Меню

Урок русского язык 4 класс имя прилагательное



Урок русского языка в 4 классе «Имя прилагательное»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок повторения и обобщения знаний учащихся по теме «Имя прилагательное как часть речи».

Скачать:

Вложение Размер
imya_prilagatelnoe.docx 30.18 КБ

Предварительный просмотр:

  • Повторить и обобщить знаний учащихся о признаках имени прилагательного как части речи. Пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
  • Развивать умения распознавать прилагательные как часть речи, совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.
  • Формировать у учащихся мотивацию к самообразованию, навыков самообразования, умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Интерактивная доска.
  • Презентация “Имя прилагательное как часть речи”.
  • Наглядные пособия: картинки зайца, медведя, лисы в цвете и без цвета.
  • Дидактический материал: карточки для индивидуальной работы и работе в парах.
  • Рейтиг-листы.

— Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас, рада нашей встрече. Надеюсь, что сегодняшний урок доставит нам всем удовольствие и позволит стать чуточку грамотнее. Давайте улыбнёмся друг другу, ведь улыбка поднимает настроение , и нет в мире ничего прекраснее, чем улыбающиеся дети. Спасибо! А теперь за работу!

У природы нет плохой погоды,

Каждая погода — благодать!

Дождь ли, снег — любое время года

Надо благодарно принимать.

— Ребята, а у вас есть любимая пора года? Или вы любите каждую пору года по-своему .

Январь – месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов.

— О каком времени года говорится?

— Какую картину вы себе представили?

— Какие слова помогают ярче и образно представить картину?

— Какой частью речи они являются?

— Назовите имена прилагательные.

— Прочитайте предложение опустив имена прилагательные.

— Какую роль играют имена прилагательные?

  1. Определение темы и сообщение целей урока (Слайд 2)

— Сформулируйте тему нашего урока. Определите каждый для себя цель работы на уроке, используя данные слова:

ДОКАЗЫВАТЬ
РАССУЖДАТЬ
ОПРЕДЕЛЯТЬ (синтаксическую роль в предложении)
ОБЪЯСНЯТЬ
ГРАМОТНО ПИСАТЬ

Вывод: Тема нашего урока “Имя прилагательное”

-Да, сегодня мы постараемся вспомнить все, что уже знаем об имени прилагательном, задумаемся над его ролью в тексте и нашей речи, затронем словообразование, поговорим о полной и краткой формах имён прилагательных.

— Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос:

Какую роль играют имена прилагательные в тексте и нашей речи? (Слайд 3)

— Чем мы будем заниматься на уроке?

Рейтинг-лист (Слайд 4)

— Рассмотрите рейтинг-лист. В столбик записаны этапы работы на уроке. А в строке формы работы. Сегодня вы сами будете оценивать свою работу на уроке. На каждом этапе будете сами себе выставлять не оценку, а количество баллов. В конце урока подсчитаете баллы. Определенное количество баллов соответствует оценке, которую вы получите за урок. Максимальное количество дано в таблице. (Приложение 1)

  1. Работа над материалом урока.

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
(Мороз)

Наблюдения над ролью прилагательных в речи. (Слайд 6)

Класс делится на 3 группы

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год
Шуба серая — для лета,
Шуба для зимы — другого цвета. (Заяц.)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост — краса.
Кто ж это. (Лиса.)

— Я знаю вы любите рисовать. Давайте порисуем, но не красками, а словами. Раскрасьте своих животных. Для этого опишите внешний вид животного и его качества. Запишите эти слова к себе в тетрадь. (Выполнение работы)

Проверка. (Слайд 7, 8, 9)

Какие слова вы использовали? Какую часть речи?

Игра “Кто больше?” (Слайд 10)

— Подсчитайте баллы (за каждое верно написанное слово получаете 1 балл)

Вывод : — С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно, ярко и образно описать предмет, назвать его признаки.)

2. Слайд «ВЕСНА» (12)

Расшифруйте слова. Определите о какой поре года пойдёт речь далее. (Слайд 13)

Соотнесите начало и конец в народных приметах о весне. Работа в парах

1. Если из березы течет много сока — к длинной весне.

2. Май холодный — к ранней весне.

3. В марте мороз скрипуч, год хлебородный.

4. Длинные сосульки — то лето будет дождливым.

5. Ранний прилёт жаворонка – да не жгуч.

Проверка. Выставление баллов.

Если из березы течет много сока — то лето будет дождливым.

Май холодный — год хлеборобный.

В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

Длинные сосульки — к длинной весне.

Ранний прилёт жаворонка – к ранней весне.

Проверка ( Слайд 14)

Разминка для глаз (Слайд 15, 16)

3. Слайд «ЛЕТО» (17)

— С чем у вас ассоциируется слово ЛЕТО?

1. Устная разминка «Орфоэпический бой»

1. Сражаются двое участников;

2. Поочерёдно указывают слова из своего «арсенала»;

3. Соперник должен правильно произнести слово;

4. Ошибка — пропущенный удар;

5. Выигрывает тот, кто пропустит меньше ударов.

партер (зрительный зал в театре)

— Пожелание «Пусть на нашей прекрасной земле происходят только орфоэпические бои».

2. Определение морфологических признаков имен прилагательных. Словообразование.

Упражнение “Магазин”. (Слайд 18)

Учитель диктует существительные.

ОВОЩИ, КНИГИ, ОБУВЬ, ХЛЕБ, ШКАФ, РОЛИКИ.

— Учащиеся должны записать прилагательные, обозначающие, в каком магазине можно купить данные предметы. Выделить корень слова.

— Найдите и выделите часть слова, с помощью которой образованы имена прилагательные.

— Как называется эта часть слова? (суффикс)

Выставление баллов — макс. 5 баллов

3. Лексическая работа

Упражнение “Антонимы”. ( Слайд 20)

— Что такое “антонимы”? (слова противоположные по смыслу)

— Для чего они нужны в нашей речи?

Учитель диктует имена прилагательные:

Учащиеся записывают слова с противоположным значением:

Проверка на слайде

Выставление баллов — макс. 5 баллов

4. Слайд «ОСЕНЬ» (21)

— Встаньте, закройте глаза, представьте, что вы в осеннем лесу. Вдохните свежего лесного воздуха. Смотрите, сколько грибов. Давайте собирать грибы. Грибы мы будем срезать ножом и ложить в корзинку. Смотрите, ещё один, тоже срежем его. Ой, наклонитесь, загляните под берёзку, посмотрите сколько много растёт грибов в траве. Отыщите самый красивый.

Самостоятельная работа по карточкам. (Слайд 22)

— Прочитайте сказку «Лягушка-невеста» из книги Т. Рик «Доброе утро имя прилагательное».

Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест ещё! Чёрный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умён, знатен, настроен всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!»

— Найдите в тексте краткие имена прилагательные.

— На какие вопросы они отвечают?

— Замените их полными именами прилагательными.

— С какой частью речи в предложении связано имя прилагательное?

1. Имена прилагательные в тексте употреблены в _________________________ форме.

2. Они отвечают на вопросы _________________________________________________ .

3. Они связаны с (какой частью речи)__________________________________________ .

5. Эти слова в предложении являются __________________________________________ .

Выставление баллов — макс. 5 баллов

Контрольный тест (Слайд )

1. Что такое имя прилагательное?

в) Часть предложения.

2. Имена прилагательные отвечают на вопросы.

а) Какой? Какая? Какое? Какие?

в) Что делает? Что сделает?

3. Какая часть речи обозначает признак предмета?

а) Имя существительное.

в) Имя прилагательное

4. С какой частью речи связано имя прилагательное?

б) С именем существительным

в) С местоимением

5. Каким членом предложения бывает имя прилагательное?

6. Укажите имена прилагательные

Проверка на доске : (Слайд 22)

Выставление баллов — макс. 6 баллов

VI . Итог урока (Слайд 23)

— Вспомните начало урока. На какой вопрос мы должны были найти ответ?

Какую роль играют имена прилагательные в тексте и нашей речи?

Имя прилагательное делает нашу речь ярче, выразительнее, богаче.

Помог ли наш урок ответить на этот вопрос?

— Подсчет баллов. Выставление отметок.

— Рефлексия (Слайд 24)

Выразите своё настроение с помощью смайлика. Смайлик поместите рядом с соответствующей надписью.

3. Понял все и могу рассказать.

4. Понял все и могу научить.

Дополнительное творческое задание “Продолжи стихотворение” (Слайд 25)

Источник

Урок русского языка в 4 классе по теме «Имя прилагательное. Обобщение»

Ольга Быкова
Урок русского языка в 4 классе по теме «Имя прилагательное. Обобщение»

Урок русского языка по теме «Имя прилагательное. Обобщение 4 класс

обобщение теоретических знаний об имени прилагательном;

• развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте;

• развитие умения использовать имена прилагательные для описания зимней природы;

• закрепление орфографических навыков правописания безударных окончаний имён прилагательных;

• закрепление умения определять род, число и падеж имён прилагательных;

• воспитание бережного отношения к природе, интереса к прозе, поэзии;

• развитие речи и творческих способностей.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Вот звонок веселый смолк,

Посадив всех на урок.

Время нам нельзя терять,

Будем работать начинать.

— Начинаем урок. Я желаю вам хорошего настроения, активной работы на уроке, потому что именно от этого будут зависеть результаты нашей работы и настроение гостей, которые присутствуют на уроке.

2. Поэтическая минутка.

Деятельность учителя Деятельность учащихся.

— Начнём наш урок со стихотворных строк Ф. И. Тютчева

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, —

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой:

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

— Какие яркие образные выражения, словосочетания использует поэт для описания красоты зимней природы? «Чародейкою Зимою», «под снежной бахромой», «сном волшебным очарован», «цепью пуховой», «зимнее солнце», «ослепительной красой»

— Какой части речи принадлежит особая роль? -Прилагательным.

— Назовите все прилагательные, которые автор использует в стихотворении. — Снежной, чудной, неподвижной, лёгкая, пуховая, ослепительная, волшебным.

3. Постановка темы и целей урока.

— Сегодня поговорим о зимушке-зиме.

Но ведь у нас урок русского языка.

Что нам делать предстоит?

Вот вопрос какой стоит.

Чтоб ответ вам получить

Надо эту задачу решить.

Узнайте для начала

О чем я прочитала?

Определяю я предметы,

Они весьма со мной приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Да, это замечательное-

Имя прилагательное.

Имя прилагательное – огромная страна,

И нами лишь частично изучена она.

Сегодня на уроке мы с вами повторим

Все то, что нам известно

— О красоте природы нам помогут рассказать наши друзья-прилагательные. Одновременно будем повторять и обобщать всё, что знаем о прилагательных. — Свободные высказывания детей.

4. Повторение теоретических вопросов по теме.

— Что такое прилагательное? — Часть речи.

— Что обозначает прилагательное? — Признак предмета.

— На какие вопросы отвечает имя прилагательное? — Какой? Какая? Какое? Какие?

— С какой частью речи связаны в предложении? — С существительным.

— Как изменяются прилагательные? — По падежам, числам, в единственном числе по родам.

— Каким членом предложения могут быть прилагательные? — Определением.

— Как определить число, род и падеж имени прилагательного? — По числу, роду и падежу существительного, к которому оно относится.

— Как определить безударное окончание прилагательного? — Найти существительное, поставить от него вопрос к прилагательному и по ударному окончанию вопроса определить безударное окончание прилагательного.

5. Закрепление изученного по теме.

Сейчас открыли все тетради

И записали дату в них.

-Какие буквы спрятались?

— Поможем зимушке нарисовать узоры на стёклах наших домов.

— Посмотрите внимательно на соединения.

-Разделите соединения на 4 группы.

— Объясните свои действия.

— Первые три группы — окончания прилагательных женского, мужского и среднего рода в единственном числе. Четвёртая группа – окончании прилагательных во множественном числе.

— Под определёнными номерами записаны окончания прилагательных. Я буду диктовать словосочетания, вам нужно определить окончание прилагательного и записать цифру, под которой находится окончание.

-ая -ое -ее -ый -ые -яя

— Снежная шапка, первый снег, белоснежное поле, зимнее солнце, пушистые ели, ранняя зима, порывистый ветер, морозное утро, великолепная погода, зимняя природа, серебристый иней.

— Кто написал без ошибок?

— Кто допустил одну ошибку?

— 1, 4, 2, 3, 5, 6, 4, 2, 1, 6, 4

— Много своих стихов этому прекрасному времени года посвятил и А. С. Пушкин.

— Какие стихи Пушкина о зиме вы знаете? —«Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Зимний вечер»

— Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина.

Стихотворение внимательно читаем,

Сочетание существительных с прилагательными выбираем, в тетрадь записываем. Под голубыми небесами (мн. ч., Т. п.)

Великолепными коврами (мн. ч., Т. п.)

Прозрачный лес (ед. ч., м. р., И. п.)

Выборочное списывание с грамматическим заданием.

— Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина.

— Отрывок из какого стихотворения А. С. Пушкина прочитали?

— Выпишите словосочетания, выделите окончания, определите род и падеж прилагательных.

То по кровле обветшал_

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздал_,

К нам в окошко застучит.

По кровле обветшалой (ж. р., Д. п. ,

путник запоздалый (м. р., И. п.)

— Замёрзли от зимних стихов, давайте погреемся. (слайд №17)зимний пейзаж, задание. Я буду читать словосочетания,а вы выполняйте задания: мужской род присядьте, женский род похлопайте

Письмо по памяти.

— Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина.

-Сколько предложений в данном отрывке?

-Прочитайте первое, второе.

— Объясните написание окончаний прилагательных.

— Напишите по памяти, выделите окончания прилагательных.

-Проверьте. По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

— Разберите первое предложение по членам предложения (синтаксический разбор).

— Выполните морфологический разбор прилагательного По зимней (дороге)

Сравните свой результат

С работой соседа.

Исправьте ошибки, если нашли.

Не просто исправьте, а докажите,

Что он не прав, а правы вы.

(один ученик комментирует)

(один ученик на доске, остальные – в тетрадях)

6. Творческое задание.

— Люди по разному выражают восхищение природой: поэты – стихами, композиторы – музыкой, художники – картинами, писатели – прозой.

— Прочитайте отрывок из рассказа Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Русский лес», в котором он описывает лес зимой.

— Найдите и подчеркните словосочетания сущ. + прил., которые могут быть использованы при составлении текста-описания на тему «Зимой в лесу».Слушание музыки П. И. Чайковский «Времена года. Февраль»

— Составьте устный рассказ на тему «Зимой в лесу», используя данные словосочетания.

Чтение отрывка детьми вслух.

Дети работают с карандашом, один ученик комментирует.

Устные рассказы учащихся.

7. Домашнее задание.

Написать текст-описание «Зимой в лесу».

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Мне понравилось… Свободные высказывания детей.

10. Подведение итогов

Урок подходит уж к концу

И требует оценки.

Прошу его вас оценить,

Но прилагательными только.

Его вам надо оценить двумя-тремя словами

И их в тетради записать,

Чтоб я могла потом узнать

И сделать вывод с вами:

Хорошим, может быть, плохим,

Совсем ненужным, бесполезным…

Иль поучительным? Каким?

Русский лес

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий день выйдешь, бывало, в лес на лыжах — дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветки высоких и маленьких елей. Нет-нет сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью — и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки грудастых клестов.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых, нетронутых сугробах. Тихо в спящем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница-белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

Невидимой жизнью полнится лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Тогда откроется перед вами вся красота спящего зимнего леса.

(И. С. Соколов-Микитов)

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…» «. Шел солдат во имя жизни. » Интегрированный урок. Урок-плакат, посвященный героизму русских солдат в годы Великой Отечественной войны.

«Изменение имен существительных по числам». Конспект урока русского языка в 3 классе Русский язык Дата «___»___ ___ г Класс 3- «Б» (2 четверть) Урок 39 Тема урока: Изменение имен существительных по числам Цель урока:.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с мягким знаком» Русский язык. 2 класс Сурикова Л. В. Тема урока: «Правописание слов с мягким знаком» Цель: формировать навык правописания слов с разделительным.

Открытый урок русского языка во 2–3 классе «Слова, обозначающие названия предметов» (школа VIII вида) ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» Конспект открытого урока русского языка во 2 – 3 классе.

Конспект урока русского языка по УМК «Перспектива» в 4 классе «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе» Учитель: Берсенева Татьяна Геннадьевна. Тема: «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе». Тип урока: урок повторения.

Урок. Повторение темы «Имя существительное» в 6 классе Повторение темы «Имя существительное» в 6 классе Интегрированный урок по письму и развитию речи в коррекционной школе VIII вида Цели:.

Урок русского языка. 3 класс. Тема «Собственные и нарицательные имена существительные» Муниципальное казенное образовательное учреждение Карайчевская основная общеобразовательная школа Технологическая карта урока по русскому.

Урок русского языка 4 класс «Правописание глаголов» Дидактическая цель урока: совершенствовать умение в правописании глаголов. Тип урока: систематизация и обобщение знаний. Универсальные.

Урок русского языка «Обобщение знаний об имени существительном» Конспект урока русского языка во 3 классе по теме: «Обобщение знаний об имени существительном» Предмет: Русский язык Тема:» Обобщение знаний.

Урок русского языка в 3 классе. Однокоренные слова. Урок русского языка в 3 «А» классе. Конспект. Тема: Однокоренные слова. Корень слова. Цели и задачи урока. • ПРЕДМЕТНЫЕ: • Продолжать знакомить.

Источник

Читайте также:  Прикольный текст на день рождения с прилагательными