Меню

Урок роль глаголов в языке 4 класс канакина



Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей «не»»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

4 класс. Программа ОС «Школа 2100».

Пояснительная записка

Данный урок относится к теме «Глагол», на изучение которой в 4 классе отводится 34 урока. Тема разбита на 4 блока. Проводимый урок – первый в изучении всей темы и относится к блоку «Повторение».

Тип урока – вводный. Отсюда вытекает логика поставленных на уроке целей.

Для реализации поставленных целей использовались приёмы и методы технологий проблемно-диалогического обучения и технологии критического мышления.

Урок имеет классическую структуру, характерную технологии критического мышления:

  • Стадия вызова (вызов интереса к теме, актуализация имеющихся знаний, побуждение к активной работе)
  • Стадия осмысления (попытка систематизировать знания)
  • Стадия рефлексии (осмысление полученной информации, формирование у учащихся собственного отношения к изучаемому материалу).

На уроке развиваются учебно-языковые, общеучебные, речевые умения, реализуются сквозные линии курса:

  • расширение словарного запаса (задания на подбор синонимов, введение новой терминологии);
  • овладение умениями и навыками устной учебно-научной и разговорной речи (задания на выяснение лексического значения слов);
  • формирование навыка грамотного письма слов с изученной орфограммой.

Цели урока:

Обучающие: проверка прочности фундамента знаний – повторение, систематизация и расширение знаний детей о глаголе как о части речи;

  • развитие умения вести диалог, умения целостно представить уровни и перспективу освоения учебного материала;
  • развитие способностей правильно формулировать мысли в процессе обсуждения;
  • развивать мотивацию и самосовершенствование личности;

Воспитательные: на основе содержания заданий повторить правила поведения в определённых ситуациях;

Учебные средства:

  • видеопроектор,
  • учебник «Русский язык» 4 класс, Р.Н. Бунеев, Е.К. Бунеева,
  • пособие «Дидактический материал» 4 класс, Л.Ю. Комиссарова.

Основной продукт урока – схема актуализированных знаний по теме «Глагол». Отбор содержания заданий основан на самых ключевых понятиях: роль и многообразие глаголов в речи, начальная форма глагола, правило правописания. Основные знания были получены из отрывков художественных произведений, имеющих ценность для формирования нравственной личности.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность
учеников
Учебные средства
Организационный

Здравствуйте ребята. Я приветствую всех, кто находится сейчас в этом классе.
Сегодня нам предстоит совместная работа. Надеюсь, что наше общение будет взаимоприятным и продуктивным.
Вы готовы? Слушают, настраиваются. Слайд 1 Стадия вызова
Подводка к теме
приём «яркое пятно» вызов интереса к теме) Тема нашего сегодняшнего общения играет важную роль в жизни каждого человека. Именно её изучает герой стихотворения, которое вы услышите.
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так
Новый метод этот:
«Кричать» -кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел! Да.

«Дид. материал»
(упр. 121) Формулирование темы урока.
Постановка целей Так какая же тема будет предметом нашего внимания?
Как вы думаете, можно ли построить дом без фундамента? Глагол. Слайд 2 Побуждение к активной работе, мотивация к учебной деятельности А можно ли узнавать что-то новое, не проверив прочность своих знаний?
Значит, что необходимо сделать?
Продолжаем строить дом,
В нём поселится глагол,
Но сперва проверить надо
Прочен ли фундамент знаний.
Повторить, подготовиться к изучению нового.
Запись
цели «повторить» на листы. Слайд 3 Актуализация знаний Со словами этой части речи вы встречались с 1 класса и с каждым годом ваши знания прибавлялись. И если в 1 классе глаголы вы называли словами – действиями, то к 4 классу знания явно расширились, появились новые понятия.

А давайте подумаем, что нового может появиться в этой теме в 4 классе?

Давайте рассмотрим столбики знаний.

Ответы на основе слайда Слайд 4

Слайд 5 Cтадия осмысления

(графическое изображение знаний по блокам – кластер) Итак, чтобы нам было легче все, что будем вспоминать, соберём в схему.
Также помогут вспоминать в случае затруднения помощники, которые специально подготовились к этому уроку.
Итак, в центре нашей схемы – глагол.
Он образует большую группу слов.
А как называют в русском языке большие группы слов?

Давайте послушаем нашего помощника. (выбранный ученик)

Части речи.

Помощник 1
По частоте употребления в речи глагол занимает 2 место после существительного. Слайд 6 Метод подводящего диалога Задумывались ли вы, почему существительное, например
называется именно существительным?

Если существительные существуют, прилагательные прилагают к ним качества, то глагол …
Обратите внимание на слова глагол, глаголет, глаголица.
Что вы можете сказать об этой группе слов?
Как вы понимаете значения этих слов?
Проверьте свои предположения, прочитав 1 абзац упр.230.

Источник

канспект урока «РОЛЬ ГЛАГОЛОВ В ЯЗЫКЕ»Школа России 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с «оживляющей» ролью глагола в предложении; совершенствовать умения находить в тексте глаголы и указывать их грамматические признаки; способствовать развитию навыка классификации глаголов по значению; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с «оживляющей» ролью глагола в предложении; научатся находить в тексте глаголы и указывать их грамматические признаки; классифицировать глаголы по значению; находить в тексте глаголы-омонимы; составлять рассказ по рисунку; выполнять разбор слова по составу; указывать части речи в предложении

Метапредметные УУД

Познавательные: уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; коммуникативные: читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения

Личностные
результаты

Осознавать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие»; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; осознанно
готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Источник

Урок русского языка по теме»Роль глаголов в языке и речи»( 4 класс)

Данная разработка урока предназначена для учителей работающих в 4 классе начальной школы по программе «Школа России» к учебнику В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме»Роль глаголов в языке и речи»( 4 класс)»

Учитель Баженова Н.М.

МБОУ Сокольчинская сош №3

Тема урока :Роль глаголов в языке и речи.(урок 121)

• актуализировать знания об обобщенном лексическом значении глаголов, их роли в языке;

•развивать умения распознавать глаголы ,объяснять их значение. понимать и •сохранять в памяти учебную задачу урока;

• различать глаголы среди слов других частей речи.

• различать глаголы среди других частей речи;

• называть изученные грамматические признаки глаголов;

• определять роль глаголов в языке и речи;

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• делать выводы на основе наблюдения и сравнения;

• вносить коррективы или дополнения в сделанный вывод;

• учитывать разные мнения в совместной деятельности;

• принимать решение на основе сравнения разных точек зрения;

• адекватно оценивать результаты своей деятельности.

• проявлять интерес к изучаемому предмету;

• стремиться к проявлению познавательных способностей.

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

С усердием трудитесь!

2.Самоопределение к деятельности

Я страшное дело какой деловой:

В любые дела ухожу с головой.

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю.

Укроп поливаю, кусты подстригаю

И чисто-пречисто весь двор подметаю.

Дорожки песком я в саду посыпаю,

А после работы в тени отдыхаю.

-Что вы можете сказать о глаголе.

-Сформулируйте задачи урока

3. Работа по теме урока

А)»Глагол — самая огнедышащая, самая живая часть речи».

Б)- Что мы знаем о глаголе( повторение изученного)

В) Наблюдение над ролью глаголов в речи.

У детей на партах карточки с текстами. Тексты вслух читают выразительно читающие ученики.

В лесу все шумят. И родничок приветливо журчит. Вокруг поют птицы. А он вместе с ними радуется и улыбается. Белым подснежникам он поет нежные и добрые песни. он играет с хвоинками, попавшими к нему в гости.

Жизнь так и кипит в нем.

-О чем говорится в тексте?

-Найти в тексте глаголы.

-По каким признакам нашли глаголы?

Задание: Подчеркнуть глаголы. Каким членом предложения является глагол.

Г)Работа в парах.(по учебнику упр.142)

Чтение составленного рассказа по рисунку.

Д) Списывание с заданием.

-Спишите упр 139

подчеркните главные члены предложения, определите роль глагола в предложениях.

Работа в парах — взаимопроверка.

Проверка — использование сигнальных карточек.

Е) Работа с группой глаголов со значением движения(упр 140)

4.Рефлексия (хлопок-если услышали глагол)

Купил, решил, заяц, осень, написали, красивый, мыла, мыло, светило.

Источник

Портал педагога

Автор: Прусакова Ирина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 59
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка в 4 классе
Тема: «Повторение о глаголе. Роль глагола в языке»
Дата публикации: 10.01.2020
Раздел: начальное образование

Прусакова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов,

Высшая квалификационная категория

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 59» г. Брянска

Урок русского языка в 4 классе по теме:

«Повторение о глаголе. Роль глагола в языке»

Цель: расширение представлений о синтаксической роли глагола в речи; углубление

знаний учащихся о глаголе, как о части речи.

Задачи: актуализировать знания об обобщенном лексическом значении глаголов, их

роли в языке; развивать умения распознавать глаголы, объяснять их значение, понимать,

различать глаголы среди слов других частей речи.

Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.

выполняя пошаговые действия алгоритма.

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной

— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на

основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

— уметь оформлять свои мысли в устной форме;

— слушать и понимать речь других;

— договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

— уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя;

— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник

и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, доска, карточки для индивидуальной

Дети, мы сегодня не одни,

Гости к нам пришли.

И тихонько все садитесь.

А у нас сегодня не простой урок, а урок-исследование.

Самоопределение к деятельности.

— Что станет предметом исследования вы узнаете из интервью.

1)Что вы больше всего любите?

2)Что вы больше всего не любите?

-Не люблю предлоги и известную всем частицу.

3)Что бы вы пожелали ребятам?

-Чтобы русский все ребята

На пятерку знали

На письме и в разговоре

-Правильно, это часть речи глагол.

Определение темы урока

— Определите тему нашего урока. (Повторение о глаголе. Роль глагола в языке)

Эта тема для нас совершенно новая или у нас имеются определенные знания по

Давайте определим задачи нашего урока

Повторитьзнания о глаголе как части речи.

Узнать, какую роль играет глагол в предложении и речи.

— Сегодня мы будем говорить о глаголах с точки зрения их значимости в речи. Вы

будете исследователями, а результатом нашей работы станет памятка-подсказка, которую вы

будете заполнять на протяжении всего урока

Проводя исследование, вы должны учиться излагать свои мысли, выражать свою точку

зрения, защищать её, развивать свою речь.

Работа над темой урока

План изучения любой части речи

— Вспомните план изучения любой части речи.

План изучения частей речи

Самостоятельная или служебная часть речи.

На какие вопросы отвечает?

Чем является в предложении?

Значение слова «Глагол»

-Давайте выясним значение слова глагол? В этом нам поможет текст № 1. Прочитайте

текст. Выполните задания. Работаем маркером, определяем главную мысль текста.

Прочитайте текст. Определите стиль текста.

«Глагол- необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием.

Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение

«слово, речь», «глаголить» значило говорить…

Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет

этот термин: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово: стало быть,

глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому-то глагол и бывает

Слово глагол постепенно утратило старое значение. Теперь это название одной

Мелетия Смотрицкого только в 17 веке.

-Так почему же эта часть речи получила такое название?

-Определите стиль текста. (Научный).

— Запишите в рабочую тетрадь однокоренные слова к слову глагол, определите часть

речи и объясните значение.

Повторение о глаголе, используя метод «Кластер»

-Выберите из предложенных слов ключевые слова, которые относятся к теме нашего

урока и составьте кластер, используя эти слова.

Предмет, часть речи, какой, действие предмета, что делать?, кто?, что сделать,

-Используя ключевые слова, дайте определение глагола.

Поработаем в парах. Возьмите карточку № 1. Выполните задание письменно в рабочих

Карточка № 1 Группа 1

Разделите слова на три группы и сделайте вывод.

Пришла, идет, подойдет, цветет, засвищут, потекли.

Вывод: глаголы изменяются по временам. Они бывают в форме настоящего, будущего

и прошедшего времени.

Карточка № 1 Группа 2

Разделите слова на группы. Сделайте вывод.

Иду, подойдешь,засвищут, потекли, цветут, пою.

Вывод: глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам

Карточка № 1 Группа 3

Разделите глаголы на 2 группы. Сделайте вывод.

Идет, смотрят, поют, идут, смотрит, поет.

Вывод: глаголы изменяются по числам.

Карточка № 1 Группа 4

Разделите слова на 3 группы. Сделайте вывод.

Играл, бежала, играло, бежал, играла, бежало.

Вывод: глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

Карточка № 1 Группа 5

Раскрой скобки.Сделай вывод.

(Не)взял, (не)съел,( не)принес, (не) умел, (не) расцвел.

Вывод: не с глаголами пишется раздельно.

Карточка № 1 Группа 6

Выделите в предложении грамматическую основу. Сделайте вывод.

По дорогам весело журчат весенние ручьи. Весело зачирикали проворные

Вывод: глагол в предложении является сказуемым.

-Сравните свои выводы с авторскими.

Глагол-это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета,

отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глагол изменяется по временам, лицам и числам.

В предложении является главным членом предложения – сказуемым.

— Если я называю слово – глагол, вы показываете движение, если слово – другая часть

речи ничего не делаете.

Вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, размышлял,

Роль глаголов в языке. Наблюдение над языковым материалом

– Сравните два текста. Чтение текстов вслух.

Сравните два текста. Сделайте вывод.

1. Жаркое южное утро. Порт на берегу Средиземного моря. Величественные

пестрота одежд, носильщики с тележками, продавцы бутербродов, фруктов, разносчики

разноцветные флаги. Повсюду толпятся пассажиры, снуют носильщики, многоголосо

кричат продавцы бутербродов, фруктов, суетятся разносчики мороженого.

Вывод:в первом тексте нет глаголов, поэтому нет динамики, развития событий.

— Сделайте вывод о значении глаголов в языке.

организуют ее, позволяют ей быть живой, динамичной.

— Как можно назвать глаголы, которые передают движение?

— Глаголы, которые создают движение, называют глаголами движения.

— А что еще могут передавать глаголы? Ответить на этот вопрос нам поможет Упр. 140

Назовите группы глаголов со значением:

Движения: бежать, идти, ехать, лететь.

Речи: мяукать, спросить, рассказывать, говорить.

Труда: работать, строить, рисовать.

Мысли: думать, размышлять.

Проявления чувств: радоваться, грустить.

Сделайте вывод, что могут передавать глаголы.

состояние природы, чувства человека и т.д.

— Какова же роль глаголов в речи?

Вывод: не только прилагательные делают нашу речь красивой и выразительной.

Оказывается, с помощью глаголов мы можем передать чувства человека, показать шум

дождя, услышать скакими звуками приходит весна.

Дидактическая игра «Весёлая рифма»

Дидактическая игра «Весёлая рифма»

Под корягой гриб (стоял, кричал),

На ветру листок (писал, плясал),

На цветке пчела (сидела, летела),

Птица на ветвях (шипела, пропела)

(Задремал, лопотал) ручей в корнях,

(Скакали, спали) бабочки на пнях,

(Пил, удил) жучок с листка росу,

Жарким днём в густом лесу.

Всё летело, спало, пело …

И по делу, и без дела.

Птица, бабочки, листок –

Каждый действовал как мог.

В этом действии весёлом

Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.

Карточка для самостоятельной работы

Прочитай текст, вставляя пропущенные глаголы. Используй слова для

справок. Определи время глаголов.

Мартовское небо голубое и чистое. Такое небо бывает только весной. Солнце

солнечной стороне _____________ снег. На крыше висит длинная сосулька. С её

конца _________________ капельки. Воробьи чирикают и выглядят нарядными. На

ветку берёзки _______________ ворона. Она ___________________ шею и хрипло

________________. Молодая галка _____________ место для гнезда. На дальней

изгороди сороки головами ______________, хвостами ______________ и трещат. Вот

Источник

Читайте также:  Глаголы в русском и узбекском языках