Меню

Урок русского языка понятие имени прилагательного



Урок русского языка «Понятие об имени прилагательном как части речи»

Цель: Формирование понятия об имени прилагательном.

Задачи:

  1. Обеспечить усвоение основных признаков имени прилагательного как части речи.
  2. Продолжать формировать специальные умения анализа слова, как части речи, установки связи слов в предложении.
  3. Развивать аналитические способности учащихся, память.
  4. Содействовать развитию речевых навыков детей.
  5. Воспитывать стремление применять новое знание на практике.
  6. Учить работать индивидуально, парами.

Оборудование:

  • запись слов II (жизнь, человек, вольная, борьба);
  • таблички для аналитической схемы фишбон;
  • опорные таблицы: 1) значение, вопрос, роль в предложении, 2) имя существительное, 3) имя прилагательное;
  • мультимедийная установка + презентации по теме урока (приложения 1-2);
  • картинки животных для индивидуальной работы;
  • карточки для проверки знаний учащихся.

1. Организационный момент.

— Запишем число, классная работа, прокомментируйте пропущенные буквы.

2. Минутка чистописания.

Учитель: Начнём мы нашу работу по традиции с минутки чистописания. Прочитайте слова на доске:

— в течение 10 минут запоминаете их. Я закрываю слова. Вы по памяти пишите. (1 человек пишет на доске)

— проверим: и себя, и того, кто писал на доске (все ли слова запомнил, правильно ли их написал, какой совет дадим …. а себе?)

— составим цепочку букв для чистописания: выпишем из данных слов буквы, обозначающие мягкие согласные звуки

НЧЛРТ (учитель — изменяю, напишите)

ЧЛРТН …. (проанализируйте, что произошло, продолжите сами)

ЛРТНЧ РТНЧЛ ТНЧЛР (объясните, как построили цепочки)

3. Актуализация опорных знаний учащихся о частях речи.

— Какое слово, по вашему мнению, здесь лишнее? Обоснуйте.

Жизнь – оно не переносится

Человек – в нём отсутствует орфограмма “Ь – показатель мягкости”

Борьба – в этом слове в корне проверяемая безударная гласная

Вольная – имя прилагательное, остальные имена существительные

Учитель: Но, тем не менее, все эти слова из одной группы, которая называется …. (ЧАСТИ РЕЧИ). Я предлагаю систематизировать уже имеющиеся знания и определить ту область раздела Морфология, с которой предстоит нам ознакомиться сегодня и продолжить работу на следующих уроках. (метод фишбон – приём активизации детей посредством суммирования информации) Послушайте сказку:

(. по ходу составляется аналитическая схема фишбон)

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха. Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак. Всё плохо получается. “Без командира нам не обойтись, решили слова. – Призовём-ка мы на помощь принцессу … (кто знает, как её зовут?) … Морфологию.

— Кто из вас обозначает предмет? – спросила Морфология у слов.

— Мы! – ответили одни

— Какие слова их тех, что записаны на доске, откликнулись? (Ей ответили “жизнь, человек и борьба”)

— А какие формы у вас есть? – спросила она

— Что они перечислили (род, число и падеж).

— А что вы умеете делать?

— Что ответили наши слова? (Быть в предложении подлежащим и второстепенным членом предложения)

— Становитесь под знамя ….. (дать детям самим сказать). “Имя существительное” — приказала им царица.

— Дайте определение этой части речи (имя сущ. – слово, обозначающее предмет, т.е. существующее лицо, вещь, явление).

Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова, и наступил мир и покой.

— Какие группы слов вы ещё знаете? (Глагол, имя прилагательное, числительное, местоимение, наречие, предлоги)

— Вернёмся к нашему оставшемуся слову “вольная”. По каким признакам вы определили, что оно не относится к именам существительным? (Опора: значение, вопрос, роль в предложении)

4. Сообщение темы урока.

Итак, мы начинаем знакомство с новой частью речи – именем прилагательным и тема нашего урока: Знакомство с существенными признаками имени прилагательного как части речи.

5. Работа с текстом.

Читайте также:  Прилагательные чтобы описать здание

Учитель: предлагаю вам текст (приложение 1, презентация про зайца). Я буду читать по 1 предложению, а вы пробуйте определить, что это за зверь.

Шубка у зверька летом …, а зимой — ……… .

… зверёк всего боится.

Его так и зовут: зайчишка-трусишка. Варианты ответов будут разные – мало информации.

Непонятно: у всех зверей есть хвост.

Этот зверь меняет окраску, но такой зверь не один.

Теперь понятно, это заяц.

— Сколько предложений мне пришлось прочитать, пока вы догадались, о ком идёт речь? (5, минимум 4)

— Попробуйте вставить пропущенные слова, которые дали бы нам больше информации о зверьке и помогли бы гораздо раньше догадаться, о ком говорится в тексте?

— Работать предлагаю в парах. На некоторых партах лежат карточки с подсказами нужных слов. Если кому-то понадобится помощь, можете обратиться к консультантам своей четверки.

Проверка: чтение текста по предложению, анализ, выбор оптимального варианта, показ его на экране (. обратить внимание на повторы, если они будут)

Этот небольшой (маленький) зверёк живёт в лесу.

У него короткий хвост.

Шубка у зверька летом серая, а зимой – белая.

Трусливый (симпатичный, добродушный) зверёк всего боится.

Его так и зовут: зайчишка-трусишка.

— Какой части речи вставленные слова? Докажите.

Вывод: дополним нашу “рыбку” (фишбон) новыми знаниями:

— Что обозначают имена прилагательные?

— На какие вопросы отвечают?

— Перечислите шаги, которые вы должны сделать, чтобы не ошибиться в определении части речи.

7. Наблюдение над зависимостью имён прилагательных от имён существительных.

Учитель: А вы не задумывались, почему имя прилагательное так называется?

(“Прилагается” к имени существительному для обозначения его свойств или качеств)

— Как это происходит в нашей речи? Послушайте ещё одну сказку: От рождения у Прилагательных были очень покладистые характеры. Они с удовольствием согласовывались бы со всеми Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа, падежа.

— А что, если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, — мечтали Прилагательные и решили, наконец, поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады своим новым друзьям. Так и живут с тех пор Прилагательные, чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба. (Лишняя, убрать. )

— Докажем это. Вернёмся к словам чистописания. Образуйте словосочетания нашего прилагательного с каждым из имён существительных. Запишите их (у доски 2 человека работают в паре).

вольный человек (м.р.)

вольная борьба (ж.р.)

— В каких случаях вам пришлось изменить окончания прилагательного? Почему? (Слово другого рода, другого числа)

Вывод: (добавить в схему фишбон). Следовательно, в нашей речи имена прилагательные принимают на себя род и число имени существительного, с которым связаны. Подробно об этом будем говорить на следующих уроках. А сейчас следующая задача — научиться устанавливать связь прилагательных и существительных в тексте.

— Вот наш текст о зайце: установите связь имени прилагательного с именем существительным, к которому оно относится (продолжение работы в парах с последующей проверкой и выявлением связи в предложениях разобранного текста).

— Испытывали ли вы трудности, устанавливая связь слов в предложении?

8. Закрепление (разноуровневые задания):

1) КСО: игра “Узнай, кто это или что это”.

Учитель: (приложение 2, презентация Загадки). А знаете ли вы, что именно прилагательные помогают нам отгадывать многие загадки. Хотите попробовать?

— Запишите отгадку, прокомментировав орфограммы. Назовите имена прилагательные, подсказавшие вам каждую отгадку.

Рыжая, пушистая на ёлочке живёт.
Крепкими зубками орешки грызёт.

Читайте также:  Начальная форма прилагательного острыми

Не боится волка маленькая кроха.
Острые иголки защитят надолго.

Скачет по болоту зелёная квакушка.
Зелёненькие ножки, зовут её …

Пи, пи, пи — она сказала,
Сразу в норку убежала.
Что же это за малышка?
Это маленькая …

У этой малышки твёрдая рубашка.
Знаю я из книжки, это — …

Дружбу водит он с лисой,
Для других ужасно злой.
Всё зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый …

Маленький, удаленький.
Сквозь землю прошел —
Красную шапочку нашел.

2) Индивидуальные задания (дать заранее на перемене): составить рассказ о животном, изображённом на картинке, не называя его, а только описывая.

Проверка: не читая всего рассказа, назвать только имена прилагательные, по которым остальные ученики класса д.б. определить само животное (вывешиваются картинки)

— Какой ответ вы дадите Почемучке: с какой целью употребляют в речи имена прилагательные? (Стр. 176 учебник)

— Значит, мы можем сказать спасибо именам прилагательным за то, что делают нашу речь яркой и выразительной.

— Какие признаки предметов называют подобранные нами имена прилагательные? Размер, цвет, качество характера)

Источник

Конспект урока русского языка на тему: «Общее понятие об имени прилагательном»

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Тема: Общее понятие об имени прилагательном.

образовательная: дать понятие об имени прилагательном как части речи, формировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным;

развивающая: развивать умение ставить вопросы к именам прилагательным, обозначающим различные свойства и качества предметов и явлений;

воспитывающая: воспитывать интерес к изучению родного языка как второго.

Тип урока : урок усвоения новых знаний

Оборудование: учебник, автор: Е.В.Малыхина Русский язык, 3 класс, 2 часть, К. «Навчальна книга» 2002 , загадки, текст 1,2

Методы: словесные, наочные и практичные методы.

Организация учеников к работе

— Доброе утро, детки. Я за вами очень соскучилась. Давайте вместе создадим хорошее настроение в классе на уроке. Повторяем за мной хором.

(Читаю по строчке, а ученики повторяют)

Наши ушки на макушке

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

Дежурные проверяют наличие домашнего задания в тетрадях, правильность же выполнения данного задания учитель проверяет при проверке тетрадей.

2. Каллиграфическая минутка

— Дети, открываем свои тетради и прописываем большую и маленькую букву Рр

— Начинаем писать большую букву Р . Она имеет два элемента. Первый- начинаем писать с верхней межстрочной линии, наклонная с заокруглением внизу влево. Второй — верхний полуовал.

— Теперь напишем маленькую букву р . Она тоже имеет два элемента. Первый- начинаем писать с верхней строчной линии прямую, ведем ее у нижней межстрочной линии. Потом пишем от первого элемента, немного ниже верхней строчной линии, вверх линию, которая заокругляется под верхней строчной и ведется вниз наклонной прямой к нижней строчной линии, где заокругляется вправо.

— Слушайте внимательно и дайте мне ответ.

Кто за птица?
Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

— Какая часть речи слово кукушка? (Существительное)

— На какой вопрос оно отвечает? (Кто?)

— Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая называет предмет, отвечает на вопросы кто? что? чей? чья? чьи?)

— Молодцы! Вы самые умные дети на свете.

Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и задач урока

— Прочитайте запись на доске. Попробуйте отгадать, о какой птице идет речь.

Непоседа…, птица…, птица…, самая… .

-Удалось ли вам это? (Нет)

( Учитель вставляет пропущенные слова: пестрая, длиннохвостая, говорливая, болтливая)

— А теперь вы сможете отгадать загадку? (Да, можем)

Читайте также:  В лесу рос куст орешника где прилагательное

— С помощью каких слов вы выяснили, что речь идет о сороке?

( пестрая, длиннохвостая, говорливая, болтливая)

— К какой части речи относятся данные слова? (Прилагательное)

— Сегодня мы приступаем к изучению новой части речи — имени прилагательном. С помощью этой части речи описываются признаки и свойства предметов и явлений.

Первичное восприятие и осознание нового материала

Наблюдение за ролью имен прилагательных в речи

— Послушайте два текста и скажите мне, чем они отличаются?

( Второй текст более развернутый, чувствительный, автор использовал много прилагательных)

На березках появились сережки. Почки раскрываются, с хвостиками, и на каждом клювике висит капля.

На березках появились сережки золотые, чудесные, нерукотворные. Почки раскрываются , шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая, прозрачная, светлая капля.

— Какое время года описано в этих текстах? (Весна)

— Какой из текстов помогает более ясно представить картину весеннего пробуждения берез? Почему? Какие слова использованы при этом? ( Второй текст, в нем больше признаков предметов, то есть прилагательных, слова: золотые, чудесные, нерукотворные, зеленом, большая, прозрачная, светлая.)

— Можно ли сказать, что автор не просто описывает картину пробуждения березок, но и передает свое отношение к увиденному? (Да).

— Слова, какой части речи использованы при этом? (Прилагательного).

— Какую «работу» выполняют прилагательные в нашей речи?

(Называют признаки предметов и делают нашу речь более образной, красивой и выразительной).

— Молодцы! Очень хорошо справились с заданием!

Ознакомление с правилом

— Откройте свой учебник на с 42, упражнение 355. Давайте прочтем его.

-На какие вопросы отвечает имя прилагательное? ( Какой? Какая?)

Имя прилагательное- признак предмета

4. Тренировка в образовании имен прилагательных.

— Имена прилагательные тесно связаны с существительными, они прямо идут за ручку друг с другом. Прилагательные не только связаны с существительными, но и образуются от них.

— Давайте вместе попробуем образовать такие прилагательные. Открывайте тетрадки и будем сразу их записывать.

( Говорю существительное, а дети ставят вопрос и образовывают прилагательное)

Боль- больной, вода — водный, гриб — грибной, дождь — дождевой, снег — снежная, лес — лесное, дерево — деревянный.

— Что одинаковое в этих парах слов? (Корень.)

— Как называются слова, которые имеют одинаковый корень? (Родственные)

Осмысление новых знаний в процессе практической деятельности

Тренировка в подборе существительных к прилагательным.

— Подберите к данным прилагательным имена существительные и запишите их в тетрадь.

Погожий, солнечный, теплый… ( День)

Свежий, прозрачный, прохладный… (Туман)

Синеглазая, молодая, румяная… (Девушка)

Пушистая, хитрая, рыжая… (Лисица)

Вкусная, сочная, синяя, душистая… (Слива)

Щедрая, золотая, богатая, красочная… (Осень)

-Соедините по смыслу прилагательные с существительными и запишите их.

Густой, дремучий (лес, туман); старый, пожилой (человек, журнал); смуглое, темное (лицо, окно).

-Дети, вы молодцы!

3. Выборочное списывание № 356 с 42

Веселый (Веселье, радость)

Помчался вскачь? (Удивление)

Красный, (Веселье, радуга)

Не угнаться за тобой! (Небольшая грусть)

— Выпишите имена существительные со всеми относящимися к ним именами прилагательными. И в скобках запишите вопрос, на который отвечает прилагательное.

О б р а з е ц : мяч ( какой? ) – мой, веселый, звонкий, желтый, красный, голубой.

ядовитый жук, костяной хвост, ядовитыми брызгами.

Запись в дневник

— Какую часть речи мы сегодня с вами начали изучать? (Имя прилагательное)

— Что обозначает прилагательное? (Признак предмета)

— На какие вопросы отвечает? (какой? какая? какое?)

— Отгадайте загадку, почти целиком состоящую из имен прилагательных.

— Потому что зеленая. (Черная смородина)

— Что означает слово зеленая в данном случае? (Незрелая, неспелая)

Оценивание ответов учащихся, выставление оценок.

— Мне было очень приятно сегодня с вами поработать!

Источник