Меню

Урок русского языка на тему склонение имен прилагательных женского рода



Склонение имен прилагательных женского рода. 4-й класс

Класс: 4

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода.
  • Воспитывать ответственность перед окружающей природой за поступки людей.
  • Развивать навык правописания окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
  • Развивать творческие способности.

Оборудование: Мультимедийная доска, презентация, карточки для произведения склонения прилагательных, сигнальные карточки: «веер с падежами», «ёлочки».

I. Оргмомент.

– Здравствуйте, ребята. У нас с вами урок русского языка. Но урок – необычный. Мы побываем сегодня в зимнем лесу.

II. Сообщение темы урока.

Ребята, какой праздник самый любимый у большинства детей? (Новый год).

– Правильно. Мне он тоже очень нравится. Посмотришь на ёлочку, и сразу настроение улучшается. Красавица! Правда?

– Только праздник уже закончился, и нужно сложить все игрушки в коробку. Давайте это сделаем вместе и заодно ещё поговорим о ёлочке.

– Скажите, слова какой части речи помогут мне более точно описать её? (Прилагательные).

– Что ж, я буду рассказывать, а вы, как только услышите прилагательное, описывающее ёлочку, просигнальте мне. (Для этого дети используют изображение ёлочки, лежащее у них на столах. Рисунок 1.)

Папа принёс домой зелёную пушистую ёлочку. Какие же вы здесь заметили прилагательные? (Зелёную, пушистую).

Мы повесили на неё игрушки, и она стала красивой, нарядной. А здесь? (Красивой, нарядной.)

Гостья радовала нас своей свежей зеленью. И сама она казалась весёлой. (Свежей, весёлой).

Но праздник закончился. Все игрушки с ёлки спрятали в коробку, и ёлка стала . Какой?

– Какой же стала ёлочка? Как вы думаете? (Грустной). А почему? (Ответы детей).

А разве справедливо, что в угоду каждой семье ежегодно должно гибнуть целое деревце? (Нет).

– А какой же выход вы видите? (Ответы детей).

– Хорошо, что вы это понимаете сейчас. Но не забудьте этого и впоследствии. Давайте прочитаем на обратной стороне «ёлочки» то, о чём она просит. (Рисунок 2).

Свою ошибку осознай!
И никогда не повторяй!
Пойми, что многих ты сильней.
Так не губи их, пожалей!

– Ребята, прочитайте на экране прилагательные, которые вы нашли. К каким существительным они относятся? (Ёлочка, зелень).

– Какого они рода? (Женского).

– В одном ли падеже они стоят? (Нет). Почему? (Разные вопросы и окончания).

– Сегодня мы будем наблюдать за окончаниями прилагательных женского рода, чтобы знать, как их правильно писать.

– Давайте запишем сегодняшнее число и тему урока «Склонение прилагательных женского рода».

III. Словарная работа.

– Запишите словарные слова:

Аллея, лестница, дорога, декабрь, комната, хорошо, до свидания, сегодня, чёрный, крестьяне.

– Поменяйтесь тетрадями и проверьте, всё ли верно написали. Поднимите руку, у кого нет ошибок. Молодцы! Остальным надо повторить написание этих слов.

– А теперь обратите внимание на три первых написанных слова. Они на экране. Найдите среди них то слово, в котором

  • во-первых, букв столько же сколько и звуков,
  • во-вторых, гласных звуков больше, чем согласных.

– Что это за слово? (Аллея).

– Как вы понимаете это слово? (Аллея – дорога в парке с рядами деревьев.)

– А ели растут вдоль этой дороги? (Да).

– Но ели растут не только в парке, но и где? (В лесу).

IV. Изучение новой темы.

–Правильно. Посмотрите на экран. Какая красота! А из леса к нам спешит гостья. Узнаёте? Кто это? (Снегурочка)

– Она пришла помочь нам. Дунула Снегурочка на стекло и появились там слова. Какой частью речи они являются? (Прилагательные и существительное).

Читайте также:  Слова имени прилагательного с окончянием его

– А какого рода прилагательные? (Женского).

– Просклоняем прилагательные женского рода и посмотрим, как изменяются окончания.

Задайте вопрос от существительного к прилагательному и поставьте прилагательное в нужном падеже.

(Коллективно выполняется работа по карточке. Рисунок 3.)

– А сейчас, внимание!

Посмотрите в каких падежах прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковое окончание? (В Р.п., Д.п., Т.п., П.п.).

– Какое это окончание? (-ой, -ей). А в именительном и винительном падеже? (-ая, -яя)

Таким образом, прилагательные в Р., Д., Т., П. падежах отвечают на один вопрос и имеют одинаковое окончание. Какое? (По ответам детей составляется таблица. Рисунок 4.)

Ребята, а хорошо ли то, что окончания повторяются? (Да. Легко запомнить).

А есть ли что-то здесь плохое? (Да. По окончанию сложно определить падеж).

V. Работа с учебником.

Давайте проверим это с помощью упражнения, предложенного Снегурочкой. Найдите упражнение со снежинкой на странице 19.

– Прочитайте 1-ое предложение. Есть ли прилагательные женского рода? (Да).

– Прочитайте. (Детской железной).

– Определите падеж, покажите с помощью веера. (П.п.)

– А как вы определили? (По существительному?)

– Назовите окончание? (-ой).

– Прочитайте второе предложение. Есть прилагательное женского рода? Прочитайте. (Северной).

– Определите падеж. (П.п.). Назовите окончание? (-ой).

– Читаем следующее предложение. Ищем прилагательное женского рода. (Здесь нет).

– Продолжаем. (Здесь есть прилагательное женского рода. Железной.)

– И последнее предложение. Есть здесь? (Нет).

– Так в каких же падежах одинаковое окончание у прилагательных женского рода? (Р.п., Д.п., Т.п., П.п.)

Смотрю, немного вы устали.
Давайте все мы дружно встанем.
Будем вместе мы читать.
И движения повторять.

VI. Физкультминутка.

Я мороза не боюсь!
Полеплю снеговика.
Разомнусь ещё слегка.
И на лыжах покатаюсь.
Я здоровым быть стараюсь!

VII. Закрепление.

Садитесь. Пока мы с вами отдыхал, снег засыпал всё кругом. Как же Снегурочка домой вернётся? Давайте расчистим снег с дороги. А для этого восстановим морфологический разбор слова. А возьмём это слово в первом предложении того упражнения, которое мы рассматривали.

(Выполняют самостоятельно. Затем следует коллективное обсуждение).

– Смотрим на первую строчку. Что скрыто под сугробом? (Сущ.)

– Обратите внимание на третью строчку. Что здесь снег спрятал? (Ж.р., 1 скл.).

– Посмотрите на четвёртую строчку. (П.п.).

– И под последним сугробом… (обст.).

Вот она – дорога. Мы расчистили снег. Но, смотрите, леса-то нет. А уже темнеет. Снегурочке домой пора. Давайте нарисуем этот лес. Ведь слово обладает волшебной силой. Составим текст и запишем его тетради. Будьте внимательны. Не отставайте.

– Прочитайте три следующих предложения.

Наступила холодная снежная зима. Январский лес спит под тёплой пушистой шубой. Река укрылась под ледяным панцырем.

– Найдите то, с которого начнётся наш текст. Оно соответствует данной схеме. (Рисунок 5).

– Какое это предложение? (Второе). Запишите его, вставляя пропущенные окончания.

Следующее предложение «рассыпалось из-за ветра». Соберите его.

Земля, ковром, покрыта, Вся, (белый).

– Какое получилось предложение. (Вся земля покрыта белым ковром.)

– Прочитайте следующие два предложения.

Величаво и горделиво стоят деревья в белом лесу. Зима накинула на них белое покрывало.

– Всё ли вам здесь нравится? (Нет. Прилагательные белое, белом повторяются.)

– Давайте заменим другими словами. (Ответы детей).

– Красивый у нас с вами появляется лес. Давайте и текст закончим красиво. Прочитайте следующее предложение.

Как кружева, … их ветки на фоне голубого неба.

(Вырисовываются, выглядят, смотрятся, торчат)

– Какое слово из нижнего ряда вы вставите? (Высказывания детей). Запишите. А какое слово не подходит. (Торчат).

– Прочитайте, что у вас получилось. Найдите в тексте прилагательные мужского и среднего родов. Какие окончания вы вставили? (Ответы детей).

– Найдите в тексте прилагательные женского рода. Какое же окончание вы вставили? (-ой). Почему? (В Т.п.).

– А теперь самостоятельно закончите текст, добавив 4-5 предложений. Обязательно вставьте прилагательные, в том числе женского рода. (Самостоятельная работа).

– Давайте зачитаем, что у вас получилось. (Дети зачитывают свои работы).

– Какие прилагательные мужского и среднего родов вы использовали? Назовите окончания и объясните, почему вы вставили именно их. (Ответы детей).

– Использовали ли вы существительные женского рода? В каком падеже и с каким окончанием? (Ответы детей).

VIII. Подведение итога.

Читайте также:  Прилагательные к слову амбиции

– В каких падежах безударные окончания прилагательных женского рода имеют одинаковые окончания? (Ответы детей)

– Вот и оленёнок прибежал за Снегурочкой. Давайте скажем ей: «До свидания!»

IX. Домашнее задание: упражнение 315, правило с.19.

– Вот и закончилась наша сказка, а чудеса всё равно продолжаются. Снегурочка ушла, но оставила вам подарки. (Рисунок 6). Эти снежинки будут вам запомнить окончания прилагательных женского рода. Урок окончен. Удачи!

Источник

Склонение имен прилагательных женского рода
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода.

2. Развивать умение определять род и падеж прилагательного.

3. Развивать внимание, мышление.

4. Способствовать пополнению сведений о жизнедеятельности птиц, помощи зимующим птицам.

Оборудование:

Таблица, рисунок с изображением птиц, магнитофон, записи с голосами птиц.

Скачать:

Вложение Размер
russkiy_yazyk_4.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка

в 4-б классе на городском семинаре

учителей русского языка и литературы

Склонение имен прилагательных

Составила и провела:

учитель начальных классов

Сорокина Надежда Александровна

Тема урока: Склонение имен прилагательных женского рода

  1. Познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода.
  2. Развивать умение определять род и падеж прилагательного.
  3. Развивать внимание, мышление.
  4. Способствовать пополнению сведений о жизнедеятельности птиц, помощи зимующим птицам.

Таблица, рисунок с изображением птиц, магнитофон, записи с голосами птиц.

  1. Организационный момент
  2. Сообщение целей урока
  3. Чистописание
  4. Актуализация знаний
  5. Работа по теме урока
  6. Физкультминутка
  7. Закрепление изученного
  8. Итог урока
  9. Домашнее задание

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

На доске записаны словосочетания:

в холодн… погоду

о проворн… синице

— Что объединяет данные словосочетания? ( Эти словосочетания женского рода, в единственном числе)

— Сможете сами определить тему урока. ( Имена прилагательные женского рода)

— Правильно, сегодня мы познакомимся с особенностями склонения прилагательных женского рода.

Вместе – служба, вместе – дружба!

— Посмотрите, какие буквосочетания сегодня будем писать. Что вы можете о них сказать? (Это окончания прилагательных женского рода).

— Приведите примеры слов с такими окончаниями.

— Пишем всю строку эти сочетания.

— Прочитайте предложение. Запишите. При записи обратите внимание на знаки препинания.

— Что это за предложение? (Это пословица)

— Как вы думаете, о каких частях речи можно так сказать? Почему? (О существительных и прилагательных. Ведь существительные и прилагательные взаимосвязаны между собой в роде, числе и падеже.)

— Я предлагаю немного отдохнуть и сыграть в игру «ДА» и «НЕТ» . Объясняю правила: если согласны с моим утверждением говорите: «Да». «Нет» — когда не согласны. Будьте внимательны.

— Имя прилагательное – это часть речи. (ДА)

— Имя прилагательное – это член предложения. (ДА)

— Имя прилагательное склоняется. (ДА)

— Имя прилагательное не изменяется по родам, числам. (НЕТ)

— Имя прилагательное изменяется по родам, числам, падежам. (ДА)

— Что же такое имя прилагательное?

— Переходим к следующему этапу нашей работы. Просклоняем прилагательные холодная зимняя погода. Какого рода прилагательные? (Жен. рода)

(У доски работает ученик)

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

— Выделите окончания прилагательных.

— Посмотрите внимательно, что интересного вы заметили? ( Одинаковые окончания и одинаковый вопрос )

— В каких падежах прилагательные имеют одинаковые окончания? ( В Р.п., Д.п., Т.п., П.п.)

— Назовите вопрос и окончания прилагательных . (Какой, -ой, ей)

— Какие это окончания? ( Безударные окончания)

— Ребята, кто из вас сможет сделать вывод об особенностях склонения прилагательных женского рода. (Прилагательные женского рода в Р.п., Д.п., Т.п. и П.п. отвечают на вопрос какой и имеют безударные окончания –ой , -ей .)

— Прочитайте вывод в учебнике на стр.138

— Ребята, как же правильно определить склонение прилагательных женского рода? (Определяем по существительному

Упражнения под музыку

А) — А теперь проверим вашу внимательность. Я буду читать рассказ Евгения Чарушина «Перепёлка», а вы записывать словосочетания (прилаг + сущ.) женского рода.

«У нас в клетке жила ручная перепёлка . Такая маленькая дикая курочка . Перепёлочка ходит по клетке и насвистывает. А то ляжет на бочок и купается в песке как настоящая курица .

Но самое удивительное вот что: как только зажжём мы вечером настольную лампу , перепелка сразу начинает насвистывать свою любимую песенку :

— Фить – пирю! Фить – пирю!

— Что такое она говорит? – спрашивает Никита.

— Это она тебя спать укладывает. Слышишь, кричит: «Спать пора! Спать пора!»

Так у нас и повелось.

Чуть засвистит беспокойная птица своё «фить – пирю», Никита ложится в мягкую кроватку .»

— Какие словосочетания вы записали? ( ручная перепёлка, маленькая дикая курочка, настоящая курица, настольную лампу , любимую песенку, беспокойная птица,

Б) Упражнение «Определите падеж прилагательных».

Беспечную кукушку, шустрой синички, о пугливой пеночке,

заботливой ласточкой, серебристой чайке, голубая сойка,

о голодной вороне.

— В каких падежах окончание прилагательных женского рода одинаковое? ( В Р.п., Д.п., Т.п., П.п.)

— Как же тогда определить падеж прилагательного? (По падежу существительного определить падеж прилагательного).

В) Сочинение – миниатюра. Звучат голоса птиц.

— Посмотрите на рисунок. Кого вы видите? Какие птицы зимуют в наших краях?

— Как вы заботитесь о птицах? Почему именно зимой необходимо помогать птицам? Кто из вас уже изготовил птичью кормушку?

— А сейчас я предлагаю вам написать сочинение – миниатюру о том, как вы помогаете зимующим птицам. В своём рассказе используйте прилагательные. Не забудьте озаглавить сочинение.

Проверка. Чтение 2-3 работ .

— А сейчас новое испытание.

Родиться под … звездой.

Через час по … ложке.

— Подберите прилагательные к фразеологизмам. Когда так говорят?

— Запишите эти фразеологизмы, вставляя имена прилагательные. Определите род и падеж прилагательных.

— Много работали сегодня на уроке.

— Какую интересную особенность склонения прилагательных мы сегодня заметили? ( В Р.п., Д.п., Т.п. и П.п. прилагательные ж.р. имеют одинаковое окончание и отвечают на вопрос какой?)

— Как определяют падеж имён прилагательных?

Источник