Изменение имён прилагательных по родам и числам
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока русского языка 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_yaz.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : «Изменение имён прилагательных по родам и числам»
Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде ичисле); о том, что род прилагательного совпадает с родом существительного, к которому данное прилагательное относится.
Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.
Развивающие : создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники.
Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.
Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний.
По форме организации – комбинированный ( парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная).
— Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
– Сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в путешествие. Рассмотрите карту нашего путешествия. ( Рассматривают. )
-Найдите на маршрутном листе настрой. Разукрасьте его в подходящий вам цвет.
Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
— О каком времени года говорится в этом четверостишие?( о весне)
Да, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Весна — это «утро года».
-Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])
— Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)
— Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания .
— А словарную работу мне помогут провести загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. После каждого слова не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму
(Два ученика идут к доске, записывают отгадки на планшетке.)
1. Я румяную матрешку,
От подруг не оторву,
Подожду, пока Матрешка,
Упадет сама в траву.
(Ябл о ко)
2. Неживая, а идет,
Неподвижна, а ведет .
(Д о рога)
3.. Как на нашей грядке,
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(П о мидоры)
4. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
( О сина)
5. В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Ул и ца)
6. Что за дорога?
Кто по ней идет, —
Тот хромает?
(Лес т ница)
7. Я в любое время года,
И в любую непогоду.
Очень часто, в час любой,
Провезу вас под землей.
(М е тро)
8. Днем спит на ней подушка,
А по ночам –
Андрюшка.
(Кр о вать)
— Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске.
-Назовите слова в которых букв больше, чем звуков. (кровать, лестница).
-Почему?
Найдите на маршрутном листе словарную работу. Разукрасьте в нужный цвет .
Введение в тему урока.
— Прочитайте эти слоги. (на доске)
-Какие слова можно составить?
На вес лан дыш тёп сол ло ен це (весна, ландыш, солнце, тёплое)
-Составьте слова, запишите .Обратите внимание на получившийся ряд слов .
-Назовите «лишнее» слово (тёплое).
-Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные)
-Что вы знаете об имени существительном? (род, число, собст или нариц)
-Какой частью речи является лишнее слово? (прилагательное)
— Почему? (это признак предмета и отвечает на вопрос какое)
— С из существительных его можно согласовать?
-Почему? (потому что он среднего рода)
— Скажите, а сможем ли мы определить род и число этого слова?
-Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи).
-А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные?
-Назовите цель нашего урока? (Научиться определять род и число прилагательных).
Сегодня мы и ответим на эти вопросы.
Найдите на маршрутном листе цель урока. Разукрасьте ее.
Разминка для глаз
1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
2.Крепко зажмурить глаза (считать до трех), открыть их и посмотреть в даль (считать до пяти). Повторить 4-5 раз.
3.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и право, вверх и вниз. Повторить4-5 раз.
Постановка проблемной ситуации
-Как вы думаете, от чего зависит выбор окончания имени прилагательного? (от существительного)
-Для того, чтобы выполнить цель нашего урока, давайте заполним табличку, которая находится после маршрутного листа.
-Давайте заполним табличку. На какой вопрос отвечают слова в мужском роде (какой?)
— заполняем табличку ( КраснЫЙ , шарСинИЙ шар, ЗолотОЙ шар)
-Какие получились окончания у прилагательных в мужском роде? (ый, ий, ой)
— На какой вопрос отвечают слова в женском роде (какая?)
-Какие получились окончания у прилагательных в мужском роде? (КраснАЯ лента, СинЯЯ лента
— Выполняем самостоятельно задание в среднем роду и во множественном числе.
-проверка. Поменяйтесь листочками с соседом. Проверьте его работу. ( ГолубОЕ небо,СинЕЕ небо )
— От чего зависит выбор окончания имени прилагательного? Давайте сделаем предположение.
— Где мы можем узнать правильный ответ?
-Открываем учебник (стр 108-109), читаем правило.
-наше предположение оказалось верным?
Выполняем письменно упр 144.
Нашли на маршрутном листе «Как я понял правило» разукрашиваем в нужный для вас цвет.
-Последнее задание на маршрутном листе- индивидуальное. Выполните задание на выбор. С 1 звездочкой на 3, с 2 звездочками на 4 а с 3 звездочками на 5.
Рефлексия. Итог урока.
Оцените свою работу на уроке на маршрутном листе.
Оцените работу своего соседа.
-Научились ли вы чему- то новому?
— Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)
-Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам).
Источник
Конспект урока по русскому языку по теме: «Изменение имён прилагательных по родам и числам»
МОУ Руднянская СОШ им.
Конспект урока по русскому языку
«Изменение имён прилагательных по родам и числам»
Учитель начальных классов: Саблина Алёна Владимировна
Методический паспорт урока.
Тема: “Изменение имён прилагательных по родам и числам”
Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относиться.
Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.
Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.
Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.
Тип урока – усвоение новых знаний
Возраст детей – 9 -11лет, класс – 3
По содержанию – с элементами межпредметной интеграции (окружающий мир, чтение)
По форме организации – комбинированный ( парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)
По видам деятельности – поисково-исследовательский
По результатам выполнения – практический
Оборудование: Пк, мультимедийный проэктор.
Материалы: Презентация «Изменение имён прилагательных по родам и числам», учебники, словари, индивидуальные карточки.
2. Минутка чистописания. Словарная работа.
3. Орфографическая минутка.
4. Введение в тему урока.
5. Постановка проблемной ситуации.
6. «Открытие» нового знания.
1) — Что мы уже знаем о прилагательном?
Гимнастика для глаз
2) Связь имён прилагательных с существительными
3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?
7. Первичное закрепление.
8. Рефлексия. Итог урока. Оценки.
— Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Встаньте, дети, подтянитесь,
И друг другу улыбнитесь!
— Записываем число, классная работа.(Слайд №2)
2. Минутка чистописания. Словарная работа.
Звучит музыка, приходит Весна (девочка, наряженная в костюм весны)
Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
— Кто же пришёл? (весна) (Слайд № 3)
— Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])
— Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)
— Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.
Запишите по памяти словарные слова на букву в.
3. Орфографическая минутка.
— Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть как это происходит?
Составьте слова из данных слогов. Запишите эти слова и объясните орфограммы. Дети называют слово, записывают в тетрадь, объясняют орфограмму) (Слайд №4)
— Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весной. (Слайд №5)
4. Введение в тему урока.
— Обратите внимание на получившийся ряд слов.
— Назовите «лишнее» слово.(тёплое)
— Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные) Докажите. (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)
Определите род и число имен существительных. (Слайд №6)
На доске опорные слова: слово, вопрос, часть речи, значение, род, число.
- Ландыш – м. р., ед. ч. Трава –,ж. р.,ед. ч. Солнце – с. р.; ед. ч. Ветерок – м. р.; ед. ч. Птицы – мн. ч.
Давайте обобщим наши знания об имени существительном.
5. Постановка проблемной ситуации.
— А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово тёплое (Слайд №8)
— Скажите, а сможем ли мы определить род и число этого слова?
— Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи).
Вспомните, а что мы повторяли, разбор каких слов уже делали сегодня?
А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные?
Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.
6. «Открытие» нового знания.
Какой частью речи является наше слово ТЕПЛЫЙ? (Имя прилагательное).
1) — Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь)
— Только ли они украшают нашу речь? Давайте понаблюдаем.
— Представим такую ситуацию: трёх художников попросили нарисовать лес. Вот что у них получилось.( Слайд № 9)
— Как вы думаете, почему рисунки получились разные? (не было сказано, какой лес надо рисовать)
Опишите одну картинку, какой лес изображён? (еловый лес, зимний лес, ели высокие, тёмно-зелёного цвета, лес густой, тёмный).
— Какие слова помогли нарисовать картинку елового леса?
Следовательно, только прилагательные сделали задание понятным.
— Каково же значение прилагательных в русском языке? (они делают нашу речь понятной, более точной) По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место( после существительных и глаголов) (Слайд№10)
Гимнастика для глаз (Слайд №11)
2) Связь имён прилагательных с существительными.
— Предлагаю понаблюдать, как использует прилагательные А. Толстой в своём стихотворении.
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;
Работа по учебнику. Упражнение 18 (стр.107)
а) выразительное чтение
б) разбор стихотворения по вопросам
-Какое время года описывает поэт? Какие слова и выражения вам помогли понять это? Почему лес назван юным, а молодая листва – зелёным дымом?
в) находим прилагательные, признаки каких предметов они обозначают, запись на доске и в тетради. ( Слайд №13)
снег (какой?) последний
пар (какой?) тёплый
кувшинчик (какой?) синий
дым (какой?) зелёный
гроз (каких?) летних ( Слайд № 14)
. Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.
— Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители»
Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.
— А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, — мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.
. Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным. (Слайд №15)
3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?
— Давайте понаблюдаем. (Слайд №16)
— Подберите к нашему слову тёплый существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа.(у доски).
Проверим (Слайд №17)
тёплый… день (м. р., ед. ч.)
тёплая …погода (ж, р., ед. ч.)
тёплое… солнце(ср. р., ед. ч.)
тёплые …лучи (мн. ч.) . У прилагательных множественного числа род не определяем.
У прилагательных выделить окончание и основу. Что заметили?
. Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м. р., ж. р., ср. р., и мн. ч.
Физкультминутка. (Слайд №18)
Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)
Больше спать не захотел(наклоны вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.(руки вверх, встать на носочки)
Солнце утром лишь проснётся (руки вверх. в стороны, вниз)
Бабочка кружит и вьётся. (покружится)
7. Первичное закрепление.
Определите род и число имён прилагательных? (Слайд № 19)
Проверка. (Слайд №20)
2) Чтение правила (с.108)
Так как же определить род и число имени прилагательного? (Слайд №21)
3) Дополнительное задание.
Весна приготовила для нас ещё одно задание.(Слайд №22)
Тест. (слайд № 23,24 и проверка №25)
8. Рефлексия. Итог урока. Оценки. ( Слайд №26)
— Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.
Понравился вам урок?
Научились ли вы чему — то новому?
Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)
Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с существительным? (согласование)
Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам).
9. Домашнее задание: ( Слайд №27) Спасибо за урок!
Весна подарила нам свои тёплые лучики. А вы опишите своё настроение прилагательными.
Источник