Меню

урок русского языка существительное в начале года повторение



Урок русского языка «Имя существительное. Повторение изученного»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок проводится после изучения темы «Имя существительное». Цель урока — обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном, закрепить орфографические навыки.

Скачать:

Вложение Размер
imya_sushchestvitelnoe._povtorenie_izuchennogo.doc 43 КБ
imya_sushchestvitelnoe._povtorenie_izuchennogo.ppt 117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме

«Имя существительное. Повторение изученного»

— обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи:

— ученики должны знать определение имени существительного, одушевлённые и неодушевлённые существительные, собственные и нарицательные;

— знать категорию рода, уметь определять род имён существительных;

— знать падежи и падежные вопросы;

— знать 3 склонения имён существительных, уметь определять склонение, уметь склонять существительные 1, 2, 3 склонения и существительные на -ий, — ия, -ие;

— знать категорию числа, имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа;

— знать, какую роль могут выполнять имена существительные в предложении, уметь определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении.

— создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний;

— способствовать развитию устной и письменной речи учащихся (через выполнение творческих заданий, требование полного ответа на вопрос);

— создавать условия для развития навыков самостоятельной работы;

— создавать условия для развития внимания;

— прививать интерес к изучению русского языка.

Тип урока – урок повторения.

Оборудование : доска; компьютер, экран, проектор, диск с презентацией «Имя существительное. Повторение изученного»; учебник (Т.А.Ладыженская. «Русский язык. 5 класс»).

I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Учитель объявляет тему урока (слайд презентации). Вопрос к классу:

— Какие цели вы ставите перед собой на этом уроке? (Ответы учеников)

— А вот какие цели ставлю я (слайд презентации).

II. Словарная работа.

Морфология, орфография, культура речи, имена существительные одушевлённые, собственные и нарицательные; Родина, Отечество, Отчизна, молодёжь, простор, раздолье, юбилей, армия, лекция.

Задание 1. Составить словосочетание с любым записанным словом, разобрать его (словосочетание). Один ученик – у доски: ульяновская молодёжь

Задание 2. Определить род, число, падеж главного и зависимого слов.

— Какой можно сделать вывод? (Имена существительные согласуются с именами прилагательными в роде, числе и падеже)

— Что мы знаем о категории рода? (М.б. мужской, женский, средний)

— О категории числа? (Существительные изменяются по числам; есть имена существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа. Привести примеры).

— Какие падежи вы знаете? Перечислите (с вопросами).

Задание 3. Просклоняйте существительные: по вариантам:

И.п. родина простор молодёжь

Р.п. родины простора молодёжи

Д.п. родине простору молодёжи

В.п. родину простор молодёжь

Т.п. родиной простором молодёжью

П.п. о родине на просторе о молодёжи

Задание 4. Выделите окончания существительных. Какой вывод можно сделать о правописании падежных окончаний существительных в единственном числе? (Правило)

Задание 5. Составить предложение со словом родина (устно). Разбор предложения на доске и в тетради:

В школе ребята читали стихи о родине, о счастье, о жизни.

— Объясните постановку знаков препинания в предложении.

— Сделайте вывод о том, какую роль может играть существительное в предложении.

— Выделите окончания в существительных – однородных членах. Объясните свой выбор. (Правило ещё раз).

— Морфологический разбор: о жизни 3

— Что мы повторили (промежуточный итог урока) .

III. Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Выборочно-распределительное списывание (одушевлённые – неодушевлённые – в начальной форме).

Кошка осторожно выглянула на улицу, понюхала весенний воздух и с любопытством посмотрела на Мишку. Мальчик стоял возле большой лужи, в которой отражалось яркое весеннее солнце, слушал, как кричат воробьи на берёзе, смотрел, как к нему через дорогу перебирается его старый приятель Колька. Наверное, возвращался из школы…

Взаимопроверка (меняются тетрадями) с доски / слайд презентации (правильный вариант)

— Какие из записанных слов являются собственными? А все остальные слова … (нарицательные).

— Как пишутся имена собственные? (С большой буквы) А названия чего-либо: книг, газет, журналов, кафе, спектаклей, кинофильмов и т.д.? (В кавычках)

Ребята ходили в киноцентр «Луна» на фильм «История дельфина». (Назовите собственные и нарицательные существительные; объясните написание).

Цифровой диктант: определите склонение имён существительных

Осень, зима, весна, лето; март, апрель; ель, сосна; вьюга, метель, солнце, радость.

В тетрадях: 3, 1, 1, 2, 2, 2, 3, 1, 1, 3, 2, 2.

Задание: определить склонение и падеж имён существительных и в соответствии с этим дописать их окончания.

П о ездка по Волг…, д о ехать до д е ревн…, жить в деревн…, о шибка в изл о жен…, побывать на лекц… в пл а н е тар…; работать в лаборатор…, учиться в консерватор…, отдыхать на пляж…, говорить о живопис…

Самопроверка с доски (правильный вариант).

— Какие виды орфограмм вам встретились? Подчеркните известные вам орфограммы.

? — Составьте с любым словосочетанием предложение с обращением. Запишите в тетрадь.

Повторение. Что такое обращение? Как обращение выделяется на письме? Является ли обращение каким-либо членом предложения?

Прочитайте два текста и выполните задания.
Текст 1
Вода сплошной пеленой валила за окном. В небе то и дело вспыхивали нити, небо лопалось, комнату
заливало трепетным, пугающим светом. (Булгаков)
Текст 2
Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес. (Есенин)
1. Какая тема объединяет тексты?
а) Дождь.
б) Ночь.
в) Гроза.
г) Лес.
2. В каком ряду все имена существительные среднего рода?
а) вода, чашка, пеленой
б) небо, за окном, из золота
в) гром, светом, лес
г) дело, в небе, комната

3. Найдите неверное утверждение.

А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

4. Имя существительное изменяется по:

а) числам; б) родам; в) лицам.

5. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении “ Тучи рваные кутают лес ”:

а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.

Домашнее задание: контрольные вопросы и задания на с. 212, упр. 544.

Источник

Конспект урока русского языка по теме «Повторение об именах существительных». 6-й класс

Класс: 6

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • повторение, обобщение и систематизация знаний об именах существительных, контроль за усвоением знаний и умений;
  • развитие речи учащихся;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедиа и проектор, учебник, стр. 71-73, карточки с заданиями, шифрограмма, таблицы, дополнительные материалы к уроку.

План урока:

  1. Орг. момент. Приветствие, организация внимания, установление контакта, проверка готовности к уроку.
  2. Актуализация прежних знаний:
    а) повторение об именах существительных: игра «Найди лишнее».
    б) Восстановление в памяти знаний об именах существительных одушевленных и неодушевленных: игра «Шифрограмма»
  3. Работа по теме.
    1. Беседа по таблице.
    2. Работа над правилом.
    3. Чистописание.
  4. Физкультминутка. Игра «Хлопаем и топаем».
  5. Закрепление материала. Выполнение упражнений.
    1. упр. 182 (устно);
    2. упр. 186 (письменно).
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание: упр. 188, написать мини-сочинение на тему: «Слово «лес» – это имя существительное».

Ход урока

I. Орг. момент.

– Добрый день, ребята. Давайте, все настроимся на работу. Начнем урок русского языка. Дежурный, рапорт.

II. Актуализация знаний.

– Дети, посмотрите на экран.

Тетрадь, дерево, кошка, зеленый, мальчик.

– Найдите лишнее слово.

– Почему оно является лишним? Докажите.

– Слово зеленый является именем прилагательным, все остальные имена существительные.

– Что называется именем существительным?

Имя существительное-это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

– К предметам относятся:

ПРЕДМЕТЫ:
ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА: ДЕВОЧКА, ДЯДЯ;
НЕЖИВЫЕ СУЩЕСТВА: КАМЕНЬ, ЛИНЕЙКА;
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ: ГРОЗА, ВЕТЕР;
ПРИЗНАК КАК ПРЕДМЕТ: БЕЛИЗНА, СВЕЖЕСТЬ;
ДЕЙСТВИЕ КАК ПРЕДМЕТ: БЕГ, ХОДЬБА,
КТО? ЧТО?

– Какой вывод можно сделать?

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ НЕ ТОЛЬКО ПРЕДМЕТЫ, НО И ОТВЛЕЧЕННЫЕ (АБСТРАКТНЫЕ ) ПОНЯТИЯ.

III. Работа по теме.

– Значит, ребята, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке, догадались?

– Об именах существительных.

  • Сформулируйте тему урока.
  • Имена существительные.
  • – Умницы. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число,тему.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

– Как всегда, несколько минут мы уделим чистописанию.

Лес – наше богатство. Он дарит нам радость.

– Спишите предложения чисто, аккуратно, обращая внимание на правильное соединение букв.

– Объясните смысл предложений.

Лес дает человеку кислород, которым мы дышим. Лес – это дом для диких животных. В лесу много ягод, грибов, лекарственных трав. Лес дает строительный материал. Лес – прекрасное место для отдыха. Лес не только дарит нам радость, но и создает разные удивительные вещи, надо только нагнуться и поискать.
– Что вы можете сделать для спасения леса?
– Не ломать ветки деревьев. Не жечь костры в лесу и не мусорить. Не разорять гнезда птиц. От человека зависит состояние природы. Надо любить и беречь природу.

– Подчеркните имена существительные, какими членами они являются?

В предложении чаще всего являются подлежащими и дополнениями. Но могут быть сказуемыми, обстоятельствами и определениями.

– А теперь напишем слова под диктовку: собака Бобик, тетя Надя, поэт Габдулла Тукай, город Казань, кот Пушок, журнал «Мурзилка».

– Подчеркните слова, которые написали с заглавной буквы. Почему? Какие слова пишутся с заглавной буквы? Расскажите правило.

– Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
– К собственным им. существительным относятся:
фамилии, имена, отчества людей;
– клички животных;
– названия городов, деревень, улиц, рек, озер и т.д.;
– названия газет-журналов, книг, картин и т. д.
– Названия газет-журналов, книг, картин пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки.
Собственные имена существительные – это названия отдельных лиц или единичных предметов.

– А остальные существительные как называются?

Нарицательные.

Расскажите правило.

Нарицательное существительные – это общее название для всех однородных предметов и явлений.

– Молодцы, ребята. Проверьте свои работы, правильно ли сделали вы?

собака Бобик, тетя Надя, поэт Габдулла Тукай, город Казань, кот Пушок, журнал «Мурзилка».

А теперь перед вами шифрограмма. Среди множества букв спрятались слова. Найдите и назовите их

  • ВУМАМАПС
  • ВЕТКАЛЮУ
  • ИДКАСТРА
  • ЯВОРОБЕЙ
  • АЗКОШКАШ
  • ЦЕИЖРЕПА

– Прочитайте, какие слова у нас получились? Что объединяет эти слова?

– Все они имена существительные. Все нарицательные существительные.

– Давайте, попробуйте поставить вопросы к словам. На какие вопросы отвечают эти слова?

  • Мама – кто?
  • ветка – что?
  • астра – что?
  • воробей – кто?
  • кошка – кто?
  • репа – что?

На какие две группы можно разделить данные слова?

Некоторые имена существительные отвечают на вопрос кто?

Потому что они обозначают живые предметы.

Как называются эти существительные?

Остальные слова отвечают на вопрос что?

Они обозначают неживые предметы.

Чем отличаются одушевленные и неодушевленные сущ-ные?

Одушевленные существительные отвечают на вопросы кто и обозначают людей, животных, птиц, рыб, насекомых, т.е. живые предметы.
Неодушевленные сущ-е обозначают неживые предметы и явления природы ; отвечают на вопросы что?

В татарском языке только люди отвечают на вопрос кто? А все остальные существительные отвечают на вопрос что?

Одушевленные и неодушевленные существительные в русском языке различаются грамматически. У одушевленных существительных форма винительного падежа мн. числа совпадает с формой какого падежа?

В.п. вижу кого? мальчиков, девочек.
Р.п. нет кого? мальчиков, девочек
.

У неодушевленных существительных форма вин.падежа мн. числа совпадает с именительным падежом. Например:

В.п. вижу что? книги, дома.
И.п. есть что? книги, дома.

IV. Закрепление. Выполнение упражнений.

б) Физкультминутка.

– Встали все из-за парт, Руки на пояс.

Игра называется «Топаем и хлопаем». Если я назову одушевленные существительные, то вы похлопаете, а если – неодушевленные, потопаете.

Праздник, веревка, писатель, рыба, яблоня, орел, коза, стекло, хлеб, дуб, инженер, печь, радость, молоко, город, мастер, село, лисенок, воин, дождь, медвежонок, дядя.

– Молодцы, ребята, почти не ошибались. Собственность и нарицательность, одушевленноость и неодушевленность являютя постоянными признаками имен существительных .

– Какие еще постоянные признаки имен существительных вы знаете?

Род.

А сейчас, ребята, определите род данных имен существительных, запишите их в 3 столбика.

Праздник, веревка, писатель, рыба, яблоня, орел, коза, стекло, хлеб, дуб, инженер, печь, радость, молоко, город, мастер, село, лисенок, воин, дождь, медвежонок, дядя.

– Кто правильно определил род имен существительных, давайте проверим. Проверяем по цепочке.

мужской род женский род средний род
праздник
писатель
инженер
город
лисенок
дождь
папа
доктор
веревка
рыба
яблоня
корова
печь
радость

стекло
поле
село
окно
дерево

РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
мужской женский средний
мальчик
юноша
конь
девочка
земля
мышь
окно
поле
10 слов на -мя

Как вы определили существительные м.р. и ж.р. с нулевым окончанием.

– Надо поставить в Р.п.

– Еще какой постоянный признак существительных вы знаете?

Склонение.

– Что называется склонением ?

– Сколько склонений в русском языке?

– А теперь определите склонение данных существительных.

1 склонение 2 склонение 3 склонение
папа
веревка
рыба
яблоня
корова
праздник
писатель
инженер
город
лисенок
дождь
доктор
стекло
поле
село
окно
дерево
печь
радость

1 склонение 2 склонение 3 склонение
-а, -я (ж.р., м.р.) (м.р.), -о,-е (ср.р.) (ж.р.)

Кто справился с этим заданием без ошибок? Кто ошибся?

– Назовите непостоянные признаки имени существительных Число, падеж.

Сколько падежей в русском языке? Назовите их по порядку с падежными вопросами.

Название падежа Падежные вопросы Вспомогательные слова
Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный
кто? что?
кого? чего?
кому? чему?
кого? что?
кем? чем?
о ком? о чем?
существует
нет
дать
вижу
горжусь
говорю

Просклоняйте по одному слову: мама, отец, степь.

– Как различать И.п. и В.п. неодушевленных имен существительных?

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
В ФОРМЕ И.П. – ГЛАВНЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ,
А В ФОРМЕ В.П. – ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

– В форме какого числа употреблены записанные имена существительные?

Употребите эти имена существительные в форме мн. числа.

Игра «Найдите «третье лишнее» (устно)

1. Меч, ночь, камыш.

– Выпишите в левый столбик существительные м.р., а в правый – ж.р.

Рож…, грач…, ноч…, помощ…, гараж…, молодеж…, карандаш…, вещ…, мяч…, малыш….,рубеж …, реч….

м.р. ж.р.
грач
гараж
карандаш
малыш
рубеж
мяч
рожь
ночь
помощь
молодежь
вещь
речь

в) №182 (устно), 186 (письм).

V. Домашнее задание.

Наш урок заканчивается. Задание на дом – упр.188, стр.74, написать мини-сочинение-рассуждение на тему «Лес – это имя существительное», просклонять существительное «лес» по падежам.

VI. Оценка за выполнение заданных работ в течение урока.

А теперь, ребята, сами и оцените свои работы.

За тестовую работу оценки будут объявлены позднее.

VII. Подведение итогов урока.

– Наш урок подходит к концу. О какой части речи говорили на уроке? Насколько значима эта часть речи для нас?

– По количеству слов имя существительное – самая богатая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Писатель Л.В. Успенский считал, что «имя существительное – это хлеб.

Источник

Читайте также:  что такое существительное свойства