10

    – Ребята, а в нашем городе были этим летом клумбы с цветами?

    – Я рада, что вы их заметили. На клумбах города – городские цветы. А какие вы ещё знаете? (лесные, полевые) 1.Учащиеся принимают приглашение в необычный город , слушают рассказ учителя. Смотрят презентацию (слайды 1-5).

    2.Отвечают на вопрос.

    3.Записывают тему урока на листках с раздаточным материалом ( приложение 1). Находят орфограммы в записи темы урока и объясняют свой выбор.

    4.Вставляют пропущенные буквы. Устно объясняют выбор.

    5.Слушают учителя и отвечают на вопросы.

    Этап учебного занятия

    Цель этапа

    Компетенции

    умения 4.Сбор материала для практической работы и написание миниатюры.

    Самостоятельная работа учащихся по обогащению словарного запаса с целью сбора материала к миниатюре.

    Представлять картину мира и закономерности его развития.

    Знать основы построения текста.

    Умение выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи. Умение выбирать главное.

    Аналитические, практические, наглядные, репродуктивные, словесные, методы стимулирования, самостоятельной познавательной деятельности,

    индивидуальная, парная

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    С некоторыми из них мы поближе познакомимся. Для этого отправимся в художественную мастерскую слова.

    – Предлагает игру “Угадай цветок”. Работа возможна в парах. Возьмите раздаточный материал. Прочитайте первую загадку. Какова отгадка? (Ответ “ландыши” представлен через проектор). Какая часть речи помогает узнать цветок? Подчеркните те, которые точно передают особенности цветка. Эти прилагательные сегодня вам помогут написать миниатюру.

    Принцип работы со следующими загадками аналогичен. Ответы: кошачьи лапки, колокольчик, медуница, фиалка.

    2.Слово учителя. Мы познакомились с художественными текстами о цветах и увидели, что писатели создают образ цветка, зачастую загадочный. Что помогает догадаться, о каком цветке идёт речь? Что создаёт образ цветка? (Запах, форма, размер, цвет). Записывают вывод: Имена прилагательные создают конкретный образ. Слайд№15

    3.Организует работу по повторению изученного понятия “эпитет”. Как называются яркие, образные определения-прилагательные? Найдите эпитеты в предложенных текстах. О чём говорят они? Запишите третью роль прилагательных: рассказывают о наших чувствах, характере и настроении цветка. Слайд№17

    4.Рассказ учителя об удивительном цветке. А сейчас хочу рассказать об удивительном цветке. Для этого приглашаю в Альпы. Издавна существовал там обычай, по которому юноша в знак своей любви дарил девушке цветы – белые, густо опушенные белыми ворсинками. Растут они в труднодоступных местах, будто специально для того, чтобы испытать мужество и глубину чувства влюблённого. Догадались, о каком цветке идёт речь? Это эдельвейс. (Демонстрируется через проектор).

    Читайте также:  Урок имя прилагательное качественные относительные

    5.Организует работу с раздаточным материалом. Обратитесь к раздаточному материалу. Найдите задание “Восстанови текст”. Выполните его. На месте пропусков вставьте подходящие по смыслу прилагательные. Они даны в словаре для справок. Желающие могут использовать свои прилагательные, а не предложенные.

    Проверяет задание. Предлагает прочитать текст два раза: без прилагательных и с ними.

    – Спрашивает ребят: “Какой текст больше понравился и почему?”

    Трудно представить, как бы жил мир, если бы исчезли цветы. Они часть нашей жизни. Одни из них, как люди, разговаривают в сказках. Другие молчат. Но своим молчанием могут поведать многое внимательным глазам. Вот что получилось после общения с цветами у дагестанского поэта Расула Гамзатова. Послушайте отрывок его стихотворения. (Читает заранее подготовленный ученик).

    Задаёт вопрос после прослушанного стихотворения “Что происходит с цветами у поэта?”

    7.Учитель открывает приготовленный сюрприз.

    Цветы, как люди, улыбаются, смеются. Они умеют даже петь. Послушайте. (Демонстрируется видеофрагмент).

    Красивые цветы? Какие из них вы узнали? Интересно, о чём же они пели. А вам хотелось бы узнать?

    Предлагает написать миниатюру.

    Вот и напишите об этом миниатюру, маленькое сочинение на тему “О чём поют цветы?”. В работе вам помогут прилагательные из раздаточного материала и, конечно же, свои. Какую роль продемонстрируют прилагательные в вашей миниатюре? (Называют три роли: выразительность, образность и отношение пишущего). А композиция П.И.Чайковского “Вальс цветов”, у которого цветы танцуют, вдохновит и поможет создать красивую словесную картину.

    1.Работают с раздаточным материалом (приложение1). Отгадывают загадку. Подчёркивают слова и сочетания слов, которые точно передают особенности цветка. Смотрят презентацию.

    2.Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

    3. Отвечают на вопрос. Находят эпитеты в предложенных текстах (приложение1)

    4. Слушают рассказ учителя об удивительном цветке. Смотрят презентацию.

    Отвечают на поставленный вопрос.

    5.Выполняют задание “Восстанови текст” из раздаточного материала (приложение1). На месте пропусков вставляют подходящие по смыслу прилагательные, берут из словаря для справок.

    Читают текст два раза: без прилагательных и с ними. Смотрят презентацию.

    – Отвечают на вопрос.

    6. Слушают учителя, отрывок стихотворения дагестанского поэта Расула Гамзатова (приложение2) .

    Отвечают на вопрос.

    7.Смотрят видеофрагмент (приложение3)

    Отвечают на вопросы.

    Пишут миниатюру на листках в форме цветка. Слушают вальс П. И. Чайковского (приложение4).

    Этап учебного занятия

    Цель этапа

    Компетенции

    умения 5.Чтение работ учащихся.

    Отследить результат самостоятельной работы по созданию миниатюры на тему с использованием прилагательных цвета, формы, запаха, настроения, чувств.

    Владеть соответствующим видом речевой деятельности.

    Знать возможности употребления имён прилагательных в речи Уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения задания.

    Метод стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля

    индивидуальная

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся 1.Предлагает прочитать полученные миниатюры 3-4 учащимся.

    2. Задаёт вопрос классу. Чья работа больше понравилась и почему? 1. Читают полученные миниатюры ( приложение5) 3-4 ученика.

    2.Отвечают на вопрос. Чья работа больше понравилась и почему?

    Этап учебного занятия

    Цель этапа

    Компетенции

    умения 7.Подведение итогов урока.

    Анализ, оценка деятельности учащихся на уроке. Осознание учениками значимости полученных результатов.

    Умение дать оценку успешности достижения цели, ориентация на саморефлексию.

    Аналитический, словесный, наглядный

    фронтальная

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся 1.Слово учителя. У меня такое ощущение, что я на цветочной поляне. Хочется пройти и собрать букет цветов. Что я и сделаю. Анализ письменных работ мы проведём на следующий урок. А сейчас рефлексия.

    2.Задаёт вопросы классу. Что нового узнали на уроке? Что понравилось и почему? Когда было легко, а когда трудно?

    1.Слушают учителя и ставят свой цветок-работу в корзинку.

    Источник

    Урок письма и развития речи в 5 классе по теме «Имя прилагательное» (8 вид)

    Представленный урок был запланирован и проведен, как комбинированный урок, на котором закреплялись, повторялись, обобщались полученные знания об имени прилагательном в 5 классе.

    Просмотр содержимого документа
    «Урок письма и развития речи в 5 классе по теме «Имя прилагательное» (8 вид)»

    Урок письма и развития речи в 5 классе

    для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (8 вид) по теме:

    Учитель: Печникова О.М.

    Тема: Имя прилагательное

    Цель. Повторить, систематизировать, обобщить и закрепить знания по теме “Имя прилагательное”.

    Образовательные:
    1. Систематизировать знания, необходимые при изучении нового материала, проверить уровень усвоения материалов предыдущих уроков, выявить проблемы и устранить недостатки;

    Читайте также:  Как подчеркнуть наречие в сравнительной степени от прилагательного

    2. закреплять навык согласования прилагательных с существительными;

    3. формировать умения безошибочно находить имена прилагательные в предложениях и текстах;

    4. пополнять практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных, обращая внимание на роль прилагательных в речи;

    5. закреплять навык написания падежных окончаний прилагательных;

    продолжить развивать и корригировать орфографическую зоркость учащихся;

    способствовать развитию всех видов памяти, мышление, внимание, воображение;

    способствовать формированию грамматического строя речи через отработку умения устанавливать причинно-следственные связи, учить излагать свои мысли;

    способствовать активизации познавательной деятельности через выполнение различных форм учебной деятельности;

    способствовать активизации словарного запаса учащихся;

    продолжить развивать навыки самоконтроля, внимания через выполнение индивидуальных, групповых, коллективных заданий разного уровня сложности, работу с текстом;

    способствовать повышению эффективности умственной деятельности учащихся на основе использования нестандартных заданий, игровых моментов;

    продолжить формирование и закрепление умений работы с заданием учителя, конструирования устного ответа,

    Воспитывающие:
    1. прививать интерес к учебе и предмету через показ практической направленности изучаемого материала, нестандартных заданий, игровую деятельность;
    2. воспитывать самостоятельность, осуществляя индивидуальный подход и создавая ситуацию успеха;
    3. воспитывать коллективизм, взаимопомощь, умение работать в группе, в паре, в коллективе;
    4. Способствовать формированию волевых качества: трудолюбие, аккуратность, умение доводить дело до логического конца.

    Оборудование: карточки с названием темы и задач урока, оценочные листы, смайлики, цветные конверты с заданиями, карточки с буквами для проверки, карточки с прилагательными и существительными, карточки с алгоритмом проверки падежных окончаний, листы с тестовыми заданиями, магниты, фломастеры, презентация.

    I. Организационный момент. Учитель приветствует учеников, проверяет готовность класса к уроку.

    II. Объявление темы и определение цели и задач урока.

    1. — Наша русская речь состоит из частей, и каждая часть имеет свое название.

    Посмотрите, пожалуйста, вокруг.

    Что вы видите? (предметы).

    Как называется часть речи, которая обозначает предметы? (имя существительное).

    — А теперь внимательно всмотритесь в эти предметы.

    — Какие признаки предметов вы можете назвать? (цвет, форма, размер, материал, вкус, запах, аромат, характер и др.)

    — Как называется часть речи, которая обозначает признаки предметов и прилагается к ним? (имя прилагательное)

    — Какая тема нашего урока? (Имя прилагательное) (На доске размещается запись на карточке «Имя прилагательное»)

    — Мы много уроков изучали эту тему и получали новые знания об имени прилагательном, сформулируйте тему и задачи урока сами.

    (повторять, закреплять, обобщать, систематизировать знания, узнавать новое) (На доске размещаются записи на карточках «повторять», «обобщать», «закреплять», «узнавать новое» «систематизировать»)

    2. Определение воспитательного значения урока. СЛАЙД № 1-9

    Посмотрите слайды и скажите, какой одной темой они связаны? (о дружбе)

    — Сегодня на уроке вместе, сообща будем решать задачи, помогать и поддерживать друг друга, как настоящие друзья.

    III. Этап систематизации знаний;

    1. Словарная работа

    — У вас на парте лежат разноцветные конверты, найдите конверт желтого цвета, откройте его и достаньте содержимое. Перед вами буквы (Из конверта желтого цвета учащиеся достают карточки с буквами И, Е, А, О)

    — Прочитайте буквы, положите их перед собой и послушайте задание 1:

    ЗАМЕНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ОДНИМ СЛОВОМ:

    1. Возвышенное место выступающего или сооружение с рядами скамеек для зрителей на спортивном стадионе (ТРИБУНА) СЛАЙД № 10-14

    — Покажите карточку с буквой, которая пропущена в слове (И);

    — Прочитаем слово все вместе;

    2. Сладкое кондитерское изделие, лакомство в виде шарика, батончика, плиточки (КОНФЕТА) (О);

    3. массовый праздник, показ, смотр лучших достижений искусства: музыкального, театрального, кино (ФЕСТИВАЛЬ) (Е, И);

    4. Очень красивый, замечательный, необыкновенный, великолепный (прекрасный) (Е);

    — Прочитайте все слова и назовите слово, которое отличается от всех остальных (прекрасный)

    — Почему? (обозначает признак предмета)

    — Именам прилагательным посвящен наш урок!

    Что мы знаем об имени прилагательном? (часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы …, изменяется по …)

    — Как можно назвать эти слова? (словарными)

    — Почему? (их нельзя проверить, надо запомнить, о написании их можно узнать в словаре)

    — У вас на столах лежит конверт розового цвета, откройте его и достаньте содержимое. (Из конверта розового цвета учащиеся достают оценочный лист)

    — Перед вами оценочный лист. После каждого выполненного задания вы будете сами себе ставить оценки: если задание выполнено верно – ваш смайлик будет улыбаться, если допустили 1 ошибку – он задумается, 2 и более – загрустит (Показ символических оценок)

    — Возьмите фломастер и оцените свою работу со словарными словами в 1 задание.

    — Чей смайлик доволен работой своего хозяина? Молодцы!

    2. Физминутка «Австралийский дождь»

    3. Нахождение прилагательных в предложении.

    — Что такое части речи? (слова)

    — Попробуем из слов что-то построить.

    Читайте также:  Как отличить слабое и сильное склонение прилагательных

    — Что можно построить из слов? (предложение).

    — Мне нужна ваша помощь и поддержка.

    (Все учащиеся получают карточки со словами для построения 1 предложения)

    Задание: ПОСТРОИТЬ ИЗ СЛОВ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    Верный, преданный, надежный друг не бросит в беде.

    — Прочитать каждому свое слово.

    — Назвать правила написания предложения.

    — Выйти из предложения прилагательным.

    — С каким существительным связаны?

    — Какие еще части речи есть в этом предложении?

    — Какое слово главное в предложении? (имя существительное)

    Вывод: Имя существительное выполняет действия и имеет признаки.

    — Возьмите оценочный лист и оцените свою работу в коллективе с предложением во 2 задание.

    4. Изменение имен прилагательных по родам

    Как изменяются имена прилагательные? (по родам, по числам, по падежам)

    — Сейчас вы снова будем работать вместе, по рядам. У меня в руках 3 карточки со словами, приглашаю по одному человеку из ряда, выбрать любое слово (Выбрали – 1 ряд «книга», 2 — «друг», 3 — «задание»)

    ПОДОБРАТЬ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

    Книга – научная, старинная, поучительная

    Друг – надежный, школьный, добросердечный

    Задание – домашнее, сложное, короткое

    — Почему выбрали эти прилагательные? (книга ж.р. – прилагательные тоже ж.р. и т.д.)

    — Осталось слово «ценные». Почему не выбрали? (имя прилагательное мн.ч.)

    — Подберите имена существительные к прилагательному «ценные» (бумаги, монеты, марки,) – значит очень редкие.

    — Составьте предложения со словом «ценные».

    Вывод: Имя прилагательное зависит от имени существительного – в роде и в числе.

    — Возьмите оценочный лист и оцените свою работу в группе с прилагательными в 3 задание.

    — К слову друг вы подобрали прилагательное «добросердечный». Объясните смысл этого слова. (Человек, обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый) Слово состоит из 2ух корней – добр: от слова «добро», сердеч: от слова «сердечко»+о+н+ый=слово «добросердечный».

    5. Написание падежных окончаний имен прилагательных.

    а. Повторение правила:

    — 4 смелых прошу к доске.

    — Повторим алгоритм написания падежных окончаний имен прилагательных.

    Вы получаете карточки с этапами проверки написания окончаний и должны встать в правильной последовательности.

    (4 ученика выходят к доске выполнять задание)

    1. Найду имя существительное

    2. Ставлю вопрос

    3. Смотрю на окончание вопроса, какое окончание у вопроса, такое окончание надо писать у прилагательного

    б. Отработка правила написания окончаний имен прилагательных

    — У вас на парте лежит конверт голубого цвета, откройте его и достаньте содержимое. (Из конверта голубого цвета учащиеся достают карточку с пропущенными окончаниями имен прилагательных, рядом записаны варианты, правильное окончание обводят красным фломастером)

    Задание: ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНОЕ ОКОНЧАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

    без нов… пальто ого, ова, ога

    о ярк… звезде ай, ой, ом

    в дремуч… лесу им, ем, ей

    — Проверка. СЛАЙД № 1 НА И.Д.

    — Возьмите оценочный лист и оцените свою работу с окончаниями прилагательных в 4 задание.

    6. Роль прилагательных в русском языке. Нахождение прилагательных в тексте.

    Сейчас мы выясним, для чего в русском языке нужны прилагательные?

    — Сравните 2 текста: СЛАЙД № 15

    Пришла в..сна. В неб.. поют птицы. З..мля прогрелась со..нцем. В п..лях тает сне.. .

    Пришла дружная в..сна. В син..м неб.. поют первые птицы. З..мля пр..грелась теплым со..нцем. В п..лях тает последн..й сне.. .

    — Какой текст понравился больше? Почему?

    — Для чего в русском языке нужны прилагательные? (помогают описать предметы – их форму, цвет, размер, материал; делают нашу речь яркой, выразительной, точной, понятной) (Задание выполняется в парах – учащиеся распределяются по парам)

    — Я раздаю парам конверты сиреневого цвета, откройте их и достаньте содержимое. (Из конверта сиреневого цвета учащиеся достают карточку с текстом с пропущенными буквами)

    Задание: ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ

    — Пара, выполнившая задание первой поднимает руки.

    — Проверка. СЛАЙД № 2 НА И.Д.

    — Возьмите оценочный лист и оцените свою парную работу с пропущенными буквами в 5 задание.

    7. Проверка знаний. Выполнение тестовых заданий. (Тест выполняется со сменой места)

    б) признак предмета

    в) действие предмета

    Прилагательное отвечает на вопросы:

    б) что делать? что сделать?

    в) какой? какая? какое?

    а) по родам, по числам, по падежам

    б) по родам, по числам, по временам

    в) по числам, по лицам, по временам

    Найди прилагательные женского рода:

    а) кислый, дождливый

    б) слабая, острая

    Найди прилагательные множественного числа:

    а) вишневый, стеклянные

    б) открытые, желтые

    в) хрупкие, грязное

    8.Подведение итога. Рефлексия. Оценивание своей работы.

    — Какие задачи стояли перед нами?

    — Кто считает, что справился с этими задачами? Подсчитайте смайлики и поднимите карточку с изображением, которое рисовали в оценочном листе чаще других.

    — Покажите свое настроение, а я покажу свое. СЛАЙД № 16 (мое настроение)

    — Я рада, что наши настроения совпадают.

    — Урок закончен. Спасибо за прекрасную работу!

    Источник