Меню

Урок рки степени сравнения прилагательных



Степени сравнения прилагательных

Начиная с базового уровня (А2) РКИ ученики знакомятся со сравнительной степенью (с ограниченным набором лексики) и с превосходной степенью сравнения прилагательных.

Сравнительная степень указывает на то, что признак проявляется у одного предмета в большей (или меньшей) степени, чем у другого.

Сравнительная степень бывает простая и сложная.

Простая форма сравнительной степени образуется от основы начальной формы при помощи суффиксов -е, -ее (ей), -ше:

основа начальной формы + -е, -ее (ей), -ше

(старший) старш + е = старше

(красивый) красив + ее = красивее

(старый) стар + ее = старее, + ше = старше

-е:

1) больш-ой — больш-е, старш-ий — старш-е, младш-ий — младш-е

2) у прилагательных с основой, оканчивающейся на г, к, х, д, т, cт, с последующим чередованием согласного основы:

жарк-ий – жарч-е, дорог-ой – дорож-е, тих-ий – тиш-е, молод-ой – молож-е, богат-ый – богач-е, чист-ый — чищ-е

3) у прилагательных с суффиксом -к- (-ок-, -ек-) с последующим усечением суффикса и чередованием согласного основы:

низк-ий – ниж-е, узк-ий – уж-е, высок-ий – выш-е, близк-ий – ближ-е

-ее (ей):

интересн-ый — интересн-ее (интересней), умн-ый — умн-ее (умней), длинн-ый — длинн-ее (длинней)

-ше:

1) стар-ый — стар-ше, молод-ой — млад-ше

2) у прилагательных с основой, оканчивающейся на г, к с последующим усечением этих согласных:

далёк-ий – даль-ше, долг-ий – доль-ше, тонк-ий – тонь-ше

Некоторые слова образуют сравнительную степень от другого корня. Эти слова нужно запомнить:

хороший – лучше

плохой – хуже

маленький – меньше

Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются и не имеют окончаний.

Сложная форма сравнительной степени образуется при помощи слов более, менее:

прилагательное + более, менее

красивый + более = более красивый

интересный + менее = менее интересный

Прилагательные в форме сложной сравнительной степени изменяются по родам, числам и падежам.

Превосходная степень указывает на то, что какой-то признак проявляется в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени.

Превосходная степень также бывает простая и сложная.

Простая форма превосходной степени образуется от основы начальной формы при помощи суффиксов -ейш-, -айш-

основа начальной формы + -ейш, -айш-

(красивый) красив + ейш = красивейший

(мягкий) мягк + айш = мягчайший

-ейш-

богат-ый — богат-ейш-ий, храбр-ый — храбр-ейш-ий

-айш-

у прилагательных с основой, оканчивающейся на г, к, х, с последующим чередованием согласного:

высок-ий – высоч-айш-ий, глубок-ий – глубоч-айш-ий, тих-ий – тиш-айш-ий

Некоторые слова образуют превосходную степень от другого корня:

хороший – лучший

плохой – худший

Сложная форма превосходной степени образуется при помощи слов самый, наиболее, наименее:

самый, наиболее, наименее + прилагательное

самый + красивый = самый красивый

наиболее +​ интересный = наиболее интересный

наименее + важный = наименее важный

Прилагательные в форме превосходной степени изменяются по родам, числам и падежам.

Источник

Конспект урока «Степени сравнения имен прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку по теме

Степени сравнения имен прилагательных

Планируемые результаты:

1. Называет степени сравнения имен прилагательных;

2. Перечисляет основные способы образования степеней сравнения имен прилагательных;

3. Приводит примеры сравнительной и превосходной степени сравнения имен прилагательных.

Скачать:

Вложение Размер
ivanova_n.v._konspekt_uroka.docx 24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Степени сравнения имен прилагательных

  1. Называет степени сравнения имен прилагательных;
  2. Перечисляет основные способы образования степеней сравнения имен прилагательных;
  3. Приводит примеры сравнительной и превосходной степени сравнения имен прилагательных.
  1. Организационный этап, мотивация учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Надеюсь, что сегодняшний урок получится плодотворным и интересным.

— Я попрошу вас поработать в парах для того, чтобы вспомнить тот материал, который вы уже знаете. Для этого я раздам карточки каждой паре. По очереди задавайте вопрос своему напарнику, указанный в вашей карточки, и сравнивайте ответы. Важно проговорить друг другу материал и подготовить самого себя к восприятию нового материала.

Что такое прилагательное? Назови, что обозначает и на какие вопросы отвечает? Это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие?

Перечисли, какие разряды имен прилагательных ты знаешь? Качественные, относительные, притяжательные

Объясни, что обозначают качественные имена прилагательные? Качественные имена прилагательные обозначают качества, свойства, которые могут проявляться в большей или меньшей степени

Объясни, что обозначают относительные имена прилагательные? Относительные прилагательные указывают на признак через отношение к другому предмету, действию, обстоятельству

Объясни, что обозначают притяжательные имена прилагательные? Притяжательные прилагательные обозначают различные значения принадлежности лицу или животному

К какому разряду будут относиться слова ДОБРЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ЛЕГКИЙ? Качественное прилагательное

К какому разряду будут относиться слова СОСНОВЫЙ, КАМЕННЫЙ, МОРСКОЙ? Относительные прилагательные

К какому разряду будут относиться слова ПАПИН, ЛИСИЙ? Притяжательные прилагательные

  1. Осознание, осмысление нового материала

Перед вами три предложения. Запишите их себе в тетрадь

Перед нами открылся красивый пейзаж.

Этот пейзаж был красИвее предыдущего.

Перед нами открылся красИвейший пейзаж.

Поработайте в группах по 3 человека. Ваша задача – назвать степени сравнения имен прилагательных, на основе примеров и вопросов, на которые нужно ответить каждой группе.

— Какое прилагательное показывает, что признак предмета проявляется в большей степени? (красивее)

— Какое прилагательное показывает, что признак предмета превосходит остальные признаки предмета? (красивейший)

— Как назовём форму, где признаки сравниваются? (Сравнительная)

— Как назовем вторую степень, если известно, что она превосходит всех? (Превосходная)

Пожалуйста, сделайте вывод и запишите его в виде ответа на вопрос – назови степени сравнения имен прилагательных?

Это и будет темой нашего урока (Записываем тему)

Запишите стихотворение Михаила Александровича Дудина, советского поэта. Найдите прилагательные, имеющие степень сравнения. Определите, с помощью каких суффиксов образовались эти прилагательные? Обозначьте эти суффиксы

Чистейшего снега, И, пухом легчайшим

Белейшего снега На солнце блистая,

Зима отряхнула Пустила гулять

На рощу с разбега. По лесам горностая

Слово учителя (схема на доске. Учащиеся переносят ее в тетрадь)

Сравнительная степень Превосходная степень

-ее- более -айш- самый

Я называю прилагательное в положительной степени, а вы меня дополняете, образуя сравнительную и превосходную степень

Красивый – красивее – самый красивый

Умный – более умный – умнейший

Чистый – чище – чистейший

Сделайте вывод, прилагательные какого разряда могут иметь степени сравнения? (только качественные)

Осмысление (работа в парах)

Сейчас ваша задача – проговорить новый материал друг другу и самому себе. Я раздам карточки, в которых будут прописаны вопросы, которые вы будете задавать друг другу.

Перечисли степени сравнения имен прилагательных? Положительная, сравнительная, превосходная

Назови все степени сравнения имен прилагательных? Положительная, сравнительная, превосходная

Объясни, какими способами может быть образована сравнительная степень? При помощи чего (морфемы, слова) она образуется? Сравнительная степень имен прилагательных может быть образована при помощь суффиксов

(-ее-, -е-, -ше-) и специальных слов (более, менее)

Объясни, какими способами может быть образована превосходная степень? При помощи чего (морфемы, слова) она образуется? Превосходная степень имен прилагательных может быть образована при помощь суффиксов

(-айш-, -ейш-) и специальных слов (самый)

Образуй от прилагательных, которые я буду называть, сравнительную степень:

красивый, умный, добрый, нежный, синий Красивее (более/менее красивый),

Умнее (более/менее умный),

Добрее (более/менее добрый)

Нежнее (более/менее нежный)

Синее (более/менее синий)

Образуй от прилагательных, которые я буду называть, сравнительную степень: ласковый, надежный, честный, хороший Ласковее (более/менее ласковый)

Надежнее (более/менее надежный)

Честнее (более/менее честный)

Лучше (более/менее хороший)

Образуй от прилагательных, которые я буду называть, превосходную степень:

красивый, умный, добрый, нежный Красивейший (самый красивый)

Умнейший (самый умный)

Добрейший (самый добрый)

Нежнейший (самый нежный)

Образуй от прилагательных, которые я буду называть, превосходную степень: ласковый, надежный, честный, хороший

Ласковейший (самый ласковый)

Надежнейший (самый надежный)

Честнейший (самый честный)

Какие сложности возникли во время работы в парах? Все смогли ответить на вопросы напарника?

Следующее упражнение поможет вам понаблюдать, какие грамматические ошибки можно допустить при образовании степеней сравнения прилагательных. Ваша задача исправить ошибки в приведенных предложениях и сделать ответить на вопрос: почему могут возникнуть подобные ошибки?

1. Это путь гораздо длиньше, чем тот. 2. Эта задача более легче, чем та, которую решали вчера. 3. Я никогда не видел книгу толстее. 4. Наиболее высочайшие здания в мире находятся в Нью-Йорке. 5. И продавала она все по самой выгоднейшей цене. 6. Голос этой девушки, по мнению слушателей, был звончее других.

Таким образом, для использования степени сравнения прилагательного, используем только один способ – либо добавляем специальное слово, либо суффикс. Не смешивать.

Объяснение домашнего задания:

По группам составить текст с использованием прилагательных в сравнительной, превосходной степенях сравнения (по профессиям).

Источник

РКИ Тема: Степени сравнения имён прилагательных

РКИ (русский язык как иностранный) по теме:Степени сравнения имён прилагательных.

Просмотр содержимого документа
«РКИ Тема: Степени сравнения имён прилагательных»

А вторская разарботка

РКИ (русский язык как иностранный)

Автор разработки: Фасюра Оксана Владимировна

Тема урока: Степени сравнения имён прилагательных.

Цели урока: узнать о сравнительной и превосходной степенях сравнения имён прилагательных, научиться образовывать прилагательные в сравнительной превосходной степенях.

Приветствие и проверка присутствующих.

-Добрый день! Сегодня мы познакомимся с темой, которая вызывает затруднения у иностранцев не изучающих русский язык так глубоко, как вы.

-Запишите тему урока : Степени сравнения имён прилагательных.

Введение в тему

-В русском языке две степени сравнения имени прилагательного: сравнительная и превосходная.

Сравнительная степень прилагательного обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в большей или меньшей степени, чем в другом.

Он лучше меня; Он красивее меня; Твой портфель тяжелее, чем мой.

Сравнительная степень бывает простая и составная

Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов:

-ее (-ей): красивый – красивее, смелый – смелее, холодный – холоднее;

-е (с чередованием последнего согласного основы или без чередования): большой – больше, короткий – короче, сладкий – слаще;

-ше: старый – старше, молодой – младше.

-Образуйте простую сравнительную степень прилагательного от слова белый (белее), чёрный (чернее), грубый (грубее).

-Иногда при образовании сравнительной степени прилагательного используется другой корень.

Хороший – лучше, плохой – хуже, маленький – меньше.

Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются и не имеют окончаний!

Составная сравнительная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц более и менее.

Большой – более/менее большой, красивый – более/менее красивый.

Составная форма сравнительной степени, как и полная форма положительной степени прилагательных, изменяется по родам, числам и падежам.

Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени.

Он мой лучший друг; Она самая красивая девочка в нашем классе.

Превосходная степень бывает простая и составная.

Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов -ейш-, -айш-.

Красивый – красивейший, мягкий – мягчайший, добрый – добрейший.

-Образуйте от прилагательных простую превосходную степень:

Грубый (грубейший), чистый (чистейший)

Иногда при образовании превосходной степени прилагательного используется другой корень.

Хороший – лучший, плохой – худший.

Составная превосходная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц самый, наиболее и наименее.

Большой – самый/наиболее/наименее большой, красивый – самый/наиболее/наименее красивый.

Прилагательные в превосходной степени, как и полные формы положительной степени прилагательных, изменяются по родам, числам и падежам.

При образовании сравнительной и превосходной степени нельзя одновременно использовать простую и сложную форму степеней сравнения.
Неправильно: более красивее, более тяжелее, наиболее спокойнейший.

Выполним упражнения, чтобы усвоить материал:

1 Измените прилагательное, поставив его в простую сравнительную степень:

1.Доброе братство сильно (сильнее) богатства.

2. Утро вечера мудрое (мудренее).

3. Волнам их воля и холод дорогой (дороже) знойных полудня лучей.

4. По крайней мере, звук казался иногда нежный (нежней).

5. Она была на полголовы низкая (ниже) сестры.

2 Сравните предметы по заданному признаку. Составьте предложения:

1. Лёд и вода, платина и золото, молоко и сливки – сравнение по весу.

2. Юпитер и Земля, океан и море – по величине.

3. Волга и Амазонка, анаконда и сетчатый удав – по длине.

4. Сириус и Полярная звезда – по яркости.

3 Найдите признак, по которому различаются данные предметы. Сравните их. Запишите предложения. Объясните способ образования сравнительной степени.

Гранит и алмаз; месяц и неделя; газета и журнал; золото и серебро; скорый и пассажирский поезда.

4 Подберите определения к данным существительным и поставьте их в простой форме превосходной степени. Составьте предложения с полученными словосочетаниями.

Срок, опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема.

(Слова для справок: великий, богатый, благородный, краткий, глубокий, покорный, интересный).

5 Закончите предложения, употребляя глагол «становиться». Объясните способ образования степеней сравнения.

1.С наступлением весны дни … .

2. при нагревании вода … .

3.Там, где прошёл лыжник, снег … .

4. Ближе к устью река … .

5. Человек, который занимается спортом, … .

Рефлексия: что запомнили из сегодняшнего занятия?

Источник

Читайте также:  Краткие прилагательные склоняются изменяются по родам числам падежам