Меню

Урок русского языка роль прилагательного в речи 6 класс



роль прилагательных в речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

данный материал подготовлен для учащихся 6 класса.

Скачать:

Вложение Размер
роль прилагательных в речи 6 класс 482.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Роль имен прилагательных в художественном тексте и в речи.

Цели: 1. Сформировать понимание особенностей употребления прилагательных в художественной речи, показать роль прилагательных в речевом высказывании;

2. Развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе языковых впечатлений;

3. Воспитывать любовь к чтению, к художественному слову, прививать любовь к искусству и родной природе.

  1. Вступительное слово учителя.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный?

Пора, красавица, проснись,

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись.

— О каком времени года пишет А.С.Пушкин? А вы любите зиму? Я тоже её люблю. Мы все с нетерпением ждали это прекрасное время года. Вот, наконец, выпал долгожданный снег.

Ребята, а попробуйте убрать прилагательные из этого стихотворения. Что у вас получилось?

— Какое из этих стихотворений беднее? Какую роль сыграли прилагательные ? на уроке нам нужно выяснить, какую роль играют прилагательные в речи.

2 . Работа с эпиграфом урока.

-Посмотрите на высказывание нашего замечательного писателя К.Г.Паустовского:

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

— Ребята, как вы понимаете эти слова? В нашем языке многие слова обладают свойством воздействовать, влиять на чувства и мысли людей, а некоторые особенно, потому что в них содержится образность, которая передается различными художественными средствами. Какие из них вы знаете? Что такое эпитет? Для чего нужен он автору? ( Чтобы ярче нарисовать картину, передать чувства автора, отношение к тому, что он изображает.) Сегодня мы будем учиться подбирать прилагательные-эпитеты в текстах.

3 . Работа с поэтическим текстом.

-Посмотрим, какую роль играют прилагательные в художественных текстах. Вы любите стихи?

Выразительное чтение учителем стихотворения В.Выркина «Ищу слова»

Ищу слова певучие,

Да чтобы в душу падали,

Как в полюшко бы зернышко.

Чтоб добрые да ладные,

Светили, словно солнышко.

Да грели бы лучистые,

Да звали бы пригожие

На помыслы бы чистые

Да на дела хорошие.

-Вдумайтесь в это стихотворение. О чем оно? Для чего нужно искать подходящие слова? (слова должны нести добро, свет, они должны звать на хорошие поступки)

-А какие слова могут звать на хорошие поступки? А вы совершаете хорошие поступки? Как вы понимаете выражение «чистые помыслы»? (слова должны влиять не только на хорошие поступки, но и на чистоту мыслей)

-Какие эпитеты вам понравились? Как вы думаете, что значит лучистое слово, приведите примеры таких слов (мамочка, солнышко и др.)

-Кто-нибудь из вас пишет стихи? Можете вспомнить несколько строк. Скажите, вам помогают в написании стихов эпитеты?

-Итак, слова помогают нам красиво мыслить, совершать добрые поступки, а также заниматься творчеством.

4. Работа с прозаическим текстом .(приложение№1)

-Посмотрим, какую роль играют прилагательные в прозе. В описании природы они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придают описанию образность, яркость, передают настроение писателя. Сейчас вы в этом убедитесь. Мы познакомимся с отрывком К.Г.Паустовского «Первый снег». Представьте на миг, что вы художники — вы любите рисовать? – в руках у вас волшебные кисти. Нарисуйте картину, которую увидите.

(выразительное чтение текста подготовленным учеником, на партах у учащихся тексты)

-Какое впечатление произвел на вас текст, какие картины у вас получились? Озаглавьте текст, составьте план, запишите в тетрадь. К какому стилю и типу речи относится текст?

-Ребята, какие эпитеты делают это описание таким ярким? Найдите в тексте и подчеркните все эпитеты. (проверка)

-Групповая работа: 1 группа выписывает из текста прилагательные, характеризующие небо, тучи, 2 – снег, снежинки, 3 – лес, птиц. (проверка на слайдах №4,5,6)

5. Работа с репродукциями картин (репродукции на доске)

-Ребята, вы рисовали волшебной кистью, а теперь посмотрите, как художники изображают зиму. ( репродукции на доске).

На уроках информатики вы тоже попробовали себя в роли художников.

Показ слайдов. Дайте названия своим картинам, использовав эпитеты.

Какие из предложений текста подойдут к этим картинам?

6. Индивидуальная работа.

-Художниками вы были, а теперь представьте себя писателями. Перед вами текст, в котором отсутствуют прилагательные, попробуйте его «расцветить». Подберите такие прилагательные-эпитеты, чтобы текст получился красивым.

Зимнее утро в лесу.

Лес еще спит. Зябко кутаются в свои. …..шубы….сосны. Дремлет…пень.

Но вот первые……лучи коснулись земли, и от их ……прикосновения вспыхнули и заискрились……огоньки. На ……ветку сосны взлетела птица, дерево недовольно тряхнуло рукавом, и в воздухе заплясали.….звездочки-снежинки.

-Сравните эти два текста, какой из них вам больше нравится? Какой текст получился красивым? Что помогло вам создать такую яркую, образную картину?

7. Творческое задание.

-Сегодня на уроке мы говорили о прекрасном времени года – зиме.И многие поэты тоже писали об этом прекрасном времени года. Ф.И.Тютчев: Зима-чародейка.

И.С.Никитин: Здравствуй, гостья-зима!

На дом вам было предложено тоже написать стихи о зиме. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

8. Домашнее задание.

-Ребята, сегодня, когда после занятий вы выйдете из школы, не спешите, остановитесь, прислушайтесь, оглянитесь вокруг, и в привычных образах вы сможете увидеть удивительные вещи.

Ваше домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему: «Какой я представляю зиму».

9. Подведение итогов.( учитель совместно с учащимися подводит итог урока)

-Сегодня мы работали с художественными текстами и выяснили роль прилагательных в них. Мы увидели, как по-разному используют эпитеты писатели и поэты, создавая выразительные, яркие произведения. Тексты, с которыми мы работали, объединяет любовь к родной природе, восхищение ее красотой. Употребление прилагательных придает речи точность, меткость, особую выразительность.

…Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Я открыл глаза. Белый и ровный свет заполнял комнату. Я встал и подошел к окну – за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.

Через окно я увидел, как большая серая птица села на заснеженную ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался мелкий снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом все стихло. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

Трудно было оставаться дома в первый зимний день. Мы ушли на лесные озера. В лесу было торжественно, светло и тихо. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Кое-где на белых полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец.

В лесах становилось все тише, и, наконец, пошел густой снег. Он таял в черной воде озера, щекотал лицо, порошил серым дымом леса.

Источник

Урок русского языка в 6 классе по теме «Роль имен прилагательных в языке и речи»

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»

городской округ Симферополь Республики Крым

Художественная тема: «Зима».

учить учащихся правильно и полно использовать прилагательные для повышения выразительности, точности, меткости, образности речи; продолжить работу по развитию речи, уточнить особенности текста; работать над развитием творческих речевых способностей; вырабатывать умения создавать собственные тексты-описания с использованием прилагательных; совершенствовать навыки диалогической речи; воспитывать у учащихся чувство прекрасного; прививать любовь к природе; воспитывать вкус к правильной, красиво звучащей речи; показать роль прилагательных в языке и речи; работать над орфограммами в прилагательных:

    правописание суффиксов; сложные прилагательные; не с прилагательными; безударные гласные в корне; о-е после шипящих и ц; краткие прилагательные с основой на ж, ч., ш, щ.

отрывок из стихотворения «Зимнее утро»; отрывок из произведения К. Паустовского «Русский лес»; репродукция картины «Зима»; словарик синонимов; необходимые записи на доске (название урока, эпиграф, цели урока, стихотворение без прилагательных, стихотворение с прилагательными, текст физкульминутки); карточки; демонстрационная карточка; магнитофон; аудиозаписи (романс Г. Свиридова из к/ф «Метель», Нино Ротто); ёлка (на ватмане); шары со словами для украшения ёлки; ёлочки для подарков.

Эпиграф: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск». (К. Паустовский)

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Я рада, что сегодня вы все такие красивые и добрые. Вам приятно то, что я сказала?

А как вы думаете, какие слова в моей фразе сделали её приятной для вас?

Фразу сделали приятной замечательные слова «красивые» «добрые». К. Паустовский сказал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск».

II. Сообщение темы и цели урока.

-И сегодня мы будем работать именно с такими прекрасными словами. К какой части речи относятся слова «красивые» и «добрые»? (Это имена прилагательные.)

-Мы постараемся искать и находить самые подходящие слова, которые обладают свойством воздействовать на чувства и мысли людей и ответим на вопрос: для чего нужны прилагательные и как они употребляются в речи? Самыми лучшими будем украшать то, что все будете украшать дома. Что? (Ёлку.)

(учитель открывает ёлку)

-И увидим, как она засверкает. Я вывешиваю на ёлку слова «красивые», «добрые», «приятная», «замечательные», «драгоценные», «таинственный», «прекрасные».

(учитель прикрепляет слова «красивые», «добрые», «приятная», «замечательные», «драгоценные», «таинственный», «прекрасные»)

-Запишите дату, «классная работа», тему урока: «Роль имен прилагательных в языке и речи».

III. Актуализация учебных знаний.

-Запишите словосочетания, обозначьте изученные орфограммы в прилагательных. У доски работают 2 человека.

    Холодная зима, пушистый снег, мохнатые снежинки, воздух свеж и чист, русский лес хорош, белоснежные шапки, недвижные сосны, темно-зеленые тяжелые ветви.

-Орфограммы объясняют поочередно. Молодцы. Садитесь

-Чем отличаются прилагательные «хорош» и «хороший»? (Краткие и полные прилагательные.)

-Найдите полные и краткие прилагательные.

(Полные: холодная, пушистый, мохнатые, русский, белоснежные, недвижные, темно-зеленые, тяжелые; краткие: свеж, чист, хорош.)

-Ещё 2 человека идут к доске, составляют предложения: один ученик у доски и ребята, сидящие на первом варианте, — с краткими прилагательными; второй ученик у доски и ребята, сидящие на втором варианте, — с полными прилагательными;

    Ясный зимний день хорош. (Прозрачный воздух свеж и чист.)

Пушистый снег ровным слоем покрыл землю. (Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе.)

-Определите роль полных и кратких прилагательных. Одинакова ли функция полных и кратких прилагательных?

(Нет, не одинакова. Полные прилагательные, в основном, определения и делают нашу речь более выразительной, точной, меткой, образной, а краткие входят в состав сказуемого, поэтому речь более торжественная, четкая.)

2.Вывод: нашу речь делают выразительной, точной, меткой, образной полные прилагательные, а торжественной, четкой – краткие прилагательные.

-Украсим ёлку прекрасными словами: «мохнатые, белоснежный, пушистый, выразительный, точный, образный».

(учитель прикрепляет слова на ёлку)

IV. Работа с художественными текстами.

1.Работа со стихотворением «Зимнее утро»

-Посмотрите на доску. Знакомо ли вам, ребята, это произведение? Прочтите.

Источник

Урок русского языка в 6-м классе по теме «Употребление имен прилагательных в речи»

Цель: показать роль имен прилагательных в речи.

Задачи:

  • Сформировать понятие «эпитет».
  • Проверить знание литературного материала.
  • Закрепить навыки работы с текстом: тема, основная мысль, ключевые слова. Закрепить орфографические и пунктуационные навыки.
  • Сформировать умение работать в группе, слушать мнение товарищей.
  • Развивать навыки устной и письменной речи.
  • Развивать воображение, яркость, образность, выразительность речи.
  • Воспитывать любовь к родному слову, к русской литературе.
  • Воспитывать чувство коллективизма.
  • 1. Организационный момент

    2. Объявление темы урока

    Учитель: «Это самая изобразительная часть речи. Эти слова могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении», — подметил В.В.Виноградов, замечательный русский лингвист, создатель науки о языке художественной литературы.

    Вопрос: Что это за часть речи?

    Ответ: Имя прилагательное.

    Учитель: Несомненно, имена прилагательные помогают представить предмет ярко,

    красочно, точно. «Прилагательное — прозрачный плащ, окутывающий существительное, расцвечивающий глазурью», — вот как об этой части речи говорил Шарль Бодлер, французский поэт.

    Тема нашего урока: «Употребление имен прилагательных в речи».

    3. Работа с учебником

    Задание: Прочитайте стихотворение Валерия Брюсова «Воздух живительный, воздух смолистый :». [1] упр. 238 (с. 107).

    Вопросы: Какая картина возникает в вашем воображении?

    Какими чувствами переполнен автор, о чем он нам хочет сказать?

    Какие слова помогают описать пейзаж, настроение?

    Воздух живительный, смолистый

    Свет упоительный, чистый

    Простор суровый и нежный

    Сосны недвижны Настроение:

    Словно в дивном краю

    Лепечут любовно

    Вопрос: В прямом или переносном значении они употреблены?

    Ответ: В переносном.

    Вопрос: Какие средства художественной выразительности использовал поэт?

    Ответ:

    • эпитеты (яркое, образное определение предмета, слова с эмоциональной оценкой);
    • сравнения (уподобление одного предмета другому в соответствии с авторской фантазией);
    • прилагательные-антонимы (слова с противоположным значением).

    Учитель: Все эти художественные средства придают речи выразительность, образность, яркость.

    Задание: Спишите, выполните задания по орфографии.

    Сегодня закрепляем правописание безударной гласной корня.

    4. Повторение видов эпитетов

    Учитель: Давайте вспомним замечательные русские народные сказки (учитель называет существительное, учащиеся должны вспомнить устойчивое сказочное выражение):

    что ни девица — красна (красавица)

    конь — ретивый, удалой, вороной

    степи — вольные, широкие, раздольные

    И представляем мы себе: выступает красна девица, словно пава; выезжает добрый молодец на своем удалом коне в степь широкую, а в руке у него меч булатный.

    Все эти эпитеты называются постоянными, тянется такой эпитет за существительным, как нитка за иголкой, даже туда, где, казалось, он неуместен.

    Есть еще эпитеты авторские, индивидуальные, вызывающие особые смысловые ассоциации:

    ветер — мокрогубый (М. Шолохов)

    тяжелозмейные волосы (А. Блок)

    Учитель: Подумайте, какими вы себе представляете этот ветер, эти волосы?

    Ответы: ветер влажный, сырой; волосы густые, длинные, заплетенные в тяжелые косы.

    Задание на доске: Подберите синонимы:

    Написано на доске Возможные варианты
    бархатная ночь (В. Брюсов) темная, безветренная
    бархатный снег (И. Бунин) пушистый
    бархатный звон (А.Чехов) приятный, мелодичный
    бархатный песок (М. Горький) мягкий, теплый
    бархатное слово (И. Гончаров) доброе, ласковое

    Учитель: Какова же роль прилагательных в нашей речи, в лирический произведениях великих мастеров русского слова? Прилагательные «озаряют» предметы, их называют «живописующей» частью речи. С одной стороны, прилагательные конкретизируют предмет (дом — кирпичный, пятиэтажный, старый), с другой — «расцвечивают» предмет, с третьей — с помощью прилагательных показывается отношение говорящего к предмету.

    5. Работа в группах

    Класс делится на шесть групп, группы получают задание.

    Задание: «Подбери эпитеты. Попробуй «озарить» существительное»:

    (Учащиеся получают листы бумаги с записанным именем существительным. Они должны за 5 минут вспомнить и написать подходящие по смыслу имена прилагательные. Затем один представитель от каждой группы зачитывает слова, в классе разбираются наиболее интересные, необычные имена прилагательные, способные «озарить» существительное).

    Существительное Возможные варианты
    1. СЕРДЦЕ человеческое, здоровое, доброе, золотое, каменное, отзывчивое
    2. РУКИ умелые, трудолюбивые, дырявые, золотые, грязные, мамины
    3. ВЕТЕР холодный, теплый, ласковый, северный, буйный, злой, встречный, крылатый, неугомонный, резвый
    4. ПОДРОСТКИ вежливые, трудные, заботливые, упрямые, знающие, умелые, капризные, энергичные, тихие, шумные
    5. ЗИМА снежная, белая, вьюжная, метелистая, морозная, сердитая, косматая, пуховая, хрустальная
    6. ЛИЦО вежливое, сияющее, царственное, честное, ясное, жалкое, задумчивое, взволнованное, встревоженное, брезгливое, тусклое, нервное, оскорбленное, улыбчивое, радостное, просветленное

    6. Закрепление ранее изученного. Работа с учебником

    Задание: Прочитайте выразительно стихотворение В.Выркина «Ищу слова» [1] упр. 237 (с.107)

    Вопросы: Какова основная мысль стихотворения? Почему в этом стихотворении много прилагательных?

    Учитель: «Словарь эпитетов литературного языка» предлагает нам разнообразные эпитеты ко многим существительным, так к слову «море» — 138 прилагательных, к слову «музыка» — 280 прилагательных, больше всего прилагательных, которые помогают описать лицо и глаза человека.

    (Класс выполняет задания к упражнению, позволяющие повторить темы «Морфемика» и «Словообразование»).

    7. Творческая работа «Дополни предложения»

    Каждый ученик получает лист с набранным текстом, состоящим из 6 предложений.

    Задание: Дополнить предложения подходящими именами прилагательными, которые можно взять из справочного материала.

    «Идет дождь. Пасмурно. Небо затянуло тучами. Вдруг сверкнула молния. Загремел гром. Началась гроза».

    ДОЖДЬ — бесконечный, затяжной, моросящий, тоскливый, однообразный, унылый:

    ТУЧА — нависшая, иссиня-черная, свинцовая, тяжелая, грозная, мрачная:

    МОЛНИЯ — багровая, золотистая, ослепительная, яркая:

    НЕБО — безбрежное, бесконечное, грозовое, лучезарная, пепельное, свинцовое, сизо-черное, усталое, неохватное:

    ГРОМ — отдаленный, раскатистый, веселый, гулкий, далекий, страшный:

    ГРОЗА — освежающая, буйная, жуткая, яростная, весенняя:

    Учащиеся работают индивидуально, результаты сдают учителю. На уроке можно прочитать и обсудить 1-2 работы.

    Результат выполнения творческого задания учащимися 6 класса, по которым состоялось обсуждение на уроке

    Идет бесконечный, унылый, моросящий дождь. Пасмурно. Усталое небо затянуло тяжелыми свинцовыми тучами. Вдруг сверкнула ослепительная молния. Загремел раскатистый гром. Началась жуткая гроза.

    Идет неторопливый дождь. Пасмурно. Безбрежное небо затянуло нависшими тучами. Вдруг сверкнула золотистая молния. Загремел раскатистый гром. Началась освежающая весенняя гроза.

    Вопрос: Какая часть речи помогла сделать текст ярким и выразительным?

    8. Подведение итогов урока

    Вопрос: Какая же роль имен прилагательных в нашей речи?

    Учитель: Имена прилагательные придают речи образность, точность, меткость, выразительность, живописуют слова. Речь становится нарядной, изысканной, неповторимой.

    Искусству красивой русской речи учат нас писатели и поэты.

    Учитель: Упр. 241, 242 (с. 109). При выполнении задания воспользуйтесь толковым словарем для уточнения лексического значения слов.

    Используемая литература:

  • Русский язык. 6 класс. Учебник под ред. М.М.Разумовской — Москва, Дрофа, 2008 г.
  • Е.В.Любичева, Л.И.Бондырева, М.Н.Романенко «Путешествие в Страну
  • Грамматики». Пособие для учителей-словесников — СПб: ООО «Издательство ДНК», 2002 г.
  • И.И.Постникова, Н.Д.Дизенко «Занимательные рассказы о частях речи» — Москва, Просвещение, 1998 г.
  • В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь «Занимательно о русском языке» — Москва, Просвещение, 1990 г.
  • С.И.Львова «За страницами школьного учебника» — Москва, Просвещение, 1998 г.
  • Источник

    Читайте также:  Падежи русского языка имена прилагательные