Меню

Урок русского языка по теме имя прилагательного



Урок русского языка по теме «Имя прилагательное»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели:

Образовательная:

  • познакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи;
  • развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;

Воспитательная:

  • Воспитание наблюдательности, внимания, любви к природе.

Развивающая:

  • Развитие речи учащихся, логического мышления.

Задачи:

  • Учить распознавать в речи имена прилагательные;
  • Формировать навыки грамотного письма;
  • Развивать самоконтроль, мышление, речь;
  • Учить работать совместно, в парах;
  • Стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Словарная работа

— Начнём урок с повторения словарных слов.

Я буду загадывать загадки, а отгадки вы запишете с комментированием в тетради.

Схватил за щёки, кончик носа,
Разрисовал окно без спросу:
Но кто же это? Вот вопрос!
Всё это делает. (Мороз.)

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
И называются все. (Алфавит.)

Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт? ( Медведь.)

Вдоль дороги по бокам
Липы, клёны тут и там.
Всем идти тут веселее.
Этот путь зовут ( Аллея.)

— Соберите слово из первых букв словарных слов. (Мама)

3. Актуализация знаний

Ответьте на мой вопрос одним словом.

— Какая у тебя мама?

— Мы подобрали так много красивых слов. Для описания какой части речи мы использовали наши слова? (Для имени существительного – мама)

На какой вопрос отвечают наши слова? (Какая?)

Может кто-то знает какая это часть речи? (Имя прилагательное)

А что обозначает имя прилагательное? (Признак предмета)

Кто скажет тему нашего урока? (Имя прилагательное)

4. Постановка цели и задач урока

— Сегодня мы с вами будем учиться находить имена прилагательные и выясним для чего они нужны в нашей речи.

5. Открытие новых знаний

По данным именам прилагательным определите, о ком или о чём идет речь?

Солнечный, теплый, весенний.
Красивый, белый, маленький.
Первая, свежая, зелёная. (Дети дают свои варианты ответов.)

Появляются картинки. (Трава, день, подснежник.)

— С появлением картинок легче стало выполнить задание?

— С какой частью речи связано имя прилагательное? (С именем существительным)

Задайте вопрос от имени существительного к прилагательным.

День (какой?) солнечный, теплый, весенний.

Подснежник (какой?) красивый, белый, маленький.

Трава (какая?) первая, свежая, зелёная.

— Какое время года напомнили вам эти картинки? (Весну)

Почему мы заговорили о весне? (Начался март)

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.

— Найдите в тексте имена прилагательные. (Быстрыми, чёрные, тёплые)

— Какие слова они поясняют? (Шагами, проталины, ноги)

6. Первичное закрепление знаний. Задание в формате ВПР

1). Хорошо весной в лесу! 2). Ярко светит весеннее солнце. 3). По голубому небу плывут лёгкие облака. 4). Дует тёплый ветерок. 5). Появилась молодая травка. 6). Выглянул голубенький подснежник. 7). На берёзках распускаются резные листочки. 8). Запел весёлую песню скворец.

— Выпишите из предложений 3, 5, 6 все имена прилагательные с именами существительными, к которым они относятся.

Читайте также:  Крашеный пол отглагольное прилагательное

Задайте вопрос от имени существительного к прилагательному. Запишите в тетрадь.

Делаем вывод.

— Какой вывод мы можем сделать о связи прилагательных и существительных? (Прилагательные употребляются вместе с именами существительными, образуя словосочетание, как бы прилагаются к ним)

— На какие вопросы отвечают имена прилагательные ? (какой? какая? какое? какие?)

— Что обозначают? (Признак предмета)

— Для чего нужны имена прилагательные в нашей речи?

(Делают речь более выразительной)

7. Закрепление пройденного

Беседа о маме

— О ком мы говорили в начале урока? (О маме)

— Почему в этот солнечный весенний день мы говорим о маме? (Скоро праздник 8 Марта) Это праздник весны и женщин — именно как дань уважения женщины и матери.

— 8 марта люди в нашей стране отмечают Международный женский день. В эту дату все женщины принимают поздравления. Для каждого человека самая главная женщина в мире конечно мама. Мамам посвящают песни, стихи. Во всех странах мира можно увидеть памятники матери.

8. Работа с предложением

— Составьте из слов предложение.

Найдите главные члены предложения. (Коля подарил)

Найдите в предложении имя прилагательное. (Жёлтые)

Какое слово оно поясняет? (Тюльпаны)

Уберите из предложения имя прилагательное.

Какое предложение вам нравится больше? Почему?

(Первое. Оно более выразительное)

Спишите предложение. Подчеркните главные члены предложения.

9. Рефлексия

Какова была цель сегодняшнего урока?

— Достигли ли цели? Докажите.

— Какое задание вам понравилось больше всего?

— У кого из вас все еще есть затруднения при нахождении имен прилагательных?

Источник

Разработка урока русского языка «Имя прилагательное»
план-конспект урока по русскому языку на тему

Разработка урока русского языка «Имя прилагательное»

Скачать:

Вложение Размер
prilag.docx 26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.

  • создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование;
  • формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи;
  • совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод;
  • стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;
  • развивать самоконтроль, мышление, речь;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Тип урока. Изучение нового материала.

Презентация урока, выполненная средствами Роwег Роint.

Карточки-рисунки “Подснежник” для рефлексии.

Иванов С.В. Русский язык: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч.- Ч.2, («Начальная школа XXI века»).

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня на уроке присутствует много гостей, давайте с ними поздороваемся. Повторяйте за мной:

Вот и прозвенел звонок

Звонкий он и радостный.

Вот и вы пришли к нам на урок

Мы говорим вам, здравствуйте!

— Открывайте тетради и записываем дату…, Классная работа

2. Минутка чистописания. ( Слайд № 2)

  • Посмотрите внимательно, найдите лишнюю фигуру. Объясните почему.
  • Прописываем найденную букву и сочетание с ней другой буквы, устанавливая закономерность

II. Наблюдение над ролью имен прилагательных в речи.

— Посмотрите на экран. ( Слайд № 3)

У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.

— Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении?

(Это сделать трудно.)

— Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.

— А как вы думаете почему? (Нет признаков)

— Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке?

— Хорошо ребята, а теперь у каждого из вас есть карточка. Мы будем работать над первым заданием.

— Вы должны, вставить пропущенные слова.

— Слова помощники у вас записаны внизу в скобках.

— Прочитайте, что же у вас получилось?

— А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?

— А теперь , поработайте с товарищем по парте, поставьте к словам помощникам вопросы

— Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета)

— Какой частью речи они являются?

— Так какой же вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?

Вывод: слова, отвечающие на вопросы, «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.

III. Создание проблемной ситуации.

— Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Имя прилагательное)

— Молодцы! Вы правильно определили тему урока.

Но нам ещё сегодня предстоит путём исследования выяснить,

Какую роль играют в речи имена прилагательные?

IV. Исследование данной проблемы.

1.Работа по теме

— Посмотрите на экран, перед вами текст. ( Слайд №6)

Наступила весна. Наступила ранняя весна.

Тает снег. Тает последний снег.

Журчат ручьи. Журчат говорливые ручьи.

Светит солнце. Светит ласковое солнце.

Летят птицы. Летят голосистые птицы.

— О чем этот текст? (О весне)

— А вот ребят посмотрите ещё один текст и его прочитайте.

— А этот текст о чём? (О весне)

— Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

— Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?

— А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?

Вывод: имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.

Да, ребята, вы правы, прилагательные и делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной.

— А теперь обратите внимание на второе предложение. ( Слайд №7)

— Назовите прилагательное, которое там используется?

Я думаю, что это прилагательное не такое уж красивое.

— Как вы думаете, можно ли было бы взять, например слово пушистый, серебристый, искристый?

— Давайте подставим одно из этих прилагательных в это предложение.

Например, прилагательное серебристый.

— А теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег?

— Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?

— Сделайте вывод. Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?

Вывод: имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

— Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

— Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?

2. Игра. Отгадай кто это?

Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь

Рыжая, хитрая, ловкая. Лиса

Серый, хищный, жадный. Волк

Белый, пушистый. Снег

Круглое, сладкое, сочное. Яблоко

3. Классификация имен прилагательных.

Упр.2, стр.69. — Записать слова по группам.

Работаем по вариантам.

Дети, работающие по I варианту, выписывают прилагательные, обозначающие цвет. II вариант – размер. III вариант – материал. IV вариант – время. V вариант – принадлежность кому-либо.

Проверим ваши работы.

Самопроверка . ( Слайд №8)

V. Решение проблемной задачи. ( Слайд №9)

Даша считает, что в этих словосочетаниях главными словами являются прилагательные. Права ли Даша? (Выслушиваются предположения учащихся.)

Сравните два предложения.

Раскрылся нежный подснежник.

— В каком предложении понятно, о чем идет речь, а в каком нет?

— Какой вывод можно сделать? (Главное слово — существительное.)

— Согласимся мы теперь с Дашей?

2. Прочитайте рубрику “Тайны русского языка” стр.70. ( Слайд №10)

— От чего зависит имя прилагательное? (Имя прилагательное зависит от существительного)

— Как изменяется форма имени прилагательного? (В словосочетании и предложении имя прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное.)

— Как называется такая связь? (Такая связь называется согласованием.)

— Во множественном числе род имен прилагательных не определяется.

Учитель дополняет схему — опору.

Прочитайте рубрику » Это важно знать» стр. 71

. VI. Продолжение «исследования» имени прилагательного.

Учимся определять род, число и падеж прилагательных.

Лесных шорохов — мн. ч, Р. п

С душистыми ландышами – мн. ч, Т. п у доски

Спелую землянику — ж.р, ед. ч., В.п

Березовый лес – м.р., ед. ч, И. п

Пушистому хвосту – м.р., ед. ч., Д.п

Молодцы! Умеете контролировать товарища и самого себя.

Выставление оценок за урок.

VII. Домашнее задание. . ( Слайд №11)

Стр. 70-71, прочитаете рубрики » Тайны русского языка», «Это важно знать», выполните упр. 4.

Выберите себе один цветок:

  • красный – если считаете, что вы поработали отлично
  • зеленый — хорошо поработали
  • синий — испытали трудности
  1. Подведем итоги исследовательской работы. Просмотрите схему-опору.

Ответьте на вопросы

  • Что называет и на какие вопросы отвечает имя прилагательное?
  • Как изменяется имя прилагательное?
  • Какую форму имени прилагательного называют начальной?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 4 классе. Тема урока: Склонение имен прилагательных. Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Тема: Имя прилагательноеЦель : углубить представление учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов, совершенствовать навыки определения признаков частей речи: имени существител.

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы.Цели: 1. Обобщить знания учащихся по теме «Склонение имён прилагательных мужского и .

УМК «Гармония»4 классЦЕЛИ: -отрабатывать у учащихся умение распознавать падежные формы имени прилагательного, закрепить алгоритм действия для выбора написания безударных окончаний имен прилагательных.

Тип данного урока: изучение нового материала. Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Подробно прописаны этапы урока, деятельность учителя, учащихся, а также плани.

Разработка предназначена для проведения урока русского языка во 2 классе (УМК «Школа России»). Содержит подробную технологическую карту урока и презентацию к нему.

Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»).

Источник