Меню

Урок русского языка изменение прилагательных по родам и числам



Изменение имён прилагательных по родам и числам
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока русского языка 3 класс

Скачать:

Вложение Размер
rus_yaz.docx 24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Изменение имён прилагательных по родам и числам»

Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде ичисле); о том, что род прилагательного совпадает с родом существительного, к которому данное прилагательное относится.

Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

Развивающие : создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний.

По форме организации – комбинированный ( парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная).

— Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

– Сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в путешествие. Рассмотрите карту нашего путешествия. ( Рассматривают. )
-Найдите на маршрутном листе настрой. Разукрасьте его в подходящий вам цвет.

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

— О каком времени года говорится в этом четверостишие?( о весне)

Да, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Весна — это «утро года».

-Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])

— Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

— Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания .

— А словарную работу мне помогут провести загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. После каждого слова не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму

(Два ученика идут к доске, записывают отгадки на планшетке.)

1. Я румяную матрешку,
От подруг не оторву,
Подожду, пока Матрешка,
Упадет сама в траву.
(Ябл о ко)

2. Неживая, а идет,
Неподвижна, а ведет .
(Д о рога)

3.. Как на нашей грядке,
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(П о мидоры)

4. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
( О сина)

5. В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Ул и ца)

6. Что за дорога?
Кто по ней идет, —
Тот хромает?
(Лес т ница)

7. Я в любое время года,
И в любую непогоду.
Очень часто, в час любой,
Провезу вас под землей.
(М е тро)

8. Днем спит на ней подушка,
А по ночам –
Андрюшка.
(Кр о вать)

— Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске.

-Назовите слова в которых букв больше, чем звуков. (кровать, лестница).
-Почему?

Найдите на маршрутном листе словарную работу. Разукрасьте в нужный цвет .

Введение в тему урока.

— Прочитайте эти слоги. (на доске)
-Какие слова можно составить?
На вес лан дыш тёп сол ло ен це (весна, ландыш, солнце, тёплое)
-Составьте слова, запишите .Обратите внимание на получившийся ряд слов .

-Назовите «лишнее» слово (тёплое).

-Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные)
-Что вы знаете об имени существительном? (род, число, собст или нариц)
-Какой частью речи является лишнее слово? (прилагательное)
— Почему? (это признак предмета и отвечает на вопрос какое)
— С из существительных его можно согласовать?
-Почему? (потому что он среднего рода)
— Скажите, а сможем ли мы определить род и число этого слова?
-Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи).

-А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные?

-Назовите цель нашего урока? (Научиться определять род и число прилагательных).
Сегодня мы и ответим на эти вопросы.

Найдите на маршрутном листе цель урока. Разукрасьте ее.

Разминка для глаз

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

2.Крепко зажмурить глаза (считать до трех), открыть их и посмотреть в даль (считать до пяти). Повторить 4-5 раз.

3.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и право, вверх и вниз. Повторить4-5 раз.

Постановка проблемной ситуации

-Как вы думаете, от чего зависит выбор окончания имени прилагательного? (от существительного)

-Для того, чтобы выполнить цель нашего урока, давайте заполним табличку, которая находится после маршрутного листа.

-Давайте заполним табличку. На какой вопрос отвечают слова в мужском роде (какой?)
— заполняем табличку ( КраснЫЙ , шарСинИЙ шар, ЗолотОЙ шар)

-Какие получились окончания у прилагательных в мужском роде? (ый, ий, ой)

— На какой вопрос отвечают слова в женском роде (какая?)
-Какие получились окончания у прилагательных в мужском роде? (КраснАЯ лента, СинЯЯ лента
— Выполняем самостоятельно задание в среднем роду и во множественном числе.
-проверка. Поменяйтесь листочками с соседом. Проверьте его работу. ( ГолубОЕ небо,СинЕЕ небо )
— От чего зависит выбор окончания имени прилагательного? Давайте сделаем предположение.

— Где мы можем узнать правильный ответ?

-Открываем учебник (стр 108-109), читаем правило.
-наше предположение оказалось верным?

Выполняем письменно упр 144.

Нашли на маршрутном листе «Как я понял правило» разукрашиваем в нужный для вас цвет.

-Последнее задание на маршрутном листе- индивидуальное. Выполните задание на выбор. С 1 звездочкой на 3, с 2 звездочками на 4 а с 3 звездочками на 5.

Рефлексия. Итог урока.

Оцените свою работу на уроке на маршрутном листе.
Оцените работу своего соседа.

-Научились ли вы чему- то новому?

— Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)

-Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам).

Источник

Конспект урока по русскому языку по теме: «Изменение имён прилагательных по родам и числам»

МОУ Руднянская СОШ им.

Конспект урока по русскому языку

«Изменение имён прилагательных по родам и числам»

Учитель начальных классов: Саблина Алёна Владимировна

Методический паспорт урока.

Тема: “Изменение имён прилагательных по родам и числам”

Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относиться.

Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Тип урока – усвоение новых знаний

Возраст детей – 9 -11лет, класс – 3

По содержанию – с элементами межпредметной интеграции (окружающий мир, чтение)

По форме организации – комбинированный ( парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

По видам деятельности – поисково-исследовательский

По результатам выполнения – практический

Оборудование: Пк, мультимедийный проэктор.

Материалы: Презентация «Изменение имён прилагательных по родам и числам», учебники, словари, индивидуальные карточки.

2. Минутка чистописания. Словарная работа.

3. Орфографическая минутка.

4. Введение в тему урока.

5. Постановка проблемной ситуации.

6. «Открытие» нового знания.

1) — Что мы уже знаем о прилагательном?

Гимнастика для глаз

2) Связь имён прилагательных с существительными

3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

7. Первичное закрепление.

8. Рефлексия. Итог урока. Оценки.

— Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте, дети, подтянитесь,

И друг другу улыбнитесь!

— Записываем число, классная работа.(Слайд №2)

2. Минутка чистописания. Словарная работа.

Звучит музыка, приходит Весна (девочка, наряженная в костюм весны)

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

— Кто же пришёл? (весна) (Слайд № 3)

— Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])

— Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

— Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

Запишите по памяти словарные слова на букву в.

3. Орфографическая минутка.

— Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть как это происходит?

Составьте слова из данных слогов. Запишите эти слова и объясните орфограммы. Дети называют слово, записывают в тетрадь, объясняют орфограмму) (Слайд №4)

— Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весной. (Слайд №5)

4. Введение в тему урока.

— Обратите внимание на получившийся ряд слов.

— Назовите «лишнее» слово.(тёплое)

— Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные) Докажите. (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)

Определите род и число имен существительных. (Слайд №6)

На доске опорные слова: слово, вопрос, часть речи, значение, род, число.

    Ландыш – м. р., ед. ч. Трава –,ж. р.,ед. ч. Солнце – с. р.; ед. ч. Ветерок – м. р.; ед. ч. Птицы – мн. ч.

Давайте обобщим наши знания об имени существительном.

5. Постановка проблемной ситуации.

— А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово тёплое (Слайд №8)

— Скажите, а сможем ли мы определить род и число этого слова?

— Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи).

Вспомните, а что мы повторяли, разбор каких слов уже делали сегодня?

А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные?

Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.

6. «Открытие» нового знания.

Какой частью речи является наше слово ТЕПЛЫЙ? (Имя прилагательное).

1) — Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь)

— Только ли они украшают нашу речь? Давайте понаблюдаем.

— Представим такую ситуацию: трёх художников попросили нарисовать лес. Вот что у них получилось.( Слайд № 9)

— Как вы думаете, почему рисунки получились разные? (не было сказано, какой лес надо рисовать)

Опишите одну картинку, какой лес изображён? (еловый лес, зимний лес, ели высокие, тёмно-зелёного цвета, лес густой, тёмный).

— Какие слова помогли нарисовать картинку елового леса?

Следовательно, только прилагательные сделали задание понятным.

— Каково же значение прилагательных в русском языке? (они делают нашу речь понятной, более точной) По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место( после существительных и глаголов) (Слайд№10)

Гимнастика для глаз (Слайд №11)

2) Связь имён прилагательных с существительными.

— Предлагаю понаблюдать, как использует прилагательные А. Толстой в своём стихотворении.

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;

Работа по учебнику. Упражнение 18 (стр.107)

а) выразительное чтение

б) разбор стихотворения по вопросам

-Какое время года описывает поэт? Какие слова и выражения вам помогли понять это? Почему лес назван юным, а молодая листва – зелёным дымом?

в) находим прилагательные, признаки каких предметов они обозначают, запись на доске и в тетради. ( Слайд №13)

снег (какой?) последний

пар (какой?) тёплый

кувшинчик (какой?) синий

дым (какой?) зелёный

гроз (каких?) летних ( Слайд № 14)

. Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.

— Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители»

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

— А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, — мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

. Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным. (Слайд №15)

3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

— Давайте понаблюдаем. (Слайд №16)

— Подберите к нашему слову тёплый существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа.(у доски).

Проверим (Слайд №17)

тёплый… день (м. р., ед. ч.)

тёплая …погода (ж, р., ед. ч.)

тёплое… солнце(ср. р., ед. ч.)

тёплые …лучи (мн. ч.) . У прилагательных множественного числа род не определяем.

У прилагательных выделить окончание и основу. Что заметили?

. Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м. р., ж. р., ср. р., и мн. ч.

Физкультминутка. (Слайд №18)

Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)

Больше спать не захотел(наклоны вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.(руки вверх, встать на носочки)

Солнце утром лишь проснётся (руки вверх. в стороны, вниз)

Бабочка кружит и вьётся. (покружится)

7. Первичное закрепление.

Определите род и число имён прилагательных? (Слайд № 19)

Проверка. (Слайд №20)

2) Чтение правила (с.108)

Так как же определить род и число имени прилагательного? (Слайд №21)

3) Дополнительное задание.

Весна приготовила для нас ещё одно задание.(Слайд №22)

Тест. (слайд № 23,24 и проверка №25)

8. Рефлексия. Итог урока. Оценки. ( Слайд №26)

— Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.

Понравился вам урок?

Научились ли вы чему — то новому?

Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)

Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с существительным? (согласование)

Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам).

9. Домашнее задание: ( Слайд №27) Спасибо за урок!

Весна подарила нам свои тёплые лучики. А вы опишите своё настроение прилагательными.

Источник

Читайте также:  Конкурс с прилагательными для свадьбы